Леви Владимир Семёнович: другие произведения.

Смеяться Или Плакать?

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 07/09/2022.
  • © Copyright Леви Владимир Семёнович (lvs@bezeqint.net)
  • Обновлено: 29/11/2008. 16k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

      СМЕЯТЬСЯ ИЛИ ПЛАКАТЬ?
      
      Да, было. Враги сожгли родную хату - Второй Иерусалимский Храм.
      Почему? Талмуд прямо вещает - потому, что евреи беспричинно ненавидели друг друга!
      И это является нарушением главного постулата нашей традиции - "ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО, как самого себя" [1] ...
      Да, так было и "до того", и, самое неприятное для нас - "после того". Конечно, внутренней нелюбви стало меньше (особенно в условиях галута), конечно, теперь мы всегда находим "причину" - Шарон, Ольмерт, партии, Хабад, реформизм, арабы...
      А что такое - "до того"?
      Почему первое наше государство, созданное великим Давидом и укреплённое умнейшим Соломоном, всего через полторы сотни лет разделилось на два - Северное и Южное Царства? Из-за нелюбви евреев друг к другу. Результат - спустя две сотни лет - в 722 году до н.э. ассирийцы покорили Северное царство, и 10 колен рассеялись по миру.
      586 год до н.э. Платить иль не платить? За что, за что? За "крышу", родные мои евреи, за "крышу"! Чего, по большому счёту, требовали Вавилонские, да и другие, завоеватели? Чтобы наша маленькая прекрасная страна, не имеющая мощной армии, отдавала оговорённую сумму, и у нас будет тихо и мирно. А как же наша религия? Не притеснялась ли "крышей"? Да молитесь своему Богу, сколько угодно и как угодно, и мы Его будем уважать, чтобы, между прочим, не сделал нам чего плохого. В покорённых странах практически не было большого военного контингента завоевателей, много информации передавалось просто - через стукачей. Восток, однако...
      В результате многочисленных внутренних распрей царь всея Иудеи заартачился и решил - не платить. Итого: мы оказались в Вавилонском изгнании. И самое страшное - был разрушен Первый Иерусалимский Храм. Великий Иеремия перед этим "сорвал голос", он предупреждал: сегодня мы слабы, нужно думать и тихо делать, - т.е. веря в Бога Единого, не только молиться, но и выполнять Его заповеди. И Он тебе, жестоковыйному, поможет, но тогда, когда ты будешь почти на 100 % прав. Итог - евреи посадили Иеремию в грязную яму, и только благодаря помощи эфиопа (!) он был освобождён [2] .
      Очевидное вмешательство Творца проявилось позже, во времена Макковеев. И не потому, что наша шея нашла новые степени свободы, а потому, что идея ЕдиноБожия могла быть "задавлена" греческой культурой.
      С чьей помощью? Да это надо же уметь - "стучать" на себя! Раньше я думал - ну какой же он профан, этот Антиох Епифан! Оно ли тебе, просирийскому, надо - внедрять культуру Греции в Иудее? Ведь эти вассалы исправно платят тебе дань, бери и будь здоров!
      Да нет же! Незначительная часть еврейской молодёжи, приняв основы греческой культуры, стала "докладать" на "староверов" - они, мол, такие-сякие, баламутят и затевают бунт. Как итого, нуждавшийся в деньгах Антиох Епифан был "вынужден" ввести серьёзные военные силы, и, "по ходу дела", разграбить и разрушить относительно недавно отремонтированный вернувшимися из Вавилонии евреями святыню - Иерусалимский Храм.
      В греческой культуре превалировал культ человека - здорового, красивого. На спорт-площадке и даже Олимпийских играх - обнаженные парни - гляди, радуйся, а ежели ты - она, то и выбирай. Естественно, их "боги" - Аполлон, Геракл, как нищие, без одёжки, - ребята просто прелесть, глаз не оторвёшь.
      А еврейский Бог, которого никто, даже великий Моисей, не видел, это - духовная сила и ум, которого внешне глазами не узреешь, а только - по делам.
      Де-факто весь "антагонизм" этих завоевателей, еще со времён Александра Македонского, прекрасно относившегося к евреям, выливался в простое хихиканье: мало того, что евреи являются язычниками, они ещё и неразумные.
      "Как это, как это?", - воскликнет возмущённый ортодокс.
      А так - обрезание является древнейшим языческим жестом, характерным не только для евреев..
      И мы - неразумные??!
      Конечно, ведь там, где надо наращивать, вы - уменьшаете!..
      Ну, уж чего-чего, а с юмором у нас всё в порядке. Поняли и не обижаемся.
      ...А кровавая война двух братьев, Гиркана и Аристовула, за царский престол - это тоже "традиция" нашего народа? С привлечением одной стороной... АРАБОВ (!) для взятия штурмом Храмовой горы? Возмущённый праведник Хония [3] молился: "О, Боже! И осаждённые, и осаждающие - дети Твои: не делай же того, что желают друг другу обе стороны!" Вы, уважаемый читатель, конечно же, догадались, для чего тогда иудеи использовали кучу спец-стройматериала: бумеранг вернулся - он бросил слова, а получил - камнями...
      После победы арабо-еврейского союза, Иудею, по просьбе других евреев, спасли от арабов - да, господа соплеменники, - римляне, которые затем и разрушили нашу Святыню - Иерусалимский Храм. Повод - наше же восстание против "освободителей". Причина - распри в лагере восставших.
      Рассмотрим кусочки "после того". Прошло полсотни лет, и знаменитый рабби Акива, неустанно повторявший, что есть общее правило, регулирующее отношения между людьми, называемое аhават Исраэль - любовь к народу Израиля, создаёт школу злословия - 24 тысячи его учеников, ненавидящих друг друга, были умерщвлены Рукою Небес - Господь очистил землю от них в течение месяца болезнью, карающей источник - лашон ара...
      А "любовь" ортодоксов к ближнему - хасидам, появившимся в 18 веке, была зафиксирована сдачей Любавического ребе царской охранке, после чего ему пришлось отдохнуть от дел насущных в Петропавловской крепости.
      Сегодняшняя "любовь" ортодоксов и хасидов к реформистам известна всем читателям.
      Что не отмечено ещё - после трагедии 2 Храма росла ненависть к нам различных народов в подавляющем большинстве стран, а также - христиан, плюс - крестовые походы, Холокост...
      Человек совдепии, не знакомый с приведенными элементами истории нашего народа, прочитав, воскликнет: "Да такого быть не может! Так почему ж они всегда такие весёлые, жизнерадостные и дружелюбные?"
      Да, это феноменально. Наша любовь к жизни, наша уверенность, что Всесильный поможет, - когда Сам, как было в Египте, когда через Моисея, Иисуса Навина, Давида, Макковеев, а позже - через Спасителя - Мессию, который явится вот-вот, ну совсем скоро (и так уже более двух тысяч лет подряд!), делают нас, по большому счёту, непотопляемыми.
      Какой народ вынес бы всё перечисленное? Мало того - столько больших неприятностей, так ещё вдобавок - нас очень мало...
      Так от чего ж мы, и почему мы, в подавляющем большинстве - радуемся?
      Наверное, никто не будет отрицать, что это - генетическая наследственность, вложенная некоторым народам, и нам в первую очередь, Самим Творцом.
      Но должны быть, по минимуму, какие-то поводы, и по максимуму - причины.
      Творец знал, что мы жестоковыйны. Знал, что это - на очень долго. И, естественно, дал нам праздники. Их - предостаточно.
      Остановимся конкретно на одном.
      Шабат. Прекрасный День. Особенно это чувствуется в Израиле. Я живу на шумной улице. С двух балконов видно море, подо мною - круг, где разворачиваются автомобили. В шабат их очень мало - религиозным ездить нельзя, равнодушные - отдыхают. Очень мало и полиции. Поэтому в будние дни нарушают правила (обычно не включают световой сигнал поворота) только 10 % машин, а в "честь праздника" - "всего" 20-30. В шабат у нас тихо, и только из проезжающих машин слышна музыка.
      Все религиозные источники, в том числе и основной - письменная Тора, и ТаНаХ, говорят: в шабат - радуйся. [4]. И только один фактор радости - отменён.
      Где, когда, кем, чем, что и почему?
      Везде (в Израиле и за его пределами); в шабат и другие праздники (и даже во время молитвы); мудрецами, шульхан арухом. И имя ему - МУЗЫКА.
      Так ПОЧЕМУ?...
      Понятно, что у религиозных людей основная цель мелодии - пробудить сердце к молитве. А молитва - она же для души. Естественно, что музыка - тоже. Когда мы просим Творца, она нежная, тихая и ласковая, когда славим Его - воодушевляющая и вдохновляющая
      В подавляющем большинстве случаев хорошая музыка - путь сближения людей. И мы должны, используя любой положительный момент, пытаться устранить те естественные элементы несовместимости, которые существуют между людьми.
      Итак получается, что в иудаизме музыка не для праздников, а для будних дней? Да, умные были наши предшественники... А мы сами? Давайте разбираться.
      Как дитя социалистической системы, начну с документов.
      ТаНаХ, песнь на день субботний, вещает: " Хорошо славить Г-спода и петь имени Твоему, Всевышний, Возвещать утром милость Твою, и верность Твою - ночью, На десятиструнной и на арфе, торжественной песней на кинноре, Потому что возвеселил Ты меня, Г-споди, деянием Твоим, делам рук Твоих радуюсь я" [5]. Т.е. Святая книга настоятельно указывает нам использовать музыкальные инструменты в шабат, ибо это праздник, и мы славим Творца. Предельно ясно. Казалось, что и быть посему.
      Во исполнение этого указания в Иерусалимском Храме ежедневно звучали музыкальные инструменты. Совершенно естественно, что и в синагогах, особенно во время молитв, музыкальное сопровождение должно быть обыденным компонентом радости.
      Ан, нет.
      Кицур шульхан арух (КША), в разделе "Некоторые работы, которыми нельзя заниматься в субботу", вещает коротко: "Запрещается производить музыкальные звуки, и с помощью инструментов, и частями тела (за исключением рта)" [6]. Далее: "Всякая запрещённая в субботу работа запрещена и в праздники" [7].
      Основанием для КША являлся запрет мудрецов настраивать музыкальные инструменты в шабат.
      Значит, в Храме можно было в шабат настраивать инструменты, а в синагогах, которые являются малыми Храмами для нас всех уже 2000 лет - нельзя?
      Ответ не может быть однозначным. С одной стороны, Храм - образец всего прекрасного, достойного подражания, с другой - имеются прямые указания, например, об обязательности жертвоприношений только в Храме, т.е. от частного к общему, как в постулате - "не вари козлёнка", здесь, по-логике, не подходит, т.е. необходимо анализировать каждый конкретный случай и принимать соответствующее решение.
      Но в ТаНаХе сказано: "Я стал для них святилищем малым (синагога)" [8], а в КША [9]: "А синагоги и Бейт-Мидраши также называются словом "храм". Значит, музыка должна быть в святых местах наших встреч, где мы молимся, ежедневным атрибутом.
      КША также констатирует[10]: "Наибольшую святость имеет свиток Торы, за ним по степени святости следуют книги пророков (Невиим), затем - Писания (Ктувим), после них - печатные издания, ...весь же Танах в целом более свят, чем Мишна, а она в свою очередь обладает большей святостью, чем Талмуд".
      На основании сказанного - имели ли мудрецы моральное право отменять указание ТаНаХа, галахи? Ведь Тора однозначно предупреждает, что в аналогичных случаях ничего добавлять и убавлять - нельзя [11].
      Что говорят сегодня раввины?
      Ортодокс Рав Бен-Цион Зильбер: "Давид упоминает это в Песни о субботе, но воспевать субботу можно и в пятницу перед наступлением субботы. И даже в течение всей недели. Игра на музыкальном инструменте в субботу - это не работа из 39 работ, которые Тора запретила в субботу, но наши мудрецы запретили это, чтобы это не привело к действиям, запрещённым в субботу" [12].
      Т.е. никакого анализа, ведь так требует традиционный иудаизм - и быть посему. Правильность наших действий сегодня определена вчера, т.е. полторы-две тысячи лет тому назад.
      Раввин Зельман: "Это - один из запретов мудрецов. Изначально установлен из-за возможности нарушения запрета Торы чинить или настраивать инструменты". А далее - самое интересное: "...тут никто ничего не корректировал, просто за неимением Храма ПОКА НЕГДЕ ПО СУББОТАМ ПОМУЗИЦИРОВАТЬ" [13]. Без комментариев...
      Как пояснил Раввин Прогрессивного Иудаизма Григорий Котляр, "ситуация с музыкой следующая: по галахе, в субботу играть на музыкальных инструментах можно, а вот чинить и настраивать их действительно нельзя. Мудрецы запретили играть, на всякий случай, чтобы не дай Б-г не стали и чинить. По известному принципу, "ограда для Торы". Поскольку большинство запретов мудрецов, как справедливо отмечает р. Зельман, на Храм не распространялись, то в Храме на музыкальных инструментах играли, а в синагогах - нет".
      Исходя из слов раввина Котляра, нетрудно догадаться, что не весь еврейский мир "забыл" в шабат о музыкальных инструментах. Т.е. имеется ветвь иудаизма, которая отмечает праздники с музыкальным сопровождением. На основании ТаНаХа и обычной человеческой логики (первоисточник которой, как и всего иного доброго - Творец). Это - прогрессивные иудеи.
      А "в некоторых местах, например, на острове Кюрасао в Карибском море, умные иудеи нашли прекрасный выход: постановили общим голосованием, что органистом должен быть нееврей, во избежание нарушения евреем шаббата" [14]. Ход - истинно еврейский - обезопасить себя "от гнева" Традиции. Это, вообще-то старинный приём. Так то оно так, но ради чего мы лукавим? Ведь Творец всё видит и знает наши мысли, и даже раньше нас!...
      В старом анекдоте очень бедный еврей молит Всесильного помочь ему выиграть в лотерею. Спустя некоторое время - Боже, ты обо мне забыл?
      -Да как я могу помочь, ежели ты не приобрёл ни одного билета?! - вопрошает Творец.
      Нам не надо покупать выигрышный лотерейный билет, т.к. он - мы сами. Ибо мы, евреи сегодняшнего дня, очень БОГаты, являясь первенцами Творца, [15], а первенцы имеют две доли в наследстве [16]; мы имеем свою землю со Святым градом Иерусалимом, плюс - аидише коп [17] со знанием Торы - и это очень много, плюс многовековый опыт борьбы за выживание. Но мы не хотим, чтобы нами "играли", и тем более нет желания, чтобы нас "выигрывали".
      А для этого нужно таки да, таки просто, по настоящему, любить друг друга, и подавляющее большинство неприятностей постепенно растворится в атмосфере творческого труда, радости, песен и музыки. Музыки, звучащей во все дни недели.
      
      Эта статья является ответом на вопрос Владимира Богака из Запорожья:
      "Не является ли нарушением многовековой традиции
       проведение шаббата с музыкальным сопровождением?"
      
      Литература:
      [1] Тора, книга "Ваикра 19:18"
      [2] ТаНаХ, книга пророка Иеремии 38:6,7
      [3] С.М.Дубнов "Краткая история евреев", Феникс, Ростов н/Дону, 1996, стр. 261
      [4] Тора, книга "Шмот 31:16"; ТаНаХ, книга пророка Иезекииля 44:24, 45:17
      [5] ТаНаХ, Тегилим, 92 Псалом Давида
      [6] Кицур шульхан арух, полный текст под ред. Л.Городецкого, гл.80 "Некоторые работы, которыми нельзя заниматься в субботу", стр.256, М., 2006
      [7] Кицур шульхан арух, полный текст под ред. Л.Городецкого, гл.98 "Законы, касающиеся праздника, стр.305, М., 2006
      [8] ТаНаХ, книга пророка Иезекииля 11:16
      [9] Кицур шульхан арух, полный текст под ред. Л.Городецкого, гл.13 "Правила, касающиеся святости синагоги и бет-мидраша", стр.46, М., 2006
      [10] Кицур шульхан арух, Глава 28 "Уважение к священным книгам", Составитель и переводчик Йегуда Векслер Общая редакция профессора Германа Брановера "ШАМИР" Иерусалим 1994
      [11] Тора, книга "Дварим 4:2"
      [12] Рав Бенцион Зильбер "Играть в субботу на гитаре - запрещено?" http://toldot.ru/rus/articles/art/1485
      [13] Раввин Зельман "Виртуальные беседы", http://www.sem40.ru/zelman/besedy.shtml
      [14] Михаил Носоновский "По стопам еврейских работорговцев", журнал Евгения Берковича "Заметки по еврейской истории" Љ12 (61) Декабрь 2005 года berkovich-zametki.com
      [15] Тора, книга "Шмот 4:22"
      [16] Тора, книга "Дварим 21:17"
      [17] Аидише коп (идиш) - еврейская голова
      
       Владимир Леви, Хайфа, 2008
       lvs@bezeqint.net
       http://www.levi-vs.narod.ru/
  • Комментарии: 5, последний от 07/09/2022.
  • © Copyright Леви Владимир Семёнович (lvs@bezeqint.net)
  • Обновлено: 29/11/2008. 16k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка