Кузнец Сергей Васильевич: другие произведения.

Писатели Сергиева Посада: Сергей Тимофеевич Григорьев

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кузнец Сергей Васильевич (skuznec07@mail.ru)
  • Обновлено: 26/02/2009. 7k. Статистика.
  • Статья: Россия
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы. (А.Пушкин)


  •    Писатели Сергиева Посада: Сергей Тимофеевич Григорьев
      
       В нашем славном красочном городке Сергиев Посад, есть удивительная улица, а может и улочка под названием Валовая (от старинных слов: вал земли, укрепление). Она не просто улица, а почти музей, музей под открытым небом, осколок старого Лавровского Посада. Улица не длинна, не коротка, перемешана различными зданиями. На ней разместились: жилые пятиэтажки, магазины, банк, детский сад, есть городская баня. Ближе к центру города, улица понижается, притихает, приобретает истинный провинциальный вид: просторный, воздушный, одноэтажный. Связана она с именами великих писателей, поэтов России и Подмосковья: А.Куприна, И.Бабеля, А.Чикова. Сохранился на улице дом, угол Валовой и Шлякова, приземисто бочковатый, с широкими окнами, с коньковой крышей, с кустами сирени в палисаднике... Дом недавно горел, однако провидение уберегло его от огня. Мало кто знает, что дом ранее принадлежал детскому писателю Сергею Тимофеевичу Григорьеву.  "Молодой инженер путей сообщения прибыл на строительство железной дороги и остановился в деревне, в крестьянской избе. Хозяйские дети заинтересовались приезжим, в особенности, привезенной им круглой картонной коробкой, и однажды, когда старших не было дома, открыли ее и заглянули внутрь.
            Роскошный пушистый зверь, свернувшись, лежал в коробке. Его густой коричневый мех отливал, как на морозе, серебром. Но это был не зверь, а бобровая опушка парадной шапки инженера. Для детей первое впечатление - сильнейшее: оно делает личность инженера таинственной, приковывает к нему внимание ребят".
            Так умело заинтересовывает юного читателя в одной из своих повестей - "Революция на рельсах" - писатель Сергей Тимофеевич Григорьев. И это умение - стать для читателя сразу же интересным и держать его в напряжении до самого конца большой или малой книги - и есть основной писательский дар Григорьева.
            Его далекие предки были ямщиками на большом Петербургском тракте; дед был лоцманом на барках, ходивших по каналам и Ладожскому озеру; отец же - паровозным кочегаром, а потом - машинистом. Двадцать пять лет водил он пассажирские поезда.
            Родился Сергей Тимофеевич Григорьев в Сызрани в 1875 году. "На шестом году жизни я при содействии руки отца в первый раз сдвинул ручку регулятора и стронул паровоз, - писал он в автобиографии. - С тех пор я нежно люблю паровозы". И эту любовь к машине, к таинственному, блещущему медью и маслом, окутанному паром и послушному руке человека чуду, Григорьев принес в детскую литературу, принес в нее своевременный и нужный интерес к технике и труду.
            Очень помогло в этом писателю техническое образование. Детская увлеченность техникой не прошла, и его потянуло в Технологический институт; но занимательные рассказы отца об электротехническом заводе в Петербурге соблазнили Григорьева, и он поступил в Петербургский электротехнический институт. Учиться было трудно, так как в институте царил суровый, почти военный режим. Юный электротехник не выдержал, бросил учебу и, возвратившись на Волгу, провел там три года (1894 - 1897), работая то в Сызрани, то в Самаре, то в селе Печерском на Самарской луке.
            Но диплом инженера был нужен. И Сергей Тимофеевич опять поехал в столицу и вторично поступил в тот же институт, чтобы завершить образование. Однако, участие в студенческом движении и, возникшая весной 1901 года угроза ареста, заставили его, не закончив института, покинуть Петербург. И снова Григорьев в родных местах - там, где прошло его детство.
            В 1899 году он познакомился с Алексеем Максимовичем Горьким, печатавшим свои фельетоны в "Самарской газете". Сергей Тимофеевич под фамилией Патрашкин много писал в газетах того времени, был постоянным сотрудником петербургской газеты "День", публиковался в "Русской мысли", понемногу втянулся в художественную литературу.
            До 1917 года Григорьев жил во многих городах Поволжья. "Нанесенный на карту Российской империи, мой жизненный путь, - говорит в автобиографии Сергей Тимофеевич, - очень затейливо по ней петляет". А с 1922 года он прочно осел под Москвой, в Сергиевом Посаде, городе, переименованном затем в Загорск. В то время в Загорске жили писатели Михаил Пришвин, Алексей Кожевников, художник Владимир Фаворский. Григорьева окружали мастера знаменитых Сергиевских игрушек - резных и расписных петушков и баранов, медведей и лис. Переезд в Сергиев Посад для Сергея Тимофеевича был связан с потребностью общения с близкими по духу людьми. Сергей Тимофеевич считал себя верующим и православным. Еще до покупки дома, в двадцатых годах, когда он жил на Московской улице в доме Палкина, водил знакомство со всеми лаврскими монахами, и они постоянно у него бывали, дружил с отцом Павлом Флоренским. Все это не мешало ему интересоваться "живой церковью", "обновленцами", часто общался с епископом Антонином. Григорьев вместе со своей женой могли на память пропеть всю всенощную или литургию. Он редко куда выезжал из дома, но был полон жизни, любил людей, встречи с ними, всякий шум и разговоры. Самую большую комнату в своем доме он отвел для гостей, и, надо сказать, комната эта никогда не пустовала. Часто на ночь там устанавливали три-четыре раскладушки, и жизни, где разговоров было гораздо больше, чем во всем доме.  
            В подмосковном затишье Григорьев пишет свои первые детские произведения: рассказ о гражданской войне "Красный бакен" и повести "С мешком за смертью" и "Тайна Ани Гай" - о советских детях в голодные годы.
            В 1920 - 1930 гг. Григорьев создает несколько исторических повестей о прошлом нашей родины: "Берко-кантонист", "Флейтщик Фалалей" и "Мальчий бунт". Последняя повесть об участии детей в знаменитой забастовке на Орехово-Зуевской фабрике. Чтобы изобразить стачечное движение русских ткачей, писатель ездил туда и на месте собирал материал.
     Проблема мужества, героизма, незаметный переход от детской игры к настоящему подвигу - такова тема, разрабатываемая Григорьевым в его лучших исторических повестях: "Александр Суворов" и "Малахов курган".
            В плане игры поданы автором все знаменитые чудачества великого русского полководца - суворовские странности, хорошо понятные солдатской массе, и неожиданные для "сильных мира сего" поступки, в которых всегда проглядывают и народная мудрость, и тайный глубокий смысл.
     Повести "Александр Суворов" и "Малахов курган", написанные в предвоенные годы, полны глубокой веры в силы народа, его беззаветной любви к родной земле.
     "Диапазон таланта у вас широкий", - писал Максим Горький из Сорренто С. Григорьеву в 1926 году.
            И действительно, Григорьевым написано для детей и юношества около 40 книг - целая библиотека. Эта библиотека очень разнообразна: в ней есть повести и рассказы о гражданской войне, книги о природе и технике, военно-морские рассказы и, наконец, книги о славном прошлом нашей родины, о ее великих полководцах.С. Т. Григорьев был и остается одним из самых любимых юным читателем авторов. Он прожил большую жизнь (1875 - 1953) и всегда отлично знал то, о чем писал.
            "Окидывая взглядом свой жизненный путь, я с трепетом вижу, что был участником... событий на протяжении более половины столетия. И какого столетия!" - писал он в 1950 году, когда ему исполнилось семьдесят пять лет.
       С. КУЗНЕЦ
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кузнец Сергей Васильевич (skuznec07@mail.ru)
  • Обновлено: 26/02/2009. 7k. Статистика.
  • Статья: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка