Либкинд Борис Михайлович: другие произведения.

La Belle Noiseuse ("Вздорная красотка")

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 14/02/2009.
  • © Copyright Либкинд Борис Михайлович ( liebkind37@gmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Иллюстрации: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия


  •  
    Я
    всё ещё под впечатлением фильма французского режиссёра Жака Ривета (Jacques Rivette) "Вздорная красотка", выпущенного в прокат в 1991 году. Речь в нём идёт о творческом процессе создания произведения искусства. Он совсем не такой, каким я это представлял ранее. Я мыслил упрощённо: художник выбирает себе по вкусу натурщицу, сажает (или кладёт) её в позу Данаи или другого персонажа, который хочет изобразить, и рисует то, что предстаёт его взору. Оказалось, что такой механический алгоритм для творчества не годится. Это что-то вроде арифметики по сравнению с высшей алгеброй. Фабула такова.


    Престарелый мастер примерно моего возраста (его великолепно играет Мишель Пикколи) - на протяжении десяти последних лет пребывает в творческом застое. Вызвано это тем, что когда-то он предпринял неудачную попытку написать знаменитую древнеримскую проститутку, славившуюся своей несравненной красотой. Это вовсе не была падшая, как мы сейчас говорим, женщина. Она являла собой что-то типа японской гейши, обладавшей высочайшим интеллектом, богатым внутренним миром и, конечно, сказочной красотой. В качестве натурщицы художник использовал свою когда-то горячо любимую жену. Но на момент создания картины любовь притупилась, и замысел художника без эмоциональной подпитки потерпел крах.
    И вот после 10-ти лет творческого застоя художник встречает красивую молодую женщину-писательницу, при виде которой у него вновь пробуждается желание осуществить прежний план. Роль этой женщины замечательно играет актриса Эммануэль Бэар (Emmanuelle Beart). Писательница замужем за молодым талантливым художником и у неё вроде бы нет никаких стимулов позировать кому-то в качестве натурщицы. Но муж убеждает её согласиться и способствовать созданию шедевра, который может написать лишь этот мастер. Женщина в ярости. Она считает мужа предателем. Но художник уже обрёл власть над ней. Завороженная грандиозностью замысла, она, никому ничего не говоря, рано утром отправляется в мастерскую художника.






     

     

    вздорная красотка []

    Кадр из фильма

     


    Так начинается этот длительный творческий процесс. Он, как я уже обмолвился, совсем не похож на нарисованную мною схему. Художник начинает с эскизов, которые, на первый взгляд, вовсе не имеют никакого отношения к планируемой картине. Он пишет их пером и кистью в тетрадях, на листах бумаги. Поначалу Эммануэль даже не обнажена. И вот наступает момент, когда актриса предстаёт перед художником (и нами, зрителями) неглиже. Режиссёр не ошибся, тело Эммануэль Бэар - само совершенство! Что только художник с ней не вытворяет, в какие только позы её не сажает и не кладёт! Эскизы, эскизы, эскизы... Кажется, что этому не будет конца. В конце концов, художник впадает в транс: он не до конца изучил свою натуру и готов отказаться от своего замысла, считая, что не в силах его осуществить. И тут вмешивается героиня Эммануэль. Она не согласна отказаться от того, на что с таким трудом согласилась!
    Художник продолжает работать. Я не рассказываю о фоне этих событий, участии жены художника и его друзей в творческом процессе: все ждут завершения работы, рождения шедевра. И вот картина готова. Художник показывает её Эммануэль. Она потрясена, ибо узнала в творении одновременно и себя, понятую художником до мельчайших нюансов, и куртизанку, с которой у неё, оказывается, так много общего. Видит картину тайком и жена художника, которая также потрясена воплощением того, что мужу не удалось, когда моделью была она.
    Всё это завершается неожиданным образом. Художник больше никому не показывает своего творения. Он замуровывает картину в стену, считая свою миссию выполненной. Никто и никогда об этом не узнает. А друзьям он показывает какой-то ничего не значащий муляж, выдавая его за своё произведение.
    Вот такой фильм.

     

     



            

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • Комментарии: 5, последний от 14/02/2009.
  • © Copyright Либкинд Борис Михайлович ( liebkind37@gmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 7k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка