Комлева Наталья Львовна: другие произведения.

Прощай, Тунис!

• Комментарии: 6, последний от 22/08/2006.
  • © Copyright Комлева Наталья Львовна (komleva@sibur.ru)
  • Обновлено: 19/11/2004. 23k. Статистика.
  • Обзор: Тунис

Прощай, Тунис!

Дернул меня черт приползти в Тунис во второй раз. Ведь зареклась еще два года назад - ни ногой... Хотя, есть что вспомнить...
      Первый раз приехала я с мужем и сыном (6 лет) в Хаммамет в июне. Жары еще не было, да и отель мне подруга подобрала неплохой - "Форати" ("Fourati"). 3 звезды были в очень приличном состоянии (как выяснилось позже попасть в этот отель довольно непросто). Владелец держит сеть отелей, в том числе и в Испании, что сказывается на общем тонусе обслуживающего персонала. За все время отдыха в отеле мы не разу не столкнулись с хамством или гнусными шутками местных орлов.
      Территория отеля чиста, зелена и явно очень давнего "производства". Пальмы, дворик в национальном стиле, небольшие колонны у ресепшена (может и из Карфагена, очень уж смахивают на древние), стояночка для арендованных авто - все в норме.
      Номера старые, но все цивильно, даже кондиционер работает!
      Приехав вечером, мы сразу рванули в город, запастись пивком. Влетев в ближайший магазин, муж начал затариваться местным пивом разных сортов. Подойдя к кассе (цивилизация!) он насторожился - алкоголь на этикетках отсутствовал, НА ВСЕХ бутылках! Это был шок!
      На пляже муж грустно вздыхал, вспоминая о запотевших бутылочках, оставшихся в магазине (первые шаги к резиновой женщине он делать отказался).
      Утро началось с пристрастных допросов гидов. Гиды были наши, русские, что уже являлось хорошим началом. А главное - жили в нашем отеле. Молодые девочки просветили нас относительно алкоголя в Тунисе, а также выдали адресок государственного магазина ("Дженераль"), где можно купить весь ассортимент бара - согласно прейскуранта. Одновременно нас "развели" на экскурсии по стране. Заказали мы (с учетом возможностей 6-ти летнего ребенка) тур в Сахару ("папа-мама, а где джипик?") и в город Загуан к развалинами античного храма воды, а также, поездку в древнеримский город Дугга. И помчались на пляж. Утро было раннее. Пляж почти пуст. Вдоль прибрежной полосы полз тракторочек с граблями - арабы просеивали песок пляжа... За трактором шел лихой малый и ручными граблями разравнивал песок. К нам уже подлетел юноша с шезлонгами.
      (Народ, не таскайте шезлонги сами, даже если их цена включена в стоимость проживания в отеле. Не позорьтесь! И не забывайте давать "на чай")
      Отсутствие народа располагало к беседам с аборигеном. Поговорив "за жизнь" на смеси английского, немецкого и французского, выяснив месторасположение Медины и Дженераля, а также уточнив возможность пешей прогулки до этого центра цивилизации, мы потопали вдоль моря по направлению к желтенькой крепости - Медине. Путешествие заняло почти час (а ведь рукой подать). То и дело пляж перемежался общественными выходами к морю. (Позже я узнала, что все пляжи в Тунисе государственные, отели только отвечают за чистоту закрепленной за ними территории...) По пляжу бегали местные "ребятишки" лет 20 с гаком и играли в футбол. К полудню мы вползли в Медину.
      Нагромождение лавочек, отсутствие суеты и жары. На берегу кафе (рядом, похоже, располагался публичный дом за оградой). И вкусный чай. В маленьком душном Дженерале накупили пива, воды - цены приятно поразили. Такси было недорогим и цивильным. По дорогам скакали Рено и Пежо, все малолитражки.
      На ресепшене гиды расстроено сообщили, что Загуан и Дугга отменяется, мало желающих (точнее мы были одни) и предложили Карфаген. Получив отказ, они ушли обедать. Мы же рванули за территорию в прокат авто. Выбрав новенький Пежо 206 местного производства (в Москве продаются они же), мы оговорили срок подачи кареты к отелю - 12 часов по полудню следующего дня.
      Следующий полдень мы встретили на ресепшене. Машины не было. Ожидание было скрашено мною. Тяжелый брелок с ключами упал на столик, покрытый стеклом. (До этого я долго удивлялась обилию стекла на тумбочках, столах) Вес брелка был граммов 300, и стекло жалобно тренькнуло. Оживились сотрудники ресепшена. До меня донесли сложно сформулированную мысль о дикой цене на стекло в Тунисе. Я махнула рукой - плачу! Цена неприятно удивила - 50 долларов США. За что! За кусок стекла размером с чемодан-дипломат! Увы мне, полтинник "ушел", правда квитанцию выписали...
      Наконец прибыл Пыж (в 14 с минутами - это Тунис!), чистый, новый, без топлива. Подписали дополнительную страховку. Да, цена оптики и стекол была фантастической, но в страховку не входила! И мы рванули в столицу...
      Дорога была не плоха. Разделительная засажена розами, по обочинам кактусы-агавы, машин немного. Тунис вполне современен, но изучать его не хотелось, рвались в Карфаген. Первый шок наступил очень скоро. Карфагена нигде не было. Мы проехали аэропорт, новые кварталы, но Карфагена не было!!! Вернулись в начало города. У обочины стояли полицейские. По англицки никто не говорил. На исходе 20-й минуты беседы я упомянула про развалины (тупая память выдала мне французскую версию). О да, руин, Картаж!!! Вот оно что. Не Карфаген - Картаж. Они радостно остановили все движение и мы с шиком развернулись в сторону Картажа.
      Бродили у моря, по развалинам терм, мелкий спал на руках. На холме над термами стена с камерами и часовой. Не фотографировать, резиденция президента. О кей! Народа немного, русских - нет. Все указатели на французском. Перед нами две туристки. Молодые девчонки, в очках, в шортах, беседу не слышу. Подхожу, спрашиваю, что это есть? Удивление, презрение - инглишь! Объясняю - русские. Соизволили ответить. Идем дальше по аллее. Тенечек, хорошо, вдоль аллеи какие-то домики с лесенками вниз. Спускаемся. Ой, какой хороший домик, мозаики, мрамор, надписи какие-то, только немного холодновато и как-то жутковато. Да, говорит муж, похоже чей-то домик... последний. И ведь точно. Вернулись в музей, побродили по залам. Ребенок радостно кричал: - мама, а здесь "Гладиатор" (очень фильм ему понравился). И правда, скульптурный портрет некоего патриция по имени Луций.
      В отель вернулись к ужину. И не пожалели, ужин был хорош, с огромным выбором блюд и съедобных!
      С утра пораньше мы выехали в Загуан. Направление держали в глубь материка, в горы. По дороге накупили хлеба, воды. Мясное брать не захотелось. К обеду добрались по Загуана. Маленький городишко в предгорье. Остановились в центре на площади. Вышли из машины и были атакованы неким типом, бегло говорившим на английском, причем с очень понятным произношением. Пока мы прохаживались вокруг в тщетных поисках "храма воды" он шел следом и ныл. Прислушавшись к его нытью я поняла, что он сам себе гид и жаждет показать нам местные достопримечательности. Для начала он повел нас в мечеть (и по совместительству медресе). Разувшись мы зашли внутрь. Внутри нас сопровождала старуха. Гид объяснял значения предметов, показывал страницы Корана, вышитые золотыми нитками на бархате. Вообще-то было довольно занимательно. По выходу он настоятельно рекомендовал "помочь старушке финансово". Что мы и выполнили. Затем, заполнив собой весь Пежо, он (указывая рукой генеральное направление) повез нас к цели нашего путешествия. В дальнейшем я мысленно поблагодарила небо, ниспославшее его нам. Сами мы никогда не нашли бы храм. Довольно высоко в горах, а благодаря местному гиду нам разрешили проделать весь путь на машине, а не ползти по лестнице в гору, в окружении ароматов сосны и чистого воздуха мы прибыли к античному храму. Рассказ гида был достаточно интересен и информативен, развалины хороши, а вид - просто фантастичен. Скульптуры нимф давно исчезли, вместе с Псейдоном, бассейн опустел, водовод развалился, но источник, питавший водой Карфаген, был жив! Он уже не бил фонтаном, его закрыли крышкой, Карфаген был разрушен, но он бурлил внизу...
      Плата за экскурсию составила 50 долларов, но я не жалела.
      Возвращаться в отель на побережье не хотелось, и мы решили доехать до Дугги. За давностью лет я уже не вспомню километраж этого путешествия, но, честно, ехали мы долго. Не один раз приходилось спрашивать дорогу... Ни один раз тормозили нас местные стражи дорожного порядка, и, не оштрафовав за превышение скорости, улыбаясь отпускали, узнав, что мы из Москвы... И вот, часа в 4 вечера мы подъехали к небольшому городку. По обеим сторонам дороги шла бойкая торговля овощами и фруктами, арбузами, дынями. Накупили мы массу вкусностей, арбузик нам порезали и в пакетик упаковали. Красота! Перекусив сухим пайком (в отеле мы предупредили, что уезжаем в путешествие, и нас снабдили едой в дорогу) мы рванули к такой близкой Дугге. На выезде из городишка стояли шикарные античные ворота. Дугга! Слева были развалины города. И никого... От руин отъехал автобус с вездесущими японскими туристами.
      На развалинах было тихо. Только ветер завывал. Мощенные улицы, крыши домов, постаменты, рыночная площадь и осиные гнезда. Стало жутковато. Мы попали на кладбище жизни. Вокруг была смерть и запустение. А главное, вдали, в горах, собирались тучи. И тут муж, прочитав табличку на заборе при выходе из этого паноптикума, воскликнул - это не Дугга! Сверились по карте, точно, еще не доехали. Но поворачивать было нельзя, слишком долгий путь мы проехали, чтобы взглянуть на "чудо Туниса".
      К Дугге мы подъехали через 30 минут. Небо над нами угрожающе темнело. Но зрелище стоило потраченных сил и бензина.
      На вершине горы стоял храм. С колоннами, стенами, лестницей - как положено. А по склонам змеились улицы. В нижнем ярусе был проход через термы наверх, в город. Длинный подземный переход, боковые ответвления комнат, дворики и лестницы вверх. Как не хватает факелов, живого огня, шума людских голосов и людей. По улице идем вдоль домов. Крыш нет, но есть полы в домах и дворики, мозаика, вазы для цветов. Сохранились стены, комнаты, оконные и дверные проемы. И никого из людей. Мы одни. Только где-то далеко блеют овцы. Возле храма две площади - справа от него и слева (торговая и для собраний). На площадях стоят статуи без голов, барельефы с изображениями людей, лошадей. Вечереет, и тишина начинает давить все сильнее. Накрапывает мелкий дождик, надо возвращаться в машину, тучи слишком большие. По дороге попадается парочка молодых влюбленных французов. От дождика они решили спрятаться на развалинах театра. Наивные! вы на небо гляньте, бежать уже пора. Муж и ребенок побежали к машине, а я не могу оторваться - все снимаю на камеру. Дождь сильнее. Выключаю камеру и бегом. Поздно, пока добежала - промокла до нитки. Возвращаемся. Дождь все сильнее и сильнее. Стемнело. Вот промелькнули арка античных ворот и развалины, вот мы въезжаем в "овощной и арбузный рай". Боже! По дороге, между колесами, стукаясь в двери плывут арбузы, помидоры... В салоне машины влажно и я начинаю бояться "кулака дружбы". Выезжаем из городка и попадаем в бурю. Ливень, темнота, вой ветра. Все машины стоят по обочинам, местное население вытаскивает из салонов задние сидения и этими диванами закрывает лобовые стекла авто. Мы потихоньку едем. Начинается "конец света". С неба сыплет угрожающих размеров град (я потом вышла и подобрала образцы размером 4 и 5 см в диаметре). На дорогу падают птицы. Некоторые пытаются ползти, но все бесполезно. Мы останавливается подальше от деревьев на обочине. Машину раскачивает так, что ребенок забивается на пол и сквозь его рыдания я слышу: - Мы не выживем, мы утонем, нас унесет... Минут через 20 небо начинает светлеть, идет дождь, но ехать уже можно. Вокруг стоит русская зима. Все бело от градин. Отъехав на 30 - 40 километров от этого кошмара я с удивлением замечаю сухую красную землю. Здесь не было дождя и града, нет ветра, но холодно. Остановились, открыли багажник. Все испачкано бедным арбузом и помидорами всмятку. Начали чистить, а заодно и поели. Арбуз был чудо как хорош. Выдвинулись домой. Мчимся, потому как уже темнеет, а нам еще очень далеко. Отмечу, на ужин мы успели!
      Утром, когда я рассказывала про свои приключения русским гидам, мне не поверили - летом, в Африке град и снег!!!
      Машину мы благополучно сдали. Но, честно скажу, проверяли ее очень придирчиво, осматривая каждую деталь чуть ли не с лупой. Все цело. Слупили денег за уборку, но по-божески - долларов 15 в местном эквиваленте.
      А на следующий день началось путешествие в Сахару. Расписывать его не буду, сами езжайте. Местный гид (по-русски говорил прекрасно, учился в МГУ), сопровождавший нас в этой поездке, подтвердил мой рассказ о приключениях в горах. Сам он из Загуана и знает капризы родной природы не понаслышке.
      Оставшиеся дни мы не сидели "сложа руки". Вернувшись из поездки на юг страны, мы через день рванули с Сусс. Местные жители открыли "тайну" передвижения по городам. Есть у них междугороднее такси. За копейки вы добираетесь до соседних (и не очень) населенных пунктов. Поэтому сев в такое маршрутное такси мы прибыли через час в Сусс. Подробная программа и план экскурсии были в кармане. Сначала - аквапарк (в то время в Хаммамете не было своего аквапарка) и Порт Эль Кантауи. В аквапарке развлекались часа 4. Потом - в порт. И на "Yellow submarine". В море штормило, обещанных рыбок почти не было. Днище у тримарана, на котором мы вышли в море, было стеклянное, но спуститься вниз я не смогла, мне было уже не до красот подводного мира... Я сидела на палубе и ловила рыбу удочкой. Выловила две очень прикольные рыбешки, с колючками. Фото на память и в ведро хозяев судна, на суп!
      Потом была Медина и сувенирный супермаркет. Учтите, обман на каждом шагу. Роскошные деревянные и каменные статуэтки из пластмассы, китайские шахматы за бешеные деньги, бронзовые подсвечники и металлические изделия из резины (так местные называют сплавы пластика). Стекло настоящее, но дорогое. Барабаны из натуральной кожи и пуфы. Сумки страшенные. Цены - в Москве дешевле.
      По поводу сумок. Встречая более-менее красивое изделие, а тем более фабричное, фирменное, не надейтесь на то, что это натуральная кожа. Хотя качество превосходит все ожидания. Одну из сумочек я проносила в Москве два года без продыха и погибла оная в зубах моей собачки. Мне очень понравились сумки фирмы "Bizar". Можно выбрать неплохие и современные экземпляры. Только не в мелких лавочках. Смело заходите в бутики, большие роскошные магазины. Цены сказочные, качество радует. Можно купить неплохие комплекты сумок и обуви. Туфельки за 25 дол. (около 30 динаров) носятся 1-2 сезона. Детское питание очень дорогое, подгузники отвратительного качества (местного производства). Детские вещи так себе, хотя можно найти и приличные. Не стоит ходить в "Моноприкс" (это государственный магазин типа "Дженераль" - сборище еды, бытовой техники, шмотья - типа "все за доллар" и весь забит местными), правда Дженераль дороже, но и выбор получше. Стоит закупить там оливковое масло, так как есть небольшие расфасовки (в качестве подарка друзьям), финики, халву, специи. Рекомендую посетить местный ранок (сук). Узнайте о базарных днях и - вперед. Изобилие фруктов, морепродукты (рыба, осьминоги, тигровые креветки) - все живое, шевелится, сверкает... Два кило крупных роскошных гранатов обошлись мне в 30 рублей (в ноябре 2004 года). Так что цены можете сами сравнить!
      Если вы большой любитель керамики или хозяйка дома, смело берите посуду. Тяжелая, но качество неплохое. А главное - такого у нас нет. Блюда, менажницы, бокалы ручной работы, любой формы - на выбор.
      Так закончилась моя первая поездка в Тунис. Лето, хорошее море, чистый мелкий песок, а какой песок в Сахаре! Сказка, сахарная пудра...
      Ноябрь этого года я с мужем и уже двумя детьми встретила в Суссе. Отсутствие летного отдыха, мои "гипсовые" каникулы, бессонные ночи с годовалым ребенком - все это толкнуло меня на Тунисскую авантюру.
      Отель был 4 звезды, "Tour Khalef". Выбрала систему "все включено". Как же я потом раскаивалась...
      Отель находится на большой территории и является совокупностью системы отелей "Мархаба" (местный туристический монстр). В моем отеле была система "все включено", но не для всего отеля, а для желающих. По приезду нас очень долго "браслетили". К моменту заселения "закончились" все служащие отеля, разносящие багаж. Тащили вещи в номер мы сами. Не считая маленькой путаницы с этажами и номерами, мы "благополучно" заселились. Через несколько минут я стояла на ресепшене и требовала кровать для старшего сына. После взрыва возмущения администрации я, плюнув на этот бардак, пошла к морю. (Замечу, к моему приходу кровать в номере уже была) Волны с меня ростом и купающиеся довольные люди в ночи - зрелище не для слабонервных мамочек с детьми.
      Утро следующего дня было ясным, море было видно с балкона, дети мирно спали, 6 утра по местному времени. Благодать.
      Завтрак понравился всем, особенно детям. Младший уписывал за обе щеки местный йогурт (его можно купить, при желании, в Дженерале) и омлет. Роскошное фиговое варенье, местная выпечка и наши родные пончики... Встречу с гидом мы пропустили, загорая на пляже. Экскурсии нам были не нужны, машину брать не хотелось. Дети резвились на песочке и я разомлела.
      Старшенький отправился за мороженым в бар у бассейна, а мы с мужем - по пиву. Насторожило то, что разовый подход "все включено" был ограничен количественно. Но, скорее всего, это результат того, что лишь часть отеля входила в систему "oll". Старший исчез. Через 20 минут я пошла в бар за ним. Ребенок стоял у стойки бара и грустно чего-то ждал.
      - Ты уже заказал?
      - Да, давно.
      Очередь была человека 3-4. Я занимаю эту очередь и подхожу к стойке.
      - Мороженое ребенку.
      - Сейчас.
      - И долго мне ждать?
      В этот момент бармен открывает холодильник, расположенный под стойкой бара, и швыряет моему сыну мороженое. От возмущения я вспомнила ряд идиоматических выражение на иностранных языках и огласила весь бар воплями. Испуг бармена сказался в том, что он моментально достал новую порцию и протянул с извинениями ребенку. Мы гордо вышли на улицу, где я столкнулась с менеджером и высказала все, что думала об отеле, системе "Мархаба" и местном населении в целом. За мной бежал "наш" бармен с креманками дорогого платного мороженого. Мой отказ он воспринял с большим удивлением.
      Во время обеда выяснилось, что именно "наш" Али ведает раздачей оll напитков. Извинялся он еще несколько дней. Однако этот инцидент принес и свои положительные плоды. В ресторане нас уже не ограничивали количественно в напитках и муж мог за один раз взять два пива...
      В целом, весь отпущенным нам тур.фирмой срок мы провели в Суссе. Бродили по городу с детьми (благо смогли купить там коляску для малыша), отоваривались на рынке фруктами, ходили по магазинам и кафешкам. Изучали местный колорит.
      По вечерам, выходя из отеля, мы направлялись поесть мороженое и попить кофе. Вдоль улицы располагались небольшие кафе. Не знаю, чем было обусловлено неравномерное распределение посетителей, но, проходя мимо самого заполненного кафе, я чувствовала себя актрисой театра. Все стулья вокруг столиков были развернуты лицом к улице. Каждого проходящего провожали долгим взглядом и комментариями. Может, именно близость к дороге, и делала это кафе таким популярным среди местного населения.
      Насмешили меня некоторые моменты. Так, меняя утром деньги в банке, расположенном рядом с отелем (народ, не надо толпиться на ресепшене в обменнике, выйдите на улицу - банки везде!), мы с мужем наблюдали такую картину: араб в кожаной куртке и высоких армейских ботинках (мы решили, что это охранник) долго стоял у входа в банк, разглядывая прохожих. Вдруг он наклонился к глиняному горшку (высокая ваза грубой местной работы, используемая в качестве мусорной корзины) и достал из него кисточку. Обмакнув ее в краску, он долго разглядывал кисть, потом провел один раз по горлышку горшка и бросил кисть обратно! Стоял, смотрел вокруг. Опять достал кисть, мазнул по горшку, с досадой бросил ее в краску и сел дремать.
      Однажды сидя ранним вечером на пляже, я обратила внимание на маленького щенка, гулявшего с молодым арабом. Невдалеке резвилась собаченка из породы "кабы сдох" и размером с "рукавицу". Мои дети начали играть с собаками. А мы с парнем разговорились. Он долго убеждал меня, что собаченка - мама щенка. Вот только сам щеночек размерами был уже гораздо больше мамаши. В этот момент подошли местные "джигиты", ведя на поводке двух огромных ротвелеров. Щенок бросился к псам, которые начали его облизывать. Джигиты забрали своих собак и щенка, и ушли, а парень отправился ловить собаченцию.
      В очередной раз мы с мужем усиленно скрывали свою национальную принадлежность. Мы - русские, но за границей это не афишируем, слишком стыдно. И вот почему.
      К концу нашего пребывания в отель привезли большую партию соотечественников. Это почувствовалось сразу. На ужин выстраивались огромные очереди "голодающих". Однажды, стоя в такой очереди, я наблюдала, как дяденька с огромной тарелкой курсировал от блюда к блюду с холодными и горячими закусками (не пропуская не одного). Тарелка была переполнена, макароны свисали по краям, помидоры падали на пол, но он упорно штурмовал следующее блюдо. В этот момент ко мне подбежал старший сын и что-то попросил. Дяденька радостно повернулся к нам и воскликнул: - Ой, тут свои, а я стесняюсь накладывать!
      В нашей группе была девушка лет 20. Где бы она не появлялась, следом за нею ходила женщина лет на 10 постарше и носила ее вещи. Девица заходила на пляж, принимала позу на фоне моря или зонтиков - тетка ее фотографировала. После этого "фотомодель" покидала пляж и выбирала новое место для "фотосессии". После каждой смены экспозиции она долго проверяла полученные кадры и стирала лишнее. Все бы ничего, но мы столкнулись с ней в ресторане на завтраке. Девушка стояла возле огромной чаши со сливами и, РУКАМИ копаясь в чаше, отбрасывая обратно непонравившиеся, выбирала себе фрукты. Рядом лежали щипцы...С блюдцем и четырьмя сливами на нем она гордо удалилась к своему столику. Рядом, с открытыми ртами, стояли чехи.
      Наши видны не вооруженным глазом сразу. Люди, обычно, растеряны или слишком наглы, не владея иностранными языками, боятся объясняться с местным населением, либо упорно что-то требуют, крича по-русски. Если стоит очередь, то лезут вперед, а главное, не хотят нигде давать "на чай". И отсутствие улыбки на лице. А наш "национальный" язык уже хорошо знают во всех уголках мира.
      Возвращение на Родину порадовало отсутствием очередей и толпы в аэропорту Внуково. Впервые я улетала и прилетала чартерным рейсом из этого аэропорта. Понравилось очень. Хорошая многоярусная парковка, отсутствие суеты и народа, спокойный выезд, дорога без "пробок". С таким сервисом я готова вновь отправиться в путешествие! Но только не в Тунис. Прощай, Тунис!

• Комментарии: 6, последний от 22/08/2006.
  • © Copyright Комлева Наталья Львовна (komleva@sibur.ru)
  • Обновлено: 19/11/2004. 23k. Статистика.