Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Мать городов русских

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 26/12/2015. 10k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что бы ни воображал индивид о своей самостоятельности, он не может выпрыгнуть за пределы исторически сложившейся на территории религии.

  •   
      И сѣде Ѡлегъ. кнѧжа в Кыевѣ. и реч̑ Ѡлегъ.
      это буди мт҃ (ы) городом̑ Рус̑скымъ
      Повесть временных лет, под 882 год
      
      Повесть временных лет (ПВЛ)- ранний древнерусский летописный свод XII века, историко-политическое произведение, известны несколько списков с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Летописец описывает период с библейских времён и заканчивает повествование 1117 годом, первая дата в летописи - 852 (6360) год.
      
      Предметом нашего исследования является термин древнерусского языка - "мати, м.т. (ы)", который комментаторы интерпретирую как - "мать (городам русским)", цель - выяснить, откуда взялся в русском языке образ - "мать городов русских".
      
      1) Город
      
      Город - укрепленное место для проживания людей, изначальная Русь имела прочное социальное основание - город; как военно-административный и торговый центр город упомянут в летописи ПВЛ более 150 раз, село 6 раз, деревня 1 раз (как и в Торе). В посольстве Ольги в Константинополе было 22 посла от территорий, что соответствует количеству городов того времени: "По подсчету М. Н. Тихомирова, летописи свидетельствуют о существовании в IX-X вв. 25 городов" (Дробижев В.З. Историческая география СССР. М., 1973, с. 47).
      
      Городская строительная деятельность упоминается прямо и косвенно на протяжении всей летописи, князья (именно только князья) закладывают "грады" - опорные пункты для контроля над территориями. Строительство связано с князем (царем в Ветхом Завете), повышает его престиж как основателя, руководителя, первопроходца (право первенства на территории). "Основание" - построение из ничего, в жизни чаще это было объединением нескольких мелких поселений или появлением нового статута присвоенного князем.
      
      2) Основание Киева
      
      В IX в. правящий класс россов только-только начинал формироваться, "города" представляли собой незначительные поселения. Летописец сообщает, что в 882 году Олег захватил Смоленск и Любеч и посадил там свою администрацию. Затем спустился по Днепру до Киева, где правили его бывшие "бояре" Аскольд и Дир, вероломно убил их и захватил Киев.
      Летописец выделяет Киев как место дислокации "руси", в этот период происходит формирование военно-торговой группировки и их опорного города на торговом пути "из варяг в греки" - метрополии.
      
      ПВЛ: "И сѣде Олегъ, княжа в Киевѣ, и рече Олегъ: "Се буди мати городом русскымъ". И бѣша у него словѣни и варязи и прочии, прозвашася русью. Се же Олегъ нача городы ставити, и устави дани словѣном, и кривичемъ и мерямъ". Кто такие "прочии" летописец умалчивает.
      
      Выбор места под будущую столицу был сделан стратегически верно: крупная судоходная река имеющая выход в Черное море (середина Днепра), неподалёку впадают два крупных судоходных притока, Десна и Припять. Это географическое положение позволяет контролировать западное (выход в Европу) и восточное направление (выход на Волгу, к хазарам-иудеям), и одновременно, в виде дани, изымать производимые продукты с громадной территории. Местность "девственная", богата зверем, рыбой и лесом, земли и климатические условия позволяют вести земледелие и скотоводство.
      
      Итак, согласно Повести временных лет МАТИ это метрополия россов - мать городов.
      
      3) Метрополия (мать городов) в Библии
      
      ЕЭБЕ/Город; https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4
      
      "Всегда существовала связь между городом - центром определенного округа - и прочими населенными его пунктами, םהידצחז םירעח (так в подлиннике, опечатка?), так что последние даже назывались "дочерьми", בנות, города, а сам он иногда получал название "мать", אם (Числ., 21, 25, 32; Иош., 13, 23; II Сам., 20, 19)".
      
      * Числа 21:32: "И послал Моисей высмотреть Иазер (ивр. укрепленный город), и взяли селения, зависящие от него, и прогнали Аморреев, которые в них были".
      
      * 2 Царств 20:19: "Я из мирных, верных городов Израиля; а ты хочешь уничтожить город, и притом МАТЬ городов в Израиле; для чего тебе разрушать наследие Господне?".
      
      4) Обобщение и вывод
      
      В результате проведенной военной операции, Олег закрепился в Киеве, по сведениям летописца в 883 году Олег обкладывает данью древлян, в 884 г. - северян, в 885 г. - радимичей. Через примерно 20 лет князю Олегу удалось объединить громадную территорию, организовать большое войско и флот из 2000 кораблей, и провести поход на Цесарьград (Константинополь) в 907 году.
      
      Невероятно, чтобы незначительному "варяжскому" контингенту, удалось бы совершить подобное без поддержки Хазарского каганата, армия у которого доходила до 300 000 человек и длительное время противостояла арабским завоеваниям. Арабский дипломат Ахмад ибн Фадлан (922 г.) сообщает, что торговые связи Хазарии со славянами и руссами были прочными, а, следовательно, было и культурное (иудейское) влияние, хазары этого периода - иудеи.
      
      Вывод
      
      Маловероятно, чтобы операция по захвату Киева Олегом была стихийным процессом, дальнейшее "взрывное" развитие территории подсказывает, что действия князя Олега были тщательно спланированы, организованы и материально обеспечены. По Повести... прослеживаются "особые" отношения с Хазарским каганатом, единственным на тот период государственным объединением в бассейне рек Днепр-Дон-Волга.
      
       Целесообразно рассмотреть термин Повести временных лет МТ(Ы), который истолковывают как "мати" (мать), в связи с терминологией иврита.
      
      5) Терминология иврита
      
      Термин ПВЛ М.Т. (Ы) (с титлом, т.е. слово, сокращено) не фиксируется в Библии, зато в Талмуде (закончен в VI веке) мы находим подобный арамейский термин.
      
      Др.-русск. МАТИ = арам. МАТА М.Т. מתא, или в написании с огласовками - МАТА מָתָא город. Графика, фонетика (с учетом транслитерации, передача слова другим алфавитом) и значения полностью совпадают с сюжетом "матери городов" в Повести временных лет.
      
      * ЕЭБЕ, Мата Мехасия (город)
       См. https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%9C%D0%B5%D1%85%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%8F
      
      "Мата Мехасия (Мехасья), מתא מחםיא - город в южной части Вавилонии, где около ста лет до заключения вавилонского Талмуда существовала известная вавилонская академия. Шерира Гаон (Послание, изд. Филиповского, 51) отождествляет его с Сурой, часто упоминаемой в Талмуде, как место нахождения академии. Нейбауэр (GT., 344), однако, доказывает на основании нескольких цитат из Талмуда (Беца, 29а; Б. Мец., 67б, 68а), что М.-М. и Сурой обозначаются два различных города, упоминаемые нередко рядом, да и нет основания почему бы город Сура назывался М.-М.".
      
      6) Национальный корпус русского языка
      
      * Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском (1610-1611)
      
      "о, чюдо и дивство и воистинну великимъ слезамъ достойно, како МАТИ градовомъ въ Росiйскомъ государствѣ всѣми стѣнами и многими главами и душами врагомъ и губителемъ покорилася и предалася и БЪ ВОЛЮ ИХЪ далася, кромѣ того нашего великого крѣпкаго и непоколебимаго столпа, разумнаго и твердаго адаманта, и съ нимъ еще многихъ православныхъ христiянъ, которыя хотятъ стояти за православную вѣру и умерети!".
      
      *Сказание о нашествии Едигея (1400-1500)
      
      "Сего же старци не похвалиша, глаголюще: "Можеть ли се добро быти, его же въ дни наша нѣсть бывало, ни от древних слышано, иже толико градовъ дати пришелцю-князю в землю нашу, наипаче же и стол Русскыя земля, многославный Володимерь, МАТИ градом? !"".
      
      Заключение
      
      Таким образом, мы имеем два варианта истолкования неопределенного русского термина М.Т. (Ы), прямой смысл - город, переносный (иносказание) - мать.
      
      а) Образ
      
      В библейской литературе города-центры округи называли "матерью, ивр. ЕМ", а подчиненные им поселения "дочерними".
      
      б) Образ и термин
      
      В талмудической литературе применялся арамейский термин МАТА (М.Т.) город, что соответствует древнерусскому термину М.Т. (Ы) и сюжету Повести временных лет.
      
      Скорее всего, древний летописец/ы, автор/ы Повести временных лет, владел/и еврейским языком, а возможно был/и этническим евреем. В термине МТ(Ы) совместился библейский образ и арамейское слово (специальный термин Талмуда) - "это буди мт҃ (ы) городом̑ Рус̑скымъ" = это будет ГОРОД - городом русским.
      
      Религиозные нормы образовывают то, что называется этнокультурной традицией, которая влияла и влияет на жизнедеятельность людей, хотя большинство людей этого не осознают. "Что бы ни воображал индивид о своей самостоятельности, он не может выпрыгнуть за пределы исторически сложившейся на территории религии" (Гегель).
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 26/12/2015. 10k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка