Лернер Петр Михайлович: другие произведения.

Вайман Айзик Абрамович

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лернер Петр Михайлович (Lerner.peter@gmail.com)
  • Обновлено: 13/07/2012. 117k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  • Иллюстрации: 9 штук.
  •  Ваша оценка:


      
      
      
       Петр Лернер
      
      
      
       ВАЙМАН АЙЗИК АБРАМОВИЧ \
       К 90 - летию со дня рождения
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       ИЗРАИЛЬ - 2011
      
      
      
       ИЗ ЦИКЛА: "ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ В МОЕЙ ЖИЗНИ"
      
       ВАЙМАН, АЙЗИК АБРАМОВИЧ
       Родился 12 июля 1922 г. в городе Шепетовка,
       ныне Хмельницкой области, Украина.
      
       "Советский и российский востоковед, исследователь клинописи, предложивший дешифровку протошумерской письменности"
       Большая Советская Энциклопедия, Википедия и Wapedia.
      
       "Востоковед, специалист по шумеро-вавилонской письменности и математике, научный сотрудник отдела Востока Гос. Эрмитажа.
       Одним из первых представил материалы по этой проблеме. Сочинения: Длина окружности и площадь круга в др. Египетской математике. Вавилон, геометрич. рисунки пространств фигур. Шумеро-вавилонская математика 3 -1 тысячелетия до н.э. К расшифровке шумерского рисуночного письма. Дешифровка двух идеограмм протошумерской письменности.
       Российская Еврейская Энциклопедия.
      
       Ленинград. Шумерские письмена, начертанные на табличках пять тысяч лет назад, впервые заставил заговорить ленинградский
       востоковед А. Вайман. Газета "Правда" за 22 июня 1962 года.
      
       каждого большого открытия есть своё начало и продолжение.
       А.А. Вайману удалось прочесть более ста текстов, разобраться в календарных записях, установить различные системы счета в зависимости от объекта измерения.
       Пройдет еще немного времени - и книга "Хозяйственные тексты древнего Шумера" выйдет из печати.
       Каждая работа А. А. Ваймана - это глубокий интересный фундаментальный анализ доселе неизвестного" -
       А. Никитин, "Прочитаны древнейшие письмена". Журнал "Юность", N 3, 1964.
      
      
      
       Айзик Абрамович Вайман. Banshur69, April 25th, 2009:
       "Отшумела конференция на Восточном факультете. В работе секции Древнего Востока приняли участие почти все ведущие специалисты по ассириологии, живущие в Петербурге. Египтологов было значительно меньше (только два человека), но у них еще все впереди, потому что летом состоятся Перепелкинские чтения. Но есть в нашем городе один-единственный человек, который никогда не перешагнет порог университета. И не появится в Институте востоковедения. Он давно уже живет вне научного сообщества.
       Живет, работает в своем эрмитажном закутке и никого знать не хочет.
       Он один из немногих гениев, живущих в нашем городе. Да и на Земле можно найти немного аналогов. О нем не любят говорить, в списке известных ассириологов России не найдешь его фамилии. Но не существует ни одной западной работы по истории древней письменности, по истории Шумера, по истории науки на Древнем Востоке, которая обошлась бы без ссылок на короткие статьи этого человека. У него уникальная профессия - дешифровщик рисуночных текстов. Он делает то, чего не мог даже Дьяконов" http://banshur69.livejournal.com/52936.html
      
       "Продолжает работу по интерпретации протошумерских пиктограмм Айзик Абрамович Вайман - один из крупнейших дешифровщиков мира, которому человечество обязано знанием представлений древнейших шумеров о счислении времени".
       В.В.Емельянов, СПб,2002.
      
       Глубокоуважаемый Борис Александрович!
       Ученый совет Лен. отделения Института археологии единогласно принял решение о присвоении А.А. Вайману степени кандидата исторических наук за работу "Шумеро-вавилонская математика" и также единогласно постановил просить Ученый совет Института Археологии в Москве о присвоении ему ученой степени доктора исторических наук, таково же было мнение всех трех его оппонентов, а также и мнение руководимого мной отдела древнего Востока Института народов Азии и лично моё.
       А.А. Вайман - человек очень достойный, скромно и бескорыстно преданный науке и в течение многих лет работающий в Эрмитаже на окладе 80 руб., - сделал в науке о древнем Востоке крупнейшие открытия, как в области исторических наук, культуры, так и в области дешифровки ранее не поддававшихся объяснению шумерийских пиктографических письмен.
       И как человек и как ученый он, безусловно, заслуживает чести получить за свой труд не степень кандидата, а СТЕПЕНЬ ДОКТОРА.
       Поэтому Вы окажете мне особо личное внимание, если приложите все зависящие от Вас усилия для того, чтобы А.А. Вайман мог получить давно заслуженную степень доктора наук.
       Уважающий Вас академик
       Василий Васильевич Струве
       Ленинград 21 марта 1965 г.
       К кому же обратился Василий Васильевич Струве с призывом проявить гуманность по отношению к Вайману?
       Кто этот Борис Александрович и почему он сразу отказал великому ученому академику В.В.Струве в настоятельной, и по сути, сугубо личной просьбе?
       А обратился он к академику Борису Александровичу Рыбакову - директору Института археологии Академии наук СССР.
       Б.А. Рыбаков (1908 - 2001), Герой Соц. труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий.
       А вот одно из мнениий о нем в Википедии:
       "У этого, несомненно, талантливого и эрудированного ученого было несколько общих слабостей. Во-первых, он был не просто патриотом, русским националистом - ультра-патриотом - он был склонен пылко преувеличивать истинные успехи и преимущества русского народа во всем, ставя его выше всех соседних....
       Во-вторых, он практически не владел иностранными языками и почти не пользовался огромной зарубежной литературой.
       В-третьих, он придерживался распространенного в России предубеждения против специальной теории и методологии. Для него в исторических науках не существовало собственных методологических проблем.
       Он был убежден, что исследователю с головой на плечах и общим пониманием истории этого вполне достаточно для использования материалов всех нужных наук - археологии, этнографии, лингвистики и т. п.
       По сути, за пределами своей узкой специализации (ремесло древней Руси) он был эрудированным и воинствующим дилетантом" Л. С. Клейн. "Википедия", 1 октября 2010 г.
       Не по этой ли причине Юрию Валентиновичу Кнорозову за дешифровку письменности майя сразу присудили степень доктора наук, а Вайману отказали?
       "Доклад Ю.В. Кнорозова на защите диссертации на соискание степени кандидата исторических наук длился три минуты, после обсуждения ему единогласно была присуждена степень доктора исторических наук", а затем он стал Лауреатом Государственной премии СССР.
       Кнорозов, Юрий Валентинович. "Википедия", 20.12.2010
      
       Кто же он этот Вайман, каково его творческое наследие?
       Непосвященный читатель найдет в общих чертах ответ на этот вопрос в двух популярно изложенных статьях:
        -- А. Вайман "Расшифровка каждого отдельного знака нуждается в изобретении нового приема".
       Журнал "Наука и жизнь", 1977 год.
        -- А. Никитин "Прочитаны древнейшие письмена"
       Журнал "Юность", N 3, 1964 год.
       Обе эти статьи воспроизведены в конце этой книги.
      
       Это невероятно, что прошло уже более 80-ти лет, как я знаком с Айзиком. С человеком одержимым, мужественным, дружелюбным, добрым, настойчивым и целеустремленным, с сильно обостренным чувством правдолюбия. С ученым самостоятельного мышления, чей подвиг служения науке вызывал всеобщее восхищение.
       Он всю свою жизнь подвергался нескончаемым ударам судьбы и стойко переносил многочисленные напасти.
       Он вел изнурительную и чаще всего малоуспешную борьбу с многими тяжелейшими недугами.
       Умер единственный близкий ему человек - жена Нина Васильевна Тренина. Детей у них не было, и он остался один. Сейчас он полностью ослеп, и порой у него наблюдаются периодические провалы памяти.
       Он с каждым годом все более отдалялся от научной общественности и от коллег по работе. Отказывался давать интервью.
       Он не любил публиковать свои статьи, так как всегда считал, что это отнимает время от основного занятия - исследовательской работы.
       Несомненно, он понимал значение публикаций своих бесценных открытий, но он всё откладывал написание своей главной книги о знаках протоэламского письма, о секретах дешифровки и о самой системе построения знаков. Он стремился получить окончательное, бесспорное и всем очевидное подтверждение своей расшифровки, считая, что годы еще впереди, но судьба распорядилась по-своему.
       Очень хочется надеяться, что его архивы попадут к честным и добросовестным профессионалам.
      
       В начале февраля настоящего 2011 года в Интернете наталкиваюсь на статью от 25 апреля 2009 года (bansur69)
       "Айзик Абрамович Вайман". Читаю и глазам своим не верю: "На Западе многие думают, что Вайман давно умер. Но он жив, он продолжает работать, два года назад ему исполнилось 85 лет, и об этом вспомнили только несколько человек". Айзик жив!!
       Нахожу в интернете телефон Эрмитажа, трубку поднимает Жанна Леонидовна. Представляюсь. Спрашиваю, Айзик Вайман жив, он работает, есть у вас его телефон? - "Айзик Вайман жив, он уже на пенсии. Запишите, пожалуйста, телефон отдела кадров и попросите Галину Александровну". Звоню по указанному телефону.
       Подошла Галина Александровна и очень любезно и весьма обстоятельно рассказала всё, что она знает о Ваймане, и тут же продиктовала мне номер его домашнего телефона.
       Звоню. Подошла сиделка. Детально расспросила, кто звонит, и назвала телефон его племянницы Ольги Геннадиевны Чанышевой, внучки старшего брата Айзика - Евсея. Вспоминаю, что мы его звали Шика.
       Оля соединяет меня с Айзиком.
       Слышимость хорошая, но разговор никак не клеится. На все мои вопросы Айзик отвечает, не помню, либо, не понимаю, что ты спрашиваешь. На вопрос, помнит ли он меня, отвечает: - "Конечно, помню, где ты?" - Отвечаю: "В Израиле". Он подтверждает, что понял.
       К телефону подходит Оля. Диктует мне номер телефона своего отца в Израиле - племянника Айзика. Тут же связываюсь с Геннадием. Прошу его написать всё, что он знает об Айзике.
       Разговор с этим приятным и эрудированным человеком доставляет мне истинное наслаждение. Через несколько дней он присылает мне свои воспоминания, а еще через несколько дней - три изумительных портрета Айзика Ваймана, которые прислала ему его сестра Елена - племянница Айзика, также проживающая в Израиле.
       От него я узнаю номер телефона и второго племянника Айзика - Евгения (Жени). Звоню. Оказывается, он чаще всех остальных общался с Айзиком. Всё хорошо помнит. У него есть много семейных фотографий и последнее весьма обстоятельное письмо от Айзика, есть снимки клинописного текста, расшифрованного Айзиком. И всё это богатство он обещает мне вскоре переслать!
       Звоню в Шепетовку Фрейлихманам. Зиновий Ефимович Фрейлихман является релактором Шепетовской газеты "День за днем", его сын редактирует газету "Шепетовский вестник", а жена Розалия Зиновьевна, по специальности врач, возглавляет еврейскую общину Шепетовки "Тиква" (Надежда). Обращаюсь к ним с большой просьбой собрать какой-либо материал об Айзике и его семье.
       Через несколько дней опять им звоню. На проводе Розалия Зиновьевна: "К сожалению, абсолютно ничего не удалось разузнать о семье Вайманов. В Шепетовке их ровесников практически не осталось. Все удивлены тем, что о таком гении никто ничего не знает".
       Я сказал, что на днях сдаю книгу о Ваймане в печать и сразу им вышлю несколько экземпляров.
       Она заверила, что организует презентацию этой книги и
       вместе с мужем они опубликуют информацию о Ваймане в Шепетовских газетах.
      
       ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО ЮНОСТЬ.
       Мы родились в одном 1922 году, жили на одной улице, посещали один и тот же детский сад, вместе поступили в Шепетовскую школу N 1, все 10 лет занимались в одном классе и сидели за одной партой. Айзик все эти годы был круглый отличник. А по математике, геометрии и физике всегда занимал первые места на школьной, городской и областной олимпиадах.
       На занятиях по этим предметам он систематически предлагал альтернативные, и, как правило, более простые и рациональные варианты решения.
       Он ни разу не отказывался помочь отстающим ученикам, однако никогда не давал им списывать.
       В отличие от меня, он всегда был сосредоточен, не по возрасту серьезен, собран и целеустремлен.
       В статье о А.А.Ваймане от 25 апреля 2009 года, автор (banshur69) пишет: "Воевал. Был ранен, его ранение напоминает то, что было у Гердта: "колено-он-непреклоненный" (Гафт). Автор ошибся. Он не воевал, и с коленом у Ваймана было всё в порядке. Но одна нога у него была значительно короче другой с детства в результате врожденного дефекта. Однако, на этом факте следует остановиться особо.
       Айзик хромал очень сильно, что могло превратить жизнь любого подростка в трагедию. Но не Айзика. Он начал регулярные тренировки на различных спортивных снарядах. Посещал занятия по физкультуре. Соорудил дома турник, кольца, шест, канаты. Вскоре он превратился в настоящего атлета. Крутил "солнце" на турнике, поднимался по шесту и канату, мог сколько угодно отжиматься и ходить на вытянутых руках.
       В те годы большое значение придавали массовым военно-спортивным играм. Их старались приблизить к боевым действиям. В соревнованиях в военно-прикладных видах спорта принимали участие ученики различных школ. Эти игры в дальнейшем именовались "Зарница", "Орленок" и стали частью системы военной подготовки школьников в Советском Союзе.
       Как-то по заключению школьного врача Айзика Ваймана не допустили к участию в этих играх. Я помню, что врач ему говорил, что дело не в хромоте, а в очень высокой степени близорукости.
       Сейчас я понимаю, что врач опасался того, что при значительных физических нагрузках может произойти отслойка сетчатки. И этот всегда спокойный, уравновешенный, выдержанный ученик внезапно взорвался и даже надерзил врачу. По указанию директора школы Алексея Павловича Лавренко он был все же допущен к игре, включая и марш-бросок, и ориентацию на местности. Учения продолжались целые сутки и требовали немалых усилий.
       У некоторых наблюдались к концу учения радикулиты, обмороки и другие отклонения со стороны здоровья. Но и на сей раз Айзик по всем видам и показателям оказался в числе первых.
       Коньки. Любимыми видами спорта молодежи были санки, лыжи и коньки. Всеми ими активно занимался и Айзик. Но особенно ему нравились коньки. Помимо постоянного катка - замерзшей речки, - возникали и стихийные катки в различных низменных частях города.
       В то время было два вида коньков - детские "Снегурочки" и беговые. Я пользовался детскими, а Айзик беговыми. За редким исключением, все коньки были съемными, они, как правило, годились для любой обуви и обычно превышали её на два размера.
       Недалеко от школы работал сапожник "Ицхак-глухой". Так вот, он по просьбе Айзика привинтил к одному из его коньков деревянную колодку, которая полностью нивелировала укорочение ноги. Это стало первой и единственной для Айзика ортопедической обувью. Когда он появлялся на катке, ему не было равных, он буквально летал и выделывал невероятные пируэты.
       Велосипед. Мне отец ко дню рождения купил велосипед Пензенского завода, Айзику купили велосипед "Латвелу", который мне очень нравился. Он это заметил и великодушно предложил, чтобы мы пользовались нашими велосипедами поочередно.
       Однажды, когда мы выехали на прогулку, возле моего дома пьяный мужик опрокинул меня. Я упал, сломал нос, повредил руку и даже на какое-то время потерял сознание. Айзик самостоятельно внес меня в дом и по телефону вызвал скорую помощь. Когда он вышел, то обнаружил, что его велосипед кто-то похитил. Это сделал один из учеников нашей школы. Когда тот узнал, чей этот велосипед, он его сразу вернул и извинился.
       Уже с детства Айзик проявлял нетерпимость к грубости и несправедливости.
       У меня сохранилась фотография от 27 мая 1933 года, на ней запечатлен выпускной 4-й класс. Айзика на ней нет.
       А случилось вот что. Он уселся рядом со мной, но подошел наш классный руководитель и потребовал, чтобы Айзик пересел между двумя девочками. Предлог был вполне "гуманный", просто хотели всех отличников усадить в одном месте. Он отказался, учитель его грубо выдернул и силой пытался усадить на другое место. Айзик оказал сопротивление. Тогда учитель, не подумав, сказал, что он может уходить. Айзик сорвался с места и убежал. Его долго искали, но так и не нашли. Класс пришлось сфотографировать без круглого отличника.
       Как мы с Айзиком "ловили" самогонщиков.
       Учеников 9-го и 10-го классов изредка направляли в близлежащие от Шепетовки деревни, находить самогонщиков. Происходило это так. К 7-ми часам утра нас привозили в сельсовет, где раздавали адреса потенциальных самогонщиков. Участковый милиционер проводил инструктаж: " Ходить только вдвоем. Не садиться за стол, ничего не кушать и не пить. Предъявить хозяину дома удостоверение дружинника. Сразу приступить к осмотру дома и всех пристроек во дворе.
       Искать: самогонный аппарат, закваску и переписать всю имеющуюся посуду, примерно определив её объем.
       Так как в случае обнаружения на территории населенного пункта самогонщиков, прежде всего наказывали председателя сельсовета и участкового милиционера, естественно, что они к нашему приезду всегда успевали провести "ведомственную зачистку" и оповещение потенциальных самогонщиков, путем "случайной" утечки информации.
       Заходим в дом, нас с распростертыми объятиями встречает хозяин. Хозяйка накрывает стол (видно, что ждали), ставит бутылку "первача", сало, вареники и приглашает к столу. Мы, в соответствии с проведенным инструктажем, энергично отказываемся.
       Хозяин, как принято на Украине, начинает придуриваться и прикидываться простачком. "Неужели, - спрашивает он, - кто-то еще сейчас занимается этим антинародным делом?" Затем читает нам лекцию о вреде самогона и тяжелых последствиях пьянства.
       Вдруг Айзик его оборвал и обратился к нему с весьма необычной просьбой: "А нельзя ли нам у вас посидеть минут десять молча, а потом мы себе уйдем?". Я уверен, что хозяин мог ждать чего угодно, только не это. Он сразу умолк и прекратил паясничать. Не правда ли, здорово?!
       Ваймана отличала необычайная работоспособность, упорство, неторопливость, умение управлять собой даже в самых сложных обстоятельствах и обостренное чувство справедливости.
       Это был волевой, трезвомыслящий, доброжелательный и всегда спокойный человек.
       Моя мама когда-то преподавала в гимназии русский язык и литературу и была безукоризненно грамотна, она часто проверяла мои и Айзика домашние задания по русскому языку и литературе и всегда удивлялась неординарности и оригинальности его суждений о прочитанных книгах.
       Айзик помогал мне в подготовке уроков по физике, математике и геометрии.
       Очень часто преподаватель математики поручал Айзику
       проводить вместо себя занятия с отстающими учениками.
       Помню еще и такой случай. Я был учеником 9-го класса, когда в Шепетовской газете "Шлях Жовтня" ("Путь Октября") было напечатано мое первое в жизни стихотворение о гибели Валерия Чкалова. ("Ты был, Валерий, символом геройства"). Недалеко от дома Айзика находился газетный киоск; когда он проходил мимо, его окликнула знакомая киоскерша и сказала, что в сегодняшней газете напечатан стих его товарища Пети Лернера. Он тут же купил у нее все 14 экземпляров, находящиеся там газет и принес мне.
       Дружба с Судорогиным.
       Одной из достопримечательностей города Шепетовки был Судорогин. Маленький, тщедушный человек с невероятно громким басом. Когда напивался, он орал и изображал такие гримасы, что не только дети, но и взрослые переходили на другую сторону улицы. Он призывал всех к равенству и братству и грозил всем отступникам карой на том свете. Жил он рядом с домом Вайманов. Зачастую он сваливался прямо на улице и Айзик его либо усаживал на скамейку, либо в холодное время года, отвозил домой. Протрезвев, он всегда молчал и ни с кем, кроме Айзика, не общался.
       Я несколько раз вместе с Айзиком был у Судорогина дома и всегда поражался чистоте и порядку. У него была довольно большая библиотека старых книг и Айзик систематически ею пользовался. Айзика он называл Ваша Светлость и нам по секрету говорил, что он сын генерал-адъютанта и его отец служил в охране царской семьи, а родная тетка жила в Оренгбурге и всю свою жизнь боролась за отмену крепостного права в России.
       Мой отец, хорошо знавший Судорогина, мне как-то сказал, что он очень толковый человек и играет ненормального. После того как репрессировали всех его родственников, он запил, а затем "изобрел" такой способ мимикрии.
       Я помню, что отец заметил, что неспроста он называет Айзика Ваша Светлость, именно так только и называли младших детей императора. К другим этот титул обычно не применялся.
       После войны я посетил Шепетовку, и первого, кого я встретил возле нашего дома, был Судорогин. Он был совершенно трезв и адекватен и сразу меня узнал. Первый вопрос, который он мне задал, был, где Айзик, и попросил передать ему привет. Потом добавил: "глыба". Полагаю, точнее не определишь!
      
       Дорогой Петр!
       Посылаю обещанное.
       Вы можете любым образом использовать прилагаемый текст. В любом публикуемом тексте Вы можете ссылаться и можете не ссылаться на меня.
       Единственно против чего я возражаю - это против помещения моей фамилии на титульной странице. Объясню причину: мои и Ваши усилия по созданию книги об Айзике несопоставимы, смешно даже сравнивать. Включение меня в соавторы было бы несправедливо и неправильно.
       Не могу выразить глубину моей благодарности за то, что Вы решили написать о моем дяде, который действительно этого заслуживает.
       Что же касается книги о семье Вайман, то эта идея, по зрелом размышлении, представляется мне неудачной. А о чем собственно писать? Родился, учился, женился... Кому это интересно?
       Ваш Геннадий.
      
       Воспоминания о дяде Айзике - Ваймана Геннадия Евсеевича - сына его старшего брата Евсея (Иешуа) Абрамовича Ваймана
      
       Айзик Абрамович Вайман
       (иногда ошибочно пишут "Айзек" и "Вайнман")
      
       "Думаю, много из того, что я напишу, Вам известно точнее, чем мне.
       Во время войны Айзик эвакуировался в Армению, там поступил на физико-математический ф-т университета. По его словам, из-за сильно упавшего зрения успеваемость стала плохой, и он оставил учебу.
       Переехал в Ленинград и поступил на исторический ф-т. Ездил на раскопки на юг СССР (возможно, это было после окончания университета).
       Кажется, там, он познакомился с Борисом Борисовичем Пиотровским - академиком, директором Эрмитажа, - ставшим его научным руководителем, и, я думаю, покровителем, хотя отношения между ними были сложными.
       После окончания университета, при содействии видного ученого из института Востоковедения поступил на работу в Государственный Эрмитаж, в отдел востоковедения, где "дослужился" до должности старшего научного сотрудника.
       Первым большим научным достижением Айзика, насколько мне известно, стали результаты исследований по шумеро-вавилонской математике. Ему удалось воспроизвести, например, какими формулами пользовались шумеры при геометрических расчетах (земледельческих участков). Эти формулы были, конечно, приближенными, шумеры не могли знать точной формулы для площади круга, например, но пользовались выражениями, дававшими неплохую оценку. Впоследствии написал единственную свою книгу "Шумеро-вавилонская математика". Она же стала его кандидатской диссертацией. На защите оппоненты предложили ходатайствовать о присвоении докторской степени, но это не было осуществлено.
       Большим открытием была расшифровка так называемой протошумерской письменности. Оно вызвало также интерес широкой публики: была статья в журнале "Советский Cоюз" и сюжет в телепередаче ЦТ.
       Я видел статью о нем в Русско-Еврейской энциклопедии (есть такое издание о заметных евреях СССР).
       Научные статьи Айзика были опубликованы в издании Эрмитажа (не помню названия), в Академическом журнале (что-то вроде Исторический вестник АН СССР) и др. Что-то было переведено на иностранные языки, но не им самим. Он не уделял большого внимания издательской деятельности, так как его мозг все время был занят очередной научной проблемой или сногсшибательной, если так позволено выразиться, идеей, не обязательно относящейся к исторической науке. С возрастом эти идеи становились вызывающими, если не сказать сомнительными.
       Нельзя сказать, что делал он это на пустом месте - много читал, много покупал книг по различным дисциплинам. Например, у него была своя биологическая теория смеха. По его идее - смех является разрядкой организма, изготовившегося к действиям в необычной или опасной обстановке. Но ничего особенного не произошло, и требуется распрямить сжатую пружину, растратить мгновенно отмобилизованную энергию. Это распрямление и есть смех. Вот пример: человек бежит, пытается успеть на стоящий на остановке троллейбус. Но не успевает, троллейбус трогается. И человек смеется, а что здесь собственно, "смешного"?! Ничего не скажешь - очень остроумная теория, но вот верная ли?
       Была у него и оригинальнейшая теория, объясняющая возникновение религий, совершенно необычная. Мне, неизвестно почему (возможно, от недостатка знаний), она показалась абсолютно точной. Я пришел в восторг, когда он мне ее рассказал, но сейчас, вот беда, - забыл. А вдруг в ней было зерно истины? Жаль.
       Видимо, в последние годы активной деятельности его начало, что называется, "заносить", и то, что он предлагал тогда, вероятнее всего, неверно. Окружавшие его специалисты, например, скептически относились к его расшифровке протоэламских текстов, о которой он докладывал на научном семинаре Эрмитажа.
       Осенью 2003 года Айзик позвонил мне и сообщил, что у него обнаружен рак левого легкого. Затем последовала операция, блестяще проведенная крупнейшим пульмонологом северо-запада России профессором Петром Каземировичем Яблонским, долгий и мучительный послеоперационный период. С этого момента, вероятно, начался быстрый закат. Почти готовый машинописный вариант новой книги не превратился в типографский. Я помню, что у Айзика оставались сомнения в правильности результатов, содержавшихся в этой рукописи. Несмотря на то, что легко увлекался очередной новой идеей, он оставлял место самокритике и сомнениям, что говорит в его пользу, и совершенно не характерно для многочисленного племени псевдоизобретателей, которые всю жизнь носят свой "вечный двигатель" в кармане пиджака и сражаются за него без тени сомнений.
       Новый директор Эрмитажа, академик Михаил Борисович Пиотровский поддерживал традиции своего отца. Отношение к Айзику и другим старикам Эрмитажа всегда было благородным. По утрам и вечерам специальный микроавтобус забирал на работу и отвозил с работы тех, кто еще был в состоянии там появляться. Но я помню сотрудника, если не ошибаюсь, его звали Тигран Тигранович, которому было примерно 90; он появлялся на работе 2 раза в месяц, и его не отправляли насильно на пенсию - видимо, он работал дома.
       Отношение к Айзику в Эрмитаже было особо положительным. Сотрудники отдела Востоковедения помогали во время его болезни. Еще в период активной работы без всякого его участия, и даже без его ведома, Эрмитаж обеспечил ему весомую особую ежемесячную денежную выплату "За особые заслуги перед РСФСР".
       Отец Айзика, Абрам Борисович Вайман, мой дед, жил в Шепетовке, работал в лесном хозяйстве. Мать, Геня (Гиттл) умерла очень рано, оставив 3 детей. Абрам Борисович женился второй раз на Марии Израилевне (фамилию я никогда не знал). Моего отца, старшего брата Айзика, звали Евсей (Иешуа?), уменьшительно Шика. Младшая сестра Айзика, - Ида, моя тетя, живет сейчас в Нью-Йорке.
       В Ленинграде Айзик женился на Нине Васильевне Трениной, доброй, спокойной и уравновешенной женщине. К несчастью, она рано умерла (от диабета). Детей у них не было, и Айзик остался в Ленинграде почти совершенно один. После выезда из СССР сестры и племянников Айзика, в стране не осталось его близких родственников. К тому времени он приютил мою родную дочь, Ольгу Геннадиевну Чанышеву. Это дало ей возможность учиться в Ленинградском государственном университете на медицинском факультете и получить специальность врача. В течении 6-7 лет он обеспечивал ей полную финансовую поддержку. Ольга же помогала ему в бесконечных бытовых мелочах, скрашивала одиночество и следила за его здоровьем. В 82 она поставила ему нетипичный для этого возраста диагноз гангренозного аппендицита, позднее помогла своевременно выявить рак легкого. Оба заболевания были успешно вылечены оперативным путем. Чтобы как можно дольше сохранить зрение, в течение 10 лет были проведены несколько микрохирургических операций. Нужно сказать, что Айзик обладал непростым характером, и, временами, общаться с ним и лечить его было трудно.
       В настоящее время Айзик живет в Санкт-Петербурге в своей квартире, под круглосуточным наблюдением квалифицированной сиделки, обеспечиваемой Ольгой. Он потерял зрение и страдает обширными провалами памяти из-за склероза мозга".
      
      
       0x01 graphic
      
       Письмо А.А. Ваймана своему племяннику Абрамовичу Евгению Израилевичу
      
      
       Встреча в Ленинграде.
       В один из приездов в Ленинград я позвонил на квартиру Айзику и попросил пригласить его к телефону. Приятный женский голос мне сообщил, что Вайман сейчас
       очень занят и просит узнать, кто звонит и по какому поводу.
       Я представился. Подождите, пожалуйста, Айзик сейчас возьмет трубку. "Петя, здравствуй. Ты в Ленинграде? Немедленно приезжай, мы тебя с Ниной ждем".
       Квартира Айзика располагалась в здании Эрмитажа по улице Халтурина, бывшая Миллионная, (сейчас улице возвращено первоначальное название).
       Я зашел под арку, попал в общий двор. Нашел дом и типичную ленинградскую коммунальную квартиру. Длинный коридор, две маленькие комнаты, общая кухня, общий туалет, на унитазе, которого сохранился...герб Российской империи. Почти отсутствует мебель. В одной комнате кровать, во второй диван. Импровизированный, весь заваленный книгами, стол. Книги везде: на подоконниках, на полу, на спинке старомодного дивана и на узком фанерном шкафу без одной створки.
       Во всей коммунальной квартире проживают четыре семьи. Приятные, открытые, приветливые лица.
       До революции в этих квартирах проживал обслуживающий персонал Зимнего дворца. Кстати, там же была и трехкомнатная квартира самого директора Государственного Эрмитажа, академика Бориса Борисовича Пиотровского.
       Нина Васильевна поставила на стол винегрет, разогрела на сковородке банку говяжьей тушенки, открыла банку шпрот и подала, покрытый марлей, кувшин с очень вкусным напитком чайного гриба.
       Ближе к полуночи Нина Васильвна извинилась, что ей рано нужно на работу и пошла спать. Если я не ошибаюсь, она мне сказала, что работает на известном в Ленинграде Кировском заводе.
       Засиделись мы с Айзиком далеко за полночь. Вспоминали школу, общих друзей, родных и близких. Потом Айзик мне в общих чертах рассказал о своей работе. Он несколько раз повторял, что хочет составить такой справочник, чтобы каждый мог прочесть (как сейчас говорят, дешифровать) любой клинописный текст. Помню, что он особенно тепло отзывался о Василии Васильевиче Струве и сокрушался о том, что между ним и другим его учителем Игорем Михайловичем Дьяконовым сильно разладились отношения. "Лишь у меня дома они всегда вместе" - сказал он, указав на рядом лежавшие книги этих ученых.
       Жаловался он только на то, что в последнее время у него сильно ухудшилось зрение.
       Постелили мне на диване, предварительно освободив его от книг, папок и многочисленных рукописей.
       Утром он проводил меня до автобуса, мы расцеловались.
       С тех пор мы больше не виделись.
       Меня дезинформировали, что его уже нет. Значит, жить ему долго. Дай Бог!
      
       ШЕПЕТОВКА
       "Ну его к черту! - с неожиданной злостью сказал Остап. - Всё это выдумка, нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет, ничего нет. И вообще последний город - это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана" (И. Ильф, Е.Петров "Золотой теленок")
      
       Шепетовка (по укр.- Шепетiвка) в 1930 году стала центром Шепетовского района Винницкой области.
       В 1937 году вошла в состав Каменец-Подольской области, а с 1954 года - в состав Хмельницкой.
       В период с 1921 по 1939 год Шепетовка официально считалась пограничным городом, так как граница между СССР и Польшей проходила по Збручу.
       Первые упоминания о Шепетовке появились в 1594 году, как о населенном пункте, принадлежавшем князю Ивану Заславскому.
       Впоследствии (конец 17 века) Шепетовка перешла в собственность магнатов Любомирских, а с 1703 года - Сангушко.
       В 1923 голу Шепетовка получает статус города.
       В этом же году был образован, граничивший на юго-востоке с Шепетовским, самостоятельный Староконстантиновский район.
       Там 22 апреля 1892 года родился мой отец Лернер Михаил Давидович (Мейлех бен Дувид). Умер 22 апреля 1983 г.
       Он вместе с Абрамом Вайманом, отцом Айзика, еще успел поработать в Шепетовском лесхозе. Директором лесхоза был Бовт. Вскоре моего папу арестовали и поместили в известную киевскую тюрьму Лукьяновку, где он сидел в одной камере с классиком украинской поэзии Максимом Фаддеевичем Рыльским. Кстати, по рассказу папы, в той же камере когда-то родился Александр Александрович Богомолец, впоследствии Президент Академии Наук Украины. Освободили моего папу в 1934 году. Но это уже отдельная история.
       Хорошо помню, что у нас дома мама Айзика и Бат-Шева Бейн помогали моей маме собирать и упаковывать передачи моему папе.
       В Староконстантинове располагался крупный военный аэродром, его немцы бомбили уже в первый день войны.
       Из достопримечательностей следует отметить там старый (средневековый) замок. Он был построен еще при князе Константине в середине ХVI века.
       Шепетовка хранит следы всех древних культур. На её окраинах были обнаружены места стоянок первобытных людей эпохи позднего палеолита и мезолита, а также нового каменного века (неолита). По данным археологов, уже приблизительно тринадцать тысяч лет тому назад тут уже были поселения.
       При раскопках, проведенных с 1957 по 1963 годы под руководством известного археолога М.И. Каргера, нашли
       кованные, лопаты, серпы, жернова, зубила, молотки, ножницы, напильники, что свидетельствует о весьма высоком уровне обработки металла уже в 12-13 столетии.
       Кстати, Михаил Константинович Каргер, специалист по археологии и истории древнерусской культуры, окончил Петроградский университет и был профессором на том же
       факультете, где занимался Айзик Вайман.
       В 1241 году на Русские земли напали татаро-монгольские орды, сжигая и уничтожая всё на своем пути и чиня кровавую расправу над населением. Целое столетие продолжалось татарско-монгольское иго.
       Во второй половине 14-го столетия Волынь захватили литовские феодалы. Они тоже грабили подневольный край и нещадно эксплуатировали местное население.
       Еще большие притеснения стало испытывать население Шепетовки после так называемой Люблянской унии 1569 года, когда Литва объединилась с Польшей, в результате чего возникло федеральное государство Речь Посполитова.
       На захваченных землях было создано Волынское воеводство с центром во Владимире-Волынском.
       В конце 16-го столетия Шепетовка обрела Магдебургское
       право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм.
       Это привело к оживлению и развитию торговли, появлению многих ремесел, к объединению их в цеха, оживилась торговля, увеличился приток населения.
       В 1793 году начался новый передел Польши и Шепетовка в составе Волыни отошла к России. Согласно царскому указу от 1797 года она была отнесена к Изяславскому уезду Волынской губернии.
       В 1859 году Шепетовка переходит во владения Потоцких.
       В 1861 году в связи с отменой крепостного права началась распродажа земель по кабальным ценам, что приводило к многочисленным протестам и бунтам населения.
       В декабре 1917 года в Шепетовке была провозглашена Советская власть, однако уже через несколько дней Шепетовку захватили войска Временного правительства.
       В январе 1918 года в Шепетовку вступили части 7-й и 11-й революционных армий.
       Вскоре Шепетовку оккупировали австро-немецкие интервенты, под их прикрытием возвращается поручик царской армии, сын Потоцкого.
       На всё население была наложена огромная контрибуция.
       В конце 1918 года Шепетовку захватили войска так называемой петлюровской Директории и начались расправы и погромы.
       7 мая 1919 года Шепетовка была освобождена от петлюровцев войсками 1-й и 2-й украинских советскиих дивизий.
       К концу года Шепетовку захватили польские легионеры. Они ликвидировали петлюровские органы управления и установили свою власть. Начались жестокие расправы над всеми нелояльными.
       В Шепетовке располагался штаб 13-й польской пехотной дивизии. Это была жестокая карательная дивизия. Она свозила в Шепетовку из разных мест заключенных и по решению военно-полевого суда приговаривала их к расстрелу.
       Очевидица одной из таких экзекуций латвийская журналистка Гунта Страумане описала следующий эпизод. Привожу сделанный мною перевод с украинского текста: "Смерть подпольщицы Ганны Нисензон стала легендой. Ганна знала несколько языков и все время, пока её вели к месту казни, громко пела революционные песни на русском, польском и украинском языке и бросала слова
       проклятия в лицо оккупантам. Озверевшие белополяки вначале стреляли ей в ноги, но она не замолкала. Потом ей стреляли в живот, грудь, но она продолжала петь. Создавалось впечатление, что свинцовые пули не могут её
       убить. Белополяков охватила паника. И только тогда, когда в тело Ганны впились десятки пуль, она замертво повисла на веревках".
       В романе" "Как закалялась сталь" Николай Островский в сцене смерти Вали Брузжак как раз и отразил последние дни жизни Ганны Нисевич. (Анатолий Гула, 1973).
       1 июля 1920 года войсками 45-й стрелковой дивизии под командованием Й.Е. Якира польские легионеры были разгромлены и вынуждены были покинуть Шепетовку.
       К началу войны в Шепетовке функционировало 7 школ (4-средние, 2 семилетки и одна начальная), в которых занималось 2090 учеников. Их обучали 85 педагогов.
       Была развернута больница на 310 коек, с пятью отделениями. Три поликлиники, две детские консультации и две амбулатории, пять здравпунктов на предприятиях, водолечебница.
       4 июля 1941 года фашистские войска заняли Шепетовку.
       За два дня до этого я успел приехать домой из Винницы, где занимался в медицинском институте, чтобы забрать бабушку и дедушку и вместе с ними добраться до Бердичева, где жила семья папиной сестры - Иты (по мужу Марк).
       Родителей я уже не застал. Бабушка Нехама Ароновна Лернер и дедушка Дувид Пинхасович Лернер наотрез отказались от эвакуации.
       Мой дедушка недавно был прооперирован по поводу рака прямой кишки, был очень слаб и, вполне оправданно, полагал, что не перенесет все тяготы переезда. Как и многие, помнившие прежних немцев, он считал, что их никто не тронет.
       Кроме того, ему, очевидно, трудно было расстаться со своим большим собственным домом и размеренным укладом жизни.
       Уже буквально с первых дней оккупации фашисты без суда и следствия расстреливали целые семьи, не щадя женщин, детей и стариков. В центральной части города они создали гетто, куда согнали всё еврейское население перед началом его полного уничтожения. Оттуда их увозили на расстрел. Особенно зверствовал палач Ковалевский. В этом гетто находились и мои дорогие бабушка и дедушка.
       В январе 1942 года началась отправка парней и девушек на каторгу в Германию. Вначале их сгоняли в помещении школы, которую я окончил, и оттуда под конвоем отвозили на станцию и грузили в товарные вагоны. Всего было вывезено 1682 человека.
       На окраине Шепетовки был размещен лагерь для военнопленных. Почти 20 тысяч человек там было заморено голодом, замучено и застрелено.
       11 февраля 1944 года Шепетовка была освобождена от фашистской оккупации.
       Несколько слов о нашем с Айзиком родном городе. Шепетовку по праву можно назвать типичным местечком с очень высоким процентом еврейского населения.
       Здесь жили и трудились известные ученые-талмудисты, писатель Цви Прейгерзон (1900 - 1969), еврейский поэт Авраам Шленский (1900 - 1973). Это он написал о Шепетовке: "Пыльный, грязный город, здесь я обрел трепет еврейской души".
       Здесь писал свой роман "Переяславская рада" -еврейский писатель Натан Самойлович Рыбак (1913-1978).
       Здесь же родились поэтесса Александра Полянская, известный художник Островский и хорошо знакомый нашей семье поэт Иосиф Бейн ( родился 23 июня 1934 г.).
       Итак, о Бейнах. Мой отец Мейлах Лернер дружил с Залманом Бейном, а моя мама с его женой Бат Шевой Гитман. Кстати и имя моей мамы тоже было Бат Шева (Вейцман).
       Бывал у нас дома и рыжий Иосиф и две его сестры. Залман, как и мой отец, работал на железной дороге. Мною приводится фотография моего отца (1923 год), где на его форменной фуражке отчетливо видна эмблема железнодорожника. Возможно, у Вайманов или Бейнов сохранилась также фотография, на которой были сфотографированы мой отец, Залман Бейн и Абрам Борисович Вайман. Я хорошо запомнил эту фотографию, так как она висела в папиной комнате над его письменным столом.
       Залман Бейн оказался настоящим провидцем и буквально за неделю до начала войны выгодно продал свой дом и со всей семьей уехал из Шепетовки куда-то в Россию.
       После эвакуации мы ничего не знали о судьбе Залмана Бейна и его семье. Однако мы дружили с их дальними родственниками.
       Во время войны у нас дома в Самарканде какое-то время жила необычайно милая, приятная и всегда ласковая Зоя Бейн. Она впоследствии вышла замуж за любимца учеников, преподавателя математики Шепетовской школы N 1 -Гольдштейна Иосифа Исааковича. Сейчас её семья живет в Америке.
       Вчера Зоина дочь - Софа Бар прислала мне статью из Шепетовской газеты о семидесятилетнем юбилее нашей школы, которую я полностью включил в эту книгу.
       А сейчас несколько слов о втором Шепетовском вундеркинде - известном и всеми признанном поэте Иосифе Бейне. О нем восторженно отзывались Илья Эренбург, Павел Антокольский, Иосиф Бродский и другие известные поэты и прозаики. Он является лауреатом многих литературных премий. В том числе премии имени Голды Меир и "Серебряный стрелец".
       Бейн живет и продолжает писать свои замечательные стихи в Хайфе уже почти сорок лет.
       Поэта не миновала страшная беда, он потерял любимую жену Нину Истомину и совершенно ослеп. И с ним случилось точно то же, что с его гениальным земляком Айзиком Вайманом.
       Буквально несколько дней тому назад в статье: "Актеры советского и российского кино" я прочел один эпизод из жизни моего любимого актера Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Так как в нем упоминается город Шепетовка, я решил его здесь частично привести:
       "...в одном из боев под Житомиром Смоктуновский был захвачен в плен. Условия в немецком лагере для военнопленных были нечеловеческими, и он прекрасно знал, что за попытку к бегству полагается немедленный расстрел". Дальше следует описание самого побега. Помог ему спастись один солдат. Смоктуновский до конца жизни вспоминает этого солдата. У деревни Дмитриевка его, умирающего от истощения, подобрала старушка-украинка. Далее Смоктуновский пишет: "Разве я могу забыть семью Шевчуков, которая укрывала меня после побега из плена? Баба Вася давно умерла, а её дочь Ониська до сих пор живет в Шепетовке, и эти дорогие душевные люди, буквально спасшие меня, бывают у нас, и мы всегда их радушно принимаем".
      

    ЭВРИКА

    (Комментарии)

       В Советском Союзе всегда особо востребованной была серия научно-популярных и научно-публицистических книг "Эврика". Там в интересной и доступной форме излагались наиболее актуальные материалы о важнейших достижениях науки и техники.
       Когда я приступил к изложению своих воспоминаний об Айзике Ваймане и начал знакомиться с его публикациями, я понял, что мне не обойтись без беглого ознакомления с научным наследием по этой проблеме в целом. Так я незаметно втянулся в это увлекательное занятие, потратив на него немало времени. О чем, естественно, совсем не сожалею.
       Прежде всего, я обнаружил поразительное сходство в характере и упорстве между великим французским историком и египтологом Жан-Франсуа Шампольоном и Айзиком Вайманом.
       Рассказывают такую историю. В 1799 году офицер Наполеоновской армии обнаружил черную базальтовую плиту с таинственными письменами (Розеттский камень).
       Многие известные ученые: француз Де-Саси, швед Окерблад, англични Юнг годами безуспешно пытались расшифровать эту надпись. Лишь через двадцать три года она была полностью прочитана Жаном-Франсуа Шампольоном. После этого научились читать иероглифы, и фактически началось развитие египтологии как самостоятельной науки.
       Символично, что в 1922 году (год рождения Ваймана) по
       инициативе молодого тогда ученого Василия Васильевича Струве был созван Первый съезд египтологов.
       Говоря о роли Шампольона, Струве писал: "взошло... солнце науки над мертвыми и загадочными руинами великой цивилизации". Не потому ли Струве, обнаружив явное сходство между этими двумя гениями, всегда так доброжелательно относился к Айзику Вайману? И это несмотря на то, что Струве знал, что фактически первым учителем Ваймана был востоковед Дьяконов Игорь Михайлович, а между Струве и Дьяконовым, всегда были очень натянутые отношения, которые переросли в неприкрытую вражду и противостояние.
       Об этом мне рассказал сам Айзик, а также мой друг и талантливый ученый, заведующий кафедрой истории Самаркандского университета Мавлон Адылович Игамбердыев, автор двух книг об Иране. Его вдова Бася Абрамовна Грозман живет на севере Израиля, (город Кармиель), а сын Тимур - в Америке.
       Письмо сына Мавлона Игамбердыева - Тимура Мавлоновича - из Америки от 14 февраля 2011 года:
       "Здравствуйте ещё раз, Пётр Михайлович!
       Диссертация папина у меня где-то есть, все собираюсь ее прочитать, никак руки не доходят. Его тема - история Российско-Персидских отношений в первой трети XIX века. Что же касается Гафурова, то "Таджики" с его автографом стоят у меня на почетном месте. Мне довелось дважды побывать в его кабинете - один раз, когда ИВАН еще находился в Армянском переулке, а второй раз уже на Ждановской. Лет мне было тогда немного (в первый раз где-то 10, ну и в другой раз не намного больше), и помню я это довольно смутно.
       Говорили они по-таджикски, которого я тогда не понимал совсем (теперь не совсем). Я помню, что мы привозили в подарок мешок ранних дынь (сорт, как Вы наверняка помните, называется Гандаляк).
       Гафуров организовывал нам размещение в гостинице "Москва", которая для меня до сих пор ассоциируется с запахом этих дынь. Увы, - гостиницы этой больше нет. Еще я помню, что у нас в кооперативном институте заочно учился какой-то племянник Гафурова - колоритный породистый таджик высоченного роста, со шрамом на лице.
       Студент он, скорее всего, был нерадивый (или просто не хотел платить?), но во время сессий все время ошивался у нас, полагаю, папа помогал ему со сдачей экзаменов. Вот, по большому счету, и все. Обнимаю. Тимур".
       Мавлон Адылович Игамбердыев мне много рассказывал о своей дружбе с академиком Бободжоном Гафуровичем Гафуровым, бывшим первым секретарем ЦК КП Таджикистана, а с 1956 года - директором института востоковедения АН СССР. У него были тесные творческие связи с братьями Дьяконовыми.
       Мавлон Адылович лично знал Игоря Михайловича Дьяконова и его родного брата Михаила Михайловича. Оба брата были известными иранистами.
       В частности, в 1956 году Игорь Михайлович издал монографию "История Мидии", посвященную истории и археологии Междуречья и северо-западного Ирана.
       В 1960 году в Москве состоялся 25-й Международный конгресс востоковедов. Я в это время находился в Москве.
       Айзика Ваймана почему-то на этом конгрессе не было.
       После смерти Струве единственным доктором наук в области ассириологии остался И.М.Дьяконов.
       Характерно, что, несмотря на непримиримую вражду между Струве и Дьяконовым, они оба не изменили своего доброго отношения к Айзику Вайману, так как он всегда находился вдали от всяких интриг и был всецело занят научно - исследовательской работой. Полагаю, что у Айзика никогда не было и не могло быть личных недругов.
      
       После ознакомления с основными представлениями по истории, развитию древней письменности, истории Шумера и с научным наследием Айзика Ваймана, стала очевидной необходимость в общих чертах изложить суть этой проблемы в целом.
       При перечислении избранных трудов Айзика Ваймана обычно ограничиваются тремя источниками:
       1.Шумеро - вавилонская математика Ш - I тысячелетия
       до н.э. М.,ИВЛ, 1961, 278 стр. Защ. как дисс... к.и.н.
       2.К расшифровке протошумерской письменности (предварительное сообщение). Переднеазиатский сборник, П. Дешифровка и интерпретация письменности Древнего Востока. М. 1966. С. 3 - 15.
       3. О связи протодамской письменности с протошумерской.
       Вестник древней истории, 1972, N 3.
       Айзик Вайман занимался дешифровкой протошумерских табличек с числовыми операциями. Изучал числовые знаки и арифметические операции рисуночных текстов. Вычитал огромное количество школьных задач за три тысячи лет. Проанализировал все виды математических действий. Он реконструировал систему архаических обозначений времени (знак UD). Он установил, что протошумерский месяц состоял из 30 лунно-солнечных дней, а год - из 12 месяцев.
       Далее он перешел уже к чтению понятийных знаков. Доказал, что рисуночные тексты читались по-шумерски. Выявил связь протошумерского письма с протоэламским. Затем поистине начинается полоса мировых открытий: Он дешифрует надписи на протошумерских печатях из Джемдет-Насра. Открывает астральные культы в раннем Шумере. Обнаруживает в клинописных текстах слова из индоевропейского языка.
       Продолжает трудиться и всё складывает "в стол" до лучших времен, т.е. до появления свободного от исследований времени. Оно так и не появилось. Что "в столе" - никому не известно. Говорят, написал книгу о знаках протоэламского письма. Вполне возможно, что эта книга уже давно написана Айзиком Абрамовичем Вайманом.
      
       Примечания
       1.Ассириология и ассириологи.
       Ассириология - наука о языках, письменности, культуре и истории Вавилонии и Ассирии в широком смысле. Т.е. весь комплекс наук, связанных с цивилизациями, которые
       пользовались клинообразной письменностью (клинописью).
       В этом смысле Ассириология охватывает и шумерологию, а также урартологию, хеттологию, хурритологию и эламитологию.
       Ассириологами же называют специалистов по языкам и культуре всех древних народов Ближнего Востока, которые использовали клинопись, а не только Ассирии.
       2.Шумерский язык.
       Разговорный и письменный язык древних шумеров, на котором говорили в четвертом тысячелетии до нашей эры в Южном Междуречье.
       Примерно во втором тысячелетии до нашей эры в разговорной речи начали уже пользоваться аккадским языком. Однако, вплоть до нашей эры шумерский язык использовали в качестве священного, литургического (язык богослужения) и научного языка. На шумерском языке писались тексты делового и религиозно - литературного характера. При этом был использован пиктографический шрифт и клинопись. Вначале Шумеры писали вертикальными столбцами, а затем строками, слева направо.
       В основе шумерской письменности лежат рисуночные знаки (пиктограммы). Важно отметить, что при этом передается не слово, а понятие (концепт).
       3. Месопотамия.
       Переводится с греческого, как "Междуречье", а также Двуречье. Располагается на территории современного Ирака между реками Тигр и Евфрат.
       В древности в Междуречье существовали следующие крупные города: Киш, Урук, Ур. Лагаш, Умма, семитский город Акшак и аморрекский\шумерский - Ларса.
       А также следующие государства: Аккад, Элам, Ассирия, Мидия и Вавилония.
       Южная часть Месопотамии была в древности колыбелью Государства Шумера и Вавилонии, а на севере находилась Ассирия.
       В 1958 году Месопотамия добилась независимости, и тогда возникло государство Ирак.
       Самыми старыми городом мира считается шумерские города Ур, Урук и Шуруппак.
       Шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду, создали календарь, рецептурный справочник. А главное, явились авторами древнейшей на земле эпической поэмы "Сказание о Гильгамеше" ("все видевшем"). В Вавилоне создали точную систему измерения времени. Впервые разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд.
       Они научились измерять площадь различных фигур, отличать звезды от планет.
       В древней Месопотамии говорили на двух языках - шумерском и ассиро-вавилонском (аккадском), что создавало значительные трудности прочесть написанное, а главное, понять его смысл, и требовало от исследователя дополнительного изучения лексики и грамматики. Но и это тоже оказалось Айзику Вайману по плечу.
       Таким образом, можно констатировать, что познанию очень многого из перечисленного, человечество, несомненно, обязано Айзику Вайману.
       Ассириологов в мире осталось еще относительно немало, а крупных шумерологов, таких как Айзик Вайман, практически нет.
       4.Гафуров, Бободжан Гафурович (31 декабря 1908 года -12 июля 1977 года).
       Академик АН СССР по отделению истории с 26 ноября 1968 года.
       Академик АН Таджикской ССР с 1950 года.
       Директор института востоковедения АН СССР с 1956 года.
       Первый секретарь ЦК КП Таджикистана с 1946 по 1956г.
       Работы по истории народов Средней Азии и истории ислама.
       5.Дьяконов, Игорь Михайлович (30 декабря 1914 (12 января 1915) - 2 мая 1999).
       Советский и российский востоковед, историк, специалист по шумерскому языку, сравнительно-исторической грамматике афразийских языков, древней письменности, истории Древнего Востока, теоретической истории, теории социальной эволюции.
       Необходимо отметить, что работы Дьяконова, связанные с шумерским языком, всегда были причиной жесткого противостояния с известным востоковедом академиком Василием Васильевичем Струве (с 1941 года возглавлял Институт востоковедения АН СССР).
       И вот тот Струве, который настоятельно рекомендовал присвоить без защиты диссертации ученую степень доктора наук Айзику Вайману, в самой категорической форме возражал против допуска к защите докторской диссертации его учителя - Дьяконова.
       Лишь после активного вмешательства Бободжона Гафуровича Гафурова, Струве отказался от статуса первого официального оппонента и защита Дьяконова состоялась.
       Если исходить из того, что "Паны дерутся, а у холопов чубы трещат", этот конфликт мог негативно отразиться на работе Айзика Ваймана. Но этого не произошло, так как значимость его открытий была впечатляющей, бесспорной и очевидной.
       6.Емельянов, Владимир Владимирович.
       30 апреля 1969 года.
       Востоковед, известный шумеролог. Кандидат исторических наук (1997). Его научным руководителем был И.М.Дьяконов.
       Доктор философских наук (2005). Профессор (2010).
       Последнее место работы Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
       Основные работы по истории шумерской культуры.
       Единомышленник и почитатель Айзика Ваймана, популяризатор его работ.
       7.Пиотровский, Борис Борисович. 1(14) февраля 1908 года - 15 октября 1990 года.
       Выдающийся ученый - археолог, египтолог.
       Доктор исторических наук (1944), Академик АН СССР (1970).
       Директор Эрмитажа (1964-1990).
       Научный руководитель, в последующем, работодатель и покровитель Ваймана Айзика Абрамовича.
       8.Пиотровский, Михаил Борисович. Родился 9 декабря 1944 года.
       Ученый-востоковед. Доктор исторических наук (1985).
       Член-корреспондент РАН (1997). Действительный член
       Российской академии художеств.
       Директор Государственного Эрмитажа с 1992 года.
       Сын известного археолога Бориса Борисовича Пиотровского. Он продолжил традиции своего отца, оказывал Вайману необходимую поддержку и помощь. Добился назначения Айзику Вайману существенной ежемесячной доплаты к пенсии "За особые заслуги перед РСФСР".
       9.Кнорозов, Юрий Валентинович. 19 ноября 1922 года - 31 марта 1999 года.
       Доктор исторических наук (1955).
       Лауреат Государственной премии СССР (1977).
       Советский лингвист и историк, специалист по эпиграфике и этнографии. Основатель советской школы майянистики. Приобрел, так же, как и Айзик Вайман, мировую известность дешифровкой письменности майя и математическими методами исследования неизвестных письменностей.
       В 1980 году ученые под руководством Кнорозова предложили дешифровку письменностей долины Инда.
       Работал в Институте этнографии АН СССР им. Н.И. Миклухо-Маклая.
       Внимание! Айзику Вайману, один из оппонентов предложил при защите кандидатской диссертации сразу присвоить степень доктора наук. Это предложение по непонятным и надуманным причинам было отклонено. Когда та же ситуация произошла с Ю.В. Кнорозовым, ему без всяких обсуждений, в считанные минуты, единогласно была присуждена степень доктора исторических наук, а затем в 1977 году он был удостоен Государственной премии СССР.
       А вот что на этот счет написано на сайте banhsur69 от 25 апреля 2009 года: "Дешифровка - соединение искусного расчета и интуиции, обнаружение системы и построения знаков - остается делом одиночек. Этому искусству научить нельзя. Можно, конечно, объяснить, как дешифровано старое, но впервые прочесть новое - кишка тонка. Это в России умели только двое - КНОРОЗОВ И ВАЙМАН".
       Так почему же, спрашивается, за одно и тоже одному присвоили степень доктора наук, а второму отказали? Надеюсь, что когда-то история все же найдет ответ и на этот сакраментальный вопрос.
       10. Струве, Василий Васильевич. 21 января 1889 года - 15 сентября 1965 года.
       Основатель школы историков Древнего Востока.
       Академик АН СССР. Крупнейший востоковед (египтолог и ассириолог).
       В 1918 - 1933 руководил египетским отделом Эрмитажа.
       В 1937 - 1940 возглавил институт этнографии АН СССР.
       В 1941 - 1950 возглавлял Институт востоковедения АН СССР.
       Особо следует отметить, что Струве создал в Ленинградском государственном университете свой собственный курс истории Древнего Востока. При этом он впервые в понятие "Древний Восток" включил такие древнейшие государства, как Китай, Индия и прилегающие к ним территории.
       Основные идеи Василия Васильевича содержатся в его капитальном труде "История Древнего Востока", М.1941 г.
       Многочисленные работы им были опубликованы по вопросам истории и истории культуры Древнего, персидского и эллинистического Египта, Месопотамии (Шумера, Вавилона, Ассирии), Северной Сирии, Урарту и Закавказья, Персии, Палестине, Малой Азии, Кавказа и Средней Азии.
       Как уже отмечалось, академик Струве принял деятельное участие в судьбе Айзика Ваймана и был одним из инициаторов присуждения ему докторской степени без защиты диссертации и дал весьма лестную оценку его исследованиям.
       11.Шампольон, Жан-Франсуа. 23 декабря 1790 года - 4 марта 1832 года.
       Признанный основатель египтологии. Французский историк и лингвист. Он первый расшифровал текст Розеттского камня, благодарю чему, стало возможным чтение иероглифов.
       Уже в возрасте 19 лет он стал профессором истории в Гренобле.
       Когда Василий Васильевич Струве высказался за присвоение Айзику Вайману докторской степени без защиты, он назвал его "Шампольоном нашего времени". Почему-то о столь лестной оценке Ваймана этим всемирно известным ученым никто уже больше не вспоминает.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       От автора
      
       "История науки не может ограничиться развитием идей - в равной мере она должна касаться живых людей, с их особенностями, талантами, зависимостью от социальных условий, страны и эпохи. В развитии культуры отдельные люди имели и продолжают сохранять несравненно большее значение, чем в общей социально-экономической и политической истории человечества. Ясно поэтому, что жизнь и деятельность передовых людей - очень важный фактор в развитии науки, а жизнеописание их является необходимой частью истории науки" С.И. Вавилов.
       Это рассказ об ученом, который практически в одиночку смог подняться на высочайшую вершину науки по изучению истории древнего мира, исследованию клинописи, по дешифровке протошумерской письменности и интерпретации протошумерских пиктограмм.
       Девизом всего его творчества и всей его жизни стало знаменитое изречение Платона "Всеми силами души надо стремиться к истине".
       Я могу без всякого преувеличения утверждать, что характер и основные жизненные принципы моего любимого друга Айзика практически сформировались в период его отрочества и юности. Уже тогда он демонстрировал необычайную силу воли, мужество, настойчивость и неординарность мышления. Сколько я его помню, он всегда был необычайно скромен, порой застенчив и всегда поглощен работой.
       Через всю свою долгую жизнь он пронес любовь к труду, а в дальнейшем доказал и свое святое призвание к избранной профессии.
       Выдающийся вклад Айзика Ваймана в историю Древнего Востока, в египтологию и ассириологию признается всеми, однако его жизни и деятельности в научной литературе посвящено лишь одно короткое сообщение и несколько стандартных слов в различных энциклопедиях и справочниках.
       Если перефразировать известное выражение Поля Валерии: "Ничто не проходит так быстро, как новизна", то по отношению к Вайману Айзику можно сказать, что ничто не приходит так быстро, как его незаслуженное и постыдное забвение.
       Вот одна из причин, заставившая меня написать и издать эти скупые и явно запоздалые воспоминания о своем друге и его ближайшем окружении.
      
      
      
      
       0x08 graphic
       Выпуск 10 класса Шепетовской школы N 1. 1939 год.
       Слева направо: Второй ряд. 1-й - Вайман Айзик Абрамович, - 4-й - директор школы Лавренко Олексий Павлович ,
       5-й - преподаватель физики - Шабадах Всеволод Константинович
       7-й - учительница начальных классов Ивлева Е.П.
       Стоят. 3-й Лернер Петр Михайлович
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Фото И.О. Абрамовича.
       Вайман Айзик со своей младшей сестрой Идой Абрамовной
       ( урожденной Вайман).
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Фото И.О. Абрамовича
       Справа налево: Айзик Вайман, его сестра Ида и старший
       брат Вайман Евсей Абрамович 1969 год.
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       ВАЙМАН АЙЗИК АБРАМОВИЧ
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Фото И.О. Абрамовича
       Айзик Абрамович Вайман со своей женой Трениной
       Ниной Васильевной
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Фото И.О. Абрамовича
       Айзик Вайман со своей сестрой Идой. 1979 год.
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Фото И.О. Абрамовича
      
       ВАЙМАН АЙЗИК АБРАМОВИЧ
       0x08 graphic
      
      
       ВАЙМАН АЙЗИК АБРАМОВИЧ
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Фото И.О. Абрамовича
      
      
      
       ВАЙМАН АЙЗИК АБРАМОВИЧ
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Фото И.О. Абрамовича
      
       ВАЙМАН АЙЗИК АБРАМОВИЧ
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x01 graphic
      
      
      
       0x01 graphic
      
      
      
      
      
       0x01 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       В этом сборнике опубликована статья Айзика Ваймана
       О протошумерской письменности
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       ппп
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Доска, пешки, игральные кости. Подобие нард. Были найдены
       Л. Вули при археологических раскопках древнего государства
       УР. Предположительно 27 -26 век до нашей эры.
       Айзик Вайман описал вероятные правила игры.
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Фотография одной из многих табличек с протошумерийскими письменами, которые расшифровал Айзик Вайман. См. статью А.А.Ваймана "О протошумерской письменности", в сборнике статей "Тайны древних писем", Москва 1976 год.
      
      
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Единственный сохранившийся снимок моих бабушки и дедушки,
       погибших в Шепетовском гетто в 1941 году. Слева направо :
       Сестра моего отца - Ита, мой дедушка Лернер Дувид Пинхасович,
       я, мне примерно 4 года, моя бабушка - Нехама Ароновна, жена
       папиного брата Самуила - Мина Соломоновна Лернер (Кваша).
       Стоят: мой отец (Мейлах) и его младший брат - Самуил.
      

    0x01 graphic

       Мой отец Лернер М.Д. 1917 год

    0x01 graphic

       Мой отец Лернер Михаил Давидович (1923 год)
       На фуражке видна эмблема железнодорожника.

    0x01 graphic

      
       Мой отец Лернер Михаил Давидович
       (Мейлах Дувидович). Снимок сделан
       17 июня 1941 года, т.е. всего за 5 дней
       до начала Отечественной войны.
      

    0x01 graphic

       Фотография моей мамы Лернер (Вейцман) Батшевы Гершовны
       в период когда она работала с Абрамом Борисовичем Вайманом
       (отцом Айзика) в шепетовском леспромхозе.
       На фотографии отчетливо видна печать леспромхоза.
      

    0x01 graphic

       Петр Лернер с велосипедом, о чем рассказано в этой книге
      
      
       0x08 graphic
       Школа, которая всегда останется первой
       К 70-ти летнему юбилею Шепетовской школы N1
       Газета "Шлях Жовтня"
      
      
       0x08 graphic
    0x08 graphic
    0x01 graphic
       0x08 graphic
      
       0x08 graphic
    1.Спутниковая карта Хмельницкой области. 2.Герб Хмельницкой области 3.Флаг города Шепетовка 4.Герб города Шепетовка
      
      
      
      
      
       ОБ АВТОРЕ
       Лернер Петр Михайлович родился в городе Шепетовка,
       Хмельницкой области (Украина), 23 февраля 1922 года.
       0x08 graphic
    Доктор медицинских наук (1971). Профессор (1972).
       Заслуженный врач Узбекистана (1966).
       Заслуженный деятель науки (1980)
       Работал в районом городском и областном отделах здравоохранения и в Самаркандском медицинском институте: ассистентом, доцентом, профессором.
       Декан Самаркандского мединститута (1970 - 1976)
       Проректор по научной работе Сам. МИ (1976 - 1985).
       Заведующий кафедрой эпидемиологии (1978 - 1994).
       Автор 196 научных трудов и 16 монографий.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       @ - Все права принадлежат автору.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       - 7 -
      
      
      
      
      
       1
      
       2
      
       3
      
       4
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Лернер Петр Михайлович (Lerner.peter@gmail.com)
  • Обновлено: 13/07/2012. 117k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка