Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Авеню - дорога с каменным покрытием, термин, этимология

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 23/09/2023. 10k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Асфальт - стекло.
      Иду и звеню.
      Леса и травинки сбриты.
      На север с юга идут АВЕНЮ,
      с запада на восток - стриты...
      
      Но кепченку не сдерну с виска.
      У советских собственная гордость:
      на буржуев смотрим свысока.
       В. Маяковский. Бродвей.
      
      
       Пути сообщения между отдельными населенными пунктами и районами всегда были связаны с торговлей. Дорога, это обустроенное пространство для беспрепятственного передвижения людей, грузов и идей, наличие сети обустроенных дорог всегда ведет к развитию государства. Термин AVENUE этимологи возводят к 1600 году и в то же время вкладывают в него смысл "широкая улица, обсаженная деревьями", что очевидная бессмыслица, т. к. средневековые города имели очень плотную застройку, места для "проспектов обсаженных деревьями" - не было.
      
       На плане Лондона 1593 года знаком "дерево" обозначены некоторые участки по окраинам города (сады), но в самом городе, очевидно, не было деревьев, или было очень незначительное количество, узкие улицы средневекового города не обсаживали деревьями. На панорамных гравюрах Лондона XVI-XVIIIвв. в черте города на северном берегу Темзы также не отмечено деревьев, есть группы деревьев на южном береге реки, они примыкают к домам и с "обсаженной деревьями дороге" не имеют никакой связи.
      
       То же явление и в Париже XVI-XVIII вв., в пределах крепостной стены в старой части города практически нет деревьев, незначительные группы искусственно высаженных деревьев вдоль дороги в одном случае. Вид деревьев у Триумфальной арки на гравюре 1844 года, скорее всего, напоминает ЛЕС вокруг неё, а не ряды деревьев вдоль дорог. Надо отметить, что изученные гравюры выполнены на высочайшем художественном уровне, в них прорисованы детали костюмов людей, колодцев, домов, в сущности это своеобразный ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ снимок того времени, и нет оснований этим планам и гравюрам не верить.
      
       Современный внешний облик европейских городов сформировался в XIX веке, многие города в этот период были расширены и перестроены, появились широкие улицы, проспекты и АВЕНЮ, которые мостились КАМНЕМ; старая часть городов с узкими улицами, как правило, сохранялась в неприкосновенности. Таким образом, истолкование термина AVENUE, как "широкая улица, обсаженная деревьями" - интерпретация второй половины XIX века, и собственно к термину 1600 года отношения не имеет.
      
       Старый смысл понятия АВЕНЮ, очевидно, был утерян, мы попытаемся его восстановить, а для этого необходимо рассмотреть, хотя бы кратко, историю строительства дорог. Остатки римской дороги II-III вв. археологи (9 TV канал) недавно обнаружили неподалёку от Иерусалима. Дорога была выложена хорошо подогнанными КАМЕННЫМИ плитами, которые ограничивались бордюрными камнями, и имела в ширину 8 метров, плиты - стерты, что говорит об интенсивном движении.
      
       Интересный факт - современная дорога была проложена прямо по римской дороге; евреи, очевидно, были знакомы с римскими дорогами раньше молодых европейских народов, возможно термин АВЕНЮ имеет связь с сакральным ивритом, что мы и попытаемся установить в этой работе.
      
       1) Существующая этимология
      
       а) Википедия
      
       Корень - авеню. Значение - широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (в Англии, США и некоторых других странах). Этимология - происходит от старофр. avenue, женского причастия прош. вр. от avenir "подходить", из лат. advenīre, от ad + venīre. (???)
      
       б) Onlain Etymology dictionary (перевод Гул)/AVENUE
      
       "c. 1600, "способ подхода" (первоначально военного слова), от французского Ближнем проспект "путь доступа", от старого французского проспекта "акт приближается, прибытие, "существительное использованием метода конечных элементов. из Авеню, причастие прошедшего времени Avenir", чтобы прийти в себя, прибыть", от латинского advenire", чтобы прийти в себя, "из AD- "до" (см. AD) + судебный приказ о сформировании состава присяжных "вступить" (см. места). Значение перешли на "способ подхода к загородном доме", обычно граничит с деревьями, а значит, "широкий, усаженный деревьями дороги" (1650), а затем в "широкий, Главная улица" (к 1846, особенно в США)". (???)
      
       2) Дорожная история
      
       а) Римские дороги
      
       В Европе первыми строителями разветвленной дорожной сети были римляне, в целях поддержания порядка в огромной Римской империи требовались хорошо обустроенные пути для быстрого передвижения войск и перевозки различных грузов. Используя на строительстве дешевую рабочую силу: солдат, рабов и каторжников, за 500 лет римляне построили 75 000 км дорог.
      
       Особенностью римской дороги (ряд участков сохранился до нашего времени) была единая технология - слоистая структура; внизу крупный КАМЕНЬ, затем щебень, галька с кулак, галька - с грецкий орех, верхний слой состоял из мелкой гальки смешанной с песком, некоторые участки мостились КАМНЕМ.
       Чтобы дорога не разрушалась, по её краям укладывался бордюрный камень, и делали скат к обочинам для стока воды. При всех изменениях в технологии строительства (применяли растворы глины и цемент с 150 г. до н.э. как вяжущий материал), основным опорным (краеугольным) материалом в дорожном полотне всегда был - КАМЕНЬ.
      
       б) Дороги в средневековой Европе
      
       После распада Римской империи в 476 г. дорожная система на большей части Европы пришла в упадок, только в Византии поддерживали дорожное хозяйство и строили новые пути. Натуральное хозяйство раннесредневековых государств производило все необходимое в пределах феодального поместья, торговые отношения были сведены к минимуму, передвигались в основном вдоль рек по тропам (натоптанный путь) или по воде, рекам. Возрождение магистральных путей началось с ростом городов в XII-XIVвв., в первую очередь это касалось мостов, во Франции в XI веке было создано "Мостовое братство", сооружение мостов выделило главные трассы, которые также начали обустраивать.
      
       Однако дорожное строительство велось очень медленно, в "проезжем" состоянии поддерживались дороги вокруг крупных населенных пунктов и на главных транспортных магистралях. Обычно, в дорожное полотно укладывалась древесина (бревна), ветки и сверху присыпали песком и галькой, через несколько лет такие дороги приходили в негодное состояние и операция повторялась.
       Тропы-дороги были узкими (1-2 метра шириной), часто зарастали или размывались, путешественники передвигались в основном верхом, а грузы перевозили вьюками. Хаос, разбой, грабежи и поборы феодалов (владельцев земель) делали передвижение по торговым или личным делам опасным. Всё это привело к тому, что центральные власти стали уделять внимание обустройству путей сообщения, в XIII веке в Англии был издан закон, требующий расчистки от деревьев проезжей части на 63 метра. Местных феодалов заставляли следить за состоянием дорог и мостов, а население обложили дорожными налогами.
      
       в) Дороги Нового времени
      
       В XVI веке в связи с развитием капиталистических отношений чрезвычайно возросли торговые перевозки, изменилось отношения государства к строительству и ремонту дорог, стали возникать компании по строительству дорог. Французские инженеры отыскали и изучили старые римские пути и начали строить новые дороги по римскому образцу, где в основе дорожного полотна был КАМЕНЬ, правда, как утверждают историки, строительство было более низким по качеству.
      
       В XIX веке стали отказываться от массивного и дорогого каменного основания и начали закладывать в основание дорожного полотна ЩЕБЕНЬ (тоже камень, но мелкий, массой до 170 гр.). В период XVIII-XIX веков в связи увеличением грузопотока и обустройством городов в развитых государствах (Англия, Франция, Германия), главные дороги стали расширять и обустраивать - одевать в КАМЕННЫЕ "одежды". Покрытие проезжей части мостилось необработанным и обработанным камнем, в отличие от дорог проселочных, второстепенных и грунтовых. Тогда и распространился термин AVENUE имеющий основное значение по утверждению этимологов - проспект, широкая, основная дорога.
      
       Вывод
      
       Мы выделили основной элемент дороги, начиная с римского времени это - КАМЕНЬ, каменное покрытие являлось основной характеристикой главной и лучшей дороги XVIII- XIX вв. Осталось найти КАМЕННОЕ основание в языке иврит и сравнить французский и библейский еврейский термин.
      
       3) Терминология иврита и библейский образ
      
       а) Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим термин иврита в корне слова - AVENU+E: у нас моментально появляется соответствующий термин иврита.
      
       Общий вид
      
       AVENU+E = ивр. ЭВЕН אֶבֶן камень; АВНИ אַבְנִי каменный; если прочитать все знаки = АВЕНИИ; т.е. каменное покрытие дороги или каменное основание дорожного покрытия.
      
       б) Библейский образ
      
       Термин ЭВЕН (камень) употребляется в Библии 173 раза, приведем некоторые примеры:
      
       * Господь отвечает Иову, Иов 38:6: "На чем утверждены основания её, или кто положил краеугольный камень (ЭВЕН) её (Земли);
      
       * Исаия 62:10: "Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни (ЭВЕН), поднимите знамя для народов!";
      
       * Иеремия 51:26: "И не возьмут из тебя камня (ЭВЕН) для углов, и камня (ЭВЕН) для основания, но вечно будешь запустением, говорит Господь".
      
       Таким образом, "французский" термин AVENUE означает КАМЕННОЕ покрытие дороги. Совпадение термина с образами и лексикой иудаизма указывает, что первые строители АВЕНЮ были хорошо знакомы с оригинальными (еврейскими) текстами Библии и применяли в своей деятельности, библейские термины.
       Кишинев, 20. 12. 2015 г.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 23/09/2023. 10k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка