Шифнер Любовь: другие произведения.

Плоды Христианства

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 22/02/2014.
  • © Copyright Шифнер Любовь
  • Обновлено: 27/07/2013. 46k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Иллюстрации: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    26 июля руководство РПЦ организовало в Киеве празднование 1025-летие Крещения Руси.На специально построенном к важной дате бронепоезде, как на боевом коне, въедет в столицу древней Руси Патриарх Кирилл, олицетворяя победу насильственно навязанной славянам чужой религии.

  •  []
      26 июля руководство РПЦ организовало в Киеве празднование 1025-летие Крещения Руси.
      
      На специально построенном к важной дате бронепоезде, как на боевом коне, въедет в столицу древней Руси Патриарх Кирилл, олицетворяя победу насильственно навязанной славянам чужой религии.
      
      Всё до мелочей предусмотрено в необычном составе.
      "В поезде будут и представители поместных православных церквей. Крест Андрея Первозванного, который впервые едет в Украину, будут перевозить в специальном храме-вагоне, в котором всю дорогу будут проходить богослужения. Этот поезд в таком физическом смысле соединит три столицы Москву, Киев и Минск", - рассказал глава патриаршей пресс-службы Александр Волков.
      
      В тормозном конце вагона оборудован святой колодец. Имеется клирос, алтарь, звонница, и ризница, в которой установлены шкафы для хранения церковных сосудов, икон, сосудов и облачений.
      Стены и потолок вагонного храма оклеены парчой по базальтовой ткани.
      
      "Это как отель на колесах. Такой был у Сталина. Там пять вагонов, последний - вагон-храм. Охрана у патриарха, как у Владимира Путина. Для состава разработают специальный график движения, а ехать он будет по выделенной колее", - рассказали изданию "Сегодня" источники в "Укрзализныци".
      
      Видимо, не надеется Гундяев на защиту своего Бога, коль так забронировался от людей.
      
      В связи с празднованием очередного юбилея Крещения Руси, хотелось бы напомнить русским людям, как христианство внедрялось на просторах их страны.
      
      
      Усилием воли и по приказу нельзя внезапно изменить человеку мировоззрение или верование. Известный русский поэт Валерий Брюсов писал: "Если есть "чудо" в христианстве, то только одно: что такая бедная содержанием религия, вся составленная из клочков египетской мудрости, еврейства, неоплатонизма и других учений, могла иметь такой успех. Причина тому, конечно, политическая. Константину "Великому" (которого правильней было бы назвать Отступником) необходимо было отказаться от прежнего представления об императоре, как магистрате народа, и утвердить свой новый абсолютизм на внеземном "божественном" основании. В дальнейшем действовал на варварские народы авторитет Римской империи". Князь Владимир повторил на Руси эксперимент римского императора и небезуспешно. Писатель Владимир Авдеев подметил по этому поводу, что "Самое совершенное оружие - это то, которое нельзя потрогать и увидеть, которое воздействует на нашу нравственность и нравственность наших детей, а через ту - на наследственность, ибо они суть единородные сестры. Чужая завозная религия, украдкой выращенная в парниках чужого умственного климата, по праву может считаться шедевром такого оружия".
      Правящие князья на Руси совместно с духовенством использовали разнообразные способы посева новой религии на просторах страны. Они понимали, что одной лишь силой глубоко не внедрить чуждую идеологию, и попытались притереть христианство к древним народным обрядам, как это проделал в своё время предприимчивый император Константин. Многие языческие храмы были перепрофилированы в христианские. На местах священных молений древних славян были возведены новые церкви. Священники стремились уничтожить родовую память народа, подгоняя христианские праздники к древним народным торжествам. Так они объявили "Рождество Иоанна Крестителя" в день Купалы-Солнцеворота 24 кресеня (7 июля). Перуна в народном сознании заменили пророком Ильей. Весёлые зимние святки с конца старого года и захватывающие несколько дней в новом году превратили в новогодние празднества. Долго боролась христианская церковь с масленицей, символом провода зимы и радостной встречи Солнца. Любимое народное гуляние было заменено Церковью праздником, который предваряет Великий пост. То же самое касалось Пасхи и Троицы. Великая Матерь-Земля, которая была почитаема у славян, была заменена образом "богоматери". Потому и праздник Осеннего Равноденствия, чествующего Род, стал называться Рождеством Богородицы. И в прошлом и настоящем этот праздник означает преклонение перед зарождающейся новой жизнью. Наверняка неслучайно ортодоксальная церковь на Руси стала называться православной. Лишь в 16 веке окрестили церковь старославянским именем. Нетрудно догадаться о смысле слова православие. У древних славян было принято так относиться к миру: славить правду и жить по правде. О христианской религии этого не скажешь.
      
      Сверкающие позолотой православные церкви поражают воображение прихожан. Да и сами священнослужители в помпезных одеяниях выглядят под стать своим величавым обителям. Весь этот блеск церкви, моление иконам и мощам были суррогатными заменителями поклонению славян Матушке-Природе. Как заметил Протоиерей Александр Мень: "Пышность византийского православия, усвоенная Русью, способствовала выдвижению на первый план, скорее, обрядов, чем содержательной стороны христианства". На этой почве возникали разногласия в среде священников, что сказывалось и на простых людях. Введение новых церковных реформ в 1650 году патриархом Никоном и последовавшее за этим старообрядчество является ярким тому примером.
      В течение шести веков правители и духовенство ломали народ, вдалбливая ему в голову новую религию и обряды, а на седьмом патриарх Никон решил научить верующих молиться по другому, греческому образцу. Запрещалось "творить поклоны" стоя на коленях, допускалось до пояса; крестное знамение разрешалось только троеперстное, петь "аллилуйя" не два, а три раза; во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него; иначе надо писать имя Христа - "Иисус" вместо традиционного "Исус". Никон решил заняться исправлением икон. Он требовал выкалывать глаза изображённым слишком реалистично святым и переписывать лики.
      Ничем не обоснованные нововведения в Церкви были нужны патриарху, чтобы укрепить и продемонстрировать свою власть. Никон потребовал от царя Алексея Михайловича и бояр поклясться: "нас слушаться во всем как начальника, и пастыря, и отца краснейшего".
      Не все верующие слепо следовали за Никоном. Некоторые из них упорно соблюдали прежние церковные обряды, за что получили прозвище старообрядцев или раскольников, впоследствии на них обрушились преследования и наказания. Тысячи были казнены, десятки тысяч после жестоких пыток отправлены в ссылки. В 1681 году собор во главе с патриархом Иоакимом постановил сжигать еретиков. Накануне пасхи в 1685 году было сожжено 90 человек. Чтобы разгрузить свою тюрьму, Синод в январе 1732 году велел 173 заключенных отправить по монастырям для содержания "в цепях и железах и в трудах монастырских неисходно". За такими крутыми мерами по отношению к раскольникам, последовали их массовые самосожжения, принявшие большие размеры в 17-18 веках. Художник Г. Г. Мясоедов мастерски изобразил подобное событие в своей замечательной картине "Самосожигатели". Сводный старообрядческий "синодик" (поминальник) показывает, что только за 1667-1700 годы этой мучительной казни предали себя 8834 человека. Старообрядческие проповедники вдохновляли собратьев на это жуткое действо, обещая им блаженство в загробной жизни.
      После таких событий русским людям было не до веселья. Да ещё подоспел новый указ молодого царя Алексея Михайловича с подачи церковников в 40-х годах 17 века против скоморохов. "В одной Москве десятки возов набивали музыкальными инструментами, отнятыми и в боярских, и в дворянских, и в домах посадских людей. И жгли, жгли, жгли" (Дмитрий Жуков об Аввакуме Петрове в книге "Русские писатели XVII века", стр. 39).
      Много претерпел русский народ от своих крещёных правителей. Чего стоит опричнина - изобретение Ивана Грозного. Рыцари в чёрных одеждах с опознавательными знаками: мёртвыми собачьими головами и метлами, якобы для выгрызания и выметания измены, были страшным оружием против неугодных подданных. Иван Грозный и сам охотно принимал участие в деятельности опричников, являясь их духовным наставником. Перед каждым судилищем царь со своими сподручными в течение нескольких часов молился, звонил в церковные колокола, а потом пытал и издевался над подозреваемыми или осуждёнными за измену. "Все, что ему приходило в голову, одного убить, другого сжечь, приказывает он в церкви", - рассказывали о царе Иване шокирующие подробности Ливонские дворяне Иоганн Таубе и Элерт Крузе, служившие в опричнине. Весёлыми пирами завершались бурные вакханалии. Между пиром и церковной службой царь ходил в застенок. "И есть свидетельство, - сообщают те же авторы, - что никогда не выглядит он более весёлым и не беседует более весело, чем тогда, когда он присутствует при мучениях и пытках до восьми часов".
      Особенно жестоко расправились опричники с жителями Новгорода, обвинив их в измене. Во всех летописях отмечено это страшное событие, происшедшее в 1570 году. "Тот... день благодарен, коего дни ввергнут в воду пятьсот или шестьсот человек", - сообщает летописец. В другие дни погибали в день до полутора тысяч человек. Больше месяца происходила расправа с населением.
      Митрополит Афанасий не вмешивался в дела государя и, прослужив два года, удалился на покой. Единственный человек, посмевший царю перечить в неправедном деле, был митрополит Филипп, который скоро был лишён сана и жизни.
      Такое управление не могло не сказаться на экономическом развитии страны. Псковский летописец написал о том лихом времени: "Царь учиниша опричнину... И от того бысть запустение велие Руской земли".
      
      На протяжении своего существования православная церковь поддерживала и защищала не только интересы правителей, но и свои собственные. Представители духовенства и сами были крупными владельцами земель и крестьян. Любые критические замечания в свой адрес они воспринимали с негодованием и относили их в разряд ересей. Судебная деятельность православных священников напоминала инквизиторскую деятельность Католической церкви. Была разработана система соответствующих органов: патриаршего суда и церковных соборов, находившихся в распоряжении епархиальных архиереев. Дела особой важности расследовал Синод. Как отмечает летопись, ещё при князе Владимире епископы благословляли князей на применение казни. "Ты поставлен от бога на казнь злым, а добрым на помилование", - учили Отцы Церкви.
      Архиерей Лука Жидята, проживавший в XI веке в Новгороде, отличался особой жестокостью. "Сей мучитель, - повествует летописец, - резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям". Не щадил Лука и принадлежавших ему крестьян: "Холопу Дудику по его приказанию отрезали нос и обе руки", - продолжает летописец.
      Иосиф Санин, игумен Волоколамского монастыря, прославился неутомимой борьбой с антицерковным движением. Он советовал: "грешника или еретика руками убить или молитвой едино есть", а казнить еретика - "руку освятить". Церковь отметила усердие Иосифа, и в 1591 году он был объявлен общерусским "святым".
      Московский митрополит Даниил теоретически доказывал необходимость расправы с еретиками. В качестве аргументов он приводил высказывания Иоанна Златоуста, оправдывавшего казнь "по воле божьего человеколюбия", а также епископа Емесского Евсевия, учившего, что "убийство бога ради несть убийство". Даниил был первопроходцем в разработке теории "богонаученного коварства", основанной на посеве вражды и раздоров среди противников церкви.
      Максим Грек посмел покритиковать феодально-крепостнический быт церковных вотчин, и тут же был осуждён Церковным собором как "хульник и Священного писания тлитель" и был сослан в оковах в Тверской Отрочь монастырь, где его заточили в каменный мешок.
      Всех этих расправ с инакомыслием духовенству было недостаточно. По просьбе церковных иерархов на стоглавом соборе в 1551 году Иваном Грозным был издан указ "о великой царской опале на еретиков по градским законам, а от святителей духовным запрещением". Репрессии усилились. На церковном соборе в 1554 году был осуждён Матвей Башкин, как "безбожный еретик и отступник православной веры. Матвей был противником холопства, и считал его несовместимым с христианством. Судьи так не считали, и по приговору собора Башкина посадили в деревянную клетку и сожгли. По указу 1684 г. смертной казни через сожжение предавались еретики, которые "отшатнулись от церкви и чинят соблазн и мятеж", а также "перекрещенцы".
      "Хулители веры, - заявлял Петр I, - наносят стыд государству и не должны быть терпимы, поелику подрывают основание законов". В "Воинских артикулах" было записано, что смертью наказывались также и те, кто не доносил на еретиков, ибо они считались "причастниками богохуления".
      Митрополит Стефан Яворский, ближайший помощник Петра, составил сочинение "Камень веры", в котором он требовал уничтожения еретиков. "Иного на еретиков врачевания нет паче смерти", - утверждал священник.
      Петербургский митрополит Гавриил по поручению Синода в 1767 году разработал методы борьбы с еретиками. Фантазия Митрополита разыгралась не на шутку. Он предлагал одевать преступника в позорную одежду и выставить на всеобщее обозрение. Затем нанести наказуемому тридцать ударов, выжечь калёным железом клеймо и сослать в каторгу, где использовать на работах "вместо скотов", - как подчёркивал Гавриил.
      После утверждения на Руси христианства сразу начались ведовские процессы. Священники доказывали, что болезни посылаются богом за грехи, и настраивали прихожан не верить ни в медицину, ни в знахарей, а усиленно молиться. Народные травники преследовались. По Петровским Воинским артикулам 1716 года наказание получали "чернокнижники, ружья заговорители, суеверные и богохульные чародеи" за колдовство. За такие преступления обвиняемых нередко ждал костёр.
      Православная Церковь с давних времён применяла монастырское заключение для преступников. Монахи выполняли функции тюремщиков. В Никоновской летописи рассказывается, что ещё в XI веке еретиков держали в погребах архиерейских домов. Особенно страшными для наказуемых были земляные тюрьмы - вырытые в земле ямы, в которые опускались деревянные срубы. Режим содержания в монастырских тюрьмах был намного тяжелее, чем в каторжных. Узников часто заковывали в кандалы, иногда приковывали к стене или громадной деревянной колоде. "Для познания истины" узников пытали. Епископ Георгий Конисский поведал о практиковавшихся в конце 17 века дознаниях и казнях: "Казни сии были - колесовать, четвертовать и на кол сажать, а самая легчайшая - вешать и головы рубить. Вины их изыскивались от признания их самих, к тому надежным средством служило препохвальное тогда таинство - пытки, которой догмат и поныне известен из сей пословицы русской - кнут не ангел, души не вынет, а правду скажет, и которая производилась со всей аккуратностью и по указанию Соборного уложения, сиречь степенями и по порядку, батожьем, кнутом и шиною, то есть разожженным железом, водимым с тихостью или медлительностью по телам человеческим, которые от того кипели, шкварились и вздымались. Прошедший одно испытание поступал во 2-ое, а кто не выйдет живым, тот считался за верное виновным и веден на казнь".
      Популярной пыткой было поднятие подозреваемого на дыбу. Историк М. Снегирев так описал этот изощрённый по жестокости способ получения признаний: "поднятому на дыбу привязывали к ногам тяжелые колодки, на кои ставши, палач подпрыгивал и тем самым увеличивал мучение: кости, выходя из суставов своих, хрустели, ломались, иногда кожа лопалась, жилы вытягивались, рвались и тем причинялись несносные мучения. В таком положении били кнутом по обнаженной спине так, что кожа лоскутьями летела".
      Из монастырской тюрьмы трудно было освободиться. Обычно узники получали отрицательную характеристику в такой интерпретации: "не может быть освобождён без явной опасности для общественного порядка", "заключение полезно, доколе не придёт в чувство христианского самосознания в преступлениях". М. Гернет. Указ. соч., т. 2, стр. 475. Чаще всего бренная жизнь узников заканчивалась в застенках монастырского заключения.
      Православная Церковь решила окрестить все проживавшие на Руси народы, независимо от принадлежности к той или иной национальности или вероисповеданию. Сибирский митрополит Филофей Лещинский усердно насаждал христианство среди остяков и вогулов огнем и мечом, при этом сжигал языческие капища, разрушал нехристианские кладбища.
      В 1738 году при Свияжском Богородицком монастыре была организована Новокрещенская контора для "умножения христианского закона" среди мусульманского населения Поволжья. Особенно отличился возглавлявший контору епископ Дмитрий Сеченов. Он принуждал башкир и татар креститься, отправляя в купель связанными, держал многих в тюрьме в кандалах и колодках. За успешную деятельность этот священник получил тысячу душ крепостных, денежное вознаграждение и стал членом Синода. Такими же жестокими "просветителями" были Стефан Пермский, Трифон Вятский, Гурий Казанский, Софроний Иркутский. Всех этих миссионеров церковь причислила к лику святых.
      Что могло быть с моральным состоянием граждан страны после такого жесткого управления ими? Духовенство, призывая народ к смирению и состраданию, сами демонстрировали примеры нетерпимости. Как говорил Тарас Шевченко: "Зла принес Христос немало. А переиначил людей божьих?"
      Выжившие после репрессий господа сами были напуганы, а впоследствии превратились в тиранов по отношению к своим подопечным. Крепостничество, о котором в дохристианские времена на Руси даже не было слышно, расцвело махровым цветом. Простые люди, получившие название от церковников "рабы божьи" или "крестьяне", были закреплены не только за клочком земли, но и подушно принадлежали помещикам. Похоже на то, что не татаро-монголы превращали русских людей в рабов. Во времена монгольского ига захватчики не лезли во внутреннюю жизнь страны, довольствуясь полученной данью. Но жажда свободы жила в сердцах русского народа, и он освободил себя и свою страну от тяжкого бремени. Возможно, это произошло бы и раньше, если бы священники не призывали народ к смирению перед врагом. Не за спасибо татаро-монголы освободили от дани христианское духовенство и выдавали им охранные ярлыки. Легендарный Сергий Радонежский отговаривал Дмитрия Донского от борьбы с врагом: "Почти дарами и воздай честь нечестивому Мамаю, да, видев твое смирение, господь бог вознесет тебя, а его неукротимую ярость и гордость низложит". Об этих фактах сообщает историк Дмитрий Иловайский в своей работе "Куликовская победа Д. И. Донского", (М., 1880).
      
      Не все монахи занимались страшной инквизиторской деятельностью. Некоторые из них приходили в обитель от суеты мирской. Но легко не грешить, находясь в одиночестве в пещере или келье. Сложнее жить среди людей и оставаться порядочным человеком. Александр Мень не приветствовал самоустранение от мира. Рассуждения Протоиерея заслуживают уважения: "И хотя чувства и стремления этих подвижников можно понять, вряд ли подобное самоумерщвление плоти есть путь к Божественной гармонии в человеке - гармонии, предполагающей единство души и тела".
      
      Первого мая 1846 года в России был принят первый полноценный уголовный кодекс "Уложение о наказаниях".
      Ряд статей этого документа было посвящено защите православия довольно неординарными способами.
      Вот некоторые из них:
      Глава первая. О богохулении и порицании веры.
      Статья 183: Учинивший богохуление не в публичном месте, но при свидетелях, с целью поколебать их веру или ввести в соблазн: ссылка в дальнюю Сибирь. Простолюдинам, в довесок, 20-30 плетей.
      Статья 185: Недонесение на богохульника предусматривает от полугода до года тюрьмы или арест от трех недель до трех месяцев, в зависимости от обстоятельств.
      Статья 187: Производство и распространение богохульной литературы (поношение святых, порицание веры или православной церкви). Лишение всех прав и ссылка в дальнюю Сибирь. Простолюдинам 20-30 плетей в довесок.
      Статья 191: Отступившего из любой христианской конфессии в любую не-христианскую веру: отсылка к "духовному начальству" прежнего исповедания, с лишением всех прав до возвращения в веру. Все их имущество на это время "берется в опеку".
      Статья 192: Иудеи и Мусульмане вступившие в брак с христианами, не имеют права воспитывать детей в своей вере, совращать домочадцев в свою веру и препятствовать оправлению их религиозных надобностей. За не соблюдение: брак расторгается, виновный лишается всех прав и высылается в дальнюю или ближнюю Сибирь, по обстоятельствам.
      http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01 ... 889696.pdf
      
      История показала негативное отношение Христианской Церкви к просвещению. То же самое можно сказать о Православии. В течение 800 лет после насаждения христианства на Руси не было своих учёных и врачей.
      Стоглавый собор в 1551 году запретил заниматься некоторыми видами наук, в том числе астрономией. В 1568 году по требованию церковников была разгромлена первая русская типография, а первопечатник Иван Фёдоров вынужден был покинуть Москву с такими словами в Львовском "Апостоле": "По причине великих преследований... но не от самого государя, а от многих начальников и духовных властей и учителей, которые по зависти возводили на нас многие обвинения в ереси, желая добро обратить во зло и дело Божие вконец погубить, как это обычно для злонравных, невежественных и неразвитых людей, которые ни в грамматических тонкостях навыка не имеют и духовным разумом не наделены, но без основания и напрасно распространили злое слово...".
      Церковные соборы 16-17 веков рассматривали и утверждали список запрещенных книг. В 1743 г. был запрещён астрономический календарь, изданный Академией наук. Духовных цензоров возмутили сведения о планетах. Высшее духовенство было категорически против издания Академией наук русских летописей.
      С целью усиления цензуры явилось учреждение типографии при святейшем Синоде, якобы для "перевода и печатания как по церковному учению сочинителей.., так и нынешнему просвещению разума полезных книг". ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 1, д. 455 (1763), л.
      Передовые учёные находились под жёстким контролем Церкви. Научная судьба М. В. Ломоносова тому пример. Великий русский учёный искренне верил в Бога. Неслучайно им были написаны следующие строки:
      "О, вы, которые всё....
      Обвыкли случаю приписывать слепому,
      Уверьтесь....
      Что промысел Всевышнего господствует во всем".
      
      В идею "предустановленной гармонии" с Природой верил Ломоносов. "Напрасно думают, - писал учёный, - что все, как видим, сначала творцом создано. Таковые рассуждения весьма вредны приращению наук. Легко быть философом, выучив три слова: бог так сотворил, - и сие дая в ответ вместо всех причин". М. В. Ломоносов. Избранные философские произведения. М, 1950, стр. 397.
      Вот так он описал обряд крещения, на котором ему пришлось побывать в 1883 году. "Большой каменный зал родительского дома, где должно было произойти крещение, не отапливался сутки, воду взяли прямо из колодца... ребенок кричал как резаный, изо всех сил, прерываясь только в короткие промежутки, когда переводил дух после полного погружения... он впал в бессознательное состояние, развились судороги и лихорадка..."
      Ломоносов требовал чёткого разграничения науки и богословия. По инициативе Михаила Ломоносова в 1740 году была издана книга Фонтенеля "Разговор о множестве миров". Священный синод признал книгу "противной вере и нравственности", книгу изъяли и уничтожили. В 1757 году Ломоносов был обвинён Синодом в написании антиклерикальных произведений по ст.ст. 18 и 149 Воинского Артикула Петра I, предусматривавшим смертную казнь. Архимандрит Д. Сеченов написал пасквиль на Ломоносова, в котором требовал сожжения ученого именно за распространение материалистического понимания мироздания. Учёного не тронули, но многие его произведения и работы не увидели свет при его жизни.
      Не угодил духовенству профессор математики Московского университета Д. С. Аничков (1733-1788). Прогрессивный ученый отвергал божественное происхождение религии. Диссертацию Аничкова "Рассуждение из натурального богословия о начале и происхождении богопочитания у разных, особенно невежественных народов" сожгли на Лобном месте в Москве.
      В список запрещенных по религиозным мотивам книг в 1840-х годах были внесены сочинения Г. Р. Державина, А. Д. Кантемира, А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, М. Шенье, В. Гюго, О. Бальзака и многих других.
      При издании полного собрания сочинений Н. В. Гоголя в 1853 году по требованию духовных властей из его произведений исключили тексты, которые якобы были оскорбительными для церкви.
      Ректор Троицкой духовной семинарии Савва, узнав, что у семинаристов есть печатные и рукописные сочинения Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Белинского и других, ночью сделал обыск. Все отобранные книги он распорядился предать "торжественному сожжению" в присутствии преподавателей и учащихся. Митрополит Филарет одобрил действия Саввы и
       впоследствии назначил его своим помощником.
      При издании собрания сочинений Н. С. Лескова в 1889 году духовная цензура "растерзала" шестой том, в котором находились произведения из жизни духовенства. Тираж книги был уничтожен. Эту расправу Н. С. Лесков назвал "подлым самочинством и самовластием со стороны всякого прохвоста".
      Знаменитый исследователь народного творчества А. Н. Афанасьев в 1860 году издал сборник народных сказок. Обер-прокурор Святейшего Синода граф Александр Петрович Толстой направил письмо министру Народного просвещения: "По поводу изданной книги господина Афанасьева под заглавием: "Русские народные легенды" высокопросвещенный митрополит Филарет обратился ко мне с письмом, в котором изъяснил, что... к имени Христа Спасителя и святых в сей книге прибавлены сказки, оскорбляющие благочестивые чувства, нравственность и приличие, и что необходимо отыскать средство к охранению религии и нравственности от печатного кощунства и поругания". Главное управление цензуры запретило перепечатывание книги Афанасьева, отпечатанные 5000 экземпляров были уничтожены.
      Л.Н. Толстой находился под личным надзором обер-прокурора Синода Победоносцева. В 1901 году Синод запретил роман "Воскресение" за "неуважительные отзывы о православной церкви и христианстве".
      Многие произведения писателя Льва Николаевича Толстого не были опубликованы, как противные учению и духу христианства. Священник Иоанн Кронштадтский назвал Толстого предтечею антихриста и даже самим антихристом, а его борьбу с Церковью - делом дьявольским.
      В 1901 году Л. Н. Толстого отлучили от Православной церкви. Обвинение Синода гласило: "В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа - Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию".
      На постановление Синода Л. Н. Толстой ответил: "Постановление Синода вообще имеет много недостатков: оно незаконно или умышленно-двусмысленно, оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того, содержит в себе клевету и подстрекательство к дурным чувствам и поступкам. <...> То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. Прежде чем отречься от Церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте Церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение Церкви: теоретически - я перечитал все, что мог, об учении Церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же - строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям Церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же - собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения".
      Нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что церковь отлучением Толстого просто констатировала то, что реально уже произошло.
      
      Произведения прогрессивных иностранных писателей, разоблачавших сущность религии и деятельность ее служителей, были ненавистны духовенству. Книги выдающегося немецкого писателя Генриха Гейне "Книга песен", "Боги в изгнании" были признаны богохульными и по настоянию духовной цензуры уничтожены. Во многих произведениях Флобера, Анатоля Франса, Эмиля Золя, Анри Барбюса духовенство обнаружило "кощунственные и богохульные" мысли. Такие произведения также попали в разряд запрещённых. Безжалостно расправились духовные цензоры с работами Вольтера "Философия истории", "Сатирические и философские диалоги"
      По настоянию духовных цензоров в 1866 году была запрещена книга "Рефлексы головного мозга" И. М. Сеченова. Учёный был наказан "за изложение самых крайних материалистических взглядов", ему запретили читать лекции.
      Непримиримую враждебность Церкви к просвещению показал харьковский епископ Амвросий в 1901 году. Он высказал мысль о том, что развитие науки приводит к росту неверия. Прогрессивных ученых он называл "опаснейшими врагами церкви". "Вера и разум", 1901, ? 12.
      Представители высшего церковного духовенства негативно относились к техническому прогрессу.
      Архиепископ Казанский и Свияжский, ректор Киевской Духовной Академии Антоний (Амфитеатров) называл "дьявольскими" и "богопротивными" железные дороги, газовое освещение и телеграф. Епископ Леонид (Краснопевков) заявил, что "Железные дороги прямо действуют на мозг. Дороги и телеграфы заставляют голову слишком быстро работать".
      Архимандрит Феофан (Говоров), ректор Петербургской Духовной Академии писал об открытой "враждебности" технического прогресса христианской истине. На Поместном Соборе РПЦ в 1988 году Феофан причислен к лику святых.
      
      Для усиления религиозного воспитания народа во второй половине 18 века были организованы церковно-приходские школы. Церковные предметы были главными и в гимназиях. Писатель А.Серафимович с тоской вспоминал свои ученические годы: "Нас душили в гимназиях латинским, греческим, законом божьим, давили всем, лишь бы задушить живую душу". Ш. Ганелин. Очерки по истории средней школы. М, 1954 стр. 45.
      Учителя и ученики должны были принимать участие в церковных службах, исповедоваться.
      "Делают все так, чтобы куда человек ни обернулся, перед его глазами был бы или палач земной, или палач небесный, - один с веревкой, готовый все кончить, другой с огнем, готовый сжечь всю вечность", - писал А. И. Герцен.
      Научные изыскания по чьей-то воле не остановишь, да и время корректирует взгляды Церкви на просвещение. Теперь церковники ищут точки соприкосновения между наукой и религией. "Здравые научные познания вполне уживаются с религией", - рассуждают современные Отцы Церкви.
      
      Нелегко пришлось Православию во времена пролетарской революции и построения социализма. Не жаловал священников вождь пролетариата, закоренелый атеист товарищ Ленин, и боролся с ними, как с врагами революции. При этом Ильич любил повторять, что "религия - опиум для народа". Православное духовенство на собственном примере испытало, что значит быть преследуемым и уничтожаемым.
      Менялись вожди, менялось отношение власти к Церкви. Нашлось применение и служителям Церкви в качестве осведомителей. Возможно, не все они удосужились такого внимания со стороны советской власти. "Контакты с КГБ бывали во имя пользы церковной, а бывали - во имя личной", - высказал своё мнение Митрополит Виленский и Литовский Хризостом. На соборе 1992 года этот представитель высшего духовенства предложил создать комиссию по изучению контактов духовенства и прежде всего высших иерархов с госбезопасностью. "Я хотел, чтобы комиссия выявила тех, кто предавал, клеветал, доносил на прихожан: такие духовники действительно заслуживали наказания - изгнания из наших рядов. Сам я контактировал с КГБ, но стукачом не был. А контактировать я был вынужден: такова была система. И я уверен, что подавляющее большинство архиереев вынуждены были вступать в контакты с органами. В самих же контактах с КГБ я ничего предосудительного не вижу: это был орган государства, а мы - его граждане", - сообщил Митрополит Виленский в интервью газете "Совершенно секретно".
      О тесном сотрудничестве священнослужителей с органами КГБ рассказал писатель Константин Преображенский, бывший подполковник КГБ, ныне живущий в США, в передаче "Говорите с Америкой": "Путин полностью воссоздал КГБ. Как вы знаете, сейчас ФСБ находится у власти в России. Как можно говорить о сотрудничестве КГБ с церковью в прошлом, когда и сейчас в церкви все руководящие посты занимают агенты КГБ? Куда ни глянешь, везде увидишь агента. И патриарх, и все его заместители - все агенты КГБ. Что касается епископов, то все советские епископы назначены государством. Точнее говоря, КГБ. Сейчас - "симфония" в отношениях церкви и государства: патриарх и церковь поддерживают все, даже самые отвратительные, самые незаконные действия нынешней российской власти. Поэтому их уже не нужно вербовать: они и так выполнят любой приказ без всякой вербовки".
      После развала Советского Союза партия власти сблизилась с высшим духовенством Православной Церкви. Ни один большой церковный праздник не проходит без демонстрации этого явления. И стоят политики в смиренной позе со свечками в руках перед алтарём церковного храма. "Это очень опасное явление. Большинство верующих, видя представителей власти в храме со свечой в руке, не верят в их искренность. Наше общество безрелигиозно - не надо путать это с атеистичностью, - у нас люди ни во что не верят. Власти лишь демонстрируют свою лояльность церкви, а по сути дела, церковь находится в сложной ситуации. То, что сегодня в России церковь обласкана первыми лицами государства, ничего, кроме тревоги, у меня не вызывает", - высказывается Митрополит Виленский.
      Как может быть иначе? Православная Церковь одобрила новую власть демократов. Представителей духовенства не смутил расстрел Белого дома. После этого варварского события в Елоховском соборе проходило торжественное богослужение. Со свечечками перед алтарем в ряд стояли те же расстрельщики-победители. Патриарх Алексий подошёл к шеренге расстрельщиков, благословил и приобнял Ельцина.
      Деятельность Православной Церкви становится всё заметнее в жизни общества. Газета "Дуэль" недавно привела статистические данные: в России 692 тысячи церковных служащих. Каждый год знаменуется реставрацией и строительством церковных храмов, расширением церковных землевладений. Доходы РПЦ растут не только за счёт прихожан, которым надо освятить новую иномарку или коттедж, или выполнить другие церковные платные услуги. Митрополит Кирилл в интервью "Литературной газете" разоткровенничался: "...а как, собственно, выживать Церкви в нынешней реформируемой России? Вариантов ведь только два: либо в своей хозяйственной деятельности Церковь должна стать полноправным субъектом рыночной экономики, либо ей надлежит удалиться в экономическую резервацию и обречь себя там на тихое угасание".
      И как показало время, "тихого угасания" Православной Церкви не произошло.
      Гостиница "Даниловская" при Даниловом монастыре была первым коммерческим вкладом. Сейчас в гостинице на 120 стандартных и полулюксовых номеров есть ресторан, бар, 2 сауны, бассейн, спутниковая связь, обмен валют и бизнес-центр. Цены - от 3700 до 6800 рублей в сутки с человека.
      При РПЦ было создано специальное бизнес-подразделение - ЦИП РПЦ. На международном инвестиционном форуме в Берлине новое подразделение поделилось своими богоугодными проектами. Это и строительство бизнес-центра на углу Пятницкой и Климентовского переулка, элитных жилых комплексов в Лазоревом проезде и на Остоженке (всё - центр Москвы), возведение целого микрорайона "Тверь-Сити" с гостиницами, жилыми домами, магазинами, супермаркетами, застройка центра Владимира...
      "Мы ожидаем не менее 40% прибыли, а гарантией инвестиций служит авторитет патриарха", - сказала директор ЦИП Елена Шульгина.
      Политолог Анатолий Баранов высказал мысль о том, что РПЦ превратилась в "смесь отдела администрации президента по работе с верующими, феодального московского патриархата и корпорации новых олигархов в рясах".
      В оправдание коммерческой деятельности Церкви глава аппарата ЦИП Дмитрий Шамин, заметил, что РПЦ просто возвращает себе то, что у нее было до 1917 года.
      В 1997 году газета "Московский Комсомолец" опубликовала статью "Табачный митрополит" об успешной деятельности митрополита Кирилла в сфере торговле сигаретами. В следующей статье Сергея Бычкова "Митрополит из табакерки" можно ознакомиться с подробностями этого нашумевшего дела. Корреспондент сообщает: "На тех же таможенных документах четко обозначено: "Производитель: RJR Tobacco (США). Продавец: ОВЦС Московской патриархии". Более того, указан даже адрес склада: г. Москва, Даниловский вал, 22, Данилов монастырь. Так что, благодаря заботам владыки Кирилла, теперь и Данилов монастырь войдет в историю как табачный...
      Как сообщил The Moscow Post источник из Генеральной Прокуратуры, что правоохранительные органы уже давно выражают обеспокоенность непрерывно поступающей к ним информации о том, что на заводах при церкви, которые производят знаменитый "Кагор" для богослужений, производится не только "Кагор", но и масса другой спиртной продукции, которая идет отнюдь не в церковные лавки, а на прилавки магазинов. В итоге, получается весьма странная картина, заключающаяся в том, что "бизнесмены в рясах" являются крупными теневыми игроками на отечественном алкогольном рынке...
      17 декабря 1993 года был заключен договор о совместной деятельности ОВЦС с АОЗТ "АРТГЕММА". Цель вновь созданного предприятия - обработка и продажа алмазов. Только в 1995 году АОЗТ "АРТГЕММА" получила от Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням ювелирных алмазов массой 2652,12 карата! Это вдвойне странно, потому что, согласно Уставу ОВЦС, он должен прежде всего заниматься дипломатическими проблемами. Хозяйственной деятельностью до 1997 года в Русской церкви занималось Хозяйственное управление..."
      Логическим завершением предприимчивых шагов Церкви была организация 30 июня 1993 года Акционерного коммерческого банка содействия благотворительности и духовному развитию Отечества "Пересвет".
      "В банк поступали огромные суммы, вырученные за продажу воды "Святой источник", которую выпускает Костромская епархия на коммерческой основе. Учредителем банка "Пересвет" стало также акционерное общество открытого типа "Надежда и спасение" (председатель Николай Маслов), обещавшее опекать одиноких стариков, которые завещали свои квартиры АООТ "Надежда и спасение". К концу 1997 года доплаты старикам, чтобы они могли оплачивать коммунальные услуги, были прекращены. Ни один из 140 с лишним епархиальных архиереев не подтвердил, что ОВЦС направлял какие-либо средства на восстановление разрушенных храмов и монастырей. Благотворительностью ОВЦС также не занимается", - сообщил корреспондент газеты Сергей Бычков в ходе собственного расследования. РПЦ высоко оценила деятельность митрополита Кирилла. 27 января 2009 года он был избран Патриархом Московским и всея Руси.
      РПЦ освобождена от уплаты налогов, её не контролируют антимонопольные государственные органы.
      Священнослужители освящают не только частные иномарки, но и новые здания, корабли, самолёты и военную технику. В Байконуре на полигоне сегодня возвышается православный храм. Привычным делом стало освящение ракет и их экипажей перед полётом. Космонавты независимо от их мировоззрения и религиозной направленности вынуждены целовать крест и позволять окроплять себя "святой водой".
      
      Активность РПЦ растёт с каждым днём. Христианские священнослужители проводят широкую агитацию для привлечения новых верующих. С этой целью Православной церковью выдвинут лозунг о "свободе совести". Эта "свобода" подразумевает выбор только одной религии - Православия. Не остаётся без пристального внимания РПЦ подрастающее поколение. Для формирования у детей христианского мировоззрения церковники пытаются внедрить в школах новый предмет ОПК, что означает "Основы православной культуры". Начало этому положил Патриарх Алексей II.
      
      В июле 2007 года десять российских академиков обратились с письмом к президенту Путину, в котором они высказали опасения по поводу проникновения РПЦ в институты государства и государственного образования. В письме было указано:
      "В циркуляре Алексия II N 5925 от 9 декабря 1999 г, обращённом ко "всем епархиальным преосвященным", отмечается, что "мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования". В заключительной части этого документа сказано: "Если встретятся трудности с преподаванием "Основ православного вероучения", назвать курс "Основы православной культуры", это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе".
      Несмотря на протесты учёных, и статьи 14 Конституции РФ, которая гласит, что Россия является светским государством, предмет "Основы православной культуры" уже преподаётся в некоторых регионах страны, причём, за счёт средств госбюджета.
      В ответ на письмо десяти академиков, Русская православная церковь объявила, что "Русская православная церковь и в прошлом признавала и ценила науку, и в настоящем признает и ценит её".
      
      Редкие телевизионные шоу проходят без участников в чёрных рясах.
      Как-то по телевидению демонстрировалась передача "Гордонкихот", в виде словесной "дуэли" между писателем-сатириком Михаилом Задорновым и телеведущим Гордоном на тему славянства. Бедному сатирику пришлось встать на колени и просить помолчать хоть несколько минут присутствующего и разбушевавшегося на шоу дьякона Кураева. Не понравилась священнику точка зрения Задорнова о существовании славянства с древних времён, а не как принято в свете современной истории и православной религии с нашей эры.
      
      Профессор Фурман, благодаря социологическим опросам среди населения России в период с 1991 по 2002 годы, выявил
       истинное отношение простых людей к Церкви: "Мы действительно наблюдаем в обществе православный консенсус. Но эта победа церкви столь же поверхностная и формальная, как недавнее мнимое торжество коммунистического мировоззрения в стране развитого социализма". И подтверждает этот вывод следующая статистика: "симпатию к институту церкви обнаруживают свыше 90 процентов опрошенных, православными себя считают свыше 80 процентов русских, а хотя бы раз в месяц посещают храм... всего 7 процентов. Львиную долю усердных прихожан по-прежнему составляют люди пожилые, с низким образовательным уровнем, незавидным имущественным и социальным статусом". Только по случаю религиозных празднеств, когда надо освятить кулич, принести "святой воды" или попросить Бога о чём-то насущном, в церквях становится многолюдно.
      
      "Никогда ещё Церковь не жила так сытно, богато и покойно, как сейчас. Никогда ещё так ловко, без труда, не вытаскивали рыбку из пруда наряженные в рясы бывшие секретари и комсорги и не росли так лихо личные подворья и частные монастыри, семейные церковки и фамильные часовни. Никогда ещё народ не был так растерян - до глухого, молчаливого, убийственного отчаянья!
      Но отчаявшийся всё равно ищет во тьме свет, обречённый, стоящий на краю бездны, ещё пристальнее, ещё внимательнее всматривается в небо. И тогда один видит ковш, а другой вместо ковша - Медведицу, один - коромысло с вёдрами, а другой - Весы, один бутон розы, другой - Скорпиона", - подметила Елена Родченкова. /"День Литературы", N 11 2008 г./
      В статье "Крах II Интернационала" вождь пролетариата Владимир Ленин подметил, что если "палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных", то "поп должен утешать угнетенных... отваживать их от революционных действий... разрушать их революционную решимость". Подобное явление наблюдается в нашем современном обществе.
      Церковь и власть всегда были заодно, потому что цели и задачи у них одинаковые - управлять народом так, чтобы они чувствовали себя рабами, а самим получать огромные прибыли. В самой христианской церкви никогда не было единства, и сейчас нет. Католики, православные, протестанты, баптисты, евангелисты, пятидесятники..., можно продолжать очень долго. Представители всех этих разновидностей христианства считают правыми только себя и нетерпимы не только к другим религиозным течениям, но к своим братьям по христианской вере. Подобное происходит в любой стране и с другими религиями.
  • Комментарии: 1, последний от 22/02/2014.
  • © Copyright Шифнер Любовь
  • Обновлено: 27/07/2013. 46k. Статистика.
  • Статья: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка