Зив-Ами Лиора: другие произведения.

Союз Творца с "Семьей" праотца Авраама. Продолжение эссе ""Семья" против "Вавилона""(Глава 10))

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 22/09/2020. 13k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Династия праотцев народа ТАНАХА" - 10-я глава эссе ""Семья" против "Вавилона"". В этой главе обращается внимание на поразительную сосредоточенность ТАНАХА на семье праотцев, поведение которых вызывает множество недоуменных вопросов. Но причина в Идее союза ТВОРЦА с первичным коллективом, Семьей, в которой человек не только рождается, но и обучается Быть Человеком. Жертвоприношением сына утверждается принцип "Семья": смысл обучения человека, которое начинается в колыбели, в союзе с ТВОРЦОМ. Как развивается этот принцип в Истории продемонстрировали на собственном опыте как евреи, так и арабы (потомки Авраама, заменившие на жертвеннике Исаака Исмаилом).

  •   Предыдущие главы:
       I. Танах. Два принципа Мирового порядка
       II. Новое время. Запрос на принцип Мирового Порядка.
       http://world.lib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-1.shtml
       III. Движущая Сила Истории
       IV."Человек полей" против "Живущего в шатрах"
       http://world.lib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-3.shtml
       V.Что есть сионизм?
       http://world.lib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-4.shtml
       VI.Глобальные проблемы в "лаборатории человечества"
       http://world.lib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-6.shtml
       VII. Главная проблема "Нового времени"
       http://world.lib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-7.shtml
       VIII. Гора Синай - Живой Дух или фетиш?
       http://world.lib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-10.shtml
       XI. "СВОИ". Гора Синай - Будущее
      http://world.lib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-12.shtml
      
      X)СОЮЗ ТВОРЦА С "СЕМЬЕЙ" ПРАОТЦА АВРААМА
      
      1.Семья союзников ТВОРЦА человечества
      
      Что представляют собой праотцы, о которых повествует ТАНАХ? Есть три вопроса, которые требуют ответа или по крайней мере внимания.
      
      Первый вопрос касается места праотцев в ТАНАХЕ.
      Рассказ об Аврааме начинается сразу после рассказа о первых опытах человечества и общечеловеческих проблемах. Последняя из этих проблем представлена как раз в рассказе о "Вавилоне". И тут же переход к Аврааму и его семье, как будто о человечестве до Авраама уже все самое главное сказано.
      Далее целая книга из Пятикнижия Моисея повествует о жизни 4-х поколений одной семьи, Авраама, Ицхака, Яакова-Израиля и его 12 сыновей. То есть, 12 из 50 глав книги "Бытие" посвящено человечеству; остальные династии праотцев.
      Странная пропорция, не так ли?
      
      Второй вопрос касается внимания к семье праотцев миллиардов людей, которые связали с ней судьбу своих народов через монотеистические религии, христианство и ислам.
      Почему именно эта семья оказалась столь значимой? Ведь у каждого народа есть собственные праотцы и собственные легенды о них?
      Зачем народам понадобились чужие отцы семейства?
      
      Третий вопрос касается более чем сомнительной нравственности героев ТАНАХА.
      ТАНАХ - не житие святых. Напротив, многие поступки поколения праотцев крайне проблематичны. Хотя бы два из них - обман слепого мужа в заговоре с сыном (Ицхак, Ривка и Яаков) и решение убить родного брата, замененное продажей его в рабство (Йосиф и его братья).
      Какова же роль праотцев?
      
      Ясность вносит Чаадаев. Рассуждая в Седьмом философическом письме о миссии пророка Моисея, Чаадаев пишет:
      
      ЦИТАТА
      "Миссия его заключалась не в том, чтобы проявить образец справедливости и нравственного совершенства, а в том, чтобы внедрить в человеческий разум величайшую идею, которую разум этот не мог произвести сам."
      КОНЕЦ ЦИТАТЫ
      
      И таков весь ТАНАХ.
      
      В ТАНАХЕ представлен не образ "святого народа", а опыт усвоения Идеи Единого, которую народ не в состоянии адаптировать к реальности. Идея слишком абстрактна, и потому ТВОРЕЦ постоянно доказывает свою реальность непосредственным вмешательством, демонстративно нарушая природный порядок, то есть, через всякие "чудеса".
      Но народ, "который отдельно живет", все равно тянется к опыту всех народов, чье многобожие позволяет им связать конкретные области жизни с ответственным за эти области божествами, уйти от универсализма в конкретику. Евреи хотят того же. И царя требуют себе, чтобы управлял народом не Непостижимый ТВОРЕЦ, а конкретный человек. Но национальную судьбу изменить нельзя, так как определяет ее союз ТВОРЦА с праотцами.
      Ключевой момент этого союза - жертвоприношение собственного сына.
      
      2. Жертвоприношение сына
      
      Еще до рождения Ицхака Авраам замечает, что богатство, которым одарил его ТВОРЕЦ, не имеет смысла из-за отсутствия наследника. Рождается Ицхак, наследник, названный единственным и любимым.
      И ТВОРЕЦ требует принести его в жертву.
      
      ЦИТАТА
      "возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" (Бытие 22)
      КОНЕЦ ЦИТАТЫ
      
      В выборе между союзом с ТВОРЦОМ и единственным сыном Авраам выбирает союз с ТВОРЦОМ, без которого все прочее теряет смысл. Авраам выдерживает это испытание, и в образе несостоявшегося жертвоприношения формируется принцип "Семья".
      
      Принцип "Семья" основан на союзе ТВОРЦА всего человечества с семьей.
      Семья есть первичный союз людей, в котором человек рождается с потенциалом стать Человеком. Без обучения ни один человек этот потенциал реализовать не может. Этот факт доказан разными случаями "маугли".
      Основой обучения является язык, через который из поколения в поколение передается информация, определяющая образ мысли и действия каждого человека. Так формируется традиция, в матрице которой человека учит быть Человеком его ближайшее окружение, его Семья.
      
      В этом отношении традиция единобожия принципиально отличается от традиции многобожия.
      Многобожие удовлетворяет конкретные потребности людей посредством "специализации богов". Ограниченный круг естественных потребностей людей делает ненужным какой-либо развитие. Традиция оказывается самодостаточной.
      И это то, что мы обнаруживаем в Истории - многобожие блокирует историческое развитие народов и их традиций.
      
      Династия праотцев отличается от всех прочих семей тем, что заключила союз не с племенным богом, а с ТВОРЦОМ всего человечества. Поэтому приобщение к Б-гу Авраама тут же вносит в обучение человека проблематику всего человечества. Возникают мессианские ожидания всеединства, появляется стимул исторического развития, и История обретает именно тот смысл, который осознали оба никак не связанные друг с другом мыслителя, Зеэв Жаботинский и Петр Чаадаев.
      
      Единобожие подчиняет все потребности человека союзу с ТВОРЦОМ всего сущего. Все мысли и все действия обретают смысл только в этом союзе, в противном случае все бессмысленно. Вне этого союза весь мир также имеем смысла, поэтому от этого бессмысленного мира нужно отгородиться. И ТАНАХ подробно рассказывает, как эта традиция "ограды" закладывалась в поисках праматерей народа ТАНАХА.
      Никто иной как Чаадаев поразительно точно описал самую суть и последствия союза ТВОРЦА человечества с праотцами народа ТАНАХА и их потомками.
      
      ЦИТАТА
      "Какие имелись более верные средства воздвигнуть истинному Богу неприкосновенный жертвенник среди политеизма, завладевшего всей землей, кроме как внушить народу, хранителю этого священного памятника, кровную вражду ко всякому народу-идолопоклоннику, связать все социальное бытие этого народа, все его судьбы, все его воспоминания, все его надежды с одним этим принципом?"
      КОНЕЦ ЦИТАТЫ
      
      Союз ТВОРЦА человечества с семьей праотцев становится источником универсализма, к которому человечеству лишь предстоит прийти в будущем. Цель будет достигнута, когда каждая человеческая семья заключит союз с ТВОРЦОМ человечества, осознавая единую цель и подчиняя ей все свои потребности. Поступок Авраама - прообраз будущего всего человечества, и поэтому
      
      ЦИТАТА
      "благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Бытие 22)
      КОНЕЦ ЦИТАТЫ
      
      Однако первым народом, реализовавшим этот образ будущего, были не евреи, а арабы, которые считаются потомками другого сына праотца Авраама, Исмаила.
      
      3. Опыт потомков Исмаила
      
      В Коране также сообщается о несостоявшемся жертвоприношении сына (сура 37, айяты 101-113). Только традиция укладывает на жертвенник Исмаила вместо Ицхака.
      Идея, однако, та же: союз с ТВОРЦОМ определяет взаимоотношения людей в том первичном коллективе, в котором человек рождается и учится быть Человеком; все мысли людей, все их чувства и все их дела имеют смысл лишь в союзе с ТВОРЦОМ.
      
      Этот семейный универсализм был тем оружием, посредством которого арабы завоевали полмира, расселившись на огромных территориях обитания народов древнейших цивилизаций Северной Африки, Ближнего Востока, Междуречья и Средней Азии. Перед исламом не устояла ни имперская Персия со своей древней культурой, ни эллинизированные народы Южного и Восточного Средиземноморья. Никакие военные победы не могли сделать то, что сделал Коран, который стал священной книгой всех мусульман. Ведь главное не завоевать. Главное - удержать.
      Универсализм принципа "Семья", который арабы принесли народам, позволил множеству разных, несвязанных друг с другом народов создать и развить национальные мусульманские традиции на основе веры в Единого ТВОРЦА.
      
      Тем самым арабы продемонстрировали, что нет противоречия между Идеей Единого ТВОРЦА и разделением на народы, если союз Единого ТВОРЦА с их отцами становится основой семейной традиции.
      Плюрализм классической мусульманской цивилизации как раз в том и состоял, что в ее рамках "каждый народ идет во имя своего бога".
      
      4. Опыт потомков Исаака
      
      У евреев совершенно иной опыт реализации того же принципа "Семья". Универсализм этого опыта обусловлен многовековым рассеянием потомков Авраама-Ицхака-Яакова.
      
      Во-первых, евреи показали, что принцип "Семья", основанный на союзе ТВОРЦА с семьей, сохраняет единство народа даже тогда, когда его физическое единство невозможно.
      Ни синагога, ни изучение Талмуда не сохранили бы народ, если бы мудрецы не нашли способ подчинить союзу с ТВОРЦОМ весь жизненный уклад еврейской семьи. От еды и семейных отношений до молитв и обрядов, хранящих память о Синае и Земле Обетованной - все основано на союзе ТВОРЦА с праотцами, который через традицию передается их потомкам.
      Такой организованный коллектив обладает потрясающей устойчивостью и продемонстрировал способность выживать в любых условиях и на любой почве.
      
      Во-вторых, евреи показали, как принцип "Семья" позволяет традиции одновременно и сохраняться, и развиваться через взаимодействие с другими народами.
      На протяжении долгих веков рассеяния еврейскую общину окружали и по-разному на нее влияли совершенно разные народы, как христианские, так и мусульманские.
      В этих уникальных условиях принцип "Семья" служил фильтром, пропускающим в традицию универсальные элементы влияния (органичные союзу ТВОРЦА с еврейской семьей), и отсеивающим инородные элементы влияния (неорганичные союзу ТВОРЦА с еврейской семьей): универсальные принимались, инородные отторгались.
      Так в результате многовековой селекции внутри одного народа формировались и развивались разные еврейские традиции.
      Этот опыт позволяет понять, что такое традиция, каков ее потенциал и каковы принципы ее развития.
      
      Во-третьих, евреи в своем опыте продемонстрировали причину кризиса "Семьи" в "Новое время".
      Кризис зародился в Эпоху Просвещения и находится в критической точке своего развития из-за главной проблемы "Нового времени": "отлучение их от власти было необходимо, но это привело к изгнанию Б-га".
      "Изгнание Б-га" разрушило союз ТВОРЦА с семьей.
      Кризис современной семьи - явление очевидное. Но какова природа этого кризиса и почему он возник в "Новое время"?
      Закономерно, что за ответом на этот вопрос нужно обратиться к опыту потомков тех праотцев, с семей которых заключил союз ТВОРЕЦ всего человечества.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 22/09/2020. 13k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка