Аннотация: "Наша надежда - на якоре,на дне морском"
Б.С.Мосаков. Организация процесса обучения студентов строительных специальностей в условиях научно-технического прогресса. Белгород: БИЭИ,2002
Сергей Кутолин.
"О природе научно-технического прогресса" по проф.Б.С.Мосакову
Используя "треугольник идей" в концепциях Тойнби-Вернадский-Гумилев и не будучи согласным полностью ни с одной из указанных концепций, проф.Б.С.Мосаков делает попытку построения "природы научно-технического прогресса",опираясь на указанный треугольник идей.
Поэтому, естественно, в "Заключении" он приходит к выводу:
1."природа научно-технического прогресса сложнее, чем это трактуется с материалистической точки зрения".
Действительно, если ум не вмещает материалистической точки зрения на берегах реки научно технического прогресса, то премудрость смысла прогресса лежит за пределами материализма. Арнольд Джозеф Тойнби историю всего человечества уместил для начала на 21-ом блине цивилизаций в рамках своих догадок молока и вкуса, которые и по сей день не забыты любопытствующими: "жизненный порыв", "вызов творческого меньшинства", "варварская периферия", "творческая элита" et ctc. Просунув голову поглубже в трубу "научно-технического прогресса", проф.Б.С.Мосаков увидел что "творческие возможности, порывы общества зависят от ...наличия в обществе людей...,имеющих порывы, превышающие уровень "разумного эгоизма". А развитие общества по Тойнби идет через "мемесис", т.е. подражание. Это значит, что если при переходе стрелки трос коснулся путевого фонарного столба, который упал и повредил своим кронштейном голову наставника, наблюдавшего с тендера тягового паровоза за прицепной машиной ученика, то и ученик в дальнейшем не будет соблюдать надлежащих правил службы движения и эксплуатации, поскольку материализм в сознании учителя и ученика существует только как идея без его конкретного воплощения.
Отсюда вывод: или без материализма что-то плохо получается в практике научно-технического прогресса, или тойнбианство не может служить полноправной точкой отправления описания научно-технического прогресса,не используя идей материализма.
2.Л.Н.Гумилев,идеи которого об этносе использует проф.Б.С.Мосаков крайне интерсным путем прилагая их к "природе научно-технического прогресса", как известно пострадал и не только "за маму, и за папу", но и за самого себя, поскольку идею Вождя о национальном вопросе расширил аж до самого этноса, но как верно заметил еще Вл. С. Соловьев для готтентота "добро" -это, когда он украдет много коров, а "зло" - это, когда у него украдут",так что "дружба слов" в природе "научно-технического прогресса" отменяет всякие слова и всю премудрость смысла жизни,если исходить из идеи об этносе.
Отсюда вывод:Этнос Гумилева и природа научно-технического прогресса возможно и имеют какой-то смысл, но лишь в том случае, если связь между ними будет доказана методами статис-тического анализа в ряду двух, скажем, генеральных сводок: развитие этносаЫ число открытий и изобретений в какой-то заданной базе данных. В противном случае указанная точка зрения является лишь примером ценной натурфилософской идеи.
3."Первична технология-экономические показатели следственны" (стр.28 указанной работы). Это положение проф.Б.С.Мосакова, увы!, есть следствие его увлечения темой работы в духе Тойнби-Гумилева. И закон Джоуля, и закон Пруста, и открытие получения соды Лебланом, и открытие бертоллетовой соли Бертолее и пр., и пр. явились следствием экономических задач, которые решались в Англии, Франции, Испании.А вот тормозом как раз явился этнос, например,при изобреттении пулемета и парахода в эпоху Наполеона.
Отсюда вывод :Исходные посылки проф.Б.С.Мосакова необходимы при вскрытии природы научно-технического прогресса, но недостаточны, поскольку "труд" и "рефлексия" находятся за пределами идей Тойнби-Вернадского-Гумилева и экономически не увязываются в единство и борьбу противоположностей.
Работа проф.Б.С.Мосакова безусловна интересна свой полемичностью и при ее опубликовании вызовет самые разные разночтения, иллюстрируя "синдром саинтизма", имеющий место в обществе, где паровозы работают для посторонних людей.