Лотош Евгений: другие произведения.

Покоряем пик Виктории, или На влажных берегах Гонконга

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 23/08/2012.
  • © Copyright Лотош Евгений (lotto@mail.ru)
  • Обновлено: 08/06/2011. 61k. Статистика.
  • Путеводитель: Гонконг
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Руководство по выживанию в Гонконге

  • Евгений Лотош

    Покоряем пик Виктории,
    или На влажных берегах Гонконга

    Версия 1.0

    Дата последней модификации 08 июня 2011 г.

    Оглавление

    1. Общие сведения
    2. Виза
    3. Финансовые вопросы
    4. Еда и рестораны
    5. Дополнительные сведения о Гонконге
    6. Транспорт
    7. Южный Kowloon, пролив Виктории и набережная Avenue of Stars
    8. Районы Central и Admiralty
    9. Район Wan Chai
    10. Рынок электротоваров
    11. Ocean Park
    12. Остров Lantau и монастырь Po Lin
    13. Личный дневник

     

    Данный материал, как и прочие мои статьи о заграничных поездках, является руководством по выживанию. Он предназначен в первую очередь для того, чтобы помочь сориентироваться в незнакомой стране одинокому путешественнику-"дикарю". Я не люблю обращаться в турфирмы - в организованной туристической поездке весьма сложно как отклониться от запланированной кем-то другим программы, так и изменить темп галопа, которым гиды гонят вас по туробъектам. Однако самостоятельная поездка ставит перед путешественником ряд нетривиальных задач, решить которые без предварительной подготовки сложно или практически невозможно. Задача обзора - снять большую часть такого рода вопросов и позволить не тратить в поездке драгоценное время впустую.

    Статья практически не содержит сведений за пределами области бытовых деталей, а также краткого списка объектов (включая точное расположение и стоимость билетов), которые стоит посетить в той или иной местности. Все сведения, указанные в статье (цены в частности), либо проверены лично и точны на начало мая 2011 г., либо взяты из сторонних источников и помечены как непроверенные. Цена на входные билеты указаны для взрослых, для детей и стариков они могут быть ниже. Для определения "детей" обычно используется либо ростовой критерий (ниже 110, иногда 120 сантиметров), либо возрастной (обычно младше 11 лет).

    Статья написана по итогам комбинированной поездки по Китаю и Гонконгу. Но поскольку Гонконг фактически является отдельной и мало похожей на материковый Китай страной, заметки по Китаю оформлены отдельной статьей.

    Далее предполагается, что турист, рискнувший воспользоваться данной статьей для организации самостоятельной поездки, знает английский язык на уровне, позволяющем как минимум понимать типовые термины в аэропортах, на вокзалах и в кафе-ресторанах, а также способен связать несколько слов при личном общении и понять ответ хотя бы частично. В Гонконге знания этого языка вполне достаточно для общения с аборигенами.

    Срок моего пребывания в Гонконге составил всего три полных дня (не считая дней прибытия и отлета), так что отчет по достопримечательностям достаточно краток. Хонтони гомэн насай.

     

    1. Общие сведения

     

    Название страны по-русски: Гонконг. Название в транскрипции пиньинь: Hong Kong (Хон Кон). Запись ханцзы: 香港. Чтение на кантонском диалекте китайского (распространен в Гонконге): Хёнкон. Чтение на диалекте путунхуа (официальный диалект в Китае): Сянган.

    Валюта: гонконгский доллар (см. следующий раздел). Система мер и весов: имперская (фунты-футы-мили). Движение: левостороннее, как в Японии и Англии. При переходе улицы не забывайте глядеть сначала вправо, и только потом влево. Впрочем, в отличие от Китая в Гонконге водители дисциплинированы, чего не скажешь о пешеходах, демонстрирующих умеренную наглость вдали от полицейских.

    Гонконг является весьма удобным местом для путешественника, поскольку официальным языком наряду с китайским является также и английский. До 1997 г. Гонконг считался колонией Великобритании, так что все население говорит по-английски с той или иной степенью уверенности. Вопрос лишь в том, поймете ли вы своеобразный местный акцент. Английские меню в ресторанах присутствуют всегда, правда, иногда приходится явно попросить. Кстати, в Гонконге выходят газеты на английском, так что вы можете даже быть в курсе местных событий.

    Электричество: частота и напряжение совпадают с нашими (220 В / 50 Гц), но розетка - с тремя плоскими контактами: два горизонтально на одной линии, третий перпендикулярен им. Внимание! Эта розетка НЕ совместима с китайской трехштырьковой розеткой в виде клеверного листа. Переходники попадаются в магазинах и с большой долей вероятности доступны на рецепции в отеле (ключевое слово - adapter). Стоимость - около 10 HK$ (о масштабе цен - ниже).

    Внимание! Сплошь и рядом за курение в общественных местах штраф в диапазоне 1500-5000 HK$. Также иногда можно видеть таблички, запрещающие есть и пить (обычно в транспорте) - там штраф, как правило, не превышает 1000 HK$, но все равно попадаться не стоит.

    Климат: субтропический, душный (высокая влажность дает ощущение бани). Средние температуры в течение года колеблются в диапазоне +15-25 градусов (от минимальных +10 зимой до +35 летом). Очень часто следствием влажности является низкая облачность, могущая держаться неделями. Несмотря на теплый климат у открытой воды, как всегда, можно столкнуться с сильным ветром, способным моментально вас продуть. При морских поездках рекомендуется иметь под рукой плотную легкую ветровку. Также свободно можно простыть под кондиционером, войдя с улицы в помещение. Также стандартное для южных стран предупреждение: уровень ультрафиолета высок даже при постоянной облачности, и если не хотите быстренько обгореть лысиной и физиономией, носите кепки с длинными козырьками.

    Первый этаж в Гонконге называется Ground floor (в лифтах обозначается буквой G) и практически никогда не является жилым. Первый этаж в Гонконге - фактически наш второй.

     

    2. Виза

     

    Замечательная новость: виза в Гонконг не нужна.

    Если точнее, то с 1997 г. Гонконг является специальным административным районом Китая. Такой статус означает, что Китай берет на себя вопросы "защиты и внешней политики", а все остальное, включая вопросы въезда иностранцев - за местной администрацией. Поэтому с визовой точки зрения территория Гонконга для Китая является заграницей, а перелет из Китая в Гонконг (или обратно) является пересечением международной границы и ведет соответственно к закрытию или открытию китайской визы. Путешествие Китай - Гонконг - Китай требует ДВУКРАТНОЙ китайской визы.

    К гражданам разных стран применяются разные правила. Кому-то виза требуется, кто-то может въезжать безвизово на определенный срок. С учетом потенциальной аудитории данной статьи укажу, что жители России и Украины могут въезжать без виз на срок до 14 дней, прибалтийских республик - на срок до 90 дней, а гражданам всех остальных постсоветских республик требуется виза. Подробнее - по ссылке http://www.chinahighlights.com/hong-kong/visa.htm.

     

    3. Финансовые вопросы

     

    Валюта в Гонконге - гонконгский доллар, состоящий из 100 центов. На местных ценниках он обозначается $ (как правило), HKD и HK$ в случаях, когда можно спутать с другими долларами (например США). Далее по тексту во избежание путаницы гонконгский доллар будет обозначаться как НК$.

    Курс к доллару США - около 7,8 к 1 - неизменен с 1985-го года. В обменных пунктах курс бакса варьируется (покупка/продажа) от 7,7 / 7,8 до 7,0 / 8,0, однако там можно нарваться на приличную комиссию. Но широко распространены банкоматы и часто можно расплатиться картой, так что связываться с обменниками вовсе не обязательно. Кросс-курс к рублю - примерно 1 : 3,7. Для грубого перевода долларовых цен в рублевые можно умножать их на четыре.

    Номиналы банкнот: 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 HK$. Номиналы монет: 1, 2, 5 и 10 долларов, 10, 20 и 50 центов. Учтите, что банкноты выпускаются разными банками и могут заметно отличаться по внешнему виду, в частности рисунком. Кроме того, мне в руки попались три разновидности банкнот-десяток: две - полностью бумажные, и одна - с прозрачной пластиковой вставкой в том месте, где на первых двух водяные знаки. Не пугайтесь, они все настоящие и эквивалентные. Подробно об истории и разновидностях гонконгских денег вы можете узнать на выставке на обзорном этаже башни Two IFC (см. раздел про район Central).

    В Гонконге формально чаевые запрещены, слово tips является неприличным. Однако на практике 5-10% наценки "за сервис" можно встретить достаточно часто. Иногда, в ресторанах например, чаевые опциональны. Вам напишут карандашиком сумму на чеке и стыдливо поинтересуются, не хотите ли вы ее заплатить. Можете не платить, никто не заставит. Хотя с учетом дешевизны пиши в большинстве уличных ресторанов сумма чаевых настолько мизерна (3-4 HK$), что практически не заметна. Кстати, требуют чаевые не во всех ресторанах.

    В других случаях, в гостинице например, чаевые (в виде платы за сервис) могут просто без разговоров включить в счет. По идее, в турагентстве цену должны сразу указать вместе с такими чаевыми, но рекомендую внимательно смотреть счет за гостиницу, который вам выставят в момент поселения, и сравнивать с предварительно озвученной суммой.

    Кстати, в гостинице с вас почти наверняка потребуют залог в размере суточной стоимости проживания - на тот случай, если вы что-то разобьете. Залог зарезервируют у вас на карте, а после окончательного расчета резервирование отменят. Обратите внимание на необходимость наличия банковской карты - забронировать гостиницу без нее нереально, залог будет зарезервирован сразу после бронирования. Мне попадалась информация, что карта обязательно должна быть кредитной (фиг знает почему), но у меня нормально сработала и обычная дебетная.

    Две основных статьи расходов путешественника - транспорт и еда. Обсудим их в соответствующих разделах.

     

    4. Еда и рестораны

     

    Ресторанов и ресторанчиков в Гонконге масса. Хуже всего дела с ними обстоят утром, но я замечал открытые забегаловки даже в семь утра (если потребуется, пошастайте по узеньким переулкам, параллельным основным улицам). Уровень цен - 20-50 HK$ за обед, 2-3 HK$ за чашку вареного риса. Стакан чая или воды обычно дают бесплатно, причем иногда можно даже выбрать - чай или кофе. Правда, однажды меня угораздило влезть в ресторан, где с меня содрали аж 90 местных долларов - ровно в два раза дороже, чем в других местах (но мне так хотелось жрать, что было не до скандалов и поисков других мест).

    Из других цен. Банка/бутылка воды в зависимости от места и объема - 5-15 HK$, причем вода продается буквально во всех магазинах, в том числе не имеющих отношения к еде, а также в автоматах. Вкуснейшие пирожные свежей выпечки в кондитерских - 3-50 HK$ (настоятельно рекомендую попробовать, но учтите, что поздно вечером их уже все разбирают). Конфеты европейского типа, как и в Китае, не обнаружены, но батончиков а-ля "Сникерс" масса (5-10 HK$).

    Из быстропита замечены неизбежные МакДональдс и KFC, причем они открываются рано. Если не сможете найти нормальное питание, можете воспользоваться.

     

    5. Дополнительные сведения о Гонконге

     

    Поговорим о географии.

    Гонконг расположен на самом юге Китая, на побережье Южно-Китайского моря. Он состоит из следующих основных частей:

    - собственно остров Гонконг, представляющий из себя относительно небольшой клочок земли вокруг выступающего из моря пика Виктории (Victoria Peak) и отделенный от материка проливом Виктории (Victoria Harbor);

    - полуостров Коулун (Kowloon) - часть материка по ту сторону пролива Виктории (его северное побережье);

    - Новые Территории (New Territories) - территория между полуостровом Коулун и китайской провинцией Гуандун;

    - две с половиной сотни островов, в том числе остров Лантау (Lantau) к западу от острова Гонконг, превосходящий последний по размерам раза в три.

    Для туриста в первую очередь интересны Гонконг и Коулун, а также, в меньшей степени, Лантау. Гонконг и Коулун - места концентрации небоскребов. На Лантау расположен единственный в окрестностях по-настоящему туристический объект - монастырь Po Lin (см. соответствующий раздел статьи); кроме того, там замечательное место для прогулок и купания, а также расположен местный Диснейленд.

    Также туристу может быть интересен Макао - еще один специальный административный район Китая, расположенный примерно в 60 км к западу. Из Гонконга туда ходят паромы. Виза требуется, но, по непроверенным данным, ее шлепают в паспорт прямо в порту, и стоит она 12,5 USD в местном эквиваленте, юанях или HK$ (100 HK$). Однако у молодых незамужних девушек без спутников практически со стопроцентной вероятностью случится облом как у потенциальных проституток. Подробности: http://www.hong-kong.ru/visa/macao-visa.aspx.

    Сразу хочу предупредить: в Гонконге практически нет исторических туристических аттракционов в том же смысле, что, скажем, в Китае или Японии. Там почти полностью ликвидированы исторические клоповники, да и с монастырями и храмами серьезный напряг. Интерес в Гонконге для туриста представляет прежде всего сам Гонконг во всем своем суперсовременном блеске крупного финансового центра и морского порта. Со специфическими туристическими сувенирами в Гонконге тоже на удивление плохо. Собственно, два места, где мне их удалось заметить - это Peak Tower на пике Виктории и сувенирный городок Ngong Ping (см. раздел про остров Лантау). Однако если вас интересует шопинг общего назначения, то с ним проблем нет - торговых центров масса (впрочем, данная тема выходит за рамки статьи).

    Основная застроенная часть острова Гонконг - его северное побережье, обращенное к материку. Центральная часть острова делится на районы (с запада на восток) Central, Admiralty и Wan Chai.

    Жилые массивы вытянуты вдоль двух основных улиц - транспортных магистралей. Самая широкая - Connaught Road (в районе Central), плавно переходящая в Harcourt Road (Admiralty), а затем в Gloucester Road (Wan Chai). Вторая - Queens Road (Central), переходящая в Queensway (Admiralty), а затем в Hennessy Road (Wan Chai). По второй улице по практически всей ее протяженности ходят трамваи (хотя в окрестностях Central Plaza в Wan Chai они на время уходят на параллельную Johnston Road). Указанные две улицы являются основными ориентирами в городе, и благодаря им заблудиться практически невозможно.

    Карты Гонконга можно найти по ссылке http://www.chinatouristmaps.com/travel/hong-kong.html. Разумеется, сервис Google Maps тоже в помощь (http://maps.google.com).

    Как туристу вам потребуется подобрать себе отель. Я рекомендую искать его либо в районе южного Коулуна, либо на Гонконге в районе Wan Chai. Последний вариант наиболее предпочтительный: это жилой район неподалеку от пристаней паромов с высокой концентрацией как гостиниц, так и магазинов и ресторанов на все вкусы и кошельки. Районы Central и Admiralty по соседству - финансовый центр, там и еды меньше, и вообще не так комфортно. Подбирать гостиницы можно через сайты агентств. Одно из них - китайское туристическое агентство eLong (http://www.elong.net). Его услугами по совокупности поездки в Китай и Гонконг я весьма доволен, так что могу порекомендовать. Но таких агентств масса, Гуглом они обнаруживаются элементарно.

    При ориентации на местности учитывайте, что улицы именуются почти исключительно на перекрестках. Номера домов попадаются довольно часто, но куда как реже, чем хотелось бы. Если вам нужно найти конкретный адрес, сначала проверьте его местонахождение через Гуглокарту.

    Будьте внимательный вечером на улицах в поисках известного рода приключений. Гонконг известен как один из мировых центров проституции. Хотя формально она, как и в Китае, под строгим запретом, но на деле у вас прямо в номере отеля наверняка обнаружится толстенный журнал, половину которого занимает реклама именно проституток (само слово не употребляется, но в остальном все прозрачно). Да и в Интернете найти сайты с координатами левиц по вызову можно элементарно. Однако если вечером на улице вы попробуете сунуться к девочкам в коротких платьишках, стайками сидящим возле дверей баров, крепче держитесь за кошелек. Судя по отзывам, развод лохов на бабки здесь является хорошо развитой индустрией, и вместо ожидаемых пары веселых часов вы рискуете заплатить по сотне гонконгских долларов за бокал пива (причем бокалов будет куда больше одного - и для вас, и для девушки), после чего останетесь коротать ночь в гордом одиночестве. Чисто для истории зафиксирую расценки на девиц по вызову: от 800 HK$ в час.

    В завершение раздела - немного о массаже. Нет, я не стану расписывать его разновидности - тайский, камнями, ногами, full body massage (ага-ага) и т.п. Я только хочу предупредить - чтобы выдержать некоторые процедуры, зачастую нужно иметь очень крепкое здоровье. Так, я решил испытать на себе местную разновидность массажа тела и сунулся в массажный центр, расположенный прямо в здании отеля.

    Из осторожности и жмотности я заказал самую короткую версию - сеанс на 50 минут стоит 188 HK$ (типичная цена). Меня переодели в короткую шелковую пижаму, положили мордой вниз на массажную кушетку, закрыли полотенцами... и следующий час в моей жизни было только одно светлое пятно: радость, что я не польстился на двухчасовую версию. Гонконгский массаж - он вам не европейский, рассчитанный на неженок. Он больше смахивает на изощренную пытку костяшками пальцев, которыми давят в самые чувствительные болевые точки тела. За пятьдесят минут я узнал много нового о расположении нервов в спине и конечностях, и до сих пор горжусь тем, что за весь сеанс не издал ни единого звука. Ну, не больше трех-четырех раз пискнул. Точно не больше десятка. В общем, если решите повторить мой опыт, хорошенько подумайте еще раз.

     

    6. Транспорт

     

    Рассмотрим основные разновидности транспорта.

    1) Самолеты и международный аэропорт Гонконга

    Аэропорт в Гонконге один и расположен на острове Лантау (точнее, на небольшом острове рядом с Лантау). Как и в Пекине, часть терминалов с главным зданием соединяется мини-поездом. По пути от терминалов в главное здание расположены стойки с бесплатными картами всего Гонконга (впрочем, точно такие же вам дадут в гостинице). Что особенно радует: рядом с пунктом обмена валюты, в который вы упираетесь по ходу дела, есть банкомат, в котором можно снять деньги.

    Перед прохождением погранконтроля при въезде в страну следует заполнить иммиграционную форму. Ее выдают в самолете, а также они имеются перед стойками погранцов. Форма отдается погранцу, второй листок (копия) оставляется при себе и должен быть возвращен при выезде из страны.

    Добраться от города до аэропорта и обратно можно: на такси, на автобусе и на поезде-экспрессе. Первыми двумя способами я не пользовался, а с экспрессом состояние дел следующее. Он идет по той же железнодорожной ветке, что и поезда MTR (см. ниже). Стоимость проезда составляет 100 HK$ в одну сторону. Однако там есть и билет вида "туда и обратно", который, в теории, должен стоить меньше. Я не сообразил сходу и взял одинарный билет, хотя служащий у стойки спрашивал, не нужен ли мне двухсторонний. Если решите брать двусторонний, поинтересуйтесь, до какого времени действует обратный билет. Расплатиться можно картой.

    Экспресс идет до станции Central двадцать четыре минуты с двумя промежуточными остановками, которые вряд ли вас заинтересуют. Интервал движения - 12 минут. Вход-выход со станции экспресса - прямо у подножия башни Two IFC (учтите, что рядом станции метро, но с поверхности через них не пройти - нужно будет попадать в платную зону, что совершенно незачем).

    Для улетающих сообщаю, что в "чистой зоне" аэропорта есть питьевые фонтанчики, так что если вам предстоит дальнейший транзит, можете прихватить с собой пустую бутылку и наполнить ее. Впрочем, поллитровая бутылка воды в чистой зоне стоит 10 HK$. Также в ряды кресел у гейтов встроены панели с электророзетками специально для пассажиров, что позволяет подзарядить телефон или ноутбук (не выбрасывайте переходник раньше времени).

    Учтите, что Гонконг, как я уже указывал, довольно туманная местность, и облачность зачастую весьма низкая, на уровне сто-двести метров. При этом взлет-посадка производятся так, что самолеты проходят на проливом Виктории, зажатые между пиком Виктории и горушками Коулуна. В связи с этим полеты при низкой облачности опасны, так что рейс совершенно свободно может быть задержан, пока слегка не развиднеется. При необходимости дальнейшего транзита оставляйте достаточно времени между стыкующимися рейсами, чтобы амортизировать потенциальные задержки.

    2) Метро

    Метро в Гонконге носит название MTR (Mass Transit Rail). Это действительно метро, хотя временами (на Лантау в частности) оно может идти по поверхности. Фирменный значок метро - знак, напоминающий белую букву Ж на красном фоне (точнее, два перечеркнутых вертикальных полукруга выпуклостями друг к другу).

    Билеты продаются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в билетных автоматах. Кассиров на станции нет. Метод покупки билета: переключить автомат на английский язык, выбрать линию и станцию, до которой вы едете, посмотреть цену, внести деньги и забрать билет и сдачу. Для того, чтобы пройти в метро, поместите билет в приемную щель турникета - его выплюнет чуть дальше (москвичам эта система хорошо знакома). Не забудьте его забрать. На станции, где станете выходить, снова суньте в турникет (одноразовый билет не возвращается). Цена зависит от расстояния - от 5 HK$ за пару станций до 21 HK$ за путь от центра до Лантау. Учтите, что билет нужно вставлять в щель определенным образом - на его переднем конце нарисована стрелка. Вставите наоборот - турникет выплюнет его назад и не пустит вас.

    Держите в уме следующую проблему: автоматы не принимают крупные купюры (полтинник обычно - максимальная). В отличие от Китая менять деньги негде, и если вы только что приехали из аэропорта, где снимали деньги в банкомате, мелочи у вас наверняка нет. Выход единственный: в окрестностях турникетов всегда масса небольших магазинчиков, так что можно купить шоколадный батончик за пятерку, разменяв тем самым сотню.

    Еще одна проблема - некоторые автоматы могут не принимать монеты, попросту выбрасывая их назад. Если наткнетесь на такой, просто перейдите к соседнему.

    Учитывайте, что хотя обычно переход с линии на линию бесплатен, иногда он может оказаться и платным. В частности, это справедливо для линий Tsuen Wan (на запад) и Tiu Keng Leng (на восток) в том месте Коулуна, где они некоторое время идут параллельно.

    Линия Tung Chung практически полностью совпадает с линией аэропорт-экспресса, и движутся поезда по одним и тем же рельсам. Стоит проезд по ней из конца в конец 21 HK$. Однако конечная станция Tung Chung находится довольно далеко от аэропорта (на Лантау, а не на островке с аэропортом), и можно ли добраться от нее до аэропорта пешком, чтобы сэкономить почти 80 HK$ - большой вопрос. Скорее всего, нет.

    3) Автобус

    Автобусов в Гонконге масса - как больших двухэтажных, так и небольших микроавтобусиков (public light bus, они же minibuses, они же maxicabs). Двухэтажные автобусы и зеленые микроавтобусы ходят по регулярным маршрутам, останавливаются на выделенных остановках и имеют фиксированную плату за проезд. Красные микроавтобусы ходят и останавливаются как попало и фактически представляют собой групповые такси. Плата за проезд везде, кроме красных автобусов, фиксированная для каждого маршрута. Она написана у передней двери возле водителя. При посадке нужно кинуть в ящик под табличкой точную обозначенную сумму (водитель сдачи не дает). Вообще-то автобусы заточены под использование электронного проездного Octopus card, но поскольку у туриста его почти наверняка нет, придется возиться с мелочью.

    Стоимость проезда обычно включает центы, что страшно неудобно. Если вы намерены использовать автобусы, постоянно держите при себе пригоршню мелочи. Впрочем, однажды на Лантау я застрял у отправляющегося автобуса, лихорадочно выгребая из карманов всю мелочь. Проезд стоил 17,20 HK$, у меня остались только сотни, а следующий автобус - через час. Я сумел набрать ровно 17 долларов, и контролер с радостными возгласами запихал меня в салон и без злосчастных двадцати центов.

    Использование автобусов в Гонконге затруднено тем, что четкая схема наложения маршрутов на городскую карту отсутствует. Все, что мне удалось найти в Интернете - это обычный список маршрутов с перечислением остановок. Но такой же список висит на каждой автобусной остановке, так что когда вы немного освоитесь в городе, иногда воспользоваться автобусом шанс у вас все же появится.

    4) Трамвай

    Как уже упоминалось, на острове Гонконг бегают трамвайчики. Самые натуральные - двухэтажные, в ретростиле, сделанные в Японии, если верить табличкам. Остановки - каждые двести метров. Плата за проезд фиксированная - 2 HK$ независимо от расстояния, вход бесплатно (через заднюю дверь), денежка роняется в ящик рядом с водителем при выходе. Проходы и лестницы узкие, с чемоданами протискиваться неудобно (особенно в час пик - хотя пассажиры весьма вежливые и относятся с пониманием), но для перемещений по острову это пусть и не самый быстрый, но самый удобный и дешевый вариант.

    Фактически на острове одна трамвайная линия, хотя кое-где есть небольшие петли и ответвления. Карта маршрутов - по адресу http://www.hktramways.com/en/service/index.html (east bound - с запада на восток, west bound - в обратном направлении).

    5) Паромы

    Паромы (ferry) - разнокалиберные суденышки, соединяющие как остров Гонконг как с Коулуном, так и с прочими островами.

    В первую очередь нас интересует Star Ferry - двухэтажный паром, соединяющий Коулун и остров. Пристань в Коулуне (Tsim Sha Tsui) расположена у западной оконечности набережной Avenue of Stars (о которой ниже). Оттуда идут две паромных линии: в районы Wan Chai и Central. Стоимость проезда - 2,5-3 HK$. Чтобы туристу пройти на паром, нужно сначала купить в автомате пластмассовый жетончик, а потом бросить его в турникет.

    Star Ferry в первую очередь позволяет дешево добраться из Коулуна на остров Гонконг и обратно (к цене билета на метро при проезде под проливом сразу плюсуется десятка). Во вторую голову он позволяет насладиться видом обоих берегов пролива. Рекомендую скататься на нем взад-вперед как минимум один раз днем и еще один - вечером. Только выбирайте погоду ясную или хотя бы с высокой облачностью. Ходят паромы с интервалом минут в пятнадцать, время пересечения залива - минут десять.

    Прочие паромы отправляются в основном от Центрального пирса (Central Pier). Ниже я укажу по крайней мере на одну возможность воспользоваться паромом до Лантау. Также от Центрального пирса должны отправляться экскурсионные суда по проливу, но мне ни разу не удалось увидеть не то что само судно, но даже и открытую кассу с продающимися билетами. То ли не везло, то ли еще что.

    6) Такси

    Да, разумеется, куда же без такси? Красные машины со светлым верхом и табличкой Taxi на крыше. Поездка оплачивается по счетчику, но поскольку у меня ни разу не возникло потребности, я такси не использовал и цен не знаю.

    7) Ноги

    Пара слов о пешеходных прогулках. Как указано выше, остров Гонконг в его северной части, где сосредоточены основные небоскребы и жилые районы, содержит несколько оживленных улиц, параллельных проливу. Некоторые из них попросту не перейти по поверхности. Основной способ перемещений в таких местах - по пешеходных галереям на уровне второго этажа. Галереи пронизывают также многие крупные здания, что весьма хорошо: в душную жару там работают кондиционеры, позволяющие немного прийти в чувство. В районе Central сеть пешеходных галерей начинается от Центрального пирса и башни Two IFC и настолько разветвлена, что кое-где даже попадаются электронные стенды с их интерактивными картами.

    Однако в некоторых местах (особенно в Коулуне) галереи отсутствуют. Если вы оказались в тупике и не знаете, как перейти дорогу, ищите указатели на подземные переходы или станции метро.

     

    7. Южный Kowloon, пролив Виктории и набережная Avenue of Stars

     

    Основная достопримечательность Коулуна - набережная Avenue of Stars, идущая по северному берегу пролива Виктории. В длину она около километра. Ничего особенного она из себя не представляет, если только вы не поклонники отпечатков ладоней кинозвезд, которыми она усеяна. Также на набережной есть несколько статуй в человеческий рост, включая памятник Брюсу Уиллису. Начинается авеню от пирсов Star Ferry на западе и мини-площади с часовой башней. Рыдом с башней расположена статуя Flying Frenchman: нечто из чугуна на двух предположительно ногах с одним предположительно крылом. Статуя является подарком Фонда Картье, о чем гласит табличка на постаменте. Думаю, Фонд избавился от нее с чувством глубокого облегчения, но гонконгцам деваться некуда: раз подарили, пришлось поставить.

    По набережной хорошо прогуляться один раз ясным днем и второй раз - не менее ясным вечером, чтобы насладиться видом береговой линии острова Гонконг и картиной его небоскребов. Кроме того, в Гонконге ежевечерне устраивается лазерно-прожекторное шоу с пафосным названием Symphony of Lights. Оно широко разрекламировано во всевозможных путеводителях, но на деле представляет собой вялое пятнадцатиминутное испускание означенных спецэффектов с крыш полутора десятков небоскребов на острове Гонконг и на южном побережье Коулуна. Начинается сие действо ровно в восемь вечера, и на Avenue of Stars сопровождается трансляцией музыки и дикторского текста (понедельник, среда и пятница - по-английски). Меня зрелище откровенно не впечатлило. Кроме того, учтите, что туман и низкая облачность резко снижают и без того невысокую зрелищность аттракциона.

    Часовая башня на Авеню Звезд служит ориентиром для поиска трех указанных ниже мест. Я не зашел ни в одно из указанных мест, так что вопрос о целесообразности их посещения остается открытым.

    Во-первых, Музей искусств (Museum of Arts), смахивающий на постройку из детских кубиков. Расписание работы не обнаружено.

    Во-вторых, сферический Museum of Space. Посвящен, как следует из названия, космосу. Время работы: по будням с 13:00 до 19:00, в выходные с 10:00 по 21:00, вторник - выходной. Входной билет 10 HK$. Также внутри имеется Space Theater, где показывают фильмы в формате IMAX. Представления идут начиная с 13:30 с интервалом в 1 ч 10 мин, вход платный: передние места - 24 HK$, остальные - 12.

    В-третьих, возвышенно-угловатый театр оперы и балета. Судя по афишам, там идут весьма любопытные выступления, но во время краткого туристического визита попасть туда сложно.

    Заодно упомяну про музей науки (Museum of Science), расположенный где-то дальше к востоку. За нехваткой времени я его не искал, но параметры озвучиваю. Часы работы: понедельник-пятница - 13:00-21:00, суббота, воскресенье и праздники - 10:00-21:00, вторник выходной, стоимость билета 30 НК$.

    К западу от набережной и пирсов Star Ferry расположен крупный многоэтажный торговый центр, нашпигованный бутиками. Если вас интересует шоппинг, вам сюда, только постарайтесь там не заблудиться.

    Если вы двинетесь от набережной к северу по одной из крупных улиц, вы упретесь в Коулунский парк (Kowloon Park) или пройдете мимо нет. Довольно большой и красивый парк, среди прочего присутствует даже aviary с птицами (разнообразные попугаи и птицы-носороги). Вход бесплатен.

    Больше о Коулуне сказать особенно нечего.

     

    8. Районы Central и Admiralty

     

    Указанные районы - центральные для острова Гонконг. Они расположены непосредственно у подножия пика Виктории. Здесь сосредоточены финансовые центры и разнообразные корпорации. Также здесь находится крупнейший узел общественного транспорта: стыковка нескольких линий метро и аэропорт-экспресса, большая автобусная станция, Центральный пирс, от которого в разных направления отправляются паромы, в частности Star Ferry.

    У выхода со станции Airport Express расположена башня Two IFC (International Financial Center, здание номер два) с характерной вершиной в виде зубцов щепотью. Это крупный офисный комплекс, часть из которого свободно доступна, а часть закрыта для широкой публики. Там есть наблюдательный этаж, вход на который бесплатный, но обзор с которого достаточно скверный (только в сторону пика Виктории и чуть-чуть на залив). Зайти сюда все равно стоит - и ради обзора, и ради выставки, посвященной гонконгским деньгам и технологии их производства. Открывается этаж с 10:00, и чтобы попасть туда, вам потребуется документ с фотографией (например паспорт). Войдите в здание со стороны пирсов, зарегистрируйтесь и получите нашейный бэджик у консьержа возле лифтов на этажи 43-52, пройдите влево от стойки и на лифте поднимитесь на 55 этаж (лифты выделенные, в них только одна кнопка данного этажа).

    Также в здании Two IFC есть некоторое число кафе и маленький парк на крыше 4 этажа (roof garden), с которого открывается вид на пирсы. К саду надо подниматься на нескольких эскалаторах.

    Не путайте, кстати, One IFC и Two IFC - это совершенно разные здания.

    Севернее башни Two IFC расположен Центральный пирс (Central Pier). Возле западной его оконечности (пристань Star Ferry) стоит часовая башня, неподалеку от которой - место загрузки и отправления экскурсионных автобусов Tour of Hong Kong: двухэтажных махин с открытой верхней палубой. Частоту их отправления я не понял - вероятно, по мере загрузки. Стоимость проезда на верхней палубе - 55 HK$, на нижней - 22.

    Метрах в трехстах к югу от здания Two IFC (в сторону пика Виктории) расположено небольшое, в колониальном стиле, здание Законодательного совета (Legislative Council Building). Рядом с ним спуск на станцию метро Central. В полукилометре дальше в сторону пика - небольшой, но весьма оригинальный парк Cheung Kong Park и cобор святого Иоанна (St. Jone's Cathedral). Вход в собор бесплатный, но можете проникнуться табличкой у входа со стоимостью содержания сооружения и оставить пожертвование. Ориентир для поиска парка и собора - красное трехэтажное кирпичное здание на холме, а также двурогое здание Bank of China, в котором, кстати, вроде бы есть смотровая площадка.

    От собора следует пройти к востоку по указателям через пешеходную галерею, чтобы найти парк Гонконга (Park of Hong Kong). Он расположен примерно в 200 метрах к югу от Bank of China. Парк хорош. В наличии: часовая башня, пруд с живой рыбой и десятиметровым водопадом, фонтаны, Музей чайного скарба (Museum of Tea Ware), Центр сквоша (Squash Centre) с вроде бы как даже возможностью бесплатно поиграть в сквош, чем бы он ни являлся, амфитеатр Olympic Square, тридцатиметровая наблюдательная башня Vantage Point, а рядом с ней Aviary (птичник). Подниматься на башню, если решитесь, следует пешком по винтовой лестнице. Как попасть в Aviary (большое сооружение, накрытое густой сеткой), я не понял - похоже, в момент моего визита птичник оказался закрыт для посетителей.

    Нагулявшись по парку, выходите через западные ворота, чтобы упереться носом в здание станции горного трамвая (The Peak Tram). Ориентир для его поиска - тот же самый двурогий небоскреб Bank of China (станция от него метров двести к югу). Этот ступенчатый внутри тарантас, влекомый канатной тягой под углом в сорок пять градусов, за десять минут поднимает всех желающих почти на самую вершину пика Виктории. Стоимость поездки 50 HK$ в одну сторону и 65 - туда и обратно. При планировании времени учтите, что на внизу на трамвай большая очередь, в которой свободно можно застрять на полчаса и дольше.

    Верхняя станция трамвая расположена в основании здания, известного как Peak Tower и смахивающего на белую чашу на ножке. Увидеть его снизу, из города, реально только с наблюдательного этажа башни Two IFC, да и то с помощью трансфокатора видеокамеры или фотоаппарата. Здание состоит из нескольких этажей, набитых сувенирными магазинами, и если вам нужны сувениры, то посещение башни неизбежно. Помимо сувенирных магнитиков я унес отсюда хороший керамический кухонный нож за 180 HK$ (made in Japan). На самом верху здания - неизбежная обзорная площадка Sky Terrace, вход туда платный - 30 HK$.

    Из дополнительных достопримечательностей центра, которые я не нашел, но которые упомянуты в путеводителях, упомяну Храм двух богов (Man Mo Temple) и Zoological and Botanical Garden, который теоретически должен быть расположен где-то рядом с парком Гонконга.

     

    9. Район Wan Chai

     

    Данный район является по большей части жилым и не содержит туристических достопримечательностей. Упомянут он потому, что здесь, как я указывал, рекомендуется искать гостиницы.

    С запада Wan Chai ограничен районом Admiralty, с востока - парком, разумеется, Виктории, а основной ориентир в нем - комплекс небоскребов, где доминирует золоченый шпиль The Central Plaza. На побережье рядом с небоскребами и закругленным зданием выставочного центра расположена пристань парома Star Ferry. Здесь попадаются крупные торговые центры, масса ресторанов и мелких магазинов, в частности кондитерских.

     

    10. Рынок электротоваров

     

    Если хотите закупиться наладонниками и прочими электродрелями, вам сюда.

    Особо здесь рассказывать не о чем: несколько кварталов, забитых небольшими лавками, в которых продается всякая всячина, работающая от электричества. Место является прямым аналогом токийского квартала Акихабара. Чтобы добраться сюда, на станции метро Sham Shui Po линии Tsuen Wan поднимитесь на поверхность через выход А2 - и окажетесь в самой гуще прилавков.

     

    11. Ocean Park

     

    Океанский парк - большой развлекательный парк на юге острова Гонконг. Он разделен горой на две части. В нем сочетаются аттракционы (детские и весьма недетские типа американских горок), а также океанариум, тюлени, дельфины и так далее. Пройдемся по его основным параметрам.

    Добраться до парка можно на двухэтажном автобусе ?629, отправляющемся от станции метро Admiralty (киоск по продаже билетов и автобусная остановка метрах в двадцати от выхода В). В киоске можно купить билет как в сам парк, так и на автобус, причем принимаются карты. Парк открывается в 10 утра (киоск работает с 9:00), автобус идет минут двадцать, если без пробок, пускать в парк перестают, кажется, в пять вечера. Стоимость билета на автобус в одну сторону - 10,6 HK$, взрослый билет в парк - 250 HK$, детский (до 11 лет) - 125. Впрочем, за автобус и за парк можете заплатить как обычно: в ящик с деньгами в автобусе и в кассу при входе в парк.

    Сразу предупреждаю: при желании в парке можно проторчать весь день, но из еды там одни хотдоги и мороженое по цене 35 HK$ за порцию, а также газировка (бутылка колы объемом 300 мл - 22 HK$). С учетом таких безумных цен рекомендуется заранее запастить закусками и напитками в местах, где их стоимость нормальная.

    Парк разделен на две части, соединенных канатной дорогой и подземным поездом (Ocean Express). С канатной дороги открывается хороший обзор на прилегающие в парку с востока бухты и пляжи, в частности на Repulsion Bay. Если только вы не страдаете высотобоязнью, настоятельно рекомендуется скататься на ней взад-вперед. Подземный поезд совершенно не интересен несмотря на вялые потуги имитировать подводную лодку. Пользоваться им следует только для скорости.

    Ближняя половина парка (рядом со входом) в основном включает в себя детские аттракционы, в том числе воздушный шар, который поднимают и опускают на тросе, и магазины игрушек. Однако здесь же расположены океанариум и вольера с гигантскими пандами.

    В вольере с пандами - отсеки на четырех зверей. Во время моего визита заняты были только два. Панды выглядели довольными жизнью и вальяжно глодали бамбук, развалившись на задницах, словно баре за обедом. Вольера кондиционируемая, так что в ней можно передохнуть от жары.

    Океанариум в Океанском парке не слишком велик. Сам по себе по размерам и ассортименту он заметно уступает своим старшим собратьям, например, в Пекине и Шанхае. Однако он довольно забавен. По сути дела он представляет собой один огромный, метров десять глубиной и двадцать-тридцать в диаметре, открытый сверх резервуар, по периметру вокруг которого и под которым идет спиральный коридор, позволяя со всех сторон обозревать плавающую в нем живность. В аквариуме под лучами прожектора плавают разнообразные акулы, скаты и другие крупные рыбы, а также морские черепахи.

    Океанариум дополняется несколькими дополнительными экспозициями во второй половине парка: аквариумы медуз; рыбы реки Янцзы, включая гигантских трехметровых осетров (Chinese Sturgeon Aquarium); тюлени (Pacific Pier); дельфины (Ocean Theatre). В совокупности такой набор рыб и животных позволяет Океанскому парку соперничать с любым океанариумом.

    Pacific Pier представляет собой небольшой бассейн, в котором обитает две разновидности тюленей. В 12:30, 14:00 и 16:00 проводится их кормление. Вы можете просто понаблюдать за ним либо же присоединиться: рыбы продаются тут же на лотке, за символическую цену в 25 HK$ за порцию.

    Ocean Theatre - это еще один бассейн с амфитеатром, в котором проводятся представления с дельфинами и тюленями. Представления впечатляющие: дельфины носятся под водой, выпрыгивают с кульбитами на несколько метров в воздух, транспортируют на себе и перед собой тренеров и выбрасываются на бортик, виляя в воздухе хвостами. Представления проводятся в 11:30, 14:00, 15:30 и 17:30. Если вы намерены снимать их на видеокамеру, лучше не спускаться на скамейки, а остаться стоять наверху, у перил - оттуда лучше обзор, а трансфокатор компенсирует расстояние.

    Среди других аттракционов - колесо обозрения, американские горки (Mine Train), обзорная башня Ocean Park Tower (высокая мачта, по которой вверх-вниз ездит площадка - внимание, огромная очередь!), спуск в ящике по деревянным желобам с водой (Raging River), чертово колесо Space Wheel (горизонтальное колесо с кабинками раскручивается и встает на попа), а также The Flash (тоже крутящееся колесо, но на вертикальной штанге, вращающейся вокруг горизонтальной оси).

    Для того, чтобы прокатиться на The Flash, нужно иметь чрезвычайно крепкие нервы и устойчивый вестибулярный аппарат, но подняться на его площадку стоит. Оттуда открывается неплохой вид на бухты у побережья острова и район Aberville.

    В целом парк весьма неплох и настоятельно рекомендуется к посещению при наличии детей или же если вы сами никогда не были в океанариумах.

     

    12. Остров Lantau и монастырь Po Lin

     

    Как уже упоминалось, Lantau - большой, километров пятнадцать в длину, остров к западу от острова Гонконг. Лантау и Гонконг соединены длинным подвесным мостом, по которому в числе прочего ходят метро и Airport Express. Впрочем, участки моста с рельсами закрыты со всех сторон щитами, так что никакого обзора оттуда нет.

    Остров - гористый и поросший лесом, с изрезанными бухтами берегами. Он чрезвычайно напоминает Новую Зеландию, какой ее показывают по телевизору. Небоскребов там практически нет, а есть много небольших поселений с двух-трехэтажными домиками, населенными в основном иностранцами-экспатами. Судя по описаниям, там хватает также дорожек для прогулок, так что Лантау является раем для пешего туриста.

    На острове две основных достопримечательности: Диснейленд и буддистский монастырь По Линь (Po Lin). Посетить монастырь настоятельно рекомендуется хотя бы ради обзорного маршрута, но о нем ниже.

    Диснейленд находится в юго-восточной части острова. Он соединен отдельной линией то ли метро, то ли железной дороги со станцией Sunny Bay линии метро Tung Chung. Поскольку он меня не интересовал, я не исследовал его параметры и время доступности. Кажется, входной билет туда стоит 400 HK$, но не поручусь.

    Вторая туристическая достопримечательность - буддистский монастырь По Линь (Po Lin) и торговая деревушка Нгон Пин (Ngong Ping) рядом с ним. Они расположены на западе острова. Монастырь состоит из действующего храма, в котором расположены три бронзовых статуи Будды, и еще одной статуи Большого Будды (Tian Tan Buddha) на вершине горы. Большая статуя имеет в высоту 34 метра и расположена на вершине холма, куда ведет довольно крутая лестница, состоящая из 268 ступенек (нет, я не сам считал, из Интернета сведения). На глаз в длину она метров триста и идет под углом в 45 градусов.

    На самом деле стариной здесь и не пахнет. Монастырь - новодел (основан в 1906 году), а статуя Большого Будды вообще является образцом современной архитектуры (завершена в 1993 г.) Более того, монастырь строится до сих пор (Ten Thousand Buddha Palace позади основного храма все еще в лесах), и повсюду развешаны плакаты с просьбой пожертвований и ценником: один кирпич - двести местных долларов, имя на стене - 1000, малая статуя Будды - 10000, золотая колонна - 2 880 000, будды пяти направления (Buddha of the Five Directions) - 6 380 000 по бокам и 6 880 000 в центре. Если вам непременно нужны аутентичные древние храмы, делать здесь нечего.

    Возле монастыря проводятся акробатические представления и шоу кунфу (первая секция - с 12:30 до 13:15, вторая - с 15:30 до 16:15). Я попал туда неудачно и ни одно из них не застал. Кстати, на плакате было указано "с 4 по 11 мая", и проводятся ли представления в другие дни - не знаю.

    Бродить по монастырю и вокруг Большого Будды можно бесплатно. Однако за 60 HK$ вы можете купить билет на комплексный обед в вегетарианском ресторане возле храма (не путайте с посторонними ресторанчиками, которых там таки есть). Обед - фирменный монашеский, вегетарианский. Я повелся и решил попробовать. Оказалось - редчайшая гадость: суп из плохо проваренных полусырых овощей, салат из грибов с вареными луковицами лотоса (?), какие-то полоски, запеченные в тесте, салат из полувареных овощей (огурцы, перцы и что-то еще) и вареный рис. Все - совершенно не соленое. Утешение только в том, что порция большая, минимум на двоих, а рис и чай вообще от пуза. Вилок не предусмотрено в принципе, так что если не умеете работать палочками, везите с собой вилку.

    В качестве дополнительного бонуса билет в ресторан дает право входа внутрь статуи Большого Будды. Но там тоже практически ничего интересного - только несколько картин на тему святых с нимбами, в окружении приспешников возлежащих на диванах. В общем, деньги выбрасывать не рекомендую. Захотите есть - лучше зайти в один из сторонних ресторанчиков.

    В общем, По Линь - место умеренно любопытное, но само по себе мало что значащее. Торговый городок Нгон Пин рядом с ним тоже не стоит того, чтобы тащиться в такую даль. Однако же - внимание, обещанный обзорный маршрут, который позволит вам насладиться местными видами и дополнительными аттракционами.

    Добраться до По Линя можно двумя способами.

    1) Маршрут ?1: паром и автобус

    Маршрут состоит из двух частей. Сначала на Центральном пирсе необходимо сесть на паром до Mui Wo. Паром ходит от пирса ?6 каждые 30-40 минут начиная с 6:30 и до 11:30 вечера (в обратную сторону - с 5:55, точные расписания см. у пирсов). Время в пути - 55 минут. Стоимость билета: 14,5 HK$ - место в общем салоне на открытой по бокам палубе, 24,5 - билет "deluxe" в закрытом салоне с мягкими креслами и кондиционированием. Люкс-салон обычно пустует, что дает возможность перебегать от борта к борту, чтобы фотографировать.

    С борта парома открывается великолепный обзор на окрестные берега, а также на порт и на стоящие на рейде грузовые корабли. Среди сухогрузов попадаются настоящие гиганты, а сверх того вы можете стать свидетелем перегрузки контейнеров плавучим краном с одного судна на другое. Для сухопутных крыс наподобие меня зрелище интригующее. На пароме стоит прокатиться туда-сюда, даже если вы не намерены ехать в монастырь По Линь.

    От Mui Wo в По Линь идет автобус ?2 (автобусная станция расположена непосредственно у пирса, перрон автобуса ?2 - с левого края). Проезд стоит 17,20 HK$ (запаситесь мелочью!), отправляется раз в час (12:30, 13:30 и так далее), время в пути - 35 минут. Дорога петляет по склонам холмов серпантином, и с нее хороший обзор на живописные бухты. Проехать на автобусе также стоит лишь ради обзора острова.

    Добравшись до Mui Wo, кстати, не спешите бросаться на автобус. В полукилометре от пирса - прекрасный песчаный публичный пляж с раздевалками, туалетами, душем и спасателями. Бесплатный, кстати. Загляните туда и искупайтесь. По дороге от пирса к пляжу масса ресторанчиков с морской едой, включая настоящего лобстера за 96 HK$.

    2) Маршрут ?2: метро и канатная дорога

    Альтернативным, но не менее интересным методом добраться до монастыря является канатная дорога Ngong Ping Cable Car.

    Канатная дорога соединяет деревушку Ngong Ping со станцией метро Tung Chung одноименной линии (проезд от станции Central - 21 HK$). Приподнятый над землей терминал канатной дороги расположен метрах в трехстах от станции. Канатная дорога идет по-над живописными кручами местных гор, и в восточной ее части дает хороший обзор в том числе международного аэропорта.

    На канатной дороге - два класса кабин вместимостью в 8 человек: стандартная (стоимость билета 80 НК$ в одну сторону и 115 - туда и обратно) и хрустальная (с прозрачным дном, 115 и 153 HK$ соответственно). Время в пути - 25 минут. Как всегда, канатная дорога не рекомендуется людям, страдающим высотобоязнью.

    В целом настоятельно рекомендуется съездить в монастырь, использовав оба способа: туда - паром и автобус (с промежуточным купанием в Mui Wo), оттуда - канатная дорога.

     

    13. Личный дневник

     

    В Гонконг я прилетел из Шанхая. В международном аэропорту Пудун рейс на Гонконг задержали на полтора часа - из-за позднего прибытия самолета, как было сказано. Самолет задержался, скорее всего, из-за низкой облачности - в тот момент, когда наш самолет садился в Гонконге, она стояла не выше двухсот метров.

    Аэропорт Гонконга, надо сказать, расположен так, что взлетно-посадочные полосы ориентированы параллельно проливу Виктории, над которым и проходят самолеты. С севера и с юга - холмистые берега. Если взлетать там еще туда-сюда (можно набрать высоту над морем и только потом начинать маневрировать), то посадка при низкой облачности в узком коридоре между прибрежными горами требует очень точного расчета. Немного влево-вправо - и впилился в горушку. Так что я прекрасно понимаю капитанов, которые при низких облаках здесь откладывают взлет, а тем более - посадку.

    Из аэропорта до Централа я добрался без особых приключений. Я заранее помедитировал над картой Гонконга, а также виртуально прогулялся по его улицам с помощью Гуглокарты. Расположение отеля я представлял хорошо, а потому решил из принципа не брать такси.

    Приключения начались еще в метро. От станции аэропорт-экспресса вниз, к метро, спускаются лифт и эскалатор немного в стороне. Я сунулся в лифт. Тот меланхолично спустил меня и еще нескольких новоприбывших... в глухой тупичок перед турникетами с сиротливым билетным автоматом. Из купюр у меня имелись одни сотни, которые автомат не принимал. Остальные путешественники оказались в схожем положении. Потоптавшись на месте, я решил отступить на исходные позиции. Поднявшись обратно, я спустился на этаж по эскалатору в надежде, что вот сейчас-то и найду кассира, как в китайском метро. Щаз. Никаких кассиров там не оказалось. Вообще местное метро, как и прочий транспорт, заточено под электронный проездной Octopus Card, а проблемы индейцев, пардон, диких туристов шерифа не волнуют. Короче говоря, пришлось менять сотню в ближайшем магазине, купив какую-то мелочь и впервые столкнувшись с местной монетой в пять долларов - толстенной, двойной толщины. Опыт пригодился: в последующем менять купюры таким образом мне пришлось еще пару раз.

    Выйдя на нужной станции метро, я выбрался на поверхность, забравшись ненароком на галерею на втором этаже, кое-как спустился на улицу и побрел по Hennessy Road, распихивая толпу на тротуаре своими сумками. По прикидкам, шлепать пешком предстояло около полукилометра. Из-за задержки самолета и низкой облачности время подбиралось к шести, и на улице стремительно сгущались сумерки. Поскольку ночной город всегда сильно отличается от дневного, я торопился успеть до темноты. По ходу дела я вертел башкой, выискивая запомненные ориентиры, которые почему-то не показывались. В конце концов, заподозрив, что проскочил нужное место, я отошел к стене дома, вытащил из рюкзака ноутбук и принялся перебирать скриншоты улицы из Гуглокарты, чтобы освежить местность в памяти. Просмотрев материалы, обнаружив-таки ориентиры и немного повернув голову, я с изумлением заметил, что стою примерно в двух метрах от входа в отель.

    Надо сказать, что здания в Гонконге обладают одной особенностью: они хотя и высокие, но узкие и на улицу выходят крохотным фасадом. Walden Hotel, где я забронировал комнату, имеет в высоту двадцать два этажа, но на этаже всего три номера. Его лобби с рецепцией занимает в длину не более десяти метров и полностью теряется на фону окружающих магазинов. Не изучи я предварительно его внешний вид как следует, я бы точно его не нашел. На тот случай, если вам в будущем понадобится его разыскать (например как ориентир - он фигурирует на некоторых картах), он находится примерно в двадцати метрах от перекрестка с Mars Road.

    Заселившись в отель, оказавшийся весьма приличным (за цену в 600 с небольшим долларов за ночь - ну, во всяком случае, дешевле, чем аналогичный номер в Москве), я бросил вещи и отправился гулять. Больше всего я стремился увидеть разрекламированное шоу Symphony of Lights. Довольно быстро добравшись до пирса Star Ferry, я специально пропустил первый паром, чтобы в восемь вечера оказаться примерно посредине пролива и видеть оба берега. Не повезло - к восьми часам судно уже швартовалось в Коулуне, и начало шоу я смотрел от северного берега.

    Не знаю, низкие ли облака тому виной или моя усталость, но шоу весьма меня разочаровало. Посверкали лазеры и прожекторы с нескольких небоскребов - и все на том. Повторный просмотр пару дней спустя, уже при ясной погоде обрадовал не больше - опять же, возможно, из-за смазанного первого впечатления. В первый же день, покрутившись в начале Avenue of Stars, я погрузился на паром и отправился в отель, приходить в себя после перелета.

    Последующие три дня особых приключений не принесли. Я, правда, боялся, что облачность так и продержится все время, но через день она рассеялась (не до конца, но до состояния умеренной), так что и в Peak Tower, и в Океанском парке, и на Лантау я побывал при солнышке. На Лантау же я впервые выкупался в океане. Так сложилось, что я неоднократно бывал неподалеку от моря, а несколько раз и на самом побережье, но выкупаться в море ни разу не удалось. Так что в соленую соду я вступил с сакральным трепетом. Вода в тот день, если верить Гисметео, имела температуру в 24 градуса, и хотя поначалу показалась прохладной, в конце концов оказалась как раз впору. Правда, как я ни старался, в процессе плавания так и не смог заметить ничего отличного от пресных рек и бассейнов. Зато теперь в отличие от Жириновского могу с ответственностью заявить, что мыл в Индийском океане не только сапоги, но и все остальное.

    В процессе блужданий по местности я дважды перебрасывался словами с русскими - у Большого Будды и на Peak Tower. Вообще, что ни говори, а русские за границей как-то неуловимо выделяются, даже когда ведут себя интеллигентно и прилично и помалкивают. Или... интересно, а что, носки с босоножками действительно носят только в России?

    В Екатеринбург я возвращался Аэрофлотом через Шереметьево. Перелет из Москвы до Гонконга на А-330 занимает примерно 9,5-10 часов. Единственное заметное приключение во время полета - перезагрузка развлекательной системы, которая заняла минут двадцать (она что, на х8086 построена?!) В процессе выяснилось, что работает система на базе какой-то сборки RedHat за 2004 год (это к вопросу о тормознутости Windows и немеренной скорости линуксов). Всем желающим выдавали наушники-затычки, а под конец даже выяснилось, что они одноразовые, и возвращать их не нужно. Правда, что делать с этим двухштеккерным чудом инженерной мысли дальше, непонятно. Выбросить жалко, а приспособить некуда.

    Сидел я в соседнем кресле с девицей-китаянкой, довольно неплохо говорившей по-русски. Летела она, как выяснилось, в Москву туристкой в составе туристической группы. Девица рассказала, что старший группы сразу предупредил всех о вымогательстве со стороны российских таможенников и о необходимости заранее запастись деньгами для ускорения процесса прохождения. Я как мог разъяснил ей, что брать взятки, вообще говоря, является уголовным преступлением, но как у нее сложилось дальше - не знаю. Ау, товарищи из компетентных органов! Не кажется ли вам, что когда уже на границе служители закона открыто вымогают деньги у простых туристов, о чем их заранее предупреждают, это позор на весь мир?

    По ходу дела я также помог девице заполнить иммиграционную форму. В процессе потребовалось записать в форму номер визы. А на визе - ДВА уникальных номера, один длинный вверху и другой, покороче, в середине. Под нижним - подпись настолько микроскопическими буквами, что ни китаянка, ни я, ни позванный на помощь стюард не смогли ее разобрать. Стюард унес паспорт к своему товарищу и по возвращении сообщил, что Visa ID - все-таки тот номер, что в центре. Еще один вопрос к нашему любимому государству: что, на штампе лишнего миллиметра не нашлось для нормальной надписи? Я бы на месте иностранца обиделся бы уже на данном этапе.

    После приземления пришлось несколько часов кантоваться в Шереметьево. В очередной раз оно в моих глазах подтвердило свою репутацию весьма помпезного, но максимального некомфортного аэропорта из всех, где я бывал. С етчением времени ситуация там отнюдь не улучшается. Некомфорт и презрение к пассажиру чувствуются во всех деталях - от неработающих из-за уборщицы или просто так горизонтальных транспортеров до заоблачных цен на еду и питье (80 рублей за поллитровую бутылку воды - ну-ну). Электророзеток нет, о питьевых фонтанчиках и говорить не приходится, а у гейтов с первого по третий, запиханных в небольшое помещение на первом этаже, не хватает сидячих мест и нет даже табло с номерами рейсов. Посадка в самолет на Екатеринбург тоже прошла через задницу: через выход на первом этаже запихали в автобусы, перевезли к другому концу терминала, там заставили подняться на второй этаж (по лестнице с вещами, разумеется - какие, нафиг, эскалаторы?) и через рукав погрузили в самолет. При том сквозь стекло возле рукава был прекрасно виден пустой зал ожидания. Почему сразу было не организовать посадку оттуда? Менеджеры Аэрофлота, если вам интересно, почему я всеми силами стараюсь избегать самолетов вашей компании на внутренних рейсах - может, задумаетесь о состоянии своей шереметьевской вотчины?

    В качестве завершающего штриха путешествия в самолете я оказался рядом с виолончелисткой из филармонии. Оказалось, наш филармонический оркестр летал в Японию на гастроли и сейчас возвращался домой. Часть кресел в самолете были заняты большими футлярами с контрабасами и аналогичными инструментами. Им пришлось тяжелее, чем мне - они предварительно проехали Японию из Ниигаты до Нариты, да и перелет из Японии немного длиннее, чем из Гонконга.

    И наконец - home sweet home. Две недели в Китае и Гонконге изрядно меня вымотали, и следующие несколько дней я приходил в себя и облезал сгоревшей на югах кожей.

    Все хорошо, что хорошо кончается. Но вот ведь проблема - в какой стране попытаться выжить в следующем году?..

  • Комментарии: 4, последний от 23/08/2012.
  • © Copyright Лотош Евгений (lotto@mail.ru)
  • Обновлено: 08/06/2011. 61k. Статистика.
  • Путеводитель: Гонконг
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка