Леви Владимир Семёнович: другие произведения.

В огороде бузина, а в Киеве - дядька...

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 17/04/2008.
  • © Copyright Леви Владимир Семёнович (lvs@bezeqint.net)
  • Обновлено: 13/05/2009. 9k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

      В ОГОРОДЕ - БУЗИНА,
      А В КИЕВЕ - ДЯДЬКА
      
       "НЕ ВАРИ КОЗЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО"! Как красиво и заманчиво звучит этот стих, трижды повторяемый в Торе!
      Сотни, а, может быть, и тысячи лет еврейские мудрецы различных школ толковали его значение, спорили, обижались и снова возвращались, общались и, наконец, ВСЕМ, ВСЕМ, ВСЕМ - в Талмуде однозначно объявлено: мясо и молоко - несовместимы как пища, и, съев одно, дождись его полного переваривания, а затем употребляй другое.
      В духовном плане молоко символизирует жизнь, мясо - смерть.
      Уважая и преклоняясь пред мудростью наших предков, проанализируем их выводы.
      1.Тора глаголет об Аврааме: "И взял масла и молока, и телёнка приготовленного, и поставил перед ними. И они ели" [1]. Итак, наш праотец, принимая трёх мужей, кормил их запрещёнными для совместного пользования продуктами питания! Что-то здесь не так.
      Аргумент Свидетелей Иеговы - книги Исход и Второзаконие были написаны после книги Бытие, поэтому Авраам ещё не мог знать сего запрета.
      Да, но и 10 заповедей тоже даны во 2 книге Моисеевой, а Авраам, как утверждали мудрецы, "чувствовал" всю Святую Тору и исполнял все её заповеди [2]. Ведь праведникам это дано. Недаром уже Ной, живший задолго до Авраама, знал, что такое чистые и нечистые животные [3].
      Но очень интересно - три путника, как утверждают мудрецы, были Ангелы Божьи в обличье человеческом. Они то знали, что ни в коем случае не может быть на столе одновременно масла (молочный продукт), молока и мяса! (См. статью "Раши о мясе с молоком").
      А если взять утверждение христиан: протестантов [4] или православных [5], что вышеуказанная троица - это Сам Иегова и с Ним - два Ангела, то получается, что Всесильный Сам нарушил Свой запрет. Но "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться" [6]...
      2.Творец вселенной чётко разделил зверей. Например, на кошерных и некошерных. Особенно ярко показано, что хищные птицы неприемлемы в пищу, ибо, наверное, их агрессивность передаётся человеку. Но и кошерные животные отличаются друг от друга по своим качествам. Разве можно сравнивать по усваиваемости мясо курицы и барана? Однако наши мудрецы, которым впоследствии подражал сам Шерлок Холмс, использовали метод математической индукции - от частного к общему.
      И получилось - всё кошерное одинаково - что тупой медлительный баран, что шустрый сообразительный козёл.
      Мне кажется, что если Тора трижды акцентирует внимание на козлёнке, и только на нём, то этот факт и касается только козлёнка, а отнюдь не телёнка или другого крупного или мелкого рогатого или лобатого скота!
      3. Не вари козлёнка В МОЛОКЕ МАТЕРИ ЕГО. Итак, нельзя смешивать в желудке мясо козлёнка с молоком своей, и только своей, матери.
      3.1.А, ежели, коза не самая близкая родственница козлёнку, а чужая? Судя по прямому тексту Торы, - пригодно к употреблению.
      3.2.А, ежели, молоко было не козлиным, а коровьим? Тоже можно. Но нельзя, ежели чтишь мудрецов больше Торы...
      4.На иврите молоко - халяв, жир - хелев. Так как в текстах обычно стоят только согласные буквы, без так называемых огласовок, характеризующих гласные, эти два слова пишутся одинаково.
      Мясо козлёнка вкуснее мяса взрослого животного, но жирным не бывает. А использование внутреннего жира (тука) вообще запрещено Торой [7].
      Таким образом, анализируемую фразу Торы можно понять, как запрет использовать жир матери при приготовлении блюд из козы и козлёнка (желательно с интервалом в один день с учётом указания [8]), когда в многодневном празднике в трапезе участвует много людей и забивают несколько животных. Относительно интервала - отдельная тема для разговора.
      5.У Д.Д.Фрэзера [9] просматриваются две мысли.
      5.1.Между матерью и её производными - молоком и козлёнком, по мнению язычников, существует так называемая "симпатическая" связь. Ежели молоко кипятить, то это духовно передаётся козе и она может заболеть или у неё пропадёт молоко. Дабы этого не произошло, молоко вообще не рекомендуется кипятить.
      Т.е. получается парадоксальный результат запрета, ибо в нём забота не о здоровье человека, а о здоровье козы!
      5.2.У многих языческих народов изготовленное в молоке матери мясо козлёнка считалась вкуснятиной.
      И в этом, очевидно, главная идея указания этого запрета Торы - ИУДЕЯМ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНИМАТЬ ВРЕДНЫХ ОБЫЧАЕВ И ПРИВЫЧЕК ЯЗЫЧНИКОВ...
      В то же время нельзя не учитывать и того фактора, что Господь заботится о здоровье человека, ведь при одновременном употреблении мясного и молочного может быть примитивное расстройство желудка...
      6.И ещё один, совершенно непонятный фактор.
      Основные законы кашрута определены в третьей книге Моисеевой, Левит.
      В Бейт-Мидраш центра "Маген" где я изучаю Тору, руководитель Рав Эли Бар-Яалом [10] акцентировал наше внимание на то, что анализируемая фраза упоминается:
      - в гордом одиночестве и без всяких объяснений!
      - между совершенно не связанными и между собой, и между нею, темами!
      Посмотрим детальней.
      [11]:
      -Первинки урожая земли твоей приноси в Храм Бога, Всесильного твоего.
      -Не вари козлёнка в молоке матери его.
      -Вот - я посылаю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя в пути...
      [12]:
      -Первинки урожая земли твоей приноси в Храм Бога, Всесильного твоего.
      -Не вари козлёнка в молоке матери его.
      -И сказал Бог, обращаясь к Моше: "Запиши себе это, ибо это - основа союза Моего с тобою и Израилем. И провёл там, на горе, Моше 40 дней и 40 ночей.
      [13]:
      -Не ешьте никакой мертвечины.
      -Не вари козлёнка в молоке матери его.
      -Отделяй десятину от всех плодов посева твоего.
      Т.е. создаётся такое впечатление, что анализируемая фраза обозначает что-либо другое, общеизвестное для евреев тех времён, совершенно не относящееся ни к молоку, ни к мясу.
      Ну, типа сегодня:
      -Вот, тебе, бабушка, и Юрьев день;
      -Хотели - как лучше, а получилось - как всегда;
      А если это выражение вещает о том, что как мясо и молоко - просто разные понятия, так и в предыдущих параграфах, и даже главах, заложен различный смысл? Ну, например, типа "в огороде - бузина, а в Киеве - дядька".
      Тогда на неё можно не обращать пристального внимания.
      Но в Торе ничего нет лишнего!
      Согласен. Но в ней, для усиления, могут быть повторения, например, о вышеуказанных первинках урожая, или неоднократный запрет чего-то прибавлять в Тору или убавлять [14].
      ...В процессе существования человечества Господь подсказывает нам, как решать новые проблемы и непонятные старые.
      Всему - своё время. В том числе и для раскрытия этого важного вопроса.
      Хотя пока он "раскрывается" в другую сторону:
      Наши мудрецы рассуждали примерно так: "А что, ежели еврей сварит курочку в молоке, это нормально?"
      - Естественно. Ведь и курица, и птица не попадают в анализируемую мясную градацию.
      -А ежели человек ошибётся, и возьмёт мясо барана, думая, что это мясо курицы (ну, до такого могут "додуматься" только наши соплеменники, и именно те, которые считают, что мы, евреи, самые умные! - или - и сколько ж это надо выпить, чтобы такое сотворить?), и сварит в молоке, и съест?!
      -Естественно, нарушит соответствующие инструкции предыдущих мудрецов.
      Думали, думали, и решили перестраховаться, т.е. в категорию "козлёнок" добавили и курятину, и другую крылатую вкуснятину.
      Браво!..
      
      Литература.
      [1] Бытие 18:8
      [2] Талмуд, Кидушин, 4:14
      [3] Бытие 7:2,8
      [4] Толкование ветхозаветных книг. Бытие. Библейская кафедра. Ред. П.Харчлаа, стр. 57.
      [5] Лопухин А.П. "Толковая Библия", том 1 стр. 114.
      [6] Числа 23:19
      [7] Левит 7:23
      [8] Левит 22:28
      [9] Фрэзер Д.Д. "Фольклор в Ветхом Завете", стр.424-441.
      [10] Эли Бар-Яалом "Недельная глава МИШПАТИМ" http://magen.khatul.ru/midrash.html
      [11] Исход 23:19-20
       [12] Исход 34:26-27
       [13] Второзаконие 14:21-22
       [14] Второзаконие 4:2; 12:32; 13:1; 13:11
      ВЛ
      
      lvs@bezeqint.net
      levi-vs.by.ru
      
  • Комментарии: 4, последний от 17/04/2008.
  • © Copyright Леви Владимир Семёнович (lvs@bezeqint.net)
  • Обновлено: 13/05/2009. 9k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка