- Что, вы людей не видели, что ли? - продолжал он тявкать.
- Людей-то видел, - ответил я. - Но вот разгуливающие пивные бочонки не приходилось.
- Знаете что, - фыркнул он, - отправляйтесь в зоопарк. Задумчивым кенгуру нечего делать на улице.
Я понял, что передо мной ругатель высокого класса"
Эрих Мария Ремарк
В апреле 1999 года на заседании философского клуба Инженерной Академии в Запорожье присутствовал московский гость дьякон Андрей Кураев. В своём докладе он подчеркнул главенствующую роль московского Патриархата в развитии религиозно-философской мысли в Украине; мимоходом отметив, что Моисей - не еврейское имя, он сообщил нам, что Бог-Отец Ветхого Завета - жесток, а его сын Иисус - только любовь. Сын, активный Бог, принял на себя муки за нас, людей, а Отец - бездействовал. И привёл пример: представьте, что сержант пожарной охраны проявляет мужество, выносит из горящего здания людей, получает травмы и ожоги. Не может же за этот подвиг получить награду генерал, который в это время пьёт коньяк в своём уютном кабинете!
Понятно, что генерал - Бог Отец, боевой сержант - Иисус Христос, жильцы горящего здания - грешные люди матушки земли [1].
По окончании заседания я, единственный еврей (по физиономии), сидевший в президиуме, негромко сказал: "Отче, некорректно как-то, ведь Иисус вещал: "Я и Отец - одно" [2], а вот Вы... Московский гость резко встал и молча пошёл к выходу.
Через пару часов, как обычно, обмывая философские мысли в узком кругу, начальник отдела по делам религий, сидевший днём рядом с Кураевым, сказал мне: "Володя! Ты бы видел его глаза! А я то думал, что я - антисемит. Но куда уж нам в Облисполкоме до отца Андрея!"...
...Прошли годы. Недавно прочитал в журнале Евгения Берковича статью о Кураеве, в которой в открытую показана и "любовь" этого "христианина" к иудеям, и к одной из библейских книг - "Есфирь" (Мегилат Эстер) [3].
Ну и ну!...
Конечно, "на наезды" отца Андрея, на мой взгляд, есть его же личный ответ: "Когда ап. Павел говорит, что "Все Писание Богодухновенно" [4], - он имеет в виду ветхозаветные книги" [5]; т.е. христиане считают Ветхий Завет (ТаНаХ) святым (к слову, во времена ап. Павла Нового Завета ещё не было), и, критикуя книгу Эстер, Кураев элементарно нарушает свои же, христианские каноны.
Да и общеизвестное изречение Иисуса из Назарета: "Не судите, и не будете судимы" [6] кандидату богословия, должно быть, тоже известно.
Галопом просмотрел в Интернете: что - он, и что - о нём.
Боже мой! Да его критикуют все - от христиан до атеистов!
Несколько фрагментов из кругозора о.Андрея.
1.О ЕВРЕЯХ - заголовки видеороликов (смотри и слушай):
-BBCRussian.com: "Почему в ХХI веке люди продолжают взрывать друг друга"? А.Кураев: "У меня нет списка людей, которых хотелось бы ЗАМОЧИТЬ В СОРТИРЕ, так что мне не вполне понятна логика тех, кто готов убивать" [10];
-Членство Украины в "НАТО" - мечта России. "Лучший способ КАСТРИРОВАТЬ НАТО - это сделать нашу братскую Украину членом этого союза" [11].
Конечно, вершиной познаний и культуры этого человека можно назвать объяснение разнополым молодым слушателям значение одного "солёного мужицкого слова". В видеороликах на экране компьютера отец Андрей, чётко произнося все пять букв "шедевра", возмущается: "Ну, какая же б. слово б. обозвала матерным? Ведь в словаре Дьяченко первое значение этого слова происходит от глагола - заблуждаться!" [12].
(Нашёл в Интернете сие толкование [13]. Действительно, дела давно минувших дней - определение понятия в церковно-славянском : 1. Обман, заблуждение; 2. Пустословие, пустяки; 3. Выдумка; 4. Разврат, прелюбодеяние).
Сегодня у этого слова имеется только одно значение - крайне неприличное, и профессор Кураев отлично это знает.
Когда корреспондент радио "Маяк" задал вопрос: "Что русская церковь думает о предстоящем концерте Мадонны в Москве?", святой отец ответил: "Много чести, чтобы русская православная церковь что-то думала о каждой русской и каждой заморской б.!"
Почему же несомненно умный, грамотный профессор Кураев так некорректно относится и к иудеям, и к христианам?
Сначала выскажу второе предположение - как всегда, во всём виноваты евреи. Вернее - ессеи. По мнению большинства исследователей, и Иоанн Креститель, и Иисус из Назарета в молодости общались с ессеями и даже были членами этой еврейской секты, строго (и даже - чересчур) исполнявших все заповеди Святой Торы.
Все, кроме одной, самой первой и очень важной - плодитесь и размножайтесь! Указания естественного, понятного и желаемого обеими сторонами - участниками процесса. И никаких оправданий, за редчайшими бытовыми исключениями, просто быть не может.
Однако в поселениях ессеев практически не было женщин.
Чем это можно объяснить?
Ну, вообще-то, активней всего "кучкуются" свои: берущие - с берущими, дающие - с дающими, интеллигенты - с интеллигентами, а импотенты - с импотентами...
Был ли Иисус Христос недееспособным в обсуждаемом вопросе?
А чего здесь сомневаться? Как иудей, он и призывал, и сам исполнял указания Торы. А здесь - просто, молча - нет. И все эти книжные и киношные фантазии пишущей братии о контакте Иисуса с бывшей сумасшедшей Марией Магдалиной [14], - элементарно удавшаяся попытка привлечь внимание двуногих, ищущих "изюминку" в неожиданном.
Мне начнут возражать христиане - Иисус был бродягой [15], а дети мешают полностью отдавать себя религии, и примеры многих наших святых, отображаемых ныне на иконах - налицо.
А я и не протестую. Только осмелюсь сказать - первопричиной ухода этих верующих людей в скиты, пещеры и монастыри (а эту "свинью" христианам таки "подложили" ессеи!), - в большинстве случаев была импотенция. Ну, а на нет - и суда нет.
И приведу уважаемым оппонентам общеизвестное. И много нынче в иудаизме тех, кто может, но не производит? Таки практически таких - и нет. Я не буду переходить на личности, ибо это займёт всё оставшееся для сией и других статей место.
Многие из этих прекрасных сынов человеческих занимают серьёзные руководящие, в том числе и религиозные посты, а большинство - просто верующие евреи. И полностью отдаются и работе, и воспитанию детей.
Итак, первое, более глобальное предположение - Творец, заранее зная, что определённые люди будут излишне в чём-то грешить, лишает их возможности производить.
Вариант спасения очень прост - изменить образ жизни, лишить себя злословия или других недостатков, и - победа будет за вами.
Поразительны в этом отношении Любавические хасиды: сколько живых примеров - человек, по совету Ребе Шнеерсона, менял что-то в своей жизни, молился Богу и результат - дети - естественен.
"В человеке всё должно быть прекрасным - и лицо, и одежда, и душа, и мысли" [16]. И каким бы духовно совершенным он ни был, бытие физическое, со всеми его плюсами по Писанию и минусами собственных ошибок, как в песне - "именно он называется жизнь". Не может быть нормального существования индивидуума, который не имеет рядом обожаемой и не оставляет после себя реального потомства, своей кровинушки от кровинушки. Портится характер, появляются неоправданные ошибки.
На примере того же доброго и непорочного, как утверждают христиане, Иисуса, мы видим: устроил совершенно неприличное для иудея побоище возле святыни - Иерусалимского Храма, [17], обозвал апостола Петра сатаною [18], а кандидата в апостолы - Павла даже ослепил, правда, всего лишь на три дня [19].
...Отец Андрей молод, ведь 45 - время расцвета! Его религиозный сан - дьякон - невелик, ниже сержанта в армии или пожарной охране, т.е. он принадлежит к "белому" духовенству, которому дозволено всё истинно человеческое.
Но что-то лишнее изнутри жжет его, а чего-то - нехватает. Со стороны ясно видна первопричина - надо, необходимо жениться на молодой и красивой, верящей в его звезду, попытаться воспроизвести деток, (сразу не получиться - усыновить-удочерить и - молиться, просить Творца дать возможность самому сотворить); воспитывать их в христианском духе, и, естественно, - Господь, который помогает всем, стремящимся исполнять Его заповеди, начнёт больше благоденствовать и ему.
Кураев, несомненно, станет и добрее, и объективнее, а многое - суета сует - элементарно отпадёт.
В противном же случае Андрей Вячеславович так и останется просто маститым ругателем высокого класса.
Литература:
[1] Газета "В поисках истины" Љ 1/1999, стр.8
[2] Евангелие от Иоанна (10:30)
[3] Евгений Майбурд "Богословие ненависти", журнал "Заметки по еврейской истории" ЉЉ 7(98), 8(99), 9(100)
[4] Второе послание Тимофею (3:16)
[5] Андрей Кураев "Наследие Христа", глава "Кто автор Нового Завета?"