"Советский и российский востоковед, исследователь клинописи, предложивший дешифровку протошумерской письменности"
Большая Советская Энциклопедия, Википедия иWapedia.
"Востоковед, специалист по шумеро-вавилонской письменности и математике, научный сотрудник отдела Востока Гос. Эрмитажа.
Одним из первых представил материалы по этой проблеме.Сочинения: Длина окружности и площадь круга в др. Египетскойматематике. Вавилон, геометрич. рисунки пространств фигур. Шумеро-вавилонская математика 3 -1 тысячелетия до н.э.К расшифровке шумерского рисуночного письма. Дешифровкадвух идеограмм протошумерской письменности.
Российская Еврейская Энциклопедия.
Ленинград. Шумерские письмена, начертанные на табличкахпять тысяч лет назад, впервые заставил заговорить ленинградский
востоковед А. Вайман. Газета "Правда" за 22 июня 1962 года.
"У каждого большого открытия есть своё начало и продолжение.
А.А. Вайману удалось прочесть более ста текстов, разобраться в календарных записях, установить различные системы счета в зависимости от объекта измерения.
Пройдет еще немного времени - и книга "Хозяйственные тексты древнего Шумера" выйдет из печати.
Каждая работа А. А. Ваймана - это глубокий интересный фундаментальный анализ доселе неизвестного"-
А. Никитин, "Прочитаны древнейшие письмена". Журнал "Юность", N 3, 1964.
АйзикАбрамовичВайман. Banshur69,April 25th, 2009:
"Отшумела конференция на Восточном факультете. В работе секцииДревнего Востока приняли участие почти все ведущие специалисты поассириологии, живущие в Петербурге. Египтологов было значительно меньше(только два человека), но у них еще все впереди, потому что летом состоятсяПерепелкинские чтения.Но есть в нашем городе один-единственный человек, который никогда не перешагнет порог университета. И не появится в Институте востоковедения. Он давно уже живет вне научного сообщества.
Живет, работает в своем эрмитажном закутке и никого знать не хочет.
Он один из немногих гениев, живущих в нашем городе. Да и на Земле можнонайти немного аналогов. О нем не любят говорить, в списке известных ассириологов России не найдешь его фамилии. Но не существует ни одной западной работы по истории древней письменности, по истории Шумера, поистории науки на Древнем Востоке, которая обошлась бы без ссылок на короткие статьи этого человека. У него уникальная профессия - дешифровщикрисуночных текстов. Он делает то, чего не мог даже Дьяконов"http://banshur69.livejournal.com/52936.html
"Продолжает работу по интерпретации протошумерских пиктограмм Айзик Абрамович Вайман -один из крупнейшихдешифровщиков мира, которому человечество обязано знаниемпредставлений древнейших шумеров о счислении времени".
В.В.Емельянов, СПб,2002.
Глубокоуважаемый Борис Александрович!
Ученый совет Лен. отделения Института археологииединогласно принял решение о присвоении А.А. Вайманустепени кандидата исторических наук за работу "Шумеро-вавилонская математика" и также единогласно постановил просить Ученый совет ИнститутаАрхеологии в Москве о присвоении ему ученой степени доктора исторических наук, таково же было мнение всехтрех его оппонентов, а также и мнение руководимого мной отдела древнего Востока Института народов Азии илично моё.
А.А. Вайман - человек очень достойный, скромно ибескорыстнопреданный наукеи в течение многих лет работающий в Эрмитаже на окладе 80 руб.,- сделал в науке о древнем Востоке крупнейшие открытия, как в области историческихнаук,культуры,так и в области дешифровки ранее не поддававшихся объяснению шумерийских пиктографических письмен.
И как человек и как ученый он,безусловно, заслуживает чести получить за свой труд не степень кандидата, а СТЕПЕНЬ ДОКТОРА.
Поэтому Вы окажете мне особо личное внимание, если приложите все зависящие от Вас усилия для того, чтобы А.А. Вайман мог получить давно заслуженную степень доктора наук.
Уважающий Вас академик
Василий Васильевич Струве
Ленинград 21 марта 1965 г.
К кому же обратился Василий Васильевич Струве с призывом проявить гуманность по отношению к Вайману?
Кто этот Борис Александрович и почему он сразу отказал великому ученому академику В.В.Струве в настоятельной, и по сути, сугубо личной просьбе?
А обратился он к академику Борису Александровичу Рыбакову - директору Института археологии Академии наук СССР.
Б.А. Рыбаков (1908 - 2001), Герой Соц. труда, лауреатЛенинской и Сталинской премий.
А вот одно из мнениий о нем в Википедии:
"У этого, несомненно, талантливого и эрудированного ученого было несколько общих слабостей. Во-первых, он был не просто патриотом, русским националистом - ультра-патриотом - он был склонен пылко преувеличивать истинные успехи и преимущества русского народа во всем, ставя его выше всех соседних....
Во-вторых, он практически не владел иностранными языками и почти не пользовался огромной зарубежной литературой.
В-третьих, он придерживался распространенного в России предубеждения против специальной теории и методологии.Для него в исторических науках не существовало собственных методологических проблем.
Он был убежден, что исследователю с головой на плечах и общим пониманием истории этого вполне достаточно для использования материалов всех нужных наук - археологии, этнографии, лингвистики и т. п.
По сути, за пределами своей узкой специализации (ремесло древней Руси) он был эрудированным и воинствующим дилетантом" Л. С. Клейн."Википедия",1 октября 2010 г.
Не по этой ли причине Юрию Валентиновичу Кнорозову за дешифровку письменности майя сразу присудили степень доктора наук, а Вайману отказали?
"Доклад Ю.В. Кнорозова на защите диссертации на соискание степени кандидата исторических наук длился три минуты, после обсуждения ему единогласно была присуждена степень доктора исторических наук", а затем он стал Лауреатом Государственной премии СССР.
Кнорозов, Юрий Валентинович. "Википедия",20.12.2010
Кто же он этот Вайман, каково его творческое наследие?
Непосвященный читатель найдет в общих чертах ответ на этот вопрос в двух популярно изложенных статьях:
--
А. Вайман "Расшифровка каждого отдельного знакануждается в изобретении нового приема".
Журнал "Наука и жизнь", 1977 год.
--
А. Никитин "Прочитаны древнейшие письмена"
Журнал "Юность", N 3, 1964 год.
Обе эти статьи воспроизведены в конце этой книги.
Это невероятно, что прошло ужеболее 80-ти лет, как язнаком с Айзиком.С человеком одержимым, мужественным,дружелюбным,добрым, настойчивым ицелеустремленным, с сильнообостренным чувствомправдолюбия.С ученым самостоятельного мышления, чей подвиг служения науке вызывал всеобщее восхищение.
Он всю свою жизнь подвергался нескончаемым ударамсудьбы и стойко переносил многочисленные напасти.
Он вел изнурительную и чаще всего малоуспешную борьбу с многимитяжелейшими недугами.
Умер единственный близкий ему человек - жена НинаВасильевна Тренина. Детей у них не было, и он остался один.Сейчас он полностью ослеп, и поройу него наблюдаютсяпериодические провалы памяти.
Он с каждым годом все более отдалялся от научной общественности и от коллег по работе. Отказывался давать интервью.
Он не любил публиковать свои статьи, так как всегда считал, чтоэто отнимает время от основного занятия - исследовательской работы.
Несомненно, он понимал значение публикаций своих бесценных открытий, но онвсё откладывал написание своей главной книги о знаках протоэламскогописьма, осекретах дешифровки и о самой системе построениязнаков.Он стремился получить окончательное, бесспорное и всем очевидное подтверждение своей расшифровки, считая, что годы еще впереди, но судьба распорядилась по-своему.
Очень хочется надеяться, что его архивы попадут к честным идобросовестным профессионалам.
Вначале февраля настоящего 2011 года вИнтернете наталкиваюсь на статью от 25 апреля 2009 года (bansur69)
"Айзик Абрамович Вайман".Читаю и глазам своим не верю: "На Западе многие думают, что Вайман давно умер.Но он жив, он продолжает работать, два года назад ему исполнилось 85 лет, и об этом вспомнили только несколько человек". Айзик жив!!
Нахожу в интернете телефон Эрмитажа, трубку поднимаетЖанна Леонидовна. Представляюсь. Спрашиваю, Айзик Вайман жив, он работает, есть у вас его телефон?-"Айзик Вайман жив, он уже на пенсии.Запишите, пожалуйста, телефон отдела кадров и попросите Галину Александровну".Звоню по указанному телефону.
Подошла Галина Александровна и очень любезно и весьма обстоятельно рассказала всё, что она знает о Ваймане, и тут же продиктовала мне номер его домашнего телефона.
Звоню. Подошла сиделка. Детально расспросила, кто звонит, и назвала телефон его племянницы ОльгиГеннадиевны Чанышевой, внучки старшего брата Айзика-Евсея. Вспоминаю, что мы его звали Шика.
Оля соединяет меня с Айзиком.
Слышимость хорошая, но разговор никак не клеится.На все мои вопросы Айзик отвечает, не помню, либо, не понимаю, что ты спрашиваешь. На вопрос, помнит ли он меня, отвечает: -"Конечно, помню, где ты?" - Отвечаю: "В Израиле". Он подтверждает, что понял.
К телефону подходит Оля. Диктует мне номер телефона своего отца в Израиле - племянника Айзика. Тут же связываюсь с Геннадием.Прошу его написать всё, что он знает об Айзике.
Разговор с этим приятным и эрудированным человеком доставляет мне истинное наслаждение. Через несколько дней он присылает мне свои воспоминания, а еще через несколько дней - три изумительных портрета Айзика Ваймана, которые прислала емуего сестра Елена - племянница Айзика, также проживающая в Израиле.
От него я узнаю номер телефона и второго племянника Айзика - Евгения (Жени). Звоню. Оказывается, он чащевсех остальных общался с Айзиком. Всё хорошо помнит.У него есть много семейных фотографий и последнее весьма обстоятельное письмо от Айзика, есть снимки клинописного текста, расшифрованного Айзиком. И всё это богатство он обещает мне вскоре переслать!
Звоню в Шепетовку Фрейлихманам. Зиновий ЕфимовичФрейлихман является релактором Шепетовской газеты "День за днем", его сын редактирует газету "Шепетовский вестник", а жена Розалия Зиновьевна, по специальностиврач, возглавляет еврейскую общину Шепетовки "Тиква"(Надежда). Обращаюсь к ним с большой просьбой собрать какой-либо материал об Айзике и его семье.
Через несколько дней опять им звоню.На проводе РозалияЗиновьевна: "К сожалению, абсолютно ничего не удалось разузнать о семье Вайманов. В Шепетовке их ровесников практически не осталось. Все удивлены тем, что о таком гении никто ничего не знает".
Я сказал, что на днях сдаю книгу о Ваймане в печать и сразу им вышлю несколько экземпляров.
Она заверила, что организует презентацию этой книги и
вместе с мужем они опубликуют информацию о Ваймане в Шепетовских газетах.
ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО ЮНОСТЬ.
Мы родились в одном 1922 году, жили на одной улице,посещали один и тот же детский сад, вместе поступилив Шепетовскую школу N 1, все 10 лет занимались в одном классе и сидели за одной партой.Айзик все эти годы был круглый отличник.А по математике, геометрии и физике всегда занимал первые места на школьной, городской и областной олимпиадах.
На занятиях по этим предметам он систематически предлагал альтернативные, и, как правило, более простые и рациональные варианты решения.
Он ни разу не отказывался помочь отстающим ученикам,однаконикогда не давал им списывать.
В отличие от меня, он всегда был сосредоточен, не по возрасту серьезен, собран и целеустремлен.
В статье о А.А.Ваймане от 25 апреля 2009 года, автор (banshur69)пишет:"Воевал. Был ранен, его ранение напоминает то, что было у Гердта: "колено-он-непреклоненный" (Гафт).Автор ошибся. Он не воевал, и с коленом у Ваймана было всё в порядке.Но одна нога у него была значительно короче другой с детства в результате врожденного дефекта.Однако, на этом факте следует остановиться особо.
Айзик хромал очень сильно, что могло превратить жизнь любого подростка в трагедию. Но не Айзика.Он началрегулярные тренировки на различных спортивныхснарядах. Посещал занятия по физкультуре. Соорудил дома турник, кольца, шест, канаты.Вскоре он превратился в настоящего атлета. Крутил "солнце" на турнике, поднимался по шесту и канату, могсколько угодно отжиматься и ходить на вытянутых руках.
В те годы большое значение придавали массовым военно-спортивным играм. Их старались приблизить к боевымдействиям. В соревнованиях в военно-прикладных видах спорта принимали участие ученики различных школ.Эти игры в дальнейшем именовались "Зарница","Орленок" и стали частью системы военной подготовкишкольников в Советском Союзе.
Как-то по заключению школьного врача Айзика Ваймана недопустили к участию в этих играх. Я помню, что врач ему говорил, что делоне в хромоте, а в очень высокой степени близорукости.
Сейчас я понимаю, что врач опасался того, что при значительных физических нагрузках может произойти отслойка сетчатки.И этот всегда спокойный, уравновешенный, выдержанныйученик внезапно взорвался и даже надерзил врачу. По указанию директора школы Алексея Павловича Лавренко он был все же допущен к игре, включая и марш-бросок, и ориентацию на местности.Учения продолжались целые сутки и требовали немалыхусилий.
У некоторых наблюдались к концу учения радикулиты,обмороки и другие отклонения со стороны здоровья.Но и на сей раз Айзик по всем видам ипоказателям оказался в числе первых.
Коньки. Любимыми видами спорта молодежи были санки, лыжи и коньки. Всеми ими активно занимался и Айзик.Но особенно ему нравились коньки. Помимо постоянного катка - замерзшейречки, -возникали и стихийные катки в различных низменных частях города.
В то время было два вида коньков - детские "Снегурочки" и беговые. Я пользовался детскими, а Айзикбеговыми.За редким исключением, все коньки были съемными, они, как правило, годились для любой обуви и обычнопревышали её на два размера.
Недалеко от школы работал сапожник "Ицхак-глухой". Так вот, он по просьбе Айзика привинтилк одному из его коньков деревянную колодку, которая полностью нивелировала укорочение ноги. Это стало первой и единственной для Айзика ортопедической обувью. Когда он появлялся на катке, ему не было равных, он буквально летал и выделывал невероятные пируэты.
Велосипед. Мне отец ко дню рождения купил велосипед Пензенского завода, Айзику купили велосипед "Латвелу", который мне очень нравился.Он это заметил и великодушно предложил, чтобы мы пользовались нашими велосипедами поочередно.
Однажды, когда мы выехали на прогулку, возле моего дома пьяный мужик опрокинул меня. Я упал, сломал нос, повредил руку и даже на какое-то время потерял сознание.Айзик самостоятельновнес меня в дом и по телефону вызвал скорую помощь.Когда он вышел, то обнаружил, что его велосипед кто-топохитил. Это сделал один из учеников нашей школы.Когда тот узнал, чей этот велосипед, он его сразу вернули извинился.
Уже с детства Айзик проявлял нетерпимость к грубости и несправедливости.
У меня сохранилась фотография от 27 мая 1933 года, на ней запечатлен выпускной 4-й класс. Айзика на ней нет.
А случилось вот что. Он уселся рядом со мной, но подошелнаш классный руководитель и потребовал, чтобы Айзик пересел между двумядевочками. Предлог был вполне "гуманный", просто хотели всех отличников усадить в одном месте. Он отказался, учитель его грубо выдернул и силой пытался усадить на другое место. Айзик оказалсопротивление. Тогда учитель, не подумав, сказал, что он может уходить. Айзик сорвался с места и убежал.Его долго искали, но так и не нашли. Класс пришлось сфотографировать без круглого отличника.
Как мы с Айзиком "ловили" самогонщиков.
Учеников 9-го и 10-го классов изредка направляли в близлежащие от Шепетовки деревни,находитьсамогонщиков.Происходило это так. К 7-ми часам утра нас привозили в сельсовет, где раздавали адреса потенциальных самогонщиков.Участковый милиционер проводил инструктаж: " Ходить только вдвоем.Не садиться за стол, ничего не кушать и не пить.Предъявить хозяину дома удостоверение дружинника. Сразу приступить к осмотру дома и всех пристроек во дворе.
Искать: самогонный аппарат, закваску и переписать всю имеющуюся посуду,примерно определив её объем.
Так как в случае обнаружения на территории населенного пункта самогонщиков, прежде всегонаказывали председателя сельсовета и участкового милиционера, естественно, что они к нашему приезду всегдауспевали провести "ведомственную зачистку" и оповещение потенциальных самогонщиков, путем "случайной" утечки информации.
Заходим в дом, нас с распростертыми объятиями встречает хозяин. Хозяйка накрывает стол (видно, что ждали), ставит бутылку "первача", сало, вареники и приглашает к столу.Мы, в соответствии с проведенным инструктажем,энергично отказываемся.
Хозяин, как принято на Украине, начинает придуриваться и прикидываться простачком. "Неужели, - спрашивает он, - кто-то еще сейчас занимается этим антинародным делом?"Затемчитает нам лекцию о вреде самогона и тяжелых последствиях пьянства.
Вдруг Айзик его оборвал и обратился к нему с весьманеобычной просьбой: "А нельзя ли нам у вас посидеть минут десять молча, а потом мы себе уйдем?". Я уверен, что хозяин мог ждатьчего угодно, только не это. Он сразу умолк и прекратил паясничать. Не правда ли, здорово?!
Ваймана отличала необычайная работоспособность,упорство, неторопливость, умение управлять собой дажев самых сложных обстоятельствах и обостренное чувствосправедливости.
Это был волевой, трезвомыслящий, доброжелательный и всегда спокойный человек.
Моя мама когда-то преподавала в гимназии русский язык и литературу и была безукоризненно грамотна, она часто проверяла мои и Айзика домашние задания по русскому языку и литературе и всегда удивлялась неординарности и оригинальности его сужденийо прочитанных книгах.
Айзик помогал мне в подготовке уроков по физике,математике и геометрии.
Очень часто преподаватель математики поручал Айзику
проводить вместо себя занятия с отстающими учениками.
Помню еще и такой случай.Я был учеником 9-го класса, когда в Шепетовской газете "Шлях Жовтня" ("Путь Октября") было напечатано мое первое в жизнистихотворение о гибели Валерия Чкалова.("Ты был, Валерий, символом геройства"). Недалеко от дома Айзика находился газетныйкиоск; когда он проходил мимо, его окликнула знакомая киоскерша и сказала, что в сегодняшней газете напечатан стих его товарищаПети Лернера. Он тут же купил у нее все 14 экземпляров,находящиеся там газет и принес мне.
Дружба с Судорогиным.
Одной из достопримечательностей города Шепетовки был Судорогин. Маленький, тщедушный человек с невероятно громким басом. Когда напивался, он орал и изображал такие гримасы, что не только дети, но и взрослые переходили на другую сторону улицы. Он призывал всех кравенству и братству и грозил всем отступникам карой на том свете. Жил он рядом с домом Вайманов. Зачастую он сваливался прямо на улице и Айзик его либо усаживал на скамейку, либо в холодное время года, отвозил домой. Протрезвев, он всегда молчал и ни с кем, кроме Айзика, не общался.
Я несколько раз вместе с Айзиком был у Судорогина дома и всегда поражался чистоте и порядку.У него была довольно большая библиотека старых книг и Айзик систематически ею пользовался. Айзика он называл Ваша Светлость и нам по секрету говорил, что он сын генерал-адъютанта и его отец служил в охране царской семьи, а родная тетка жила в Оренгбурге и всю свою жизнь боролась за отмену крепостного права в России.
Мой отец, хорошо знавший Судорогина, мне как-то сказал, что он очень толковый человек и играет ненормального. После того как репрессировали всех его родственников, он запил, а затем "изобрел" такой способ мимикрии.
Я помню, что отец заметил, что неспроста он называет Айзика Ваша Светлость, именно так только и называли младших детей императора. К другим этот титул обычно не применялся.
После войны я посетил Шепетовку, и первого, кого я встретил возле нашего дома, был Судорогин.Он был совершенно трезв и адекватен исразу меня узнал. Первый вопрос, который он мне задал, был, где Айзик,и попросил передать ему привет. Потом добавил:"глыба". Полагаю, точнее не определишь!
Дорогой Петр!
Посылаю обещанное.
Вы можете любым образом использовать прилагаемый текст. В любом публикуемом тексте Вы можете ссылаться и можете не ссылаться на меня.
Единственно против чего я возражаю - это против помещения моей фамилии на титульной странице. Объясню причину: мои и Ваши усилия по созданию книги об Айзике несопоставимы, смешно даже сравнивать. Включение меня в соавторы было бы несправедливо и неправильно.
Не могу выразить глубину моей благодарности за то,что Вы решили написать о моем дяде, который действительно этого заслуживает.
Что же касается книги о семье Вайман, то эта идея, по зрелом размышлении, представляется мне неудачной. А о чем собственно писать? Родился, учился, женился... Кому это интересно?
Ваш Геннадий.
Воспоминания о дяде Айзике - Ваймана Геннадия Евсеевича - сына его старшего брата Евсея (Иешуа) АбрамовичаВаймана
Айзик Абрамович Вайман
(иногда ошибочно пишут "Айзек" и "Вайнман")
"Думаю, много из того, что я напишу, Вам известно точнее, чем мне.
Во время войны Айзик эвакуировался в Армению, там поступил на физико-математический ф-т университета. По его словам, из-за сильно упавшего зрения успеваемость стала плохой, и он оставил учебу.
Переехал в Ленинград и поступил на исторический ф-т. Ездил на раскопки на юг СССР (возможно, это было после окончания университета).
Кажется, там, он познакомился с Борисом Борисовичем Пиотровским- академиком, директором Эрмитажа, - ставшим его научным руководителем, и, я думаю, покровителем, хотя отношения между ними были сложными.
После окончания университета, при содействии видного ученого из института Востоковедения поступил на работу в Государственный Эрмитаж, в отдел востоковедения, где "дослужился" до должности старшего научного сотрудника.
Первым большим научным достижением Айзика, насколько мне известно, стали результаты исследований по шумеро-вавилонской математике. Ему удалось воспроизвести, например, какими формулами пользовались шумеры при геометрических расчетах (земледельческих участков). Эти формулы были, конечно, приближенными, шумеры не могли знать точной формулы для площади круга, например, но пользовались выражениями, дававшими неплохую оценку. Впоследствии написал единственную свою книгу "Шумеро-вавилонская математика". Она же стала его кандидатской диссертацией. На защите оппоненты предложили ходатайствовать о присвоении докторской степени, но это не было осуществлено.
Большим открытием была расшифровка так называемой протошумерской письменности. Оно вызвало также интерес широкой публики: была статья в журнале "Советский Cоюз" и сюжет в телепередаче ЦТ.
Я видел статью о нем в Русско-Еврейской энциклопедии (есть такое издание о заметных евреях СССР).
Научные статьи Айзика были опубликованы в издании Эрмитажа (не помню названия), в Академическом журнале (что-то вроде Исторический вестник АН СССР) и др. Что-то было переведено на иностранные языки, но не им самим. Он не уделял большого внимания издательской деятельности, так как его мозг все время был занят очередной научной проблемой или сногсшибательной, если так позволено выразиться, идеей, не обязательно относящейся к исторической науке. С возрастом эти идеи становились вызывающими, если не сказать сомнительными.
Нельзя сказать, что делал он это на пустом месте - много читал, много покупал книг по различным дисциплинам. Например, у него была своя биологическая теория смеха. По его идее - смех является разрядкой организма, изготовившегося к действиям в необычной или опасной обстановке. Но ничего особенного не произошло, и требуется распрямить сжатую пружину, растратить мгновенно отмобилизованную энергию. Это распрямление и есть смех. Вот пример: человек бежит, пытается успеть на стоящий на остановке троллейбус. Но не успевает, троллейбус трогается. И человек смеется, а что здесь собственно, "смешного"?! Ничего не скажешь - очень остроумная теория, но вот верная ли?
Была у него и оригинальнейшая теория, объясняющая возникновение религий, совершенно необычная. Мне, неизвестно почему (возможно, от недостатка знаний), она показалась абсолютно точной. Я пришел в восторг, когда он мне ее рассказал, но сейчас, вот беда, - забыл. А вдруг в ней было зерно истины? Жаль.
Видимо, в последние годы активной деятельности его начало, что называется, "заносить", и то, что он предлагал тогда, вероятнее всего, неверно. Окружавшие его специалисты, например, скептически относились к его расшифровкепротоэламских текстов, о которой он докладывал на научном семинаре Эрмитажа.
Осенью 2003 года Айзик позвонил мне и сообщил, что у него обнаружен рак левого легкого. Затем последовала операция, блестяще проведенная крупнейшим пульмонологом северо-запада России профессором Петром Каземировичем Яблонским, долгий и мучительный послеоперационный период. С этого момента, вероятно, начался быстрый закат. Почти готовый машинописный вариант новой книги не превратился в типографский. Я помню, что у Айзика оставались сомнения в правильности результатов, содержавшихся в этой рукописи. Несмотря на то, что легко увлекался очередной новой идеей, он оставлял место самокритике и сомнениям, что говорит в его пользу, и совершенно не характерно для многочисленного племени псевдоизобретателей, которые всю жизнь носят свой "вечный двигатель" в кармане пиджака и сражаются за него без тени сомнений.
Новый директор Эрмитажа, академикМихаил Борисович Пиотровский поддерживал традиции своего отца. Отношение к Айзику и другим старикам Эрмитажа всегда было благородным. По утрам и вечерам специальный микроавтобус забирал на работу и отвозил с работы тех, кто еще был в состоянии там появляться. Но я помню сотрудника, если не ошибаюсь, его звали Тигран Тигранович, которому было примерно 90; он появлялся на работе 2 раза в месяц, и его не отправляли насильно на пенсию - видимо, он работал дома.
Отношение к Айзику в Эрмитаже было особо положительным. Сотрудники отдела Востоковедения помогали во время его болезни. Еще в период активной работы без всякого его участия, и даже без его ведома, Эрмитаж обеспечил ему весомую особую ежемесячную денежную выплату "За особые заслуги перед РСФСР".
Отец Айзика, Абрам Борисович Вайман, мой дед, жил в Шепетовке, работал в лесном хозяйстве. Мать, Геня (Гиттл) умерла очень рано, оставив 3 детей. Абрам Борисович женился второй раз на Марии Израилевне (фамилию я никогда не знал). Моего отца, старшего брата Айзика, звали Евсей (Иешуа?), уменьшительно Шика. Младшая сестра Айзика, - Ида, моя тетя, живет сейчас в Нью-Йорке.
В Ленинграде Айзик женился на Нине Васильевне Трениной, доброй, спокойной и уравновешенной женщине. К несчастью, она рано умерла (от диабета). Детей у них не было, и Айзик остался в Ленинграде почти совершенно один. После выезда из СССР сестры и племянников Айзика, в стране не осталось его близких родственников. К тому времени он приютил мою родную дочь, Ольгу Геннадиевну Чанышеву. Это дало ей возможность учиться в Ленинградском государственном университете на медицинском факультете и получить специальность врача. В течении 6-7 лет он обеспечивал ей полную финансовую поддержку. Ольга же помогала ему в бесконечных бытовых мелочах, скрашивала одиночество и следила за его здоровьем. В 82 она поставила ему нетипичный для этого возраста диагноз гангренозного аппендицита, позднее помогла своевременно выявить рак легкого. Оба заболевания были успешно вылечены оперативным путем. Чтобы как можно дольше сохранить зрение, в течение 10 лет были проведены несколько микрохирургических операций. Нужно сказать, что Айзик обладал непростым характером, и, временами, общаться с ним и лечить его было трудно.
В настоящее время Айзик живет в Санкт-Петербурге в своей квартире, под круглосуточным наблюдением квалифицированной сиделки, обеспечиваемой Ольгой. Он потерял зрение и страдает обширными провалами памяти из-за склероза мозга".
Письмо А.А.Ваймана своему племяннику Абрамовичу Евгению Израилевичу
Встреча в Ленинграде.
В один из приездов в Ленинград я позвонил на квартиру Айзику и попросил пригласить его к телефону. Приятный женский голос мне сообщил, что Вайман сейчас
очень занят и просит узнать, кто звонит и по какому поводу.
Я представился. Подождите, пожалуйста, Айзик сейчас возьмет трубку. "Петя, здравствуй. Ты в Ленинграде? Немедленно приезжай, мы тебя с Ниной ждем".
Квартира Айзика располагалась в здании Эрмитажа по улице Халтурина, бывшая Миллионная, (сейчас улице возвращено первоначальное название).
Я зашел под арку, попал в общий двор. Нашел дом и типичную ленинградскую коммунальную квартиру. Длинный коридор, две маленькие комнаты, общая кухня, общий туалет, на унитазе, которого сохранился...герб Российской империи. Почти отсутствует мебель. В одной комнате кровать, во второй диван. Импровизированный, весь заваленный книгами, стол. Книги везде: на подоконниках, на полу, на спинке старомодного дивана и на узком фанерном шкафу без одной створки.
Во всей коммунальной квартире проживают четыре семьи.Приятные, открытые, приветливые лица.
До революции в этих квартирах проживал обслуживающий персонал Зимнего дворца. Кстати, там же была и трехкомнатная квартира самого директора Государственного Эрмитажа, академика Бориса Борисовича Пиотровского.
Нина Васильевна поставила на стол винегрет, разогрела на сковородке банку говяжьей тушенки, открыла банку шпрот и подала,покрытый марлей, кувшин с очень вкусным напитком чайного гриба.
Ближе к полуночи Нина Васильвна извинилась, что ей рано нужно на работу и пошла спать. Если я не ошибаюсь, она мне сказала, что работает на известном в Ленинграде Кировском заводе.
Засиделись мы с Айзиком далеко за полночь. Вспоминали школу, общих друзей, родных и близких.Потом Айзик мне в общих чертах рассказал о своей работе. Он несколько раз повторял, что хочет составить такой справочник, чтобы каждый мог прочесть (как сейчас говорят, дешифровать) любой клинописный текст. Помню, что он особенно тепло отзывался о Василии Васильевиче Струве и сокрушался о том, что между ним идругим его учителем Игорем Михайловичем Дьяконовымсильно разладились отношения. "Лишь у меня дома они всегда вместе"-сказал он, указав на рядом лежавшие книги этих ученых.
Жаловался он только на то, что в последнее время у него сильно ухудшилось зрение.
Постелили мне на диване, предварительно освободив его от книг, папок и многочисленных рукописей.
Утром он проводил меня до автобуса, мы расцеловались.
С тех пор мы больше не виделись.
Меня дезинформировали, что его уже нет. Значит, жить ему долго. Дай Бог!
ШЕПЕТОВКА
"Ну его к черту! - с неожиданной злостью сказал Остап. - Всё этовыдумка, нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет, ничего нет. И вообще последний город - это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана" (И. Ильф, Е.Петров "Золотой теленок")
Шепетовка (по укр.- Шепетiвка) в 1930 году стала центромШепетовского района Винницкой области.
В 1937 году вошла в состав Каменец-Подольской области, а с 1954 года - в состав Хмельницкой.
В период с 1921 по 1939 год Шепетовка официальносчиталась пограничным городом, так как граница между СССР и Польшей проходила по Збручу.
Первые упоминания о Шепетовке появились в 1594 году,как о населенном пункте, принадлежавшем князю ИвануЗаславскому.
Впоследствии (конец 17 века) Шепетовка перешла всобственность магнатов Любомирских, а с 1703 года -Сангушко.
В 1923 голу Шепетовка получает статус города.
В этом же году был образован,граничивший на юго-востоке с Шепетовским,самостоятельныйСтароконстантиновский район.
Там 22 апреля 1892 года родился мой отец Лернер Михаил Давидович (Мейлех бен Дувид). Умер 22 апреля 1983 г.
Он вместе с Абрамом Вайманом, отцом Айзика, еще успел поработать в Шепетовском лесхозе. Директором лесхоза был Бовт. Вскоре моего папу арестовали и поместили в известную киевскую тюрьму Лукьяновку, где он сидел в одной камере с классиком украинской поэзии Максимом Фаддеевичем Рыльским. Кстати, по рассказу папы, в той же камере когда-то родился Александр Александрович Богомолец, впоследствии Президент Академии НаукУкраины. Освободили моего папу в 1934 году. Но это уже отдельная история.
Хорошо помню, что у нас дома мама Айзика и Бат-Шева Бейн помогали моей маме собирать и упаковывать передачи моему папе.
В Староконстантинове располагался крупный военный аэродром, его немцы бомбили уже в первый день войны.
Из достопримечательностей следует отметить там старый(средневековый) замок. Он был построен еще при князе Константине в середине ХVI века.
Шепетовкахранит следы всех древних культур. На её окраинах были обнаружены места стоянокпервобытных людей эпохи позднего палеолита и мезолита, а также нового каменного века (неолита).По данным археологов, уже приблизительно тринадцатьтысяч лет тому назад тут уже были поселения.
При раскопках, проведенных с 1957 по 1963 годы под руководством известного археолога М.И. Каргера, нашли
кованные, лопаты, серпы, жернова, зубила, молотки, ножницы, напильники, что свидетельствуето весьма высоком уровне обработки металла уже в12-13 столетии.
Кстати, Михаил Константинович Каргер, специалист по археологии и истории древнерусской культуры, окончилПетроградский университет и был профессором на том же
факультете, где занимался Айзик Вайман.
В 1241 году на Русские земли напали татаро-монгольскиеорды, сжигая и уничтожая всё на своем пути и чиня кровавую расправу над населением.Целое столетиепродолжалось татарско-монгольское иго.
Во второй половине 14-го столетия Волынь захватилилитовские феодалы. Они тоже грабили подневольный край и нещадно эксплуатировали местное население.
Еще большие притеснения стало испытывать население Шепетовки после так называемой Люблянскойунии 1569 года, когдаЛитва объединилась с Польшей, в результате чего возникло федеральное государство Речь Посполитова.
На захваченных землях было создано Волынское воеводство с центром во Владимире-Волынском.
В конце 16-го столетия Шепетовка обрела Магдебургское
право, согласно которому экономическаядеятельность,имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировалисьсобственной системой юридических норм.
Это привело к оживлению и развитию торговли, появлению многих ремесел, к объединению их в цеха, оживилась торговля, увеличился приток населения.
В 1793 году начался новый передел Польши и Шепетовкав составе Волыни отошла к России.Согласно царскомууказу от 1797 года она была отнесена к Изяславскому уезду Волынской губернии.
В 1859 году Шепетовка переходит во владения Потоцких.
В 1861 году в связи с отменой крепостного права началасьраспродажа земель по кабальным ценам, что приводилок многочисленным протестам и бунтам населения.
В декабре 1917 года в Шепетовке была провозглашена Советская власть, однако уже через несколько дней Шепетовку захватили войска Временного правительства.
В январе 1918 года в Шепетовку вступили части 7-й и 11-йреволюционных армий.
Вскоре Шепетовку оккупировали австро-немецкие интервенты, под их прикрытием возвращается поручик царской армии, сын Потоцкого.
На всё население была наложена огромная контрибуция.
В конце 1918 года Шепетовку захватили войска так называемой петлюровской Директории и началисьрасправы и погромы.
7 мая 1919 года Шепетовка была освобождена от петлюровцев войсками 1-й и 2-й украинскихсоветскиих дивизий.
К концу года Шепетовку захватили польские легионеры.Они ликвидировали петлюровские органы управления иустановили свою власть. Начались жестокие расправы над всеми нелояльными.
В Шепетовке располагался штаб 13-й польской пехотной дивизии. Это была жестокая карательная дивизия. Она свозила в Шепетовку из разных мест заключенных и порешению военно-полевого суда приговаривала их к расстрелу.
Очевидица одной из таких экзекуций латвийская журналистка Гунта Страумане описала следующий эпизод. Привожу сделанный мною перевод с украинского текста:"Смерть подпольщицы Ганны Нисензон стала легендой.Ганна знала несколько языков и все время, пока её велик месту казни, громко пела революционные песни на русском, польском и украинском языке и бросала слова
проклятия в лицо оккупантам. Озверевшие белополякивначале стреляли ей в ноги, но она не замолкала.Потом ей стреляли в живот, грудь, но она продолжала петь.Создавалось впечатление, что свинцовые пули не могут её
убить. Белополяков охватила паника. И только тогда, когда в тело Ганны впились десятки пуль,она замертво повисла на веревках".