Зив-Ами Лиора: другие произведения.

Главная проблема "нового времени". Продолжение эссе "Семья" против "Вавилона" (Глава 7)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 22/08/2020. 13k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение эссе "Семья" против "Вавилона". Первая часть эссе http://world.lib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-1.shtmlВторая часть эссе http://world.lib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-3.shtmlТретья часть эссеhttp://world.lib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-4.shtml Четвертая часть: http://world.lib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-6.shtml

  •   
      1. Сионисты-социалисты - Жаботинский:
      экзистенциальное противостояние
      
      Противостояние Жаботинского и сионистов-социалистов принято сводить к отдельным вопросам идеологии и политики. Но это то, что лежит на поверхности. Корни намного глубже и уходят они в представление о Движущей Силе Истории.
      Это по сути экзистенциальное противостояние проявилось в представлениях о целях самого Государства.
      
      Сионисты-социалисты начинают сразу с конечное цели, которая им кажется достижимой, - создание образцово-показательного общества, в котором еврейский народ, наконец, воплотит в жизнь идеалы пророков ТАНАХА.
      Жаботинский в Государстве видит лишь первый шаг трехшагового процесса, который лишь приведет народ к какой-то Цели. Эту цель Жаботинский представляет в речи на Учредительном собрании Новой сионистской организации.
      
      ЦИТАТА. "С одной стороны, цель эта чрезвычайно сложная, но это цель с большой буквы, объем ее определяется реальностью, и не в наших силах вносить изменения. Создание еврейского государства не является конечной целью: еврейское государство - это только первый шаг в процессе осуществления высшего сионизма. После первого шага наступит очередь второго - возвращение нации в Сион, исход из рассеяния, решение еврейского вопроса. Истинная, конечная цель проявится только на третьем этапе, то, во имя чего, в сущности, существуют великие нации - создание национальной культуры, которая будет излучать свой свет на весь мир, ибо сказано: "Тора выйдет из Сиона"." (Вена. 1935 год)КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      
      Трехшаговый процесс возвращения евреев в Сион поразительно совпадает с общечеловеческим процессом "конца дней".
      Вначале народ должен собраться, самоорганизоваться в государстве, чтобы понять, что он собой представляет. Только в качестве политической нацией народ сможет решить "еврейский вопрос", превратив его в национальный. И лишь сосредоточившись на себе, народ, наконец, увидит ту самую Цель с большой буквы, к которой направлено развитие любого народа - создание культуры.
      Цель создание культуры народа ТАНАХА - "Тора выйдет из Сиона".
      
      2. Главная проблема "Нового времени"
      
      "Тора выйдет из Сиона".
      Эти слова пророка Исайи для Жаботинского не были простой цитатой из ТАНАХА. Они показывают, насколько глубоко осознал Жаботинский главную проблему "Нового времени", которую он сформулировал в той же речи на Учредительном собрании Новой сионистской организации.
      
      ЦИТАТА."Доселе в национальном движении в Израиле властвовали искренние, честные, прекрасны лозунги, заимствованные у блистательной эпохи освободительных войн прошлого века: "Религия ─ это частное дело", "Отделение церкви от государства". Но история развивается диалектически и сегодня мы сталкивается с необходимостью пересмотреть свое отношение к этому вопросу. Изгнание церковников, отлучение их от власти было необходимо, но это привело к изгнанию Б-га. И более, чем сомнительно, было ли это желательным результатом. Да, религия должна оставаться сугубо личным делом, в смысле твоего, моего, его мировоззрения. Тут должна быть сохранена полная свобода в традициях священного либерализма, святость которого пребудет вечно. Но далеко не "частный вопрос" ─ умерла ли традиция или она жива. Осталась ли гора Синай и пророки живыми явлениями духа или это пылящиеся под стеклом мумии, фетиши, наподобие ацтекских." КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      
      Итак, главная проблема "Нового времени" - "Изгнание церковников, отлучение их от власти было необходимо, но это привело к изгнанию Б-га."
      Почему же "отлучение их от власти было необходимо" и почему это отлучение "привело к изгнанию Б-га"?
      
      3. Религия: Б-г как средство Власти
      
      Использование Б-га в качестве средства власти необходимо для формирования традиции, которую каждый народ выстраивает в матрице религиозной веры. Множественность таких матриц есть условие реализации принципа разделения народов, чтобы в "конце дней" каждый народ смог пойти "во имя божества своего".
      Традиция любого народа основана на базисных кодах - Отцы (происхождение и язык) и Знание Добра и Зла. Согласие в этих кодах обязательно, так как без согласия совместная деятельность людей невозможна, тем более, когда результаты этой деятельности должны передаваться из поколения в поколение как традиция.
      Но как привести людей к согласию, если люди разные и у каждого человека может быть свое мнение?
      
      Единственный способ, опробованный всеми без исключения - сакрализация базисных кодов именем Высшей Силы, которая поднимает базисные коды на высоту, недосягаемую для какой-либо ревизии человека.
      Люди могут спорить друг с другом.
      Но они не могут спорить с Б-гом.
      Миссия сакрализации возлагается на религиозных авторитетов, которые именем Б-га утверждают, что есть "Добро - Зло", "хорошо - плохо", "делай - не делай" и т.д.
      
      А так как в "Старое время" каждый человек воспитывался строго в определенной традиции, отказ от мнения авторитетов этой традиции автоматически оказывался отказом от Б-га. И не без основания - "если бога нет, все позволено". Вне традиции каждый человек сам начинает решать, что считать Добром, а что Злом, соответственно себя вести и вся коллективная жизнь расстраивается.
      Целью сионизма было превращение евреев в политическую нацию. Для рассеянного народа эта цель недостижима. Ее достижение требует возвращения на Землю предков, о чем евреи мечтали и за что молились на протяжении всех веков рассеяния. Однако именно эта цель вызвала яростное сопротивление раввинов, так как оказалась несовместимой с традицией.
      Что же это за традиция такая?
      
      4. Религия народа ТАНАХА
      
      Еврейская традиция выделается своими сакральными кодами, так как ими являются происхождение от праотцев Авраама-Ицхака-Яакова и Учение Моисея, Тора, полученная от ТВОРЦА всего человечества.
      Но развивается эта традиция по общей схеме, как изложено в "Поучении отцов": "Моисей принял Тору от Синая и передал ее Йегошуа, Йегошуа старейшинам, старейшины - пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых". И так до нынешних раввинов - их авторитет базируется на принципе передачи Торы Моисея.
      Если бы не историческая судьба народа, который "отдельно живёт и между народами не числится", то отличие еврейской традиции свелось к происхождению и вере в постулаты. Но историческая судьба народа - уход в галут и возвращение на одну и ту же Землю Обетованную - делают ее поистине уникальной.
      
      В самом продолжительном Римском галуте единая религиозная матрица еврейской традиции распалась на множество общинных подматриц, каждая из которых формировалась в среде и под влиянием того или иного народа.
      Как община одного народа может выжить в среде другого народа?
      Как приспособиться к его требованиям, если учесть, что у разных народов разные требования к евреям?
      Ответы на эти вопросы мог дать только авторитет данной еврейской общины, который трактовал базисные коды применительно к вызовам окружающей общину нееврейской среды. Так постепенно в каждой общине сформировалась собственная подматрица: кроме общей династии праотцев Авраама-Ицхака-Яакова появились собственные династии отцов общины; кроме общей традиции Торы - своя общинная традиция Торы.
      Так создавалось многообразие религиозных традиций внутри одного и того же народа ТАНАХА.
      
      До наступления "Нового времени" эта особенность еврейской традиции не представляла никакой проблемы, так как благодаря преемственности, восходящей к пророку Моисею, многообразие воспринималось как единая Тора.
      С наступлением "Нового времени" ситуация изменилась принципиально.
      
      5. Конец воображаемой власти
      
      Начавшийся в "Новое время" процесс объединения, в который оказались втянутыми народы, бросил вызов всем религиозным авторитетам. Выяснилось, что их учения расходятся с реальностью (с тем, "что творит Бог").
      Авторитеты авраамических религий как христиан, так и мусульман, учили, что "в конце дней" человечество объединит единая вера.
      Реальность оказалась прямо противоположной - возник национализм, который разделил даже единоверцев в полном соответствии с Б-жественным принципом "каждый народ пойдет во имя своего бога".
      Авторитеты Талмуда учили, что религиозная традиция объединяет народ. А реальность оказалась прямо противоположной - Талмудический раввинизм привел к распаду народа на еврейские общины, которые утратили связь и даже общий язык, так как евреи говорили и думали на языках народов мира.
      
      Но Талмудический раввинизм и формировался в рассеянии для нужд рассеивания. Как же в таком случае реализовать "киббуц галуйот", собирание народа, которое должно произойти в конце дней? Как реализовать еврейскую часть пророчества Михея (4) "каждый народ пойдет во имя своего бога, а мы пойдем во имя Господа Бога нашего".
      "Пойти" народ никуда не мог, так как в галуте способность евреев к суверенитету полностью атрофировалась. Каждая еврейская община, укорененная в среде другого народа, теперь нуждалась в чужом народе, и не нуждалась в собственном еврейском. Поэтому, чтобы "пойти", евреям пришлось выйти за пределы Талмудического раввинизма и обратиться к "продуктивности культурного человечества", то есть, к опыту европейских народов.
      Религиозные авторитеты этот вызов "Нового времени" не осознали. Они так привыкли считать себя правителями народа, что не заметили, как превратились в руководителей каждой отдельной общины.
      
      То, что не заметили авторитеты, заметил народ.
      Пока авторитеты могли объяснять, "что творит Б-г", их мнение было легитимно, а, значит, и право определять, что есть "Добро и Зло", что "хорошо - плохо"; что "можно - нельзя".
      В тот момент, когда авторитеты утратили способность объяснить, "что творит Б-г" - а это как раз и произошло в "Новое время", - их мнение также утратило легитимность. Как следствие, их право определять, что есть Добро и что есть Зло, также стало нелегитимным.
      Народ вырвался на "свободу", и произошло то, о чем говорил Жаботинский: "изгнание церковников...привело к изгнанию Б-га". Евреи перестали разделять между Добром и Злом и отправились перестраивать весь мир по собственному разумению.
      
      А ведь в ТАНАХЕ и эта ситуация предусмотрена.
      
      5. ПРЕДУСМОТРЕНО ТАНАХОМ.
      Разделение ТВОРЦА и религии
      
      ТАНАХ разделяет между ТВОРЦОМ человечества и мнением о Нем каких бы то ни было религиозных авторитетов. Более того, в ТАНАХЕ предусмотрена конфронтация ТВОРЦА с авторитетами евреев, которая наступает тогда, когда авторитеты теряют связь с народом.
      
      ЦИТАТА."пастыри Мои не искали овец Моих и самих себя пасли, а не стадо...Я иду против пастырей...не доверю им впредь стада Своего, и не будут больше пастыри пасти самих себя"
      (Иезекииль 34: 8,10)КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      
      ТАНАХ устанавливает причинно-следственную связь: дезориентация народа является следствием отрыва "пастырей" от народа, которые даже не замечают, что "пасут сами себя".
      
      ЦИТАТА."И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их". КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
      
      Этот ТАНАХИЧЕСКИЙ образ поразительно соответствует ситуации "Нового времени" и раскрывает причину, по которой Жаботинский наделил либерализм святостью.
      "Святость либерализма" - открытие "Нового времени", которое изначально состояло в разделении между ТВОРЦОМ и религиозными авторитетами. Цель - лишить религиозные авторитеты традиционного права использовать Б-га в качестве средства собственной власти.
      А без сакральной власти все, что представлялось "живым явлением духа", превратилось в "фетиш". И те самые евреи, которые хранили свою традицию в условиях жесточайших гонений, вдруг сами отказались от нее тогда, когда ее сохранению никто уже не мешал. (Ярчайший пример - современное еврейство США).
      
      Чтобы представить главную проблему "Нового времени" - "отлучение их от власти было необходимо, но это привело к изгнанию Б-га." - Жаботинский обратился к образу Горы Синай, с которой 10 заповедей были озвучены Самим ТВОРЦОМ.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 22/08/2020. 13k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка