Зив-Ами Лиора: другие произведения.

Глазами Гомо советикуса. Часть вторая. Общество

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 11/06/2019. 14k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Скачать FB2
  • Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Гомо советикус" - так определил философ Сергей Булгаков "нового человека", которого большевики намеревалась создать из бывших подданных Российской империи. Советские диссиденты превратили "гомо советикус" в клеймо, которым помечены были все "советские люди". Клейма нужно было стыдиться, изживать в себе все, что оно символизировало, отрекаться от "советского эксперимента", доказывать, что мы, "гомо советикусы" не безнадежны.И мы послушно стыдились, изживали, отрекались, доказывали.Как бывшая советская диссидентка я долгие годы разделяла это ставшее общепринятым мнение. Потребовались время и опыт, чтобы это мнение изменилось на прямо противоположное. Появилось осознание величия советского эксперимента над Человеком и ощущение гордости за право носить это Имя - "Гомо советикус", "человек советский".Убеждена: не живи я в Израиле, этого бы не произошло. Только здесь, где собираются евреи всего мира, обнаруживается уникальность советского эксперимента.Впервые за всю 3-тысячелетнюю историю нашего народа евреи сформировали свое национальное самосознание не на племенной религии, а на общечеловеческом Просвещении. Впервые приняли самое действенное участие в создании сверхдержавы, а не общины, внедренной в чужую среду.Нет аналога тому, что советские евреи "дали" Государству Израиля за 50 лет Исхода из СССР. Однако клеймо "гомо советикус" позволило всем получателям бесплатных советских даров смотреть на советских людей вообще и советских евреев в частности их "несоветскими" глазами, укореняя общепринятое мнение: "клеймо" обязывает стыдиться, изживать, отрекаться, доказывать. Пришло время развернуть ситуацию на 180 градусов: посмотреть на весь мир и на Государство Израиля Глазами Гомо советикуса."ГЛАЗАМИ ГОМО СОВЕТИКУСА" - так называется еще одна моя книга, замысел которой возник в начале 10-х годов XXI века. Сейчас, когда "русский" Авигдор Либерман отправил всю страну на новые выборы, я решила опубликовать несколько глав из этой книги.

  •   Общество.
      
      Когда в Израиле я начала знакомиться с выходцами из СССР, у некоторых к моменту моего приезда в 1987 году уже был приличный стаж жизни в стране. Тогда я обратила внимание на странное явление: у большинства из них дети настолько отличались от собственных родителей, что производили впечатение чужих детей. И подавляющему большинству родителей это нравилось, так как в этом отличии они видели превращение собственных чад в "новых евреев-израильтян".
      Однако, по мере роста моего собственного израильского стажа я все менее разделяла общепринятое мнение о "новом еврее-израильтянине". Мои наблюдения не ограничивались опытом советских евреев. Я всматривалась в аналогичный опыт превращения в "новых евреев-израильтян" выходцев из мусульманских стран Азии и Африки.
      
      1. "Закон трех поколений"
      
      1.1 Проанализировав этот опыт, я сформулировала нечто вроде "закона трех поколений".
      В первом поколении родители отрекаются от культуры страны исхода, не задумываясь о том, что ей нет альтернативы, так как общеизраильская культура еще не сформировалась. То, что принято считать "израильской культурой", фактически является семейным наследием небольшой популяции, ядро которой составляют потомки отцов-воссоздателей государства. Поэтому второе поколение неизбежно оказывается в культурном вакууме. Проблема себя не обнаруживает, пока второе поколение не вырастает, и из поколения детей не превращается в поколение родителей. Вот тогда и оказывается, что ему нечего передать поколению третьему.
      Общество, таким образом, обрекает себя на деградацию.
      
      Относительно недавно проблему заметили университетские "ученые" и отреагировали очередным "научным" открытием. Задним числом они переименовали всех евреев, переселившихся в Израиль после провозглашения государства, в иммигрантов.
      Этот ход позволил израильскому "просвещенному человечеству" убить сразу трех зайцев:
      - обосновать собственный элитный статус носителей израильской "культуры" в качестве автохтонов;
      - вписаться в мировое "просвещенное человечество", вообразив самих себя его представителями, а Израиль обычным государством, принимающим иммигрантов;
      - отмежеваться от процессов, которые идут в якобы "мультикультурном" израильском обществе.
      Таким образом весь еврейский народ оказался мобилизованным для создания условий существования элиты. Однако, сама элита полностью сняла с себя отвественность за деградацию израильского общества, которая роковым образом определяет судьбу всего еврейского народа, включая и его элиту.
      
      1.2 В начале 90-х годов я уже размышляла над этой проблемой.
      Но я не подгоняла жизнь под университетские "научные" теории, а черпала материал для размышления из самой жизни. Сравнивая израильские опыты евреев разных стран исхода, я пришла к неожиданному выводу о том, что "Закон трех поколений" проявится в среде выходцев из СССР намного жестче, чем он проявился в среде выходцев из стран Востока.
      Для "восточных" евреев Израиль был первой культурной ломкой. Поэтому они сохранили воспоминания о традиционной еврейской культуре и могли легко к ней вернуться. И многие это сделали.
      Для советских евреев Израиль был второй культурной ломкой. Первую осуществили большевики, когда разрушили традиционную еврейскую культуру. Однако, создавая новую "советскую культуру", большевики же предоставили евреям возможность кардинальной культурной переориентации. Дед моего мужа охарактеризовал эту ситуацию точнее всех "ученых": "Большевики, конечно, бандиты, но все мои четверо детей получили высшее образование".
      
      Израильское общество вполне оценило результат культурной переориентации евреев СССР: по всеобщему мнению то, что советские евреи "дали государству", фактически вывело государство на новый уровень. Однако у культурной переориентации советских евреев была и характерная только для советского общества особенность: сочетание образованности с бедностью. Поэтому в массе своей выходцы из СССР селились в бедных районах, где обитало малообразованное население, крайне далекое от европейского Просвещения. И пока старшее поколение Большой советской алии "давало государству", молодое поколение деградировало в школах, созданных Системой для "непросвещенных" районов.
      Таким образом второе поколение стремительно теряло советскую "культуру" без возможности возвращения к традиционной еврейской культуре, которую большевики разрушили до такого основания, что даже памяти о ней не осталось.
      
      2. Движение "русских школ"
      
      2.1 О проблематичности созданной ситуации в каждой семье догадались по собственным детям: их подготовка в школе категорически не соответствовала образовательному стандарту, выработанному в СССР. Общее недовольство вылилось в настоящее восстание против Системы. В каждом городе создавались "русские" вечерние школы, куда дети приходили после утренней израильской школы в надежде вернуть утраченное.
      Я не осталась в стороне.
      Для начала я воспользовалась тем, что была председателем отделения Сионистского форума в своем округе, и решила не разбазаривать все имеющиеся средства на разные мероприятия, а организовать летний лагерь для детей, предоставленных самим себе в то время, как их родители в поте лица своего "давали государству". Затем я вызвалась организовать в нашем округе отделение "русской" образовательной системы вечерних физико-математических школ (МОФЕТ) и стала руководителем отделения.
      Так, отказавшись от теоретического изучения общества в университете, я невольно начала изучать его в реальности. И сделала из этого изучения собственные выводы.
      
      2.2 Очень скоро я убедилась в том, что израильское "просвещенное человечество" умышленно люмпенизирует детей Большой советской алии.
      Движение "русских школ" в израильском обществе встретило негативное отношение. Основной упрек состоял в том, что эта "русская" затея мешает интеграции детей. Упрек этот нелепо звучало в устах тех, кто пообщрял создание закрытых систем ортодоксальных школ и вкладывал в них народные средства, прекрасно зная, что "нееврейским" естественнным наукам в них не обучают.
      Тем не менее, при любом удобном случае я старалась объяснить, в чем состоит ошибочность расхожего мнения об интеграции. Напротив, уверяла я, важно, чтобы дети сохранили культуру своих родителей, ибо, утратив ее, они в массе своей неизбежно деградируют и в будущем будет немало таких, которые станут представлять угрозу всему обществу. Интеграция должна быть разумной и постепенной.
      
      Вскоре я заметила любопытное явление. Простые израильтяне прекрасно понимали проблему и меняли отношение к "русским школам" с негативного на позитивное. Но при любом контакте с официальными лицами, я наталкивалась на сопротивление. Причем, чем выше был статус такого лица, тем меньше надобности было в объяснениях. Внизу могли не понимать, что происходит. Но наверху все прекрасно понимали и именно поэтому яростно остаивали политику Системы.
      Мою догадку подтвердил мой друг, уроженец страны, который сам был потомком отцов-воссоздателей и сыном бывшего директора гимназии. Обозвав меня Дон Кихотом, он сказал: "Ну как ты не можешь понять, что в этой стране вам, "русским", никто не позволит вырастить собственную элиту".
      
      Проблема, однако, не сводилась к противодействию Системы. У нее была и другая сторона. Общаясь интенсивно в этот период с выходцами из СССР, я увидела "культуру" советских евреев в совершенно новом свете. Суть ее выразили советские идеологи, которые были поразительно точны в своих формулировках.
      
      3. "Лица еврейской национальности"
      
      3.1 В многонациональном СССР евреи не признавались народом из-за отсутствия санкционированных советскими идеологами признаков народа − общего национального языка и общей территории. Поэтому евреев идеологи отделили от всех советских народов особым наименованием − "лица еврейской национальности".
      Каждое "лицо" отдельно.
      И это отражало реальность, так как свое национальное "я" каждый советский еврей мог проявить только лично: добиться личного успеха и стать нужным всем − государству, производству, науке, искусству, компании друзей, наконец. Национальное еврейское "мы" проявлялось в том, что личный успех отдельных "лиц еврейской национальности" приписывался национальным качествам всего народа. Поэтому евреи ревностно следили за достижениями каждого еврея в любой области, проникаясь уверенностью, что в совокупности своей эти достижения демонстрируют незаменимость всех евреев, которые так много "дали государству".
      
      Переезд в Израиль сменил государство, которому евреи вновь готовы были "дать". Правда, теперь это уже было свое национальное государство.
      Однако советские евреи остались прежними: под общим "мы" подразумевалось множество конкретных "я". И вновь успехи отдельных советских евреев в Израиле отмечались как вклад всей Большой советской алии в развитие Израиля; политическая карьера отдельных "лиц" преподносилась как успех всей "общины", хотя община эта была воображаемой. А жалобы на то, что Израиль не смог реализовать потенциал Большой советской алии, скрывали личное недовольство множества ученых, инженеров, учителей, врачей и проч., вынужденных работать охранниками, рабочими, уборщиками, торговцами и проч., то есть лишившихся возможности реализовать свой личный потенциал.
      При всем различии личных судеб, было очевидно, что содержанию "культуры" советских евреев соответствовала государственная форма СССР. Никакой национальной, объединяющей советских евреев культуры, просто не существовало.
      
      Движение "русских школ" было единственным явлением, продемонстрировавшим, что в СССР все-таки сложилась традиция, объединяющая поколения. А это первый признак культурного "содержания", специфика которого состояла в том, что оно было общим как для евреев, так и неевреев Большой советской алии. Необходимо было уловить этот признак, осмыслить его и найти для этого "содержания" необходимую форму.
      Израиль как национальное государство предоставлял для этого небывалые возможности. А успех на выборах 1996 года "русской" партии "Исраэль ба-Алия" под руководством Щаранского давал и необходимые средства реализации этих возможностей.
      
      3.2 Но ничего подобного не произошло как раз из-за "культуры" советских евреев.
      Эта "культура" проявилась в мышлении и действиях руководителей движения "русских школ". Они стремились всего лишь воссоздать советский опыт и для этой цели использовали культовое для советских "лиц еврейской национальности" название − "физико-математическая школа". При этом полностью игнорировалось то, что своими достижениями физико-математические школы были обязаны огромной советской государственной Системе, у которой была мощная база для проведения своей политики: русская культура и ее педагогические традиции.
      Поэтому у руководителей движения отсутствовала не только необходимая в новых условиях концепция, но и методика преподавания. Концепция сводилась к проникновению в Систему. А в методических вопросах ставка делалась на отдельных "лиц". Там, где удавалось сконцентрировать "лица", цель достигалась. Однако посягнуть на "содержание" культуры, как в свое время это сделало поколение основателей Израиля, или хотя бы повлиять на израильскую Систему и ее политику, таким методом было невозможно.
      "Культура" советских "лиц еврейской национальности" позволяла решать исключительно личные вопросы.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 11/06/2019. 14k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка