Зив-Ами Лиора: другие произведения.

Эпоха Просвещения: пролог к глобальному хаосу или порядку?

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 12/02/2019.
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 28/01/2019. 33k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: ПРОЛОГ К ГЛОБАЛЬНОМУ ХАОСУ ИЛИ ПОРЯДКУ? - третья часть эссе "Глобальный исход на Землю ТАНАХа" Первая часть. ИЗРАИЛЬ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕhttp://world.lib.ru/l/liora_z/izsvz-vvedenie.shtmlВторая часть. АКТУАЛЬНЫЙ ТАНАХ. http://world.lib.ru/l/liora_z/aktualniy-tanah.shtml

  •   ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: ПРОЛОГ К ГЛОБАЛЬНОМУ ХАОСУ ИЛИ ПОРЯДКУ?
      
      1. Разделение знаний на традиционные и естественнонаучные
      
      На первый взгляд кажется, что в эпоху Просвещения ничего особенного не произошло. Ведь накопление естественнонаучных знаний и основанных на них технологий шло на протяжении всей истории. В эпоху Просвещения произошло ускорение этого процесса; количество открытий перешло в качество. Результатом оказалась глобализация. Отсюда легко прийти к выводу, что глобализация - всего лишь закономерный результат человеческой деятельности. Не более того.
      Но почему же процессы, которые сами люди инициировали и которыми до недавнего времени, казалось бы, управляли, вдруг вышли из-под контроля?
      Идеи ТаНаХа позволяют ответить на этот вопрос. Если завет Исхода из Египта невыполним и должен быть заменен заветом Исхода из Земли Северной и всех земель, то эпоха Просвещения представляет собой переходный период Истории, когда первый завет уже не действует, а второй завет еще не заключен.
      В этот период между заветами "Б-га нет и все дозволено".
      
      При таком подходе во главу угла ставится факт очевидный, однако упорно игнорируемый: в эпоху Просвещения произошло четкое разделение знаний на традиционные, основанные на предании и сакрализованных религией постулатах, и естественнонаучные, источником которых является "надчеловеческое" ТВОРЕНИЕ. Анализ природы этих знаний, их различное влияние на человека и общности, создаваемыми людьми, наглядно демонстрирует актуальность ТаНаХических слов пророка Иеремии: " уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", но: "жив Господь, Который вывел...племя дома Израилева из Земли Северной и из всех земель".
      
      *****
      
      Завет Исхода из Египта принес в мир Идею Единого ТВОРЦА и единства человечества. Однако традиционные знания, основанные на завете Исхода из Египта, не позволяют реализовать эту идею, так как разделяют людей принадлежностью к определенной конфессии, определенному полу и даже к определенному этносу. Поэтому распространение знаний этого типа ограничивается кругом людей, за пределами которого традиционные знания знаниями не считаются, а, напротив, считаются заблуждениями. Естественнонаучные знания в силу своего "надчеловеческого" происхождения универсальны и воспринимаются таковыми людьми, независимо от вероисповедания, пола и этнической принадлежности.
      Для смены Исходов это различие имеет первостепенное значение.
      Универсализм естественнонаучных знаний и основанных на них технологий формирует у людей самосознание принадлежности к единому человечеству. Традиционные знания ограничивают людей кругом единоверцев.
      Значение эпохи Просвещения поэтому не сводится к количественному и качественному показателю естественнонаучных знаний и созданных на их основе технологий. В эпоху Просвещения пробудились силы, разрушившие существовавший до эпохи Просвещения миропорядок. Но эти же пробудившиеся в эпоху Просвещения силы постепенно и неуклонно начали создавать новый миропорядок.
      
      *****
      
      Признаки нового миропорядка можно распознать, если обратиться в ТаНаХу, к ТаНаХическим идеям и образам. Ведь в ТаНаХе о "конце дней" есть достаточно информации, вдохновившей миллиарды людей.
      
      Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога...И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и перекуют они мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. (Пророк Михей. 4: 5,3)
      
      Итак, идея ясна: условием объединения человечества в "конце дней" является радикальное разделение на народы, ибо каждый народ как-то по-особому связан с ТВОРЦОМ, ходит "во имя своего бога". Образ разделенного на народы человечества неизменно присутствует в каждом тексте ТаНаХа, где эта тема поднимается.
      Но реализуют этот образ естественнонаучные знания и основанные на них технологи, в то время как традиционные знания этой реализации препятствуют. В этом легко убедиться, если обратить внимание на проблематику, которую вносит Идея Единого ТВОРЦА в распространение двух типов знаний - традиционных и естественнонаучных.
      
      ------------------------------------
      2. Монотеизм: конфликт между идеалом Единого и множественностью религиозных традиций
      
      Первая проблема, с которой сталкиваются все монотеисты, - это проблема общего языка. У христиан и мусульман она возникает по очевидной причине: каждый этнос отличает от всех прочих собственный язык, в котором содержатся основные коды традиции этноса и прежде всего код происхождения от предков. Для объединения разных этносов общей верой в Единого ТВОРЦА необходим "сверхязык". В христианстве эту функцию выполнили латынь и греческий - языки отцов Церкви; в исламе - арабский язык Корана.
      "Сверхязык" позволил христианам и мусульманам преодолеть естественные преграды, создаваемые языками разных, входящих в религиозную общность этносов, открыть им доступ к общему источнику знаний, сформировать общее представление о ТВОРЦЕ всех людей и общую традицию, основанную на вере в Него, получать общую информацию, разбирать общие проблемы и устанавливать общие законы, наконец, обучаться всему этому в учебных заведениях, расположенных в среде разных народов.
      Влияние "сверхязыка", однако, не ограничилось теологией и правом. "Сверхязык" сформировал образ мысли религиозной общности, создал общие понятия и общий цитатный фонд, различаемость между "своими" и "чужими". Наконец, "сверхязык" стал основой культуры общности, как христианской, так и мусульманской, и, разумеется, системы образования, в которой воспитывались поколения. Все это в совокупности цементировало каждую религиозную общность общим мировоззрением и чувством принадлежности к общему миропорядку.
      Несомненный успех в создании общностей единоверцев из разных этносов оказался, однако, ограниченным, так как традиционные знания радикально разделили сами общности монотеистов. Невозможно даже вообразить систему образования, в которой бы христиане и мусульмане изучали общую теологию и основанную на ней традицию на том основании, что все они признают Единого ТВОРЦА.
      
      *****
      
      Вторая проблема, с которой сталкиваются все монотеисты, - это потребность в авторитетной личности, которая от Имени ТВОРЦА всех людей организует социальную жизнь конкретной общности. Ситуация, представленная в ТаНаХе, дает ясное представление о причине этого явления: Идея Единого страшит людей; они нуждаются в том, кто конкретизирует ее смысл.
      
      И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. (Исход 20:19)
      
      И это общий принцип: традиционные знания, основанные на завете Исхода из Египта, теологичны и наделяют особыми полномочиями авторитетного носителя этих знаний, который делегирован к Самому ТВОРЦУ. Такой авторитет не только удовлетворяет запросы отдельного верующего человека, но и объединяет вокруг себя общность единоверцев. Мнение такого авторитета не может быть оспорено кем бы то ни было, кого другие члены общности не признают авторитетом, так как подобная независимость мнения подрывает веру и угрожает самому существованию общности.
      За солидарность общности, однако, приходиться платить: знаниям (они могут развиваться лишь внутри границ, установленных мнением авторитетов); рядовому человеку (традиционные знания устанавливают границу дозволенного ему индивидуального развития, за пределы которой ни один человек не может выйти); наконец, самой общности (оно обрекается на стагнацию).
      
      *****
      
      Таким образом завет Исхода из Египта порождает конфликт между идеалом Единого (ТВОРЦА, Творения, человечества, миропорядка) и реальностью, в которой созданные на основе традиционных знаний общности оказываются необъединимыми, а войны за воображаемую истину бескомпромиссными как раз потому, что все авторитеты выступают от Имени одного и того же ТВОРЦА. Решается этот конфликт посредством мессианства, характерного для всех монотеистов: объединение человечества откладывается на будущее, в котором в той или иной форме ожидается вмешательство Высшей силы.
      
      -----------------------------------
      
      3. От традиционной общности к глобальной
      
      Просвещение потому и оказало такое влияние на все народы, что именно в эту эпоху начали проявляться признаки объединения человечества, то есть, ожидаемое будущее все отчетливей становилось настоящим. Многие религиозно чувствительные люди узрели в этом признаки мессианских времен и, естественно, объясняли все происходящее посредством теологии. Но теология оказалась бессильной, и не только потому, что мессианское объединение человечества обеспечили естественнонаучные знания и основанные на них технологии, а главным образом потому, что сами эти знания воздействуют на людей прямо противоположным образом, чем знания традиционные.
      
      *****
      
      "Надчеловечность" естественнонаучных знаний оказалась несовместимой с традиционным культом авторитетов. Но такова природа естественнонаучных знаний: каким бы высшим статусом не обладал ученый-естественник, его мнение может быть оспорено любым человеком, если тот укажет на ошибку или ограниченность авторитетного мнения и докажет свою правоту. Более того, естественнонаучные знания требуют от отдельного человека радикальной независимости от любого самого авторитетного мнения, ибо это является условием развития самих знаний.
      Кардинальным образом изменилась и социальная жизнь людей. Распространение естественнонаучных знаний среди всех народов потребовало создания такой системы образования, в которой все люди, независимо от вероисповедания, пола и этнической принадлежности могли бы изучать одну и ту же химию, биологию, географию и проч. Таким образом в Каире и в Дели, в Москве и в Сиднее, в Будапеште и в Пекине, в Нью-Йорке и Берлине незнакомые друг другу люди готовятся к сотрудничеству и решению общечеловеческих проблем.
      Общие знания, с одной стороны, сформировали новую глобальную общность. Но, с другой стороны, они же нанесли сокрушительный удар по общности традиционной. Самые главные изменения произошли в первичной ячейке любой общности, в семье. Свобода от авторитета, проникнув и в семью, расшатала ее основы. Патриархальное общество и вовсе оказалось в условиях, несовместимых с самим его существованием.
      
      *****
      
      В патриархальном обществе авторитет главы семейства\клана зиждется на его традиционном "знании жизни" и деятельности, которую от отца наследует сын, а от матери дочь. Приобщение молодого поколения к естественнонаучным знаниям лишает главу семейства\клана статуса авторитета, так как сыновья и дочери начинают овладевать знаниями, которыми поколение отцов не владеет. Уважение седин, мудрость предков, святость обычаев - все это не в состоянии компенсировать нарастающую беспомощность старшего поколения: оно перестает понимать саму жизнь, новую проблематику, которую вносят естественнонаучные знания. Дети же, напротив, вовлекаясь в эту проблематику, обретают не только знания, но и жизненный опыт, незнакомый отцам.
      Проблема усугубляется технологиями, основанными на естественнонаучных знаниях: их развитие вызвало бурный процесс разделения труда. Любое общество, стремящееся соответствовать уровню современной цивилизации, вынуждено обучать и готовить свою молодежь к овладению новыми профессиями, о которых отцы, увы, не имеют представления. Но ведь у этой профессионализации есть и социальный результат: молодое поколение начинает устанавливать связи со множеством людей за пределами семьи\клана, с которыми члены семьи\клана не знакомы.
      В профессионально-творческие сообщества объединяются люди, воспитанные в разных культурно-религиозных традициях. В процессе сотрудничества они в той или иной форме обнаруживают, что их взаимопониманию препятствует ограниченность традиций отцов. Даже самые робкие попытки расширить границы приводят к ослаблению власти традиции. И происходит это потому, что базисные ценности, которые в любой традиции сакрализуются религией, утрачивают свою воображаемую святость и уже не представляются безусловными.
      Неизбежным следствием этого процесса является религиозный кризис, который в условиях глобализации обретает глобальный масштаб, так как все начинают сотрудничать со всеми. Прежний миропорядок, пусть и крайне проблематичный, но все же позволявший разным народам на протяжении всей истории сосуществовать друг с другом, обрекается на разрушение, разрушение постепенное, но неуклонное.
      Всеобщий хаос становится неизбежным, так как Свой авторитет "теряет" Сам Б-г. Все становится дозволенным, в чем, однако, также нет ничего неожиданного. Все монотеисты, как раз, едины в представлении о бедствиях и испытаниях, предшествующих светлому мессианскому будущему. Разрушительные процессы, вызванные развитием естественнонаучных знаний и основанных на них технологий, вполне соответствуют этому представлению и даже стимулируют мессианские настроения.
      Но ведь обозначились и признаки нарождающегося нового миропорядка. А это не только объединение людей в единую глобальную общность. Это еще и разделение глобальной общности на политические нации, что опять-таки соответствует ТаНаХическому образу миропорядка "конца дней": "все народы ходят, каждый во имя своего бога... будет Он судить многие народы...и перекуют они мечи свои на орала".
      
      *****
      
      И вновь язык. Глобализация вынуждает каждый народ обучать свою молодежь, чтобы соответствовать уровню цивилизации, достигнутому исключительно благодаря развитию естественнонаучных знаний и основанных на них технологий. Традиционная система образования, ограничивающая круг "своих" и отделяющая их от "чужих", для этого не предназначена. Универсализм естественнонаучных знаний диктует создание государственной системы массового образования всех граждан. А это приводит к социальному переустройству всего общества.
      Закономерно поэтому, что параллельно с естественнонаучными знаниями и основанными на них технологиями развиваются гуманитарные знания, необходимые народу для самоорганизации в рамках Государства: философские и политические идеи, интерес к своему прошлому, к Истории, к народному творчеству, наконец, методики преподавания, соответствующие менталитету народа и его представлению о знании, которое корнями уходит в религиозную традицию. Развитие национального языка, на котором народ творит и обучает свою молодежь, становится насущной необходимостью. Ведь очевидно же, что универсальный язык естественнонаучных знаний - понятия, формулы и даже "сверхязык", избранный для профессионального общения - не может удовлетворить духовно-нравственные потребности народа. Постижение себя через язык, объединяющий предков с потомками, развитие языкознания приобретают особое значение для каждого народа.
      Неожиданным, казалось бы, образом глобализация, объединившая разные этносы посредством естественнонаучных знаний и основанных на них технологий, пробудила национальное самосознание народов и побудила их к созданию политических наций. Этот по сути ТаНаХический образ - объединение суверенных народов - воплотила ООН, перед зданием которой установлена символическая скульптура Человека, перековывающего мечи на орала.
      
      ---------------------------------
      
      4. Мировое правительство против ТаНаХа
      
      Почему же идея Мирового правительства не сработала? Почему общие для всех народов принципы и законы, разработанные институтами ООН, не привели народы к взаимопониманию, а лишь усугубили нарастающий хаос? Оказывается, ТаНаХический образ единого человечества не так просто реализовать. Простого желания людей и даже доброй их воли явно недостаточно.
      Уже накопленный исторический опыт позволяет прийти к выводу, что люди могут объединяться для сотрудничества в двух случаях: а) когда у них есть общее представление о Добре и Зле; б) когда у них есть общий жизненный интерес.
      
      *****
      
      Общее представление о Добре и Зле (хорошо - плохо; можно - нельзя; делай - не делай) необходимо для любой согласованной деятельности людей. Даже простую вечеринку невозможно организовать, если одна часть компании захочет провести ее в баре, а другая на природе у костра. Когда же речь идет о народе, создающем культурную традицию, простым согласием не обойтись. Чтобы многочисленные мнения разных людей свести к общему знаменателю, необходимо средство, которое позволяет поднять представление о Добре и Зле (хорошо - плохо; можно - нельзя; делай - не делай) на недосягаемую для каждого высоту.
      Этим средством является религия. Не бывает поэтому нерелигиозной культуры; все, что народу представляется законным, правильным, красивым, изначально получило санкцию Высшей силы, как бы ее не называли и как бы не представляли. Само понятие "религия", собственно и означает "воссоединение" - "воссоединение" людей с Высшей силой, "воссоединение" в единой картине мира моральных норм, типов поведения, обрядов и т.д; наконец, "воссоединение" всех людей в единой общности. Понятие это, однако, не различает между политеизмом и монотеизмом. И то, и другое называется религией. А различие между ними принципиальное.
      Политеизм "воссоединяет" отдельный народ, удовлетворяя его потребность в Знании Добра и Зла. Боги, "курирующие" разные области жизни народа, "сосредоточены" на его нуждах и на большее не претендуют. Поэтому политеизм позволяет разным народам сосуществовать, будучи религиозно индифферентными друг к другу.
      Монотеизм призван "воссоединить" человечество: заповеди "Не убий", "Не укради", "Не прелюбодействуй" обращены ко всем людям без исключения. Этот религиозный универсализм, с одной стороны, делает людей нетерпимыми, а религиозные войны неизбежными. Но с другой стороны, монотеизм "воссоединяет" традиции разных этносов и позволяет им создать общую традицию такого уровня, которого каждый отдельный этнос не смог бы достичь самостоятельно. Примеры очевидны. Явление, которое мы называем "европейской культурой", без христианства не состоялось бы. Только Церковь железной рукой веры смогла объединить племенные традиции германских варваров с греческой философией и римским правом. Результат налицо: каждый европейский народ на протяжении веков черпал из общего резервуара идей, образов и навыков все, что необходимо ему для собственного развития. Арабы так и остались бы племенем кочевников. Но идея Единого ТВОРЦА, которую они принесли народам на арабском языке, позволила объединить арабскую клановость с эллинистической культурой и с имперским опытом персов. И вновь результат налицо - исламская культура, тот же общий резервуар идей, образов и навыков, из которых каждый мусульманский народ на протяжении веков черпал все, что необходимо ему для собственного развития.
      Проблема в том, что заповеди "Не убий", "Не укради", "Не прелюбодействуй" слишком "общечеловечны" и поэтому требуют трактовки для реализации на практике. Но трактовки дают люди в зависимости от общности, в которой они признаны авторитетами. В результате заповедь "Не прелюбодействуй" получает совершенно разную интерпретацию у католического монаха и мусульманина с четырьмя женами. Очевидно, что посредством теологических трактовок невозможно "воссоединить" вообще всех людей. Для того, чтобы нечто подобное произошло необходимо появление еще одного пророка Моисея, которого бы к ТВОРЦУ делегировало все человечество. Потому так велико значение мессианской идеи, что люди осознают ограниченность своих возможностей, признают собственное бессилие в решении проблемы человеческого единства.
      Вот оно, это бессилие, как раз и проявилась в глобальную эпоху. Понятно, что, если объединить всех законодателей и чиновников ООН в единое целое, они не станут равновеликими одному пророку Моисею. Их закон - не закон, потому что он не базируется на общем представлении человечества о Добре и Зле. Такового просто не существует.
      
      *****
      
      Объединяет всех людей и общий жизненный интерес, который порождает взаимодействие человека с природой, обеспечивающей его существование. Чем глубже постигает человек законы природы, тем в большей степени может использовать для собственных нужд заложенный в природе потенциал. Естественна заинтересованность всех людей в постижении этих общих законов и развитии основанных на них технологий.
      Люди всегда обменивались результатами своей деятельности в этой области. Традиционными средствами обмена были торговля и война: каждый, получавший технологическое преимущество, оказывался сильнее и бросал вызов остальным, вынуждая их развиваться, чтобы не отстать и погибнуть. При этом всегда были люди, которые осознавали, что природа с ее законами "общечеловечна". Стремясь к знаниям ради них самих, эти подвижники-ученые тянулись друг к другу и обменивались результатами своих открытий, чтобы в конечном итоге сделать естественнонаучные знания всеобщим достоянием и основой сотрудничества всех людей.
      
      Пока наука была уделом одиночек, лишь одиночки задумывались о влиянии обретенных знаний на человека. Начиная с эпохи Просвещения ситуация начала меняться принципиально. Массовое образование открыло доступ к знаниям и технологиям практически всем людям, у которых, однако, отсутствует согласие в том, что считать Добром, а что Злом. А так как проблема Добра и Зла относится к области ставшей неактуальной религии, ее полностью заслонили величайшие достижения современной технологической цивилизации.
      Зачем людям нужны знания? Понимают ли они, как взаимодействовать с природой в условиях глобализации? Умеют ли разумно использовать добытые знания, чтобы не уничтожить то, что обеспечивает само существование человечества? До эпохи Просвещения эти вопросы не были актуальны, так как каждый народ обладал ограниченными возможностями воздействия на природу, был привязан к своему месту и отвечал за себя и среду своего обитания. Глобализация подняла огромные массы людей со своих мест, где они ходили "во имя своего бога", и переместила в места, где для них ничто не свято, где бога нет.
      В создавшейся ситуации вновь возникает необходимость обратиться к ТаНаХу. Ведь в ТаНаХе нет противоречия между идеей Единого ТВОРЦА и основополагающим принципом "все народы ходят, каждый во имя своего бога". Значит, только в ТаНаХе могут содержаться необходимые идеи.
      
      
      *****
      
      Во многих ТаНаХических текстах обращение к законам природы представлено как средство внедрения в человеческое сознание Идеи Единого ТВОРЦА, который создал все сущее и им управляет. В книге "Иова" Сам ТВОРЕЦ апеллирует к ТВОРЕНИЮ как к свидетелю Власти Создателя, установившего законы всего сущего.
      
      Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? ...Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это. По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? ...Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, - кто рождает его? Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает. Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле? ...Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы? Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму? Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба, когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются? (Йов 38: 4-7; 18, 25-30; 34-38)
      
      Взаимодействуя с природой, человек взаимодействует с ТВОРЦОМ. Следовательно, постигая законы природы, человек постигает законы ТВОРЦА. Отсюда понятна причина, по которой в Учении пророка Моисея недвусмысленно выражено требование относиться к природе, как к ТВОРЕНИЮ, живущему по законам, не допускающим грабительского к себе отношения. На протяжении 40 лет пророк Моисей обучал этому евреев, сообщая множество законов: законы об обязательном отдыхе, который евреи обязаны дать земле каждый 7-й год; законы, регулирующие отношение к животным, которые даны человеку в пищу; законы общежития на земле, которая поделена между коленами Израилевыми, чтобы каждое колено училось использовать ресурсы своей земли, не посягая на принадлежащее другим.
      
      Любовь к родной земле, на которой человек живет и трудится, интимная связь с окружающей человека природой пробуждает заложенное в нем творческое начало. ТаНаХ свидетельствует об этом в "Песни песней", которая воспевает любовь мужчины и женщины в образах родной природы и труда на родной земле. В ТаНаХический канон "Песнь песней" показательно вошла как аллегорическое воспевание любви между ТВОРЦОМ и Израилем.
      
      О, ты прекрасен, возлюбленный мой... ложе у нас - зелень; кровли домов наших - кедры, потолки наши - кипарисы...Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!...О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои - как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как половинки гранатового яблока ланиты твои под кудрями твоими...Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои - сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; садовый источник - колодезь живых вод и потоки с Ливана. Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, - и польются ароматы его! - Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его. (Песнь песней 1 - 4)
      
      Все эти идеи ТаНаХа универсальны и вовсе не ограничены опытом евреев, который отличается от опыта народов изначальным монотеизмом. Другие народы также ощутили присутствие Высшей силы в природных явлениях, но ощущение это выразили политеистически, персонализируя именами отдельных богов землю и воду, громы и молнии, ветер и деревья, пастушество и земледелие и т.д. Свое миропонимание все народы выразили в законах своей земли, а в художественном творчестве свое восприятие родной природы и свой темперамент, которые сформировался в ее лоне: среди снегов они будут иными, чем среди пустыни, среди лесов иными, чем у моря; среди гор иными, чем на равнине.
      Связь человека с ТВОРЕНИЕМ многогранна и не сводится к жизнеобеспечению. В любой своей форме эта связь формирует самосознание человека, и, поднимая его над потреблением, превращает в творца Культуры.
      
      *****
      
      Интимная связь народа с родной землей замечена давно и издревле использовалась в политике с разной целью, в том числе и для разрушения самосознания народа посредством уничтожения этой связи. Евреи эту политику испытали на себе: 10 израильских колен ассирийцы увели в другие земли, а землю Израиля заселили чужаками, которые не были связаны с Землей Израиля Обетованием. Ассирийцы, да и не только они, умышленно производили обмен населением как раз для того, чтобы разрушить самосознание покоренных народов, разорвав их интимную связь с землей.
      Эта "ассирийская" идея оказалась востребованной в условиях глобализации. Да и как, в самом деле, можно объединить все народы в единое человечество, если каждый народ ходит "во имя своего бога"? Перемешивание населения - самый верный способ изменения самосознания народов, освобождения людей от "предрассудков" традиций, сакрализованных их религиями.
      
      Идея нашла свое воплощение в деятельности Второго мирового правительства, ООН. Казалось бы, логично: коль скоро универсализм естественнонаучных знаний и основанных на них технологий приводит людей к сотрудничеству, нужно для этого сотрудничества создать гуманитарную основу в виде универсальных прав человека, глобальных экономических и образовательных проектов, управления культурным наследием человечества и т.д.
      Однако, деятельность ООН в этом направлении привела к результату, прямо противоположному ожидаемому: глобальный порядок обернулся глобальным хаосом.
      
      Традиционно-патриархальному обществу деятельность ООН нанесла смертельный удар, так как внедрение "общечеловеческих" законов в самосознание людей создало у них иллюзию "общечеловечности" достижений европейско-христианской цивилизации и подняло их с насиженных мест. Разрыв связи с родной землей, ее законами и культурой лишь ускорил процесс разрушения этих обществ, объективно вызванный Просвещением.
      Толпы "беженцев" бросились заселять земли народов, создавших европейско-христианские национальные государства на базе Просвещения. Как элементы нового миропорядка эти государства привлекали людей и до недавнего времени служили образцом для подражания. Но "общечеловеческие" идеи оказались разрушительными и для этих государств, так как узаконенный ООН миропорядок де факто вылился в смешение населения, у которого нет объединяющего представления о Добре и Зле.
      А это уже не проблема отдельных народов и государств. Это конфликт Мирового правительства, ООН с Идеей Единого, источником которой является ТаНаХ.
      
      ---------------------------------------
      
      5. Теза. Антитеза. Синтез.
      Глобальный хаос не возник сам по себе. Глобальный хаос - результат реализации "общечеловеческой" системы идей. Альтернативой хаосу может быть только глобальный порядок, основанный на системе идей, которая позволит каждому народу увидеть в естественнонаучных знаниях и основанных на них технологиях средство познания законов ТВОРЦА, и использовать знание этих законов для укрепления связи со своей землей, совершенствования собственных законов и развития своей уникальной культуры.
      ТаНаХ - единственный источник, в котором сочетаются универсализм Добра и Зла с общим жизненным интересом всех людей. Но это сочетание требует завета глобального масштаба. Если первый завет, завет племенного Исхода из Египта, себя полностью исчерпал, логично предположить, что глобальный Исход народа ТаНаХа из Земли Северной и всех земель жизненно необходим в качестве условия второго завета.
      
      Сложившаяся ситуацию поразительно точно соответствует гегелевской триаде:
      теза - Первый завет племенного Исхода из Египта, который дал человечеству Идею Единого ТВОРЦА и внес в сознание людей универсализм проблемы Добра и Зла;
      антитеза - эпоха Просвещения, которая открыла человечеству прямой доступ к законам ТВОРЕНИЯ, но сняла проблему Добра и Зла (когда Б-га нет и все позволено);
      синтез - Второй завет глобального Исхода из Земли Северной и всех земель, необходимый для объединения универсализма проблемы Добра и Зла с взаимодействием человека с ТВОРЕНИЕМ путем постижения Его законов.
      
      Неудивительно поэтому впечатление, которое Просвещение своим универсализмом произвело на евреев. Потрясенный народ ТаНаХа буквально бросился в Просвещение, круша и ломая все на своем пути, и прежде всего собственную религиозную общину. И это - исторический факт.
      Суть произошедшего недвусмысленно выразил еврейский мыслитель Яков Кляцкин:
      
      "Нет никакой аналогии между галутом,* предшествующим Хаскале** и галутом, последующего времени. Это два совершенно разных типа галута. Подобно тому, как мы начинаем в своем календаре новую эру с момента разрушения Храма, точно также следовало нам начать новое летоисчисление с разрушения нашей религии, бывшей нашим Храмом в галуте".
       *Галут (ивр.) - рассеяние.
      **Хаскала (ивр.) - Просвещение (значение корня - "разум")
      
  • Комментарии: 1, последний от 12/02/2019.
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 28/01/2019. 33k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка