Зив-Ами Лиора: другие произведения.

Что есть советское еврейство?

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 08/10/2021.
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 25/07/2019. 16k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Скачать FB2
  • Оценка: 7.58*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Неужели не очевидно, что нынешний политический кризис вызван не противостоянием ·левыхЋ и ·правыхЋ, а противостоянием советского еврейства с несоветским еврейством? Советское еврейство невозможно впихнуть не только в матрицу талмудического раввинизма, на чем играет Авигдор Либерман. Советское еврейство невозможно впихнуть и в израильскую политическую матрицу с ее ·представителями общиныЋ, коалициями и прочей чепухой.ВЫВОД: пришло время создавать новую политическую матрицу, на что способно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО советское еврейство.Все прочие не тянут!

  •   
      1. Уникальность опыта советского еврейства
      
      1.1 Уникальность опыта советского еврейства настолько очевидна, что можно лишь поражаться тому, что вопрос "что есть советское еврейство?" отодвинут на обочину общественного интереса.
      Всем как бы все давно ясно.
      Но столь легкомысленное отношение к советскому еврейству лишь демонстрирует кризис всех существующих аналитических матриц: советское еврейство ни в одну из них не вписывается.
      Прежде всего советское еврейство категорически не вписывается в еврейскую традиционную матрицу, отрицая самим своим существованием ее базисные постулаты.
      Что это за постулаты, хорошо известно: евреев сохранила религия; община является основой еврейской самоорганизации; самосознание евреев сформировала разработанная талмудистами система заповедей и т.д.
      
      1.2 В СССР евреи оказались отрезанными от всего предшествующего национального опыта: ни религии, ни истории, ни общины, ни традиционных символов, обрядов, праздников - Железный занавес, как гильотина, отсек советских евреев от всего еврейского мира.
      Но евреи не пропали, а, напротив, сформировали принципиально, новое ЕВРЕЙСКОЕ самосознание, основанное не на религии, а на цивилизации. Новое ЕВРЕЙСКОЕ самосознание определило и принципиально новый еврейский опыт
      Ничего подобного не было за всю 3000-летнюю еврейскую историю.
      В СССР евреи не искали свое особое место в политической системе другого народа, свое "государство в государстве". Напротив, евреи сами оказались среди создателей политической системы сверхдержавы СССР.
      Ничего подобного не было за всю 2000-лет историю рассеяния евреев среди народов мира.
      
      1.3 А что произошло после распада СССР? Ведь что-то же произошло или исторический путь, пройденный советским еврейством, был путь в никуда?
      Мы даже не задаемся таким вопросом, а значит, лишаем себя возможности не только понять, что происходит, но и представить себе, куда мы идем.
      А между тем после распада СССР именно советское еврейство оказались в ситуации, которой нет аналога в мире.
      Через общее происхождение советские евреи, с одной стороны, связаны с мировым еврейством, обладающим уникальным опытом мировой диаспоры, а с другой стороны, с отцами-основателями Государства Израиля, в котором теперь живет масса советских евреев и их родственников.
      А через бывших соотечественников многонациональной Сверхдержавы СССР советские евреи связаны со всем миром: с кем-то вместе жили; с кем-то учились, работали, дружили; с кем-то породнились. И со всеми вместе воспитывались на общем языке, обучались по одним и тем же образовательным программам, подчинялись одним и тем же законам - то есть, на протяжении 3-х поколений составляли единый советский народ.
      Если учесть, что бывшие советские люди разбрелись по всему миру, активно общаются в интернете на русском языке, обмениваясь впечатлениями, мнения, идеями, то станет очевидным: советское еврейство обладает огромным незадействованным потенциалом.
      
      1.4 Почему же мы не обнаруживаем этот потенциал?
      Причина в оценке взаимоотношений евреев с Советской родиной: эти взаимоотношения сведены к примитивной схеме.
      В СССР евреи страдали от разрушения традиционной еврейской жизни. Распад СССР принес евреям долгожданную свободу: евреи смогли вернуть себе все понесенные при советской власти потери, что якобы и происходит.
      Эта схема, однако, не имеет ничего общего с реальностью.
      
      ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
      
      Отношения евреев с советской родиной можно разделить на 3 этапа:
      1917-1945. От Октябрьской революции до окончания 2 МВ.
      1945 - 1967. От окончания 2 МВ до Израильской 6-дневной войны.
      1967 - 1991. От 6-дневной войны до распада СССР.
      
      ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
      
      2. 1917-1945. От Октябрьской революции до окончания 2 МВ.
      
      2.1 После Октябрьской революции и до 2 Мировой войны евреи видели в СССР единственное государство, в котором был решен "еврейский вопрос". "Вопрос" состоял в особом статусе закрытой еврейской общины среди чужого окружения.
      До Нового времени этот статус был само собой разумеющимся; более того - евреи всеми средствами отстаивали свой статус "государства в государстве".
      В Новое время ситуация изменилась: Дух времени диктовал необходимость выйти из этой многовековой замкнутости. Но как это сделать, как взаимодействовать с чужой средой?
      Эмансипация казалась решением этого вопроса.
      Однако по мере того, как евреи эмансипировались в среде европейских народов, нарастало сопротивление этому процессу со стороны этих народов.
      Показательно Дело Дрейфуса, которое раскололо Францию, то самую Францию, где евреям впервые были предоставлены гражданские права. Понятно, что судьба какого-то капитана-еврея не могла произвести такого эффекта. Французы усомнились в самом принципе самоидентификации по гражданству, который сами же предложили французским евреям.
      И Франция в своем сомнение была не одинока: это показали все события первой половины ХХ века, которые логически привели к гибели европейского еврейства.
      
      2.2 В отличие от Запада, Октябрьская Революция радикально решила "еврейский вопрос".
      Революция разрушила все преграды, которые препятствовали созданию новой общности людей - советского народа. А этими препятствиями как раз и являлись религия, политический устройство, законодательство, традиция - то есть, все, на чем основывалась традиционная еврейская жизнь в рассеянии.
      Все создавалось заново.
      Советский радикализм позволило евреям выйти из черты оседлости, установленной для евреев царским режимом и расселиться по культурным центрам Русского государства, где прежде даже временное проживание было под запретом. Евреи теперь могли воспользоваться - и воспользовались - всеми культурными накоплениями титульной нации, которые были сделаны до революции. И главное - в СССР евреи получили свободный доступ к образованию, о котором в Российской империи могли только мечтать: теперь евреи не только учились, но и учились учить, обретая новый для себя опыт преподавания.
      Неудивительно, что советские евреи, как никто иной, воспевали СССР, причем в прямом смысле слова. Достаточно упомянуть знаковые имена: Исаак Дунаевский (Широка страна моя родная, Марш энтузиастов), братья Покрасс "Красная армия всех сильней, Москва майская". Лирику я упоминаю потому, что лирика не лжет: людей можно убедить в чем угодно, но их нельзя заставить чувствовать.
      А советские евреи так чувствовали и чувства эти разделяло множество евреев зарубежных, закрывавших глаза на страшную цену, которую заплатили миллионы людей за перестройку Российской империи в Советский Союз. Главное - в СССР решен "еврейский вопрос".
      
      2.3 И опять-таки эпоха. Нужно понимать, о каком времени идет речь.
      По улицам довоенной Европы маршируют штурмовики, в Германии - Мекке учености - Гитлер приходит к власти, принимаются законы, перечеркивающие все достижения эмансипации за 1,5 века, все надежды евреев на будущее. И сочувствующих у нацистов огромное множество практически во всех европейских странах.
      Судьба евреев разделенной Польши наиболее ярко демонстрирует различие между западным решением "еврейского вопроса" и российским. В западной части все евреи уничтожены; в российской большинство спасено благодаря решению вывести польских евреев вглубь СССР. Понятно, кто принимал решение и понятно, по какой причине. В Израиле мне еще довелось встретить множество евреев, которые говорили по-русски с польским акцентом. Живые свидетели эпохи.
      
      3. 1945 - 1967. От окончания 2 МВ до Израильской 6-дневной войны.
      
      3.1 Но после Второй мировой войны ситуация меняется: СССР становится сверхдержавой и по-новому начинает решать "национальный вопрос".
      Титульная нация превращается в старшую сестру всех советских народов, а евреи - в безродных космополитов.
      Расстреливают Еврейский антифашистский комитет. Он был создан во время войны из расчета на еврейскую солидарность: нужно было мобилизовать евреев США для помощи СССР в войне. И солидарность оказалась действенной.
      Однако она проявила то, что сами евреи пытались отрицать: никакие евреи не интернационалисты; они по-прежнему рассеянный народ. Так что с наступлением Холодной войны еврейская солидарность превратила евреев в пятую колону "безродных космополитов", угрожающую Советской сверхдержаве.
      
      3.2 И хотя жертвами борьбы с космополитизмом были не только евреи, само клеймо "безродный космополит" априори ставилось на евреях, и выводило евреев из дружной семьи братских советских народов. Все были народами, а евреи - "лицами еврейской национальности", так как признаков "нормального народа" у евреев не обнаруживалось.
      "Дело врачей", расстрел еврейских писателей: вектор развития отношений Советского государства с евреями был задан.
      
      3.3 И только в 1967 году проявилась его направленность: между Израилем и арабскими странами разразилась война, а между евреями и Советской сверхдержавой возникла трещина, которая отныне могла лишь расширяться.
      
      4. 1967 - 1991. От 6-дневной войны до распада СССР.
      
      4.1 В арабо-израильском конфликте СССР стал на сторону арабов.
      Эта позиция могла восприниматься как поддержка очередного "братского народа", каковым до этого был корейский, кубинский, вьетнамский, ангольский, афганский. Шла Холодная война и у каждой сверхдержавы были собственные клиенты.
      Но в случае Израиля ситуация была принципиально иной. Ведь речь шла не о смене режима, не о политической переориентации государства, которое намеревались втянуть в круг советских сателлитов. Речь шла об уничтожении Государства Израиля с неизбежным геноцидом его населения.
      Арабы же не скрывали цель, которую преследовали. Так что своей безоговорочной поддержкой арабов СССР проявил солидарность с самой этой целью: уничтожение Государства евреев, которое вовсе не было враждебно по отношению к СССР; уничтожение народа, который всего-навсего хотел иметь собственное государство, как прочие народы.
      
      4.2 Для советских евреев это был шок.
      Реакция последовала практически сразу же: началась борьба евреев за выезд из СССР в Израиль, возникло сионистское движение.
      И...возвращение к национальной традиции, религии, культуре - всего того, что разрушила Октябрьская революция. (Я очень хорошо помню это время, сама была участницей всех этих событий)
      
      4.3 Именно тогда родился Образ страдающих евреев, которых насильно оторвали от корней.
      И вновь была задействована еврейская солидарность, но уже для другой цели - для войны против СССР.
      Образ страдающих братьев, узников преступного советского режима оказался мощным средством пробивания бреши в Железном занавесе Советского государства.
      Уже после выезда из СССР я беседовала со многими американскими евреями, которые принимали непосредственное участие в борьбе за свободу советских евреев. Они всерьез верили, что воюют за советских евреев не только как евреи, но и как американские патриоты против "Империи Зла", каковым теперь представлялся СССР.
      
      4.4 Совершенно неожиданно выяснилось, что клеймо "безродности" приносит огромные дивиденды.
      "Безродным космополитам" было позволено то, о чем другие народы-братья даже мечтать не смели: выезд за границу якобы для воссоединения с родственниками, передача и получение информации из-за границы, разного рода помощи от зарубежных соплеменников.
      Советским евреям было кому пожаловаться на советский режим; ни у кого другого такой возможности не было. Начальника отдела института, где работал мой муж, посадили на 12 лет за статью об экологической ситуации в СССР. Но его никто не защищал, потому что он был славянином, а не евреем.
      
      5. Но вот цель достигнута: Железный занавес рухнул и в Большой мир вышли несчастные страдальцы "Империи Зла".
      
      5.1 И мир увидел результат этих "страданий": поголовная грамотность, масса ученых, инженеров, врачей, музыкантов, учителей и т.д.
      Они разбрелись по разным странам и фантастически преуспели, хотя начинать новую жизнь приходилось с изучения языка (за Железным занавесом знание языков не поощрялось по понятной причине)
      Привожу цитату из статьи Юрия Магаршака и Олега Лиговского "Русское еврейство - нить, способная соединять народы и страны."
      Ссылка на статью Юрия Магаршака и Олега Лиговского http://www.elektron2000.com/figovsky_magarshak_0095.html
      
      Универсальность еврейской мысли в соединении с универсальностью русской культуры, на которой мы были взращены - колоссальная сила и громадный потенциал. Неслучайно эмигранты из бывшего СССР (как минимум, на 50 процентов еврейская) в Соединенных Штатах оказалась самой успешной группой населения за всю историю США, причем с беспрецедентным отрывом. То есть по признаку успеха в Соединенных Штатах по всем показателям (в расчете на человека) нас попросту не с кем сравнивать, МЫ успешнее всех групп эмиграции в Америку за последние двести лет в разы!
      
      5.2 Но я - израильтянка и могу судить только об Израиле.
      Охарактеризовать буквально спустившийся с неба 1000000 бывших советских граждан можно двумя славами: манн небесный. На протяжении 32 лет израильской жизни я могла непосредственно наблюдать за тем, как этот "подарок" Израилю от СССР изменил Государство: советская алия вывела Государство на принципиально новый уровень.
      Однако у Израиля есть одно принципиальное отличие от всех стран еврейской эмиграции: в Израиле, где собираются евреи со всего мира, создается своего рода общий национальный знаменатель, на котором отчетливо различается влияние разных народов на евреев.
      Аналога советскому еврейству нет. Оно стоит особняком, не вписываясь в традиционную национальную матрицу, в которую все остальные, не смотря на все очевидные отличия, как раз вписались.
      
      ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
      
      Неужели не очевидно, что нынешний политический кризис вызван не противостоянием "левых" и "правых", а противостоянием советского еврейства с несоветским еврейством?
      Советское еврейство невозможно впихнуть не только в матрицу талмудического раввинизма, на чем играет Авигдор Либерман. Советское еврейство невозможно впихнуть и в израильскую политическую матрицу с ее "представителями общины", коалициями и прочей чепухой.
      ВЫВОД: пришло время создавать новую политическую матрицу, на что способно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО советское еврейство.
      Все прочие не тянут!
  • Комментарии: 1, последний от 08/10/2021.
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 25/07/2019. 16k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Оценка: 7.58*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка