Аннотация: Одни исследователи утверждают, что топоним Кафа появился в IV веке, другие - в X веке, третьи в 1204 году. Император Константин Багрянородный (X век) употребляет в своём трактате "Об управлении..." топоним Кафа (Кафас).
1) Федосия, кратко по материалам Википедии
Город основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э., с 355 года до н. э. Феодосия (греч. божий дар) в составе Боспорского царства. Разрушен гуннами в IV веке н. э., в городе и окрестностях жили аланы, поселение носило аланское название Ардабда (осет. Авд-арди) - в переводе "семибожная". В V веке под контролем Византийской империи, в VI веке был захвачен хазарами, а затем вновь отошёл к Византии. На протяжении следующих веков существовал как небольшое селение, попавшее в XIII веке под влияние Золотой Орды, выкуплен генуэзскими купцами.
Генуэзская Каффа - торговый портовый город, главный порт и центр управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье. Население города превышало 70 тысяч человек, в городе действовали филиал банка св. Георгия и театр, был свой монетный двор, где чеканились монеты. К середине XV века Каффа превзошла по размерам Константинополь; среди многонационального населения преобладали армяне.
В 1475 году Каффа вместе со всеми генуэзскими владениями была завоевана османскими войсками. Кефе (так турки называли Каффу) стал важным турецким портом на Чёрном море. Здесь находился крупнейший в Северном Причерноморье невольничий рынок, где продавались тысячи невольников, захваченных крымскими татарами во время набегов на польские и русские земли.
В 1616 году казаки Войска Запорожского под руководством гетмана Петра Сагайдачного штурмом взяли турецкую крепость Кафу, разгромили 14-тысячный турецкий гарнизон и освободили пленных.
2) Исторические сведения о Каффе
а) Константин Багрянородный (908-959). Об управлении империей (948-952 гг.)
"Так как венценосцем и протевоном страны херсонитов был тогда Хрест, сын Папия, херсониты, охотно повинуясь слову императора, размышляли, впрочем, каким бы образом могли они захватить и город Савромата Боспор и крепости на Меотиде (13)".
13. Примечание переводчиков
"Выделение в DAI 53 "крепостей на Меотиде" как хоротерминологического единства представляется обоснованным и находит археологическое подтверждение. Система античных крепостей прослеживается на азиатской стороне Меотиды с рубежа новой эры".
* "Херсониты, узнав об этом - венценосцем и протевоном Херсона был тогда Виск, сын Суполиха 23, - и приготовясь к противоборству, сами встретились с Савроматом вне города, в местах, называемых Кафа (24), и сражаясь с ним, поскольку бог помогал херсонитам, победили Савромата и прогнали его, поставя пограничные знаки в том самом месте под названием Кафа, где, сразившись, победили Савромата и где сам Савромат и оставшиеся у него люди принесли клятву, что никогда они не переступят ради войны установленные меж ними границы, но что каждая из стран владеет собственными местами, начиная от обозначенных пределов".
Примечание переводчиков
"24. Выражение "вне" (...) указывает на то, что граница Боспорского государства пролегала за Феодосией и только после неудачного похода Савромата, внука Савромата, сына Крискорона, она прошла через самую Феодосию. Во всяком случае, согласно датированной 306 г. надписи КБН, N 64 в 306 г. в Феодосии еще сидел боспорский наместник Аврелий Валерий Сог, сын Олимпа. Переименование Феодосии Кафой обычно относят ко времени после IV в. (Фролова Н.А. Монетное дело. С. 48-49). Отметим, однако, что название "Кафа" фигурирует в небольшом географическом трактате из ГИМ, составленном между 360 и 386 гг. (Шангин М. Новый географический текст. С. 253-254)".
б) Мартин Броневский. Описание Татарии (1595, Кёльн)
"Кафа или Феодосия, один из славнейших городов Таврического полуострова, очень хорошо укрепленный, основан Генуэзцами. Пристань его хороша и часто посещается кораблями. Видно, что во времена генуэзцев он был очень богат и населен, но когда, лет сто тому назад, турки отняли его у греков, ... Город потерял много своего блеску и величия. Римские христианские церкви уничтожены; домы разрушены; и башни, на которых видны многие генуэзские гербы и латинские надписи лежат в развалинах. Только две католические церкви и армянские остались целы; потому что турки издревле оставили им право иметь собственных священников, для отправления богослужения. В нем живут теперь турки, армяне, евреи, итальянцы и греки; его торговля и пристань и теперь еще известны в Тавриде; ... В Кафу плывут корабли с ближайших и далеких островов греческих; но чаще всего из Константинополя, потому что суда могут приходить оттуда, при попутном ветре, в два дня, или несколько более".
Примечание переводчиков
"70. По мнению г. профессора Юргевича, Кафа начало свое получала около 1204 г. См. Записок г. V, стр. 816".
в) Эвлия Челеби (путешественник,1611-1682). Книга путешествий (кратко)
"Согласно достоверным сообщениям греческих историков, а также историков латинских и франкских, жил во времена пророка Давида (да почиет он в мире!) король Генава, или Генуэз Второй. Принял он веру пророка Давида, но три недостойных сына его, учение Давидово презрев, отвратились от отца своего и все трое из страны его уехали. ... Разнообразные летописцы сие название Каффа затем в Кефе превратили и это сокращенное название Кефе употребляя, именно под этим именем о замке этом писали. ... Но в году ... во времена султана Баезида, замок сей достославным предводителем Гедик-Ахмед-пашой с помощью хана Менгли Герея из рук франков-генуэзцев вырван был.
Описание замка Каффы
Это твердыня, всегда готовая к битве, крепость безопасная, цитадель, окруженная могучей зубчатой стеной, которая тянется от побережья морского между западной и южной стороной большого залива до вершины огромной горы, называемой Байраклы. Окружность ее достигает восьми тысяч шагов. Что же касается длины окружности и численности охраны, то приравниваются они к замку в Салониках. ...Жители этих мест называют цитадель замком франков".
* Примечание переводчиков
"348. К свидетельствам разнообразных историков Эвлия Челеби прибегает здесь лишь для эффекта, т.к. то, что он пишет о прошлом Каффы, является цепью его собственных измышлений. Этот город в VI в.до н.э. заложили греки из Милета в Малой Азии, назвавшие его Феодосия (Божий дар). Название Каффа (турец. - Кефе) появляется в X в. н.э. и устанавливается лишь во время генуэзцев, которые заселили этот богатый город в 1261 г. и сделали его центром своих владений в Крыму. ...После присоединения Крыма к России (1783) городу было возвращено его первоначальное название (Феодосия)".
б) ЕЭБЕ, Феодосия; см. http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/21-1/151.htm
Феодосия, (прежде Каффа) - порт Черного моря, на юго-восточном берегу Крыма. В 1260 г. генуэзцы приобрели Каффу (название это появляется впервые в 4 в. по Р. X.) у татарского хана Оран-Тимура; Ф. сделалась центром генуэзских колоний на Черном Море. Ф. синагога была построена, согласно надписи на восточной стене, в 909 г., реставрирована в 1018 г. ... По свидетельству путешественника Шильтбергера (1394-1427) здесь жили два рода евреев, которые имели две синагоги (вторая - караимская) и 4000 домов в предместье. ... Переход Ф. под власть турок в 1475 г. не отразился на положении евреев.
3) Существующая этимология
Этимологический словарь Макса Фасмера
Кафа, название города Феодосии в Крыму, др.-русск. Кафа, Сказ. Мам. 49, Афан. Никит., а также Шамбинаго, ПМ 72 и сл.; ср.-греч. Καφᾶς Kafás (Конст. Багр., Dе adm. imp. 53), ит. Саffа (ХIV в.; см. Фасмер, Iranier 72). Ср. араб.-тур. kafa "череп" (Радлов 2, 459), но также авест., др.-перс. kаōfа- "горный кряж". Ср. кафи́мский. Древнее алан. название ᾽Αβδάρδα τουτέστιν ἑπτάθεος Avdárda toutéstin eptátheos (Аноним, Перипл 77), вероятно, к осет. аvd "семь", авест. аrǝtа- "священное право".
4) Обобщение и вывод
Итак, одни исследователи утверждают, что топоним Кафа появился в IV веке, другие - в X веке, третьи в 1204 году. Император Константин Багрянородный (X век) употребляет в своём трактате "Об управлении..." топоним Кафа (Кафас), что исключает участие турок (1077 г.) в формировании топонима. Еврейское присутствие в Крыму археологией фиксируется с I в., в VIII веке еврейское население Крыма значительно увеличилось в связи с гонениями на евреев в Византии.
* Хазары
В 670 - 679 годах Хазария овладела Крымом, город Херсонес (ныне Севастополь) остался за Византией, в городах было установлено самоуправление, тархан, представитель хазарской власти, находился в Судаке. Херсонес попытался ввести самоуправление, в 710 году император Юстиниан II послал в южный Крым карательную экспедицию, херсонесцы обратились за помощью к хазарам и разбили византийцев; в результате в 711 году в Византии сменился император. Между Византией и Каганатом был заключен договор, стороны разделили Крым: степной - стал хазарским, Византии принадлежал южный и юго-западный Крым с Херсонесом.
В VIII в. на месте разрушенных селений хазары построили свои укрепленные центры - в Фуллах, Доросе, Сюйрене, Кыз-Кермене, у Чуфут-Кале. Хазарские поселения обнаружены на месте античных крымских городов, в т.ч. и в Феодосии, на полуострове расселилась хазарская знать. Мы знаем, что в VIII веке хазары принимают иудаизм, а иврит становится административным языком в каганате.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с языком иудеохристианства - ивритом и библейскими образами, тем боле что сакральный язык другими исследователями игнорируется.
5) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот и выделим корень - КАФА = АФАК. У нас выявляется тождественные топонимы библейского иврита - название городов, у которых происходили значительные события еврейской истории.
а) Терминология
* КАФА = прочитано наоборот = АФЕК אֲפֵק название нескольких библейских городов.
КАФА = прочитано наоборот = АФЕКА אֲפֵקָה название города в Иудее.
КАФА = прочитано наоборот - А.Ф.К. אפק крепиться, сдерживаться, удерживаться; АФАК контроль, быть под контролем, держать.
Термин, применялся как название укрепленных городов, мест, крепостей.
* Афек (крепость) - а) (Нав 12.18) - царский город в земле Ханаанской.
* (Нав 13.4; 19.30; Суд 1.31) - город в уделе Асировом (ныне село Афка недалеко от Бейрута).
* (1Цар 4.1) - город в западной части удела Ефремова, у которого филистимляне нанесли поражение иудеям и захватили у них ковчег.
* (1Цар 29.1) - город, расположенный, возможно, в долине Изреельской.
* (3Цар 20.26,30; 4Цар 13.17) - город на восток от Геннисаретского озера (ныне село Фик).
* Афека (крепость) (Нав 15.53) - город в гористой, южной части удела Иудина.
6) Библейский образ
* Иисус Навин 12:18: "Один царь Афека, один царь Шарона"; т.е. царский город, город который захватили израильтяне.
* Иисус Навин 13:4: "к югу же вся земля Ханаанская от Меары Сидонской до Афека, до пределов Аморрейских".
* 1 Царств 4:1: "И было слово Самуила ко всему Израилю. И выступили Израильтяне против Филистимлян на войну и расположились станом при Авен-Езере, а Филистимляне расположились при Афеке".
Таким образом, очевидно заимствование библейской топонимики, перенос библейской истории (образа) на средневековую действительность. Топоним, очевидно, обозначал укрепленные города (крепость).