Литинский Вадим Арпадович: другие произведения.

Неизвестные Героические Будни Советских Полярников На Льдах Арктики Часть 2

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 06/04/2022.
  • © Copyright Литинский Вадим Арпадович (vadimlit1@msn.com)
  • Обновлено: 29/03/2015. 12k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Иллюстрации: 3 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    НЕИЗВЕСТНЫЕ ГЕРОИЧЕСКИЕ БУДНИ СОВЕТСКИХ ПОЛЯРНИКОВ НА ЛЬДАХ АРКТИКИ

    Часть 2

      

    Первое маленькое отступление -

    СЛУЧАЙНОЕ ЗНАКОМСТВО С АМЕРИКАНЦАМИ В ЧУКОТСКОМ МОРЕ

       Как я обещал выше, сейчас расскажу коротко о встрече наших ребят с американскими охотниками - чтобы на время отвлечь вас от грустных мыслей об утоплении. В том же 1966 году отряд Жоры (Георгия Ивановича) Гапоненко, сменившего меня после возвращения в Ленинград на должности главного инженера Полярной экспедиции (Деменицкая меня с дерьмом подъедала за то, что я, склеротик, забыл её вставить в авторство статьи о первых геологических результатах наших работ) познакомился на льдах Чукотского моря с американскими охотниками. Я слышал эту историю от трёх участников - геофизика Коли Ржевского, начальника отряда Жоры Гапоненко, и астронома Лёши Бочковского. Как вы знаете, древние события или рассказы о них, я - склеротик-алцгеймерист, помню очень хорошо, лучше большинства реальных участников тех событий, взамен сохраняющих, в отличие от меня, склеротика, светлую память о современных событиях, но забывающих прошлые детали. А у меня - всё наоборот - чего вчера делал или писАл - застрелите меня из поганого ружья - не помню! Вот сегодня я утром какал или нет - хоть стой, хоть падай - сейчас к вечеру забыл! И что я по-вашему должен записать в своём дневнике-календаре, куда я ежевечерне заношу, наряду с важными событиями, сведения медицинского характера обо мне, старпере (старом пердуне) - сколько раз и в каком количестве я сегодня пИсал и какал, давление, кислород в мизинце, сколько минут и с какой скоростью ходил на электроходильнике на веранде, и т.п.
      
       Ну, ладно. Дело было так. Отряд Гапоненко, заснимавший самую восточную часть Чукотского моря, близкую к Аляске, базировался в посёлке Нешкан (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BD).
       В один из дней (разумеется, я не помню дату), они сели на одну из самых отдалённых точек, наиболее близких к Аляске. Вытащили на лёд три гравиметра, магнитометр, теодолит, отнаблюдали, и вдруг слышат и видят - показался в небе маленький самолётик, летит к ним. Народ схватил гравиметры (сов. секрет!), быстро затолкал их в свою "Аннушку", а америкосы уже вот они - сели метрах в 50 - 100 от нашего ероплана! Сходу, не подбирая площадку! И идут к нам, шпиёны! Ну, все наши пилоты повыскакивали, дверь захлопнули, и вместе с нашими ребятами идём навстречу американам! Дабы они в наш ероплан не заглянули и секретные гравиметры не обнаружили!
      
      
       0x01 graphic
      
       Дошли до их еропланчика, стали толковать. Двое их всего, а нас-то девятеро, так что в случае чего у нас карабин Мосинский и два нагана. И вот - ёкарный бабай, мы их начисто не понимаем, и они наш аглицкий ни в зуб ногой, хотя Коля и Жора намедни только что кандидатский экзамен по языку сдали! Ну, правда, на экзамене только чтение геологического текста - одна страничка, наш разговорный язык экзаменаторов не интересовал. Стали мы спрашивать, откуда они, болезные, взялись - из Нома, говорят, в карту тычут, а хрен его знает, где у них этот Ном. Нас спрашивают - мы-то, мол, откедова, а мы темним, секрет блюдём, бормочем неразборчиво, они нам опять свою карту в нос тычут, там и Аляска, и Чукотки кусок, мы на их карте и Nomе, и Neshkan видим, но виду не показываем, мол, моя твоя твой инглиш донт андерстанд. Ну, они и отстали, шпиёны хреновы, интерес к нам потеряли.
       Стали показывать свой двухместный самолётик, Цесна, говорят, называется, модель мы не запомнили. Заглянули к ним внутрь - мать твою, а у них там на полу шкура огромного белого медведя, вся в кровавых пятнах! А смотрим - тудыть твою в качель, у них там радиоаппаратуры - до хрена! Жора-то Гапоненко и говорит, что это наверняка или датчики, чтобы со спутников их координаты снимать, либо наши секретные радиопереговоры открытым текстом записывать. А шкуры возят для балды, для отвода глаз. Ну, ясно, что шпионы, тут и к бабке не ходи. Хотя два винчестера у них в кабине были классные, крупного калибра, много больше, чем наши карабины-трёхлинейки, 7.62 мм.
      
      

    0x01 graphic

    Два американских шпиона, "канающих" под охотничков, и наш простой советский лётчик Серёга Андриевский посерёдке. У левого америкоса видеокамера в руке? Или фото?

    Все снимки от Коли Ржевского.

       А тут Андриевский, командир-то наш [я так запомнил его фамилию, а в отчёте в списке пилотов наших шести самолётов он числится, как Австриевский С.М. - пусть история нас рассудит!], когда разговор-то стал иссякать, вытаскивает из-под меховой куртки свою финку с пластмассовой наборной ручкой (на медведя с ней не пойдёшь, разве что консервные банки открывать), тычет ей американскому пилоту в брюхо, и говорит: "Чейнч! Чейнч!" Ну, мы-то все знаем, что это по аглицки значит "Давай меняться!". Видим - американ от радости чуть в штаны не наложил, второпях свою куртёнку скинул, трясущимися руками снимает пояс, вытаскивает с него большущий широкий нож в ножнах, и радостный, как дитё малое, протягивает его Сергею. Ну, тут весь наш народ воодушевился, стал по карманам шарить - у кого шариковая ручка нашлась, у кого - просто карандаш, у кого мелочь медная завалялась, кто часы "Командирские" снял - все на американов накинулись, торг начался, как на турецком базаре. За наш карандаш мериканы дорогущий "Паркер" дают, за пятак - квотер (это у них монета в 25 центов ихних), или бумажный доллар, часы невиданные электронные, без завода - понял, и прочее! Ну, прав потом был Задорнов - тупые американы!
       Но через какое-то время ажиотаж стал спадать, запасы сувениров у нас и у мерикосов кончились, пора прощаться. Ну, раскланялись, дружеские рукопожатия, и мы повернулись к своему двукрылому Антону. Блин! А америкосы за нами! Метрах в пяти за нами идут! Надеются, что и мы гостеприимно распахнёмся перед ними, и наши совсекретные гравиметры и самописец "Поиска" им покажем, и растолкуем, что для чего! Ну, лётчикам-то нашим это всё пофигу, от радости, что полные карманы "чейнча" получили, они шпионам свою "Аннушку" польского производства с полным удовольствием продемонстрируют, а нам-то как?! За разглашение пятилетку или больше схлопотать можно! Тут умный Жора нам и говорит: "Стоим!" Стали. Смотрим на пиндосов. Ну, они тоже не дебилы, поняли, что они для нас персоны не шибко граты, улыбнулись, сделали ручкой, и за нами не пошли. Стоят, хотят поглазеть, как мы взлетим.
       А тут, ребята, я вам скажу - Боженька - он не фраер, он правду видит, он и мерикосам навстречу пошёл за то, что они с нами так щедро сувенирами менялись. Сели мы в свой ераплан, Андриевский по газам, тыр-пыр, восемь дыр, а ераплан весь из себя трясётся, а с места - ни-ни! Это Андриевский ошибку допустил, когда садился: самолёт сотню метров по снегу бежит, алюминиевые лыжи от быстрого бега сильно нагреваются, и нужно всегда после полуминутной остановки для небольшого охлаждения лыж, ещё на пару-пятёрку метров сдвинуть самолёт. А Андриевский забыл в этот раз эту обязательную процедуру, и мы намертво примёрзли! Ну, дело привычное, Андриевский вырубил движок, бортмеханик хватает "Микрометр" - агромадный самодельный деревянный молоток в рост человека, на каждом съёмочном самолёте это табельное оружие, распахивает дверь, выскакивает на лёд, и лупит этой кувалдой по скуле каждой лыжи! Мы смотрим - мериканы - в полном отпаде от восторга, схватили с шеи фотоаппарат и портативную кинокамеру, и ну снимать это секретное советское ноу-хау!
      
       0x01 graphic
      
      
      
      
       Механик зашвыривает "Микрометр" в самолёт, сам впрыгивает тоже, Андриевский врубает форсаж, самолёт дёргается, разбегается, и мы в воздухе, пролетаем на бреющем над пиндосами, покачав приветливо крыльями, а они быстро-быстро, подпрыгивая, машут нам руками - ну прямо амери-руси бхай-бхай!
       Андриевский закладывает новый вираж над ихней Цесной - как они-то, бедолаги, взлетят! А они-то, мериканы-то, включили движок, полный форсаж (у них же тормоза на лыжонках), вжик - и уже в воздухе! Да, забыл сказать - у них в каждой лыже посерёдке дырка, а от шасси в дырку идёт колесо, так что они на асфальтовую полосу или галечную косу на колёсах могут сесть, приподняв лыжу сверху колеса. И на лёд запросто садятся на лыжах, приподняв колёсики над лыжами! Во жулики! Посмотрите на их колёсики на фотографиях!
       Да, прилетели мы в Нешкан, идём в аэропортовскую гостиничку, там на своих двухъярусных койках американские сувениры раскладываем, всей толпой разглядываем. А Серёга-то Андриевский - своей добычей - мощной финкой хвастается, предлагает лезвиями стукнуться. Ну, кто-то из летунов говорит, что у него финка из закалённого напильника-рашпиля сделана, давай! Подставил свою финку, Андриевский сверху своей американкой - хрясь! Все смотрят - на напильнике-рашпиле - посередь лезвия глубокая треугольная зарубка! Смотрим на американку - ни царапины! Тут механик кричит - у меня, грит, финка из обода шарика-подшипника сделана, лучше стали не бывает! Андриевский хряснул со всего маху - чуть до середины шарик-подшипник не разрубил! Ну, тут народ замялся, свои финки губить не хочет... Ну, а Андриевский ващще раздухарился - стал кроватные рамы второго яруса рубить! Жуткое дело! На четвертину треугольную раму разрубает!... Но дело кончилось скверно - когда он совсем в раж вошёл и на третью койку перекинулся - у евонной чудо-финки кусок лезвия, с ноготь величиной, открошился...
       Я бы, ребята, ещё бы мог вам много про эту Сессну (CESSNA-180A номер N9716B, год выпуска 1957) рассказать, да ладно, гуляйте по буфету, отдыхайте сами. Если кто из вас может эту мою историю на ангельском языке пересказать и её владельцам с этими фотографиями для смеха переслать - ангел навстречу, а то мой ангельский язык по склерозности сейчас на нуле, я полный импотент, см. "Моё предсмертное письмо" (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/predsmertnoe.shtml). Владельца Сессны зовут SELKIRK ASSOCIATES INC, их адрес приведён здесь:
       http://registry.faa.gov/aircraftinquiry/NNum_Results.aspx?NNumbertxt=9716B. Кстати о птичках: ежели кто из вас в ангельском силён и за перевод сможет взяться, у меня же четыре статьи есть, которые я в Америчке на четырёх ежегодных международных геофизических конгрессах нахрюкал и в "Geophysics" опубликовал. Классные статьи, скажу вам без хвастовства, обидно мне будет, когда я копыта откину, что русские геофизики о них никогда не услышат! Вот какие статьи (это я перечисляю для наших геофизиков, может, кто заинтересуется и ради этого ангельский язык выучит): "Концепция эффективной плотности - ключ для определения глубины осадочных бассейнов по гравиметрическим данным", "Определение глубины бассейна Аркома (штаты Оклахома и Арканзас) на основе концепции эффективной плотности", "Изостатическая редукция на море - новая версия", и "Открытие надвигового пояса в Верхоянском хребте с помощью интерпретации изостатических аномалий". Ну, последняя-то работа - улучшенный пересказ моей похожей статьи, опубликованной ещё в НИИГА в 1977 году, но с новыми картами.
      
       Коля в своём рассказе выше упоминал, что потом, в аэропорту, их всех по очереди к особисту на допрос таскали. А я помню из древности, что Жора Гапоненко рассказывал мне, что он в письменном виде излагал особистам 248 авиаотряда свои соображения по поводу невиданной шпионской радиоаппаратуры. Но американы, вот честно, никого из наших ребят предать социалистическую Родину рабочих и крестьян и полететь с ними на Аляску не уговаривали. Да и места у них в Цесне маловато, пришлось бы медвежью шкуру выкидывать, жалко ведь, хоть и для балды она у них была, как Жора правильно предполагал.
     

    Кто ещё живой - читайте Часть 3. 
  • Комментарии: 1, последний от 06/04/2022.
  • © Copyright Литинский Вадим Арпадович (vadimlit1@msn.com)
  • Обновлено: 29/03/2015. 12k. Статистика.
  • Статья: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка