Кравчик Евгения: другие произведения.

Два взгляда на Шестидневную войну. (Ч.3)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кравчик Евгения (jane_kr@bezeqint.net)
  • Обновлено: 17/02/2009. 17k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  • Иллюстрации: 6 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В первой части очерка мы с историком и экскурсоводом Игорем Трибельским отправились по маршруту июньских (1967 года) боев за Иерусалим и прервали свое путешествие в Старом городе


  • Битва за Иерусалим: продолжение последует

    (Окончание)

     []

      

       Приказ о его штурме был отдан министром обороны Моше Даяном утром 7 июня. И сейчас мы направляемся к Львиным воротам: через них бойцы ЦАХАЛа вошли в Старый город.
       Путь наш лежит по легендарной Виа Долороса. Арабский подросток в экзотическом наряде с сияющим чайником предлагает нам отведать свежего чаю. Другой торговец зазывает в сувенирную лавку. И хотя за иностранцев нас примешь с трудом, "сионистскому врагу" здесь отнюдь не отказывают в гостеприимстве: деньги не пахнут! Ведь только под "оккупационным" режимом Старый город расцвел, укрепился, реконструировался и стал прославленной на весь мир аттракцией.
       А вот и добротный дом, купленный в свое время, на пике 90-х, Ариэлем Шароном. В то время "Ликуд" был еще партией национального лагеря. Существовал и собственно лагерь. И Шарон, отец-основатель еврейских поселений, решил подать соотечественникам личный пример дружественной экспансии в Старом городе.
       Как давно это было! Если бы не увенчанное бело-голубым флагом здание, кто бы вспомнил сегодня о "провокационных" демаршах Шарона образца 90-х... Депортация поселенцев из Гуш-Катифа и ликвидация "живого щита" в юго-западном Негеве вытеснили из нашей коллективной памяти подлинного Шарона - решительного, жесткого, нестандартно мыслящего. Того, кто в июне 1967 года сражался с египтянами на Синае...
      
       Львиные ворота
      
       - Сейчас мы поднимаемся, а когда минуем арабскую школу, окажемся на той самой вершине, которую Ирод был вынужден прикрыть крепостью, потому что в этой части Иерусалим оказался наиболее уязвимым, - рассказывает по пути Игорь Трибельский.
       А вот и обращенные к востоку Львиные ворота. Сегодня по случаю буднего дня здесь спокойно, но по пятницам, когда толпы объятых религиозным экстазом мусульман возвращаются с молитвы в мечетях Храмовой горы, в этом месте бывает очень жарко.
       - Так получилось, что атаковали отсюда, - объясняет Трибельский. - Заранее запланировано это не было. Просто ближе всего к стенам Старого города оказалась 55-я десантная бригада Моты Гура.
       Прошагав под гулким сводом и выйдя за ворота, я убеждаюсь: танк через них никак не пройдет.
       - Именно это и отражено в старых кадрах кинохроники, - подтверждает Трибельский. - На самом деле запечатленный тогда танк оказал Израилю медвежью услугу: прежде, чем застрять, он успел сделать выстрел. Снаряд попал в здание монастыря, принадлежащего Ордену "белых отцов" и, соответственно, Франции. Впоследствии разобиженный Париж не позволил Израилю отремонтировать здание и ликвидировать выбоину от снаряда.
       Трибельский воспроизводит знаменитые кадры фронтовой кинохроники: наши солдаты перепрыгивают по верху через танк, пролезают под его днищем, оказываются в Старом городе и бегут по улицам.
       - Никто толком не знал плана Старого города, - говорит он. - Серьезных боев на улицах, к счастью, не было: стрельбу арабы вели бессистемно. Враг быстро капитулировал, выбрасывая белые флаги. Главной задачей наших бойцов было как можно скорее добраться до Котеля.
       В тот же день, 7 июня 1967 года, собкор армейской радиостанции "Галей ЦАХАЛ" передал в эфир записанный на пленку счастливый выкрик Моты Гура: "Храмовая гора в наших руках!"
       И хотя ведущие туда ворота находятся буквально в нескольких десятках метров от места, где мы сейчас стоим, сегодня нас с Трибельским не впустят на Храмовую гору наши же бдительные солдаты и пограничники: вот уже много лет величайшая иудейская святыня находится под полным и безраздельным контролем мусульманского "ВАКФа".

     []

    Шейхов пограничники на Храмовую гору пропустят,

    а нас, как "лиц еврейской национальности" - нет

      
       Обелиски Восточного Иерусалима
      
       От Львиных ворот спускаемся в восточную часть города. По дороге нас окликает пожилая арабская нищенка.
       - Кесеф! - протягивает она руку. - Тни ли Кама шкалим, гверет ("Деньги! Дайте хоть пару шекелей, госпожа").
       - Удивительно, что нищие просят милостыню на иврите, а не по-английски, например: ведь если верить публикациям отечественной прессы, в последние годы большинство израильтян опасается бродить кварталами восточного города... - констатирую я.

     []

       - Не верьте прессе, - смеется Трибельский. - Больше всего попрошаек из числа арабов "пасется" в Западном Иерусалиме, а не здесь. Это нормально - так было всегда. В свое время Рехаваам Зеэви (Ганди) писал: на протяжение всей истории арабы предпочитали селиться вблизи евреев. Так было и при турках, и при англичанах..
       Спустившись на трассу, попадаем прямо к обелиску в честь израильских бойцов, павших на нескольких войнах.

     []

    Сейчас, однако, составленный из необработанных валунов каменный ансамбль почти полностью обтянут проволочным заграждением, но нам удается его преодолеть.
       - Здесь, на этом месте, на Иерихонской дороге, в июне 1967 года велись ожесточенные бои, - говорит Трибельский. - Вместо того, чтобы перейти ущелье Кедрон по другому мосту, наши бойцы пересекли его здесь и попали в ловушку. Когда к вечеру 6 июня подразделения 55-й десантной бригады Гура вышли к Музею Рокфеллера, они попали под ураганный огонь, который иорданцы вели из больницы "Августа Виктория". И Узи Наркис, и Зеэв Вильнаи подробно описывают бой в ночь с шестого на седьмое июня, в ходе которого погибло несколько спецназовцев, а остальным пришлось временно отступить, оставив поле боя противнику. Вообще старая добрая мусульманская традиция - располагать огневые позиции артиллерии вблизи больниц, церквей и жилых домов. Пришлось нашим стрелкам и артиллерии открыть ответный огонь, но было ясно, что без штурма не обойтись. Утром седьмого числа было предпринято повторное нападение на позиции врага. В атаку была брошена легендарная рота Капустина 55-й десантной бригады.
       Тем временем бойцы 10-й Иерусалимской бригады "Харэль" спустились к стенам Старого города от Гефсиманского сада, ликвидировав вражескую батарею.
       Прямо напротив нас - Масличная гора, у подножия которой и раскинулся Гефсиманский сад. Глянув на крутизну склона, воображаю, как сложно было сражаться здесь нашим солдатам, сколько опасностей подстерегало их со всех сторон.
       - Зэев Вильнаи подчеркивает: Шестидневная война - единственный в истории случай, когда наступающая на Иерусалим армия освободителей вошла в город через Львиные ворота, - говорит Трибельский. - Никогда прежде никому это не удавалось.
      
       "Моледет" и ее штаб-квартира
      
       Следующий привал мы делаем у затерявшегося в недрах Восточного города обелиска в память о бойцах 55-й десантной бригады, павших при освобождении Иерусалима.
       Жалкое зрелище... Невольно создается впечатление, что нога евреев не ступала здесь уже много лет подряд, хотя, казалось бы, вон он - в нескольких кварталах отсюда, Западный Иерусалим.
       - Сейчас мы с вами выйдем на улицу Саллах ад-Дина, по которой также двигались 40 лет назад наши бойцы, - произносит Трибельский после короткой паузы.
       По дороге, однако, нас поджидает сюрприз в лице арабского охранника здания Британского консульства: заприметив в моих руках камеру, блюститель нравов требует немедленно - в его присутствии и пока он добрый - уничтожить снимок тщательно охраняемого им объекта. Трудно сказать, чем вызвана подобная мера предосторожности, но, чтобы не терять времени на пустые выяснения отношений, приходится подчиниться: с явной неохотой я стираю из памяти дигитального аппарата снимок... фактурного еврейского ортодокса, мирно стоящего в хвосте выстроившейся в консульство очереди.
       Собственно "объект повышенной важности" нисколько нас с Трибельским не интересует. Зато двухэтажное старинное здание на противоположной стороне улицы вызывает в наших жидких рядах невероятное оживление. На фасаде крупными ивритскими буквами выведено слово "Моледет". В переводе на русский язык это не только "родина", но и название созданной генералом Зэеви партии. Ганди (зловещая ирония судьбы) был убит палестинскими террористами в освобожденном им городе: в отеле "Хаятт", расположенном в восточной части Иерусалима. После зверского убийства террористами бесстрашного воина и бескомпромиссного политика руководство "Моледет" перенесло свою штаб-квартиру из Тель-Авива в сердце Восточного Иерусалима - как символ еврейского присутствия во всех частях столицы.

     []

       Перейдя у автозаправочной через дорогу и пройдя коротким переулком, мы оказываемся на улице Саллах ад-Дин, но не в том месте, где расположено здание Иерусалимского окружного суда, а на противоположном ее конце. Народу в послеобеденный час полно, но никому нет дела до двух ярко выраженных "лиц еврейской национальности", нагло слоняющихся по "чужой" территории. Здесь тоже, как в Старом городе, арабы явно наслаждаются плодами цивилизации: магазины торгуют теми же товарами, что и в Тель-Авиве (чего стоит туалетная бумага израильского производства!), многолюдно в ресторанах и кафе. Ни о чем подобном жители Восточного Иерусалима не могли бы мечтать ни под иорданским владычеством, ни тем более под хамасовским.

     []

    Шхемские ворота, пожалуй, самые интересные,

    с архитектурной точки зрения.

       - В Шестидневную войну с Израилем сражались армии шести арабских государств, - говорит тем временем Трибельский. - 779 наших бойцов было убито и порядка трех тысяч ранено - чудовищные потери при тогдашней численности населения Израиля. Что же касается потерь арабских союзнических армий, то они (и это тоже традиция - вспомним последнюю войну с "Хизбаллой") не оглашены до сих пор. Колеблются, согласно зарубежным источникам, от 17 до 23 тысяч погибших. Один только Египет потерял убитыми, по оценкам Израиля, порядка 12 тысяч солдат, около шести тысяч - Иордания и по тысяче - Сирия и Ирак. Впрочем, в глазах правоверных мусульман человеческая жизнь никакой ценностью не обладает, потому и потери никто не подсчитывает и уж тем более не пытается предотвратить новые.
       Трибельский подводит черту: в боях за Иерусалим погибших и раненых с нашей стороны было больше, чем на Синае. С другой стороны, головокружительный июньский блиц 1967 года чем-то сродни битве при Ватерлоо: он изучается во всех военных академиях Запада, как образец гениального ведения боя на территории противника. Чего только стоит гробовое молчание израильской прессы 5 июня, когда с утра нашей авиации молниеносным ударом удалось разбомбить аэродромы и уничтожить 280 советских боевых самолетов, находившихся на вооружении египтян и сирийцев. Арабские радиостанции тем временем трубили победу и жители Восточного Иерусалима в интервью западным телекомпаниям утверждали, что Египет сбил 23 израильских самолета. По оценкам военных экспертов, фактором беспрецедентной победы Израиля стало не только безграничное мужество солдат и офицеров, но и твердость командования: Даян не терял ни секунды, на свой страх и риск принимал решения и нисколько не пекся о том, "что скажет об Израиле Америка или Европа".
       Неужели всего за сорок лет Израиль настолько поглупел, что позволил во время второй ливанской войны ведущим арабским телекомпаниям преспокойно транслировать прямые репортажи с севера страны, а отечественная пресса только тем и занималась, что детально обсуждала в эфире предполагаемые действия ЦАХАЛа.
       Да и вообще нынешняя ситуация во многом напоминает ту, что предшествовала Шестидневной войне, но - с противоположным знаком: сбившийся с пути слабый, растерянный Израиль валяется в ногах у Асада, умоляя забрать Голаны, и на каждом углу декларирует готовность разделить Иерусалим, а арабы тем временем завершают последние приготовления к триумфальному реваншу.
      
       Если забуду тебя, Иерусалим...
      
       Наш поход, начатый в Армон а-Нацив, завершается в христианском квартале Старого города, неподалеку от Храма Гроба Господня. Вот где сегодня на удивление многолюдно. Бродят переулками группы завороженных туристов, щелкают затворы камер. И кого тут только нет - от благочестивых российских паломников до рослых негров!
       - Это место называется "мористан", в переводе с персидского - "госпиталь", - говорит Трибельский. - Лично я не знаю больше в Иерусалиме персидских топонимов, но этот прижился и дошел до наших дней. Прежде здесь располагался монастырь, построенный орденом Госпитальеров. С исчезновением ордена район неоднократно перестраивался, но в девятнадцатом веке он превратился в симметричный архитектурный ансамбль с площадью в центре.
       - В настоящее время израильская пресса ведет бешеную пропагандистскую кампанию за скорейший раздел Иерусалима. Сторонники этой опции аргументируют свое требование тем, что де-факто город уже разделен, а жители восточной его части живут своей автономной жизнью и не имеют с израильскими властями никакой связи. Единственное, что нам осталось, - передать Восточный Иерусалим "законным" его хозяевам - палестинцам... - замечаю я.
       - Кстати, "аргумент", согласно которому Израиль ничего не сделал для Восточного Иерусалима, разбивается о действительность здесь, в Старом городе, - возражает Трибельский. - Знаете ли вы, что практически все мостовые (за исключением вымощенных древними камнями, которые археологам удалось откопать) заменили, чтобы проложить канализацию. 40 лет назад здесь даже канализации не было. В каких санитарно-гигиенических условиях арабы тут жили, остается только догадываться. По-моему, мало в цивилизованных странах мира святых для представителей нескольких религий мест, где во второй половине двадцатого века царило бы зловонное средневековье. К тому же Восточный Иерусалим - понятие умозрительное. Я, например, живу в Гило. Неподалеку находится Рамот и другие кварталы, опоясывающие город...
       - Апологеты раздела считают строительство этих еврейских кварталов непростительной ошибкой и публично размышляют, как с ними быть и что делать, - замечаю я.
       - Я допускаю мысль, что нынешние миротворцы способны договориться до того, чтобы передать эти кварталы Исмаилу Хании, - говорит Трибельский. - То есть - пойти на очередной откуп. Ведь какова психология сторонников грядущих "размежеваний"? Психология торговцев! Мы, мол, передадим арабам пол-Иерусалима, а в обмен на это получим еще одну мирную передышку. Однако истории, к сожалению, не известен ни один прецедент, когда в отношениях с мусульманами откуп привел бы к желаемому результату. Да и не только с мусульманами. Вспомните хотя бы Польшу, пытавшуюся откупиться Пруссией от России и Австрии. Вспомните Вторую мировую войну - как откупались от Германии Англия и Франция. И как Советский Союз пытался откупиться от той же Англии и Франции. Попыток откупа истории известно много, но финал их постиг одинаковый (достаточно вспомнить Норвежские соглашения 1993 года и одностороннее отступление Израиля из сектора Газы летом 2005 года: террор тут же усилился по всем направлениям). Кроме того, я бы рекомендовал ретивым миротворцам не забывать, что сущностью арабо-израильского конфликта является отнюдь не борьба за землю. Это - религиозный конфликт, война цивилизаций. Обратите внимание на палестинскую пропаганду: даже наши страдания она использует в своих интересах. Если евреи пережили Холокост, значит, палестинцы изобрели Накбу, собственную "катастрофу" 1948 года. Правда, в тот день, который они объявили Накбой, ни один араб не погиб. Зато ежегодные демонстрации с требованием возвращения палестинских беженцев в Иерусалим, Хайфу, Яффо, Акко и другие города Израиля телегеничны - весь мир сострадает "обездоленным".
       Игорь Трибельский убежден: под руководством нынешнего поколения сговорчиво-бесхребетных "лидеров" народ Израиля уже опустил голову на гильотину и рискует ее потерять.
       - Когда я приезжаю в Тель-Авив, меня охватывает ощущение, что ничто на свете не может выкурить публику из кафе и ресторанов, - говорит он.
       В ответ привожу шокировавший меня эпизод: на пике второй ливанской войны, возвращаясь из обстреливаемых городов севера, я заставала на Тель-Авивской набережной одну и ту же картину: заполненные "под завязку" рестораны и кафе. Возникало ощущение, что те, кто уселся за столик накануне, так там и сидят...
       - Вывести народ из состояния национальной апатии может только "шоковая терапия", смертельная опасность, - предполагает Трибельский. - Нынешних правителей угроза уничтожения страны нисколько не колышет - у них и в 1967 году были непробиваемые бункеры. И если новая война для нас - последняя точка, за которой наступит национальное возрождение, значит, Всевышний нас к ней подведет. Ведь только Он всегда и спасал еврейский народ от уничтожения, но Он же нас и наказывает за добровольный отказ от своей исторической миссии. Наказывает - за дело...
      
       Фото автора
      
       "Новости недели - Репортер", июнь 2007 г.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кравчик Евгения (jane_kr@bezeqint.net)
  • Обновлено: 17/02/2009. 17k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка