Аннотация: Река в Древней Руси - это регион обложения данью, дорога для сбора дани, сухопутные пути сообщения ещё долго обустраивались; город - феодальный центр, куда "стекалась" и где обрабатывалась дань.
Сквозь темный свод лесов приходим в те места,
Где льет полезный ток величественна Мста.
Несчетной тьмой судов ее покрыты бреги,
Судов, к Петрополю свои стремящих беги
Н. М. Муравьев. Путешествие (1770-1775)
Мста имя уникальное, существует в единственном числе, река течет по Новгородской и Тверской области, длина 445 км, в верховьях ширина 40-50 м., ниже - 70-80 метров. В период Новгородской республики река служила межевой (разделительной) линией между Деревской, Бежецкой и Обонежской пятинами (земли, единица административного деления) вплоть до XVIII века; когда оформилось это деление - неизвестно.
С древнейших времен МСТА - водный путь, соединяющий Новгород с Волгой через волок Вышний Волочек, судовождение по реке затруднялось порогами, но их научились преодолевать или обходить.
1) Существующая этимология
Официальной этимологии имени нет, Макс Фасмер (остальные копируют) выводят гидроним из финно-угорского языка MUSTA - черная, древнеславянское - МЪСТА не объяснено; обычный "поверхностный" подход к имени. Какое знание для судоводителя, военачальника и купца даёт термин "черная", какая разница, какого цвета вода в реке - черная, белая, красная?
Скорее всего, содержание термина надо искать в области социальных отношений, территорию княжества (земли, государства) объединяет система налогов и дани - первое и необходимое условие любой государственности, нет налогов - не на что содержать аппарат принуждения. Река в Древней Руси - это регион обложения данью, дорога для сбора дани, сухопутные пути сообщения ещё долго обустраивались; город - феодальный центр, куда "стекалась" и где обрабатывалась дань.
1) Кратко о формировании государственности на Днепре
Появление администрации (князья, дружина) на гигантском Днепровском торговом пути (ок. 880-945), главной задачей которой являлось обеспечение безопасного судоходства, привело к развитию делового религиозно-торгового письменного языка, одинаково понятного на всем его протяжении. Лексической базой этого делового языка в регионе мог быть только - иврит, административный и религиозный письменный язык Хазарского каганата.
Иврит был способен выразить множество понятий, возникших в связи с вовлечением племен бассейна Днепра в международную религиозно-торговую систему и организацией городского быта; нового способа управления территориями (город и подчиненный ему сельский округ). Очевидно, что до периода князя Святослава торговый путь находился под хазарским контролем (в Киеве было два квартала - Жидовский и Козары), соответственно князья и дружина находилась в вассальной зависимости от правителей каганата.
Известно, что во время неудачного похода князя Игоря на Константинополь в 941 году, была уничтожена значительная часть русского войска, князь бежит к хазарам в Крым или в Тамань, где очевидно получил поддержку и помощь. Русь после этого поражения 20 лет не воюет с Византией, пока не подросло молодое поколение воинов.
Второй поход Игоря в 944 г. скорее всего поздняя вставка летописца, т.к. письменных источников по второму походу нет - договор 945 г. диктует Византия, указывая направление экспансии россам - на восток, на Хазарию: "И об этих: если придут черные болгары и станут воевать в Корсунской стране (Херсонес, Крым), то приказываем князю русскому, чтобы не пускал их, иначе причинят ущерб и его стране".
Собственно все походы на Константинополь были организованы с целью, прорвать экономическую блокаду, которую установила Византия в бассейне Черного моря. Константинополь в это время был монополистом, крупнейшим перевалочным пунктом в системе Европа-Азия-Африка, в мировой торговле и ремесленном производстве, и естественно уступать свои позиции не желал.
2) Развитие делового языка Руси
Первый известный письменный документ, вышедший из Киева - "Киевское письмо", был написан на иврите (ок. 950 г., время кн. Ольги). Распространение языка на базе иврита, который перекочевал вслед за своими носителями в Киев из Крыма, шло через контакты русской администрации и еврейско-хазарской общины (монополия в торговле).
Договор 945 года интересен тем, что летописец фиксирует в нем развитие делового письменного языка: "Раньше приносили послы золотые печати, а купцы серебряные. Ныне же стал князь ваш посылать грамоту в царство наше; те послы и гости, которые будут посылаться им, пусть приносят грамоту, написав в ней, что "послал столько-то кораблей", чтобы из этих грамот мы узнали, что пришли они с мирными целями. Если же придут без грамоты и окажутся в руках наших, то мы будем содержать их под надзором, пока не возвестим князю вашему".
Разные классы слов в языке выражают состояние действительности, слова-понятия: князь, дружина, война, дань, город, река (названия рек) составляют большинство в терминологии Повести временных лет (ПВЛ) и соответственно отражают интересы россов. Существует устойчивое мнение, что летописец в Повести... однобоко отразил деятельность князей; это представление не совсем верно, летописец отобразил интересы всего русского общества сплоченного вокруг князя, дружины и военной деятельности.
В этом мире все ценностные мотивации вращаются вокруг получения ДАНИ (ренты) и торговых отношений. Дань до правления княгини Ольги была "безразмерной", летописное "по щелягу от дыма" (мелкая серебряная монета, в XVII в. налог на ремесленников в еврейских общинах Польши, ивр. шелег - снег, т.е. белая) явно не соответствует реалиям, описанным в ПВЛ. Действительный налоговый режим власти был стихиен, согласия между социальными группами княжеский русский город - племенная периферия не было. Восстание древлян заставило княгиню Ольгу создать более разумную систему налогообложения, провести границы, определить нормы и назначить должностных лиц контролирующих сбор дани (полюдья).
Русские князья знали и использовали иврит в целях централизации территории и формирования единого религиозно-торгового языка на пути "из варяг, в греки", прямое тому свидетельство - русский язык, его понятия. Приведенные в ПВЛ факты указывают на то, что Святослав, не признававший христианства ("А дружина моа смъятися начнуть"), обучался с детского возраста: "Вольга же бяше в Киеве съ сыном своимъ съ дътьскомъ Святославомъ, и кормилец его Асмудъ" (ПВЛ, под 945).
В этом сообщении четкое указание на воспитателя - "кормилец": ивр. КОРЭ קוֹרֶא читатель, КАРА קָרָא читать, чтец Библии + МЭЛИЦ מֶליץ заступник, переводчик, оратор, М.Л.Ц. מלץ обладать хорошим поэтическим стилем; МИЛА מִלָה слово + ЕЦА עֶצָה совет, мысль.
Очевидно, что рядом с юным князем находился учитель, хорошо знающий Библию, трудно представить себе взрослого дядю с ложкой в руках кормящего Святослава, для этого были другие люди (таков русский смысл слова "кормилец"). Кормилец - это конечно воспитатель и учитель, и, судя по результатам деятельности ученика - Асмудъ был замечательным педагогом.
Кем по национальности мог быть "кормилец" Святослава Асмудъ: славянином, греком, хазаром, варягом? "Удивительным" образом его имя (АСМОДЕЙ אַשְמְדַי) связано с еврейским эпосом, в русской исторической традиции трактуется как скандинавское. "Асмодей - злой дух, глава демонов в вавилонской агаде (сказания). Агада передаёт, что Соломон использовал этого демона при строительстве Храма. Асмодей обладает даром предвиденья, он объясняет это так: "судить о людях и предметах надо по их действительным свойствам, а не потому, как они представляются глазам человека". Асмодей в легендах связанных с Соломоном, не является всецело зловредным духом разрушения, он низвергнут и более не страшен. Асмодей популярный объект народного юмора и иронии" (ЕЭБЕ, т. 3, с 298). Святослав в ПВЛ - жестокий языческий князь, он воюет с христианами, поэтому и выбран христианским летописцем еврейский демон для показа результатов "отрицательного влияния" еврейской идеологии.
2) Формирование системы налогообложения
Процесс формирования русской государственной территории (государств без идеологии (религии) и налоговой системы не существует), начался во время регентства княгини Ольги (после смерти кн. Игоря).
Обратимся к тексту летописи: "Иде Вольга (Ольга) Новугороду, и устави по МЬСТЪ повосты и дани" (ПВЛ, под 947 год), таким образом, имя реки очевидно как-то связано с социальным действием - установлением налоговой системы. Следовательно, основные водные магистрали были описаны во время княгини Ольги, и для фиксирования гидронимов, как мы предполагаем, использовался единственный письменный язык на территории - иврит. Неужели просвещенная княгиня (а именно такой образ Ольги донес до нас летописец) осведомлялась у финно-угров, как называется эта река?
* Есть еще один любопытный сюжет в Повести временных лет, летописец сообщает об Ольге: "и сани её стоят въ Плесковъ и до сего дне"; перевод: "а сани её стоят в Пскове и поныне". И причем здесь сани, какую роль играли сани (средство передвижения) в государственной деятельности Ольги, почему автор упомянул этот предмет, летописцы старались не употреблять ненужных слов - пергамент дорог?
САНИ = иврит ШЭНЭТ שֶנֶת засечка, отметка, метка; СИН סין скоба; ШИНЕН שִנֵן быть сделанным с зубцами; ШЕН שֵן зубец; в те времена помечали родовые территории зарубками на деревьях или ставили межевые знаки, зарубкам и знакам придавалась различная форма.
Трезубец (ψ - зубцы) - схема родовой территория Рюриковичей; очевидно, сформировался в геральдический знак во времена княгини Ольги, когда после победы над древлянами она совершила объезд и раздел территорий. Позже знак появился на монетах князя Владимира как графическая схема (герб) страны, направление развития территорий - запад-север-восток. Следовательно, говорить о полноправном, сформировавшемся в определенных границах государстве "Киевская Русь" можно с 990 г. - появился герб, монета, Великий князь, единая религия, были четко очерчены границы и направление дальнейшего развития - на Восток, Запад и Север; на юге прочно закрепились половцы.
До этого времени территория Руси представляла узкую прибрежную полосу вдоль р. Днепр - не сани Ольги, а метки - родовые межевые знаки Рюриковичей поставила княгиня в Плескове (Пскове). Таким образом, летописец доносит до нас мысль, что во времена княгини Ольги Русь перешла к узаконенному и согласованному налогообложению, появился один из основных элементов государственности - налоговая система.
Нам осталось связать гидроним Мста с сакральным языком иудеохристианства - ивритом, и если мы найдем в структуре слова еврейские корни, указывающие на налоговую систему, то наша догадка превратиться в историко-лингвистический факт, имеющий рациональное теолого-философское основание (гидроним можно помыслить).
3) Терминология иврита и библейские образы
а) Терминология
Приведем гидроним Мста в форму близкую к грамматике иврита, выделим корни. Очевидно, что термин МСТА разделяется на два корня - МС+ТА.
МСТА = МСТА = МАС מַס дань, налог, пошлина, повинность (трудовая) + ТЕА תֵאָה устанавливать пограничную линию, межевать; или ТИУА תִוָּה ставить знак, обозначать, начертать; т.е. линия (межа) налогообложения.
Очевидно, что случайных совпадений быть не может, два еврейских корня, в результате транслитерации (перевода одной знаков одной алфавитной системы в другую) послужили моделью для образования русского понятия Мста. Теперь мы знаем основательницу налоговой системы Руси, время установления областных границ и методику, которая применялась для образования новых понятий в русском языке, а также время возникновения русской системы гидронимов - 947 год.
4) Подобные термины
Так как иудеохристианство закрепилось к этому времени на громадных территориях, попробуем отыскать подобную сакральную терминологию в других регионах, сравним термин Мста с именами государственно-образующих рек, например - Темза и Москва.
а) Темза (Thames), в раннем средневековье река служила пограничной линией между четырьмя английскими королевствами, о чем и говорит имя - THA+MES = ТЕА תֵאָה устанавливать пограничную линию, межевать + МАС מַס налог, дань, пошлина.
б) Река Москва в верховьях истекает, имея линию русла с запада на восток, к северу от города Москва река резко меняет направление течения на юго-восток, здесь фиксируется (реконструкция) граница между Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами. Древний путь Смоленск-Москва-Владимир (Смоленская дорога) проходил южнее западного (верхнего) участка реки, он имел особенность - можно было пройти от Смоленска и до Москвы, минуя крупные переправы (сухой коридор, дорога войны с древнейших времен), собственно в 1812 г. по нему прошел и Наполеон.
* Втор. 20:11: "Если он согласится на мир с тобой и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань (МАС) и служить тебе" (Правила войны).
* Иисус Навин 17:10: "Хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань (МАС)".
Притчи 12:24: "Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью (МАС)".
* 2 Цар. 20:24: "Адорам - над сбором податей (МАС)"; то же в 3 Цар. 4:6.
* Плач Иеремии 1:1: "князь над областями сделался данником (МАС).
Матф. 22:17-22 (на еврейском). Фарисей: "позволительно ли давать подать (МАС) кесарю, или нет? Иисус: "Покажите мне монету, которою платите подать (МАС) ... чьё это изображение и надпись? ... отдавайте кесарево кесарю, Божие Богу".
Таким образом, гидроним МСТА, отнесенный летописцем ко времени кн. Ольги означал границу, межу между территориями, включенных в общую налоговую систему - Мста = граница дани, пошлин, повинностей. Гидроним, очевидно, составлен из двух еврейских слов-понятий.