Аннотация: 2001 год. Моя первая зима в Квебеке. Вечер. Темно. Тускло светят фонари. Я иду мимо школы. Узкий закуток: с одной стороны стена, с другой - сеткочный забор...
Когда-нибудь расскажу...
Есть много историй, которые я давно хотел рассказать здесь, но все никак не хватало времени. Вот, например... И следующая за ней.
2001 год. Моя первая зима в Квебеке. Вечер. Темно. Тускло светят фонари. Я иду мимо школы. Узкий закуток: с одной стороны стена, с другой - сеткочный забор. Прохожих кроме меня нет. Вокруг школы - широкая лужайка. Теперь она заснеженна и пустынна. Занятия в школе давно закончились - там тоже ни души.
Я иду спокойно: Канада, чего тут бояться?
Вдруг за спиной раздаются дикие крики. Оборачиваюсь. Прямо на меня несутся три здоровенных черных парня. Они агрессивно вопят. Один размахивает тяжелой тростью. Я прощаюсь с жизнью. Один, без оружия, прохожих нет, их трое. "Какая глупая смерть" - мелькнуло в голове. Надеюсь только подороже продать свою жизнь. Надежда слабая.
С чудовищной скоростью трое ребят проносятся в 5 сантиметрах от меня, добегают до невысокой лесенки и все с теми же воплями начинают играть во что-то среднее между лаптой и салочками. На меня даже внимания не обратили.
Перевожу дух и неловко улыбаюсь. Вот он - Монреаль. Шумный, многоцветный, многокультурный. Добро пожаловать к нам!
***
"Наши in Montreal".
Многие русскоговорящие монреальцы знают о Квебеке не больше, чем я о Полинезии. 400-летнюю историю этой страны они пересказывают просто и лаконично: "Тут жили каторжане и проститутки, а потом все захватили англичане". Не пойму, откуда они взяли этот бред: видимо перепутали Канаду с Австралией. Чтож, бывает. Новая Франция никогда не была местом массовых ссылок. Каторжан и проституток тут было не больше, чем везде. А селились в основном солдаты, крестьяне, отставные моряки, охотники и торговцы пушниной. То что реку Миссисиппи открыли французы, то что Новая Франция доходила до Мексиканского залива и включала в себя и Огайо и Миссури, то что после Завоевания официальным языком стал английский - все это кажется таким "монреальцам" нонсенсом. "А кто такой Дюплесси?" - спрашивают люди, которые уже три года в Квебеке. Услышав, что Дюплесси, это "квебекский Сталин" и что после его смерти началась "Тихая революция", они удивляются. Познания по истории страны глубоки. "А тут вот был такой Трюдо" - говорят наиболее сведущие.
Многие из них - граждане Канады. Большинство уже давно живет в Квебеке.
Девушка готовится к экзамену по гражданству. Вопрос, "Какая партия в вашей провинции находится у власти?" ставит ее в тупик. "Парти кебекуа"? - переспрашивает она - "Ну я кажется где-то слышала, что такая есть. А она что, у власти?". Замечу в скобках, что эта партия уже не менее 7 лет у власти. Активно борется за независимость. К ней можно относиться по разному, но не знать о ней стыдно. По крайней мере, для постоянного жителя нашей провинции.
Говорят, будто у Квебека нет истории. Что ж, ответьте мне тогда на вопрос: "Каковы причины восстания Патриотов и какую роль это восстание сыграло в формировании Канадской конфедерации?". Только не спрашивайте, что такое "восстание Патриотов".
- Канадцы - не такие как мы, они нас не понимают, а мы их.
- А ты часто общался с Канадцами?
- А я английский плохо знаю.
- А французский?
- А французского я совсем не знаю. Французский мне не нужен. Это же только здесь французский, а вот если к примеру поедешь в Торонто или в Штаты - так там же только английский. А здесь в Монреале теперь все по-французски пишут, так я теперь и не читаю. Зачем мне французский?
