Зив-Ами Лиора: другие произведения.

Кризис: не политический, а ментальный

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 18/03/2020. 26k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это эссе из серии личных размышлений о кризисе, который я считаю не политическим, а ментальным. Это кризис уроженцев Страны, потомков создателей Израиля, которые прибыли из Российской империи с идеями и пассионарной энергией, которым нет аналога. Как выяснилось, лишившись русского источника всего халуцианства, уроженцы страны лишились способности понимать собственных отцов и дедов. Это явно видно не только по Партии Бен-Гуриона, от которой не осталось даже жалкого подобия основателей, но и по партии Ликуд: если бы Жаботинский вошел на заведание фракции, ему пришлось бы спрашивать, куда они попал.

  •   
      I) ШЛИЛАТ ГАЛУТ
      
      1.1 Выйти из общего потока эмиграции на Запад и устремиться в Страну, которую я никогда не видела и могла лишь только вообразить! Чтобы на это решиться во времена СССР, должно была появиться убежденность в абсолютной правильности такого шага. И она появилась после прочтения небольшой книжки, которую в СССР ввезли нелегально. Книжку передавали из рук в руки с обязательным напоминанием: читать быстро, желающих много. На обложке название - Зеэв Жаботинский. Избранное.
      Уже с первых страниц у меня возникло чувство близости к автору. Потом поняла причину: Жаботинский - одессит, из тех, кто называли себя 'свободными' (от традиций религиозной общины). Журналист, родной язык русский, любимая страна Италия, где он жил, работал, учился - типичный Человек мира и мировой культуры.
      И вдруг резкий разрыв: 'Евреи, покончите с галутом или галут покончит с вами' ('галут' - пребывание евреев в среде другого народа). Эти слова Жаботинский произнес еще в юности - взыграло родное, одесское. Однако убеждение оказалось зрелым. Сформулированное так четко - ни убавить, ни прибавить - оно заслонило все прочие, стало главным в его жизни. Неистовой борьбе за это убеждение Жаботинский посвятил всю свою жизнь.
      
      
      1.2 Зеэв Жаботинский принадлежал к поколению халуцианства, поколению строителей Государства (халуц - пионер, идущий в авангарде). Это было поколение, которое восстало против многовековой традиции галута.
      'Шлилат галут' (отрицание галута) - главная идеологема поколения. Смысл: еврей в среде других народов утратил свою национальную Личность, привык приспосабливаться и мимикрировать, становиться таким, каким другие желают его видеть; чтобы покончить с этим нестерпимым положением, евреи должны вернуться на родину предков, обрести политический суверенитет и вернуть себе свое национальное Я.
      Своими статьями из маленькой книжки Жаботинский объяснил мне, что такое 'галут', как именно он влияет на евреев и почему с ним пора кончать. Я его поняла, и с ним согласилась. 'Шлилат галут' стало моим непоколебимым убеждением.
      
      1.3 Если в Советском союзе я могла лишь поверить Жаботинскому, то уже в Израиле смогла убедиться в его правоте, сравнивая израильских евреев с теми евреями, которые остались в галуте, сменив прописку или оставив прежнюю.
      В своей стране еврей становится таким, каков он есть, со своими выдающимися достоинствами и столь же выдающимися недостатками. Он сталкивается с реальностью такой, какова она есть, сосредотачивается на себе, решает свои, а не чужие проблемы.
      В галуте еврей привычно перекраивает сам себя, чтобы вписаться в новую среду, которая ему представляется такой, какой ему бы хотелось, чтобы она была.
      
      Мне легко было сравнивать израильтян с евреями галута, так как в Израиле я живу, а подавляющее большинство близких мне людей осталось в галуте и продолжают жить в том же вымышленном мире, в котором жили мы когда-то за Железным занавесом. Но тогда это было вынуждено, а теперь добровольно. И иначе нельзя: такова природа галута.
      Неожиданным для меня оказалось то, что в вымышленном мире оказались и израильские евреи.
      
      Окончательно я в этом убедилась благодаря еще одной книжке, на обложке которой опять стояло имя Жаботинского: Моше Бела. "Мир Жаботинского".
      Автор книги, Моше Бела, нашел в богатом наследии Жаботинского множество цитат, в которых представлены позиция Жаботинского по различным проблемам, его анализ ситуаций, оценки, прогнозы. Моше Бела разложил эти цитаты по темам и Мир Жаботинского предстал как поразительно целостная картина еврейской национальной жизни и ее проблем.
      Прочитав книгу, я поняла, каким бесценным сокровищем мы обладаем. Идеи, которые оставил Жаботинский оказались крайнем актуальными как для оценки того опыта, который накопило израильское общество за годы суверенитета, так и для оценки того опыта, который накопило советское еврейство за Железным занавесом.
      Универсализм - самое ценное в наследии Жаботинского. Он умел видеть суть явления. И поэтому сама жизнь доказывала его правоту.
      
      II) НАРОД И ИСТОРИЯ
      
      2.1 То, что израильское общество оказалось в тупиковой ситуации, сегодня понимают все. Но как оно там оказалось? На этот вопрос я и искала ответ, сравнивая идеи Жаботинского теперь уже с израильской реальностью. Вывод однозначный: развитие израильского общества пошло по пути отрицания базисных идей Жаботинского.
      Прежде всего это развитие привело израильских евреев к отрицанию самого определения сионизма, данное Жаботинским:
      ЦИТАТА. 'Сионизм - это когда евреи начинают сами созидать свою историю'. КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      
      Достаточно беглого взгляда на 3000-летнюю историю евреев, чтобы понять точность этого определения: евреи никогда не развивались самостоятельно, всегда нуждаясь в толчке извне.
      Первоначальный толчок идет от Синайского откровения, причем, значения не имеет реальные или легендарные события описаны в ТАНАХЕ; главное - так сам себя видит народ. И факты истории подтверждают: народ не ошибается.
      Возвращение из Вавилонского плена - инициатива персидского царя Кира. Выход евреев на историческую арену начался с приходом эллинов на Землю Израиля. 2000-летнее рассеяние инициировал Рим, передавший развитие евреев тем народам, в среде которого евреи развивались в полном соответствии с развитием этих народов.
      
      2.2 Результатом такого развития оказался распад народа. Каждая община, приученная жить в среде другого народа и приспосабливаться к нему, утратила способность и даже потребность в самостоятельной жизни. Община стала нуждаться в народе чужом и перестала нуждаться в народе собственном, еврейском.
      
      Раввины этой проблемы не заметили из-за многовековой привычки считать народом свою общину. Проблему заметил сам народ, вернее, самые зрячие из народа. Доказательство.
      Перец Смоленскин. ЦИТАТА.
      "Разве имя Израилево основано на религии, законе, соблюдении предписаний или обычаях? Имя это живо народным чувством." КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      Миха Бердичевский. ЦИТАТа.
      "Мы должны перестать быть евреями благодаря абстрактному иудаизму, но стать евреями по собственному своему праву, как живая и развивающаяся нация." КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      Ахарон-Давид Гордон. ЦИТАТА.
      "Мы, евреи, первыми в истории сказали: "Каждый народ пусть идет путями своего бога" и "Ни один народ не поднимет меч против другого", - а потом сами перестали быть народом."КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      
      Халуцианство родилось в этом ощущении реального состояния народа: народ первичен; религия обеспечивает нужды народа, а не наоборот. На протяжении веков народ признавал Талмудический раввинизм, пока он обеспечивал самосохранение народа в галуте. Но как только Талмудический раввинизм превратился в "абстрактный иудаизм" (Бердичевский), народ от него отказался и продолжи свое развитие.
      То, что подобное развитие народа легитимно, доказывает опыт советских евреев: Талмудический раввинизм исчез, а национальное чувство не только сохранилось, но развилось на новой основе, на основе цивилизации, и вспыхнуло с невероятной силой, когда пробил час.
      
      Точно по Жаботинскому: "сначала Б-г создал нацию!". В диалоге ТВОРЦА с народом религия выполняет вспомогательную функцию. И как только религия перестала выполнять эту функцию, народ ее отбросил, чтобы продолжить свой живой диалог с ТВОРЦОМ. Диалог продолжался в двух параллельных опытах, израильском и советском. Инициаторами и в том, и в другом случае были русские евреи, потому что ни одна часть рассеянного еврейского народа не ощутила потребность в живом диалоге так остро, как ощутило это русское еврейство.
      
      III) НАРОД И ГОСУДАРСТВО
      
      3.1 Вернуть народу утраченную способность быть народом - такова цель создания Государства. Но было множество возражений.
      Яростно против государства выступают раввины. Оправдание этой ярости, в том числе мистическое, не может скрыть очевидное: раввин видит себя руководителем народа, даже если этот народ ограничивается его синагогой.
      Галут поддерживает эту иллюзию. Государство разрушает.
      В Государстве раввин обнаруживает, что является всего лишь руководителем общины, который руководить народом не может, так как с народом незнаком. Государство раввин воспринимает как покушение на власть, без которой рушится вся система национально-общинной самоорганизации в галуте.
      
      Но возражают не только раввины. Возражает и Ахад хаАм, выдающийся мыслитель поколения халуцианства. Правда, он возражает по другой причине: общинный народ к государству не готов ментально. Нужно создать духовный центр, в котором народ сможет свободно развиваться и творить. В процессе обретения нового опыта народ поймет, какое государство ему нужно.
      
      Жаботинский утверждает обратное: начинать нужно сразу с государства, с любого, так как только государство позволяет вернуть и организовать народ. Создание Государства - не сама по себе цель, а начало национального строительства. А что является целью?
      ЦИТАТА.
      "Еврейское государство - не конечная цель. Оно - первый шаг к цели...последний шаг - это то, ради чего, по сути, и существуют нации, - создание могучей национальной культуры, "ИБО ИЗ СИОНА ПОЙДЕТ ТОРА." КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      Итак, целью является культура, ради которой и существуют нации.
      Что же такое культура?
      
      3.2 Все поколение халуцианства буквально бредило культурой, оставив после себя доказательство в виде многочисленных высказываний. Есть они и у Жаботинского. Вот одно из них, которое приводит Моше Бела. ЦИТАТА.
      "Все ─ язык, экономика, политический строй, короче ─ "культура". Ибо "национальная культура" ─ это далеко не только литература и музыка, как считают многие, национальная культура есть совокупность обычаев, общественных институтов, производительных и творческих сил народа." КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      
      Есть ли у евреев основание считать, что народ с такой задачей справится? Конечно есть - ТАНАХ. Вот ярчайшее свидетельство еврейской национальной культуры. Но ТАНАХ - это прошлое народа. А как поколение халуцианства предполагало создавать его будущее? На какой основе?
      
      ЦИТАТА их наследия Ахад ха-Ама выражает общее мнение
      "Полноценная национальная жизнь включает два момента: во-первых, полное развитие творческих способностей нации в особо самобытной национальной культуре; во-вторых, систему образования, посредством которой отдельные члены нации будут полностью пропитаны такой культурой и сформированы ею, так что отпечаток ее будет виден на всем образе их жизни и мышления, как индивидуальном, так и общественном." КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      
      3.3 Халуцианство и начиналось с возрождения языка и создания школ. Этим оно принципиально отличалось от простого переселения на Землю Израиля, которое осуществлялось и раньше. Доказательство: халуцианствое поколение было поколением "маскилим" ("образованных", то есть прошедших аккультурацию европейской культурой). Приобщение к универсальным знаниям, общечеловеческим, позволило просвещенной части народа возродить иврит, основать гимназию "Герцлия", то есть заложить фундамент национального суверенитета - единый язык национальной жизни. В системе образования поколение халуцианства видит главное средство воссоздания целостности народа, которую галут уничтожил.
      Национальное единство было главной целью Письма "статус-кво", на которое нынче ссылаются лидеры ортодоксальных евреев. Подписанное Бен-Гурионом, это "Письмо" включало пункт об обязательном изучении истории, математики и естественных наук (об этом ортодоксы предпочли забыть).
      Ну и главный аргумент - советский опыт за Железным занавесом: на базе естественно-научных знаний сверхдержава объединила разные народы, среди которых были и крайне отсталые. Евреи смогли обрести уникальный опыт сверхдержавы лишь признав Просвещение универсальным Знанием, без разделения 'на эллина и иудея'. Религия категорически этого не допускала. Результаты были в Израиле восприняты как общенациональные, хотя таковыми они не являлись.
      
      Как же можно было проигнорировать все эти факты и создать систему образования, в которой молодые люди разных секторов общества не только отделены друг от друга, нигде не пересекаются, но и не получают те базисные знания, которые необходимы для их сотрудничества в будущем? А это именно те, что перечислены в "Письме статус-кво". И это произошло в Государстве Израиля. Абсурд: Государство, созданное, чтобы объединить народ, ведет народ к распаду, а Государство к гибели.
      Чтобы понять причину этой угрожающей перспективы, нужно обратиться к наследию Жаботинского.
      
      IV) НАРОД И ПРОСВЕЩЕНИЕ
      
      4.1 Во время создания Еврейского университета в Иерусалиме Жаботинский, как член попечительского совета, отвергает концепцию образования, которую отстаивает Хаим Вайцман, будущий президент Израиля.
      Профессор химии Вайцман, как и его коллеги, европейские ученые-евреи, видят в Университете кузницу еврейских талантов и будущих лауреатов Нобелевской премии. Жаботинский ставит национальную задачу - учить еврейскую молодежь.
      ЦИТАТА
      На Венском конгрессе было принято предложение Вейцмана об основании Еврейского университета в Иерусалиме, и я согласился войти в комитет, созданный для этой цели. Но вскоре выяснилось, что "университет" - это предлог, ибо доктор Вейцман хотел создать только "исследовательский институт", в котором работали бы ученые и стремились бы получить Нобелевскую премию, а не школу, в которой обучали бы студентов. Я направил протест в центр сионистской организации в Берлине, и я все еще помню один абзац из него: "Мне также ясно, что еще не в наших силах создать хороший университет; неважно, начнем с плохого университета - увидите, он будет иметь национальное и просветительное значение, равное дюжине хваленых исследовательских институтов". КОНЕЦ ЦИТАТЫ. (Жаботинский. "Повесть моих дней")
      
      В одной из статей, сообщая о царившей в университете атмосфере в ожидании самого Эйнштейна, Жаботинский замечает, что ученый такого уровня нуждается в культурной среде своего уровня, которую формирующееся израильское общество обеспечить ему не сможет.
      То есть, Жаботинский видит в Высшей школе средство формирования еврейской нации, культурной среды, в которой будут расти и еврейские гении. Его оппоненты видят в Высшей школе условия существования избранных, которыми все прочие смогут гордиться.
      
      4.2 Победило мнение научной элиты, там самым определив развитие Государства и общества. Результат налицо: множество достижений небольшой горстки талантов и нижайший уровень среднего израильтянина; эмигрантские настроения израильтян, которые стремятся в "культурные" страны (счет эмигрантов идет уже на сотни тысяч); наконец, политический раскол, в котором европейские евреи ("любители симфоний") противопоставляются восточным евреям ("любителям дарбуки", ударного восточного инструмента).
      Главный же результат - в Израиле не сформировалась интеллектуальная среда, способная поставлять народу идеи и тех государственных деятелей, которые способны эти идеи реализовать. Специалисты, какими бы ни были их достижения в узких областях, такую среду не создают. Ее создает сам народ.
      
      По иронии судьбы на выборах президента Израиля в 2014 году свою кандидатуру выдвинул Дан Шехтман, не просто профессор химии, но и лауреат Нобелевской премии. Именно он забил тревогу по поводу уровня массового образования, который несет прямую угрозу существованию Государства. При голосовании в кнессете профессор Шехтман получил 1 голос из 120. Представители народа в национальном парламенте просто не поняли, о чем говорил ученый, которым народ может гордиться.
      
      Закономерный результат, но не единственный. Другие проблемы Государства также решаются в вопиющем противоречии с идеями Жаботинского. А результатом является утрата смысла сионизма, четко сформулированного Жаботинским: "Сионизм - это когда евреи начинают сами созидать свою историю"
      Теперь интеллектуальная инициатива находится в галуте и вновь другие созидают историю евреев. "Сделка века" - ярчайшее тому доказательство.
      
      V) ЖЕРТВЫ "ШЛИЛАТ ГАЛУТ"
      
      5.1 Когда знакомишься с наследием Жаботинского, невольно задаешься вопросом: как стало возможным забвение его наследия?
      Ответ на этот вопрос дал внук Бен-Гуриона:
      ЦИТАТА."Это для вас он премьер-министр, а для меня он просто дедушка". КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      Для уроженцев Страны поколение халуцианства - просто дедушки и бабушки. Так они и относятся к их наследию - как к чему-то домашнему и устаревшему. Они знают о прошлом своих отцов и дедов, гордятся ими, вспоминают их, путешествуют по местам их подвигов (в Израиле это основа национального воспитания). Но не имеют ни малейшего представления об их идеях, которые должны были определить будущее. А не определили, потому что потомки оказались не в состоянии понять собственных предков.
      И в этом нет их вины. Просто уроженцы Страны - тот самый ствол, который вырос из корня русского еврейства, но без питавшей его почвы - оказались жертвами главной идеологемы поколения халуцианства - "шлилат галут".
      
      5.2 Как выяснилось, отрицание галута было необходимо, чтобы евреи могли порвать с 2000-летней традицией зависимости. Но на отрицании галута невозможно строить суверенную национальную жизнь, так как все знания и умения евреи накопили в галуте, в среде других народов, когда "другие созидали историю евреев". Отрицание галута оставило уроженцев страны без корней.
      
      Их отцы и деды были европейцами. Европейскую культуру они воспринимали как собственную, понимали смысл ее идей и идеологем.
      Уроженцы Страны европейцами не являются. Им лишь рассказывали об европейской культуре и ее идеях. Поэтому все европейские понятия - "демократия", "свобода", "права человека", "государство всех граждан" - в их устах лишаются смысла.
      Слова они произносят, но что они означают, сами не понимают. Результатом же этой бессодержательности является всеобщая дезориентация общества, признаки которой с каждым днем становятся очевиднее.
      
      Но есть еще одно качество, загубленное отрицанием галута. Мы называем его идишкайт - теплое чувство семейной принадлежности, воспитанное общинной культурой галута.
      Поколение халуцианства, выросшее в галуте, этим качеством обладало. Их внуки и правнуки его лишились, так как воспитывались на идеологии. А идеология - вещество, которое очень быстро остывает, и этим отличается от патриархальности традиционного общества, которое сохраняет тепло семейных отношений и передает его по наследству. Результат: сплоченные патриархальные общины оказались несоизмеримо устойчивей потомков халуцов, и уверенно пошли на захват Государства.
      
      Жаботинский понял эту проблему и написал об этом в письме к Бен-Гуриону.
      ЦИТАТА."Ты и твои соратники, основатели движения "Рабочие Сиона", создали тонкую смесь этого учения (марксизма) с сионизмом - возможно, что вы в своей душе действительно смогли слить это воедино, но это понять может лишь тот, кто верит в это. Сейчас пришло поколение, которое не знает вашего ратоборства и не участвовало в ваших поисках истины; тончайшие логические силлогизмы, с помощью которых вам удалось из двух нитей сплести одну, ныне забыты, словно секрет Страдивариуса." КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      Сказано предельно ясно: чистая идеология недолговечна, ее нельзя передать по наследству. Это подтверждает не только судьба рабочего движения Бен-Гуриона и его единомышленников-социалистов и даже не только израильский опыт. Увы, это подтверждает и судьба ревизионистского движения самого Жаботинского.
      
      VI) НАРОД И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
      
      Кто сегодня вспоминает о плане эвакуации, который Жаботинский выдвинул в начале 30-х годов? Еще в юности он предсказал евреям Европы Варфоломеевскую ночь, а в начале 30-х годов выдвинул план эвакуции. Он метался по Европе, призывая евреев к восстанию против галута - к единственному средству спастись и прорваться на родину, сломать сопротивление британцев, которые получив "мандат на Палестину" для устройства еврейского дома, евреев в этот дом не пускали.
      Но будущие жертвы Холокоста не откликнулись на его призывы. И когда случилось то, что случилось, Жаботинский просто умер. В 1940 году, когда его сердце остановилось, ему было всего 60 лет.
      
      Жаботинский, однако, успел описать состояние евреев накануне величайшей трагедии:
      ЦИТАТА."Даже отчаяние ─ это какая ни есть, но все же ─ реакция. Самое страшное ─ это то, что я вижу у многих и многих евреев Восточной Европы: равнодушие, этакий фатализм. Люди ведут себя так, словно они приговорены. Такой покорности судьбе еще не знала история, даже в романах я ничего подобного пока не встречал. Как-будто усадили в телегу небольшую группу ─ каких-нибудь 12 миллионов ─ и пустили телегу к обрыву. Телега себе едет к обрыву, а люди в ней ─ кто плачет, кто курит, кто газету читает, кто молится, и никому в голову не приходит взяться за вожжи и повернуть телегу. Как-будто под наркозом люди. Я пришел к вам с последней попыткой. Я зову вас. Проснитесь! Попробуйте остановить телегу, попробуйте спрыгнуть с нее, как-то заклинить ее колеса, не идите как стадо на бойню! Даже овцы, когда волк задерет вторую-третью из стада, пытаются убежать. А тут, Господи, да тут какое-то огромное кладбище!" КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      
      Эти слова он произнес на митинге в Варшаве весной 1939 года и оставил их в назидание потомкам.
      И вот, в Иерусалиме собираются ведущие политические лидеры мирового уровня, чтобы в День освобождения Освенцима, напомнить миру о Катастрофе европейского еврейства. На трибуне президент Израиля, премьер-министр, оба воспитаны на идеологии Жаботинского, политические лидеры партии, которая выросла из ревизионистского движения Жаботинского. Кто-то из них вспомнил о Жаботинском и его плане эвакуации? Никто.
      Катастрофа уже давно приобрела статус национальной святыни. По своей значимости Катастрофа заслонила создание Государства Израиля. И уж конечно День независимости Израиля не собирает столько мировых лидеров, которые не слыхали ни о Жаботинском, ни о его плане эвакуации.
      А не слыхали, потому что никто им об этом не рассказал. Как выяснилось, рассказывать некому.
      
      VII) ДВА СТВОЛА ОДНОГО КОРНЯ
      
      7.1 Налицо явление: израильский ствол русского еврейства, лишившись почвы и корней, быстро начал засыхать. В это же время советский ствол русского еврейства продолжал развиваться, питаясь из того же источника русской культуры, которая взрастила поколение халуцианства. Массовая алия 90-х годов - ярчайшее доказательство, что это не образ, а реальное явление.
      Плодами советского ствола воспользовались все, но тут же начали вытаптывать корни "неправильного еврейства". Основание - эти плоды росли без веры в ТВОРЦА и ЕГО союз с еврейским народом. Значит, это какие-то неправильные плоды.
      
      7.2 Но разве вера в ТВОРЦА и ЕГО союз с еврейским народом ограничена религией? Свою веру евреи доказывают самим возвращением на Землю Израиля, так как возвращение возможно лишь в том случае, если эта Земля - Земля Обетованная. Без Обетования у Государства Израиля нет права на существование. А тот, кто признает Обетование, волей-неволей признает и Того, Кто Обетовал.
      Лично я приехала с глубокой верой в ТВОРЦА и Обетование. Но чем дольше я живу в Израиле, тем больше осознаю, что моя вера глубоко национальна, как и вера халуцианского поколения. И чем дальше уроженцы Страны отдаляются от поколения халуцианства, тем ближе это поколение становятся мне, потому что и моя, и их вера растут из одного и того же русского корня. Это чувство преемственности возвращает меня к тем же проблемам веры, которые решало это поколение.
      Убедил меня в этом другой русский еврей - Любавичский Ребе. Каким-то непостижимым образом ему удалось проникнуть через Железный занавес и вселить в меня веру в неразрывную связь нашей традиции с ТВОРЦОМ. В Израиле же именно он побудил задуматься о том, что собой эта связь представляет, и как получилось, что народу потребовался радикальный разрыв с нашей традицией, чтобы стали возможными все достижениям евреев в Новое время - в науке, искусстве, и, главное, в создании Государства и возвращении евреев из галута?
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 18/03/2020. 26k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка