Аннотация: Естественная реакция любого деятеля колониальной администрации - указать молодой этнической группе на ЕЁ МЕСТО в системе метрополия-колония; обычно это выражается понятиями - младенец, ребёнок, пацан, недоросль, сосунок и т.д.
Там, где кончается история евреев в
Испании - начинается история их в Америке
Брокгауз и Ефрон
В Интернете более ста статей комментируют термин "янки", отметим, что ни одному исследователю не удалось объединить логику, теологию, лингвистику и историю возникновения понятия в одно основание, исходя из которого, можно было бы вывести значение слова "янки". В исследованиях всегда присутствует НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, но никогда - ИДЕОЛОГИЯ (религия), наднациональная идеальная субстанция, формирующая общество, придуманная человеком для организации человека, существующая объективно, независимо от воли и сознания индивидуума.
1) История Нового Иерусалима в Америке
Личность и общество не ограничиваются действиями, направленными к общему благу, и часто преследует далеко не позитивные цели, возникающие при этом конфликты (кризисы) способствуют изменению социального пространства и времени.
В 1492 году 2 августа около 300 000 евреев было изгнано из Испании (естественно, что оставшихся, перешедших в католичество (марранов) было значительно больше) и направились в другие страны искать убежища - 2 августа 1492 года Колумб (марран) отправился в своё первое путешествие.
Первую экспедицию Колумба оплатил из личных средств марран Луи де Сантанель, канцлер короля Фердинанда; вторая - финансировалась из сумм, полученных от конфискованного имущества изгнанных евреев. Так началось освоение Южной Америки, на испано-португальском этапе (XVI в.), евреи (иудеи и мараны) выступали здесь во всех социальных ролях (инквизиция тщательно отслеживала их деятельность и состояния): конкистадоры, пираты, врачи, скотоводы, администраторы, губернаторы, религиозные и крупные торговые деятели, некоторые владели флотилиями в сотни судов.
Второй этап, освоение Северной Америки, принято называть англо-голландским (XVII), первая дворянско-купеческая колонизация, основанная на погоне за прибылью, потерпела крах. Колонии - погибали, "зацепиться" за новый континент смогли пуритане (чистые) - английская секта, члены которой отличались строгой нравственностью. В 1608 г. пуритане восточной Англии, бежали в Голландию, где прожили 10 лет. Эмиграция в Америку носила религиозно-политический характер, библейские сюжеты (Исход) подсказало идею о переселении, пуритане называли себя "пилигримами Нового Ханаана" и собирались построить "Новый Иерусалим". Члены этого религиозного направления отличались высокой организацией, фанатизмом, считали себя "богоизбранными".
Переселенцы основали в 1620 г. поселение Новый Плимут, день высадки в плимутской бухте отмечается в США как национальный праздник "День праотцов", эта дата стала символом начала освоения Северной Америки. Первый организационный документ колонии отражал буржуазно-демократические и религиозные взгляды на организацию колонии. Осенью 1621 г. поселенцы собрали урожай и устроили "Праздник благодарения", который впоследствии стал национальным праздником США; таким образом, основание колонии связано с библейскими символами: "Ханаан, Иерусалим", "благодарение" - еврейский праздник "первых плодов".
Английский король Карл I (1625-1649) в течение 11 лет правил Англией самостоятельно, отстранив от участия в управлении государством представителей купечества, джентри и частично духовенства (разогнал парламент). На содержание двора и "монополий" придворной знати уходило около 40% всех государственных доходов, были введены новые налоги. В стране усилились массовые репрессии против пуритан, 60 тыс. пуритан покинули Англию, за счет этих беженцев началось заселение американских колоний. В течение полутора столетий пуритане создали общество, в котором имущественное положение играло важную социальную роль, а главное место в экономике занимала - торговля. Пуританское духовенство контролировало общественную жизнь, устанавливало торговые правила (в т.ч. и цены на товары), а библейские постановления толковались с целью содействия торговли.
Культурный "капитал" иудаизма в форме религиозно-политической пуританской партии в США трансформировался в капитал социальный, территориальный и экономический. Значительная часть первых колонистов была приверженцами "естественной религии", и в своём миропонимании отталкивалась от законов (идей), понимаемых как всеобщий порядок установленный Богом. Религия (протестантизм, 50-60% верующих) представляла первый американский политический институт, протестантская культура сохранялась в стране вплоть до 50-х годов XX века. Во всех трудных периодах своего развития, американские политические деятели опирались на протестантское понимание экономической и политической ситуации.
На втором этапе колонизации Америки, евреи отмечаются в колонии Виргиния в 1629 г., в 1654 году с судна "Святая Екатерина" в Новом-Амстердаме (Нью-Йорк, с 1664) высадилось 27 евреев (предположительно из Бразилии). Голландский губернатор Ново-Нидерландов возбудил ходатайство перед Вест-индийской компанией об их выселении, однако компания категорически возразила и потребовала от губернатора "чтобы евреям было разрешено жить и торговать в колонии" (компания основана в 1622 г. с участием еврейского капитала).
До революции 1776 года в колониях к евреям относились "насторожено", политических прав не представляли, в ходе войны за независимость в Американской армии сражалось около 100 евреев-добровольцев (все насел. 400 000, евр. - 3000 чел.). Многие евреи оказали огромную финансовую поддержку американскому правительству: например, купец Хаим Соломон, "банкир революции", собрал для конгресса огромную по тем временам сумму денег (65 800 713 тыс. долларов, конгресс забыл отдать) за что был, подвергнут англичанами тюремному заключению (см. ст. Америка, ЕЭБЕ).
После победы революции президент США Джордж Вашингтон написал знаменитое письмо "К еврейской общине Ньюпорта", ставшее хартией вольности для американских евреев: "Пусть же потомки сынов Авраама, обитающие в этой стране, продолжают ощущать добрую волю всех жителей, ибо каждый да пребудет в безопасности под собственным виноградником и смоковницей, и никто не должен быть ему угрозой" (библейская цитата).
Таким образом, исторические этапы формирования и развития американского общества подсказывает нам где, в каком сакральном языке, надо искать смысл понятия ЯНКИ.
2) Существующая этимология термина
По поводу этимологии термина ЯНКИ единого мнения в лингвистике нет, предполагают, что в 1758 году британский генерал Джеймс Вульф употребил это слово по отношению к своим солдатам - уроженцам Новой Англии. Исследователи считают, что с этого времени и берёт своё условное начало слово "янки", постепенно распространяясь именно в этом неопределенном пока значении. Предполагают, что это слово имело пренебрежительный, неуважительный оттенок и применялось преимущественно британцами, а не коренными жителями колоний.
а) Википедия
Янки (англ. yankee) - название жителей Новой Англии; позднее, в более широком смысле, - жителей США в целом. Термин получил распространение с XVIII века. В одном из наиболее ранних смыслов этого слова - прозвище американцев - уроженцев и жителей Новой Англии (северо-восточных штатов США). Во время Войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 "янки" - кличка, употреблявшаяся английскими солдатами по отношению к восставшим колонистам. В южных штатах со времён Гражданской войны 1861-1865 - прозвище жителей северных штатов. За пределами США в настоящее время чаще употребляется как прозвище всех американцев - уроженцев США. Несмотря на множество значений, в которых может применяться это слово, в контексте оно всегда имеет отношение к жителям Соединённых Штатов.
б) Другие варианты
* Индейское происхождение
Английский словарь Оксфорда указывает на одно из самых ранних происхождений этого слова от "eankke", применявшегося индейцами-чероки по отношению к колонистам Новой Англии, и обозначавшего их как крайне трусливых людей. Есть также версия о том, что слово это происходит от "yinglees" (или "yingee") - прозвища, данного бледнолицым индейцами после войны короля Филиппа и происходившем, вероятно, от самоназвания колонистов - Anglais или English. Однако эти версии не признаются некоторыми лингвистами.
* Европейское происхождение
В том же словаре есть также версия о происхождении от сочетания слов Jan и Kees - распространённых именах среди голландских колонистов, населявших в XVII веке территорию от современного Нью-Йорка до Олбани; использовалось как неуважительное прозвище, применявшееся поначалу к голландским колонистам, а затем и к английским (сродни фрицам).
Другая "голландская" версия была озвучена Мишелем Куиньоном, где это слово связывалось с голландской фамилией Janke, в английской транслитерации: "Yanke", и применялось по отношению к жителям тех мест, говоривших по-английски с характерным голландским акцентом, позднее вообще по отношению к носителям североамериканского говора.
По иной версии Janke является уменьшительным производным от нижненемецкого имени Jan, а вовсе не от фамилии.
В настоящее время всё чаще это слово употребляется как насмешливо-ироническое прозвище для всех белых граждан США.
в) сайт Грамота. Ру
Янки. В русский язык слово заимствовано из английского языка в середине XIX в. Одна из первых словарных фиксаций в "Объяснительном словаре иностранных слов, употребляемых в русском языке" В. Н. Углова (СПб., 1859): "Янки или Инки. Американцы". Янками в XVII в. англичане пренебрежительно называли голландцев.
Янки - насмешливое прозвище жителей штатов Новой Англии, данное им еще во второй половине XVIII в. Происхождение слова остается неясным, вот некоторые версии: 1) восходит к шотландскому "yankie" ("умная женщина"); 2) от искаженного в произношении индейцев слову "English"; 3) от фламандского прозвища голландца "Jan Kees" ("Сырный Ян").
К XVIII в. так называли американца - иммигранта из Голландии, потом любого американского колониста. Это значение - "американец" - сохранилось у англичан и сегодня в краткой форме "Yank". Янками называли северян, жителей одного из северных штатов. В этом значении было особенно распространено на Юге во время Гражданской войны, когда так называли солдат армии Союза.
г) Этимологический словарь Макса Фасмера
Янки - из англ. уаnkее от нж.-нем. Janke - уменьш. от имени Jan; см. Хольтхаузен 225; Клюге-Гётце 700.
д) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Янки (Yankee) - в Северо-Американских Соединенных Штатах так издавна называют жителей Новой Англии. В Европе Я. сделалось нарицательным именем граждан великой американской республики. С именем Я. соединяют типичные черты сeверо-американцев как положительного, так отрицательного характера. Слово Yankee происходит, вероятно, от неправильного произношения индейцами слова English или Anglais, как Yengees или Yengee.
3) Обобщение и вывод
Любой гражданин "великой страны" относится к формирующейся этнической группе, с позиции превосходства (пренебрежительно). В ней не сложились ещё общественные отношения и культурные институты: библиотеки, архивы, законодательство, университеты, театры, искусство и прочее.
Американская нация молода (150 лет, ко дню войны за независимость), находится в младенческом возрасте по меркам исторического времени, но уже заявляет претензии на РАВЕНСТВО, она выходит из-под контроля, уменьшает (или вообще отбирает) доходы английской аристократии. Вспомним лозунг американской революции: "Никаких налогов - без представительства в парламенте", что означает, МЫ (народ) не нуждаемся в колониальной администрации.
Естественная реакция любого деятеля колониальной администрации - указать молодой этнической группе на ЕЁ МЕСТО в системе метрополия-колония; обычно это выражается понятиями - младенец, ребёнок, пацан, недоросль, сосунок и т.д.
Чтобы "все понимали" тайный смысл понятия, слово подбирают из сакрального языка, для всех этнических групп присутствующих в колонии таким языком был ИВРИТ; протестанты: англичане, немцы, голландцы - противники католицизма, тщательно изучали еврейские оригинальные тексты.
Выводы
Понятию "янки" приписывают: немецкое, английское, голландское и даже индейское происхождение. Исследователи не учитывают религиозную традицию, на которой строилось новое (молодое) американское общество.
Целесообразно проверить связь термина с сакральным языком иудеохристианства - ивритом.
4) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень - YANKEE = ЙАНАК, ЙОНЕК, ЙНУКА младенец, ребёнок.
* ЯНКИ - YANKEE = ЙНИКА, ЙАНУКА, ЙАНАК יָנַק ребёнок, младенец, сосать грудь, впитывать, вбирать; детский возраст, отпрыск; в перен. смысле - источник сил и средств (библейский термин).
Таким образом, термин YANKEE (Янки) имеет два смысла (как и большинство слов в любом языке).
Первый - пренебрежительный: младенец, ребенок, детский возраст (не понимают, что делают), недоросль и т.д.
Второй - отмечал основную прослойку земледельческого населения на территории Северной Америки во время колониального периода - фермеров, имеющих собственные участки земли как средство для существования. Английские аристократы, вероятно, вкладывали в этот термин иронический смысл - МУЖИК, МУЖЛАН, КРЕСТЬЯНИН, человек, ковыряющийся в земле для добычи пропитания.
* Есть ли что-либо подобное в немецком языке?
В немецком языке мы находим подобный термин - Junk+er (юнкер) молодой дворянин, землевладелец. Юнкерство возникло в XVI веке, его социальной основой стало новое дворянство, экономической предпосылкой образования юнкерства был рост спроса на хлеб в ряде стран Западной Европы и повышение цен на мировом рынке.
JUNK+ER = ЙНИКА יְנִיקָה источник сил, средств + АРА אַרְעָא земля; таким образом термин имел два смысла: 1) молодой землевладелец; 2) Дворянин новой формации (молодой), занимающийся земледелием в системе зарождающихся новых капиталистических отношений, его основным занятием становится (в данном случае) зерновое производство - источник средств в земле.
Важнейшую роль в деятельности (направленности) человека и группы, правительства и партий играет господствующая в обществе СИСТЕМА СИМВОЛОВ (культурный капитал), основу американской государственности - заложил иудаизм.