Зив-Ами Лиора: другие произведения.

Постсоветский Триалог

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 22/12/2011.
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 14/12/2011. 38k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы переживаем момент крушения всех прежних государственных форм. Образование диаспор - это этап перехода к новой форме. Я вижу эту форму как государство ·Диаспора-МетрополияЋ. Идет поиск, организуются какие-то семинары, что-то обсуждается. Но результата нет. По моему мнению, причина в нашем отношении к религии. Вот и я побывала на нескольких встречах, где обсуждали эти новые постсоветские темы. Надеялась найти единомышленников, письма писала. Но... видно, время не пришло.

  •   ТРИАЛОГ: ОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ "ТРИ ВЕРЫ В ОДНОГО Б-ГА"
      
      2 июля 2009
      
      Вчера ездила в Иерусалим. Там в мэрии общество "Триалог" организовало семинар на тему "Три веры в одного Б-га". Собственно, это название книги историка Штереншиса, на обсуждение которой и позвали народ.
      А народ какой подобрался! Кроме израильтян-евреев были и израильтяне-неевреи. Я слушала их и все время думала: "Ведь это же чудо, чудо Исхода из "Красного Вавилона". И мы - его непосредственные участники". Естественно, что с нами, евреями, на Землю Обетованную пришли и те наши нееврейские сограждане, с которыми мы пережили 70 наших общих "вавилонских" лет. И как эта общность ощущается во всем: в подходе к проблеме, в самом ходе мысли, с построении фразы.
      Просто чудо.
      Ну разве может Израиль быть обычным маленьким национальным государством? А ради чего же мы тогда столько веков странствовали по миру?
      Только для того, чтобы вернуться домой и сделать вид, будто ничего не случилось?
      Да быть этого не может.
      
      Текст моего выступления
      
      Прежде всего хочу отметить сам факт обсуждения проблемы, от которой все советские граждане, и мы, естественно, в их числе, были умышленно отрезаны советским режимом. В СССР дело не ограничивалось преследованием религии. Не менее важно то, что режим сформировал у нас представление о религии, как о каких-то дремучих предрассудках, ушедших в прошлое и для современного человека неактуальных.
      Теперь же мы видим, что это не так. Религия не только является матрицей, в которой сформировались все культуры. Религия продолжает формировать культуру современной жизни. И это заставляет нас задуматься о религии как о явлении, определяющем нашу жизнь независимо от того, верим мы в Б-га, или не верим.
      Естественно, что необходимым условием является обретение знаний в этой области. Нам необходим своего рода религиозный ликбез. Отсюда и важность появления книг, из которых мы можем почерпнуть базисные сведения о религии.
      
      Показательно, однако, что собрались мы на обсуждение книги Михаила Штереншиса "Три веры в одного Б-га", а выступления в основном касаются проблемы религиозной терпимости. Тут уже даже выражалось неудовольствие по этому поводу. Но с этим ничего не поделаешь: все мы находимся в Иерусалиме, городе трех авраамических религий, и непосредственно вовлечены в известные всем нам проблемы, которые порождает религиозная нетерпимость. Естественно, что нас это волнует.
      Однако все ли дело в том, что три авраамические религии по-разному представляют Образ Б-га? Ведь из истории нам известно, что даже в том случае, когда по поводу этого Образа нет разногласий (как, например, по поводу троицы нет разногласий у христиан), накал страстей не становится меньше. Достаточно произнести сакраментальное "Варфоломеевская ночь", чтобы стало понятно, о чем идет речь.
      
      Я думаю, что ситуация прояснится, если мы поймем, что имеем дело с определенным процессом, который условно можно разбить на три этапа.
      На первом этапе интерес сосредоточен на Образе Б-га. Это касается как евреев (как нам известно из ТАНАХа, соорудив Золотого Тельца, евреи воскликнули "Вот мой бог", да в дальнейшем всем пророкам приходилось сражаться с идолопоклонством), так и христиан (на первых христианских соборах кипели битвы из-за вопроса о том, от кого исходит Святой Дух: от Б-га-Отца или от Б-га-Сына). Насколько мне известно, в исламе камень Кааба до Мухаммада также выполнял некую сакральную функцию.
      Однако эти проблемы остались в прошлом. Все авраамические конфессии завершили этот этап своего развития и споры по поводу Образа Б-га более не ведутся. Поэтому в наши дни невозможно себе представить, чтобы кто-либо пошел на смерть за торжество своей версии троицы. А ведь ранние христианские источники полны такого рода рассказами.
      А вот то, что произошло на втором этапе, имеет прямое отношение к современной жизни: на втором этапе формировалось представление о Воле Б-га. Чего хочет от людей Б-г? Разные ответы на этот вопрос привели к внутриконфессиональным расколам, так как определенная трактовка Воли Б-га неизбежно порождает убеждение в "единственно правильной вере" в одного и того же Б-га.
      И это также характерно для всех авраамических конфессий: христианство раскололось на православие и католицизм, а в дальнейшем и протестантизм; ислам на суннизм и шиизм; иудаизм, как мы теперь видим на литовскую версию, сефардскую версию, а что касается, скажем, хасидов, то их и вовсе объявили сектой, приближающейся к иудаизму.
      
      Откуда такая нетерпимость? Она вызвана той ролью, которую играет религия в жизни людей: от Имени Б-га религия сакрализует базисные ценности, без которых невозможна сознательная жизнь не только коллектива, но и индивидуума. Откуда мы знаем, что есть Добро и что есть Зло? Откуда мы знаем, как нужно работать, отдыхать, жениться и разводиться, воспитывать детей, торговать, строить свои отношения с властью? Все эти представления о том, как именно должно поступать, рождаются в матрице религии и определяются Высшим Законодателем (такова Воля Б-га), чьи решения не подлежат ревизии.
      Сакрализуя базисные ценности якобы по Воле Б-га, религия вкладывает в человека программу, формирующую его представление о "праведной" жизни, то есть о том, какими должны быть его мысли и действия, чтобы соотвествовать Воле Б-га. Выполнение этой программы сообществом людей создает культуру, в которой выражается общее представление о мироздании, конкретизированное в системе традиционных навыков и привычек. Эта система создается и оттачивается поколениями и охватывает все содержание жизни.
      Окончательное формирование представления о "праведной" жизни условно происходит на третьем этапе, на котором сакральные корни культуры могут уже не осознаваться. Поэтому даже тогда, когда человек теряет интерес к религии как таковой, он сохраняет сформированную религией систему традиционных навыков и привычек, которую он получает по наследству от своих предков.
      
      До недавнего времени людям это порожденное религией различие не слишком мешало, так как они весьма ограниченно контактировали друг с другом. Традиционное общество позволяло людям удовлетворять все свои нужды собственными силами. Отсюда и та якобы толерантность, по которой теперь все ностальгируют. Фактически же, толерантности никогда не было. Просто люди всерьез не пересекались друг с другом.
      Ситуация изменилась в современном мире как раз благодаря тому, что все со всеми пересекаются, входят в контакты и тут же обнаруживают, что являются не только носителями разных представлений о мироздании, но и носителями несовместимых друг с другом систем навыков и привычек.
      Люди, возможно, и хотят дружить и сотрудничать друг с другом. Проблема в том, что они не могут осуществить свои желания, потому что несовместимы вложенные в них программы, определяющие культурный результат религиозной веры даже в том случае, когда нет самой веры.
      Поэтому я лично без особого энтузиазма внимаю разговорам о том, как когда-то где-то было хорошо, какими дружественными были отношения между людьми разных конфессий. В прошлом людям просто не приходилось решать те проблемы, которые приходится решать в наши дни.
      
      Современные проблемы породила цивилизация, которая, во-первых, создана в Европе, то есть в матрице определенной, а точнее сказать, христианской конфессии, а, во-вторых, предъявляет к человеку достаточно высокие требования.
      Традиционное же общество не в состоянии подготовить человека таким образом, чтобы он этим требованиям мог соответствовать. Это обстоятельство и дает основание новым религиозным идеологам утверждать, что современная жизнь является "неправедной", то есть не соответствующей Воле Б-га. Отсюда и новая религиозная установка: эту "неправедную" жизнь можно и должно разрушить, ибо она якобы не соответствует Воле Б-га. Просто обозвать то, что из этого следует, "терроризмом", значит проявить полное непонимание проблемы.
      
      Мы имеем дело с неким процессом, обратным тому, который на протяжении веков формировал авраамические религии. Последовательность "Образ Б-га, представление о Воле Б-га и "праведной" жизни" достигла своего пика и обратилась вспять. У нас на глазах идет драматический процесс переосмысления традиционных представлений о Воле Б-га. В результате то, что прежде от Имени Б-га было запрещено (самоубийство в толпе стариков и детей, вовлечение женщин-матерей в вооруженную борьбу, воспитание детей идеологическими инструкторами, а не отцами семейств), отныне от Имени того же Б-га предписывается.
      Вызван этот процесс переосмысления Воли Б-га необходимостью сформировать новое представление о "праведной" жизни.
      Да, сегодня весь этот процесс связан с радикальным исламом.
      Но в исламе ли все дело? Достаточно напомнить о том, что происходило в Европе на протяжении всего XX века, чтобы стало очевидным: идет общий процесс пересмотра базисных представлений о Воле Б-га и "праведной" жизни. Это и есть то, что мы воспринимаем как разрушение культуры. При этом Образ Б-га как Высшей Силы, как ни парадоксально это звучит, принципиального значения не имеет.
      "Б-г", Воля которой якобы известна идеологам, может быть представлен Аллахом, как это происходит в радикальном исламе. "Б-г" может быть представлен и Историческим Материализмом, неподвергаемые ревизии законы которого якобы были известны идеологам марксизма. "Б-г" может пройти ариизацию, над чем работали идеологи нацизма, поставившие своей целью формирование нового представления о "праведной" жизни арийской расы.
      Главное то, что, страстно желая заменить реальную жизнь, которая слишком многим представляется "неправедной", на жизнь воображаемую, которая, напротив, представляется "праведной", все идеологи выдают собственное желание за Волю Б-га.
      Налицо кризис, вызванный тем, что формировавшиеся на протяжении веков и ставшие традиционными представления о "праведной" жизни перестали удовлетворять всех, хотя и выражается это неудовлетворение по-разному.
      
      Глобализация внесла свою лепту, сделав это процесс всеобщим. Масштаб, накал страстей и технологические возможности пугают. И это вызвает обоснованную тревогу у традиционных религиозных лидеров.
      Тут как раз упоминули о межконфессиональной конференции, которая в эти дни проходит в столице Казахстана Астане. Уже сам факт встречи представителей разных конфессий - невообразимый в прежние "толерантные" времена - свидетельствует о том, что проблема деградации традиционных религиозных представлений со всеми вытекающими отсюда последствиями осознается как всеобщая. Это уже огромный прогресс.
      Тем не менее у меня подобные конференции вызывают обоснованный скепсис по двум причинам. Во-впервых, потому, в современном мире конфессиональные лидеры утратили былой вес, так как для всех очевидна их неспособность дать адекватный ответ на проблемы, порожденные цивилизацией. Во-вторых, потому, что конфессиональные лидеры как раз и являются хранителями тех представлений о Воле Б-га и "праведной" жизни, которые создают проблемы культурной несовместимости людей. Не могут те, кто по природе своей людей разделяют, способствовать их объединению.
      Разговорами-переговорами проблему не решить.
      
      Однако отсюда вовсе не следует, что проблема нерешаема. Она решаема. Нужно только обратить внимание на то, ЧТО в современном мире людей объединяет. Их объединяет цивилизация.
      Обратимся к фактам. В любом религиозном учебном заведении - будь то ешива, медресе или церковная школа - у людей формируется несовместимое представление о жизни во всем ее объеме. Но из учебных заведений, в которых люди приобретают знания об окружающем мире, они выходят готовыми к сотрудничеству. И дело не только в том, что одну и туже физику изучают и в Париже, и в Касабланке, и в Улан-Уде. Дело в том, что, приобщаясь к знаниям такого рода, люди начинают осознавать проблемы цивилизации как общечеловеческие. Тем самым они себя перепрограммируют.
      
      Остановка лишь за тем, чтобы задать религиозный по сути вопрос: а соответствует ли создание цивилизации Воле Б-га? Есть ли у цивилизации некий Высший Смысл? Какой должна быть "праведная" жизнь в условиях современной цивилизации?
      Ведь если процесс пересмотра Воли Б-га и представления о "праведной" жизни все равно идет, то не будет ли верным решением включиться в него?
      
      Если это так, то религиозный ликбез должен стать лишь началом религиозного пробуждения.
      
      ПИСЬМО, НАПИСАННОЕ ПОСЛЕ СЕМИНАРА
      
      Здравствуйте, уважаемый Т.
      
      Пишу Вам позже, чем рассчитывала. Подготовка моего сайта поедает все время. Некоторые мысли формулируются намного трудней, чем казалось поначалу. Иногда какое-то сцепление идей оказывается настолько трудноуловимым, что я физически не в состоянии перейти на что-то иное. В данном случае так и произошло. К тому же я связана с переводчицей: мои работы сразу же переводятся на английский и я не имею права допускать паузы в ее работе.
      Так что прошу прощения за задержку.
      
      Итак, о чем, собственно, идет речь?
      
      ЧЕМ ВЫЗВАН ИНТЕРЕС К ПРОБЛЕМ, ПОДНЯТОЙ "ТРИАЛОГОМ"?
      
      Я считаю недопустимым возвращение бывших советских граждан, кем мы в принципе все являемся, к традиционным конфессиям по нескольким причинам.
      
      1.Религию нельзя свести исключительно к вопросам культа.
      
      Религия является матрицей, в которой рождается любая культура. Поэтому для ответов на все "светские" вопросы нужно заглянуть в эту матрицу, чтобы понять, во что люди верят и почему они действуют таким, а не иным образом.
      Хотите понять, почему в одном обществе правит Закон, а в другом произвол? Поинтересуйтесь, во что люди верят, загляните в их религию. Хотите понять, почему одно общество любит труд и зажиточно живет, а другое бедствует? Поинтересуйтесь, во что люди верят, загляните в религию. Хотите понять, почему в одном обществе нет сверхбогатых и сверхбедных, а в другом между богатством и бедностью зияет пропасть? Поинтересуйтесь, во что люди верят, загляните в их религию.
      В этом смысле без религиозного осмысления нельзя решить ни одну "светскую" проблему. Ликвидация религии, как это сделали большевики, разрушает сакральную матрицу культуры и в результате приводит общество к опустошению и краху. Поэтому после развала Союза все и побежали возвращаться к "святыням" - за духовностью.
      
      2.Вот это и опасно, так как религия выполняет и еще и организационную функцию.
      Большевики боролись с религией не только потому, что она была их идеологическим конкурентом, но еще и потому, что они хотели создать "единый советский народ". А религия это сделать не позволяла: у каждой конфесси был свой "бог", а значит и свой ответ на все вопросы жизни. И если мы сегодня можем говорить на общем языке как в лингвистическом, таки в ценностном смысле, то должны за это сказать "большое спасибо" большевикам.
      В этом смысле у атеизма большевиков была своя миссия: атеизм разрушил традиционные стереотипы и позволили соединить в единое то, что конфессии соединить не позволяли.
      
      3.Теперь все мы являемся носителями постатеистического опыта, который не допускает возвращения назад, к традиционным конфессиям, причем по причинам также религиозным.
      ВИдение будущего, общего для всех авраамических религий, основано на единстве человечества. Возвращение к традиционным конфессиям означает движение прямо в противоположном направлении. Каждый будет сидеть на своем сучке и погибать в одиночку.
      Мы обязаны найти новую основу единства, преодолеть большевистский атеизм, но не так, как это делается теперь, а иным способом, утверждающим веру в Него на более высоком уровне, чем это делают традиционные конфессии.
      
      4.Для этого необходимо утвердить новую основу единства людей.
      По моему мнению этой основой является то, что все люди на земле - родители и дети (Это основной вывод, к которому я прихожу в "Парадоксе Пятой заповеди".
      Значит у всех есть общая задача, которая диктуется уровнем развития цивилизации. Подготовка человека к современной цивилизации - это и есть эта универсальная задача. Без ее решения нельзя решить ни одной проблемы, будь то экономика, политика, экология и, разумеется, безопасность. Все начинается с самого человека.
      Естественно, решение такой задачи возлагают на систему образования. Но это как раз большая ошибка, так как ключевым вопросом является не что и даже не как люди изучают, а ради чего. Паства Хасана Насраллы тоже организует школы. Но ради чего? Как-то в одной из телепередач я слышала объяснение непосредственно от них: "А как же иначе мы будем воевать с сионистским врагом?". Угрозу мегатеракта, от которой трясутся теперь во всех странах мира, породила грамотность тех, кто его планирует.
      Но я не связываю проблему только с фанатиками. Образование ради могущества и военного преимущества обернулось для европейцев бедствием: сначала захват мира, затем мировые войны и, наконец, переселение всех колоний в Европу. Образование ради престижа и финансового благополучия обернулось бедствием для Израиля: оно породило социальное неравенство, так как массовое образование дают "быдлу", а престижное, за деньги, тому, кого готовят в элиту.
      Я утверждаю, что у нас, евреев, должна быть иная мотивация, соответствующая нашему кредо "на всех путях познавайте Г-спода". Б-г сотворил мир и дал Человеку разум, чтобы Человек познавал мир, развивал мир, но не разрушал его. Такую мотивацию может дать только семья. Во-первых, потому, что семья по природе своей хочет, чтобы мир жил, а не умирал. Идеологи этого не хотят. Они готовы угробить мир ради своих амбиций. А во-вторых, идеологи интересуются человеком лишьтогда, когда он созревает для коллективной деятельности, а потребность в познании у человека появляется настолько в раннем возрасте, когда он еще не готов к коллективной деятельности. Он находитсяв кругу самых близких людей, которые, увы, из-за своей безграмотности лишены возможности поддержать его в его стремлении познавать мир. и - что самое главное - проникнуться к нему любовью.
      Это действительно наше, еврейское дело. Семья всегда была оплотом еврейства. И без государства мы смогли прожить столько лет только благодаря культу семьи. Израиль же семью разваливает и вот результат - мы тонем в проблемах, которые сами же породили. К тому же в Израиле проявилось и насаждаемое традиционной конфессией отсутствие мотивации к познанию мира, что выражается в пренебрежении к естественным наукам. Эту проблему нельзя решить исключительно финансовыми вливаниями. Необходимо новое вИдение, причем вИдение религиозное - иначе народ не примет.
      Принести его можем только мы, "русские". Веру в красоту (а это и знание), которая спасет мир, все мы впитали в себя из русской культуры. Поэтому в этом вопросе нас поддержит весь русскоязычный мир. Культура семьи - это то, что поймут все люди, особенно носители традиционной культуры, как евреи, так и арабы. Объединив одно с другим мы сможем вывести проблему на уровень универсальный, чтобы все поняли, что "из Сиона пойдет Тора".
       Изменение культуры семьи является сегодня первоочередной религиозной задачей, которую могут поставить только люди, свободные от традиционных религиозных предрассудков. То есть мы с вами.
      
      5.Для достижения этой цели необходимо создать систему взаимодействия людей, то есть соответствующую организационную структуру.
      Империи, насильно объединяющие народы, как мы видим, разваливаются, причем все до одной. Национальное государство трещит по швам, так как титульная нация, которая всегда находилась в сложных отношениях с нацменьшинствами, теперь уже не выдерживает давления многочисленных мигрантов. Нужен новый алгоритм взаимодействия людей.
      Я утверждаю, что мы стоим перед необходимостью создания государства нового типа "Диаспора - Метрополия". На эту тему у меня множество материалов и даже готовый доклад, который я уже несколько раз читала.
      По этой причине, кстати, в прибытии неевреев в Израиль я вижу создание условий для новой самоорганизации народов. Израильские неевреи являются мостом к тем народам, к которым они принадлежат. (Тора же должна идти по каким-то каналам.) Тем самым они покажут путь и мигрантам в других государствах. Ведь это же совершенно новая ситуация: во всем мире есть множество людей, заинтересованных в процветании одновременно и народа, к которому они принадлежат этнически, и народа, в среде которого они строят свой дом и растят своих детей. Они не только более всех стремятся к сотрудничеству между этими народами, но более всех способны его наладить. Навязывать этим людям насильственное еврейство - значит не только калечить самих людей, но и не понимать, какую роль они играют в современном мире. Без неевреев создание государства "Диаспора - Метрополия" просто невозможно.
      
      6.Как видите, речь идет о целой программе, а не о разовом явлении.
      И программа эта основана на вере в Творца. Только в Того Творца, который создал Небо и Землю. И она категорически отрицает племенного божка, контролирующего кастрюли. (Кстати, дома у меня кашрут, то есть я придерживаюсь наших предписаний, и протестую лишь против ограниченности представлений о Б-ге.)
      
      ПОЧЕМУ Я ВЗЯЛАСЬ ЗА ЭТО ДЕЛО И ЧТО ПРЕДПОЛАГАЮ ДЕЛАТЬ?
      
      1.Я давно размышляю на эту тему.
      Во-первых, потому, что я - старая отказница и о том, что такое Израиль и зачем он нам нужен, я задумалась лет 30 назад, когда нужно было делать выбор, куда путь держать - в США или в Израиль. Во-вторых потому, что по моей оценке ситуация развивается в сторону нового Холокоста.
      Причину я вижу в особом статусе евреев как народа, который принес в мир Монотеистическую Идею, а стало быть Идею Единства как такового - Единый Б-г, единое человечество, единый мировой порядок. Евреи и в самом деле склонны к решению таких проблем. Но самое главное то, что евреи и обязаны решать такие проблемы хотя бы уже потому, что другие ждут этого от евреев и не прощают, если евреи этого не делают или решают проблемы так, как решил Карл Маркс (нацисты ведь на этом строили свою пропаганду - мы воюем с жидовским марксизмом). "Протоколы сионских мудрецов" - это тоже способ выразить восприятие евреев как народа, каким-то образом ответственного за мировой порядок. Поэтому и не работают все доказательства, что "Протоколы" - фальшивка.
      Для того, чтобы разобраться, что все это значит и что из этого следует, я написала книгу "Парадокс Пятой заповеди", в которой излагается общая теория Единства и роль евреев в решении этой проблемы. Я исхожу из того, что без общей теории невозможны конкретные действия. Для примера всегда ссылаюсь на Маркса и Герцля. Я бы никогда не полезла в ряды этих титанов мысли, если бы, во-первых, ясная картина не стояла у меня перед глазами, а во-вторых, если бы из этой картины не следовала неизбежность Катастрофы в случае, если не удастся овладеть ситуацией.
      
      2.Овладеть ситуацией, по моему мнению, можно, если теория овладеет массами, как нас учили в той жизни.
      Необходимо одно видение ситуации заменить другим. Я это называю перепрограммированием. Естественно, что понять, о чем идет речь, может только интеллектуальная элита.
      Какая элита? С моей точки зрения интеллектуальной элитой, наиболее соответствующей этой задаче, является интеллектуальная элита русскоязычного мира, которая сегодня представляет собой глобальное явление.
      Благодаря большевикам русскоязычный мир вмещает в себя многонациональный, а стало быть и многоконфессиональный опыт, учитывая, что любая культура в основе своей сакральна. Это у "русских" есть благодаря Советской империи. Русскоязычный мир свободен от традиционных предрассудков. Это у "русских" есть благодаря атеистическому воспитанию. Весь русскоязычный мир ищет новые идеи более, чем все остальные. Это у "русских" есть благодаря провалу большевистского проекта и разрушению самих основ существования людей.
      
      3.Необходима консолидация и прежде всего консолидация интеллектуалов.
      Я думаю, что начинать нужно с семинаров. Современные средства информации позволяют молниеносно разносить идеи. Но нужна команда. Ее собирание напрямую зависит от уровня семинаров. Семинар может выродиться в простые посиделки, что мы и наблюдаем повсеместно. А может стать форумом мирового масштаба. И это, на мой взгляд, реально.
      ЛБ и ПА были в Иерусалимской мэрии на приеме у начальника отдела абсорбции и предложили ему организовать семинар на интересующую меня тему "Семейная традиция в разных конфессиях". Начальник заинтересовался, так как эта тема для Иерусалима более, чем злободневная: ортодоксы захватывают город и что с этим делать, никто не знает.
      Я взялась в рамках "Триалога" такой семинар организовать. Однако сам по себе семинар никаких результатов не даст, если он не станет началом процесса, цель которого осознаваема заранее. За ним должна последовать серия семинаров, которые позволят вовлечь интеллектуалов в новую систему идей. У меня есть целый список тем и проблем, причем не разрозненных, а связанных друг с другом, друг из друга вытекающих и работающих на конечный результат - создание новой семейной культуры и государства "Диаспора - Метрополия".
      
      ПОЧЕМУ Я ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ?
      
      1.Начнем с того, что обращаюсь я не только к Вам, а ко всем, кому близки цели, о которых я написала выше и кто готов сотрудничать.
      Уже есть небольшая группа людей, которых волнуют те же проблемы, что волнуют и меня. Моя задача - объединить таких людей, собрать команду.
      Я считаю, что объединяющей основой может быть лишь система идей, понятая глубоко. Вот поэтому мне и нужен сайт, без которого я боюсь - и не без основания - быть неверно понятой. Я заметила, что мои статьи часто трактуются самым нежелательным образом, тем самым вместо взаимопонимания порождая взаимоотчуждение. Как Вы понимаете, это большое разочарование: трудишься, трудишься, а результат получаешь обратный желаемому.
      Мне кажется, что мы могли бы стать единомышленниками.
      2.Мои лекции по "Парадоксу Пятой заповеди" также направлены на достижение этой цели: изложить систему идей.
      Поэтому я собираю любую аудиторию, где есть шанс это сделать продуктивно. Количество народу - не главный критерий. Важно качество: способность отдельного человека привлечь к делу интеллектуалов то ли организацией новых встреч, то ли распространением идей в средствах массовой информации.
      Вы сказали, что у Вас есть студенты. Прекрасно. Может, через них можно выйти на нашу молодежь? А молодежь общается через сети. Это прекрасный способ использовать ее потенциал. Ведь это же наше общее дело. Ведь молодежи же жить в том будущем, которого у нее может не быть (не дай Б-г). Но у нас к молодежи доступа нет. Произошел трагический разрыв поколений. Вы же знаете, что главными общественниками у нас являются пенсионеры. Я не против в принципе, бываю люди, которые и в свои 70 остаются 30-летними. Но в нашем случае, к сожалению, это не так. У наших пенсионеров с молодежью соприкосновения нет.
      
      3.Всю эту деятельность я воспринимаю в качестве подготовительной к организации семинара "Семейная традиция в разных конфессиях", надеюсь, первого из семинаров.
      Нужно выйти на специалистов - этнографов, историков и проч.., мобилизовать средства для их участия. Привлечь СМИ и т.д. То есть подойти со всей серьезностью, которую требует уровень поставленной задачи. Естественно, что чем больше будет плодотворных встреч, тем больше будет возможностей познакомиться друг с другом и понять, кто и что может вложить в общее дело.
      Насколько я поняла, у вас есть связи с мыслящими людьми в Вашей респубике и, возможно, где-нибудь еще. Можно ли их задействовать?
      
      ЧЕГО Я ЖДУ ОТ "ТРИАЛОГА"?
      
      Меньше всего разговоров о том, какие все хорошие, и призывов "ребята, давайте жить дружно!". Это не только не помогает решению проблем, а только вредит, так как действует успокоительно тогда, когда спокойным быть недопустимо.
      Проблемы есть и это очевидно. Причем есть они у всех. Откладывание их решений дает преимущество тем, кто не ждет, а действует и очень упорно. Наше положение ухудшается день ото дня. Но виновны в этом не они, а мы.
      Б-г дал нам все, чтобы мы могли изменить ситуацию.
      Я в этом уверена.
      Очень надеюсь, что мою уверенность разделяете и Вы.
      
       Всего доброго. Лиора.
      
      ОБСУЖДЕНИЕ КНИГИ "ЛЕХАИМ, ТАТАРЫ"
      16 ноября 2009
      АДИР ("Ассоциация дружбы Израиль-Россия") организовала встречу с автором книги "Лехаим, татары" Радиком Амировым. Организаторы встречи прислали мне текст книги по E-mail, так что я до встречи знала, о чем пойдет речь. А поехала в Иерусалим, чтобы пообщаться с автором и высказать свою точку зрения на проблему.
      В Иерусалиме меня ждал сюрприз - мама автора. Не в обиду будет сказано всем остальным, но мама, Гыльсоглу Амирова, произвела на меня самое большое впечатление. Татарка, живет в Оренбургской области, поразительно настоящая, глубокая женщина, которая без всяких слов излучает то, о чем шла речь.
      А речь шла, естественно, о взаимопонимании людей независимо от национальной и религиозной принадлежности. Вся книга "Лехаим, татары" построена на воспоминаниях, призванных продемонстрировать доброжелательность, характерную для отношений татар с евреями. Я-то с Украины, так что тема мне не близка. Но евреи из Татарстана подтверждают: татары и евреи всегда ладили друг с другом.
      Все в один голос говорили о желании сохранить эти отношения. И у меня нет никакого сомнения в их искренности. Но получится ли? Кто-то из выступающих назвал книгу "лучом света в темном царстве" не без основания, потому что "царство темное" наступает и эти процессы идут независимо от желания людей. Об этом также говорили.
      Но что в этом удивительного? Мы же теперь все возвращаемся к "корням", то есть к традиционным конфессиям. А они никакой "дружбы" не предполагают. В прежние времена традиционные конфессии хотя бы научились сосуществовать и не мешать добрососедским отношениям людей. В нынешние времена традиционным конфессиям это не грозит, так как вопросы им приходится решать принципиально иные.
      
      Отвлечемся от евреев. Обратимся к другой проблеме: православие и ислам. Православие в России всегда было государственной религией. Православной была не только титульная русская нация. Православным был царь, православной была вся элита, весь госаппарат, армия и проч.. Ислам в Российской империи был религией нацменьшинств. Поэтому никакому татарину-мусульманину и в голову не могла прийти мысль о том, что он может управлять империей наравне с православным русским.
      В СССР жесточайший государственный контроль позволял поддерживался статус русских как "старшей сестры" всех советских народов. Тем не менее люди всех национальностей привыкли к мысли о равенстве своих претязаний на полномочия.
      Теперь же, после развала Союза, православная церковь хочет вернуть себе статус государственной религии. Однако, у нее уже нет ни прежнего православного народа, ни православного царя, ни православной элиты, армии и всего прочего, что было когда-то. Зато есть наследие Советской империи - множество граждан нерусской национальности, которые под именем "россияне" притязают на равенство полномочий с русскими.
      Что же касается ислама, то он-то как раз вошел в эпоху формирования современной исламской государственности. Естественно, что среди татар появились исламские деятели, претендующие в качестве "россиян"-мусульман на равный с православными русскими статус государственных деятелей всей России.
      Большинству татар все это не нужно, так как большинство, подобно большинству любого другого народа, далеко от проблем этого рода. Но это нужно мировой "умме", которая использует амбициозных татарских деятелей, чтобы нанести ослабленной России удар в спину. А уж татарский народ мировая "умма" к этим проблемам приблизит сама.
      Возможности для этого у нее есть огромные. Международные научные семинары по вопросам исламской государственности, которые будут возбуждать амбиции народа, веками пребывавшего в статусе нацменьшинства. Историческая память! Куда от нее деться? Величие прошлого и обида на Ивана Грозного за покорение Казани - вот другой канал, по которому рядовому татарину будет вбиваться мысль о том, что без покорения Москвы ему теперь и не прожить. Нужно прибавить к этому естественную обиду всех нерусских народностей Империи за насаждавшуюся руссификацию - и вот! процесс пошел. Куда? Это видно невооруженным глазом.
      Православная церковь оказалась в ужасающем положении. С одной стороны ей приходится восстанавливаться на пепелище, оставленном большевиками и делать это тогда, когда христианство сдает свои позиции даже там, где не было никаких большевиков. С другой стороны ей приходится в одиночестве держать оборону на Западе против своего полученного от Византии противника в Ватикане с его агентами-униатами и секулярными западными деятелями. А тут еще ислам ударил с Востока со своим арабским джихадом и иранскими аятоллами.
      Татары в этой ситуации для мировой "уммы" становятся незаменимыми. Так что уповать на прошлое не приходится. Мир изменился. Как именно, хорошо просматривается на взаимоотношениях православия с исламом.
      Тем более это очевидно на взаимоотношениях с евреями.
      Никогда прежде на взаимоотношения татар с евреями не влиял "палестинский вопрос". Очевидно, что никакого отношения татары к "Палестине" не имеют. Но сегодня нет мусульман, которым бы не навязали страдание за "Палестину" в качестве главной исламской заботы. На татарских сайтах хорошо просматривается повышенный интерес к "Палестине", которая рядовым татарам даром не нужна. И об этом тоже говорили участники встречи. Но "Палестина" нужна амбициозным лидерам как золотой ключик, который открывает им дверь в престижный клуб мировых лидеров "уммы". И это обстоятельство будет определять будущие взаимоотношения двух народов, а не воспоминания о прошлом.
      Так что синагога и мечеть запрограммированы на проблемы, с которыми им не приходилось сталкиваться в прошлом.
      Поэтому свое выступление я посвятила проблеме, которая меня волнует более всего: развитию религиозной мысли. Я ведь в Советском Союзе вижу промысел Б-жий. Новое единство людей, которое хотели создать большевики, требовало разрушения всех традиционных конфессий. Поэтому простое возвращение к "традиции" невозможно и даже абсурдно. Нужно идти вперед.
      Естественно, что я не могла развернуть эту тему, так как тема была задана самой книгой "Лехаим, татары". Поэтому я говорила о необходимости понять наше общее советское, да, да, именно советское прошлое, не пренебрегать им, не клеймить его, а увидеть поразительный результат этого жутщайшего эпизода нашей общей истории.
      - Посмотрите на это поразительное явление - сказала я. - Мы с вами принадлежим к разным народам, а возвращение к религиозным традициям после развала Союза разделяет нас еще больше, так как конфессии объективно разделяют людей. Но мы ведь с вами пока еще понимаем друг друга. И дело не только в том, что говорим мы на общем русском языке. Мы понимаем логику друг друга, ощущаем настроение, осознаем проблемы, с которыми каждый из нас сталкивается несмотря на то, что это разные проблемы. Все это стало возможным благодаря общему советскому прошлому. Поэтому нельзя отрекаться от него. Напротив, необходимо увидеть возможности, которые это прошлое создало. На сегодняшний день в мире сформировалась особая русская ойкумена, обладающая уникальным опытом. Этот опыт позволяет нам принести в мир то, в чем он более всего нуждается - новую культуру семьи. Только семья может подготовить человека к современной цивилизации и защитить его от манипуляций идеологов. Только семья способна объединить всех людей, потому что все люди на земле - родители и дети. И именно семью в современном мире со всех сторон штурмуют ее разрушители: с одной стороны западные "свободолюбцы" с их однополой любовью, а с другой религиозные фанатики с их культом самоубийц. Мы, бывшие советские, прошли через все варварские эксперименты с семьей. Поэтому мы знаем цену этим экспериментам. Но мы знаем и цену образования, вижу не только ответ на вызов глобализации, но и основу сотрудничества которое нас объединяло в прошлом. Соединить семью и образование. В этом я людей.
      Когда я закончила свою короткую речь, поняла, что почти все время смотрела на маму автора, Гыльсоглу Амирову. Ее проникновенный взгляд сказал мне больше, чем могут сказать любые слова.
  • Комментарии: 2, последний от 22/12/2011.
  • © Copyright Зив-Ами Лиора (liorazivami@gmail.com)
  • Обновлено: 14/12/2011. 38k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка