Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Саврань

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 20/01/2016. 20k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для территории Саврань XVI в. характерны - степь, пустынная равнина, пастбища, жилища, селения. Этих терминов нет на карте Боплана, они пока присутствуют неявно (негласно), в виде топографического изображения объектов (знаков) на листе бумаги. Наша задача выявить их в топонимах и гидронимах - все, к чему прикасается человек, должно давать информацию о его бытии.

  •   
      Саврань - п.г.т., центр одноименного района Одесской обл., расположен на реке Савранке при впадении её в Южный Буг. Время основания поселения точно не определено:
      "Одним из первых письменных упоминаний является 1545 г. в описи сёл, подвластных Брацлавскому замку. УкраNoнська Радянська ЕнциклопедЄя. - К.: Головна редакцЄя УкраNoнськоNo РадянськоNo енциклопедЄNo, 1963. - Т. 12. - С. 473. - 576 с." (Википедия).
      По другим данным основано в XVII французским инженером де Бопланом, см. Семёнов-Тян-Шанский П. П. Географическо-статистический словарь Российской Империи. Т.4-5, с. 387-388.
      
      Савранка (Саврань) - река в Винницкой и Одесской областях Украины, в юго-восточной части Подольской возвышенности, правый приток Южного Буга, длина 98 км, 11% площади бассейна покрыта лесом.
      
      Территория Дикого Поля интересна тем, что начиная с ухода монголов (XIV в.) здесь сформировалась Военная граница, в XVI веке три крупные политические силы. Королевство Польское (Речь Посполитая), Московское государство и Крымское ханство Оттоманской империи, вплоть до конца XVIII века боролись за господство над этими землями. Четвертая политическая организация - украинское казачество, стихийно сформировавшееся (XVI в.) из местного населения и беглого люда, временами участвовало в борьбе на стороне то одного, то другого государства. Обычно в официальной истории колонизация этой территории после ухода монголов приписывается польскому государству и местному населению, эпизодами упомянуты и евреи, хотя их роль в освоении и обустройстве этого края - значительна.
      
      1) Евреи в колонизации Украины по представлениям исследователей XIX в., ЕЭБЕ, ст. Польша (сокращена)
      
      "XV век - это эпоха интенсивной иммиграции евреев в Польшу из Германии, Чехии, Силезии, Моравии и Венгрии, где евреи более всего подверглись преследованию, затем из Италии, Испании, черноморских колоний (Каффа) и Константинополя переселились в Польшу значительные массы евреев и осели в разных городах и местечках, прежде не имевших еврейского населения. К концу XV в. насчитывалось, насколько известно, 45 городов и местечек с еврейским населением, из коих 16 в Червонной Руси"...
      
      "Перед христианским купечеством евреи имели то преимущество, что знали прекрасно торговлю с Востоком, на торговых путях встречались еврейские общины, к тому же польские короли, исходя из политических соображений, поддерживали евреев, доставлявших им значительную сумму податей. Все это способствовало тому, что евреи могли завязать оживленные сношения, с одной стороны, с Востоком - Каффой и Константинополем, с другой стороны, с Западом - Бреславлем и Данцигом. ... В восточных областях крупный еврей-негоциант в то же время берет в откуп государственные доходы, арендует соляные копи, рыбные пруды, поместья и деревни, основывает новые поселения, привлекает колонистов... Наиболее деятельных из них короли назначают придворными поставщиками, "officiales nostri" (наши чиновники), и даже Владислав Ягелло, Ян-Альбрехт и Александр, не особенно благосклонно относившиеся к евреям, оказывали им большое доверие. Можно сказать, что XV в. и, пожалуй, первая половина XVI в. были эпохой высшего экономического расцвета польского еврейства".
      
      "Но когда в конце XV в. население в королевских городах, "где до тех пор обитали евреи, становится слишком густым, а заработки - редкими, евреи переселяются во владения частных лиц". Параллельно с этим движением шла колонизация крупных имений, и в этой колонизации евреи сыграли важную роль, привлекая колонистов. Возникают города, в которых евреи составляют главный торгово-промышленный элемент. Иногда эти новые поселения находились в соседстве со старыми королевскими городами, и таким образом евреи поддерживали оживленные сношения с городами, откуда они сами выселились добровольно или принудительно, на основании особых привилегий de non tolerandis Judaeis. Наконец, в самих королевских городах были кварталы или даже небольшие группы домов, принадлежавшие частным владельцам - дворянам или церквам и монастырям, которые предоставляли евреям жить и вести занятия на их землях (хотя магистраты часто протестовали против этого), - это так называемые "юрисдикции". Таким образом, с XVI в. существовали два разряда евреев - "королевские" и "частновладельческие", или чиншевые"...
      
      "В эту эпоху среди евреев нарождаются новые отрасли занятий - аренда шляхетских имений и питейный промысел, управление которыми было в интересах крупной шляхты. "Еврей-чиншевик в городах и местечках частных владельцев, еврей-арендатор в деревне, доставляющий пану доход от молочного хозяйства, мельницы, винокурения, "шинкования" (продажи питей) и других предприятий - все они нужны беспечному пану, забрасывающему свое хозяйство и коротающему время на сеймах, сеймиках, конфедерациях или в более веселых забавах". Этим объясняется то, что шляхта сдерживает в известных пределах агитацию духовенства. Сами церковные сановники не брезгают услугами еврея-арендатора. Варшавский церковный синод (1643) принял резолюцию против тех епископов, которые держат еврейских арендаторов. В XVII в. - говорит польский историк-правовед - евреи в большем числе уходят в деревни, расселяются по корчмам; с той поры и появляется тип "еврея-корчмаря". Наряду с новыми занятиями, к которым прибавились в значительном числе разного рода ремесла (см. ниже), евреи продолжают играть роль в старых отраслях экономической деятельности, особенно в Червонной Руси и на Украйне.
      
      То был период крупной колонизации Украйны. Польские магнаты владели здесь обширными землями (Вишневецким, например, принадлежала большая часть нынешней Полтавской губернии), и под их покровительством украинские города и поместья стали заселяться евреями, которые вскоре (от 1580 до 1648 г.) развили здесь торгово-промышленную деятельность. Администрация не считалась с запрещениями польских сеймов отдавать на откуп евреям государственные доходы. Королевские старосты привлекают евреев в качестве откупщиков. Магнаты, начиная с XVII в., отдают свои имения в аренду евреям. Знаток Украйны А. Яблоновский, приводя перечень таких аренд, обращает также внимание на промышленную деятельность евреев; они производят селитру и поташ, занимаются ловлей рыбы и дичи и управляют питейным промыслом. Внутренняя торговля на Украйне была сосредоточена у евреев, а внешняя торговля находилась в руках иностранцев. В соседних с Украйной областях еврейский элемент был количественно еще сильнее; по вычислениям Яблоновского, в 1578 г. находилось в Волыни 2935 евреев, в Подолье - 2655, в Холмской земле - 2144, в Белзском воеводстве - 2850. Значительное население имело тогда Русское воеводство (нынешняя Восточная Галиция), где выделялись два города с большими еврейскими общинами - Львов и Пшемысл".
      
      2) Краткая история междуречья Саврань-Кодыма
      
      Монголы в сер. XIII в. опустошили междуречье Южного Буга и Днестра, население было частично истреблено или бежало в безопасные северные районы. В конце XIV века Великое княжество Литовское вытесняет из Буго-Днестровских территорий ордынцев и продвигается на юг к Черному морю. Бассейн реки Савранки и Кодымы постепенно заселяться мигрантами из Литвы, Польши (Руси) и из-за Днестра.
      
      В конце XIV века литовский князь Витовт передал местечко Саврань (кон. XIV в.?) панам Кошиловичам (Кошелевичам), местечко получает привилегию на проведение двух-трёх ярмарок и еженедельных торгов, а также Магдебургское право (при Владиславе II (Ягайло)), и переходит в разряд городков-местечек. После Кревской (1385 г.), а также Городельской унии (1413 г.), объединившей Польшу с Литвой, на территории Брацлавщины с 1434 г. разворачивается польская колонизация. В XVI-XVII вв. в Польско-Литовском государстве "Диким Полем" называли украинские земли, находившиеся на восток и юг от Белой Церкви, правительство раздавало их магнатам и знатнейшим панам в частную собственность как незаселённые.
      
      В конце XV - начале XVI веков Османская империя овладевает северо-западным Причерноморьем, граница между султанской Турцией и Крымским ханством (с одной стороны) и Речью Посполитой (с другой стороны) устанавливается по реке Кодыма (25-30 км к югу от реки Савранка). После Люблинской унии Литвы с Польшей 1569 года земли между Савранкой и Кодымой переходят во владение магнатов Конецпольских. В 1634 коронный гетман Станислав Конецпольский (отвечал за охрану южных границ) поручил французскому инженеру и картографу де Боплану построить на реке Савранке крепость (1642 год) - форт Конецполь (на карте Боплана обозначено и второе имя - Savron); крепость была приграничным пунктом Польши и служила для обороны против турецко-татарских налетов.
      
      3) Существующая этимология гидронима и топонима Саврань
      
      Автор "artyr2009"б http://savra.blox.ua/html
      
      "Когда возникла Саврань? От чего происходит ее название? О происхождении названия Саврань есть разные утверждения. Название "Саврань" бесспорно тюркского происхождения. От какого именно слова оно происходит неизвестно. В турецко-русском словаре встречается слово "SAVRA", что в переводе означает "пение", но этого мало, чтобы название Саврань связывать со старыми украинскими певцами и певицами.
      
      О татарское происхождение слова "Саврань"- говорит хотя бы то, что в годы господства Золотой Орды в Средней Азии в долине реки Сырдарьи среди других городов известно город Саран. Об этом городе говорится в книге Б.Д.Грекова и А.Ю.Якубовського "Золотая Орда и ее падение". Можно полагать, что основав на месте нынешнего районного центра древнее поселение, местное население название для него заимствовало у турок или татар, но это не означает, что именно это поселение было татарским.
      
      Ведя беседы со старожилами с. Саврань установлено иное утверждение о происхождении названия поселка. С прочитанных источников, а именно "История Новороссийского края" следует, что земля, на которой сейчас находится Саврань когда-то принадлежала туркам и их вассалам татарам... Чтобы защитить свои поселения от набегов казаков, турки решили установить дозор на берегу нынешней реки Савранки, в том месте, где Саврань. Командиром дозора был назначен турецкий янычар Саврасос - грек по национальности... Погиб Саврасос в очередной схватке. В честь командира дозора турецкие военачальники решили на месте дозора построить крепость и назвали именем Саврасоса. Впоследствии вокруг крепости начали строиться дома, и постепенно здесь выросло небольшое селение ремесленников и торговцев. Назвали его в отличие от названия крепости Саврасос-Саврань.
      
      Еще одно толкование слова "Саврань" дает профессор Львовского государственного университета, доктор исторических наук Я.Р.Дашкевич. Он считает, что Саврань, возможно, переводится с тюркского как "такая, что волочится". Но надо отметить, что тюркское слово "Савран" за радловським словарем является адекватное слову "сарбан", что означает погонщик верблюдов. Итак, возможно, что на территории юго-восточного Подолья в начале XIV в. водились верблюды.
      
      Вот еще один перевод топонима "Саврань", что по-тюркски "Саврань"- означает яма. Когда подняться на гору и посмотреть на Саврань, она будто действительно находится в яме, низменности".
      
      4) Обобщение и выводы
      
      а) Очевидно, что собранные автором "ARTYR2009" этимологии не имеют ничего общего с именем выдающегося местного ориентира - рекой Савранкой.
      
      * Саврань - "пение" невозможно объяснить, явления разного класса, они обладают не тождественными признаками (нет ничего общего), река например, может бурлить, грохотать, но она никогда не поёт. В Национальном корпусе русского языка не существует образа "поющей реки".
      
      * Саврань - город Савра (в Средней Азии), уж очень далеко забралась мысль исследователя выдвинувшего эту гипотезу, какая связь между среднеазиатским и украинским городом?
      
      * Саврань - грек на турецкой службе Савратос; в средневековом мире, как в христианстве, так и в исламе, не принято было называть именами людей какие-либо объекты - грех (не сотвори себе кумира, разве только именами узаконенных святых); инновация эта принадлежит императорскому периоду.
      
      * Саврань - "такая, что волочиться"; явления разного класса, река не может "волочиться", нет общих признаков - этимология лишена смысла.
      
      * Саврань - "яма", "низменность"; все реки текут по низменным местам, об этом знает даже ребенок - вода вверх не течет; местность пересеченная, однако топографически ярко выраженный ориентир "яма" не просматривается.
      
      Таким образом, на сегодняшний день не существует разумного комментария к гидрониму Саврань.
      
      5) Выделение главной характеристики гидронима Саврань
      
      Каждое имя выражается либо одним существительным, либо сочетанием слов, состоящим из существительного и одного или нескольких определений.
      
      Река Саврань относится к классу малых рек, истекает с запада на восток, имеет выраженный равнинный характер, питание преимущественно снеговое, каких-либо выдающихся местных ориентиров (водопад, скалы, крутые повороты русла, быстрое течение, бурные постоянные паводки) не имеет.
      
      Искать смысл гидронима в характеристике реки - бесполезно (ничем не выделяется из подобного класса малых рек), следовательно, надо перейти на более высокий уровень обобщения - искать особенности территории, по которой река истекает, или обратить внимание на политическую организацию общества. В течение длительного периода (XIV-XVIII вв.) здесь концентрировались интересы трех крупных государств - Польши, России и Турции, территория была - пограничной; совместив эти понятия, мы сможем выйти на смысл (значение) имени.
      
      а) Природные зоны по карте Боплана 1650 г.
      
      На карте показано Буго-Днестровское междуречье, ясно просматривается граница между лесостепной и степной зоной, которая проходит по реке Савранке.
      
      б) Политическая зона, разделение христиан и мусульман - линия соответствующих поселений
      
      Граница украинских поселений проходит по реке Савранке, к югу от реки нет христианских поселений. Вплоть до Очакова (примерно на расстоянии в 300 км) - только три мусульманских (татарских) поселения (обозначены на карте соответственно знаком креста и полумесяца).
      
      Отметим, что на картах Боплана указан населенный пункт Sawran, он находится не в устье реки Савранки (Sawran) как ныне существующий, а в её верхнем течении.
      
      Итак, можно подобрать термины-характеристики (критерии, мерило) для территории Саврань - степь, пустыня, пустынная равнина, пастбища, жилища, селения. Этих терминов нет на карте, они пока присутствуют неявно (негласно), в виде топографического изображения объектов (знаков) на листе бумаги. Наша задача выявить их в топонимах и гидронимах - все, к чему прикасается человек, должно давать информацию о его бытии.
      
      6) Терминология иврита и библейские образы
      
      а) Терминология
      
      Приведем термин Саврань (Sawran) в форму близкую к грамматике иврита, выделим корни - Саврань = С+АВРА+НЬ, прочитаем слово наоборот, как в иврите - ЬНАРВАС = ЬН+АРВА+С; у нас моментально "высветился" рациональный корень иврита - АРАВА.
      
      * АРАВА עֲרָבָה степь, пустыня, пустынная равнина, необитаемая равнина.
      Это основное понятие, указывающее на особенность этой территории, выраженная в природе и обозначенная в графике карты граница лесостепной и степной зоны. Необходимо дополнение, указывающее на социальное пространство - обустроенность территории поселениями.
      
      * ЬН = транслитерация еврейского термина НАА נָאָה пристанище, уголок, оазис, пастбище, жилище, селение, хижина.
      
      * С = транслитерация еврейского ШЕ שֶׁ который, что. Буквы иврита шин (Ш), син (С) при транслитерации на русский язык передавались, как правило, русской буквой "С" (ЕЭБЕ, Алфавит сравнительный).
      
      * С = Ц; транслитерация буквы иврита "цади" на русский язык согласно ЕЭБЕ (Алфавит сравнительный): "Ц צ = С: Сидон, Сион, Исаак, Софония; это - обыкновенная транскрипция צ". Тогда ЦЕ צֵא повелительное наклонение от глагола ЙАЦА выходить, выступать, быть выведенным или вынесенным.
      
      Общий вид
      
       Саврань = ЬНАРВАС= ЬН+АРВА+С = НАА жилища, пастбище + АРАВА необитаемая равнина + С которая; или ЦЕ (С) выходить, выступать, быть выведенным.
      
      То есть - поселения на необитаемой, пустынной равнине, степи; или рубеж выхода в степь (дикую) из поселений. Неужели опять случайное "совпадения" действительности и её описания термином (составным словом), а может, мы не умеем читать имена и термины на языке Создателя?
      
      б) Библейские образы
      
      а) Термин иврита НАА (пастбище)
      
      * Иеремия 9:10: "О горах подниму плач и вопль, и о степных пастбищах (НАА) рыдание, потому что они выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота - все рассеялись, ушли".
      
      * Иеремия 23:10: "засохли пастбища (НАА) пустыни, и стремление их - зло, и сила их - неправда".
      
      * Иоиль 1:19: "К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища (НАА) пустыни, и пламя попалило все дерева в поле".
      
      * Иеремия 25:37: "Истребляются мирные селения (НАА) от ярости гнева Господня".
      
      б) Термин иврита АРАВА (необитаемая равнина, пустыня)
      
      * Числа 22:1: "И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах (АРАВА) Моава, при Иордане, против Иерихона".
      
      * (Числа 33:48: "И отправились от гор Аваримских и расположились станом на равнинах (АРАВА) Моавитских у Иордана, против Иерихона".
      
      * Захария 14:10: "Вся эта земля будет, как равнина (АРАВА), от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима".
      
      в) Термин иврита ЦЕ (выйди, выходить)
      
      * Бытие 8:16: "выйди (ЦЕ) из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою".
      
      * Исход 11:8: "И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди (ЦЕ) ты и весь народ, которым ты предводительствуешь. После сего я и выйду (ЙАЦА). И вышел Моисей от фараона с гневом".
      
      Таким образом, гидроним С+авра+нь составлен из трех корней иврита выход+степь (пустыня)+селения.
      Из понятия Саврань не имеющего смысла, используя библейские образы и терминологию иврита, мы получили понятие, имеющее социальное содержание и объём (смысл). Оно "привязано" к природным и социальным характеристикам (выдающимся ориентирам) бассейна реки периода XIV-XVIII веков. Указывает на язык идеологии преобладающий на этой территории - им владели иудеи, католики и православные, это был общий язык границы, и вполне вероятно с хазарского периода.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 20/01/2016. 20k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка