Замечательные художники -эмигранты
Степан Эрзя и Николай Фешин
Докладчик - художник Наум (a.k.a. Анатолий) Каценельсон
Вот, ребята, раз пошла такая пьянка - предыдущая встреча была про Модильяни - режь последний огурец, опять поговорим о художниках.
Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефёдов) (7 ноября (28 октября) 1876, с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии, ныне Ардатовского района Республики Мордовии - 24 ноября 1959, Москва) - скульптор, действительный член Общества русских скульпторов (1926). Из бедной мордовской семьи. С 1902 по 1906 - ученик иконописца в селе, с 1906 - студент Московского уч-ща живописи, ваяния и зодчества (класс скульптора С.М. Волнухина). В 1906-1914 жил и работал в Италии, затем вернулся в Россию. В 1918-1919 работал на Урале, в Екатеринбурге, в 1920-1926 жил в Баку и Батуми. С 1926 по 1949 жил и работал в Аргентине, в Буэнос-Айресе. В 1949 возвратился на родину. Одухотворенное мастерство, редкий поэтический дар, глубокий психологизм характеризуют работы Эрьзи: "Последняя ночь" (1909), "Креститель" (1919), "Тоска" (1944), "Автопортрет" (1947), "Моисей" (1932), "А. Невский" (1931), "Эрзянка" (1930), "Москвичка" (1953), "Казашка" (1955). Любимый материал скульптора - дерево. К шедеврам Эрьзи, выполненным из дерева кебрачо и альгарробо, относятся произведения: "В. Ленин", "Л. Толстой", "Сократ", "Бетховен", "Микеланджело", "А. Невский", "Монголка", "Голова мордовки", "Ужас", "Мужество", "Спящая мать" и др. Эрьзя - участник ряда выставок: в Италии (Милан, Венеция), во Франции (Ницца, Париж), в СССР (Москва). Персональные выставки Эрзи прошли в Москве в 1954 и 1976. Скульптуры Эрзи хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в музее Эрьзи (Саранск, 200 работ), в частных коллекциях России и за границей. (Материал из Ульяновск.RU).
Вот, ребята, чего даёт нам всезнающий интернет. Сколько я не копытил Google, Gogo, Rambler, Yandex и прочие достойные русские сайты, того, что знаю я об Эрзе, не нашёл. Везде только 'С 1926 по 1949 жил и работал в Аргентине, в Буэнос-Айресе. В 1949 возвратился на родину'. Так вот - прославился этот мордвин (эрзя) в эмиграции, где и создал все свои самые известные работы, деревянные скульптуры из дерева, которое трудно без пол-литры выговорить. И об этом периоде в широкой советской печати - ни ногой, как рыба об лёд. И стал знаменитым, стал очень богатым человеком. А потом среди пальм знойной Аргентины стали ему сниться родные берёзки, на социалистическую родину, вишь, потянуло. Обратился с просьбой к Отцу Всех Народов. Хотел Отец, как обычно, сказать: Собаке - собачья смерть, но тут Климент Ефремович случился, отговорил за бутылкой Хванчкары. Дали мордвину разрешение. Так он, чудак-человек, мульён стратил, скупил многие свои работы у глупых частников, не понимавших своей выгоды (во даёт мужик! Лучше бы Родине в зубах этот мульён в валюте принёс!), зафрахтовал параход, и привёз все свои работы в дар исторической родине. Ну, тут ему от широты русской души двухкомнатную квартиру (однобедренную, по-нашему), а скульптурки - в подвал. В ту пору жила в Москве моя приятельница, архитектор-археолог Галя Алфёрова, восстанавливала московские храмы, закаканные трудящимся пролетариатом. В одну из моих командировок в первопрестольную, где я, с одной стороны, ошивался в Министерстве Геологии, вышибая ассигнования и гравиметры для Полярной Высокоширотной Воздушной Геофизической экспедиции, главным инженером которой я в ту пору был, чтобы делать гравиметрическую съёмку на дрейфующих лидах арктических морей, чтобы наши отважные атомные подводники поточнее наводили свои ядерные ракеты на зарвавшихся американских империалистов-поджигателей войны, особенно на город Денвер, рядом с которым есть завод Роки Флат, на котором америкахи делали ядерные бомбы и ракеты, а с другой стороны забирал от Петра Ионовича Якира, самого первого советского правозащитника, который начал клеветать на родную советскую власть ещё задолго до Сахарова (у которого была подпольная кличка в широких кругах патриотов Цукерман), машинописные копии на папиросной бумаге "Хроники текущих событий", за которые мне потом грозились припаять 7 лет и 5 по рогам, да мой следователь Геннадий Васильевич Кислых, тогда ещё майор КГБ, получивший за дело Якира-Красина подполковника, вроде-бы отмазал меня, не посадил, потому как был он по уши влюблён в мою тогдашнюю жену Мину, которую он тоже в Большом Доме допрашивал, тогда ещё красавицу, а теперь владелицу Русской картинной галлереи в даунтауне Денвера; так вот, моя приятельница Галя Владимировна (не Галина, а именно Галя!), теперь давно уже покойница, сводила меня под большим секретом в тот эрзинский подвальчик. (Уф! Вау! Хороша фразочка-то, а?! Лев Николаич может спокойно отдыхать! Я его переплюнул!). Да, так вернёмся. Ой, ребята... Скульптуры в ящиках... С потолков капает... Под ногами лужи... Но не переживайте! Русский народ помнит своих знаменитых сыновей! Вот и 125-летие, и 130-летие великого скульптора отпраздновали, и в Саранске его музей создали, так что всё путём, не журитесь. Вот Толя про всё это вам доложит, а также про Колю Фешина-художника (тоже, между прочим, из каких-то инородцев, то ли жмудь, то ли чудь, чурка не русская, одним словом, наш, Таосско-Санта-Мониковский мужик).
Где: в помещении Sunrise Adult Care, 2600 S. Parker Rd., Bldg. 7, 1st floor.
Когда: в субботу, 1 марта 2008, в 6:30.
Кстати, о птичках, кто не знает:
На Валентинский день будет шоу (выставка картин, по-нашему) 'ROMANCING THE ART', в эту пятницу, 8 февраля, с 6 до 9, в которой будут принимать участие наши художники-эмигранты Юра Шеметов, Люда Агич и Наум а.к.а. Толя Кацнельсон. Смотрите, что с эмигрантскими художниками деется-то! Знаменитыми становятся! Спешите посмотреть! А то и картинку-другую прикупите, хороший вклад денег! Был бы у меня Эрзинский "Коненков", если бы я пораньше эмигрировал, да не в США, а в Аргентину, да знал бы прикуп, то жил бы в Сочи или имел бы дачу на Лазурном Берегу!
Даю адресок: 971 Santa Fe Dr., Suite 100, Denver, CO 80204,
телефончик (303) 534-1677, интернетик www.russianartgallery.com
Вадим Литинский
----- Original Message -----
From: VADIM A LITINSKY
To: Vadim Litinsky
Sent: Wednesday, February 06, 2008 10:16 PM
Subject: Seminar - oshibka vyshla
Ребята, простите великодушно, мартышка к старости слаба, букву k с буквой t перепутала в интернетском адресе Русской Арк (ковчег, по-нашему) Галерее, следует читать www.russianarkgallery.com.
Не путайте эту галерею с упомянутой мной Русской картинной галереей Мины Литинской в даунтауне Денвера. Она называется Sloane Gallery of Art, Contemporary Russian Art. Вы можете посетить её виртуально по адресу wwwartnet.com/gallery/991/sloane-gallery-of-art.html или ножками по адресу 1612 17th Str., в здании Oxford Hotel, рядом с Union Station. Мина до сих пор свечки ставит в честь Геннадия Васильевича Кислых, который меня не только не посадил, а отпустил (помните, как Владимир Ильич детишек по головке погладил, а мог бы ведь и бритвой по глазам). И не только отпустил, но и способствовал тому, что мы рекорд поставили в ноябре 1979 года - ОВИР нас держал только 3.5 месяца при среднем сроке ожидания на эмиграцию в Ленинграде в этом году 12 месяцев. Геннадий Васильевич как будто знал, что в декабре Великий Могучий Советский Союз нападёт на братский Афганистан, и эмиграция сразу после нашего отъезда накроется медным тазом и половым оргАном. По этому поводу я ещё осанну пою в честь Леонида Ильича, что потерпел месяц до нашего отъезда, не напал на Афганистан в ноябре. Не иначе Геннадий Васильевич посоветовал ему подождать, пока Литинский смоется, вони, мол, будет меньше. Леонид Ильич-то копыта уже давно отбросил, а Геннадий Васильевич (генерал уже, поди), я надеюсь, ещё в добром здравии. Мина подкинула мысль пригласить его в гости, показать Денвер, прокатить по Колораде и по соседним штатам на моём венчике (van). А чё? Запросто! Хоша овёс (карасин) нонче и дорог, но для хорошего человека ничего не жалко. Я же по его просьбе во всех моих многочисленных протоколах допросов, что в Ленинграде в Большом Доме, что в Москве в Лефортовском СИЗО, где у меня была очная ставка с Петром Ионовичем, запятые и ошибки исправлял. Надо будет обо всём этом байку написать - об обыске у нас на квартире, после которого я объяснил Геннадию Васильевичу, откуда у меня оказались несколько страниц фотографий текста из "Технологии власти" Авторханова, которые железно тянут на пятилетку (ну, к десятку патронов от Парабеллума никто не придирался - Геннадий Васильевич, видимо, решил, что на террориста я явно не тянул), а Геннадий Васильевичи, занося в протокол моё объяснение, сказал: "Гениально!" (ну, я бы в такой ситуации сказал: "Se non e vero, e ben sovrato", но Геннадий Васильевич был не силён не только в латыни и итальянском, но и в русской классике); о том, как он к нам приватно в гости приходил; как меня Мина от возможной посадки отмазала, когда мне прислали с десяток повесток в качестве свидетеля явиться на суд Якира-Красина в какой-то городок в Подмосковье, а Мина, скравшая все повестки (я-то рвался на суд, чтобы, после дачи показаний остаться в зале, а потом поведать городу и миру, как проходил суд), узнав, что кагебешники выехали за мной, чтобы взять под белы руки, уволокла меня, не сказав ни слова про повестки, вместе со всей семьёй - сыном, собакой Альмой и котом Бежиком - в лес за грибами в 5 утра, а вернулись мы к дому отдыха в Сестрорецке в половине двенадцатого ночи, когда обе Волги только что уехали, а я-то думал, что у Мины крыша упорхнула от грибной страсти... Как бы его адресок узнать? На деревню дедушке Геннадию Васильевичу, Лубянка, 38, написать, что ли? Тьфу ты! Это Петровка, 38, но это совсем другое ведомство. Может, кто знает? Подскажите.
Вадим.