Аннотация: Каждый населенный пункт играл определённую роль, имел своё предназначение в системе феодального разделения труда, самое поверхностное изучение истории возникновения и развития поселения, приводит к пониманию значения имени.
В работах серии "Топоним - этимология" мы анализировали названия крупных городов, в этой статье мы попытаемся "открыть" смысл имени малого белорусского города Сморгонь, Гродненской области. Из необъяснимого логически и лингвистически АБСТРАКТНОГО идеального представления "Сморгонь", мы постараемся прийти к КОНКРЕТНОМУ, к его функции (круг деятельности, обязанность), которую заложили в имя его древние основатели. Каждый населенный пункт играл определённую роль, имел своё предназначение в системе феодального разделения труда, самое поверхностное изучение истории возникновения и развития поселения, приводит к пониманию значения имени.
1) История города Сморгонь
Местные краеведы сообщают, что в 2003 г. районный центр Сморгонь (древнее название Смургони, Сморгони), отметил свое 500-летие. В силу своего географического положения, близости к "ДОРОГАМ ВОЙН, ВИЛЬНЮС - КИЕВ, БРЕСТ-СМОЛЕНСК", он постоянно становился участником всех военных компаний.
20 августа 1609 г. в местечке ночевал Жигимонт ЃЃЃ (Сигизмунд, король Польши и великий князь Литвы), который шел в поход на Москву.
В июне 1655 г. тут была ставка московского царя Алексея Михайловича во время войны Московии с Речью Посполитой, а в Северную войну, в феврале-марте 1708 г., - ставка шведского короля Карла ХЃЃ, к которому приезжал великий князь литовский и король польский Станислав Лещинский.
В Сморгони был Наполеон, бежавший от своей армии, а на следующий день авангард русских войск П.В.Чичагова захватил тут в плен 3 тысячи французов и 25 пушек, одну ночь отдыхал в местечке в декабре 1812 г. и М.И.Кутузов.
* Большое количество местечек Беларуси возникло в XVI-XVII веке, местечко не было исключительно сельским поселением, постоянным занятием части жителей было ремесло, разные промыслы, торговля, почти в каждом из них проводились торги. Они возникали на базе панских дворов и сёл, делились на два вида: королевские и частновладельческие. К светским местечкам относилась и Сморгонь, известно с 1503 года как частное имение князей Зеновичей, служившее им резиденцией.
Первый представитель этого рода в Литве носил имя Братоша и в 1387 г. отмечен среди членов Совета полоцкого князя Андрея Альгердовича, а в 1398-1404 гг. он уже постоянный член Совета великого князя литовского Витовта. Происхождение рода связывают с сербскими или молдавскими деспотами (наместниками провинций), которые после турецкого нашествия в конце XV века БЕЖАЛИ в Литву.
Иврит - БРАТОШ = Б в виде + РАТОШ = РАТУШ רָטוּשׁ беженец. Мы получили первый лингвистический факт, показывающий на распространение понятий иврита в системе общей иудеохристианской терминологии.
Родовая фамилия Зеновичей произошла от имени его сына Зеновия, который получил подтверждение своих прав на родительские владения от князя Витовта, с именем внука Зеновия - Юрия Ивановича (1450-1516 гг.) и связано первое письменное упоминание о Сморгони (1503).
Внук Юрия Ивановича, Юрий Николаевич (около 1510 - 1583), был участником Ливонской войны (1558-1583), он сделал Сморгонь своей главной резиденцией, здесь, при "Сморгонском дворе" хранил документы, подтверждающие его привилегии и права на титул, земли, города и села.
В период реформации перешел в протестантизм (кальвинизм), с его именем связывают строительство в Сморгони в 1555 году каменного храма - "Кальвинистского сбора". Согласно своему завещанию был похоронен в склепе при соборе, в завещании он писал: "Тело мое грешное, жена моя, госпожа Анна Слуцкая, скромные устроив похороны, похорони в сборе Сморгонском, там, где тела моих предков покоятся. Похорони меня по кальвинистским обычаям, не устраивая церемоний, которые в панских костелах бывают. Похороны моего тела провести за счет моего Сморгонского двора".
При Зеновичах Сморгонь - небольшое местечко, примыкало к господской резиденции - Сморгонскому двору. В 1590 г. Кристоф Деспот Зенович основал в Сморгони школу, богадельню и бумажную фабрику; наиболее поздний документ на сморгонской бумаге имеет водяной знак 1632 года. В 1622 году в местечке насчитывалось 109 дворов и 18 готовых к застройке участков. В 1628 году Анна Софья Зенович выходит замуж за Альбрехта Владислава Радзивилла и Сморгонь почти на 170 лет переходит во владения этого рода.
Согласно источникам кн. Зеновичи имели владения в Глубоком и Белицу, в 1514 г. Зеновичи владели городом Могилевом. Глубокое упоминается в Литовской метрике в 1514 г. как панский двор, центр имения семьи Зеновичей; земли в Глубоком к югу от реки Березовка принадлежали Зеновичам, к северу - Корсакам; река служила пограничной линией. С 1668 г., после смерти Анны-Софии, имение Зеновичей в Глубоком переходит к Радзивиллам несвижской линии, оно было доходным и оценивалось в 2 миллиона злотых, Радзивиллы не раз закладывали его и получали за это денежные дивиденды.
2) История еврейской общины г. Сморгонь
С момента перехода местечка во владение Радзивиллов (1628 год) регистрируется еврейское население, исследователи считают, что община возникла раньше, интересно совпадение по времени - переход имения к Радзивиллам и появление евреев. Радзивиллы лояльно относились к евреям, некоторые из них изучали Талмуд, например, Мартин Николай Кароль Радзивилл (1705-1782) - гос. деятель, генерал-лейтенант армии Великого княжества Литовского. Он окружил себя евреями и углубился в изучение Талмуда, для чего выучил иврит, практиковал еврейские религиозные традиции, что не мешало ему оставаться феодалом и содержать гарем из местных девушек.
*Электронная еврейская энциклопедия
В 1631 г. Литовский ваад (центральный орган евр. самоуправления) признал Сморгонь центром округа, в который входили окрестные общины; в 1765 г. в местечке числились 649 евреев, плативших подушную подать, в 1847 г. она составила 1612 человек, в 1897 г. - 6743 человека (75,5% всего населения, по переписи 1897 г. всего жителей 8908). К концу 19 в. многие евреи Сморгони были заняты в кожевенном производстве, созданном в 1860-е гг. и вскоре ставшем основой экономики местечка; среди них было также немало крупных и мелких торговцев, коробейников, плотников и пекарей, выпекавших в Сморгони бейгеле ("бублики"), которые пользовались спросом по всей России.
Родина баранок - город Сморгонь, из заварного теста здесь впервые начали формировать узкие жгутики и выпекать из них обваранки или обвареночки, вареночки и, наконец, бараночки. Исследователи считают, что за крутизну изделия - как "бараний рог" их стали называть - БАРАНКАМИ, этимологию выводят от Макса Фасмера: "Происходит от праслав. формы ob-variti, от которой в числе прочего произошли: русск. баранка, укр. обарiнок, белор. абаранак, польск. obarzanek, obwarzanek". Скорее всего, это еврейское понятие: БАР בָּר зерно, жито; или В.Р., БАРА בָּרָה есть, кушать, накормить; кушанье + НИКА נִקָּה чистый, очищенный; т.е. чистая еда, КОШЕРНАЯ еда; заварное тесто применяется в еврейской (самой древней) кухне; ничего общего с БАРАНОМ.
3) Евреи в Литве
Первые письменные упоминания о евреях Литвы в грамотах князя Витовта в 1388 и 1389 гг. относятся к евреям Берестья (Бреста) и Гародни (Гродно), в XIV и XV веках происходит массовая миграция евреев из немецких городов в Польшу и Великое Княжество Литовское. Переселяются целые общины, которые перевозят свои капиталы, торговую деятельность, кагальный (общинный) строй, немецко-еврейский диалект (идиш), религиозные традиции и систему талмудического воспитания, к концу XV века в Польше и Великом Княжестве Литовском живет более 20 тыс. евреев.
Александр Ягеллон (великий князь Литовский, с 1501 года - король польский), запутавшись в долгах и не имея возможности избавиться от кредиторов-евреев, публикует указ "жидову с земли вон выбити". В 1495 году были изгнаны все евреи Великого Княжества Литовского, евреи брестской и гродненской общин переселились в Польшу и частично - в имения удельных князей литовских. Однако вскоре очевидно произошел обвал финансовой системы, в апреле 1503 года Александр разрешил евреям вернуться в Княжество Литовское, и возвратил им имущество.
Известны крупные деятели-евреи, приведем имена некоторых (Copyright љ, 2010-2011. Л.Л.Полевой. Русские евреи. Аналитический справочник); XV в.
- Валь (Каценеленбоген), Ш.б.И., (ок. 1541-1617), крупный откупщик королевских доходов, талмудист, приближенный короля Речи Посполитой, Брест.
Таким образом, еврейство Литвы составляло прослойку населения влияющую на развитие страны как в финансово-экономической сфере, так очевидно и в административном отношении; сбор налогов и финансовая деятельность происходит в рамках административных единиц. Мы не говорим о духовном (идеальном) влиянии, т.к. оно отрицается, сейчас мы его только устанавливаем через связь слов-символов местных языков с ивритом, оно, вероятно, было велико, судя по характеру социальных отношений того времени.
4) Существующая этимология топонима Сморгонь
* Википедия
"Однозначной версии происхождения названия не существует. Известный белорусский топонимик Жучкевич В. А. считал, что название происходит от балтского термина, который имеет приблизительный смысл: подмастерье, кустарь, шорник. Тем самым название отражало род деятельности жителей поселения". (Интересовало ли это владельца княжеского имения, воина, аристократа, образованного человека, мог ли он назвать своё родовое поместье термином, который считал "низким"???).
Есть версия, что название происходит от прозвища Сморга, которое может восходить к балтийскому smurgo "неряха, халтурщик". (Как ясновельможный литовский пан, магнат, воевода мог принять имя "халтурщик" для названия своего родового поместья????).
"Среди местных краеведов более популярны другие версии. Согласно одной из них, название города произошло от соединения двух слов - морг (единица площади равная приблизительно 0,71 га) и гони (пахотный участок). Первые владельцы местечка Зеновичи будто бы наделяли крестьян землёю площадью не более одного морга. Поэтому эти участки стали называть "с морг гони", то есть гони величиной с морг. Существует также версия, согласно которой один из Радзивиллов одаривал участками земли размером с морг загонщиков отличившихся на княжеской охоте. Однако Сморгонь перешла во владение Радзивиллов только в 1628 году, а название известно с начала XVI века".
Происхождение термина от С + МОРГ+ГОН - неубедительная версия, она не связана с реальной жизнью; один морг - 0,56-0,70 десятины, с одной десятины собирали от 30 до 50 пудов хлеба (при хорошем урожае), 1 пуд - 16, 3 кг х 50 = 815 кг хлеба. В то время хлеб основная пища крестьянина - до 600 кг в год (почти по 2 кг в день), а налоги, а семья, скотина, одежда, жилище (на всё шел хлеб)? Мог ли крестьянин, арендатор прожить, имея столь незначительный запас хлеба? Во время ликвидации крепостничества в России планировали дать крестьянам по 5-6 десятин на душу (дали -3-5), это был - прожиточный миниум земледельца.
* ГОНИТЕ (устаревшее ГОН) - старинная народная мера длины. Обычно расстояние, пройденное запряженной в соху лошадью, или часть поля, обработанная (поднятая или скошенная) за один прием. Мера не всегда одинакова, зависела от физических возможностей человека и животных, поэтому никогда не была официальной мерой.
В Беларуси равнялась приблизительно 80-100 м . Этимология от С + МОРГА + ГОНИТЕ не соответствует реалиям жизни.
"Согласно другой популярной версии первые жители поселения гнали дёготь из выкорчеванных при разработке участков пней - так называемый смар или смур. Отсюда название профессии местных жителей - "смарогоны" или "смургони". Неубедительно, смолу и деготь гнали повсеместно, смолокурение не может считаться основой в истолковании термина обозначающего родовое поместье.
* В этимологических и толковых словарях топоним СМОРГОНЬ в большинстве случаев не истолковывается.
5) Обобщение и вывод
* В русском и белорусских языках топоним рационально не истолкован.
* Поселение первоначально имело статус княжеской резиденции, родового поместья, здесь хранились документы на право владения землями князями Зеновичами, и была родовая усыпальница.
* Исходя из биографий князей рода Зеновичей ясно, что они были военными и администраторами, приближенными ко двору Великих князей. Земли неподалёку от Вильно, очевидно, получили в связи с созданием вокруг столицы оборонительной системы, земли раздавались "надежным" вассалам, свои владения дворянин будет защищать более надежно, чем королевские. Зеновичи участвовали во всех крупных сражениях того времени как военачальники среднего звена и воеводы, в Польше шляхта (землевладельцы), проживающая на соседних территориях, во время войны выступали под одним знаменем или хоругвью (20-80 чел).
Скорее всего, именем СМОРГОНЬ первоначально была обозначена свободная, незаселенная территория, пожалованная Зеновичам по реке Вилия, границами её была река (река с притоком). Термин, скорее всего, означал участок "ответственности" князей Зеновичей по защите подступов к столице Вильно.
Вывод
Целесообразно рассмотреть топоним в связи с библейскими образами и терминологий иврита. Сознание людей живших в средневековье (дух) было религиозным, следовательно, при восстановлении смысла имени надо использовать господствующую религиозную доктрину и её сакральный язык.
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
В Виленском воеводстве СМОРГОНЬ - административная единица, гмина.
Сморгонь (белор. Смаргонь, СмаргонЄ, польск. Smorgonie), расположен в пределах Нарочано-Вилейской равнины к востоку от Вильнюса (Вильно) на реке Оксна (левый приток реки Вилия) и её притоке реке Гервятка. Учитывая военную историю этой местности, очевидно, что река Вилия рассматривалась как оборонительный рубеж на подступах к столице Вильно с востока (со стороны России) - сторожевая линия. В районе Сморгони река совершает поворот на север и через 75-80 км протекает через Вильнюс (Вильно), она достаточно полноводна и широка для того, чтобы исключить внезапное нападение крупных воинских отрядов (глубина 2,5-8 м, ширина от 20 до 40 м), нужно время на переправу.
* СМОР + ГОНЬ = иврит - ШОМЕР, ШАМАР שָׁמַר беречь, сторожить, хранить, стеречь, нести охрану + ГАН, ГАНАН, ГОНЕН גוֹנֵן защищать, оборонять, прикрывать; или Г артикль + ОН און богатство, потомок; т.е. нести охрану и оборонять (сторожевой рубеж).
б) Библейский образ
Бытие 2:15: "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить (ШАМАР) его".
Термин ШАМАР часто употребляется в Библии, общеизвестен топоним Самария (ивр. Шомрон שומרון город и область), который применяется и в русской топонимике (Самара). При транслитерации с иврита на русский язык буква ШИН-СИН ש часто передавалась русской буквой С.
Таким образом, перед нами заимствование библейского образа, создавая свою административную систему, литовские князья пользовались общепринятыми и общепонятными иудеохристианскими словами-символами, которые служили ПРОГРАММОЙ деятельности и ОБЕРЕГОМ.