Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Туров, город на реке Припять

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 31/01/2016. 9k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Человек существует, а значит, мыслит, постоянно испытывая при этом чувство неудовлетворения и беспокойства, которое вызвано сомнением в истинности слов и поступков людей, влияющих на него; бытие - непрерывный поиск истины, проходит по границе смысла и бессмысленности.

  •   
      
      См. Видео-очерк о г. Туров; https://www.youtube.com/watch?v=DET77SfHfB8
      
      См. фото Замковая гора (Туровское городище).
      
      http://kids.school20.by/2012-01-14-08-59-48/gde-otdokhnut-v-belarusi/6-mesto-reka-pripyat/17-dlya-roditelej/gde-otdokhnut-v-belarusi.html
      
      
      1) Краткая история древнего города
      
      * Туров известен как стольный город Туровского феодального княжества (X-XIV вв.), расположен на реке Припять. В X веке княжество было присоединено к Киевской Руси, в XI веке крупная политическая единица Древнерусского государства, через территорию княжества проходили торговые пути в Польшу и к Балтийскому морю.
      Первое упоминание о поселении Туров находим в Повести временных лет под 980 год: "бе ведь Рогволод перешел из заморья имяше волость свою Полотьске, а Тур Турове, от него же и Туровци прозвашася".
      
      * Археолог Лысенко обнаружил в 1992-1993 гг. при раскопках туровского городища в слоях конца Х века остатки языческого капища, в более поздних слоях - руины храма (построен в 1170 г.), который был разрушен в 1230 г. (землетрясение?), остатки жилых построек и захоронения в саркофагах. Городище древнего Турова состояло из детинца (внутренняя крепость) и окольного города. Детинец с юго-восточной стороны был обособлен от окольного города оборонительным рвом.
      
      * Туровская епархия (епископство), как считают исследователи, основана ок. 1005 г., охватывала территории бассейна реки Припять, города Пинск, Мозырь, Давид-Городок и другие. После разрушения города монголами (середина XIII в.), епископская кафедра была перенесена в город Пинск, и стала называться Турово-Пинской.
      
      С 988 года (крещение Руси) по 1054 год епископы в Ипатьевской летописи упоминаются четыре раза. Епископы обращаются к князю Владимиру в связи с распространением разбойников в княжестве (996); епископом Великого Новгорода поставлен Лука Жидята (1036); "избиша епископы" во время мятежа в Лядской земле и "постави Ярославъ Лариона митрополитом Руси святой Софьи собравъ епископы".
      
      2) Топография
      
      Согласно старым топографическим картам этой территории, г. Туров находится примерно на высоте 122,6 - 131 м. над уровнем моря, урез воды (122 м.), метров на 7-9 ниже. В геологии существует специальный термин - "Туровский остров лессовидных пород", и действительно местность, на которой расположен Туров - "остров" (в переносном смысле) в озерно-речном и болотном крае. Со всех сторон окружен реками, болотами (водами) и лесами; в средневековье единственной транспортной магистралью была река Припять (масштабная мелиорация в 60-70 гг., автомобильные дороги появились в 80 г. XX в.).
      На картах эта территория выделяется как незначительно приподнятая над "большим болотом" (урезом воды) сухое место, пригодное для проживания и ведения с/х деятельности - возвышенность. В местной лексике существуют выражения "Тур-гора" или Замковая гора.
      
      3) Существующая этимология
      
      а) По мнению этимологов, имя городу, возможно, дал первый легендарный князь Тур, по преданию основавший город. Другие исследователи считают, что название произошло от могучего дикого быка - тура (или зубр), который был истреблен к XVIII веку.
      
      б) Этимологический словарь Макса Фасмера
      
      Туров - город в Гомельск. обл., др.-русск. Туровъ. Согласно Пов. врем. лет (под 980 г.), основан неким человеком по имени Туры; последнее толкуют из др.-сканд. orir, вин. п. ori, шв. Тоrе; см. Томсен, Urspr. 151; Рожнецкий, AfslPh 23, 468. Напротив, др.-русск. Турова божьница - название церкви близ Киева (Ипатьевск. летоп. под 1046 г.) - из др.-сканд. orr "бог Тор"; см. Рожнецкий, там же, 473 и сл.
      
      в) С. Б. Веселовский Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища, фамилии. М., 1974 г.
      
      Русские имена с корнем "тур" фиксируются примерно с начала XV века: "Тур, Туров: Василий Тур, крестьянин, 1495 г., Новгород; Григорий Васильевич Тур Левашев, начало XVI в.; от него - Туровы, Тур - Зубр".
      
      4) Применение термина в русском языке
      
      Национальный корпус русского языка
      
      * Из Степенной книги царского родословия. Из первой ступени. Житие... царя и великого князя святого и праведного Владимира... (1560-1563): "И нача раздѣляти грады сыновом своим: Вышеславу―Великий Новград, Изяславу―Полотескъ, Свѣтополку―Туров, Ярославу―Ростов".
      
      * Московский лицевой свод (1560-1570): "Изяславъ же того не въсхотѣ, но всяко хотяше под ним взяти Туров и Пинескъ; и стоа около города 10 недѣль, и бысть моръ в коних его, и не успѣвшѣ ничто же взратишяся въсвояси, не створьше с ним мира, и мнози же пѣши приидоша с тоа воины".
      
       5) Обобщение и вывод
      
      Итак, мы определили несколько направлений поиска смысла древнего топонима.
      
      * Тур - легендарный князь, упоминается в одном случае в христианском источнике (ПВЛ). В древней лексике много имен (прозвищ) людей связанных с названиями животных, например: Волков, Медведев, Зайцев и т.д.
      
      * Тур - зубр, или дикий бык; зооним зафиксирован в литературе с XII века. "Поучения" Владимира Мономаха (ок. 1117 г.): "Два ТУРА метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал".
      
      * Туров находится на возвышенности, в местной лексике распространено наименование - Замковая гора, Тур-гора.
      Появление топонима Туров зафиксировано в момент перехода славянских племен от язычества к идеологии иудеохристианства, письменные источники фиксирующие имена исключительно христианские.
      
      Вывод
      
      Целесообразно обратиться к лексике сакрального языка иудеохристианства - ивриту, исследователи не используют иврит для объяснения имен и терминов русского языка.
      
      6) Терминология иврита и библейский образ
      
      а) Терминология
      
      Приведем топоним в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни - ТУРОВЪ = ТУР + ОВЪ.
      
      * ТУР+ОВЪ = Арамейский ТУРА טוּרָא гора, холм; евр. ТУР טוּר гора, возвышенность + אוֹב колдовство, колдун, дух умершего. На Туровском городище археологи обнаружили языческое капище (языческий храм).
      
      * ТУР+ОВЪ = Арамейский ТОРА תּוֹרָא бык; евр. ТОР תּוֹר бык, вол, телец.
      
      б) Библейский образ
      См. стронг http://biblehub.com/hebrew/2906.htm
      
      * Даниил 2:35: "Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою (ТУР) и наполнил всю землю".
      
      * Даниил 2:45: "так как ты видел, что камень отторгнут был от горы (ТУРА) не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!".
      
      * Даниил 4:22: "тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола (ТОР) ...".
      
      См. стронг: http://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H8450
      
      Итак, как ни крути, осмысленные понятия (то, что можно помыслить), входящие в составной топоним ТУР+ОВ, можно получить, только используя лексику сакрального языка иврита и образы иудаизма.
      
      Таким образом, топоним ТУРОВ (гора), мы можем отнести к периоду становления иудеохристианства. Киевский книжник-монах (автор ПВЛ, Нестор, 1113 г.) передал нам через пространство и время своё виденье истории становления христианства в X веке в бассейне реки Припять. Археология уточняет этот процесс - на месте языческого храма был построен христианский храм; "камень, разбивший истукана, сделался великою горою (ТУР) и наполнил всю землю".
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 31/01/2016. 9k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка