Это было 2000 лет назад - если хотите точнее, так 2001, может быть...
Как раз в то время, когда смущались люди Израиля, не знали, как вырваться из плена опутавшей паутины римского захвата. Это было 2000 лет назад, во время Иисуса Христа, хотя рассказ мой о другом.
Иисус родился не в том нулевом году, а на несколько лет позже, потому что всеобщая перепись людей и имущества их проводилась в римской Иудее императором Августом в 7 году новой эры, а царь иудейский Ирод умер в 4 году до новой эры, а Понтий-всадник Пилат заступил на прокурорскую должность вообще в 14 году нашего времени...
Это было 2000 лет назад, когда смущались люди Израиля, не знали выхода из охвативших клещей, не понимали, как жить, захваченные Римской благодатью: живи свободно, но не бунтуй, зарабатывай на семью, где хочешь, но отдавай половинный налог для пропитания римских солдат, которые тебя охраняют, а лучше всего, иди работать на римское государство. Это всегда выгодно - работать на государство, иди строить дороги к морю из своей глубинки, и от моря к глубинке соседней. Будешь зарабатывать римские сестерции, а не старенькие шекели, или сикли, простите за выражение...
Вот так и уходили отцы семей на заработки, оставляя арендованные дунамы - то есть ары земли. И вправду ведь, приходя раз в неделю на шабат домой со стройки длинной дороги, приносили недельную плату в сестерциях. На эти деньги семья могла не отказывать себе ни в чём необходимом, потому что хозяин и в конце следующей недели опять придёт с деньгами, и ещё раз, и два..дцать раз... А потом дорога заканчивается у моря, и рабочие идут по ней назад домой, в деревню, в Галилею.
За это время земельный дунам сдан в аренду следующему бедняку, а за тем стоит в очереди следующий безработный родственник. Отцу - строителю работы в своей деревне уже не найти... И отправляется он с товарищами на вольные заработки. Кто - на знакомую дорогу, подкарауливать за поворотом плохо охраняемый караван, кто - просить подаяния хлебцем и рыбкой, кто-то просто грабить близких и дальних соседей, а некоторые - врачевать отчаявшихся заговорами да гипнозами - ты сыт, мол, крошкой хлебушка на всю семью и пьян стаканом озёрной водички... (не зря мы говорим о временах начала первого века нашей эры, когда появились в малой стране тысячи разбойников и сотни мессий.) И этих и тех периодически - профилактически прибивали по рукам и ногам к кедровым крестам.
Эра началась с захвата и родила обман. Обман родил террор.
В это время в Верхней Галилее один из еврейских книжников был довольно уважаем в своём городке, а может, в своём квартале. Читал он Книгу, учил её мудрость. Бог дал ему сына - читал вместе с сыном. Домишко в городке был мал, один сын, остальные девочки, работы нет, решил еврей спасаться чтением Книги. Чтобы не мешали голодные домашние, нашёл в северной стороне себе пещерку, расширил - углубил её вместе с сыном, и каждое утро уходили туда читать и молиться, а к ночи они возвращались домой с какой - нибудь едой для своих женщин.
Еду не просили отец и сын. Дорога их к молельной пещере проходила через городок, базар, площадь... Разговаривали евреи о том, что будет дальше и спрашивали у праведника, который проводил дни в молитвах, спрашивали так:
-Ой, ну сколько же можно терпеть эту римскую власть?..
-Евреи, - говорил цадик, - успокойтесь, разве вы не видите, что римляне принесли вам только хорошее? Раньше у вас не было порядка - теперь у вас есть порядок. Раньше вы могли болтать о власти, что хотели - теперь вас слушают на каждом углу и поправляют плетьми ,чтоб вы не ошибались... Раньше у вас не было мощёных дорог к морю, и вы своё оливковое масло, вино, и пшеницу продавали свободным купцам где хотели и как хотели, зато теперь есть у вас дороги, теперь вы можете свободно ездить к морю только по ним, и только там продавать только римским купцам ваш товар, и только заплатив римской власти налог на дорогу и на продажу. И свободно возвратиться домой по той же дороге, заплатив совсем небольшой налог за возвращение домой... Зато какая же честь для вас -жить и работать во славу цезаря...
Вооот...
По дороге книжника просили рассудить споры и ссоры, давали немного еды... Так он и жил в то трудное время...
Донесли, конечно, наместнику в Иерусалим про слишком умного еврея, смущающего и без того запутавшиеся головы мужчин, которые не могли найти пропитание себе и семьям... Донесли римскому наместнику в Иудее, а может быть, донесли и прямо прокуратору, тому, кто назначал наказания.
И приговорил прокуратор далёкого галилейского смутьяна к казни.
И направил прокуратор отряд исполнителей казни верхнюю Галилею...
Молва бежит быстрее убийц...
Прибежали соседи к приговорённому еврею - прямо в пещеру на склоне горы:
"Беги, спасайся, ещё успеешь, пока они подтащатся!!!"
"Спасибо, соседи, не мешайте - видите, занят я - читаю Книгу."
"Послушай, еврей, даже не ради тебя мы стараемся, убеги хотя бы,
чтобы спасти от смерти своего сына - он-то ни перед кем не виноват..."
"Оставьте нас, евреи, я ни за что не соглашусь, чтобы сын мой любимый
жил в бегах и прятался от людей, как волк. Уйдите, соседи, не мешайте нам читать в Книге..."
Очень старались соседи спасти жизнь праведника, убеждали и умоляли его, пока не подошли солдаты прокуратора... И свершился приговор над евреем и его сыном. Казнили их прямо рядом с молитвенной пещерой.
"Итгадель вэ иткадешь шмей раба" - что означает : "Возвеличься и воссвятись в великих небесах" - первые строки поминальной молитвы. Эту молитву произносят каждый год в день смерти еврея на месте захоронения,
над могильным камнем в присутствии родных и друзей. Считается по традиции необходимым миньян - присутствие десятка евреев - мужчин. Не про нас будь сказано - миньян надо собирать. В сам день похорон так и так подтянется десяток своих, на годовщину семья пригласит знакомых подойдут... Вторая годовщина, третья, дальше идёт с натугой, да ладно, чего скрывать - приглашаем за деньги шатающихся по кладбищу профессиональных "миньянщиков", дело обычное...
А к тому еврею, который умер примерно 2000 лет назад в верхней Галилее,
на годовщину каждый год собираются многие тысячи.
Шимон Бар - Юхай из Цфата, который выкопал в подножьи горы Мерон
маленькую молельную пещеру, памятен так же, как и его современник из Назарета, каждый из них в своём масштабе, конечно. Может быть, не случайно вспомнился сегодня Шимон Бар - Юхай, именно сегодня, в день окончания еврейской и начала христианской пасхи?.. Не случайно. Этих двух сынов человеческих объединяет сила сознательного выбора между жизнью и верой.