Диалог этот взят из реальной жизни. Ни одно слово не изменено.
Поговоришь с народом и не понимаешь, люди вообще в Канаде живут, или в Подмосковье?
Ясно, что нельзя изучить историю _всех_ стран мира. Ясно, что у нового иммигранта есть куда дел: 6ему бы жизнь устроить, а не по библиотекам ходить. Но все-таки, хоть элиментарное представление о стране иметь нужно. Если, конечно, вы в ней живете.
***
"Просто Мария"?
Как-то мне довелось пить кофе с мексиканкой из обеспеченной семьи (в Монреале всякое бывает). Поговорили о том о сем, и я упомянул, что знаю несколько мексиканских фильмов. Ну и перечислил "Просто Марию", "Дикую Розу", "Богатые тоже плачут" ну и прочие источники наших анекдотов. "Этот маразм?" - покривилась девушка из богатой семьи. Позже она пояснила: "Эти фильмы невероятно глупые. Сюжет один: бедная женщина становится богатой. И разные бедные женщины все это смотрят и представляют себя на месте героини. И мечтают тоже стать богатыми. И для этого играют в лотерею и теряют даже те деньги, что у них были".
Мексика - страна контрастов. Есть богатые, есть бедные, а среднего класса почти нет. Богатые живут неплохо. Бедные смотрят "Просто Марию", а потом просаживают свои копейки в лотерею. Чтобы "разбогатеть, как Мария". Печальная картина.
Вспомним начало 90х у нас. Бесконечные латиноамериканские сериалы. Народ припал к экранам. На экранах богатые плачут, прямо не выходя из лимузинов.
И на этом фоне - "МММ", "Хопер-инвест" и тп. и тп.
И нужны ли еще доказательства, что появление таких фильмов на наших экранах было частью гигантского лохотрона, направленного против своего же народа?
***
В духе времени
В Белом Доме - событие: исчезла стажерка. (С американскими стажерками вечно что-то происходит. То Клинтона соблазнят, то вообще исчезнут.) Разыскали сенатора, который с ней дружил. Проверили его на детекторе лжи. Не помогло. Не находится стажерка!
Фирма, где я прохожу стаж, тоже не остстает от времени. Даже обгоняет его. У нас, например, исчезли сразу два стажера! Причем бесследно!
Оба - гаитяне. Из соседнего колледжа. Пришли и попросились на стаж. Их взяли. Дали логин, пароль и задание. Первые несколько дней они регулярно появлялись на фирме и даже чего-то делали. А потом исчезли, не сказав ни слова. Даже записки не оставили. Сразу двое! Вот такая таинственная история.
Куда там Соединенным Штатам до нас!
***
Объяснительная записка нового монреальца
На днях я получил письмо от Димы Куликовского. Он сказал, что на этом сайте давно не было ничего нового (Как это ничего?! А картинка с корабликом что, не считается?! А флажок украинский?!).
Что я могу сказать в свое оправдание? Забегался. Замотался. Дел погорло.
Сегодня, например, сдал последний экзамен на курсах по С++ в универе. Результаты - на следующей неделе.
А в жизни по прежнему ничего не определено. По крайней мере, на данную минуту.
Что я могу написать? Что я могу сказать об этой стране, которой я еще не понимаю? Об этом народе, который я еще не знаю?
Всю зиму и часть весны я задавал себе вопросы. Анализируя свои наблюдения и впечатления, я пытался понять:
Квебекуа - какие они? (хорошие или плохие? умные или глупые? темные или просвещенные? общительные или закрытые?)
"Русские" - какие они?
Англоканадцы - какие они?
Украинцы - какие они?
Ну и так далее - в Монреале народов много.
И вот на днях, подведя итог всему увиденному и услышанному, я могу, наконец, поделиться с вами некоторыми выводами:
1) Квебекуа бывают разные
2) "Русские" бывают разные
3) Украинцы бывают разные
4) Черные бывают разные
5) И так далее
Более того, каждый человек, сам по себе, вывает очень разный. Иногда - душа-человек, а иногда - ну такая сволочь. А потом опять ангел. И все это - в диапазоне нескольких минут.
Монреаль как никакой другой город помогает излечиться от национальных предрассудков... и тут же преобрести новые. Потом излечиться от новых и вернуться к старым. И так далее.
Число хороших людей вокруг прямо пропорционально твоему настроению в данную минуту. Иногда - обратнопропорционально.
Впрочем, так и везде в мире. И в Одессе также.
Просто здесь впервые в жизни я оказался один на очень долгое время. Здесь приходится улаживать и решать массу вопросов, с которыми раньше и близко не сталкивался. И не с кем даже посоветоваться. Не то что поговорить по настоящему. В Одессе, при любом раскладе, всегда было несколько человек, которым можно было позвонить и сказать: "Пошли пить пиво!". Всегда были люди с которыми можно было поговорить, поделиться радостью или горем. Здесь таких людей у меня нет. Я один. Робинзон. Хозяин крошечного островка. Новых знакомых полно. Близких друзей нет.
Живу в 3 1/2 (в переводе с квебекского это означает: две комнаты + кухня + совмещенный санузел). В подвале немолодого уже дома. "Живу как Мастер и Маргарита" - сказал я одному своему знакомому. "Нет, - поправил тот, - ты живешь как Мастер без Маргариты". И был прав.
Квартире нехватает ремонта. Особенно окнам. По этому поводу ссорюсь с хозяйкой - пожилой иммигранткой из Западной Украины. Требую, чтобы починила окна до зимы. Она объясняет, сколько налогов платит за дом. От цифры мне становится невесело. Владеть домом в Монреале - явный мазохизм. Я ей сочувствую, но выбора нет. Окна никуда не годятся. И я начинаю давить. Она пугается. "Что ты делаешь? - говорит ее зять - у старушки уже руки дрожат". Чувствую себя Раскольниковым и полной свиньей. По утрам она молится в саду. Ей несладко, я знаю. Но и у меня выбора нет. Квартира начинена допотопным оборудованием - сантехника, отопление, окна - все устарело и прогнило. Нужен ремонт. Ремонт стоит денег. Их ни у кого нет. Дави-не дави, ничего тут не сделаешь.
Впрочем, окна она все-таки обещалась починить. Вот только разберется - кого из своих зятей об этом попросить.
Вот уже больше 10 месяцев, как я покинул Одессу. Вернуться не хочу, но иногда скучаю.
***
В одной из русскоязычных газет Монреаля прочитал рекламу некоей чревовещательницы. Она снимает сглаз и порчу. В качестве примера ее подвигов, приведена такая история. Парня лет 17 приворожила некая "невеста" (в тексте это слово исключительно в кавычках). Она выманила Беднягу из Монреаля в Москву и женила на себе. Помогали ей в этом московские колдуньи. Но тут вмешалась наша чревовещательница и навела порядок. "Невеста" от своих притязаний еще не отказалась, но "победа будет за нами".
Особенно понравилась фраза:
"Сам не понимая, что творит, Влад женился и в Монреаль вернулся чуть живой, резко похудевший"
***
Rusian бред
Недавно я купил хлеб. На этикетке было написано: "Rusian bread". Долго думал, что же это такое. Потом заметил французский вариант: "Pain russe". Присмотрелся - и правда: пекарня "Snowdon". Snowdon - "русский" район Монреаля.
А сейчас я ем хлеб под названием "Bulka". Это я не из ностальгии. Просто из множества мучных изделий выбираю то что, по моим представлениям, соответствует понятию "съедобный хлеб". А потом уже этикетки читаю.
В итальянском магазине есть "Kolbassa".
А еще я уже два дня ем мясное изделие, которое в супермаркете продается как польские сосиски.