Аннотация: Статья к двадцатилетию моей лесной жизни.
1.Начало.Древний металлолом.
Я никогда не думал, что буду заниматься каким-то лэнд-артом, даже не знал что такой вид творчества существует и так красиво называется. Я писал песни, это было моим единственным творчеством на момент переселения в леса Нью-Йоркской области летом 99го года. Я был поражен красотой местной природы, Катскиллских гор,которые являются частью Аппалачей. Для меня, привыкшего к подмосковному дачному ландшафту, все здесь поражало своей яркостью, масштабами и, как ни странно,сохранившейся в непосредственной близости от такого гиганского мегаполиса как Нью-Йорк - первозданной дикостью.В получасе от города я встречал в лесах и волков и медведей. Объясняется это в основном двумя вещами - молодостью Америки как страны (ведь еще несколько поколений назад на том месте, где сейчас сижу за компьютером я, набирающий эти строчки - жили индейцы, и в историческом плане это было совсем недавно), ну и хорошими законами по защите природы. Огромные заповедники и парки здесь повсюду, они обозначены как "Forever Wild" - "Навсегда Дикие" .
Земля, которую я приобрел - была очень красивой. Кусок настоящего дикого леса с горным ручьем, протекающим через него, с кристально чистой водой, в которой даже водятся небольшие раки.Повсюду в лесу стоят поросшие мхом валуны, на которых индейцы складывали, кажется совсем недавно, свои необъяснимые алтари из камней, считая выпирающие из земли древние валуны порталами между нижним и верхним мирами. А если вылезти на одну из столетних елок, возвышающуюся над другими - открывается панорамный вид на бесконечные холмы вокруг и горы на горизонте.
Постепенно я начал исследовать окрестные леса, уходя достаточно далеко с рюкзаком, биноклем, и сопровождавшей меня повсюду соседской собакой,которой я сразу дал кличку "Былхвост" (так звали собаку из любимой мной детской книжки "Приключения Ивана Семенова, второклассника и второгодника", а хвоста у этого пса, ставшего мне многолетним другом и правда, почему-то не было). Я периодически находил в лесу свидетельства жизни здесь как индейцев (их сохранившиеся до сих пор каменные алтари,иногда даже с нишами для подношений), так и первых европейских переселенцев, занимавшихся здесь фермерством начиная с 18 века.Повсюду тянулись через лес каменные стены, обозначавшие когда-то границы полей и владений, попадались старые фундаменты от домов и сараев и даже высохшие каменные колодцы. Походив вокруг, я неизменно находил что-нибудь интересное, больше всего мне нравилось старое кованное железо: обода колес и рессоры от древних, давно истлевших телег, красиво завитые металлические спинки кроватей, массивные цепи,плуги вросшие глубоко в землю, железная посуда. Все это мне казалось до сих пор живым, обладающим своей памятью и молчаливой историей, и вполне достойным того, чтобы его откопать, притащить на себе домой и расставить по лесу,чтобы на всю эту красоту можно было снова полюбоваться. Организованных свалок мусора в то время еще не было, и фермеры обычно просто скидывали все ненужное просто в кучу в лесу, или выкапывали для этого яму.
Так постепенно я собрал под разлапистой елкой около входа на участок небольшую экспозицию из проржавевших старых предметов. Больше я ничего с этим добром делать не собирался, пока однажды приехавшая ко мне в гости Аля не развесила на цепях и проволоках разные металлические детали внутри древнего обода от колеса телеги. Детали двигались на ветру,получился необычный "mobile", простой ржавый металл вдруг преобразился и ожил. Я тоже внес свои доработки, и постепенно сделал несколько подобных работ, все они были сделаны по одному принципу: композиция из разных деталей внутри обода от колеса. Стал развешивать их между деревьями на цепях в разных местах по территории, пространство сразу стало меняться, это уже не был просто дикий лес, работы эти (до сих пор не знаю как их лучше называть, скульптурами - было бы слишком, просто железяками - вроде тоже уже не назовешь) заставляли остановиться и посмотреть, пройти от одной к другой, опять остановиться, вобщем началось какое-то интересное взаимодействие с лесом, как будто данный мне (и без того красивый) участок - стал словно основой для чего-то необычного, чем раньше я никогда не занимался.
Помню первую большую экспедицию за металлоломом на участок заброшенного дома, прямо рядом, на соседней улице. Мы с Алей заехали туда на машине, а когда машина была под завязку забита, так что самим с трудом можно было в нее сесть, я развернулся и начал медленно выезжать, как вдруг перед нами неожиданно возник из ниоткуда молодой черный человек. Он был удивлен не меньше нашего и видимо не знал что делать, а я подумал, что наверное это хозяин, я видел у этого дома черных охотников во время прошлого охотничьего сезона, они складывали ружья в машину. Я остановил машину и вышел,улыбаясь и объясняя ему что мы собираем старый металл, чтобы делать из него скульптуры, и что мы - соседи,показывая в сторону моего дома. Он стоял и молча слушал меня, сжимая что-то в кармане. И тут на меня подул ветер, и я почувствовал от него явный запах бомжа. И тут я понял, что это просто бездомный, живущий видимо в этом полуразвалившемся доме, может находящийся в бегах, кто знает. Ситуация была нехорошая, мы стояли друг перед другом посреди леса на пустой дороге, Аля сидела в машине. Но по счастью он испугался не меньше нашего, неожиданно на нас наткнувшись. Я сел назад за руль и медленно поехал мимо него. "I will see you real soon!" -зловеще сказал он нам, нагнувшись к машине. Руководствуясь какими-то гуманистическими соображениями, я не стал заявлять в полицию, хотя подобное соседство было явно не самым приятным. Но вскоре этот дом сгорел дотла без всякой причины.Выезжая утром с нашей улицы, я с удивлением увидел только поднимающийся с груды обломков дым и стоящих вокруг пожарных.
В нашей местности есть несколько человек, работающих с металлом, пара таких мастерских находятся прямо у дороги. Недалеко от Вудстока есть мастерская Fabulous furniture, где можно остановиться и погулять среди сваренных из гаечных ключей и шестеренок динозавров, среди космических кораблей, собранных из частей старых автомобилей, посмотреть на изобретательно сделанных роботов,у которых неизменно присутствуют половые признаки. Хозяин также делает уникальную деревянную мебель. Каждый раз, проезжая мимо, я останавливаюсь и любуюсь на эти произведения. Сварка - это уже другой уровень работы с металлом, мне пока что это было просто не надо, я использую только проволоку в своих работах и этого вполне достаточно для того, что я делаю. Но не исключаю, что в будущем могу заняться и сваркой.
Другой местный любитель металла живет около Port Jervise, тоже делает железных зверей и разные другие вещи. Работы стоят прямо около дороги, можно остановиться и посмотреть. Я как-то зашел к нему в мастерскую и спросил, не продается ли металлический обод от древней телеги, стоящий во дворе. Найти хороший прочный обод - не просто, а это - мой самый ходовой материал для "скульптур". Иногда они продаются в антиках, но за них могут довольно дорого запросить. "А тебе зачем?" - спросил хозяин. "А я тоже вожусь с металлом, только делаю несколько другие вещи"- ответил я, и показал ему на телефоне пару фотографий своих работ. "Бери просто так если ты из него сделаешь что-то прикольное, только когда сделаешь - покажи мне фото, если как нибудь будешь проезжать мимо!"
Но надо сказать, что делать что-то из ржавых древних железок я начал несколько позже, а сперва было два проекта по благоустройству участка, чисто утилитарных, положивших однако, всему начало. Первое что было сделано - была выложена каменная дорожка через лес до ручья. Сделано это было потому, что лесная аллея, вырубленная еще предыдущими хозяевами - превращалась после дождя в ручей, и я решил проложить параллельно ей дорожку из плоских камней, просто чтобы можно было пройти не замочив ноги.
Сделано это было мной и моим братом Ильей за несколько часов, плоские камни в больших количествах находились просто вокруг по лесу, получилось и красиво и удобно. Скоро камни поросли зеленым мхом, и дорожка совсем натурально вписалась в окружающее, я подолгу смотрел на нее с разных сторон, кажется тогда я впервые начал видеть лес с какой-то непривычной ранее стороны. А что еще можно сделать тут или там? Что можно поставить на этот валун, что можно подвесить между этими двумя стволами? Куда все это ведет и надо ли это вообще начинать делать? Не порчу ли я просто-напросто натуральный вид прекрасного леса, думая, что создаю что-то красивое?
Я много лет не мог решить, что же делать с этой аллеей (а скорее - просекой) дальше, по каменной дорожке было не очень удобно ходить все время, а сама аллея была неровной и с торчащими всюду корнями, ходить по ней даже днем до ручья было неудобно, а уж ночью, неся с собой скажем пару барабанов на дальний костер- почти небезопасно. Я думал проложить по всей длинне деревянный настил, как-то его интересно оформить, может быть сделать как-будто змеящимся (такой формы я стал делать небольшие мостики по лесу, это было гораздо интересней, чем просто прямо положенные доски, ведь такой дизайн подразумевает как-бы течение), но прокладка подобного настила помимо дороговизны материалов - никак не вписалась бы в лес, я боялся слишком нарушить общую картину, внеся нарочито цивилизованный элемент дизайна, пусть и такого необычного. Так продолжалось много лет, пока однажды, посмотрев на то, как укладываются гравием дорожки в Peace Temple-на земле у моего друга Владимира Купермана, я не приехал домой и не начал выравнивать всю аллею с помощью лопаты и бензопилы. Когда почва стала ровной - я натаскал за пару часов ведрами гравий из ручья, выложив им всю аллею.
Решение не приходило много лет,а найдено было моментально. В последствии правда оказалось, что мелкий гравий размывается с каждым сильным дождем, так что мне придется все-таки купить более крупного гравия, и тогда надеюсь, проблемма будет решена. Главное для меня всегда - этот постоянный творческий процесс работы с пространством, процесс нахождения решений, даже если он занимает много времени, ведь так постепенно выстраивается в голове какое-то видение того, каким все может быть в будущем. Как только аллея стала пешеходной,начали приходить идеи по ее дальнейшему оформлению. Я сделал металлические светильники из ржавых ободов бочек, подвесив их на кронштейны из рессор от столетней телеги, которые я вынес из очередных, найденных в горах развалин фермы первых переселенцев, и перенес на лыжах через замерзшее озеро, немало при этом наверно удивив сидящих над лунками рыбаков. Я совершенно не знал куда эти рессоры применить, а тут они сразу нашли свое место, теперь я хочу понаделать таких же светильников для других частей леса, но материалов у меня пока нет.Из всех имеющихся у меня тонких ободов от небольших бочек были сделаны светильники-шары, а таких "люстр" надо сделать еще много. Я нередко покупаю задешево интересный мне старый металл в многочисленных в нашей местности антикварных магазинах, ведь из окрестных лесов я наверно все уже вынес, во всяком случае все интересное. Есть пара "антиков" где я всегда нахожу что-то полезное для себя, там меня уже знают, нередко хозяева сами занимаются различным творчеством и мы показываем друг другу наши работы. Иногда мне отдают редкие металлические детали, узнав что я из этого добра что-то делаю. Но неожиданно для себя я заглянул уже в будущее, лет так на почти двадцать, так что давайте вернемся назад, в самое начало.
2.Прудик
У бывших хозяев стоял полу-развалившийся пластиковый бассейн, разобрав его и выбросив - я остался с большой грязной лужей на его месте, тут явно что-то надо было предпринимать, и я решил взяться за лопату. Примерно за неделю я выкопал всю грязь с кочками и травой, сделал из нее берега, выкопал ровное дно. Глубоко копать было невозможно, да и не нужно - ведь вся вода, поступавшая в "прудик"-текла из канавы за домом. Я никогда не жил подолгу на природе и понятия не имел что можно ожидать от появления на участке довольно большой глубокой лужи, которая заполнилась от первого же дождя. Может появится огромное количество комаров, которых и так множество летом в сыром лесу, может начнет заводиться неконтролируемое количество лягушек, которые превратят участок и мою жизнь в одну из "казней Египетских", я не знал.
И вот однажды ночью я вышел на веранду над заполнившимся прудиком, и услышал внизу в воде плескания, поквакивания и шорохи. Я принес фонарь и посветил вниз на воду. Сперва мне стало страшновато, в только что образовавшемся новом водоеме кипела жизнь, лягушки сидели друг на друге парами тут и там, а те кому пара не досталась - озлобленно сновали между ними, пытаясь их опрокинуть и разбить. Интересно, что опрокинув пару - они не отнимали партнера, а разворачивались, набирали скорость и разбивали следующих влюбленных, пока предыдущие молча забирались друг на друга опять. В воде также присутствовали пятнистые саламандры, они занимались тем же чем и лягушки,переплетаясь между собой в целые клубки. Подо мной происходил настоящий праздник жизни, который меня изрядно напугал, хотя в последствии мои страхи не оправдались,напротив- я получил наглядный урок по созданию небольшой, самоподдерживающейся биосферы. А пока что, я услышал в лесу странные шорохи, принес прибор ночного видения, навел на лес. Увидел в траве, на одинаковом расстоянии друг от друга - пары маленьких светящихся глаз, они равномерно прыгали по направлению к моему прудику со стороны соседской канавы, из-за перелеска. Я проследил цепочку глаз до конца: лягушки плюхались прямо ко мне в прудик с частотой по нескольку раз в минуту. Происходило великое переселение из канавы соседа в куда более просторный и чистый водоем. Интересно, как это в природе происходит, одна лягушка находит новое лучшее место, возвращается назад к своим и убеждает их эмигрировать?
Через какое то время весь прудик заполнился тысячами головастиков. Я смотрел на это со страхом. Тысячи головастиков - это же тысячи лягушек? Но оказалось что природа сама знает какое количество жизни может поддержать именно это место. Летом прудик начал на глазах пересыхать.Если и шел дождь - этой воды хватало на пару дней, испарялась она на жаре очень быстро. Бедные головастики в отчаяннии скапливались в самом глубоком месте в надежде выжить, я не мог на это спокойно смотреть и стал было подливать им воды из шланга, но быстро столкнулся с проблеммами. Оставив воду один раз текущей часа на полтора, я сильно поднял уровень воды в прудике, но чуть было не пережег насос в колодце, который, высосав все грунтовые воды, начал поднимать по всей системе песок. Из всех кранов в доме потекла ржавая вода, я не мог пользоваться ей недели две после этого, потом колодец видимо постепенно заполнился и вода пошла чистая. Но даже подлив головастикам заметное количество воды, я мог уехать на выходные погулять в Нью Йорк, а вернувшись - видел одну и ту же картину:вода пересохла за пару дней полностью, и в одном,самом глубоком углу пруда, лежит куча головастиков, умерших страшной смертью. Я чувствовал себя как будто их божеством, создавшим их мир, и могущим продлить или отнять их жизнь. Я переживал по этому поводу, пока не понял со временем, что кто-то все-таки выживает, и каждую весну в прудике неизменно начинаются лягушачьи концерты, сперва начинают пересвистываться маленькие лягушки, потом квакают все лето уже большие, никакого нашествия жаб на землю или излишнего количества комаров не наблюдалось никогда. С маленькими лягушками я научился даже взаимодействовать. Они замолкают сразу как только видят что кто-то подходит близко к пруду, даже если ты появляешься в окне дома - они сразу же умолкают. Но я стал выходить на веранду и пытаться свистеть, подражая им. Через какое-то время они расслаблялись и начинали снова петь, принимая меня наверно за своего. Я понял со временем, что мой прудик стал как-бы такой биосферой, которая способна поддерживать жизнь только определенному количеству обитателей, и совершенно бессмысленно переживать из-за гибели тысяч, выживет ровно столько, сколько может пропитаться и дать следующий цикл потомства.
3. Инь-Янь.
Дождавшись один раз когда вода полностью высохла, я выложил посередине на дне большой Инь-Янь.Когда после дождей он оказался под водой - было очень красиво, это наверное до сих пор одна из моих лучших работ, бывает что неожиданно что-то настолько удачно получается. С этим Инь-Янем связана так же определенная реализация того, что я начал заниматься неким видом творчества, и это уже не просто так. Ко мне приехала как-то местная лэндскейп-дизайнер Келли,с которой я познакомился незадолго до этого тут в Монтиселло в магазине Art supply. У Келли был даже собственный небольшой бизнес, она создавала у людей на участках инсталляции,высаживала клумбы, делая довольно нестандартные и индивидуальные работы.Посмотрев на мой Инь-Янь под водой, она вдруг сказала мне: Anatoly,you are a land-artist! Это было своего рода признание, от человека что-то в этом понимающего. Я только спросил - а что такое лэнд-артист? Но это меня заинтересовало, я стал как мог исследовать эту область, искать в интернете информацию. Во-первых я познакомился с творчеством Andy Goldsworthy,с его сюрреалистическим подходом к природным элементам, правда отметив для себя, что у меня вряд ли хватило бы терпения создавать такие сложные и одновременно хрупкие работы,это не совсем мое. Мне надо наверно создавать что-то, на что можно потом долго любоваться, наблюдать как меняется созданное в зависимости от сезонов, как наконец постепенно поглощается природой. И так же фотографировать эти перемены в процессе. Фотография всегда была для меня неотъемлемой частью происходящего, особенно ночная, это целый процесс.
Инь-Янь в этом смысле дает мне какое-то количество ежегодных забот.А теперь еще появился второй,выложенный мною в Peace Temple! И каждый мой приезд туда на фестиваль неизменно теперь начинается с ритуала очистки инь-яня от еловых иголок, которые за год полностью его засыпают. Но это очень приятная и медитативная работа.Вообще, все что ты делаешь на природе - стремится к разрушению, разложению на элементы и -изчезновению.Cоздавая новую штуку - ты создаешь одновременно себе работу по ее ежегодному поддержанию и обновлению,но в этом свое удовольствие, в этом -наверно мое самое спокойное и гармоничное внутренне состояние - когда я делаю что-то у себя на земле.
Первый Инь-Янь стал прорастать травой и через пару лет изчез полностью. Я не стал больше пытаться его раскапывать, а купил несколько новых мешков мраморных камешков для дизайна клумб и каменного угля для топки печей, и просто засыпал новый поверх старого, проложив на этот раз под ним полиэтелен, чтобы меньше прорастало травы. Это сработало, но все равно каждый год мне приходится летом тратить пол-дня на очистку Инь-Яня,пропалывая его от травы и промывая из шланга. Делать это можно только когда высыхает вся вода в прудике. Какое-то время после чистки он сияет как новенький, потом пруд заполняется водой, и все выглядит очень красиво, за несколько месяцев инь-янь почти перестает быть виден в воде, но я не хочу поднимать его выше, хотя так его было бы видно круглый год, ведь изюминка именно в том, что он под водой. Да и создав посреди небольшого прудика остров - я бы сильно убавил зеркальную площадь воды, в которой со временем к тому же стал отражаться сделанный мной гигантский, шестнадцатити футовый дримкетчер, висящий между деревьями на опушке леса за прудиком.Но до дримкетчера было еще несколько лет, а пока что я начал уже целенаправленно смотреть на свой лес как на определенное пространство в котором можно поиграться. С созданием новых работ постепенно начало приходить понимание, что я живу внутри собственного бесконечного арт-проекта, который постоянно открывается мне новыми гранями и вдохновляет на творчество дальше и дальше.
Я мог бы рассказывать долго практически о каждом артефакте, нашедшем свое последнее пристанище на каком-либо дереве у меня на участке, об обстоятельствах его нахождения и появления у меня, ведь с годами ты обрастаешь подобными историями, которые с интересом слушают гости, просящие провести очередной "тур по участку".Туры эти постепенно увеличивались по времени,сперва они занимали минут двадцать, потом стали занимать уже сорок, а недавно мы с друзьями решили снять такой тур на видео,думали что за час по-быстрому управимся, и вдруг обнаружилось, что мы ходим с камерами уже два с половиной часа, а экскурсия только на середине. Отсюда возникла смешная идея сделать все как в уважающем себя настоящем музее - посетители берут магнитофончик с наушниками и ходят по пронумерованным на территории пунктам. "Вы находитесь у артефакта под номером таким-то, нажмите соответствующую кнопку чтобы послушать наговоренную Анатолием историю данного арт-объекта". Но это уже из области театра абсурда, а в этом очерке я коснусь только основных,вдохновивших меня самого работ, итак, чем же я занялся после прудика.
4. Вигвам и юрта.
Кажется я занялся постройкой вигвама. С самого начала ко мне приезжало всегда много друзей,народная тропа не зарастала, и мне хотелось сделать какое-то пространство в лесу, защищенное от дождя, в котором можно было сидеть вокруг костра, общаться и играть музыку. Вигвам также напоминал о живших прямо тут до нас индейцах и был, ну наверное cамой несложной постройкой. Сделал я его из десятка тонких стволов и белого холста. Надо сказать, что помогала мне моя бабушка Ася, частенько гостившая у меня летом в те годы, держала стремянку пока я связывал на верху стволы. Вигвам заработал, и работал успешно много лет, собиралось в нем человек по пятнадцать иногда,в нем можно было ночевать у костра, слыша журчащий рядом ручей. Cейчас я его как-то забросил в связи с постройкой юрты, которая оказалась гораздо комфортней как для ночевки так и для музыки, а вигвам надо восстановить, но руки все не доходят.
Юрту я строил один, без всякой помощи, вдохновленный общением с Хун-Хур-Туу и Алаш,музыкантами из Тувы, останавливавшимися у меня иногда во время своих северо-американских туров.В вигваме я пытался произвести впечатление на Хуун-Хуур-Ту своей игрой на варгане, а музыканты Алаш, войдя в построенную юрту, сразу же заметили ошибку в дизайне - мой очаг посередине юрты смотрел дверцей на выход, а по традиции очаг должен смотреть вправо,выходом на женскую половину юрты, так как женщина в их культуре традиционно занимается поддержанием огня в очаге, и это кажется очень правильным.
Но я не стал эту немаловажную деталь переделывать, так как цели у моей юрты были другие - сидеть по кругу и играть музыку в основном, что с успехом там много лет уже и происходит. Помню как я никак не мог сделать в ней крышу без подпорок, как у настоящих юрт. Все не держалось и падало, мои инженерные расчеты не работали в реальности.
Строил я медленно, никуда не спешил,работал потихоньку один, слушая музыку.Но наступала зима, руки мерзли, крыша падала уже не первый раз, и я всерьез начал задумываться о том, чтобы бросить проект до лучших времен и может лучше заняться восстановлением вигвама. И вот в это время я поехал в гости к художнику Александру Шнурову,который живет недалеко в Пенсильвании. Он был занят тем, что строил у себя настоящую готическую башню, из увесистых валунов, которые он вытаскивал из реки,привозил на траке домой и выкладывал ими стены, скрепляя цементом. Работа была титанической, в основном он работал один, иногда ему помогал кто-то из друзей или он кого-то нанимал на время, и башня уверенно росла. (сейчас она уже полностью завершена, осталась только внутренняя отделка). Посмотрев на это диво, мне стало просто стыдно, что я не могу поднять сам какой-то юрты. Приехав домой, я оставил идею крыши без подпорок, и сделал четыре подпорки,на которые пошли рейки, оставшиеся со свадьбы у меня в лесу моих друзей Любы и Юры.Рейки эти, расписанные самим Юрой, были подпорками хупы, под которой они венчались. внутри них прекрасно встал очаг с трубой, все было завершено буквально за день. Вот так мы вдохновляем друг друга, или показываем направление в котором можно работать дальше. Но часто бывает и наоборот - когда ты, посмотрев на чье-то творчество понимаешь, что вот это тебе "не по зубам", это - другой уровень, а тебе надо сконцентрироваться на том, что ты умеешь, что у тебя хорошо получается и что тебе доступно, одновременно не переоценивая себя и не недооценивая, и это тоже нормальная часть процесса.
5.Дримкетчеры.
Теперь я расскажу о ловцах снов, или дримкетчерах, которыми я стал заниматься совершенно для себя неожиданно. Началось все с того, что моя подруга Дина сделала, гостя как-то у меня, два дримкетчера на больших ржавых ободах от телег, вплетя в них так же металлические детали и сделав как-бы висящие перья из ржавых гвоздей и болтов. Работы эти мне очень понравились, они до сих пор есть и висят на дорожке к юрте. Самое главное - это то, что я увидел дримкетчер большого (фита в четыре) диаметра. Ведь привычный размер, который мы видим в магазинах - совсем небольшой. На тот момент у меня прорвался батут, и я остался с шестнадцати-фитовым металлическим кругом, который мне хотелось куда-то применить. Делать внутри него инсталляцию из железа не представлялось возможным из-за огромного веса всего этого вместе взятого впоследствии.Надо было делать что-то легкое. И тут мне пришла идея: а что, если заплести на этом круге гигантский дримкетчер?
Как сделать это самому я не представлял, думая, что плетение само по себе - очень сложное,что это что-то, что могут делать только женщины,которым подвластна тайна вязания свитера,представлявшаяся мне абсолютно недоступной для мужского понимания. Я опросил знакомых девушек, и получил однозначный ответ: такого никто не делает, и заплести в таком масштабе - просто невозможно. Но что "такого никто не делает" заинтересовало меня еще больше. Я стал смотреть на маленькие дримкетчеры, пытаясь проследить за ниткой и понять способ плетения, ведь на вид все казалось достаточно просто, надо было только разгадать сам принцип. И мне показалось что я стал его понимать. Батут без мембраны стоял посреди поляны и дразнил меня. Я поехал в Home-Depot и купил сто фитов толстой белой веревки. Привязал к круглой раме батута и cтал набросывать на нее, ходя по кругу, примерно одинакового размера петли. Оставшуюся веревку я стал протягивать в образовавшийся круг петель, и так - до конца, пока я не почувствовал,стоя в середине, что веревку пора затягивать. Я потянул, и провисающая неравномерно веревка поползла и, к моему немалому удивлению, вдруг приняла классическую форму цветка лотоса, только цветок этот был огромный. Все заняло мне не более двадцати минут, удивительно, но я не сделал ни одной ошибки в плетении,делая это впервые. Мой первый в жизни дримкетчер был готов, и он был эпических пропорций.
Мы с Гутнахером (Группа Кооператив Звезда)подвесили его между деревьев,я подвел яркий прожектор чтобы освещать дримкетчер ночью, и он сразу стал визуально доминировать и менять пространство. Этот мой первый в жизни гигантский дримкетчер - до сих пор одна из моих любимых работ, но я сразу подумал о том, что кому-нибудь из гостей или их детям - обязательно придет в голову мысль на него попытаться залезть, как на такую прочную сетку-паутину. Но, к моему приятному удивлению, этого не происходило,по крайней мере несколько лет, а произошло совершенно неожиданно, как обычно это и бывает, и это сразу раздвинуло мои творческие горизонты.
Ко мне приехали друзья, мы прекрасно проводили время, и в какой-то момент пошли ночью погулять по территории. Я включил всю иллюминацию на участке и погуляв, мы валялись на батуте и смотрели в звездное небо. Вдруг со стороны дримкетчера раздался крик: Смотрите где я!! Я заподозрил неладное, но было уже поздно. Вера уже висела в самой середине гигантской паутины и к тому же раскачивалась на ней. Помимо того, что веревка смещалась, и я знал что это уже будет не исправить впоследствии, я совершенно не был уверен, что цепи и крепления выдержат, а падать с высоты вместе с увесистым металлическим кругом было не совсем безопасно. Вера была счастлива,а я сильно расстроился, стал объяснять почему, что веревка поехала и это уже не исправить, что сперва надо было меня спросить и тд. Но мы ведь всегда трясемся над своими произведениями,хотя и образ буддийских монахов насыпающих сложную мандалу из цветного песка, а потом моментально ее уничтожающих, чтобы не привязываться слишком к конечному результату и практиковать понимание эфемерности всего - всегда был мне близок.Но одно дело в теории, а совсем другое - на практике.
Я понял что случившегося уже не исправить, дримкетчер да, придется снимать и переплетать, придется выйти за свои рамки и повторить самого себя и может при этом даже исправить какие-то недоработки старого, тем более, что веревка за несколько лет посерела и нуждалась в покраске ярко белым, иначе ее уже было не так хорошо видно днем. Итак, Вера раскачивалась пойманная в паутину, цепи вроде держались, с мыслью что все придется снимать и переплетать - я уже примирился, что же еще можно было сделать с происходищей ситуацией? Сбегать за фотоаппаратом! Но помимо него, еще достать из сарая крылья бабочки оставшиеся с Хелловина, надеть их на Веру и устроить фотошут, чем мы тут же и занялись, и несколько получившихся фотографий вполне даже стоили всего произошедшего. На завтра я попросил Веру залезть обратно в середину паутины и мы сняли вторую часть фотошута, уже при дневном свете. К попавшейся в паутину прекрасной бабочке с двух сторон подбирались металлические пауки... Дримкетчер впоследствии был снят, переплетен еще лучше первого и подкрашен,но повторять артистичекий подвиг Веры я никому не рекомендую, я все-таки не буддийский монах, и переплетать его периодически заново мне бы не хотелось.
Возвращаясь немного назад, хочу сказать, что сделав гиганский дримкетчер, мне захотелось вывезти такую инсталляцию к примеру, на какой-нибудь фестиваль, но как это было сделать? Как его транспортировать? Значит надо собирать и заплетать на месте, или делать меньшего масштаба, чтобы он помещался на крышу машины не сильно выступая за ее пределы. Я занялся поисками решений, и мне заняло наверное пару лет проб и ошибок чтобы найти подходящие материалы и научиться с ними работать. Самое основное было - где взять круг нужного размера и из какого он должен быть материала? Не покупать же специально для этого новый батут. Я пытался использовать в начале пластиковые трубы, но они деформировались при натяжении веревки и выглядело это не привлекательно. Вопрос какую веревку использовать - тоже был ключевым. После многих неудачных попыток я попробовал плести из флуоресцентной нитки, которая светилась в ультрафиолете. Эффект превзошел мои ожидания, в свете блэклайта получалось завораживающе красиво:бесконечные лепестки лотоса, выходящие один из другого. Сделав дома парочку таких ловушек снов размером в человеческий рост - я смотрел на них и сам не мог оторваться. Вопрос из чего делать сами круги - так и оставался нерешенным, пока как-то раз я не поехал к мастеру на все руки Марку Верену на ферму, и не увидел в его мастерской станок для выгибания труб. Я купил себе такой же и дело вышло сразу на другой уровень. Я научился гнуть металлические трубы и соединять их.Это уже где-то можно было не постесняться показать, и я стал регулярно ездить и на русские и на американские фестивали, привозя туда всю свою кухню. Я привозил готовые круги и заплетал большого размера дримкетчеры прямо на месте, всегда собирая при этом небольшую толпу зрителей. Мне нравилось это внимание к себе, это было что-то необычное для меня, ведь я всегда был на фестивалях музыкантом, на сцене или у костров, но это был один и тот же образ, и вдруг я его поменял.
Но если я довел что-то до перфекционизма - мне перестает это быть интересным и я иду дальше, повторять все время одно и то же - это впадение в стагнацию, и этого можно самому не заметить, комфортно повторяя одно и тоже годами. Были мои дримкетчеры и частью дизайна главных сцен фестивалей, и украшали йога-ритриты и электронные парти, даже висели однажды в доме у Алекса Грея, правда сам маэстро на шумной тусовке этого не заметил.Конечно же,есть они в домах и на участках друзей. На данный момент мы с Диной работаем над проектом "Dreamlounge", нам интересно развесить разного размера дримкетчеры внутри geodezic dome, который я собрал у себя в лесу.Cобранные вместе в одном пространстве, подсвеченные блэклайтом, они выглядят очень красиво, и одновременно создают определенное освещение внутри, в котором можно, к примеру, рисовать или делать body painting, что уже летом происходило.
Надо сказать, что я никогда не задумывался над мистической стороной дела, я просто делал необычный visual art. Но после странных вещей, начавших происходить со мной каждый раз после заплетения очередного дримкетчера, мне волей не волей пришлось залезть в интернет и прочитать все что можно было про них найти. А происходило со мной то, что в течении ночей трех после плетения я видел очень яркие сны,пугающие своей реалистичностью, которые как-будто приходили в мое сознание откуда-то извне. Они явно отличались от обычных снов. При этом люди, которые получали от меня эти дримкетчеры - прекрасно спали и благодарили меня. Может быть то что ты плетешь одинаковыми движениями, поворачиваясь по часовой стрелке в течении полутора часов, как-то действует на психику,но я решил применить простейший известный мне способ энергетической защиты:сэйдж,или - шалфей. Я просто стал зажигать пучок сейджа и обкуривать им периодически дримкетчер в процессе плетения. Завершив плетение, я обкуривал ароматным дымом и себя и уже готовый ловец. Сны прекратились. Я не склонен к мистическим объяснениям происхдящего, но видимо есть что-то, что работает помимо нашего понимания.
В интернете я нашел очень скудную информацию, из которой понял, что индейцы вешали их над колыбелями детей, чтобы детям не снились плохие сны. Плохие сны ловились паутиной, и с утренним светом изчезали, а хорошие - спускались к ребенку по перьям, которые всегда присутствовали на аутентичных дримкетчерах. То есть получалось, что дримкетчер одновременно и усилитель и преобразователь. Будто своего рода антенна, настроенная на тебя. Но индейцы не делали их размером с человека с целью оформления транс фестивалей, а я получается - собрал целый радар!Перья совсем не вписывались в мой дизайн, так же как и камешки или бусины, присутствовавшие на всех маленьких дримкетчерах которые я всюду видел.Они просто разбивали дизайн. Один раз мне сказали, что я ловлю в паутину плохую энергию, а выхода у нее нет, и что перья необходимы. Ты злишь злых духов!! Но не бояться же мне было собственных творений! И ответ пришел когда ко мне приехала группа людей из коммуны Earthgate в Пенсильвании.Это были знатоки подобных вопросов, йоги, мастера рейки и мистики,практикующие в разных областях. Я рассказал им про мою дилемму,и они медитировали в тишине взявшись за руки. Потом они открыли глаза и сказали мне, что ответ им пришел, и что я не должен беспокоиться о перьях и о делании таким образом выхода из окружности, что сила моего намерения способна и так трансформировать все негативное. А я собственно и сам так думал, но получить от этих людей подтверждение - было немаловажно.
Меня всегда интересовал вопрос практики осознанных сновидений. Об этом писал Кастанеда, и даже буддисты считают эту практику очень важной для нашего сознания. У одного учителя я прочитал даже, что если мы не можем осознать себя во сне, то и в Бардо не сможем узнать природы ума, а будем блуждать неосознанно, ведомые кармой к следующему перерождению. Мне кажется, что дримкетчер является неким прибором или амулетом, который может повысить нашу осознанность во сне. По крайней мере так происходит со мной. Я замечаю большую разницу в снах когда вешаю у кровати дримкетчер. Сны становятся более яркими и необычными,лучше запоминаются. Но скажу еще раз на всякий случай: я делал только красивую для глаз необычную вещь, а уж как она для кого будет работать - дело cамой Сакральной Геометрии, ей виднее.
6. Лестница в небо
Есть у меня в лесу и "Лестница в небо". Не всякий отважится полезть на вершину столетней елки по вертикальной металлической лестнице для охотников, но те кто это делал - не жалели, ведь вид с вершины открывается захватывающий - панорама холмов, бескрайний лес и горы на горизонте. Я всегда хотел приобрести землю с видом на горы, но оказался наоборот - как будто в берлоге посреди высокого леса. Но горы-то были вокруг, надо было только подняться за пределы леса чтобы их увидеть.И я решил попробовать вылезти на высокую елку, на которой ветки были частые и толстые как ступени и посмотреть, увижу ли что нибудь. Я оказался прав,c таких елок я мог видеть горы, надо было только найти подходящее дерево выше всех и, чтобы перед ним не было других высоких деревьев. Я залез на несколько, и одно оказалось подходящим, вид был прекрасен и его ничто не загораживало. Первое время я залезал прямо во веткам, это занимало минут двадцать и было неудобно. Тогда я купил лестницу для охотников и, впав в какое-то несколько странное состояние , часа за два соединил вместе четыре отдельных набора лестничных секций, ползая вверх-вниз по стволу и прикрепляя секции к нему ремнями, потом затащил на себе и приделал как можно ближе к вершине легкий алюминевый стул. До сих пор, смотря на свою работу снизу, я не понимаю как я это сделал.
Довести лесnницу до самой вершины я не мог - надо было пилить много веток,не хотелось портить дерево, но это и не было нужно, когда шестьдесят фитов моей лестницы заканчивались, оставшееся расстояние легко проходилось прямо по толстым веткам, среди которых я чувстовал себя гораздо безопаснее, чем на самой лестнице. К моему приятному удивлению оказалось,что елка до сих пор продолжает расти, и через несколько лет мой стул оказался в гуще веток, вид изчез, но зато я смог вылезти еще выше по выросшему за это время стволу. Я опять оказался над всем лесом. Я приобрел металлическую платформу-сиденье, тоже из охотничьего оборудования, как-то опять умудрился на спине затащить ее на вершину, и теперь можно вполне себе удобно восседать над всей, открывающейся оттуда круговой панорамой. Самый приятный комплимент по поводу этой инсталляции я услышал от приехавшего ко мне в гости музыканта Михаила Башакова, посетившего мой стул на сосне:"Вот ради этого я и ехал в Америку, это - поэзия!"
Иногда получаются красивые необычные эффекты, когда на них совсем не рассчитываешь. Так вышло с подсветкой моего дерева. Я провел по стволу до вершины гирлянду новогодних лампочек, и включал ее перед тем как полезть на верх. Выглядело в темноте одинокое огромное дерево со светящейся по всему стволу гирляндой - просто сюрреалистически, но это я понял когда впервые включил ее, а потом в темноте слез и увидел это со стороны. А смысл этого был чисто практический. Посмотрев закат, я любил засиживаться на вершине до темноты, смотрел на то, как постепенно меняются цвета неба вплоть до наступления полной черноты. А потом понимал, что теперь мне надо будет проделать весь путь вниз в темноте. Брал с собой фонарики-налобники, каждый раз их ронял и опять полз вниз почти на ощупь. Вот для этого и была проведена гирлянда, впоследствии увенчанная к тому же светящейся в ночи над бескрайним лесом рождественской звездой.
7. Сцена
Каждая новая постройка в лесу становится требующим оформления арт-пространством. Так получилось и со сценой, необходимость которой назревала уже давно.Мы всегда сидели вокруг костра и джемовали, это было наше любимое времяпровождение. Но было не очень удобно, друг друга было плохо видно и слышно, инструменты было некуда поставить, только и смотри чтобы в твою гитару кто-то не наступил в темноте.
А именно это и произошло однажды с моей самой первой советской гитарой, привезенной еще из Москвы на память. Купленная году в 89-м аж за 25 рублей, во дворе у пацана по кличке Слон, она прошла через многое, и вместе со мной эмигрировала. Как гитара она была уже бесполезна, но я превратил ее в трех-струнку и играл на ней степные мелодии Чингис Хана. И в нее наступил мой приятель, проходивший у костра, в чем его нельзя обвинять, так как было темно и я сам положил ее так не подумав. Гитара была тут же на месте ритуально мной сожжена на костре, на минуту дав сидевшим вокруг людям последнюю волну тепла и света, а я плакал над ней как Хендрикс, сжигающий свою гитару на сцене Вудстока...
То есть сцена была построена для удобства, и чтобы просто было куда положить инструменты, не боясь также,что их раздавят бегающие вокруг костра дети. С детьми правда вышло совсем наоборот, со сцены их было теперь просто не утащить, ведь образовалась настоящая детская площадка с микрофоном и издающими разные звуки игрушками, да к тому же еще и хорошо освещенная. Правда, если ситуация совсем начинала выходить из-под контроля - можно было просто выключить над сценой свет и отключить микрофоны, и дети,как мотыльки,роящиеся у лампы, которая вдруг погасла - теряли интерес и разлетались.
Время бежит не то чтобы быстро, а как будто с каждым годом быстрее. Помню как мне сказали друзья: Ты живешь в лесу уже десять лет, надо сделать в этом году юбилейную тусовку! Десять лет... Огромная цифра! Я пытался осознать ее, и не мог. По моим собственным ощущениям прошло ну года четыре, ну может даже шесть, но никак не десять. И вот пока я это открытие обдумывал, глядь - а прошло-то уже четырнадцать!И вот наконец на пятнадцати-летие был у меня устроен Drum-and-Dance , было такое известное музыкальное мероприятие в Нью-Йорке, которое делал тогда мой друг,художник Юра Руденко. Там мы все собирались и джемили, народ под это танцевал и общался. А когда это сделали у меня - тут-то необходимость сцены и стала очевидной. Ровного места для музыкантов не было, был разложен ковер, на котором инструменты падали и было тесно,сцену явно надо было делать.
Ведь до этого праздники, изначально происходившие у меня в лесу, сцены просто не требовали. В первые годы мы красиво устраивали и Белтейн, и Масленницу и Ивана-Купалу, всегда с музыкой, но больше, наверно, было барабанов, а драм-серкл сцены не требует, тут как раз лучше сидеть вокруг костра.
И как только я построил сцену, постепенно на ней стало много чего происходить,не обязательно даже музыкального, получилась просто удобная платформа в лесу, на которой можно было рисовать, танцевать и делать все, что может придти в голову. Открыла сцену первым перформансом певица с оперным голосом Маша, очень натурально прокукарекав с нее. А официально благословил - гостивший у меня Герберт Моралес, он взошел на нее и проквакал так, как может по-моему только он и лягушки в моем прудике. Сцена постепенно заработала. На ней даже записали клип к песне Khaan группа Tenger Calvary.
Летом 2017го был интересный проект с Рушаной Бадретдиновой, замечательной художницей из Уфы, она нарисовала картины по мотивам моих песен, и это превратилось в целое действо, мы играли на сцене, а художники рисовали втроем коллективную картину. Совершенно случайно оказавшийся у меня в тот вечер питерский художник Кирилл Миллер (тот самый!), антуражно танцевал под мои песни, чем внес необходимый театральный элемент в происходящее.
А прошлым летом (2018) на 4-е июля произошел уже настоящий небольшой двухдневный фестиваль,названный моим другом и нашим новым соседом-помещиком Мишей Данилиным (группы Интерзона,MD and the Healers) - Indie-Day Fest, и мне кажется что это название надо оставить. Художники рисовали, музыканты играли,по всей территории много чего происходило.Я стараюсь каждый год на 4е июля что-то у себя устраивать если я дома, а не где-нибудь на Rainbow.Я называю этот викенд у себя "День Вне Зависимости", призывая приехавших провести это время на природе занимаясь творчеством и оставаясь трезвыми. Я работаю над освещением и оформлением сцены, в чем мне очень помогает наш цирковой артист и клоун Андрей,известный в узких и широких кругах как "Янсен".Это он сшил прекрасные занавеси и сделал лося с гитарой,неизменно присутствующего на всех концертах, и сцена сразу ожила. Янсен и другие мои друзья сильно влияют на происходящее у меня в лесу, чему я хочу посвятить отдельную небольшую главу своего опуса.
8. Трашн Арт, Сакральная Геометрия и картины на зеркалах.
Я всегда старался работать только с металлом или деревом как с материалами для своих лесных инсталляций. Но постепенно я зашел в некий творческий тупик. Уже несколько лет назад мы с друзьями совершили дерзкую героическую экспедицию в находившийся неподалеку заброшенный дом. Потолок в доме был провален внутрь, забраться можно было только в подвал и в пару комнат, в которых нашлось немало интересного. Я не мог пройти мимо старых телефонных аппаратов или радиоприемников шестидесятых годов, набирал и пластмассовые игрушки и старые журналы, брал иногда посуду. В бейсменте обнаружился целый кладезь старых инструментов, деталей, связок ключей и всевозможных шестеренок.Мы возились часа три, вынося все на улицу и складывая в кучу. Куча получилась внушительная. Рискуя попастся на глаза соседям, я подогнал машину, и все было вывезено за пару ходок. В Америке, даже если дом явно давно заброшен,он все равно - частная собственность, и если кто-то вызовет полицию - дело может кончится большими неприятностями, даже если всем понятно что ты не обычный вор, а вор с творческими амбициями. Я обожаю лазить по заброшкам и выносить оттуда все что смогу унести руками, но это надо делать очень осторожно.
Итак, у меня перед домом на лужайке возникла небольшая гора антуражного хлама. Я распихал его под прикрытие кустов у веранды и собирался занятся им следующим летом.Но следующим летом пошли другие проекты, закрутила гонка по фестивалям, и руки не дошли. Как не дошли они и летом следующего года, и следующего за ним. В кучу эту постепенно добавлялись очередные трофеи, но никакая работа не начиналась. Примерно в то время я и познакомился с Янсеном, который впечатлился моим участком и показал собственную инсталляцию - созданный им, как он называл "Диснейленд", построеный на участке нашего соседа, другого циркового артиста - Евгения Шварцмана, у которого он в то время периодически останавливался. Диснейленд Янсена был интересен, но несколько с другой чем у меня эстетикой, более эклектичной что-ли. Мы стали спорить и делиться своими соображениями на тему художественного хлама. Спорили в основном о материалах, он считал что использовать надо все, даже пластик, я не соглашался.На самом деле любой материал просто надо найти как использовать, и если это получается хорошо - то почему бы и нет? Помня, что выкинуть успеешь всегда, а сейчас - почему бы и не поэкспериментировать? Получалось, что сохранять надо практически все что к тебе приходит, со временем любая вещь найдет свое место и применение. Просто это надо систематизировать и держать насколько возможно в порядке, не превращая весь лес в сплошную хаотичную мастерскую.
Янсен доставал многие экспонаты с Нью-Йоркских свалок. Там, просто проезжая медленно вдоль улицы, можно было найти самые разнообразные вещи, просто выставленные на тротуар.Вскоре он стал привозить мне "подарки", которые стали заполнять постепенно сарай, место вокруг сарая, добавляться в мою кучу, которую я и без того обходил стороной уже несколько лет.
Cперва я стал сопротивляться, хотя видел что вещи, который он привозил - были определенно интересны, но я не мог понять куда и как я смогу их применить, и как они сочетаются с той эстетикой, которой я старался придерживаться. В конце концов, подумал я, пусть привозит, ведь все это за пару ходок можно будет, если что, легко вывезти на местную свалку. Материалы стали копиться, Янсен привез несколько сделанных им фигур-персонажей, простых, но очень живых, и я стал постепенно находить им места в лесу, и когда такой персонаж находил свое место - это выглядело как будто он всегда там должен был стоять. Я стал заказывать Янсену обращать внимание в городе на нужные мне материалы. Например большие зеркала, которые я расставляю по лесу. Я еще сам не совсем понимаю какого эффекта хочу добиться, но мне очень нравится с ними взаимодействовать, создаются какие-то неожиданные порталы в окружении природы. Лес заполнялся,но я не мог визуализировать для себя куда все это должно вести, я смотрел на разложенные на столах и даже систематизированные ,на сколько можно, детали из разных материалов и пугался их количества, ходя вокруг своей "мастерской" и не зная с чего начать.
Но если у тебя есть сцена - значит ты музыкант, а если есть мастерская - значит ты художник! И не надо бояться выходить за собственные привычные рамки, спрятаться в них обратно - всегда успеешь.
Янсен придумал называть нашу область творчества "Трашн Арт", совместя слова "Trash" и "Russian", мне понравилось,ведь таким образом определилось целое направление в искусстве! Но сдвинула мое сознание с мертвой точки недавняя поездка в Luna Parc, где художник, скульптор и ювелир Рикки Боскарино тоже живет внутри своего постоянно достраивающегося и трансформирующегося арт-проекта. Я был в разных интересных антуражных местах, но гуляя по Луна Парку возникало ощущение, что во многом у нас с его хозяином совпадает видение и вкус, что мы работаем с одинаковыми материалами, что многое из того что я вижу - по силам сделать и мне самому, а главное я понял, что как и говорил мне Янсен, надо собирать и применять самые разные материалы, даже если они кажутся пока совсем не применимыми. Но проходит время,делается что-то новое, и вдруг они оказываются как нельзя кстати.Вернулся я из Луна Парка очень вдохновленным.
Иногда ты сам не знаешь куда может повести тебя очередной эксперимент, но ведь в этом и есть движение. Например у меня накопилось довольно много зеркал, и я расставляю их постепенно по территории без всякой пока определенной системы. На летний фестиваль ко мне приехала художница Ольга Бо, и вдруг предложила рисовать во время выступлений на сцене вместо холстов -на зеркалах. Получившиеся в результате картины были необычными и яркими, сразу возникли идеи по дальнейшему превращению зеркал в лесную картинную галерею, только вот картины такие на зеркальной поверхности долго не сохраняются,зато можно будет наблюдать их постепенную трансформацию до полного изчезновения.
Мой друг Дмитрий Замилацкий- мастер по кусудамам и сакральной геометрии, по мимо нескольких других работ, соорудил у меня огромную фигуру-меркабу, которую в начале я тоже не знал куда поставить. Было найдено сперва место сзади дримкетчера в лесу. Но, походив вокруг нее какое-то время и смотря с разных сторон на то, как она сочетается и с самим дримкетчером, и с юртой, и с полянками вокруг - я решил перенести ее буквально на несколько шагов в сторону, ведь иногда незначительное перемещение объекта сразу ставит все по нужным местам.Но не просто перенести, а подвестить между деревьями, да так, чтобы ее можно было повернуть в воздухе на шарнире. Меркаба сразу визуально приобрела новое значение, и если делать подобные фигуры в дальнейшем, мне кажется они должны свободно висеть и иметь возможность поворачиваться к зрителю разными сторонами и гранями.
Замечательный резчик по дереву Валера вырезал из пня древнего деда-идола и напилил из поваленных во время урагана Сэнди сосен прекрасные скамейки для костра перед сценой, и место сразу преобразилось. Володя Рыжиков выточил у себя на заводе металлических пауков, сразу же нашедших свое место на большом дримкетчере, и силуэт головы индейца-ирокеза, тоже приделанный мною в своем правильном месте.
Я всегда смотрел на мой лес как на свой собственный арт-проект,свою "галерею". Но приезжающие сюда люди, часто серьезные мастера со своим творчеством, на многое вдохновляли меня, зачастую - на совершенно новые направления,которые я исследую до сих пор и конца этому не видно. В этом году будет двадцать лет моей лесной жизни, иногда мне кажется, что за это время можно было сделать гораздо больше, но я делаю все на своей скорости, и все идет своим чередом. Только время покажет, как будет дополняться и трансформироваться мой, как его назвали друзья, Волшебный Лес.