Лакинский Евгений Борисович: другие произведения.

Краткая история Квебека

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 21/11/2005.
  • © Copyright Лакинский Евгений Борисович (lakinsky@hotmail.com)
  • Обновлено: 12/10/2004. 13k. Статистика.
  • Статья: Канада
  • Скачать FB2
  • Оценка: 6.45*26  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    - Ты, говорят, уезжать собрался? - спросили друзья. - А куда именно? - В Квебек, - ответил я.- А где это?- В Канаде.- Так ты, наверное, английский учишь...- Английский я знаю. Учу французский.- А французский зачем? В Канаде же по-английски говорят. И приходилось рассказывать всё сначала.

  •   Новая Франция
      
      Были времена, когда назвать Канаду "англоязычной" казалось странным. Канада была французской колонией. Кроме того Франции принадлежала долина Миссисипи, Миссури, Огайо. Имя "Новый Орлеан" говорит само за себя. Американский город Детройт - бывший французский форт Детруа ("detroit" означает "пролив"). Конечно, не вся современная Канада была французской. Только долина реки Сен-Лоран (современный Квебек), Новая Земля (Ньюфаундленд), Акади (сегодня - Новая Шотландия и Новый Брансвик) и остров Сен-Жан (теперь - Остров Принца Эдуарда). Ну и, конечно, берега Великих Озёр (Торонто, например, основано на месте французского форта Руйэ). Остальные территории Канады были попросту не освоены. Впрочем, на севере, по берегам Гудзонова залива примостилось несколько английских форпостов. В остальном же англичане осваивали побережье Атлантики. Их колонии вытянулись узкой полоской от Мэйна на севере, до Джорджии на юге.
      
    Англичане, однако, гораздо серьёзнее отнеслись к обустройству американских колоний. К середине 18-го века в Новой Англии было около полутора миллионов жителей, в то время, как во всей гигантской Новой Франции - не более 70 тысяч человек. Такой дисбаланс объяснялся просто. Климат в Канаде - более чем холодный. Ну а для выходцев из тёплой Франции он был невыносим. Поэтому иммигрировали сюда единицы. Да и из тех, многие погибали, не выдерживая суровых зим, другие - от рук индейцев. Канадские поселения росли медленно. Заселить долину Миссисипи также не представлялось возможным - слишком далеко.
      
      Ясно, что при таком перевесе в населении завоевание Англией французских колоний было лишь делом времени.
      
      Впрочем, не так-то это было просто. Проигрывая в числе, французы ни чуть не уступали англичанам в мужестве и в умении воевать. И в войнах с канадцами, англо-американцам приходилось не сладко.
      На стороне французов сражались и индейцы. Отношения с последними были почти идеальны. Колонистов в Новой Франции было немного, поэтому с аборигенами приходилось считаться. Французы научились ладить с индейцами. Индейцев воспринимали, как союзников, и с уважением относились к их обычаям. Часто случалось, что французы уходили жить к индейцам, принимали их культуру и стиль жизни, становясь (как тогда говорили) "белыми дикарями". Французские миссионеры старались обратить индейцев в христианство, а заодно и "цивилизовать" их. И не безуспешно. Одна из индейских монахинь была даже признана святой.
      
        Правда, с ирокезами поначалу вышло нехорошо. Французы были союзниками индейского племени гуронов. Ирокезы вели с гуронами войну. Французы решили помочь союзникам... и нажили себе смертельного врага. Ловкие и жестокие воины, ирокезы наносили Новой Франции огромный урон. Они убивали поселенцев, сжигали деревни и фермы, а однажды почти захватили город Квебек - столицу колонии. После двух франко-ирокезских войн противники решили, наконец, "зарыть томагавки". В 1701 году заключён Великий Монреальский Мир. На церемонии присутствовало 1300 индейских послов. С тех пор ирокезы стали верными союзниками канадцев. А когда 62 года спустя англичане наконец захватывают Новую Францию, ирокезы отказываются признать поражение и, под руководством вождя Понтиака, продолжают борьбу...
      
      Новую Францию захватили не сразу. В 1713 году, по Утрехтскому миру Франция теряет Ньюфаундлэнд и берега Гудзонова Залива. В 1749 году Англия захватывает Акади, переименовав её в Новую Шотландию. В Акади жило около 10 тысяч французских колонистов. В 1755 началась их принудительная депортация. Людей сажали на корабли и вывозили. Многие погибли в дороге... Лишь через 10 лет акадийцам разрешили вернуться домой.
      Но окончательный удар Новой Франции нанесла Семилетняя война. На первых порах канадцам сопутствовала удача. Французские солдаты, канадские ополченцы и индейцы наносили англичанам удар за ударом. Но силы были слишком неравны, а помощь из Франции не поступала. В 1759 году после 85 дней осады пал город Квебек. В 1760 году капитулировал Монреаль. В 1764 по Парижскому договору Канада отходит к Англии. Новая Франция исчезает с карты мира.
      
      Англичане в Канаде
      
      Захватив Канаду, протестантская Англия оказалась в непростой ситуации. В стране жило не менее 50 тысяч франкоязычных католиков. Ассимилировать их не было никакой возможности. Выселить - тоже: во-первых, их было слишком много, во-вторых, страна бы обезлюдела, в-третьих - началось бы восстание. А восстание в Канаде было совсем ни к чему: на юге уже шумели 13 колоний. Раньше американцы нуждались в помощи Англии, чтобы противостоять французам. Теперь Франция отступила, а американцы почувствовали себя победителями. Атмосфера наколялась. В этих условиях Англия решила не злить хотябы канадцев. В конце-концов за канадцами признают право говорить по-французски и исповедовать католичество, а также восстанавливают привычные для них французские законы. Это действует, и когда 13 колоной начинают сражаться за независимость, канадцы их не поддерживают. Американцы для них - такие же чужаки, как и англичане.
      
      Нужно заметить, что для людей того времени на первом месте были не языковые, а религиозные вопросы. Французы и канадцы были католиками, англичане и американцы - протестантами. И это углубляло конфликт между населением страны и её новыми хозяевами.
      
      Но вот отгремела Война за независимость, созданы Соединённые Штаты. Канада теряет долину реки Огайо и южные берега Великих Озёр, но остаётся британской колонией. В страну перебираются тысячи лоялистов - америнацев, сохранивших верность английской короне. Однако лучшие земли по берегам реки Сен-Лоран (от города Квебек до Монреаля) были уже заняты франко-канадцами. Поэтому большинство лоялистов селилось западнее, на ещё не освоенных землях. "Пришельцам" не нравилось ни католичество, ни французские законы. Очень скоро страну пришлось разделить на Нижнюю Канаду (современный Квебек) и Верхнюю (сегодня - провинция Онтарио). К западу от Верхней Канады простирались прерии. Там хозяйничала британская Компания Гудзонова Залива. Из "цивилизованных людей" там жили лишь франкоговорящие охотники-метисы католического вероисповедания.
      
      Англичане не прекращали попыток ассимилировать франко-канадцев. Английский был единственным оффициальным языком. На нём велось судопроизводство, на нём печаталась реклама и лучшие учебники, на нём были все вывески. Английский был рабочим языком во всех крупных и средних компаниях, на заводах и фабриках. На нём печаталась вся техническая документация. На английском же говорили почти все новые иммигранты (а кто не говорил - быстро выучивал; французским же себя не утруждали). В общем, оглядываясь назад, остаётся только удивляться, что французский язык вообще уцелел в Канаде. В том, что квебекцы сохранились, как народ и не утратили своего языка и корней, безусловная заслуга католической церкви.
      
      Католическая церковь
      
      После завоевания Канады англичанами многие дворяне, чиновники, коммерсанты и просто образованные люди вернулись во Францию. Получилось, что народ лишился почти всей своей элиты. Остались крестьяне... и священники. Следующие два века квебекское общество было скорее теократическим. Конечно, были гражданские власти, был парламент, суд... но в житейских делах последнее слово принадлежало кюре. Церковь предписывала хранить веру, традиции, язык, но и призывала к покорности. Она осуждала любые выступления против британского владычества. Это нравилось англичанам, и они не мешали церкви вести свою политику. А политика была простая: плодитесь и размножайтесь. Но будьте при этом добрыми христианами, ходите в церковь, берегите свою культуру.
      
      Если в семье было менее восьми детей, священник вызывал родителей на беседу и требовал "исправиться". Если родители не делали оргвыводов, семья не получала благословения. А это было страшное наказание, особенно в деревне, где все друг друга знают.
      
      Священники стояли у истоков многих важных начинаний. Университеты, колледжи, госпитали - всё это создавалось по инициативе церкви. Церковь способствовала заселению франко-канадцами новых земель. Прежде белые жили лишь по берегам Сен-Лорана. При содействии церкви были освоены обширные территории на севере, востоке и юге - рейон озера Сен-Жан, приморский край Гаспези, холмистая Эстри и многие другие уголки Квебека.
      
      Как-то я видел чёрно-белый фильм - не то 30х, не то 50х годов - как две капли воды похожий на старые советские фильмы. Та же техника, те же образы, похожие декорации, те же отношения между персонажами. Вот занесенная снегом тайга. В наскоро сколоченном деревянном бараке живут лесорубы. Они работают самоотверженно, героически. Им нелегко, и порой кажется, что легче все бросить и вернуться домой, но... они собирают последние силы и весело присвистывая выполняют "спущенный" компанией "план". И героями возвращаются домой. И вот торжественное собрание. На тырибуну поднимается молодой энергичный кюре. "То что вы сделали - это не только большой трудовой подвиг," - громко и отчетливо говорит кюре, - "Это еще и подвиг моральный! Вы показали себя настоящими христианами!".
      
      Тихая революция
      
      В 60е годы церкви опустели. В Квебеке началась так называемая "Тихая революция". Всего за несколько лет общество изменилось до неузнаваемости. Традиции были отброшены, религия отошла (в лучшем случае) на второй план. Послевоенное поколение не хотело жить по-старому. У людей появились машины, телевизоры. В моде была американская музыка и стиль жизни. Люди хотели жить "по-современному". В 1960 году к власти пришла Либеральная партия Квебека. "Времена меняются!" - был её лозунг. Образование и медицину вывели из подчинения церкви. Школы, колледжи и университеты стали светскими. Раньше лишь очень немногие могли получить высшее образование на французском. Теперь студентов стало больше, и даже очень небогатые люди могли учиться. По всему Квебеку открывались колледжи и университеты. Квебекское общество открывалось миру, выходило из 200-летней самоизоляции.
      
      Началась быстрая американизация общества. Упала рождаемость. Многие семьи были теперь бездетны, в других - по одному ребёнку. Общество стареет: пожилых людей больше, чем молодёжи. Отгремела сексуальная революция. Появились и окрепли феминистские движения.
      
      Равенство или независимость?
      
      Правление англичан всегда вызывало недовольство. По большей части скрытое. Участие Квебека в Канадской Конфедерации кажется многим квебекцам продолжением английского владычества. И действительно: большинство канадцев говорят по-английски, а французского не знают, а часто и знать не хотят. В одной стране живут два народа, абсолютно различных по культуре, менталитету и языку. Формально страна двуязычна, на деле - нет. Можно жить в Монреале, не зная ни слова по-французски: английский поймут во всех магазинах, с ним можно снять квартиру, найти высокооплачиваемую работу, есть двя англоязычных университета. А попробуйте-ка пожить в Торонто, в Ванкувере или в Калгари, владея только французским? Снять квартиру, сделать карьеру? Врядли у вас получится.
      
      Если вы - иностранец, такое несоответствие вас врядли заденет. Но если эта страна - ваша, если ваши предки живут здесь уже лет 300-400, если ваш родной язык французский? Есть над чем задуматься. Тем более, когда ежегодно в Канаду приезжает по 200 тысяч иммигрантов, большинство из которых выбирает английский. Даже поселившись в Монреале, и прожив там не один год, многие из них понятия не имеют о квебекской истории и культуре, ну а уж учить французский - задача непосильная и ненужная.
      
      Вот почему в конце 70х годов Квебек принял знаменитый Закон 101. Французский был объявлен единственным оффициальным языком. На нём - все вывески, все указатели. Английские школы зарезервированы только для "англоязычных" детей, то есть тех, чьи родители сами закончили английскую школу. По закону квебекцы и новые иммигранты отдают детей только во франкоязычные школы. Это - единственный способ сохранить свою культуру на англоязычном континенте.
       "Равенство или независимость" - давний лозунг квебекских патриотов. Теперь появились два других: "Два народа - две страны" и "Мы не хотим быть провинцией, как другие. Мы хотим быть страной, как другие". На референдуме 1995 года независимость поддержали 60% коренных квебекуа. Но дело в том, что из 7 миллионов жителей Квебека лишь 6 миллионов - "коренные", потомки колонистов Новой Франции. Ещё есть 500 тысяч "англо-квебекцев" и примерно столько же иммигрантов. Все англичане проголосовали против суверенитета, большинство иммигрантов - тоже (они-то ехали в Канаду, а не в Квебек). Предвидя это, федеральное правительство спешно дало гражданство 40 тысячам иммигрантов - и как раз столько голосов не хватило суверенистам для победы. Результаты референдума: 49% - за независимость, 51% - против. Но, как говорят суверенисты, "до следующего раза". Недавний опрос показал, что не меньше трети иммигрантов последних лет поддержали бы независимость. Посмотрим...
  • Комментарии: 4, последний от 21/11/2005.
  • © Copyright Лакинский Евгений Борисович (lakinsky@hotmail.com)
  • Обновлено: 12/10/2004. 13k. Статистика.
  • Статья: Канада
  • Оценка: 6.45*26  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка