Литинский Вадим Арпадович: другие произведения.

Неизвестные Героические Будни Советских Полярников На Льдах Арктики Часть 3

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Литинский Вадим Арпадович (vadimlit1@msn.com)
  • Обновлено: 31/03/2015. 42k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Иллюстрации: 43 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    НЕИЗВЕСТНЫЕ ГЕРОИЧЕСКИЕ БУДНИ СОВЕТСКИХ ПОЛЯРНИКОВ НА ЛЬДАХ АРКТИКИ

    Часть 3

      
       А теперь рассмотрим второй источник:

    ДНЕВНИК Н.Д. ТРЕТЬЯКОВА

    0x01 graphic

    Коля (Николай Дмитриевич) Третьяков (2008 г.) - мой ближайший друг и моя правая рука в Биректинской и Полярной экспедициях. Уже ушёл в свой последний рейс в 2011 году.

    (1928-2011).

    0x01 graphic

    0x01 graphic

    9 апреля 1966 г.

      
       Прилетели на Сомнительный вечером 28 марта. [Прилетели из Ленинграда. Аэропорт Сомнительный находился на южном берегу о. Врангеля около бухты того же названия, на вышеприведённой карте красным квадратиком и самолётиком обозначен. Здесь базировались два лётных отряда - В.Н. Шимараева - "В" и Е. Н. Зацепина - "Б"]. Все десять дней [я] находился в бегах между [аэро]портом, ротой [военным подразделением, обслуживающим радио-локационную станцию], и "деревней" [нашим лагерем геофизиков]. Всё внимание - бытоустройству. Личный состав в нелётную погоду занимался камерaлкой [камеральной обработкой измерений] и авральными работами: уголь, лёд (вода), разгрузка и погрузка самолётов. Сейчас живём в более или менее нормальных условиях. Спим не на раскладушках, а на двухъярусных кроватях. Добыли [оленьи] шкуры. Вчера отремонтировали и натопили баню. Настоящая русская, с паром. Рабочие Артемьев и Соболев (на подсменку - Бойков) готовят исключительно вкусно и качественно, несмотря на очень небогатый ассортимент продуктов.
       Съёмка идёт своим ходом. Шимараев сделал уже пол-плана. Зацепин - около 30%. Начали работать с сейсмикой. Поделили точки между отрядами. Это не совсем удобно. Значительно увеличивается подлёт к участку (перелёт от точки точке) [? Не понял]. Трудно намечать маршруты заранее. Прилетишь, а на намеченном участке нет погоды. А на участке другого отряда - ясно. Приходится делать холостые перелёты.
       Со вчерашнего вечера стоит сильнейшая пурга. Ураганный ветер 25-30 м/сек, порывами до 40. Идти почти невозможно, валит с ног. Дальше столовой - никого никуда не пускаю. Добровольцы Громов [астроном-радиогеодезист] и Соболев [рабочий] снесли женщинам (Кузьминой и Соколовой) [из камеральной группы] обед в термосах (часть женщин поселили в аэропортовском домике в примерно 500 м за речкой). Ветром порвало провод телефона. Борт Ильичёва [отряд Шимараева] вчера вернулся поздно вечером во время зарождения урагана. Садились при сильном ветре (15-18 м/сек). Около часа экипаж и отряд "висели" на крыле, чтобы дотащить самолёт до стоянки (примерно 2 км). Прилети они на полчаса-час позже - могло бы быть очень плохо. Хорошо хоть, что ветер был строго по полосе. Сегодня в связи с пургой - общий выходной день. Связались с [дрейфующей] Базой - погода нормальная. Сообщили им об урагане. Не дай Бог - дойдёт он до них. Может наделать много неприятностей. Однако "азимут" направления ветра - 2700. Говорят опасности для базы нет, пронесёт.
       Пришла р/д [радиограмма] от Витязева [начальника экспедиции, базирующегося в аэропорту Шмидта на материке к югу от о. Врангеля]. Требует подготовки ГСМ [горюче-смазочные материалы, в основном - бензин] на полосе для отправки на базу. Сегодня - это исключено. Плохо, если завтра утром пурга утихнет, придут колёсные борты [самолёты], а бензина - нет. Впрочем, полосу, наверное, сильно замело, и раньше, чем к обеду, её не успеют расчистить. С утра, если пройдёт пурга, будем готовить бензин.

    10 апреля.

      
       Пурга утихла. Погода нелётная: сплошная облачность, видимость - 2-3 км. Штиль, температура -5 - -100 С.
       Первые тревожные вести были утром. [Дрейфующая] База не вышла на связь. Говорят, вчера вечером испортилась погода и началось торошение льда (по данным Крутова) [начальника радиостанции No 3 системы "Поиск"]. С тех пор База молчит.
       Сейчас 03:30. Пришла р/д от Витязева (в 2:00), требует подготовить самолёт к вылету для разведки. Дал команду. Бердичевский [? Руководитель полётов аэропорта Сомнительный?] поупирался. Говорит - ничего не может с ними случиться.
       Но почему же все четыре р/станции (наша, РП [руководителя полётов аэропорта] и две бортовых [съёмочных самолётов] молчат? Если даже там сильная пурга, то всё равно они могли бы дать знать о себе. Ужасно волнуюсь.
       Арпадыч [В.А. Литинский] перед отъездом в экспедицию говорил, что у него дурные предчувствия в этом году. Дай Бог, чтобы они не оправдались.
       Агафонцев [радист партии в Сомнительном] непрерывно сидит у рации. Все [экспедиционные] станции поделили волны и зовут РПМА и РМА (РП) [позывные радиостанций на дрейфующей Базе геофизиков и руководителя полётов] - пока безрезультатно. У нас погоды нет. Прогноз на север [в районе Базы] - плохой. Выпустит ли РП порта [руководитель полётов] самолёт на разведку - не ясно.
       В 05:00 База вышла на связь. Сообщили, что второй день пурга, ветер до 23 м/сек. Под лагерем прошло много трещин. Незакреплённые самолёты снесло на палатки, сломало два каркаса. Разломало гальюн [снежный туалет]. В течении 10 часов весь личный состав перетаскивал палатки и имущество на новое место в 300 - 400 м от первого лагеря. Всё благополучно.
       0x01 graphic

    Фрагмент карты расположения пунктов геофизических наблюдений ПВВГЭ в 1966 г.

      
      
       [А сейчас я вынужден вставить в повествование Коли Третьякова мой рассказ о том, что же происходило в эти два дня на дрейфующей базе. Я мог бы просто дать вам ссылку на мою документальную историю "Будни дрейфующей ледовой базы" (http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/budni.shtml), но вы же, лентяи, сами искать её не будете, да и вся эта история "Будней" слишком длинная (в этом 1966 году было три эвакуации базы), а описываемый эпизод пурги, раскола льдины, и переноса базы на новое место занимает в ней всего лишь 1/4, вы сдохните от скуки, ища его в ней. Поэтому, кто ещё не плюнул на меня, читайте его здесь, а кому уже не вмоготу - отдыхайте, переключившись на "Физрука" на телевизоре. Итак - далее выдержки из "Будней", с сокращениями]:
      
       Вот чёрт побери! Ну, что за гадство такое! В этом сезоне это какой же разлом льдины - третий или четвёртый? З-зараза, ветер ещё этот, с-сука! Эй, Эдик! Эдик!! Так влево далеко не забирай! Уходишь из виду!.. Ну вот, правильно, я тоже слегка уклонился - надо держать 180 градусов, а я уже на двести двадцать иду... Если направление не держать - хрен опять к базе вернёмся!... Очки, стервы, замерзают, стрелку компаса не видно... У, чёрт, опять гряда торосов! Но, слава Богу, не высокая, до пояса всего, свежие, значит, лёд не толстый... Но с волокушами тащиться через них будет хреново... От, скотство, видимость через эту сраную пургу совсем хреновая... Эдьку опять не видно... Эдик! Эдик, твою мать!! Правей бери! Не теряй меня из виду! Да он меня, наверное, не слышит, ветер этот сраный! В морду дует, идёшь внаклонку... Эдик!! Ближе иди!!.. А, услышал, машет, идёт ближе... Блядь, это ещё что?!! Правая нога оступилась, проваливается! Хр-хр-хр-ууп!... Иёп твою!! Это я в трещину наступил!!! Падаю!!! Ну, что за бля... Тфрр! Тфрр! Солёная! Океан, ссука! Вода холодная! Под куртку, в штаны, под свитер, в унты, грудь, живот, яйца, ссука, х-холодно!!... Только этого мне сейчас не хватало!!!
       [Это начало "Будней - рассказ, как я во время пурги безуспешно пытался утопиться в Чукотском море, но отважный пилот Ан-2 Эдик Каминский спас меня, вытащив за шиворот на лёд. Самому выкарабкаться на лёг в намокшей меховой одежде и унтах невозможно].
       <...> У меня сохранилось описание работы ледовой базы в 1966 году - 13 машинописных листов, второй экземпляр. Плохая советская бумага за прошедшие 42 года слегка покоричневела, по краям осыпается. Царская гербовая бумага, на которой в 1820 г. было написано завещание моих пра-пра-пра-прапредков, надворного советника Ивана Фёдорова сына Литинского и его законной жены Катерины, урождённой Грудинской, (см. "Как писали завещания в 1820 году" http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/kakpisalizaweshanijaw1820godu.shtml), сохранилась лучше. Правда, и стоила она в ту пору 2 рубля 88 коп. за двойной лист (это сколько же на наши теперешние деньги? Двести восемьдесят долларов?). Это описание было сделано мной на основе Вахтенного Журнала базы. Описание я поместил в двух номерах нашей НИИГАвской стен-газеты "Полярный Геолог". Оно же в более сокращённом виде было помещено мной в отчёте экспедиции за 1966 год в главе "Организация работ". Сейчас я приведу эти сухие данные полностью. [Да нет, конечно, не пугайтесь - конечно фрагментами, обозначая попуски знаком <...>]. Но разбавлю их более живым описанием быта ледовой базы, сделанным 29-летним корреспондентом Магаданского радио Альбертом Мифтахуддиновым, пожившим две недели в апреле-начале мая того года на нашей базе. Его очерк "Мы живём на дрейфующей льдине" был напечатан с вариациями в журналах "Молодой Коммунист", No 12, 1966 г., и "Дальний Восток", No 5, 1969 г. <...> Он являлся действительным членом Географического общества СССР, был делегатом 4-го и 5-го съездов Союза писателей РСФСР, членом правления Союза писателей РСФСР, Лауреатом премии Магаданского комсомола за сборник "Очень маленький земной шар", Кавалером ордена "Знак Почёта", Заслуженным работником культуры РСФСР. Но всё это стало потом. Когда я с ним познакомился на льдине в 1966 году, он ещё только начинал свою писательскую карьеру.
          Итак, моя статья в стенгазете [здесь - со значительными сокращениями, обозначенными <...>]:
       Главный инженер экспедиции В.А. Литинский, назначенный, как и в предыдущие годы, начальником Ледовой базы, вылетел из Ленинграда для организации поисков подходящей льдины 12 марта, однако, из-за плохой погоды и отсутствия самолётов прибыл в район работ - аэропорт Шмидт - только 17 марта. По этим же причинам поиски льдины начались только через три дня. 21 и 22 марта на самолёте АН-2 В. А. Литинским и командиром самолёта Эдуардом Каминским были найдены, совершены на них посадки и обследованы несколько больших льдин в западной части Чукотского моря. Однако, объём работ по расчистке их от снега и застругов для подготовки взлётно-посадочной полосы (ВПП) для приёма самолётов ИЛ-14 на колёсах представлялся слишком большим. Наконец, 23 марта, подходящая льдина толщиной 1.7-1.8 м была найдена примерно в 400 км к северу от аэропорта Сомнительный на острове Врангеля, в точке с координатами 74 градуса 18 минут северной широты и 182 градуса 42 минуты восточной долготы. В этот же день на льдину из аэропорта Сомнительный на лыжном самолёте ЛИ-2 была доставлена группа руководителя полётов (РП) в составе 4-х человек с радиостанцией, во главе с РП Евгением Тымчуком. <...>

    0x01 graphic

    Командир АН-2 No 04295 Э.П. Каминский - лучший пилот Ан-2, какого я когда-либо встречал.

    0x01 graphic

    Строительство лагеря на дрейфующей льдине. Установка каркаса палатки КАПШ-2.

    0x01 graphic
     

      Подвешивание бязевого полога.

    0x01 graphic

    Натягивание брезентовой крыши.

    0x01 graphic

    Доставка баллонов с жидким газом от самолёта к палаткам.

    0x01 graphic

    На предыдущем снимке три молодых мужика корячились с двумя баллонами, а тут одна 60-летняя Мария Исааковна Гуревич запросто справляется с этой задачей! (См. "Отважные дрейфуньи" http://www.polarpost.ru/Library/Litinskiy/main-otvazhniye.html). Обратите внимание, что МарьИсаковна, начальник планово-экономического отдела НИИГА, в отличие от тех трёх лопухов, тащит баллон на маленькой металлической волокуше.

    0x01 graphic

    Газовая плита в жилой палатке КАПШ-2.

          0x01 graphic

    Расчистка ВПП (взлётно-посадочной полосы) вручную.

    <...>

          Это сухое изложение фактов прервём рассказом о буднях Базы корреспондента Магаданского радио Альберта Мифтахуддинова:
             Скоро будет неделя, как я живу на дрейфующей льдине. Называется она "Ледовая База-3". Отметьте на карте от острова Врангеля на север километров пятьсот - там мы, примерно, и находимся.
          Полтора десятка "капшей" (КАПШ - каркасная арктическая палатка Шапошникова), две "Аннушки", маленький тракторишка "ДТ-20" (его можно с разбега перепрыгнуть), мачта с красным флагом - вот наш лагерь.
          У входа в каждую палатку слева прислонен карабин. Когда выскакиваешь из палатки по тревоге, он оказывается справа. Удобно. Это на случай "отражения нападения медведей", как написано в инструкции. Сначала стрельба в воздух, потом отпугивание ракетами.
          Толщина льда метр шестьдесят. Жить можно. Надёжно, выгодно, удобно. До дна всего сто семьдесят метров. <...>
            Лагерь очень красив. Он очень красив, наш лагерь. Кругом торосы, белая тишина, а посреди океана, как на верхушке земного шара, палатки с круглыми иллюминаторами плексигласовых окон. Здесь живут учёные Всесоюзного [ошибка - всего лишь Ленинградского - В.Л.] научно-исследовательского института геологии Арктики. Ленинградцы. Отличные парни.
          В тишине глухо ухают взрывы. Это работают "сейсмики". Уходят в небо "Аннушки": пилоты везут "науку" на очередную точку. Им предстоит много посадок на дрейфующий лёд. Вернуться поздно, к ночи. [Но это будет потом, ждите развития событий. Пока ещё до съёмки дело не дошло. И учтите, что ночи на самом деле нет - солнце не заходит круглые сутки. - В.Л.]. Снимают показания приборов метеорологи. Они обещают на завтра хороший день. Берёт пробы морского дна Лёша Тарханов. Он заворачивает ил в тряпицу, как золото, обозначая спичкой начало керна
          Из крайнего "капша" идёт аппетитный запах. Сегодня на обед будет жареный омуль.<...>
          Пришёл дежурный. Оглашается приказ начальника базы: всем выключить на ночь газ ввиду ухудшения погоды. Баллоны могут привезти неизвестно когда, топливо надо экономить.
          Мы забираемся в спальные мешки.
          В тишине слышны только шаги дежурного по льдине.
         
          На этой поэтической ноте я на время прерываю рассказ Альберта и перехожу к изложению сухих фактов.
             7 апреля полоса к приёму колёсных самолётов ИЛ-14 была практически закончена. И пока её с таким большим трудом расчищали, были завершены работы по организации Ледовой базы.
          Из 14 дней в период с 25 марта по 7 апреля в течение четырёх дней то Ледовая база, то аэропорты Шмидт и Сомнительный были закрыты по метеоусловиям (пурга). В течение остальных 10 дней стояла лётная погода, за время которых двумя самолётами ЛИ-2 на лыжах было совершено 18 рейсов. Были завезены палатки КАПШ-2, радиостанция, бензоэлектроагрегаты и несколько бочек автобензина для них, продукты, фанера, оленьи шкуры для постелей, баллоны с жидким газом для отопления и для кухни, газовые плиты и прочий хозинвентарь, а также маятниковый прибор, магнитовариационная станция, сейсмическая, магнитометрическая и гравиметрическая аппаратура и аккумуляторы. Этими же рейсами были доставлены на Ледовую базу 25 сотрудников экспедиции. Кроме того, 6 сотрудников экспедиции прилетели на двух съёмочных самолётах АН-2 вместе с их экипажами (по 5 человек в каждом).
         
         

    0x01 graphic

    Самолёты ЛИ-2 - наши главные транспортировщики.

    0x01 graphic

    ВПП рядом с лагерем - удобно.

         

    0x01 graphic

    Вид лагеря из кабины АН-2.

    0x01 graphic

    Баня на Ледовой базе: на 8 пустых бочек кладутся доски, на них ставится палатка без пола. На 4-х-конфорной газовой плите греется вода. Отопление подаётся по гибкой трубе от печки для подогрева авиационных двигателей.

    0x01 graphic

    Строительство тракторо-ремонтной мастерской.

      
       Итак, к 7 апреля все работы по организации Ледовой базы были завершены, и можно было приступить к завозу ГСМ (авиабензина и масла) самолётами ИЛ-14 и проведению съёмки.
          Однако, во второй половине этого дня льдину пересекла большая трещина, отколовшая часть взлётно-посадочной полосы со знаком "T". Трещина быстро разошлась и образовала разводье шириной от 20 до 200 м, отделившее палатки группы РП от основного лагеря базы. На следующий день был организован аврал по удлинению полосы взамен отколовшейся её части. Вечером 8 апреля начальником ледовой базы и руководителем полётов (РП) были отправлены радиограммы в штаб экспедиции в аэропорту Шмидт об окончании расчистки и удлинении полосы и о готовности 9 апреля принять на ледовую базу ИЛ-14 на колёсах.
         
         

    0x01 graphic

    Ну, вот, начинается... Как видите, льдина над водой возвышается сантиметров на 15. Пожилые девушки, вы, конечно, не помните плотность льда. Открою тайну - 0.9 г/см3. Плотность воды - 1.0. Следовательно, толщина нашей льдины - около полутора метров.

    0x01 graphic

    Это я на краю Земли приподнял небесную твердь и заглянул в пространство...

    0x01 graphic

    Шутка. Это я просто проверяю, достаточно ли солёная вода в Чукотском море. В другой раз я её невольно наглотался.

    0x01 graphic

    Пока всё ещё шуточки - начальничек катается на льдинках. Но ВПП-то (видите флажки) - сломана!

          Но человек предполагает, а Её Величество Погода располагает... В ночь с 8 на 9 апреля погода резко ухудшилась, подул сильный северо-восточный ветер, началось сжатие льдов, а затем и торошение по трещине, отделившей 7 апреля широким разводьем основной лагерь базы от двух палаток группы РП.
          К середине дня 9 апреля скорость ветра (пурга) достигала 12-15 м/сек. Фронт торошения, то усиливающегося, то полностью прекращающегося, приближался к лагерю базы. К вечеру гряда торосов высотой 3-6 метров (с двухэтажный дом!) подошла к лагерю на расстояние от 100 до 60 метров. Примерно одна треть только что с таким трудом подготовленной полосы была уничтожена торосами, а на оставшейся части ВПП появились трещины.
         

    0x01 graphic

    Так выглядят старые высокие торосы в Чукотском море. Это когда мы шли 4 км сплошь по таким торосам 18 мая 1966 г. к покинутой американской станции "Чарли" (см. "Дрейфующая Америка" http://world.lib.ru/l/litinskij_w_a/amerika.shtml).

    0x01 graphic

    Новые свежие торосы на Ледовой базе.

    0x01 graphic

    Трещина и свежие торосы. 1966 г.

          На случай переноса лагеря был подобран новый участок льдины, не затронутый трещинами. Весь личный состав базы - сотрудники НИИГА и пилоты - были проинструктированы начальником базы о порядке возможной эвакуации и о соответствующих правилах техники безопасности. Для экстренной перевозки были подготовлены и упакованы аварийная радиостанция и бензоагрегаты, собраны личные вещи, продукты и другое имущество. На ночь вместо одного дежурного были выделены два дежурных для обхода лагеря, ВПП и стоянки самолётов АН-2.
          А теперь снова слово нашему корреспонденту - Альберту Мифтахуддинову ("Мифте", как мы его называли для краткости):
             ... На ночь назначены два дежурных геофизика - Никита Стожаров и Витя Косырев.
          Горизонт был спокоен, чувствовалось, что вот-вот что-то начнётся. Вадим Литинский обошёл лагерь, поставил знак - палку с красным лоскутом - и пошёл спать, приказав поднять его только в том случае, если торосы надвинутся на знак и сломают его. Разыгралась пурга. Льдину лихорадило. Толчки напоминали небольшое землетрясение. Первая трещина прошла под сейсмиками, затем под палаткой начальника базы Литинского.
          - Трещина под вами! - застенчиво информировал Литинского Никита Стожаров. Ему было неудобно будить уставшего за день человека.
          Литинский спал.
          - Трещина под всеми! - охнул решительно Никита.
          Витя Косарев докладывал:
          - Знак стоит цел и невредим, торосы обошли его и идут на лагерь. Будить Вас или не будить? - спрашивал он у Литинского. Ребятам никогда не изменяло чувство юмора.
          - Подъём!
          Борис Александрович Горбачёв, заместитель начальника по хозяйственной части, заволновался:
          - Выкидывай сосиски! Спасай огурчики! Осторожно, не кидайте! Не морозьте огурчики!
          - Отставить! - приказал Литинский. - Без паники! Всем завтракать!
          Льдина потихоньку трещала, торосы неумолимо надвигались на лагерь, но все вовремя успели позавтракать. А теперь можно и за работу. Литинский дрейфует пятый раз и отлично знает, что спокойствие сейчас прежде всего.
         

    0x01 graphic

    Боря, без паники! Сначала всем завтракать по три порции - день будет очень тяжёлый!

          Пурга усиливалась. Свист ветра, грохот льдин, голоса людей - всё слилось в какую-то какофонию. Лёд трещал, торосы надвигались друг на друга, ломая всё на своём пути. Первым приняло на себя удар интимное заведение с буквой "М", сложенное из больших кусков снега по типу эскимосского иглу. Оно было разорвано надвое и смято навалившимися льдами. Это развеселило ребят. Эвакуация шла в бешенном темпе. Литинский вместе с лётчиком Эдуардом Каминским искали новое место и попали в трещину. Промокли, но работы не прекратили.
          [В трещину попал я, непутёвый - см. начало байки. Я пытался безуспешно выкарабкаться на льдину, с которой свалился в трещину, затянутую предательски тонким сантиметровым ледком, припорошенным снегом. Унты, меховые штаны и куртка, свитер намоченные водой, не давали мне возможности из-за их тяжести самому подтянуться и забросить ногу на лёд. Зубы непрерывно клацали от холодрыги. Согревала только радостная мысль, что если утону, то придётся тогда Восточно-Сибирское море переименовывать в Литинское море. Подбежавший Эдик ("Я слышу, Арпадыч, ты орёшь, иду к тебе, а ты вдруг махнул рукой и исчез. Ну думаю, етитская сила, тебя ангелы на небо взяли! Вот уж не вовремя!") ухватил меня за воротник меховой куртки и с трудом вытащил на "берег". Если бы не подоспевший Эдик, я бы самостоятельно выкарабкаться не мог. Я, трясясь от холода на ветру, снял унты и штаны, потряс их (вода впиталась в мех), штаны мы с Эдиком попытались выкрутить - бесполезно, почти ничего не вытекло, поэтому намокшую куртку я снимать не стал, одел мокрые тяжёлые штаны и унты, и мы пошагали дальше искать неповреждённую льдину. Сначала я клацал зубами от холода, но потом довольно быстро согрелся от тяжёлой ходьбы. Когда, найдя подходящую льдину, мы вернулись в разрушаемый стихиями лагерь, переодеться мне в сухое не удалось по причине отсутствия запасных комплектов одежды. Запомнить на будущее - надо пару комплектов держать на льдине на всякий пожарный (или утопительный) случай. К вечеру от интенсивной работы я совершенно высох. Естественно, ни о какой простуде не было и речи. "Моржевать" в Арктике я начал ещё в 1956 году - "крестился" на свой день рождения в проруби на реке Омоноос в Якутии. Залезал в прорубь над хребтом Ломоносова к югу от полюса в палатке гидрологов в 1962 году на дрейфующей станции ВВЭ "Север-14". Так что некоторый опыт кратковременного пребывания в холодной воде у меня имелся. - В.Л.]. <...>

    0x01 graphic

          9 октября 1956 г., северная Якутия. Проверяю температуру воды в реке Омоноос. Температура воды - годится! Температура воздуха -320С. Видите, моя борода побелела? Это не седина от перепуга, это иней!

    0x01 graphic
    Северная Якутия, конец сентября 1957 г. Температура воздуха всего -210С. Но без бороды.

    0x01 graphic

    Ну вот - а тут во всей этой меховой спецодежде в трещину - бульк! Правда, температура воздуха всего на несколько градусов ниже нуля. Но сильный ветер. И тоже без бороды.

         
       Неожиданно льдина снова раскололась, и ту часть, где находилась группа руководителя полётов, стало относить на восток. Сначала все испугались, потом решили, что им повезло. Действительно, такое бывает редко - трещина шла прямо под самолёты, но в пяти метрах от "аннушек" по непонятным причинам вдруг резко сменила курс, обошла самолёты, а затем продолжала раскалывать льдину по прежнему направлению. "Аннушки" так и остались стоять на ледяном "аппендиксе".
         

    0x01 graphic

    Свежая трещина.

    0x01 graphic

    Трещина отделила палатку сейсмиков от основного лагеря.

    0x01 graphic

    Ну, такие-то трещинки нам, как два пальца...

          <...> Утром 10 апреля, незадолго до подъёма, когда ветер усилился до 20 и более метров в секунду, начался новый этап сжатия льдины, вследствие чего в районе лагеря образовались многочисленные трещины. Как выяснилось впоследствии, растрескивание льдины в районе лагеря произошло в результате "подсова" большого участка льда под ледяное поле, на котором располагался лагерь, поэтому разводья по трещинам не образовались, и район лагеря в дальнейшем остался целым. Однако, когда под всеми палатками прошли трещины, было принято решение о срочной эвакуации лагеря на новое место.
         

    0x01 graphic

    Трещина прошла через сейсмические провода.

          В течение последующих 10 часов, во время сильнейшей пурги, все сотрудники ледовой базы были заняты переноской палаток, аппаратуры, снаряжения, продуктов на новое место, расположенное в примерно 400 метрах от старого лагеря. Перебазировка была совершена организованно и без потерь, все сотрудники работали самоотверженно, почти без отдыха.
             Снова слово нашему корреспонденту Магаданского радио:
             Только через сутки радисту Борису Дудареву удалось послать в эфир PLMA - свои позывные:
            "RVCK Восьмому
          Сегодня утром вынуждены были сменить прописку тире переехали другой дом метров четыреста от старого тчк Второй день пурга поэтому обстановка на главной улице не ясна но положение не безнадёжное тчк Когда прояснится сообщу обстановку подробнее тчк
          Девятый"
         
          "RVCK Восьмому
          Вечером и ночью происходило торошение, разделившее по трещинам нас и РП тчк Гряда торсов постепенно приближалась нам тчк Утром почти под всеми палатками прошли трещины зпт торосы сломали уборную тчк Ветер достигал двадцати трёх метров секунду пурга зпт непрерывно трещал лёд тчк Решили позавтракать и переселиться через полосу метров четыреста от старого лагеря тчк Перебазирование продолжалось десять часов без перекуров при сильной пурге тчк Единственная потеря два каркаса сдуло тчк Матвеенко [тракторист] молодец хотя машина [трактор] рухлядь подлежащая списанию тчк Сейчас плотно пообедали выпили авральные сто пятьдесят тчк Отдыхаем бдительно несём вахту следим за льдом тчк Завтра надеемся улучшение погоды тогда осмотрим детально полосу сообщим вам решение о продолжении работ отсюда или перебазировке новое место тчк Настроение всех самое рабочее все ждут работы и бензина тчк
          Девятый"
            [Текст радиограмм подлинный - я дал Мифте переписать их в его записную книжку. "Восьмой" - секретный позывной начальника экспедиции А.П. Витязева. "Девятый" - мой позывной.]
         

    0x01 graphic

    Переноска палатки в новый лагерь во время пурги.

             Снова Мифта:
            Всех волновало одно - что с полосой: сможет ли она принимать самолёты с земли. Если её всю перекорёжило, нет возможности расчистки её или вдруг она укорочена, - придётся искать новую, а значит снова перебазироваться, искать другую льдину.
          Но "главной улице" повезло. Трещины на полосе смёрзлись, торосы убрали, можно принимать ЛИ-2. (Через пять дней лыжи краснокрылого ЛИ-2 коснулись полосы. Самолёт доставил баллоны с газом, хлеб, почту, бензин. Но это было через пять дней). Льдину с РП прибило к основной, она уткнулась в неё "аппендиксом" и остановилась. Наименьшая ширина трещины, затянувшейся тонким льдом, разделяющей РП и лагерь, в некоторых местах достигала десяти метров. Ребят группы РП перетаскивали на основную льдину оригинальным способом. "Эрпешник" садился на фанеру или волокушу - металлический лист, верёвку перебрасывали в лагерь, и там её тянули. По тонкому льду трещины фанера скользила быстро, так форсировалась водная преграда. "Путь из варяг в греки", назывался этот маршрут.
         

    0x01 graphic

    Трещина затянулась тонким ледком. Теперь-то можно использовать "фанерный путь из варяг в греки".

    0x01 graphic

    [А это случилось в том же 1966 году, но позже, при последнем расколе Базы. Группа РП - самостийники (Женя Тымчук - хохол же!) уплыли на ледяном острове от основной базы, и к ним никак не подобраться! А вплавь 100 метров в ледяной воде - смертельный номер! Но вы же знаете - я сумочка с блохами, и три года возил на ледовые базы две шлюпки под презрительный хохот Витязева: "Непредусмотренный перерасход срсдств!" И вот вам результат - четверо эрпешных негритят были спасены! И их палатки и радиостанция - тоже!]

          В палатке РП живут четверо. Это старший группы, руководитель полётов Женя Тымчук (кстати, самый молодой из всех руководителей полётов Севера - ему 27 лет), старший радист Владимир Кузьмин, механик Валентин Быков и радист Юрий Воротовов. Все они дрейфуют уже второй раз.
          Работа у этих ребят особая. Эта четвёрка прилетает на лёд первой. Они прилетают, имея спальные мешки, рацию, газовые баллоны и питание на десять дней. Обживают льдину, выбирают запасные площадки, потом высаживается основной состав научного лагеря. А покидают они льдину, как капитаны кораблей, - последними.
          - РП! - многозначительно говорит Литинский.
          - Посмотрим, что скажет РП, - отвечает Каминский.
          - Это всё РП! - срдится повар Юра Иванов. - Это - они! - и показывает тоскливо на дальнюю палатку. А дело всё в том, что самолёт с берега не сел, а хлеба нет уже второй день. РП не разрешил. Старший в РП Женя Тымчук смеётся:
          - Когда есть варианты или "сесть" или не "сесть", мы выбираем последний. Сегодня непогода. Закрыли площадку. И на облёт льдов завтра "наука" не полетит, вот прогноз.
             Снова вернёмся к моему сухому отчёту:
             В течение следующих двух дней пурга постепенно утихла. 13 апреля на ледовую базу прилетели начальник экспедиции А.П. Витязев и командир 248 отряда ПУГА [Полярное Управление Гражданской Авиации] В.В. Иванов. После облёта района базы на самолёте АН-2 (Витязев, Иванов, Литинский) с целью выяснения ледовой обстановки, руководством экспедиции было принято решение оставить лагерь на этой льдине, и завоз ГСМ на базу осуществлять не на колёсных самолётах ИЛ-14, как это предусматривалось проектом, а на лыжных, ЛИ-2. Последнее обстоятельство было вызвано тем, что подготовка ВПП для колёсных самолётов без помощи трактора, только силами довольно ограниченного состава базы - крайне трудоёмкое и долгое дело. Как оказалось, трактор, полученный экспедицией в аренду от ПУГА и доставленный из Москвы на самолёте, был в совершенно неудовлетворительном состоянии. За период с 29 марта по 8 апреля (11 дней), в течение которого с помощью трактора и постоянных авралов личного состава базы была подготовлена ВПП для колёсных самолётов, трактор выходил из строя 4 раза и находился в ремонте 3 дня (простой из-за отсутствия соляра составил 2 дня). Ремонт после последней поломки, случившейся 9 апреля, требовал для своего завершения 5-6 дней. Поэтому было принято решение отказаться от продолжения работ по строительству ВПП для колёсных самолётов, тем более, что основная часть аппаратуры, снаряжения, продуктов и людей уже была завезена на ледовую базу самолётами ЛИ-2 на лыжах.

    0x01 graphic

    Прилёт на Базу начальства с инспекцией. Первый справа - спецотделец-шифровальщик Коля Шишков, второй - А.П. Витязев, третий - автор, в центре - командир 248 авиаотряда Иванов, за ним пилот их самолёта, и двое наших базовых дрейфунов (не узнаю, кто есть who). Вы думаете, начальнички нам на ледовой базе нужны? Ха! Да нафиг! Чего они понимают в льдинках?! (Особенно Витязев и Коля-шифровальщик!). Но положено! Как же мы, несмышлёныши, без их ЦУ (ценных указаний) жить-то сможем!

      
          На следующий день, 14 апреля, установилась хорошая погода, самолёты ЛИ-2 начали возить на ледовую базу авиабензин, и начались регулярные съёмочные полёты самолётов АН-2. Таким образом, из-за задержки с завозом ГСМ, связанной с трудоёмкой расчисткой ВПП для колёсных самолётов, из-за плохих метеоусловий (7 дней) и перебазировки лагеря вследствие поломки льдины, регулярные съёмочные полёты с ледовой базы начались на 9 дней позже, чем в прошлом году, несмотря на то, что льдина в 1966 году была найдена на 6 дней раньше, чем в 1965 году.
          Одновременно с авралами по подготовке и расчистке ВПП на ледовой базе регулярно производились научные исследования - базовые сейсмозондирования МОВ [методом отражённых волн], наблюдения на маятниковом приборе и стационарных гравиметрах СН-3 и "Норгард", два-три раза в день определялись координаты льдины путём астронаблюдений, производились магнитные наблюдения и запись магнитных вариаций [с помощью МВ-станций конструкции Литинского-Жирова, лучших в Союзе, а то и в мире, см. описание в "Биректинская экспедиция"].
         

    0x01 graphic

    Магнитная обсерватория НИИГА на ледовой базе ВВЭ "СЕВЕР-14". Наши гальюны (снежные туалеты в виде эскимосских "иглу) выглядели точно так же.

    0x01 graphic

    Измерение горизонтальной составляющей и других элементов магнитного поля на базе (начальник лётного отряда Валентин Волков).

       0x01 graphic

    Геофизические наблюдения на точке. Начальник отряда Андрей Орлов измеряет
    магнитное поле, астроном на заднем плане наблюдает звезды для определения
    координат, штурман, возлежа, записывает показания. Слева три гравиметра ждут своей очереди. Чукотское море, 1966 г.

       0x01 graphic

    Эталонирование магнитометра в кольцах Гельмгольца на ледовой базе (справа - автор).

    0x01 graphic

    Директор НИИГА Б.В. Ткаченко отрабатывает свой обед на ледовой базе (1965 г.) - крутит лебёдку сейсмической косы.

    0x01 graphic

    Сейсмические наблюдения на ледовой базе - опускание заряда в лунку.

    0x01 graphic

    Сейсмические наблюдения. Автор даёт команду на взрыв.

    * * *

    Кто ещё не совсем скис и хотя бы на завтра сохранил энергию и интерес - читайте Часть 4, окончание эпопеи о спасении провальных геофизиков отрядя Шимараева и их летунов. А кто дотерпит до Части 5 - там будет жуткий рассказ, как геофизик Юра Черненков провалился в узкую трещину более 100 метров глубиной в леднике на острове Комсомолец архипелага Северная Земля. И как его оттуда вытащили, жуткое дело!
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Литинский Вадим Арпадович (vadimlit1@msn.com)
  • Обновлено: 31/03/2015. 42k. Статистика.
  • Статья: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка