Зив-Ами Лиора: другие произведения.

Хад Нес. Жаботинский сегодня

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 16/03/2021. 45k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В связи с приближающимися очередными внеочередными выборами я решила претворить в жизнь план, который долго вынашивала - вернуть народу наследие Жаботинского, которое в современном Израиле просто стерто из народной памяти. Я же убеждена, что его идеи именно сейчас становятся актуальными. Я приготовила селую серию видеороликов и обращаюсь к своим согражданам-израильтянам, а также ко всем, кто тем или иным образом связан с Израилем или просто интересуется происходящим в нашей стране. Я приглашаю присоединиться к группе, которую создаю в разных социальных сетях. Название Группы - ХАД НЕС. Жаботинский сегодня. https://www.facebook.com/groups/2713529328658753/permalink/4162059913805680

  •   ПЕРВЫЙ ВИДЕОРОЛИК.ОБРАЩЕНИЕ
      https://www.youtube.com/watch?v=ZVPwF8zJ3xA&t=21s
      
      ХАД НЕС - на иврите означает "одно знамя", "одна цель". Этими словами Жаботинский призывал свое поколение оставить в стороне все идеологические расхождения, которые были колоссальными, и сосредоточиться на главном - на Государстве.
      Вопрос: а есть ли такая цель у нас, в нашем поколении?
      *****
      Если сравнивать поколения, нельзя не поразиться.
      В их поколении слабые и забитые евреи Российской черты оседлости превращало в титанов, президентов и премьер-министров, мыслителей и военачальников. Какая плеяда! Элеэзер Бен-Йегуда, Аарон давид Гордон, Менахем Усышкин, АХА, Яков Кляцкин, Бер Борохов. Наконец, Давид Бен-Гурион, Зеэв Жаботинский.
      Наше государство же с его огромными достижениями, блестящими военными победами не смогло вырастить ни мыслителей, ни политических лидеров. И дело не только в 4 досрочных выборах, за которыми последуют 5. Дело в колоссальном разрыве между тектоническими изменениями, которые происходят в мире, и теми проблемами, которые волнуют политиков. Политик, которые не может создать партию с убедительной программой, чтобы народ ему поверил, назначает себя в премьер-министры и оговаривает условия с такими же деятелями, как он сам.
      Смотришь на это и становится страшно. А вдруг они договорятся!
      *****
      Я начала догадываться, что происходит, когда прочла книгу - Мир Жаботинского. Составитель Моше Бела нашел в наследии Жаботинского (книги, статьи, речи) размышления Жаботинского, его идеи по широкому кругу вопросов. Моше Бела систематизировал их по темам и предстал мир Жаботинского, который поражает своей цельностью и глубиной.
      Но не только сам Мир Жаботинского меня поразил. Меня поразило расхождение того, чтобы было им задумано, с тем, что произошло в Израиле. Как будто кто-то специально решил сделать все наоборот.
      
      Понятно, что такого замысла не было. Все дело в отношении к народу.
      То поколение политиков было, с одной стороны, связано с традиционным еврейским миром, его идеалами, его проблемами. С другой стороны, оно было европейским по своему мышлению. Благодаря такому сочетанию малое и частное они превращали в великое и общее.
      У нынешнего поколения политиков получается все наоборот, во-первых, потому что таким мышлением оно не обладает, а во-вторых, - и это самое удивительное - оно не связано с народом, потому то не понимает, насколько народ наш уникален.
      И я это говорю не потому, что я патриотка, а потому что так оно и есть.
      Аналога исторической судьбе евреев нет среди народов мира. Народ наш был рассеян среди народов на протяжении 2000 лет, не знал собственной государственности. И вдруг народ решил стать суверенной политической нацией, не имея никакого опыта политического суверенитета. Народ решил вернуться на землю своих предков, от которой никогда не отрекался. Но землю эту сотни миллионов, даже миллиарды людей, принадлежащие к разным народам, считают своей Святой землей.
      Я ничего не придумала. Никакой мистики в этом нет. Это всем известные факты.
      Но, главное - не факты, а отношение к ним, интерпретация. Вот тут у израильских политиков и начинаются проблемы.
      Наши "светские" политики уникальность нашего народа игнорируют. Да, было рассеяние. Но теперь евреи - народ, как все. Поэтому и проблемы у евреев, как у всех народов.
      Да, есть внутренние проблемы. Но у кого их нет?
      Да, есть проблемы с соседями. Но и это обычные проблемы, которые решаются обычно - войной, дипломатией и - святое! - взаимовыгодным сотрудничеством.
      
      Совсем иначе ведут себя "религиозные" политики, воспитанные раввинами. А раввины у нас считаются большими специалистами по еврейскому народу. Они знают об еврейском народе все, в их распоряжении множество книг, они владеют особым цитатным фондом, к которому они обращаются для доказательства своей правоты.
      Но у раввинов и их учеников-политиков есть одна большая проблема: еврейский народ для них - это та группа, которая воспитана раввинами в ешивах и молится с ними в одной синагоге.
      А что за стенами этого мира? Там ведь есть еще какие-то евреи.
      Увы, эти другие евреи ни раввинам, ни воспитанным ими политикам, не интересны, потому что еврейский народ они давно заменили текстами о еврейскому народе. Именно поэтому государство основали те евреи, которые вышли из мира текстов и обратились к реальному еврейскому народу, увидели его проблемы, прочувствовали их, осознали и повели народ за собой.
      
      *****
      Что делать народу, если политики не обращают на него внимание? Выход один - народ должен обратить внимание на себя сам и заставить политиков это сделать. Заставить политиков отвечать на вопросы, которые поставит народ, а не забрасывать народ своими слоганами.
      И это то, что я предлагаю.
      
      Я записала целую серию видеороликов и поставила перед собой цель - вызвать общественную дискуссию, изменить атмосферу, и, кто знает, возможно, пробудить будущих политиков.
      Я не сомневаюсь в том, что наш народ не изменился. Изменились обстоятельства. Значит нужно создавать новые обстоятельства. Мы не можем отдавать судьбу свою и судьбу своих близких людям, которые доверия не вызывают.
      Присоединяйтесь к группе ХАД НЕС. Жаботинский сегодня.
      Я начинаю.
      
      ВТОРОЙ ВИДЕОРОЛИК. ГОСУДАРСТВО.
      https://www.youtube.com/watch?v=5bGivxn__Dw
      
      1) СПОР О ГОСУДАРСТВЕ
      
      Во втором видеоролике я поднимаю вопрос о Государстве. Мы - народ, который веками был рассеян среди народов. И поэтому для создания государства нам пришлось обратиться к европейскому опыту. Но европейский опыт - чужой опыт и нам он не подходит. Потому у нас и возникло множество проблем, как общенациональных, так и личных. Все наши попытки решить эти проблемы оказываются безуспешными, потому что мы никак не можем осознать этот факт. Очередные досрочные выборы являются еще одной такой попыткой.
      Что делать? Перестать оглядываться по сторонам и сосредоточиться на себе. Кто мы такие? Зачем мы и к чему мы стремимся?
       *******
      Вопрос о том, каким должно быть наше государство, был самым острым вопросом с момента рождения самой идеи.
      Как известно, категорически против государства была настроена еврейская ортодоксия. Как бы не объяснялось это противодействие, факт есть факт: религиозная традиция приучила народ к зависимости от другого народа. Поэтому оставалось уповать только на Небеса. Но не менее категорично были настроены и еврейские ассимилянты, хоть и по другой причине: они пристроились к другим народам и страшно боялись, что их обвинят в двойной лояльности.
      
      Однако и среди сионистов был раскол. Государство, каким представлял его себе Теодор Герцль, не имело ничего общего с тем, что в конечном итоге получилось.
      На финишной прямой столкнулись два Образа будущего государства: Государство Давида Бен-Гуриона и Государство Зеэва Жаботинского.
      Бен-Гурион был лидером сионистов-социалистов, которые видели будущее государство как (חברה למופת) "образцово-показательного общество, в котором осуществятся идеалы пророков". Нужно хорошо понимать, что израильский социализм - это особый вид мессианского социализма. С привычным социализмом израильский социализм связывало лишь то, что создание такого общества возлагалось на передовой его отряд - еврейский пролетариат. Пролетариат пойдёт первым, а народ пойдет за ними.
      Жаботинский считал, что прежде всего нужно думать о спасении народа (Катастрофу он предвидел). Государство - создается для народа, а не для того, чтобы реализовать какую-то идею. Эту свою позицию Жаботинский изложил в письме к Бен-Гуриону.
      Вот ЦИТАТА из этого письма.
      
      Немного "философии": я уверен, что есть тип сиониста, которому совершенно безразлична социальная окраска "государства" - я как раз таков. Если я приду к убеждению, что нет другого пути к "государству", кроме социализма, - я немедленно приму социализм. Больше того, я согласен на государство фанатиков, где меня будут заставлять есть "гефилте фиш" от зари до зари (если другого пути нет). Еще хуже того, государство, где разговорным языком будет идиш (что для меня означает конец всякого очарования в этом деле) - если другого пути нет, я согласен."
      КОНЕЦ ЦИТАТЫ
      
      Все исследователи отмечают, что у Жаботинского было много сторонников, но реально повел за собой народ все-таки Бен-Гурион. Почему? Почему именно социалисты построили Государство и управляли им весь период становления - первые 3 десятилетия?
      Успех социалистам обеспечило их глубокое понимание народной нужды. А народ нуждался в 2 идеях.
      1 - всемирность. Социалисты дали народу эту идею: еврейский пролетариат - часть мирового пролетариата.
      2 - веру в себя. Социалисты дали народу и эту идею: ты больше не забитый еврей черты оседлости, который дрожит от погромов и молится о спасении. Ты - человек Труда и твоя судьба в твоих руках.
      Бен-Гурион утверждал, что уникальность социалистического сионизма состоит в том, что он смог связать социальное освобождение человечества (от эксплуатации прлетариата) с национальным освобождением евреев (от рассеяния). Это позиция идеолога, который хорошо понимает проблему.
      Почему же социалисты не удержали свой идеал? А потому что он был искусственный. Марксистская идея мирового пролетариата космополитична. Ее можно было лишь временно использовать для национальной цели. И Жаботинский написал об этом Бен-Гуриону.
      Вот еще одна ЦИТАТА.
      "Ты и твои соратники, основатели движения "Рабочие Сиона", создали тонкую смесь этого учения (марксизма) с сионизмом - возможно, что вы в своей душе действительно смогли слить это воедино, но это понять может лишь тот, кто верит в это. Сейчас пришло поколение, которое не знает вашего ратоборства и не участвовало в ваших поисках истины; тончайшие логические силлогизмы, с помощью которых вам удалось из двух нитей сплести одну, ныне забыты, словно секрет Страдивариуса"
      КОНЕЦ ЦИТАТЫ
      
      ********
      
      Этот спор нам важен для понимания логики нашей современной еврейской истории.
      На рубеже XIX-XX веков евреи были помешаны на идее всемирности (в прочем это продолжается до сих пор). Причина очевидна. Евреи - народ, который принес в мир мессианскую идею единого человечества и "конца дней", когда "перекуют народы мечи на орала". И вдруг, евреи видят: меняется мир, мир глобализируется. Так вот же оно, человечество, которое пророки видели в "конце дней"! А евреи сидят в закупоренных общинах и ждут машиаха.
      Вот это напряжение между идеалом и реальностью и рвануло: евреи побежали вершить мировые революции.
      
      Великая заслуга сионистов-социалистов в том, что им удалось перевести хотя бы часть этой бешеной энергии на национальное строительство. И это ФАКТ: хватило горстки этих пассионариев, чтобы повести за собой народ и привести его к государству.
      Так вершится История. Начать могли только они. Продолжить они не могли - Жаботинский точно указал на проблему: вы верите; будущие поколения вас не поймут. (Теперь мы это знаем, причем не только по израильскому опыту)
      А ЧТО ДАЛЬШЕ? У социалистов ответа нет. А у Жаботинского ответ есть.
      В 1935 году на учредительном съезде Новой сионистской организации Жаботинский выдвигает идею 3-х шагового развития сионизма.
      
      Вот ЦИТАТА из его речи.
      Создание еврейского государства не является конечной целью: еврейское государство - это только первый шаг в процессе осуществления высшего сионизма. После первого шага наступит очередь второго - возвращение нации в Сион, исход из рассеяния, решение еврейского вопроса. Истинная, конечная цель проявится только на третьем этапе, то, во имя чего, в сущности, существуют великие нации - создание национальной культуры, которая будет излучать свой свет на весь мир, ибо сказано: "Тора выйдет из Сиона".
      КОНЕЦ ЦИТАТЫ
      
      Это также четко изложенная идеология, которая позволяет составить представление о том, как пошло развитие и к чему оно нас привело.
      
      Из рассуждений Жаботинский следует, что первый этап сионизма завершился в 1948 году Декларацией независимости.
      Это этап копирования. Поэтому на этом этапе действовать могли только европейские евреи, которые благодаря эмансипация получили доступ к европейской культуре - идеям, знаниям, умениям. Но и этого было недостаточно. Британцы по мандату Лиги наций 3 десятилетия находились на территории будущего государства и обучали евреев практике государственного строительства. При всех проблемах, которые британцы создали, и мы их расхлебываем до сих пор, другого выхода не было. И Жаботинский это понимал.
      
      С мая 1948 года начался "второй этап сионизма". На нем мы сейчас и находимся.
      
      Что изменилось?
      С одной стороны, Израиль больше не зависит от разрешения на алию, как это было при британцах, которые препятствовали алие. Государство обеспечивает тот самый "исход из рассеяния", который в нашей традиции известен как КИББУЦ ГАЛУЙОТ - "собирание рассеянных"
      С другой же стороны, Израиль теперь должен опираться только на собственный опыт. Ученичество закончилось.
      Ну вот за 70 лет самостоятельности мы получили результат: круговорот досрочных выборов-перевыборов.
      Значит, что-то пошло не так. Что именно пошло не так?
      Наследие Жаботинского содержит множество идей, которые позволяют ответить на этот вопрос. Жаботинский нужен нам сегодня. Его время пришло.
      
      2) ЕВРОПЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД
      
      Национальный тип государства, который мы скопировали у европейцев, нам, да и не только нам, представлялся универсальным. Но это не так - европейское национальное государство есть результат особого развития европейских народов. и поэтому копированию не поддается.
      Оно появилось относительно недавно, когда начали формироваться современные европейские политические нации. А что было до этого? А до этого все европейские народы прошли долгий путь общего воспитания на базе общей религии и создали то, что мы называем европейской культурой. Это общий фонд идей и понятий, общая система передачи знания из поколения в поколение (то, что мы называем системой образования - школы, университеты). Это общие революции - религиозная, научная, промышленная. Это общие этика и эстетика, литература, живопись, музыка и т. д.
       Таким образом, европейский тип национального государства представляет собой уникальное сочетание гомогенного народа (общий язык и религия) и культурного фундамента, созданного всеми европейскими народами. На этом фундаменте основан Европейский союз: при всех проблемах, разделяющих народы, культурный фундамент у них все-таки общий.
      
      Благодаря этому уникальному сочетанию европейские народы смогли распространить свое влияние на весь мир, в результате чего началась глобализация. Но следствием глобализации оказалось проникновение в европейские государства множество неевропейских народов, воспитанных на других религиях, которые сформировали иное представление о взаимоотношении полов и поколений, иное отношение к образованию, труду и закону. И этот вызов европейское национальное государство принять не смогло.
      Глобализация обнаружила ограниченность европейского типа национального государства - оно не рассчитано на решение таких проблем. Как только в это государство устремились носители разных культур, оно дало трещину и разрушается у всех на глазах.
      
      Что же мы скопировали? Годится ли этот тип национального государства для КИББУЦ ГАЛУЙОТ- собирания евреев из разных стран после 2000-летнего рассеяния?
      Мы, евреи, - гомогенный народ?
      
      В том-то и дело, что нет.
      На протяжении 2000 лет мы существовали как отдельные общины, которые находились под влиянием разных народов и их культурных традиций, христианских и мусульманских. Наши общины зависели от их развития: народы, которые стремительно развивались, развивали и нас; а народы, затормозившие свое развитие, затормозили и нас. Теперь, когда мы возвращаемся на землю предков с этим разным влиянием разных народов, оказывается, что у нас разное представление о взаимоотношении полов и поколений, разное отношение к образованию, труду и закону.
      То есть, глобальная проблема, которая разваливает европейский тип государства, у нас теперь внутринациональная.
      
      Может мы можем опереться на наш фундамент, на нашу общую национальную культуру, чтобы решить глобальную проблему, которую рассеяние сделало национальной? У нас ведь есть своя национальная культура.
      Увы, наша культура рассчитана на патриархальную общину, лишенную каких-либо навыков суверенного существования. Если начнем строить на ее фундаменте свою национальную жизнь, будем выполнять все, что нам предписывает традиция, то не будем знать, как летают самолеты, как работают электростанции и т. д., так как никаких собственных традиций обретения такого вида знаний и умений и использования их на практике в нашей традиции нет. Мы как народ не прошли то же многовековое воспитание, которое прошли европейские народы.
      То есть, для восстановления единства мы должны будем спустить на 2000 лет назад. А там никакого государства нет.
      
      Вывод отсюда принципиальный: все, чем мы сегодня обладаем, все наши знания и умения, все, что позволило нам создать государство для реализации КИББУЦ ГАЛУЙОТ- от знаний и технологий до государственного устройства, - мы обрели в рассеянии, благодаря рассеянию, в результате влияния других народов и заимствования их опыта.
      И в этом уникальность нашей исторической судьбы.
      А это значит, что КИББУЦ ГАЛУЙОТ должен поставить перед нами самую главную задачу 2-го этапа сионизма по Жаботинскому: как зеницу ока беречь все то, чем поделились с нами другие народы, осмысливать их наследие и развивать, чтобы поднять это наследие на универсальный уровень. То есть, на 3-ем этапе создать культуру КИББУЦ ГАЛУЙОТ: "ибо сказано: "Тора выйдет из Сиона". "
      Утратим все это - останемся ни с чем.
      
      ВЫВОД: на втором этапе развития сионизма мы должны создать особый тип Государства КИББУЦ ГАЛУЙОТ. Вот я и хочу предложу такую модель и каждый сможет сравнить ту реальность, с которой он столкнулся в Израиле в скопированном у европейцев государстве, с тем, что могло бы быть, если бы мы понимали смысл идей Зеэва Жаботинского.
      
      
      3) ГОСУДАРСТВО КИББУЦ ГАЛУЙОТ
      
      
      КИББУЦ ГАЛУЙОТ требует от нас создания особого типа государственного устройства, который обеспечит переход народа из одного состояния (рассеяния - пребывание в среде разных народов, где накоплен колоссальный культурный опыт множества народов, но нет национального опыта политического суверенитета) в другое состояние (государства, где уже есть опыт политического суверенитета, но культурный опыт крайне ограничен, так как не имеет собственных корней).
      Отсюда главная Задача - сохранять и развивать опыт как диаспоры, так и государства.
      
      Решение такой задачи требует создания Буфера - некой срединной структуры - для взаимодействия диаспоры с государством.
      
      Вот модель государства, которая создает условия для такого взаимодействие. С одной стороны государство, с другой - диаспора, а между ними Буфер, который необходим для решения 4 проблем: 1) проблема наследия (связь поколений); 2) проблема права (выработка общих основ законодательства и правовая подготовка будущих граждан); 3) проблема взаимодействия (общин друг с другом, государства с общинами; специалистов государства и диаспоры); 4) проблемы финансирования (для взаимодействия диаспоры с государством на основе партнерства деятельность в Буфере не может быть подчинена ни Государству, ни диаспоре).
      Таким образом весь народ оказывается вовлеченным в процесс КИББУЦ ГАЛУЙОТ и может сосредоточиться на достижении единой цели.
      ХАД НЕС. Жаботинский сегодня.
      
      Наследие
      
      Чтобы развивать культуру и выйти на 3-й этап развития сионизма, нужно сохранить наследие, которое накапливалось веками в среде другого народа. Это станет возможным при 3-х условиях: сохранении языка, который является каналом передачи наследия и на котором достигнут уровень развития - его нельзя снижать; сохранение связи поколений (необходимо, чтобы народ не утратил логику истории; а для этого нужно сохранить общий цитатный фонд, формы общения и досуга); сохранение преподавателей, который владеют кодами культуры и методикой передачи наследия от поколения к поколению.
      Эти 3 условия требуют создания в Буфере отдельной системы образования.
      
      Именно в эту систему образования Государство должно входит с ивритом.
      Чтобы осознать, насколько это важно, нужно понять уникальную специфику иврита. Иврит - национальный язык ТАНАХА, на котором сформулированы идеи, определившие не только судьбу евреев, но и вектор развития человечества. Однако как язык еврейского государственного суверенитета иврит очень молод и ограничен опытом небольшого государства и его молодой культуры.
      Современный иврит родился из вызова, который бросила евреям европейская цивилизация. Естественно, что этот вызов могли принять лишь европейские евреи, самые чувствительные из которых осознали, что народ ТАНАХА не может ответить на этот вызов из-за отсутствия в национальном языке понятий, образов и выразительных средств на уровне современной цивилизации.
      Иврит, таким образом, не развивался из внутренней потребности всего народа. Потребность была привнесена извне. Для дальнейшего развития иврита, а значит и той культуры, которая должна быть создана на 3-м этапе, необходим внутренний вызов, идущий от самого народа. Нужна не рефлексия на чужой опыт, а саморефлексия на свой собственный. Если будущие граждане Государства сохранят культурный уровень, достигнутый в среде другого народа, возникнет естественная потребность выразить свои мысли и чувства на иврите. Эта потребность и даст мощнейший толчок развитию самого иврита.
      Вот так и будет создаваться культура, о которой говорил Жаботинский.
      Чтобы осознать проблему, нужно рассмотреть это направление деятельности Буфера на модели 3-х шагового развития сионизма по Жаботинскому.
      
      На первом шаге иврит служит цели объединения народа, но не его развития. Вдохновение, которое было вызвано возможностью использовать для этой цели чужой национальный опыт, быстро исчезло. А после 1948 года иврит превратился к тому же и в средство власти, потому что он стал государственным языком, и система начала использовать иврит для подавления самосознания новых граждан, разрушения семейных связей и забвения наследия, которое копилось поколениями в среде других народов. Закономерно, что вместо перехода к 3-ем шагу сионизма, мы получили культурный разброд и мелких политиков с раздутым самомнением, неспособных мыслить государственными интересами.
      
      
      Наличие отдельной системы образования позволит поставить в центр национального интереса ту проблему, которая была важнейшей в поколении основателей государства - проблему образования, которую также пришлось скопировать. Великий мыслитель поколения, Ахад-ха-Ам, выразил общую точку зрения этого поколения, которое представляло "полноценную национальную жизнь" в неразрывной связи системы образования с культурой, которая народ объединяет.
      ЦИТАТА
      "Полноценная национальная жизнь включает два момента: во-первых, полное развитие творческих способностей нации в особо самобытной национальной культуре; во-вторых, систему образования, посредством которой отдельные члены нации будут полностью пропитаны такой культурой и сформированы ею, так что отпечаток ее будет виден на всем образе их жизни и мышления, как индивидуальном, так и общественном."
      КОНЕЦ ЦИТАТЫ
      
      Государство создавалось для этой цели - для единства народа. Проблема в том, что педагогические идеи также пришлось копировать, что и была сделано на первом шаге развития сионизма.
      Но давайте присмотримся к результату копирования.
      Если в нашей традиционной системе учитель - это уважаемый авторитет, а ссылка на учителя, на авторитет определенной ешивы - это культурная норма, то в скопированной нами системе образования учитель - простой работник, как кассир в супермаркетете или менеджер в фирме. Каждый учебный год начинается с забастовки, что настраивает и все общество на определенное отношение. Результат - скопированная система образования не объединяет народ, а ведет его к распаду. Будущие граждане с самого детства не только не пересекаются друг с другом; у них нет образовательной почвы для сотрудничества. А в качестве электората эти граждане уже создают и политический кризис.
      
      Создание в Буфере отдельной от государства системы образования позволяет вернуть идеалы основателей государства всему еврейскому народу. Естественно, что любая община захочет пригласить лучших учителей для своих детей. Тем самым придет осознание важности развития педагогики в интересах всего народа, а не профсоюза учителей. Изменится и отношение к преподавательскому составу как страны Исхода, так и Государства. Сохранение языка в Буферной системе образования позволит приглашать преподавателей из диаспоры. Их встреча в Буфере с преподавателями Государства создаст условия для продуктивного сотрудничества. Наработанный опыт сможет переноситься как в государство, так и в диаспору.
      Все это станет возможным лишь при условии независимости Буфера от Государства. Не подстраиваться, а противопоставлять - необходимое условие развития национальной традиции образования. Это - главная задача 2 шага сионизма - КИББУЦ ГАЛУЙОТ.
      
      По силе ли нам постановка и решение такой задачи? Разумеется, да.
      В Израиле существуют разные системы образования, испытываются разные педагогические методики. Однако все действуют разрозненно, так как народ не объединен четко осознаваемой целью. Народ смог возродить свой национальный язык - и это также не имеет прецедента в мировой истории - только потому, что цель была ясна и народ был с этой целью солидарен. Но у нас есть ее один уникальный пример - школы Французского альянса. Как только эмансипация открыла евреям Франции доступ к системе европейского образования, они тут же задумались о приобщении своих соплеменников к европейскому Просвещению там, где доступа к нему не было. Альянс организовал современные школы в общинах Северной Африки, в общинах азиатских страна и на Земле предков. Школа Миквей Исраэль, первая сельскохозяйственная школа, - создана Альянсом, а вдохновителем был прусский еврей Цви Калишер. Так что потенциал у нас огромный. Но в прошлом это были лишь частные инициативы. Государство КИББУЦ ГАЛУЙОТ может поставить общую цель, и она достижима. Если этого не сделать, третий шаг окажется недостижимым и "Тора не выйдет из Сиона"
      
      Право
      
      Условием культурного творчества народа является общее представление о Добре и Зле. Люди не могут сотрудничать друг с другом, если у них разные представления о жизни, если то, что один считает правильны, хорошим и красивым, другой, напротив, считает неправильных, плохим и уродливым. Проблема в том, что евреи прибывают из разных стран с совершенно разным представлением о жизни. А жить предстоит в общем государстве и руководствоваться общим законодательством. Тот, кто живет в Израиле, знает, какие конфликтные ситуации это создает для граждан.
      Но проблема законодательства стоит очень остро и в Государстве, где действуют законы прежних империй (оттоманской и британской), религиозные законы, законы отдельных общин. Израильская система позволяет группе интересантов под видом политической партии проникать в кнессет и навязывать свои интересы всему обществу в виде закона государства. Таким образом кнессет наполняется не законодателями, а лоббистами. Результат - уровень доверия народа к кнессету катастрофически упал.
      Контролировать положение пытается Верховный суд. Но при таком состоянии общества он вынужден навязывать какие-то общие законы. Поэтому выбор судей превращать в битву политических группировок - каждая группировка хочет, чтобы суд руководствовался ее идеологией. Результат - падает уровень доверия народа к судебной системе. Все это прямая угроза Государству.
      Таким образом и в вопросе права копирование первого шага сионизма себя исчерпало.
      
      Государство КИББУЦ ГАЛУЙОТ создает условия для выработки общих законодательной базы, без которой культурное творчество невозможно. В государстве Израиля этот стимул отсутствует. А Буфер этот стимул дает, так как там еще не возникают конфликтные ситуации. Тем самым именно Буфер создает условия для сотрудничество юристов диаспоры с юристами государства, для организации всенародных референдумов, чтобы поднять проблему права на общенациональный уровень, а будущих граждан подготовить к единому правовому порядку.
      
      По силе ли нам постановка и решение такой задачи? Разумеется, да.
      Мы на протяжении веков в исключительных условиях рассеяния этим только и занимались, так как нам приходилось решать проблемы взаимодействия с разными народами и их законами. Так что на свете нет специалистов, подобных нам, для решения именно этих проблем.
      
      Взаимодействие
      
      На 1-о шаге сионизма евреев разных стран объединила сама идея Государства. Но реализована она могла быть лишь благодаря разнообразию опытов. То есть, то, что смогли вложить в реализацию идеи немецкие евреи, не могли евреи Российской империи, у которых не было опыта эмансипации. И наоборот: вдохновение общими идеями, создание культуры на иврите принесли русские евреи. Ни у немецких, ни у каких-либо иных евреев таких идей не было.
      На 2 шаге сионизма возникает принципиально новая ситуация.
      Ведь КИББУЦ ГАЛУЙОТ - встреча выходцев разных стран - создает эффект империи, когда разные культурные общности начинают сотрудничать друг с другом. Но обычная империя, которая всегда создается путем захвата и подчинения, выполнив свою историческую роль, всегда распадается из-за стремления народов к суверенитету. Наша внутринациональная империя уникальна тем, что встречаются культурные опыты разных народов внутри одного народа. Аналога такой ситуации в мире нет.
      
      Поэтому третьей составляющей деятельности Буфера должна быть особая система взаимодействия: общин между собой; государства с разными общинами на основе партнерства, а не через бюрократическую систему; специалистов в разных областях (педагогики, юриспруденции, науки и т. д.).
      Знакомство с иным еврейским опытом позволит каждой общине оценить собственное наследие, его достижения, которые нужно сохранить, и предрассудки, от которых следует отказаться. Так формируется культура 3-его шага сионизма.
      Для этой деятельности необходимы особые СМИ, сконцентрированные на процессе КИББУЦ ГАЛУЙОТ, поднимающие значимые для всего народа вопросы; система Круглых столов, научных конференций, с максимальным привлечением граждан, взаимные визиты, диспуты и т. д.
      
      Буферная система взаимодействия может создать принципиально иную ситуацию для специалистов. У Государства нет возможности оценить весь опыт и все идеи, которые олим привозят из разных стран Исхода. Поддержка диаспоры, привлечение коллег из разных стран, создание профессиональных групп, сможет сохранить опыт разных специалистов и развить их идеи.
      Буфер, объединяющий евреев разных стран, сможет стать местом встречи и сотрудничества специалистов этих стран, которые знакомы евреям, но не связаны друг с другом. Такое взаимодействие превратит Буфер в мировой центр науки и новаторских идей. Не государство, которое превращает подобного рода деятельность в элитарное превосходство, а именно Буфер, где иерархия становится невозможной.
      
      По силе ли нам постановка и решение такой задачи? Народу, который создал 4 интернационала? Разумеется, да.
      Во-первых, наш народ настроен на КИББУЦ ГАЛУЙОТ и стремится к единству.
      Во-вторых, у нас и в этом дел есть колоссальный и уникальный опыт. В условиях рассеяния наш народ создал особую систему взаимодействия еврейских общин с окружающими народами и взаимодействия разных общин друг с другом.
      А когда эта система перестала работать, евреи создали Всемирные еврейские организации, первой из которых был упомянутый уже Французский альянс. Затем появилась Сионистская организация, которая создала необходимые органы самоуправления и организовала народ для создания Государства.
      Собственным опытом мы доказали, что умеем ставить общую цель и ее добиваться.
      
      Финансирование
      
      Естественно, возникает вопрос о материальной базе. Очевидно же, что в период пребывания в Буфере и концентрации всей деятельности на подготовке к гражданству люди должны быть освобождены от первичных забот существования. Следовательно, в Буфере должен быть свой жилой фонд и сопутствующие службы, свои общественные здания, свой штат и т. д.
       Деньги на все это есть, но тратятся они бестолково.
      
      Пожертвования диаспоры Государству Израиля давно стали нормой и воспринимаются всеми сторонами как благое дело благотворительности. Фактически же эта практика наносит обеим сторонам огромный вред. С одной стороны, это плохо для граждан: народ, получающий бесплатные дары, не учится быть суверенным народом, то есть, нести всю полноту ответственности за свое государство со всеми вытекающими последствиями для менталитета граждан и их политиков. С другой стороны: работает принцип - кто платит, тот и музыку заказывает. Диаспора, не обладающая опытом национального суверенитета, чрезмерно присутствует в решении государственных вопросов, но ответственности за последствия не несет.
      Если диаспора будет направлять все эти средства на субсидирование деятельности Буфера, то, во-первых, средства будут тратиться разумно на осознаваемые цели, так как станет ясно, какие проблемы стоят перед народом и что требуется для их решения, а что является проблемами, придуманными разного рода интересантами. Во-вторых, сама диаспора будет вовлечена в реальный опыт государственного строительства.
      
      Вторым источником является Государство, которое также тратит огромные средства для решения разного рода проблем новых граждан. Но множество их этих проблем оказываются нерешаемыми из-за их "нематериальности", что является следствием утраты наследия и ценностной дезориентации. Если средства, которые государству все равно приходится тратить на новых граждан и содержание штата сотрудников, будут переводиться на субсидирование деятельности Буфера, Государство будет получать подготовленных граждан и многие проблемы, которые оно вынуждено решать, часто безуспешно, просто не будут возникать. Напротив, подготовленные граждане быстро в разы возместят все затраты.
      
      Третьим источником финансирования являются всякого рода еврейские организации, включая Сохнут, которые выполняли важную функцию лишь в период создания и становления Государства, то есть на Первом шаге и в начале Второго. Теперь же они заняты разного рода программами, друг с другом не связанными и часто сомнительными и дорогостоящими. Средства, которые на них тратятся и кадры, которые в них работают, можно будет перевести на нужды Буфера и направить всю деятельность на достижение ясной цели.
      
      Кому это нужно?
      
      Кому нужно Государство КИББУЦ ГАЛУЙОТ? Государство КИББУЦ ГАЛУЙОТ необходимо всем.
      
      Еврейству диаспоры оно необходимо, потому что это единственное средство обретения евреями диаспоры чувства реализма. Ведь в диаспоре каждый еврей судит о нашем народе только по своему окружению. Что собой представляет реальный еврейский народ, каковы его неоспоримые достоинства и достижения, недостатки и проблемы - все это раскрывается только на Земле Израиля, когда народ собирается в единую суверенную политическую нацию и начинает действовать по своему разумению.
      Во-вторых, вовлеченность в государственное строительство - это вложение в будущее: ведь нужда в отчем доме может возникнуть у каждого еврея, его сына или дочери. Нужно потрудиться, чтобы этот дом действительно был отчим.
      Наконец, Государство КИББУЦ ГАЛУЙОТ позволяет вовлечь еврейство диаспоры в созидание собственной государственности, и отвлечь его от нежелательного участия в жизни других народов; сосредоточиться на национальных, а не на мировых проблемах. Нам не нужна глобализация. Глобализация у нас внутри. Это наша национальная проблема.
      
      Государство КИББУЦ ГАЛУЙОТ необходимо уроженцам страны, которые создают новый опыт. И этот новый опыт великолепен.
      Это опыт без влияния другой среды, без необходимости подстраиваться под других, отвечать их ожиданиям, реагировать на то или иное к себе отношение, сосредоточиться на себе, а не на навязанных окружением стереотипах. И тот, кто любит Израиль, ценит этот новый опыт суверенного народа.
      Но у этого опыта есть одна особенность: он ограничен немногочисленным социумом в крошечном государстве. Поэтому израильтяне испытывают желание вырваться в большой мир. А в Государстве КИББУЦ ГАЛУЙОТ весь мировой опыт сходится на Земле предков и можно с ним знакомиться в уникальных условиях, когда культурные коды других народов уроженцы страны получают от собственных соплеменников на эмоциональной основе.
      Никакие путешествия таких условий не создают. Ни у одного народа в мире таких условий просто нет.
      Тем самым уроженцы страны получают возможность открыть для себя огромный еврейский мир, с которым они также не знакомы, научиться ценить колоссальный опыт, накопленный поколениями в среде разных народов и задаваться общими вопросами. А это создает иную атмосферу, в которой рождаются мыслители, государственные деятели, а не маленькие политики маленьких партий, наконец, творцы высокой культуры мирового, а не местного уровня, которые в художественной форме смогут поднять и дать собственное видение универсальных проблем человечества, а не описывать свой крошечный мирок. Это и есть третий шаг сионизма по Жаботинскому.
      
      И, наконец, только в Государстве КИББУЦ ГАЛУЙОТ евреи смогут поднять те вопросы, которые волнует все человечество, так как глобализация создала проблемы как диаспор, так и развала государства, но не дала решения. Именно под этим углом нужно рассматривать два параллельных процесса - образование мировых диаспор и возвращение евреев на Землю, откуда в мир ушла Идея ЕДИНОГО. Так что значение опыта Государства КИББУЦ ГАЛУЙОТ, если оно будет создано, трудно переоценить. Этот опыт явно не ограничивается сугубо национальными интересами. В свет происходящего становятся, как никогда прежде, актуальными слова Зеэва Жаботинского:
      "Социальное избавление не придет, пока специалист не будет иметь собственной лаборатории. Строящие эту лабораторию, быть может, оказывают бОльшую услугу всему человечеству, чем своему собственному народу. Это поколение евреев послужит всему человечеству тем и только тем, что построит Государство Израиль."
      
      4) ОТ ИДЕИ К РЕАЛЬНОСТИ
      
      Так должно было бы быть. Но это не то, что есть.
      Реальный процесс возвращения евреев из стран рассеяния в современное Государство Израиля, скопированное у европейцев, можно назвать единственным словом - свалка.
      Люди приезжают. Их торжественно встречают, флаги-гимны, удостоверение гражданина - и все! Ты - израильтянин.
      Дальше начинается естественный процесс первоначального устройства: жилье, язык, работа, школа для детей. За этими заботами не до сохранения культурного наследия, обретенного в среде другого народа. Напротив, стать израильтянином, значит поскорее избавиться от наследия, которое накапливалось поколениями в разных условиях рассеяния.
      Первое поколение не ощущает проблему, так как владеет этим наследием и использует его для развития Израиля. Новая страна создает новые возможности и пробуждает чувство оптимизма - все трудности сегодняшнего дня преодолеем ради дня завтрашнего. А день завтрашний - это уже следующее поколение, которое, оставшись без наследия поколений отцов, ощущает какой-то дискомфорт, но живет уже по привычке - все-таки свое государство; можно не напряшаться. И только третье поколение обнаруживает себя маленьким народом в маленькой стране с огромными проблемами.
      70 лет - это и есть 3 поколения.
      Вопрос "а зачем все это было нужно?" возникает неизбежно. Ответом на него является метания и возвращение в среду других народов.
      ************
      Этим роликом я хочу начать общественную дискуссию о типе Государства, которое должно соответствовать нашему народу. Копирование было необходимо на первом шаге сионизма. Оно себя исчерпало. И мы видим результат.
      Я впервые задумалась над этой проблемой, когда задала себе простой вопрос: "а куда подевалось немецкое еврейство, элита нации, без прибытия которой государство невозможно было бы создать?". Люди есть, и они знают, что на Землю Израиля их отцы и деды прибыли из Германии. Остались результаты деятельности немецких евреев - в академии, в архитектуре, в промышленности, в искусстве. Но в атмосфере страны нет ничего, что напоминало бы о самих творцах и той культуре, которая их воспитала.
      И тогда я поняла, какая судьба ждет и выходцев из СССР. А признаки того, что люди начинают это понимать, уже есть.
      
      Эти наблюдения и размышления привели меня к страшному выводу: КИББУЦ ГАЛУЙОТ в его нынешнем осуществлении превратил Государство Израиля в машину уничтожения бесценного опыта поколений и обессмысливания еврейской национальной истории. Так что нынешний кризис закономерен. Он готовился десятилетиями и не решается выборами.
       Вообразите только, сколько проблем бы не возникло, сколько бы судеб состоялось, если бы мы хотя бы раз задались вопрос - а что такое государство? неужели оно так просто создается - построили здание, проложили дорогу, написали тексты? почему одни государства процветают, а другие гибнут, разлагаясь изнутри? может ли народ, 2000 лет не знавший суверенитета, откуда-то знать, как им распорядиться? готов ли народ к суверенитету ментально?
      Но у нас такими вопросами не задаются. И это легко обнаруживается, если присмотреться к словарю понятий, которые неадекватны нашему собственному историческому опыту. И в этом вопросе проблема копирования чужого опыта является ключевой.
      А на помощь опять приходит Зеэв Жаботинский.
      Нужно разобраться с терминологией, которой он уделял огромное внимание. Только присмотревшись к языку, на котором мы говорим, можно понять, что происходит с нашей внутренней и внешней политикой.
      Этой проблеме будут посвящены следующие 4 видеоролика.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 16/03/2021. 45k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка