Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Manhattan, Манхэттен - Дар Божий

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 23/12/2015. 21k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Названием, наиболее распространенным среди черни (например, членов Законодательного собрания и управляющих банками), является Манхаттан, происшедшее, как говорят, от обычая, принятого среди сквау в древнем поселении, носить мужские войлочные шляпы...

  •   
      Вот жребий твой, отмеренная тебе
      от Меня часть (мана), говорит Господь,
      потому что ты забыла Меня
      и надеялась на ложь
      Иеремия 13:25
      
      
      Имя острова, на котором расположена часть современного Нью-Йорка, издавна интересовало ученых и просто любознательных людей, среди которых попадались и сатирики. Не упустил возможность высказать своё мнение по поводу Манхэттена и отец американской литературы Вашингтон Ирвинг (1783-1856), его рассуждения по поводу данного имени интересны, поэтому автор позволил себе включить в работу отрывки из произведения "История Нью-Йорка".
      
      1) Вашингтон Ирвинг
      
      "Эта река, по слухам, была известна дикарям под названием Шатемук, хотя в небольшом прекрасном историческом труде, опубликованном в 1674 году Джоном Джосселином, джентльменом, нас уверяют, что она называлась Мохеган (* На карте Огилва эта река изображена также под названием Манхаттан, Ноордт, Монтень и Мауриниус)".
      
      "Первоначальное название этого прекрасного острова вызывает некоторые споры и уже подверглось искажению, что служит доказательством печального непостоянства в подлунном мире и усердной склонности современных грамотеев к извращениям. Названием, наиболее распространенным среди черни (например, членов Законодательного собрания и управляющих банками), является Манхаттан, происшедшее, как говорят, от обычая, принятого среди сквау в древнем поселении, носить мужские войлочные шляпы, что и теперь еще наблюдается у многих племен. "Отсюда, ... произошло название Ман-хет-он, первоначально данное индейцам, а затем - острову". Глупая шутка, но для губернатора и такая хороша!".
      
      "К числу более давних свидетельств, заслуживающих самого серьезного внимания, относится то, которое содержится в весьма ценной истории американских владений, написанной господином Ричардом Бломом в 1687 году, где остров назван Манхадес или Манаханент; не следует забывать и о прекрасной маленькой книжке такого правдивого историка, как Джон Джосселин, джентльмена, называющего наш остров без всяких колебаний Манадес. Но свидетельством еще более древним и особенно достоверным, ибо оно подкреплено одобрением наших уважаемых голландских предков, следует признать некоторые сохранившиеся до нашего времени письма первых губернаторов к властям соседних провинций; в этих письмах наш остров называют по-разному: Монхатез, Мунхатоз и Манхатез - несущественные видоизменения, объясняющиеся тем, что ученые того времени относились с великим презрением к орфографическим справочникам и филологическим изысканиям, ...
      
      Говорят, что это название произошло от великого индейского духа Маниту, избравшего, как предполагают, этот остров своим любимым местопребыванием вследствие его необычайных прелестей. Но самое бесспорное и достойное уважения из всех существующих свидетельств, на которое я вполне полагаюсь, ... это свидетельство штурмана Джуэта, приведенное в упомянутом выше судовом журнале плавания великого Гудзона; Джуэт ясно и точно называет остров Манна-хата, то есть остров Манна, или другими словами, "страна, изобилующая млеком и медом!". (Манна - ивр. МАН манна небесная).
      
      Вашинтон Ирвинг в своих рассуждениях применил библейский образ - "страна молока и меда" (Числа 13: 28), т.е. страна неисчислимых природных богатств, позволяющих людям жить в достатке, не затрачивая излишних усилий на обработку земли, сбор продуктов дикой природы (рыболовство, охота) и добычу материалов для ремесла (лес, камень).
      В восприятии людей раннего Нового времени эти территории были "райскими", для "абсолютного счастья" европейцам осталось решить проблему с местным коренным населением - индейцами, и со странами получивших от папы римского "разрешение", на колонизацию Нового Света, с Испанией и Португалией.
      
      С испанцами и португальцами проблема решалось просто - строительством военных фортов, которые призваны были защитить население от вторжения грешников-христиан (в понимании протестантов). Сложнее было с индейцами, протестанты, народ, почитающий Заповеди и просто присвоить территорию не могли, нужно было найти другой способ отъёма земли (обосновать захват юридически и морально). Земельные отношения с индейцами, не знавших права собственности на землю (принадлежала всем), перевели в факт "покупки" или "дара". Вождь дарит белому человеку землю за какое-либо благое по христианским меркам деяние, затем эти легенды (суммы выплат за землю ничтожны) закрепляют в картинах и документах, для потомков они становятся "юридическим" фактом и моральным правом - мы эти земли приобрели законно.
      
      2) Голландская колонизация острова Манхеттен
      
      а) Основные исторические события
      
      В XVI и до середины XVII века Испания фактически была единственным "хозяином" на большей части Северной и Южной Америки и всячески препятствовала проникновению на континент других европейских стран. Тордесильясский договор (1494) одобренный римским папой Александром IV давал вечное и монопольное господство Испании и Португалии над внеевропейским миром. Франция, Англия, Голландия отказались признать договор и активно промышляли пиратством в формально закрытом для них Мировом океане.
      
      Ситуация с монопольным господством Испании в Америке начала меняться в начале XVII века, когда Голландия, Англия, и в меньшей степени Франция обзавелись современными флотами, центр судостроения переместился в эти страны. В ходе противостояния северные европейские страны нанесли Испании значительный экономический ущерб, заблокировав испанские морские коммуникации между Новым и Старым светом, что заставило Испанию в 1670 г. подписать Мадридский договор и "открыть доступ" другим странам на американский континент.
      
      б) Голландский период Манхэттена (1624-1674)
      
      С 1602 г. Нидерланды вели исследования восточного побережья Северной Америки в поисках прохода в Индию, в 1609 г. англичанин Генри Гудзон (служащий Голландской Ост-Индской компании), достиг бухты Нью-Йорк и проплыл вдоль Манхэттена (компания имела 190 судов и 10 000 солдат, с Британией находилась во враждебных отношениях). В 1612-1614 гг. регион реки Гудзон исследовал Андриан Блок, по возвращению в Нидерланды он составил карту, где впервые было употреблено понятие Новая Голландия.
      
      В 1615 году на месте современного города Олбани был построен форт Нассау - первое голландское поселение в Америке, через четыре года произошел паводок, форт был разрушен, однако 1624 году неподалёку был сооружен новый форт, получивший название Оранж (оба форта были названы в честь королевской династии Оранских-Нассау).
      
      В 1621 году голландская Вест-индийская компания (1621-1791) получила от Генеральных штатов монопольное право торговли и колонизации в Америке и Западной Африке. Деятельность компании была сосредоточена в сферах: работорговли, торговли золотом, серебром, мехами, сахаром, слоновой костью, и на пиратстве, преимущественно грабёж испанских кораблей. В Новой Голландии (филиал) основным товаром был бобровый мех, пользовавшийся в то время большим спросом в Европе.
      
      Официальная версия, объясняющая присутствие голландцев на Манхэттене говорит об акте "покупки" острова у индейцев, в 1625-1626 году, на "купленном" у индейцев племени "Манахатта" (не известно науке) острове Манхэттен была построена фактория для торговли мехом. Затем началось строительство форта Амстердам, вокруг которого позже сформировался город Новый Амстердам, где находилась резиденция управляющего филиалом Вест-индийской компании. Форт на южной оконечности Манхэттена обеспечивал безопасность прохода судам Вест-индской компании, торговавшим в верховьях реки Гудзон пушниной с индейцами, и охранял доступ компании к устьям рек Делавэр и Коннектикут - главной голландской факторией в Северной Америке стал Новый Амстердам.
      
      Широко растиражированный (запечатленный в живописи в политических целях) акт "покупки" острова Манхэттен у индейцев (за 60 гульденов), которые там не жили, всегда вызывал недоумение у исследователей. Индейцы Ленапе (самоназвание - люди) представления не имели о праве собственности на землю, они кочевали (незначительное население) по обширным территориям. Скорее всего, речь идет о первых контактах европейцев с какой-то случайно подвернувшейся группой индейцев. Стороны обменивались подарками (реклама, дары демонстрируют торговый потенциал) для установления деловых отношений и определения места расположения пункта обмена, где европейских товары меняли на меха. Образцы товаров (в виде даров) распространялись в индейской среде и привлекали в факторию новых "покупателей". Источником богатства Нью-Йорка первоначально была торговля мехом бобра, а потом монополия на экспорт муки, что отражено на печати Нью-Йорка, на ней изображены два бобра, две бочки для муки и крылья ветряной мельницы; на первых гравюрах и картинах с видами поселения показана большая ветряная мельница.
      
      В 1643 году Новый Амстердам начал войну против индейцев, которая закончилась в 1645 война победой колонистов.
      
      В 1652 г. колония получила самоуправление, а в 1653 г. сформировалась как город.
      
      В 1664 года английские военные корабли под командованием Ричарда Николса вошли в гавань Нью-Амстердама и практически без сопротивления захватили город. Колония и город были переименованы в Нью-Йорк в честь нового владельца - младшего брата короля Англии Карла II Якова, герцога Йоркского и Олбани. В 1673 году голландцы вновь захватили Нью-Йорк, но в 1674 году Англия восстановила контроль над колонией.
      
      Итак, из истории острова ясно, что поселение Вест-индийской компании на Манхэттене (фактория) имело торговое значение, и, скорее всего имя острова должно содержать термин, указывающий на открывшийся для голландцев новый источник доходов, сулящий баснословные прибыли - обмен недорогих изделий европейского ремесла на сверхдорогие меха; или в переводе на язык Библии - манну небесную.
      
      
      б) Виды Нью-Йорка на ранних гравюрах и картинах
      
      Остров Манхэттен - 21 км в длину и 3,7 км в ширину в самой широкой его части, омывается с запада рекой Гудзон, с севера-востока - река Харлем, на востоке и юго-востоке пролив Ист-Ривер; до 1898 г. название Нью-Йорк относилось только к Манхэттену.
      
      На старинной гравюре неизвестного художника изображен форт Амстердам на острове Манхеттен, местность на рисунке действительно холмистая (перспектива на гравюре не соблюдена). На изображении выделяются очень маленькие дома поселения, чрезмерно большая мельница, большая пирога с индейцами, в тоже время два трехмачтовых корабля (фрегаты) по размерам равны пироге.
      
      Совершенно другой вид представлен на картине "Новый Амстердам в 1664 г.(1650)", местность равнинная, лишена холмов, есть небольшое поднятие рельефа, которое никак нельзя представить как холм. Мельница стоит на искусственном валу, мельница и церковь выделяются среди общей одинаковой застройки (четко видимые ориентиры).
      
      Немногие читатели знают, что большая часть Нью-Йорка возвышается всего на 4,5 метра над уровнем моря, высота берега падает до 1,5 метра в нижнем Манхэттене. Низкий профиль рельефа острова делает его уязвимым к наводнениям, штормовые волны (нагонная волна) и от повышения уровня моря.
      
      Таким образом, термин МАТХЭТТЕН изначально никак не мог содержать информацию на "индейских" языках (индейцы там не жили, приплывали для охоты) - "остров, где много ХОЛМОВ", имя географического объекта противоречит действительности.
      
      
      3) Существующие этимологии
      
      а) История Манхеттена, сайт http://www.mynyc.ru/manhattan/istoriya-manhettena/, (перевод Гугл)
      
      "Название Манхэттен происходит от слова "манна-хата", как написано в 1609 году в бортовом журнале Роберт Жуэта, офицера яхты Генри Гудзона. Карта 1610 года отражает название Manahata дважды, на обеих - западной и восточной сторонах реки Маврикия (впоследствии названной рекой Гудзон). Слово "Манхэттен" было переведено как "Остров много холмов" с языка Ленапе. Сами индейцы Ленапе дали немного отличное, неточное имя Моравскому миссионеру Джону Хекевельдеру. Они назвали его "Manahachtanienk", что на языке Делавэр означает "остров, где все мы опьянели"... Постоянное присутствие европейцев в Новых Нидерландах началось в 1624 году с основания голландского поселения торговли мехом на Гавернорс Айленд".
      
      б) Википедия
      
      Название Манхаттан происходит от слова манна-хата, что на одном из алгонкинских языков означает "холмистый или малый остров". Впервые оно было отмечено в дневнике Робера Жюэ (фр. Robert Juet), офицера на яхте "Полумесяц" 2 октября 1609 года.
      
      На карте 1610 года слово "Манна-хата" упоминается дважды; индейцами Манахата здесь названо племя, обитающее в устье реки, впоследствии названной Гудзоном. В 1625 году директор Вест-индской Компании Йоханнес де Лат (нидерл. Johannes de Laet) в своей книге "Новый Свет" назвал эту реку "Манахата"; в издании 1630 года той же книги он пишет об острове Манхаттас.
      
      в) Викисловарь
      
      Manhatten - корень слова и этимология неизвестны.
      
      4) Обобщения и выводы
      
      * Индейцы не знали право собственности на землю, акт "покупки" острова не отражает "земельные отношения", т.к. их попросту не было, произошел захват малозаселенной территории, обеспечивающей безопасность колонистов и контроль над рекой Гудзон.
      
      * Поселение на Манхэттене изначально пункт обмена европейских товаров на меха.
      Колонисты в абсолютном своём большинстве - протестанты, мыслили библейскими образами (политический лозунг - "Построим новый Иерусалим!").
      
      * Имя Манхэттен изначально выводят из двух корней МАНА + ХАТА.
      
      * Вашингтон Ирвинг использует в своих комментариях библейский образ - "страна молока и мёда", однако никто из комментаторов не соотносит этот образ с еврейским языком. Общая лингвистическая проблема - своекорыстное знание, используется для прикрытия существовавшей объективной реальности или незнания, а также светское политизированное мышление, что явно недостаточно для правильной трактовки фактов языка и истории.
      
      * Установление контакта европейцев с индейцами (а термин относят к этому времени) всегда проходил в условиях обмена "дарами"; европейцы воспринимали эту территорию как Дар Бога.
      
      Вывод
      
      Очевидно, что термин Манхэттен должен содержать в своей структуре понятие "дар", "дарение", нам остаётся найти подобные понятия в иврите и если они фонетически и графически совпадут с именем острова, значит гипотеза наша - верна.
      
      
      5) Терминология иврита и библейские образы
      
      В Древнем Израиле дары считались обыкновенным явлением, дача подарков (одарение) применялось повсеместно в житейских, государственных и религиозных делах; дары приносили своим господам и повелителям, чтобы "сделать благосклонным лицо их". Древний обычай указывал, что с пустыми руками нельзя было являться ни к Богу, ни к пророку, ни к царю (Исх., 23, 15; I Сам., 9, 7); соответственно Господь одаривал и своих почитателей, естественно при условии соблюдения ими Заповедей.
      
      Какие дары даёт Господь? Мир и покой, в термине "мир" в Ветхом Завете вкладывается смысл: быть совершенным, невредимым, иметь добрые отношения с людьми или жить идеальной, благополучной жизнью. Мира невозможно достичь самостоятельно, поэтому это Дар Бога, через прощение грехов. Мировоззрения европейца средних веков, изнуренного бесконечными религиозными и феодальными войнами, было проникнуто ожиданием окончательного Спасения и Вечного Мира, многие люди искали Мира в Америке.
      
      Христиане ввели дополнительно категорию - Даров Духа Святого: мудрость и знание, вера и исцеление (больных), чудотворение и пророчество, различение духов (сатаны), говорение разными языками и истолкование языков.
      
      а) Первоначальные имена, отмеченные на карте 1610 г. - MANA + HATA - совершенно очевидные библейские термины.
      
      * МАНА מָנָה порция, доля, подарок, дар, доза, паёк, участок.
      Пс. 16:5: "Господь есть часть (мана) наследия моего и чаши моей".
      
      * МАНА = МАН מָן хлеб с небес, которым питались израильтяне за 40 лет странствий в пустыне.
      
      * МИНХА מִנְחָה подарок, дар, хлебное приношение. Быт. 4:5: "а на Каина и на дар (минха) его не призрел".
      
      * ХАТА חַטָּא грешник.
      
      ** МАНА + ХАТА = Дар (манна Господа) грешникам.
      
      б) Manhattan
      
      Скорее всего, выражение Библии - ЙИТЕН МАНА מָנָה יִתֵּן давать (сделать) долю (часть, жребий, участь; от Бога), 1 Цар. 1:5, 17.
      
      При транслитерации выражения на английский язык слова поменяли местами - МАНА (х) (конечное he не читалось в иврите) доля, дар + ЙИТЕН давать = МАНХЭТЕН; т.е. доля, Дар данный Господом.
      
      в) Вариант оформления имени - Manhattan = MANH+AT+TAN
      
      * MANH = транслитерация еврейского понятия МАНА מָנָה порция, доля, подарок, доза, паёк, участок; в английском варианте прочитана, не читающаяся в иврите, концевая буква he (Х).
      
      * AT = ЕТ אֵת предлог - с, вместе; частица, ставится перед прямым дополнением, когда речь идет об определенном предмете или явлении.
      
      * TAN (тен) = ТЕН תֵּן - повелительное наклонение от НАТАН נָתַן давать, позволять делать, отдавать, помещать, передавать; разрешать, давать разрешение.
      
      Общий вид = MANH+AT+TAN = дар + давать.
      
      Таким образом, мы ответили на вопросы философии данного слова - что это, как воспринимали данную территорию первые поселенцы, и вообще, зачем они приплыли на Манхэттен, что и какую "манну небесную" они искали на этой территории? Термин однозначно принадлежит ивриту и терминологии иудаизма. Перевод понятия в индейскую терминологию - наивное (демократическое, политизированное) истолкование исторического процесса колонизации Америки.
      
      О том, что Бог (и концентрация капитала) помогает жителям Матхэтенна, говорит их материальное благополучие, средний годовой доход домохозяйства - 50 000 $, а в некоторых районах доходит до 90 000 $; один из самых больших доходов на душу населения - на этом острове!
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 23/12/2015. 21k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка