|
Я |
всё
ещё под впечатлением фильма французского режиссёра Жака Ривета
(Jacques Rivette) "Вздорная красотка", выпущенного в
прокат в 1991 году. Речь в нём идёт о творческом процессе создания
произведения искусства. Он совсем не такой, каким я это представлял
ранее. Я мыслил упрощённо: художник выбирает себе по вкусу натурщицу,
сажает (или кладёт) её в позу Данаи или другого персонажа, который
хочет изобразить, и рисует то, что предстаёт его взору. Оказалось,
что такой механический алгоритм для творчества не годится. Это
что-то вроде арифметики по сравнению с высшей алгеброй. Фабула
такова. |
Престарелый мастер примерно моего возраста (его великолепно играет Мишель
Пикколи) - на протяжении десяти последних лет пребывает в творческом застое.
Вызвано это тем, что когда-то он предпринял неудачную попытку написать
знаменитую древнеримскую проститутку, славившуюся своей несравненной красотой.
Это вовсе не была падшая, как мы сейчас говорим, женщина. Она являла собой
что-то типа японской гейши, обладавшей высочайшим интеллектом, богатым
внутренним миром и, конечно, сказочной красотой. В качестве натурщицы
художник использовал свою когда-то горячо любимую жену. Но на момент создания
картины любовь притупилась, и замысел
художника без эмоциональной подпитки потерпел крах.
И вот после 10-ти лет
творческого застоя художник встречает красивую молодую женщину-писательницу,
при виде которой у него вновь пробуждается желание осуществить прежний
план. Роль этой женщины замечательно играет актриса Эммануэль Бэар (Emmanuelle
Beart). Писательница замужем за молодым талантливым художником и у неё
вроде бы нет никаких стимулов позировать кому-то в качестве натурщицы.
Но муж убеждает её согласиться и способствовать созданию шедевра, который
может написать лишь этот мастер. Женщина в ярости. Она считает мужа предателем.
Но художник уже обрёл власть над ней. Завороженная грандиозностью замысла,
она, никому ничего не говоря, рано утром отправляется в мастерскую художника.
|
Кадр
из фильма
|
|
Так
начинается этот длительный творческий процесс. Он, как я уже обмолвился, совсем не
похож на нарисованную мною схему. Художник начинает с эскизов, которые,
на первый взгляд, вовсе не имеют никакого отношения к планируемой
картине. Он пишет их пером и кистью в тетрадях, на листах бумаги.
Поначалу Эммануэль даже не обнажена. И вот наступает момент, когда
актриса предстаёт перед художником (и нами, зрителями) неглиже.
Режиссёр не ошибся, тело Эммануэль Бэар - само совершенство! Что
только художник с ней не вытворяет, в какие только позы её не сажает
и не кладёт! Эскизы, эскизы, эскизы... Кажется, что этому не будет
конца. В конце концов, художник впадает в транс: он не до конца
изучил свою натуру и готов отказаться от своего замысла, считая,
что не в силах его осуществить.
И тут вмешивается героиня Эммануэль. Она не согласна отказаться
от того, на что с таким трудом согласилась!
Художник продолжает
работать. Я не рассказываю о фоне этих событий, участии жены художника
и его друзей в творческом процессе: все ждут завершения работы,
рождения шедевра. И вот картина готова. Художник показывает её Эммануэль.
Она потрясена, ибо узнала в творении одновременно и себя, понятую
художником до мельчайших нюансов, и куртизанку, с которой у неё,
оказывается, так много общего. Видит картину тайком и жена художника,
которая также потрясена воплощением того, что мужу не удалось, когда
моделью была она.
Всё это завершается
неожиданным образом. Художник больше никому не показывает своего
творения. Он замуровывает картину в стену,
считая свою миссию выполненной. Никто и никогда об этом не узнает.
А друзьям он показывает какой-то ничего не значащий муляж, выдавая
его за своё произведение.
Вот такой фильм.
| |
|
|