Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Хопёр, река

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 05/02/2016. 16k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иудеохристианское миропонимание имеет выраженный прагматический (деловой) характер - терминология выстраивает алгоритм; объясняет человеку, как ему действовать с вещами, с социальными и природными объектами в действительности.

  •   
      А ниже речки Елани, верст с 20, с Нагаискои стороны,
      пала в Дон река Хопер;... А на усть реки Хопра,
      на Дону, перевоз - брод татарской
      Книга Большому чертежу (1552 г.)
      
      Хопёр - большая река в Пензенской, Саратовской, Воронежской и Волгоградской области России, крупнейший левый приток Дона. Длина 980 км, ширина до 100 м., в низовьях, средние глубины 5 м, наибольшая - 17 м, дно песчаное, берега - в основном песок.
      В долине реки много стариц (старое русло реки, образуется при спрямлении русла, входы затем заносятся илом), небольших меандр (петлеобразные изгибы), болот и озер. По берегам реки множество крупных оврагов и балок, местность пересеченная, покрыта лесами (сосна, дуб, ольха), правый берег высокий до 120 м., обрывистый, левый - пологий, пойма в низовье до 10-12 км. Судоходен на 323 км от устья, в истории судоходство прослеживается эпизодически, река не стала важным водным путем.
      
      Характерной особенностью реки Хопёр является передвижение русла реки по пойме в стороны, образование меандр, стариц, затем спрямления русла. Примерная скорость этого процесса от 2 до 4 метров ежегодно, за десятки лет река меняет положение русла на расстояние до 5 км; исследователи связывают название города Новохоперск с изменением русла реки.
      
      1) Краткая история Хоперского казачьего войска
      
      Долина Хопра являлась одним из мест расселения донских казаков, в XV-XVII вв. бассейн реки был малонаселенным, в середине XVII века хопёрскими казаками были основаны городки: Беляевский, Григорьевский и Пристанский.
      
       Пристанский городок являлся значительным торговым пунктом на "Ордобазарной дороге" (он же Хоперский или Астраханский тракт), связывавший Москву (через Рязань и Касимов) с Астраханью. В правление Петра I (1699) здесь было построены три больших боевых корабля. Первые исторические сведения "о царской службе" хопёрских казаков относятся ко времени первого азовского похода (1695) Петра I. Во время восстания Кондратия Булавина (1707 г.) местность была разорена русскими восками, но через некоторое время, начался процесс восстановления поселений.
      
      2) Река Хопер в древнерусских письменных источниках
      
      а) П. Н. Черменский. Два спорных вопроса топонимики древней Рязанщины
      http://annales.info/rus/small/ae59_cherm.htm
      
      "В 1261 г. в Золотой Орде была учреждена Сарская епархия первоначально для столицы, ... а затем и для обширной области между Волгой и Доном. С северо-запада новая епархия прилегала к рязанской епископии. Трудность разграничения владений сарских и рязанских епископов служила постоянным поводом к неоднократным столкновениям, и митрополитам приходилось в своих грамотах устанавливать спорные границы епархий.
      Первая из дошедших до нас грамот принадлежит митрополиту Феогносту и относится к 1334-1353 гг. Подтверждая грамоты прежних митрополитов (Максима и Петра), Феогност обращается "ко всем христианом Черленого Яру и ко всем городом, по Великую Ворону". Включая спорную территорию Черленого Яра в рязанскую епархию, грамота тем самым устанавливает ее границу с Сарской епархией по реке Великой Вороне. ...
      
      Вторая грамота от 1360 г. принадлежит митрополиту Алексею, который, обращаясь "ко всем крестианом, обретающимся в переделе Черленого Яру и по караулом возле Хопор до Дону", говорит "о том же переделе по Великую Ворону возле Хопор до Дону". ...
      
      Все это подтверждает, предположение, что "Хопор" митрополичьих грамот - это название урочища при устье Хопра и значит, Великая Ворона является древнерусским именем реки Хопер. Рязанцы, продвигаясь на юго-восток, назвали Вороной приток Хопра, а основной реке присвоили имя Великой Вороны. Когда же во второй половине XIV в. русское население покинуло берега Среднего Дона, то древнерусское название Великой Вороны стало постепенно забываться и его заменило тюркское имя "Хопер", впервые записанное в "Хождении" митрополита Пимена (1389 г.)".
      
      б) H. A. БАКЛАНОВА. Описание русской природы в Хождении митрополита Пимена в Царьград в 1389 г. и отображение этого описания в миниатюрах Лицевого летописного свода XVI в.
      http://www.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/24_tom/Baklanova/Baklanova%20-%200122.pdf
      
      "Путешествие было описано Игнатием, прозванным Смольнянином (дьякон), сопровождавшим смоленского епископа Михаила, состоявшего в свите Пимена. ... После смерти Пимена, умершего в Царьграде, не дождавшись своего утверждения на митрополичьей кафедре, Игнатий оставался там до 1393 г., ездил оттуда в Иерусалим, а с 1396 г. поселился на Афоне, где и умер в 1405 г. Его Хождение, видимо, долгое время составляло увлекательное чтение для русских людей; оно дошло до нас в 16 списках, древнейшие из которых относятся к XV в.".
      
      в) Восточная литература
      http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hozenija/XIV/Ignatij_Smolnanin/text.phtml?id=1698
      
      Хождение Игнатия Смольнянина в Царьград
      
      "Утром в день памяти святого Николая приехал к нам князь Юрий Елецкий с боярами и со многими людьми и доставил нам радость великую. Оттуда приехали к Тихой Сосне, видели столпы каменные белые, красиво стоят в ряд, как стога малые, над рекою над Сосною. Минули Червленый Яр, Битюк и Похор".
      
      г) Национальный корпус русского языка
      
      Посольская книга по связям Московского государства с Ногайской Ордой. Книга 4-я. 1551-1556 гг. (1551-1556). "А вперед себя посылал вожеи дороги отведывати на Хопер да на Дон".
      
      3) Червлёный (Черленый) Яр
      
      а) Википедия
      "Червлёный Яр - историческая область, определяемая в историографии как междуречье Дона и Хопра (данный топоним известен с XIV века), а в более узком смысле - часть Новохопёрского района вдоль реки Хопёр, от впадения в него реки Вороны до впадения реки Савалы".
      
      б) А. А. Шенников; http://gumilevica.kulichki.net/SAA/saa01.htm
      
      "Версия о существовании Червленого Яра в XII в. основана на сообщении Никоновской летописи под 1148 г.: при очередной княжеской усобице князь Глеб Юрьевич (сын Юрия Долгорукого) пошел от Переяславля через Курск "к Резани, и быв во градех Черленаго Яру и на Велицей Вороне", пошел оттуда к Новгороду-Северскому (183, т. 9, с. 177)". ...
      
      Группа православно-христианского населения, находившаяся на прямой дороге между Москвой и Сараем, но ближе к Сараю, чем к Москве, на окраине центральной части Золотоордынского государства, была очень удобной базой, как для русской ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ, так и для православно-христианской миссионерской деятельности. Хотя для этих же целей использовалась, как уже сказано, и сарайская епископская кафедра, но она находилась в ханской столице под полным контролем ханов и могла действовать только сугубо легальными средствами, в то время как более деликатные мероприятия было удобнее проводить через Червленый Яр, подчиненный по церковной линии Москве прямо через Переславль-Рязанский, минуя Сарай. ...
      
      Сопоставляя все особенности Червленого Яра середины XIV в., можно заключить - для начала хотя бы в порядке рабочей гипотезы, - что перед нами, вероятнее всего, обладавшее некоторой автономией в рамках Золотоордынского государства объединение нескольких татарских и русских территориальных общин без феодалов, с военно-демократическим управлением вроде будущих донских, запорожских и подобных им казаков".
      
      4) Существующая этимология
      
      а) Википедия
      
       "Согласно легенде, в этих местах жил старик Хопёр. Шёл он как то степью и увидел, как из земли бьют 12 ключей. Старик взял лопату и соединил все эти ключи в один большой поток, на котором построил мельницу и молол здесь зерно для крестьян из окрестных деревень. А реке потом дали имя её создателя".
      
      б) Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001
      
      "В документе 1389 г. упоминается как Похорь-река; в XV - XVII вв. Хопор, Похор, Похорь. Считая исходной формой Похор, можно допустить возможность перестановки звуков и превращения в Хопор с последующим смягчением в Хопер. В основе исходной формы слав, корень пьх- 'толкать', отражающий в названии скорость течения реки".
      
      в) Материал из Ртищевской краеведческой энциклопедии
      http://wikirtishchevo.shoutwiki.com/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BF%D1%91%D1%80
      
      Считается, что название, встречающееся в письменных источниках XII века в разных транскрипциях - Копор, Копорть, Хопорть, возможно, скифско-сарматского происхождения от поратта, что значит "река". Не позднее XI века добавился термин хыу от башкирского "река". Таким образом, Хыупорта, Хопорть (летописное), Хопёр переводится как "река Река".
      
      5) Обобщение и выводы
      
      * Из приведенных выше комментариев ясно, что этимология гидронима Хопёр не разработана, исследователи опираются на "народную" этимологию (старик Хопёр), на скифо-сарматское прошлое (бесписьменные этносы) и выстраивают совершенно фантастические варианты, игнорируя существовавшую действительность - религиозные, хозяйственные и военные отношения.
      * Никто не упоминает Хазарский каганат (письменный язык иврит, религия иудаизм), который управлял этими территориями два с половиной века. Археологами установлено, что на территории Воронежской области, по Дону и притокам существовали хазарские городища. Например, Маяцкое городище на притоке Дона Тихой Сосне (севернее Хопра), оно представляло собой военно-административный и торговый центр Хазарии.
      
      * Из представленного выше исторического материала ясно, что историческая область Червлёный Яр имела восточной границей реку Хопёр, она входила в состав Золотой Орды, а на западе граничила с Рязанским княжеством. Исследователи считают, что здесь проходила буферная пограничная зона, между Ордой и Русью и проживало смешанное христианское население, древние сведения по данному "пограничному" вопросу незначительны.
      Из переписки митрополитов известно, что по Хопру проходила "граница" между Сарайским и Рязанским епископствами (иудеохристианство), около 1350 года в из Сарайской епархии был выделен Червленый Яр и передан Рязанской кафедре.
       В период после передачи территории под юрисдикцию Рязанской епископии (в нач. XV в.) появилось имя реки - Хопор; считают, что Копор зафиксировано с XII века, Похор в 1389 г., реку также называли Великой Вороной.
      
      * Очевидно, что на реке Хопёр существовали "караулы", кому принадлежали "караулы" не определено, но очевидно, что они были жизненно важны для Рязанского княжества.
      
      1278: "того же лета приходша татарове на Рязань, и много зла створиша".
      1285: "князь Елторай Ординский, Темирев сын, приходи ратию на Рязань".
      1288: набег на Рязань.
      1307: поход на Рязанское княжество.
      1342: поход монголо-татар в Рязанское княжество.
      1379: поход Мамая на Рязань; последний набег на рязанские земли в 1443 г.
      
      У нас вырисовывается первый образ реки Хопёр - сторожевой рубеж в пограничной системе Хазарского каганата, а позже Рязанского княжества от набегов Золотой Орды, очевидно, также, что ономастическое пространство было иудеохристианским.
      
      б) Гидрология и судоходство
      
      Несмотря на то, что река Хопёр является по современной классификации "большой" рекой, судоходство на нем не "прижилось", бассейн реки не получил развития и до сих пор остается преимущественно земледельческим. В ранний период освоения этих земель население было незначительным, кроме того и гидрологические условия Хопра препятствовали развитию судоходства. Попытки к развитию судостроения и судоходства были предприняты во время правления Петра I, однако судоходство не развилось. Нахождение реки на второстепенных торговых путях, передвижение русла, образование меандр, заболоченность, извилистость русла, затрудняли судоходство. Хопёр во время разливов переносит значительные массы грунта и промывает себе новое русло, о чем свидетельствуют многочисленные старицы.
      
      Вывод
      
      Очевидно, что гидроним закрепился в иудеохристианской литературе и был распространен в русском обществе XIV-XVI вв. через географические труды, которые писались монахами, другой научной элиты в России до Петра I не было.
      
      Итак, мы выделили две основных версии:
      
      а) пограничный (сторожевой) рубеж (караулы);
      
      б) меняющееся русло реки, Хопер - землекоп, промывает новое русло (многочисленные старицы). Нам осталось найти подобные термины в справочнике всех времен и народов - в Библии.
      
      6) Терминология иврита и библейский образ
      
      а) Хопёр (Хопор) = ХАФАР חָפַר 1. копать, раскапывать, рыть; 2. выслеживать, шпионить, искать, исследовать. ХАПАР חַפָּר землекоп; ХАФИРА חֲפִירָה рытьё, копание.
      
      В Библии применялась форма - ЙА+ХПЕРУ (от ХАФАР) יַחְפְּרוּ копать, искать; скорее всего, она и послужила основой гидронима ХОПЁР, йотированный труднопроизносимый "йод" (первый знак) выпал, осталось - ХПЕРУ, если читать все огласовки - ХЕПЕРУ = ХОПЁР.
      
      б) Библейский образ
      
      * Исход 7:24: "И стали копать (ЙА+ХПЕРУ, от ХАФАР) все Египтяне около реки чтобы найти воду для питья, потому что не могли пить воды из реки".
      
      * Бытие 26:19: "И копали (ЙА+ХПЕРУ от ХАФАР) рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой".
      
      * Иисус Навин 2:2: "И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть (шпионить, ЛА+ХПОР от ХАФАР) землю".
      
      * Второзаконие 1:20: "Но вы все подошли ко мне и сказали: пошлем пред собою людей, чтоб они исследовали (ЙА+ХПЕРУ, от ХАФАР) нам землю и принесли нам известие о дороге, по которой идти нам, и о городах, в которые идти нам".
      
      Таким образом, гидроним Хопёр является транслитерацией (перевод знаков с одного алфавита на другой) библейского термина ХАФАР (форма ЙА+ХПЕРУ). Содержание терминов и согласные знаки (фонетика, графика с учетом транслитерации) соответствуют действительности - пограничному положению реки и её гидрологическим особенностям (изменение русла).
      
      Иудеохристианское миропонимание (в отличие от язычества) имеет выраженный прагматический (деловой) характер - терминология выстраивает алгоритм; объясняет человеку, как ему действовать с вещами, с социальными и природными объектами в действительности.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 05/02/2016. 16k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка