Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Цюрих (нем. Zürich), река Лиммат (нем. Limmat)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 27/05/2017.
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 07/02/2016. 15k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этой работе на примере топонима Цюрих и гидронима Лиммат мы постараемся проследить процесс проникновения библейских образов и терминологии в регион Альп.

  •   
      
      Обширное Цирихское озеро разливается у нас
      перед глазами, и почти под самыми нашими окнами
      вытекает из него река Лиммата, которой шумное и
      быстрое стремление приятным образом отличается
      от тихой зыби вод его; прямо против нас, за озером,
      стоят высокия горы; далее в сторону ...видны и другия
      высочайшия и снегом покрытыя горы
      
      Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника, 1792
      
      
      Горд Цюрих (нем. Zürich [ˈtsyːrɪç]; швейц. Züri [tsy:ri]) - находится на северо-востоке Швейцарии, административный центр одноимённого округа, крупнейший в стране, впервые как город упоминается в 929 году. Находится на берегу Цюрихского озера при выходе из него реки Лиммат, в долине между горными вершинами Утлиберг (Uetliberg, 871 м, с этой горы открывается вид на город) и Цюрихберг.
      
      * Гравюра Цюрих 1581 г.
      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/37/Zurych_Turicum.jpg
      
      На цветном плане, выполненном с фотографической точностью, показан типичный небольшой средневековый европейский город на двух берегах реки со всей атрибутикой: крепостные стены (с 1230 г.), дома с огородами, мосты, колодцы, ухоженные поля за крепостной стеной на скатах гор; выделяются два аббатства на возвышенностях в центре города. Очевидно, художник рисовал город с вершины какой-то высоты, находящейся в окрестностях города.
      
      В средние века люди пересекали Альпы по перевалам по нескольким причинам. Германские императоры вели свои войска через горные перевалы в Италию (39 переходов 10-30 тыс. армий в XII-XIII в.), деятели церкви и паломники шли в Рим и далее на Восток по своим религиозным делам, всегда существовал финансово-торговый обмен между южными и центральными областями Европы. Для всех этих передвижений людей и товаров нужна была определенная инфраструктура: дороги, жильё, питание, проводники, что приводило к увеличению численности местного населения и его социализации (освоение общих культурных универсалий Средиземноморской цивилизации).
      
      1) Краткая история Цюриха
      
      а) Римский период
      На этом месте в древности находилось кельто-германское поселение, в 15 году до н.э. римляне организовали здесь таможню, для контроля над торговым путем, идущим на Рейн - Турикум, местное население было уничтожено или изгнано. Вскоре была построена 10 башенная крепость, через неё проходил важный для Рима торговый путь из Южной Европы на Британские острова (по Рейну), город с античных времен был тесно связан с деньгами и торговлей.
      
      б) Христианский период
      После распада Римской империи здесь обосновались алеманны, одно из немецких племен; считают, что они подогнали "римское" имя города под свой племенной диалект, в результате он стал называться не Турикум, а Цюрих.
      Людовик II Немецкий (805-876), правитель Восточнофранкского королевства (буд. Германия), построил на месте Турикума замок (in castro Turicino iuxta fluvium Lindemaci, 835 г.). В Цюрихе (исторический центр города) в 853 году он основал аббатство Фраумюнстер (нем. Fraumünster) для своей дочери Хильдегарды, обеспечил его землями и лесами и гарантировал неприкосновенность. Хильдегарда (828 - 856) первоначально аббатиса монастыря в Шварцахе-на-Майне, затем аббатиса бенедиктинского монастыря в Цюрихе с 853 года; его вторая дочь Берта (839 - 877) - аббатиса монастыря в Цюрихе с 856 года.
      Монастырь служил местом прибежища для женщин из знатных фамилий, вероятно, что Хильдегарда и Берта имели политическое влияние при дворе Людовика II, в немецких хрониках отмечена дата их смерти.
      
      * Annales alamannici (Аламаннские анналы, 703-912 гг.)
      "Годы от воплощения Господнего: ... 857 г. Умерла Хильдегарда, дочь короля Людовика. ... 877 г. Умерла Берта, дочь короля".
      
      * Император Священной Римской империи Генрих III (1017-1056) в 1045 году расширил права аббатства, разрешил чеканить собственную монету, собирать пошлину и владеть рынком, сделав аббатису главой города. Фактически аббатство Фраумюнстер держало всю экономику города в своих руках, аббатиса (с 1234 года имела титул - герцогиня) на протяжении нескольких веков назначала мэра.
      
      2) Легендарные сведения
      
      * В христианском периоде была сформирована легенда о городе, как о месте казни первых христиан Феликса и его сестры Регулы из Фиванского легиона (святые, казнены в 286 г.). Им отрубили головы, однако после смерти они встали, сотворили молитву, взошли на холм, неся отрубленные головы в руках, где и отошли к Господу. Впоследствии там был воздвигнут храм Гроссмюнстер, а на месте их казни был построен храм Вассеркирхе (Wasserkirche). Святые считаются небесными покровителями Цюриха, существует несколько древних изображений (картин) этой истории, наиболее ранний рисунок относится к 1130 году. Исследователи считают, что легенда возникла примерно в VIII веке в связи с распространением христианства на данной территории.
      
      * Фреска над могилой аббатис Хильдегарды и Берты
      http://za7verst.ru/blog/cerkov_benediktincev_fraumjunster/2014-02-18-97
      
      На фреске, изображена история создания Фраумюнстера и передачи монастырю мощей святых покровителей Цюриха - Феликса и Регулы. В правой части фрески олень с золотистыми рогами ведет двух сестер - Хильдегарду и Берту из отцовского замка через мост Альбис в Цюрих на место постройки будущего монастыря. В левой части - процессия из собора Гроссмюнстер, во главе ее идут 7 епископов и король, они несут раку с мощами святых Феликса и Регулы. Фреска украшала нишу над могилой первых аббатис Фраумюнстера - Хильдегарды и Берты, перезахороненных в стенах храма в 1272 году.
      Судя по важности участвовавших в сакральной процессии лиц (король и епископы освятили местность), актом передачи мощей Феликса и Регулы навсегда закрепляли эту территорию за аббатством, а, следовательно, и за государством Людовика II Немецкого.
      
      3) Существующая этимология
      
      а) Википедия, Цюрих
      
      "Первое упоминание названия города в похожей на современную форме датируется концом II века - надпись STA(tio) TURICEN(sis) (таможенный пост Турикум), высеченная на найденном могильном камне. Ни этимологию данного названия (вероятнее всего ретского или кельтского происхождения), ни значение невозможно достоверно определить. Один из вариантов - это образование от Turīcon, происходящее от галльского имени Tūros.
      
      Первые знаки изменения названия в сторону его современной германской формы появляются в VI веке в форме Ziurichi. Начиная с X века имя приобретает его современную форму Zürich (в 963 году - Zürihc). В современном цюрихском диалекте немецкого языка название потеряло окончание ch (произносится как Цюри). Это результат употребления уменьшительной версии полного названия, а не результат его изменения (например, формой прилагательного употребляемого в том же диалекте остаётся zürcher, где ch произносится)".
      
      б) Википедия, Лиммат
      
      Лиммат (нем. Limmat) - река в Швейцарии, правый приток Аре. Длина - около 36 километров. Лиммат вытекает из Цюрихского озера и протекает через кантоны Цюрих и Аргау. Сразу после истока Лиммат протекает через исторический центр Цюриха. Цюрих расположен у истока реки Лиммат у северной оконечности Цюрихского озера, примерно в 30 километрах к северу от Альп. Лиммат пересекает исторический центр Цюриха (Старый город) и затем поворачивает на запад.
      Этимологии нет.
      
      * Цюрих, http://geosfera.info/evropa/shvejcariya/1112-cyurih.html
      
      "Ранее бассейн реки назывался Линдимакус - галльское слово связывает Лиммат с Цюрихским озером: корень "линдо" означает "озеро", а "магос" переводится как "простой"". Галльский язык (мертвый с VI в.), сегодня известны несколько сот надписей, логическая и грамматическая связь гидронима Линдимакус с гидронимом Лиммат не просматривается, очевидно, разные корни.
      
      4) Обобщение и вывод
      
      а) Легенда о казни Фиванского легиона и о Феликсе и Регуле заинтересовала ученых, в результате исследований было установлено, что массовых казней в легионах (6000 чел.) в это время не было, а легиона с указанным именем не существовало, легендарные сведения оказались вымыслом. http://kidm-psu08.ucoz.ru/publ/8-1-0-15
      
      б) После раздела империи Карла Великого (Верденский договор, 843 г.) к Людовику II Немецкому отошли все земли к востоку от Рейна, однако его владения не имели прямого выхода к Средиземному морю, наиболее короткий путь в Италию, в Рим и далее на Восток (центры цивилизации) проходил через Цюрих. В последующий период шла ожесточенная борьба за земли Лотарингии, которые, в конечном счете, остались за Германией. При императоре Оттоне I (962 г.) в Священную Римскую империю германской нации входила территория северной Италии и Швейцарии.
      
      Таким образом, Людовик II Немецкий выстраивал военно-торговую инфраструктуру, для чего и построил замок и монастырь на прямых путях в Италию (Цюрих - Милан), согласно существовавшему в его время территориальному делению. В этой работе видимо активную помощь оказали ему дочери Хильдегарда и Берта - "присматривали" за Цюрихом, важность этой территории подчеркивает постоянное присутствие на ней членов королевской семьи.
      
      в) Принятого истолкования топонима Цюрих и гидронима Лиммат нет. Очевидно, что эти имена получили распространение литературе (были закреплены письменно) в период становления иудеохристианства на этих территориях и должны быть связаны с сакральной терминологией (освящение местности).
      
      Вывод
      
      Целесообразно рассмотреть топоним и гидроним в связи с терминологией иврита и библейскими образами.
      
      5) Терминология иврита и библейские образы
      
      а) Цюрих
      
      Приведем топоним TURICEN (первоначальный) в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень - TUR+I+CEN, у нас сразу же выявляются корни иврита.
      * TUR+I+CEN = ТУР טוּר гора; ТУРА (арам.) טוּרָא гора, камень, холм + I связка слова (или И י - Бог, краткое имя) + ЦИНА צִנָּה щит, крепостная стена; т.е. крепость на горе, холме; или каменные стены. Отметим, что в этот период архитектурные объекты строили в основном из дерева, каменные сооружения редкость в то время.
      
      * ZUR+I+CH ( краткая форма Züri) = ЦУР צוּר скала + И י краткое написание имени Бога; или ЙАХ יָהּ Господь; т.е. Скала Бога (библейское выражение - "Бог мой - скала").
      
      Справка. ЕЭБЕ, ст. Имена Божии
      
      "Отсюда уже возникают те сокращенные формы Jaho (והי) и Jo (וֹי, сокращенное из והי), которые входят в состав многих собственных имен, как первая составная часть их, и Jahu, или Jah (וֹהי или הי), как вторая часть этих имен; точно так же сокращенной формой имени הוהי считается Jah - הי".
      
      б) Гидроним Лиммат (Limmat)
      
      L+IMM+AT = Л לְ принадлежность, направление (куда?) + ЙАМ יָם озеро, море, запад; ЙАММА יַמָּה озеро, море (закрытое) + ЕТ אֵת с, вместе; или просто окончание Т. Цюрихское озеро и река Лиммат вытянуты в западном направлении, гидроним указывает на направление течения реки или на вытекающую из озера реку - принадлежит озеру.
      
      Очевидно, что еврейским (финикийским, пуническим) языком пользовались на этой территории и в римское время, важный торговый и военный путь из Италии в Центральную Европу.
      
      в) Ранние поселения евреев в Европе
      
      Википедия
      
      * "Уже в I веке еврейские общины появляются к северу от Альп в Галлии. В 321 году в Кёльне существовала еврейская община".
      
      * "Первым источником информации о жизни евреев на территории Германии считается декрет римского императора Константина I Великого, датированный 321 годом, в котором евреям даётся право быть избранным в городской совет Кёльна".
      
      г) Библейские образы
      
      * 2-я Царств 22:3: "Бог мой - скала (ЦУР) моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!".
      
      * Иеремия 21:13: "Вот, Я - против тебя, жительница долины, скала (ЦУР) равнины, говорит Господь, - против вас, которые говорите: "кто выступит против нас и кто войдет в жилища наши?"".
      
      * Аввакум 1:12: "Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала (ЦУР) моя! для наказания Ты назначил его".
      
      * Исход 14:16: "а ты подними жезл твой и простри руку твою на море (ЙАМ), и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше".
      
      * Даниил 2:35: "Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою (ТУР) и наполнил всю землю".
      
      Таким образом, топоним Цюрих и гидроним Лиммат являются составными словами - оформлены методом транслитерация (передача слова другим алфавитом). Заимствованы из еврейской терминологии, их содержание и графика (с учетом транслитерации) совпадает с библейскими образами и терминами, соответствует природной действительности территории и процессу развития иудеохристианства в Швейцарии.
      
      
      
      
  • Комментарии: 5, последний от 27/05/2017.
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 07/02/2016. 15k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка