И сказал Бог: "Пусть земля порастет растениями: травами (ивр. ЕСЕВ), которые будут давать семена, и деревьями разных видов,
которые будут давать плоды с семенами". И стало так
Бытие 1:11 (Третий день Творения)
***
И произвела земля зелень, траву (ЕСЕВ), сеющую семя по
роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по
роду его. И увидел Бог, что это хорошо
Бытие 1:12
1) Топонимика
* Бесов - хутор в Киквидзенском районе Волгоградской обл. на речке Черная. Показан на Карте РККА юга России 1941 года, двухкилометровка, МТФ. На Топографической карте Новоаннинского и окрестностей 2001 г. - обширная степная растительность. Краеведение: "Согласно алфавитному списку населённых мест Области Войска Донского 1915 года земельный надел хутора составлял 500 десятин, на хуторе проживали 99 мужчин и 90 женщин".
* Бесовец (карел. Besoučča, Besouča) - деревня в составе Шуйского сельского поселения Прионежского района Республики Карелия, в лесном, речном, озерном и болотистом массиве на реке Шуя. Показана на ПГМ Петрозаводского уезда Олонецкой губ. 1802 г. - Верхний Бесовец, пашня в лесном массиве. На Подробной карте Российской Империи и близлежащих заграничных владений. Северная часть 1816 г. На Карте Петрозаводского уезда 1860 г. - Бесовец. На карте Стрельбицкого 1871 г., церковь. На Карте РККА P-36-81 Петрозаводск 1935 г. - Верх. Бесовец и Сельхоз. колония Бесовец, луга. На Карте РККА Карелии, двухкилометровка 1941 г. На Подробной топограф. карте Карелии 2001 г., луга в пойме реки.
Краеведение: "Топонимы с названиями "Бесов", "Бесиха", "Бесовец" были издавна распространены в Олонецкой губ. и связаны, по-видимому, с дохристианскими культами "бесов", то есть языческих богов, финских или славянских [неавторитетный источник]. Современные исследования Института истории, языка и литературы КарНЦ РАН показали, что к "бесам" топоним не имеет никакого отношения. ... Деревня у порога Бесовец упоминается в документах XVI в.: "Дер(евня) под порогом у Бесовца", "Дер(евня) на Бесовце"".
* Бесовка - деревня в Тихвинском районе Ленинградской обл. на реке Сясь в лесном и болотистом массиве. Показана на Семитопографической карте Новгородской губ. Безкорниловича 1847 г. На карте Шуберта 1832 г. и Стрельбицкого 1871 г. На Топокарте Ленинградской области РККА (дополнительный лист) 1941 г., значительные луга. На Подробной топограф. карте Ленинградской обл. 1991 г., луга у деревни и на реке.
* Новая Бесовка - село в Новомалыклинском районе Ульяновской обл. на овраге с водным источником у реки Кармала (ивр. КАР ягненок, баран, пастбище + МАЛЕ наполнять), ОТФ, степь, степная растительность. Показана на Карте Симбирского наместничества из атласа Горного Училища 1782 г. На Столистовой карте Российской Империи 1804 г. На карте Стрельбицкого 1871 г., 4 двора. На Карте Самарской губернии 1867 г. Рихтера и Станевича. На карте Чкаловская область - БСАМ 1939 г. На Топографической карте Димитровграда и Нурлата с окрестностями 2001 г.
* Старая Бесовка - село в Новомалыклинском районе Ульяновской обл. на окраине лесного массива на реке Бол. Черемшан, обширные луга к западу от села. Показано на карте из Атласа 1794 г. для юношества. Нижегородское, Казанское, Пензенское и Симбирское наместничества - Бесовка. На Карте Самарской губ. 1867 г. Рихтера и Станевича - Ст. Бесовка. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Ст. Бесовка, 10 дворов. На Топографической карте Димитровграда и Нурлата с окрестностями 2001 г., обширные луга к западу. Краеведение: "Первый населенный пункт на территории... возник в 1664 году на берегу Большого Черемшана, который получил название Бесовки...".
* Бесово - деревня в Бабынинском районе Калужской обл. обширные луга по ручью и вокруг деревни. Показана на Геометрической карте Калужского наместничества 1782 г. На ПГМ Перемышльского уезда Калужской губ. 1782 г., пашня. На Карте Шуберта Калужской области - трёхверстовка губ. 1860 г. - Бесова, луга по ручью. На Карте РККА N-36 (Б). Калужская, Смоленская и Московская обл. 1935 г., обширные луга. На Топографической карте Сухинич с окрестностями 2001 г. обширные луга.
* Бесово - деревня в Мосальском районе Калужской обл. в лесном массиве у реки Пополта, луга по водным источникам и вокруг деревни. Показана ПГМ Мосальского уезда Калужской губ. 1782 г., пашенный участок на ручье. На карте Шуберта 1832 г. и Стрельбицкого 1871 г. На Карте РККА N-36 (Б). Калужская, Смоленская и Московская обл. 1941 г., обширные луга к С-В от деревни. На Топографической карте Сухинич с окрест. 2001 г.
* Бесово (видимо в составе с. Большого Руново, осн. XVI в.) - деревня в Каширском районе Московской обл. на реке Ока. Показано на Карте Шуберта Московской губ. 1860 г. На Карте РККА N-37 (А). Московская, Калужская, Тульская обл. 1935 г. - Бесово, значительные луга в пойме реки Ока.
* Бесово - деревня в Молоковском районе Тверской обл. в лесном и болотистом массиве у реки Белая. Показана на карте Шуберта 1832 г. - Воскресенская (Бесова). На Карте Менде Тверской губ. 1853 г. - Воскресенская (Бесова). Воскресенская показана с 1800 г. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Воскресенская. На Советские карты O-37 - Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г.
* Бесово (до 1963 года название деревни Устье) в Вяземском районе Смоленской обл. Показана на Карте Шуберта Калужской обл. - трёхверстовке губ, 1860 г. На карте Стрельбицкого 1871 г. На Карте РККА N-36 (Б). Калужская, Смоленская и Московская обл. 1935 г., значительные луга. На Топограф. карте Кондрово с окрестностями 2001 г., значительные луга.
** Есть еще несколько топонимов советского времени, карты показывают значительную луговую растительность.
2) Термин "бѣсъ" в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1975, с. 148, 150;
https://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
* Бѣсъ - 1. бес, 1071 г. 2. О языческом божестве, идоле, кумире, XVII в.
* Бѣсновавый, бѣсноватый, XVI, XVII вв. Беснование - сумасшествие, бешенство, буйство, необузданность, 1594. Бѣсный - бес, 1035 г.
Бес, бесы - злые духи, служащие диаволу и вместе с ним составляющие царство тьмы, главою коего есть диавол (Мф. XII, 24-29 и др.). Указания в В. и Н. Заветах на существование бесов многочисленны: в В. Завете повествуется, что не раз, когда являлись пред лице Божие ангелы Божии, являлся вместе с ними и диавол, и потом подробно описываются те многоразличные бедствия, какими по попущению Божию искушал диавол праведного Иова (Иов. I, 6, II, 2). Повествуется также, что когда от Саула отступал Дух Божий, то его возмущал злой дух от Господа (I Цар. XVI, 14). В кн. Премудрости Соломона говорится, что завистью диавола смерть вошла в мир (Прем. II, 24). В Н. З., кроме названия бесов, для них существуют еще и другие названия, именно: злые духи (Лук. VII, 21), нечистые духи (Мф. X, 1), духи злобы (Еф. VI, 12), аггелы диавола (Мф. XXV, 41) и аггелы змия (Апок. XII, 7, 9).
3) Обобщения и вывод
а) Деревни показаны на картах кон. XVIII-XIX вв., других исторических данных за исключением указанных не обнаружено. Расположены в лесных, озерно-речных и болотистых массивах или в степи, где в приземном слое лесов, на лугах и в степи произрастает обильная травяная растительность. Для человека наиболее значимы важнейшие травяные сельскохозяйственные культуры - зерновые, овощные, для корма животных используют луговые травы.
б) ЭСБЕ/Земледелие/Луга, участки местности
* Земледелие: "под З. везде разумеют не одно только возделывание земли и разведение на ней хозяйственных растений, но и скотоводство или разведение домашних животных. ... Бывает, однако, что разведение растений и животных находится в большем или меньшем равновесии, как мы это видим в так называемых навозных хозяйствах. В таком положении находится вся нечерноземная полоса России, где почва по самой природе так скудна, что без удобрения не может давать прибыльных урожаев.
Развитие скотоводства параллельно с З., таким образом, здесь вызывается совершенною необходимостью. Лучшим надобно считать то положение, где скот рассматривается как источник не только удобрения, но и дохода от прямых его продуктов: мяса, молока, масла и т. п., что также начало у нас осуществляться, когда стали распространяться среди крестьян маслодельни, как это мы видим, главным образом, в Вологодской и Ярославской губерниях. Наконец, разведение животных может быть в некоторых случаях выгоднее разведения продажных растений, и тогда З. снова является на втором плане сравнительно с скотоводством. ...".
* "Луга - участки, занятые постоянно травяными растениями, которые, по крайней мере у нас, никогда не перепахиваются, называются лугом или выгоном, смотря по тому, скашиваются или стравливаются произрастающие на ней травы. ... Самородные же Л. способны сохранять свое естественное состояние в течение столетий. Покрывающая их растительность почти никогда не погибает окончательно, так как состоит из весьма разнообразных растительных форм, неодинаково относящихся к переменам погоды. ....
Обеспечивая сеном содержание скота, подобно искусственно засеянным травой полям, Л. имеют преимущество перед последними, потому что мало нуждаются в удобрении, а служат почти везде источником плодородия полей; доставляемый Л. корм перерабатывается в навоз и поступает на удобрение полевой земли. В России почти нет таких хозяйств, которые обходятся без луговых угодий. ...".
в) В России и на Украине более 50 топонимов: Травино, Травинка, Травкино, Травково, Травлинка, Травневое, Травники, Травное, Травянистое, Травянка, Травяное, Травянское, Травяны и подобных. Более 300 населенных пунктов: Луг, Луганское, Лугань, Луги, Луговая, Луговка и подобных.
г) Связь топонимов "Бесово" с термином "бѣсъ" (злой дух) маловероятна. Православная церковь, через систему "приходов" (религиозная община христиан при храме), отслеживала и организовывала топонимическое имятворчество на местности, освящала (давала имена), поселениям. Невероятно, чтобы местный священник мог освятить новое поселение (дать имя) и вложить в него понятие "Бѣс" - злой дух. Скорее всего, в топонимах содержится хозяйственное назначение деревни - земледельческое поселение.
Вывод
Целесообразно рассмотреть топонимы содержащие корень БЕСОВ в связи с библейской терминологией, образами и хозяйственной деятельностью населения.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем топонимы в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.
БЕСОВ, БЕСОВЕЦ, БЕСОВКА, БЕСОВО = БЕСОВ, БЕСОВ+ЕЦ, БЕСОВ+КА, БЕСОВ+О; очевиден общий русский корень - БЕСОВ + дополнения к корню - ЕЦ, КА, О, некоторые можно интерпретировать.
Общий вид
+ русск. корень БЕСОВ = Б+ЕСОВ = иврит, предлог Б בְּ среди + ЕСЕВ עֵשֶׂב трава, злаки; т.е. поселение на луговом пространстве, среди трав - Травино, Травкино, Луговое и др.
Конкретно по топонимам
++ русск. БЕСОВЕЦ = Б+ЕСОВ+ЕЦ = иврит Б בְּ в, внутри, среди, в виде + ЕСЕВ עֵשֶׂב трава, злаки + ЕЦ עֵץ дерево в различных значениях: дерево лесное, срубленное, лес для строений, бревно, брус, дрова; ЕЦА עֵצָה дрова, бревна, лес для строений (Бытие3:3 и др.). Т.е. хозяйственные занятия населения: земледелие, животноводство, лесозаготовки, сплав леса.
* Пояснение. Деревня Бесовец находится на реке Шуя. ЭСБЕ/Шуя: "Шуя - река Олонецкой губернии, приток Онежского озера, ... Длина 150 верст, шир. - от 50 до 100 саженей, глуб. - 1-4 сажени. По причине многих порогов Ш. судоходна только на 6 верст, считая от впадения в Логмозеро, но сплавна на всем протяжении". До 1963 года по реке проходил лесосплав - река сплавная, соответственно сочетание ЕЦ указывает на сплав древесины. ЕЦ = ивр. ЕЦ עֵץ в общем - дерево в различных видах.
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; Hомер Стронга: H6086. Оригинал: עץ. Произношение: ‛эц. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H6095 - дерево, древесина, дрова, брёвна, лес, палка.
+++ БЕСОВКА = Б+ЕСОВ+КА = Б בְּ в, внутри, среди, в виде + иврит ЕСЕВ עֵשֶׂב трава, злаки + КА русское окончание; т.е. поселение среди трав - луговое.
б) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H6212. Оригинал: עֵשֶׂב. Произношение: ‛эс́эб. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего glisten (or be green) - зелень: трава, злаки и т. д.
* Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого завета, Вильно, 1878, с. 370, ЕСЕВ трава, злаки.
в) Библейский образ
* Бытие 1:29: "И сказал Бог: "Я отдаю вам в пищу все травы (ивр. ЕСЕВ) с семенами, какие есть на земле, и все деревья, приносящие плоды с семенами".
* Бытие 1:30: "А зверям земным, и птицам небесным, и живности земной - всем, в ком дышит жизнь, - Я отдаю в пищу зелень растений (ЕСЕВ)". И стало так.
* Захария 10:1: "Дождя просите у Господа, когда нивы ждут влаги весною: Господь творит грозы и проливные дожди, Он дарует каждому в поле зеленые всходы (ивр. ЕСЕВ עֵשֶׂב зелень, трава,злаки)".
Таким образом, русская топонимика с корнем БЕСОВ является транслитерацией (передача термина иврита русским алфавитом) библейского термина ЕСЕВ трава, злаки, что указывает на хозяйственное назначение деревни - земледельческое и животноводческое поселение.