Аннотация: К нынешнему кризису мы шли долго и упорно. Но причину почему-то никто не заметил. Распад общества заложен в системе образования. Я рассказываю об этом в видеоролике https://www.youtube.com/watch?v=KGbJimUmd00
ПИСЬМО СТАТУС-КВО
1) Вновь борьба за Израиль
Я - бывшая отказница, в СССР боролась за право евреев на алию в Израиль. После 33 лет жизни в Израиле я пришла к выводу, что опять нужно начинать борьбу. На сей раз за сам Израиль.
Прошедшие выборы в очередной раз показали, насколько положение серьезно. И усугубляется оно тем, что общество не осознает причину кризиса.
А причина очевидна - Статус-кво.
Я имею в виду конкретный документ, который появился в 1947 году накануне голосования в ООН, когда решалась судьба Государства Израиля - быть ему или не быть.
Вот оригинальный текст этого письма. (ФОТО)
Письмо было подписано будущим премьер-министром Давидом Бен-Гурионом; будущим министром религии равом Йегуда-Лейбом Фишманом; будущим министром МВД Ицхаком Гринбоймом.
Направлено письмо организации ортодоксов Агудат Исраэль
Цель письма - достижение единства накануне голосования в ООН.
2) Письмо. 4 пункта
Письмо содержит 4 параграфа, в которых сформулированы основы совместной жизни евреев как будущей политической нации. Сам факт, что в тот судьбоносный момент достичь единства удалось, делает Письмо Статус-Кво самым актуальным документом сегодня, когда единства снова нет, а международная обстановка динамично развивается в крайне проблематичном направлении.
Итак, 4 параграфа Письма Статус-Кво.
1 параграф. Шабат. Очевидно, что законным днем отдыха в еврейском государстве будет суббота. Понятно также, что христиане и лица, исповедующие другие религии, смогут отдыхать в свои еженедельные дни отдыха.
А теперь сравним содержание с реальностью.
Выполнило государство обещанное? Выполнило. Суббота - выходной день. И это ВСЕ!
2 параграф. Кашрут. Следует добиться, используя все имеющиеся средства, чтобы на каждой кухне в государственных учреждениях, обслуживающих евреев, подавалась кошерная пища.
Выполнило государство обещанное? Выполнило. И это ВСЕ!
3 параграф. Брачный статус. Все члены руководства Еврейского агентства понимают серьезность проблемы и возникающие в связи с ней большие трудности. Организации, представляемые Еврейским агентством, будут действовать в этом вопросе с полным осознанием того факта, что религиозные евреи пытаются предотвратить дробление Дома Израиля на две группы.
В формулировке 3-его параграфа ЯСНО утверждается, что "религиозные евреи пытаются предотвратить дробление Дома Израиля на две группы."
Где оно единство Дома Израилева? Достижимо ли оно?
Ответ на вопрос в 4-ом параграфе.
4 параграф. Образование. Будет обеспечена полная автономия всех направлений в образовании. (Кстати, такая ситуация существует в сионистском и еврейском обществе и сейчас). Правительство не будет препятствовать признанию религиозной идентичности и мешать свободному вероисповеданию любой группы в еврейском народе. Государство определит минимальный объем обязательного образования, включающего в себя язык иврит, историю, науки и так далее, и будет следить за преподаванием этого минимума, однако каждое направление сможет свободно определять свою школьную программу, и при этом никак не будет ущемляться свобода вероисповедания.
Израильские раввины восприняли Письмо статус-кво как легитимацию власти над народом. И народ уже прореагировал: многие евреи предпочитают регистрировать брак заграницей в знак протеста против трактовки раввинами своих полномочий.
Как же получилось, что все 3 первых параграфа теперь трактуются так, что полномочия раввинов давно вышли за рамки Письма Статус-Кво?
А что с 4-м параграфом? Почему о нем все забыли?
Судьба 4-ого параграфа привела меня к мысли о сравнении опытов: опыта основателей государства, опыта советских евреев и опыта израильского общества.
3) Сравнение опытов.
В чем особенность знаний, перечисленных в 4 параграфе, и почему в Письме особо оговаривается роль государства, которое призвано осуществлять контроль?
I) Опыт советского еврейства
А начну я с советского опыта, который дает все основания для того, чтобы поставить вопрос о знаниях, перечисленных в 4 параграфе Письма Статус-Кво, в центр общественной дискуссии.
1. Знания, перечисленные в параграфе 4, меняют человека.
Объективность научного знания устраняет посредника и Человек оказывается один на один с фактом. Это делает его самостоятельным: промывка мозгов очень сильно затрудняется, а, значит, подрывает власть человека над человеком.
Для советского еврея эта самостоятельность усиливалась тем, что в СССР были разрушены все формы традиционной еврейской жизни. За отдельным евреем больше не стояла община с ее авторитетами. Поэтому полагаться приходилось только на себя: ты еврей; тебе не поможет никто.
Советская система политехнического образования создавала для этого условия.
В результате сформировалась особая ментальность советского еврея, которая проявилась в деятельности евреев во всех областях, включая диссидентское движение и сионистское возрождение.
2. В СССР отношение к науке не сводилось к деньгам и престижу.
что всегда является естественной мотивацией деятельности.
К науке было особое отношение, которое в еврейской традиции формулируется как изучение Торы ради имени ее. Поэтому "советскими праведниками" оказывались ученые и разного рада творческие деятели. Ими гордились. Они были образцом для подражания и даже определяли еврейскую самоидентификацию.
Это дает все основания для утверждения: в СССР сформировалось новое еврейское самосознание. А плоды этого нового еврейского самосознания советского еврейства Государство Израиля получила как манн небесный прямо из СССР.
3. Знания, перечисленные в 4 параграфе, формируют общество.
Эти знания не разделяют людей на национальности, гендеры и проч. Поэтому они меняют отношения между людьми, начиная с семьи. Возникает новая семейная традиция, которая впитывается в колыбели, возникают новые формы досуга, творчества. Все это определяет атмосферу в обществе.
То есть, создается Культура.
Советскую алию назвали культурной благодаря знаниями, перечисленными в параграфе 4.
4. Наконец, знания, перечисленные в 4 параграфе, универсальны и потому охватывают весь мир.
Эти знания создали основу для сотрудничества ученых всего мира, чего никогда не было и быть не могло.
СССР стал сверхдержавой на базе Знаний параграфа 4, потому что во всех школах огромной страны, от Сахалина до Калининграда, в республиках Средней Алии, Кавказа, Прибалтики, В России, Украине, Молдавии, Белорусии - дети всех национальностей, мальчики и девочки изучали набор предметов, перечисленных в параграфе 4.
И я в последнее время все чаще обнаруживаю связь с людьми, с которыми мы вместе росли и учились в СССР, хоть и не были знакомы. Они живут по всему миру и информация, которой мы обмениваемся, бесценна.
Эту солидарность обеспечили знания параграфа 4.
II) Опыт основателей Государства Израиля
Создание Государства было делом рук исключительно просвещенной части народа, потому что приобщение к знаниям, перечисленным в параграфе 4, давало ей не только средство осуществления задуманного, но и сформировало необходимый для этого менталитет. А результат их деятельности налицо: язык иврит, Гимназия Герцлия, победоносная армия и система здравоохранения, сельское хозяйство и градостроительство, театр, литература и т. д.
Основатели Государства Израиля осознавали роль этих наук в судьбе народа, Государства и каждого человека. И потому внесли науки в 4 параграф, естественно полагая, что "единство дома Израиля", упомянутого в 3 параграфе, распространяется и на 4 параграф.
Это общее понимание выразил Ахад ха-Ам.
Полноценная национальная жизнь включает два момента: во-первых, полное развитие творческих способностей нации в особо самобытной национальной культуре; во-вторых, систему образования, посредством которой отдельные члены нации будут полностью пропитаны такой культурой и сформированы ею, так что отпечаток ее будет виден на всем образе их жизни и мышления, как индивидуальном, так и общественном.
Знания, перечисленные в параграфе 4, позволили крошечной части народа собрать рассеянные общины в политическую нацию, которой основатели Государства оставили в наследие базисный документ - Письмо Статус-кво.
III) Опыт израильского общества
В современном Государстве Израиля забыто не только Письмо Статус-Кво, но и принципы этого письма. И результат не замедлил сказаться.
Показательно хвастливое самоопределения, которое израильтяне сами себе дают: Нация стартаппов. И никого не смущает, что Государство Израиля получило готовых специалистов, которых вырастило другое государство, СССР; что в области высоких технологий занято только 8%, населения, что никак не определяет все общество.
А причина в мотивации: науки - это не Тора, которую изучают ради имени ее. Это средство зарабатывания денег и престижа. А в такой мотивации Культура не рождается. Я говорю не об отдельных людях, а об общественной атмосфере, которая проявляется везде - в разговорах, в СМИ, в рекламе, в местах отдыха.
Главная Цель - обеспечить средства для получения кайфа.
Доказательством такого отношения является израильская система образования, в которой целые сектора растят будущих граждан без какого-либо представления о физике, химии и биологии. Все эти науки причисляются к "гойской мудрости", которая еврею не нужна.
Где 4-Й параграф? Кто следит за преподаванием этого минимума? Почему о нем забыли? Ведь исключение 4 параграфа делает невозможным "единство дома Израиля": нет общей базы знаний - нет сотрудничества, ощущения единства, общей цели. А значит нет и государства.
Абсурд: Государство вкладывает деньги в систему образования, которая ведет народ к распаду, а государство к гибели.
Как это выглядит? Вот так. Бунт целой общины из-за того, что не пожелали принимать в школу девочек другого направления. (ФОТО)
Я боролась за право евреев на алию из СССР. НО в страшном сне не могла себе представить таких евреев, представить, что такое может происходить в государстве Израиля. Но когда я беседую с бывшими советскими евреями, которые вошли в мир Торы, עושה לך רב я вижу, как они меняются. Они могут только цитировать своего рава. И в результате даже между ортодоксальными евреями солидарность распадается. У каждой общины свои знания и своя Тора.
Политический результат мы видим: люди не могут выработать общие идеи и создать вменяемое политическое руководство.
А это ставит главный вопрос: что такое Тора?
4) Тора и Государство
Тора - это учение, которое объединяет. Учение, которое сеет раздоры, - не может быть Торой.
Торой, которая народ объединяла евреев на протяжении долгих веков, был Талмуд. Но Талмуд был создан в диаспоре и для диаспоры, для выживания отдельной закрытой общины в чуждой ей среде другого народа. Переносим эту Тору в государство и получаем тот же эффект - множество общин, которые выживают в чуждой ей среде. Только средой этой является израильское общество.
Здесь не может не быть конфликта.
Но какие основания не считать Торой науки, перечисленные в 4 пункта?
Законы науки - это не законы, созданные людьми от имени ТВОРЦА. Это законы Самого ТВОРЦА, который он заложил в свое ТВОРЕНИЕ.
Перечисленные в 4 параграфе науки объединили Человечество, о будущем единстве которого рассказали всему миру евреи.
Приобщение к знаниям, перечисленным в 4 параграфе, привело к смене элит. Новая еврейская элита, которой мы гордимся, - это ученые, лауреаты нобелевских премий и т. д.
На знаниях, перечисленных в 4 параграфе, выросло Халуцианство, которое объединило рассеянные еврейские общины в политическую нацию.
Теперь, когда я задумываюсь о прошлом, то прихожу к выводу, что и железный занавес - это проявление Торы. Если листочек не может упасть без воли ТВОРЦА, то Железный занавес тем более не может. Он был нужен, чтобы исчезли посредники, оставив советских евреев один на один с Торой самого ТВОРЦА - с науками, которые перечислены в 4.
Зачем же нужно государство, если знания, перечисленные в Письме Статус-Кво всемирные, и их можно получать где угодно? Так считают многие.
А вот это как раз самое главное. Знания, перечисленные в 4 параграфе, подняли проблему Добра и Зла на тот уровень, которого не знали прежние поколения.
Разрыв между наукой и простым человеком оказался катастрофическим. Для предотвращения катастрофы необходимо высокообразованное общество, способное своим коллективным бессознательным выбрать Добро. А обеспечить условия создания такого общества может только Государство.
И если ТВОРЕЦ открыл человечеству доступ к этим знаниям, если поднял еврейский народ и позволил ему вернуться на Землю отцов, то отвергать знания, которые перечислены В Письме Статус-Кво, значит повернуться к ТВОРЦУ спиной.
Борьба за Письмо Статус-Кво - это борьба за ТВОРЦА
5) История продолжается
Мне очень важно донести эту мысль. Мы живем на Земле ТАНАХА. Поэтому все, что с нами здесь происходит, такая же наша история, как и та, что описана в ТАНАХЕ.
Письмо Статус-Кво - документ ТАНАХИческого уровня.
Смысл моего выступления - сделать Письмо Статус-Кво программным документом.
Я призываю народ. Вставайте. Не позволяйте лжецам пользоваться вашей неосведомленностью!
Не позволяйте наглецам цинично использовать вашу преданность народу и Государству Израилю для извлечения своей прибыли.
Не позволяйте возложить на Биньямина Нетаниягу, единственного зрелого политика, вину за кризис, к которому все израильское общество шло десятилетиями. Мы не можем в этот критический момент убрать опытного политика и заменить неопытным. Любой другой политик не выдержит нагрузку этого кризиса.
Призываю вас. Заставьте каждого политика ответить всего на 3 вопроса, и вы увидите, кто чего стоит.
• Он знаком с Письмом статус-кво
• Что он лично сделал, чтобы строить страну на основе этих принципов
• Как он лично собирается действовать для реализации принципов Письма статус-кво.
Если ТАК будут ставиться вопросы, всем станет ясно, что детские игры в государство закончились. Мы не можем больше себе их позволить. У нас не осталось времени. Изменения в мире идут стремительно.