|
Кое-что о том, как добраться до США и выжить. Версия 1.02 от 22.02.2009. |
Версия 1.02 Дата последней модификации: 22.02.2009
1. Краткое предисловие
2. О визе
3. Об авиакомпаниях и перелетах
4. Нью-Йорк, Нью-Йорк...
4.1. О деньгах
4.2. О географии Нью-Йорка
4.3. О способах перемещения в Нью-Йорке
4.4. Международный аэропорт JFK
4.5. На что убить время
4.6. О хлебе насущном
4.7. Важные мелочи
4.8. О гостиницах
5. ...и немного о жизни
Вообще-то в США я ехать не планировал. Расстояния, дороговизна и, самое главное, чудовищный сдвиг по времени делают турпоездку туда занятием не для слабонервных. Однако вышло так, что осенью 2008-го года американская фирма Citrix, продуктами которой я занимаюсь по долгу службы, устроила в Орландо очередной ежегодный саммит для партнеров, а санкт-петербургская фирма Olly, являющаяся российским дистрибьютором фирмы Citrix, согласилась компенсировать затраты на конференцию для российских партнеров. Поэтому случилось так, что я нежданно-негаданно для себя вдруг оказался в роли туриста, вынужденного оформлять зарубежный тур в совершенно незнакомую страну.
По ходу дела мне пришлось собрать некоторую информацию, которая может оказаться полезной и для других. Значительная ее часть может быть обнаружена желающими в Интернете самостоятельно, однако лишь в виде разрозненных несистематизированных заметок. Еще часть данных была собрана на форумах в ходе обсуждения со знающими людьми, ну, и что-то пришлось узнавать самостоятельно по ходу поездки. Поскольку мне удалось и уехать туда, и вернуться обратно - живым и почти таким же здоровым, как и уезжал, есть шанс, что информация, собранная в статье, является более-менее достаточной для решения хотя бы самых насущных задач путешественника.
Далее по тексту предполагается, что ваш кошелек не является бездонным, а потому экономия средств достаточно важна. Разумеется, вы всегда можете переложить решение своих проблем на других - за дополнительную плату, разумеется, но как это делать, в статье не рассматривается. Кроме того, предполагается, что вы достаточно крепки физически и в состоянии пройти пешком в день хотя бы пятнадцать-двадцать километров за четыре-пять часов, а также владеете английским языком на уровне, позволяющем хоть как-то понимать аборигенов и объяснять им, чего вы хотите.
Итак, поехали.
Начинается поездка в США, как и в другие страны, с процесса получения визы. Поскольку об этом процессе ходит немало страшных слухов, я посчитал необходимым описать здесь процедуру и возможные подводные камни.
Итак, о визе в США следует знать следующее.
В отличие от стран Шенгенской зоны вам изначально выдается мультивиза (позволяющая неоднократный въезд в страну) сроком на год или два. Дата начала действия визы - день ее выдачи, обычно день интервью с консулом. Существует несколько видов виз, подробно о которых можно прочитать на сайте Госдепартамента США, но с вероятностью в 95% требуемый для вас тип - это В1 (бизнес) или В2 (туризм). Эти два типа виз не позволяют работать, но с ними можно свободно путешествовать по стране, вести деловые переговоры и т.п. Какой именно тип визы вам нужен - не заморачивайтесь, консул определит это самостоятельно.
Процедура получения визы состоит из следующих шагов:
1) Сбор документов и заполнение необходимых форм
В число минимально необходимых для подачи заявления документов входят: загранпаспорт (срок действия должен перекрывать срок, на который запрашивается виза); цветная фотография 5х5 см (в фотоателье знают требования, но сойдет и фото для шенгенской визы формата 4х5); форма DS-156; форма DS-157. Сразу подчеркиваю: формы заполняются ТОЛЬКО НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ, даже если названия полей окажутся русскими. Единственное исключение - в форме DS-157, о которой ниже.
Форма DS-156 является самой общей и основной. В ней вы указываете кучу сведений о себе, включая дату и способ предполагаемого въезда, адрес проживания в США (если пунктов несколько - достаточно первого) и так далее. Сверх того потребуется с самым серьезным видом ответить на вопросы, являетесь ли вы членом террористической организации, намереваетесь ли торговать наркотиками и т.п. Между прочим, ничего смешного. Если вы ответите "нет", но потом все же окажетесь членом Аль-Каиды, то в следующий раз, даже если вы ничего плохого не делали, вас не пустят в страну на совершенно формальных основаниях: ложь в официальных документах.
Заполняется эта форма онлайн по следующей ссылке: https://evisaforms.state.gov/. После заполнения вы получаете сгенерированный документ в формате PDF, который следует распечатать и подписать. Фотография либо приклеивается, либо пришпиливается степлером.
Форма DS-157 заполняется только мужчинами военнообязанного возраста (от 16 до 45 лет). Там указывается, служили ли вы в армии, на каких должностях, имеете ли спецнавыки (обращение со взрывчаткой и т.п.) Взять эту форму можно по следующей ссылке: http://www.state.gov/m/a/dir/forms/. Будьте внимательны: в процессе поисков мне несколько раз попались формы, в том числе на официальных сайтах, в которых в строчке "Expired on..." ("Истекает...") стояла давно прошедшая дата. Не знаю, что случится, если подать эту форму с истекшей датой, но лучше не рисковать. Перед заполнением убедитесь, что дата истечения срока действия стоит будущая.
В этой форме есть поле - имя в родной транскрипции - которое следует заполнить по-русски (это единственное исключение). Если скачанная вами форма не позволяет вводить в поля ничего сверх латиницы, распечатайте ее и впишите свои ФИО от руки.
Однако этими двумя формами список документов, вообще говоря, не исчерпывается. Хотя формального списка дополнительных документов нет, при подаче заявки на визу вашей задачей в первую очередь является доказать, что вы не останетесь в США с целью нелегального поиска работы или еще чего. Цитирую первоисточник: "...каждый обращающийся за неиммиграционной визой должен убедить консула в том, что он/она не останется в США. При обращении необходимо продемонстрировать свои социальные, экономические и семейные связи в России, которые послужат причиной для возвращения в Россию после временного пребывания в США. Необходимо учитывать, что Консул не принимает заверения и гарантии третьих лиц как из России, так и из США" (http://yekaterinburg.usconsulate.gov/ru/consular/visaservices/VisaDeciesionMaking.php).
По большому счету, никого не интересует, зачем вы едете в США (лишь бы не нелегально работать). При этом все приглашения от граждан США, которые формально все равно не несут за вас никакой ответственности, проходят по категории туалетной бумаги и играют в лучшем случае вспомогательную роль. Заметную помощь, однако, может оказать официальное приглашение от солидной американской фирмы, если у вас бизнес-поездка.
В число документов, которые реально могут помочь, входят следующие: справка с места работы с указанием средней зарплаты за последние полгода; справка с места работы, способная продемонстрировать ваш продолжительный непрерывный стаж на последнем месте; профессиональные сертификаты, если вы едете по делам наподобие конференции; свидетельства на право собственности на объекты в России наподобие квартиры или машины; выписка с банковского счета, демонстрирующая высокий положительный баланс. Сертификаты и свидетельства на право собственности следует подавать в копии, но на собеседование нужно принести и оригиналы - могут поинтересоваться (у меня не интересовались). Справки о составе остающейся семьи, тяжело больной маме или о других вещах в том же духе ничем не помогут: а вдруг вам жена и дочурка настолько осточертели, что вы готовы от них на край света бежать?
Категорически нельзя подавать документы и делать заявления, которые могут быть интерпретированы как свидетельства ваших иммиграционных намерений. Например, для одинокой девушки нет ничего хуже, чем сказать, что она едет к жениху. Кстати, утверждается (не знаю, насколько верно), что если в последние три года вы подавали заявление на лотерею грин-карт, визу вам не дадут почти наверняка: это как раз и служит доказательством наличия иммиграционных намерений. Но не пытайтесь скрывать этот факт в анкете - все равно вычислят, и уж тогда точно в Штаты вы не въедете никогда.
В отличие от Шенгенской зоны от вас не требуется наличие медицинской страховки, подтверждений резервирования номеров в отелях, а также копий обратных авиабилетов. Более того, в одном месте на сайте Госдепа я нашел прямое указание на то, что оформлять авиабилеты до получения визы не следует.
2) Подача и получение документов
Подача документов осуществляет посредством курьерской фирмы Pony Express. Не знаю, как в других странах, но в России это единственный способ. На территории России расположены посольство США (Москва) и несколько консульств в разных городах страны. Куда именно будет отправлена ваша заявка - зависит от региона вашего проживания. Список офисов, принимающих документы в разных городах, можно найти на официальном сайте Pony Express. Подача документов платная, по Екатеринбургу на осень 2008-го это стоило примерно 4000 рублей (консульский сбор плюс услуги по доставке документов). За точными текущими ценами обращайтесь в Пони.
Если у вас есть проблемы с заполнением форм, сотрудники Пони вам помогут. И имейте в виду: любая другая фирма, "помогающая" заполнить и отправить документы на визу, является лишь посредником-паразитом чистой воды. Только лишние деньги заплатите.
Получение паспорта с визой (при условии, что вам ее дадут) осуществляется также через Pony Express. Все остальные документы вам вернут сразу после собеседования (см. ниже). Также сразу после собеседования вернут и паспорт, если в визе откажут.
3) Интервью с консулом
Для получения визы вам потребуется пройти личное интервью с консулом. Поэтому заранее приготовьтесь к тому, что в посольство/консульство придется ехать самостоятельно. Никакие посредники, включая турфирмы, вас от этого не избавят. В октябре 2008-го, правда, в процедуру внесли изменения - теперь для получения новой визы, если старая истекла не далее, чем год назад, являться, скорее всего, не надо (но и это - на усмотрение консула).
Сама процедура интервью проста и незамысловата. В указанный при отправке документов день и промежуток времени (обычно примерно через неделю, хотя сайт екатеринбургского консульства угрожает 4-6 неделями) вы являетесь в посольство/консульство, оставляете охране сумки, телефоны и так далее, регистрируетесь и ждете вызова к окошку. После вызова сдаете отпечатки пальцев на сканере и отвечаете на несколько вопросов, после чего вам сообщают итог.
На разных форумах проскальзывали разные рекомендации о том, как вести себя во время собеседования. Например - нельзя улыбаться, нельзя говорить по-английски и так далее. Чепуха. Нужно всего лишь вести себя спокойно и уверенно - это основное, потому что иначе консул может подумать, что вы что-то скрываете, и начать докапываться. Или просто не даст визу от греха подальше.
Итог собеседования зависит только и исключительно от консула. Обычно консулы вполне благожелательны, хотя я встречал и рассказы про вредин, заворачивающих людей на пустом месте. Помните - консул несет персональную ответственность за поведение пропущенного им соискателя, и если таковой вдруг попадется в Штатах на горячем, то консул будет нести ответственность, в том числе, кажется, финансовую. Поэтому он будет весьма внимателен к тонкостям вашего поведения. Впрочем, по слухам, консулами часто работают начинающие сотрудники ЦРУ, отрабатывающие умение общаться с русскими, и они гораздо более либеральны в вопросах выдачи виз: у них свое начальство, и штрафы они не платят.
Особенно не волнуйтесь. Если систематизировать рассказы на форумах, то вероятность того, что вам НЕ дадут визу, весьма мала. Кроме того, вы можете подать апелляцию на отказ (процедуру не знаю), а также немедленно подать заявку на визу снова (и полученный отказ - теоретически - никак не повлияет на итог следующего интервью). Как утверждается, к русским в Штатах относятся достаточно спокойно, а потому при выдаче виз особенно не свирепствуют.
Кстати, держите в уме вот что. Виза может быть одногодичной и двухгодичной. По умолчанию дается одногодичная. Если вы хотите получить двухгодичную, заявите об этом СРАЗУ после начала интервью. Иначе консул выдаст вам одногодичную, и отменить этот процесс даже секунду спустя уже невозможно. За двухгодичную визу нужно доплатить тут же, в кассе, так что запаситесь наличкой заранее.
4) Финальная проверка
Получение визы - это еще не все. Имейте в виду - при въезде в США в аэропорту вы пройдете еще и проверку офицера Department of Homeland Security. Проверка, по большому счету, сводится к очередному снятию отпечатков пальцев (вероятно, чтобы удостовериться, что вы - это вы) и фотографированию. Однако офицер имеет полное и безоговорочное право развернуть вас на сто восемьдесят градусов, если вы ему не понравитесь, и объяснять причины при этом не обязан. Как после этого вы будете добираться домой - ваше дело, так что на всякий пожарный всегда имейте при себе достаточно денег для экстренной покупки обратного билета (а это может составлять 2-3 тысячи долларов на человека).
Опять же, пронаблюдав за процедурой пропуска в аэропорту пары тысяч человек с нескольких рейсов, я не заметил ни одного разворачивания. Это ничего не доказывает (в том числе потому, что я мог и не заметить), но все же может служить свидетельством того, что вероятность такого события крайне низка.
Бумага - анахронизм. С этим приходится мириться все чаще и чаще. К чему это я? Да к тому, что электронный авиабилет все чаще вытесняет бумажный, а иногда является единственным возможным вариантом оплаты перелета. Это могло бы только радовать, поскольку электронный билет несопоставимо удобнее обычного, если бы не одно маленькое обстоятельство: если билеты потребуются вам для отчета по командировке, головная боль вам обеспечена. Об этом, впрочем, ниже.
Итак, наиболее быстрый способ добраться в США - это самолет. Вариант с трансатлантическим или транстихоокеанским пароходом отбрасываем сразу за непрактичностью. Соответственно, первое, что вам необходимо сделать, это подобрать себе авиакомпанию-перевозчика.
Из России в Штаты вы можете попасть с помощью следующих компаний: "Аэрофлот" (http://www.aeroflot.ru); "Lufthansa" (http://www.lufthansa.com); "American Airlines" (http://www.aa.com); "Delta Airlines" (http://www.delta.com). Наверное, возможны и другие варианты, но я их не рассматривал.
"Аэрофлот" знают все. Я им за границу не летал, но отзывы о нем - средней паршивости. По моему личному опыту российских перелетов - туда-сюда. Летает он из "Шереметьева" - одного из самых запущенных международных клоповников. Но если окажется конкурентен по ценам, то why not?
"Люфтганза" - немецкий перевозчик. Его рейс почти наверняка будет транзитным с промежуточной посадкой во Франкфурте. При полете из Москвы это неудобно, однако если вы летите из регионов, то этот вариант как раз оптимален. И схема перелета "4+8" (из Екатеринбурга в Нью-Йорк) гораздо легче переносится, чем "2+10", и стыковка рейсов "Люфтганзы" гарантирует, что задержка первого рейса не приведет к срыву второго (или слегка задержат второй самолет, или отправят следующим). И "Шереметьево" - не то место, куда хочется лишний раз попадать без острой необходимости, особенно если это связано с перемещениями между "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2". Кстати, для пересадки с рейса на рейс во Франкфурте дополнительных виз не требуется. В самолете можно бесплатно смотреть фильмы, на английском, разумеется (правда, в "Боинге-747", на котором я летел обратно, индивидуальных экранов не было). Собственно, единственный недостаток - это дороговизна еды во Франкфурте в "чистой зоне": от 5 евро за сэндвич и от 3 евро за стакан сока, а даже минимальная посиделка в ресторане меньше чем в 20 евро не встанет.
"American Airlines" - перевозчик из США, главная база - Атланта (это означает, что перелет в другой город, кроме Нью-Йорка, почти наверняка пойдет через Атланту). Сам не летал, но в пользу этого варианта говорит, что он стартует из "Домодедова", который куда приличнее "Шереметьева".
"Delta Airlines" - тоже американский перевозчик с главной базой в Нью-Йорке. Стартует из "Шереметьева". Вот эту авиакомпанию настоятельно не рекомендую. Даже если оставить в стороне вопрос отсутствующей кормежки во время трехчасовых перелетов по Штатам и фильмов исключительно за плату (и наушников - тоже за отдельную плату), у этой компании есть мерзкая привычка продавать на рейсы билетов больше, чем на самолетах имеется мест. В Штатах я летал ей два раза, и оба раза рейсы были overbooked, т.е. билетов было продано больше, чем имелось мест. Меня это не коснулось, но коснулось ребят из нашей группы, которой мы летали на конференцию. Мы, к счастью, оба раза улетели все, но не всем бедолагам-пассажирам так повезло.
Билеты следует подбирать и заказывать на сайте компании. Это позволяет получить их за минимальную цену, а также найти дешевые варианты перелетов. Поисковая система сайта, как правило, позволяет вам подобрать систему стыковок рейсов, позволяющую вам добраться до места назначения за минимальное время и минимальную цену. Имейте в виду - тарифы с минимальным ценами обычно являются невозмещаемыми, т.е. если у вас изменятся планы, то деньги за полет вам не вернут и перенести его не позволят. Это не слишком удобно, но стоимость перелета по таким тарифам в разы меньше, чем по полноценным.
Билеты у западных компаний, если вы покупаете их для перелетов в Штатах, исключительно электронные. Это означает, что в бумажном виде вы их не получите. Все, что у вас останется, это посадочные талоны в самолет. Если вам необходимо отчитываться по командировке, потребуются эти посадочные талоны, распечатка электронного билета с сайта (что бы под этим ни понималось), а также выписка с карточного счета, через который вы эти билеты покупали. В дополнение приложите ксерокопию странички загранпаспорта с российскими штампами о пересечении границы, а также странички с проштампованной визой. Вообще говоря, этого должно хватить, но лучше заранее обсудите вопрос с бухгалтером.
Имейте в виду - на сайте авиакомпании можно выбрать места в самолете, если вам этого хочется. Если подсуетитесь пораньше, то можете занять место у окна. Правда, не все компании позволяют сделать это заранее, но уж во время электронной регистрации это точно можно сделать. Кстати, электронная регистрация - весьма удобная штука, позволяющая не стоять в очередях. В России она может оказаться недоступна, но в США проблем нет никаких - если не считать того, что вам потребуется самостоятельно распечатывать посадочный талон. Как вариант, вы можете регистрироваться не у стойки, а у специального электронного киоска. Результат - то же самый, но киоски есть не у всех компаний и не во всех аэропортах.
О багаже. В салон самолета позволяется взять одну сумку/чемодан (не превосходящий определенных габаритов), а также сумку с ноутбуком. Остальное - в багаж. Кто сколько позволяет, зависит от перевозчика. Так, Дельта позволяет сдать в багаж одну сумку бесплатно, а за каждое дополнительное место следует доплатить пятьдесят долларов.
В салон нельзя брать острое, колющее, режущее (включая маникюрные ножницы). Жидкости должны быть расфасованы в емкости не более чем по 100 миллилитров и упакованы в герметично закрытый прозрачный пакет емкостью не более литра. Имейте в виду - snowballs, страшно популярные в США (прозрачные шары с фигурками/картинками/зданиями, заполненные гелем с блестками), также попадают в категорию жидкостей. Так что если не хотите оставить презент на стойке службы безопасности - сдавайте его в багаж. Также при въезде в США нельзя брать с собой фрукты, овощи и мясопродукты - отберут на таможне для защиты местной живности от возможных скрытых в них паразитов. Так, у меня из сумки выгребли бананы и яблоки.
Ну и напоследок снова о формах. При въезде в США от вас потребуется заполнить еще пару форм - иммиграционную и таможенную. Иммиграционная форма требует указания адреса проживания в США, так что озаботьтесь, чтобы он все время был у вас под рукой. Напоминаю - если адресов несколько, то указывайте первый.
Таможенная форма потребует указать галочками, какие категории вещей у вас с собой имеются. Тщательно прочитайте список и пометьте галочками все, что у вас может оказаться хотя бы теоретически - если перестрахуетесь и укажете лишнее, последствий не будет, но вот если не укажете имеющееся и попадете под проверку, поимеете неприятности. Например, если у вас есть хотя бы одно яблоко, то следует пометить галочкой раздел "Vegetables". Формы выдадут в самолете.
Иммиграционная форма состоит из двух частей. Первую оторвут и оставят себе погранцы. Вторую часть пришпилят в ваш паспорт рядом с визой. При возвращении вы обязаны вернуть и ее. Ее забирают при прохождении погранконтроля. Но имейте в виду: если вы каким-то образом не сдадите ее при отбытии, то получите серьезные проблемы при попытке въехать в США в следующий раз. А вот печати с датой вылета из США на визу не ставят.
Основная часть дальнейшего материала посвящена собственно Нью-Йорку. Некоторая его часть универсальна для всех США, некоторая - специфична для города. Какая именно - точно сказать не могу. Бытует мнение, что как Москва - не Россия, так и Нью-Йорк - не США. Насчет второй части утверждения ничего сказать не могу за неопытностью. Если вас занесет куда-то за его пределы, разбирайтесь сами. В конце концов, это ведь так интересно!
Первое, что следует усвоить в отношении денежной системы, это уникальность американских монет. По-моему, это единственная страна в мире, которая не указывает на них номинал цифрами (исключение - долларовые монеты нового образца, на которых гордо указано "$1"). Более того, я не заметил особого стандарта в оформлении лицевой и обратной сторон мелких монет: одни и те же знаки (например профиль личности) могут оказаться как на той, так и на другой. Наконец, монеты имеют симметрию лицевой и обратной сторон, перпендикулярную российской: чтобы увидеть обратную сторону монеты в правильной ориентации, нужно повернуть ее вокруг не вертикальной, а горизонтальной оси.
Приведенные ниже сведения общеизвестны, но для полноты картины я их привожу. Монеты имеют следующее достоинство (в скобках - материал):
Кстати, на сленге "никелем" называют пятицентовик.
Сдачу там принято давать, причем вплоть до последнего цента. Поскольку цент, как ни странно, далеко не самая мелкая по размерам монета (самая мелкая - дайм), у вас довольно быстро будут скапливаться горы этой весьма крупной по габаритам и тяжелой мелочи. Можете отдавать попрошайкам. Так, уже на финальном пути в JFK я выгреб и отдал борцу за счастье бездомных целую пригоршню центов.
Когда вам говорят что-то типа "я живу в Нью-Йорке", следует явно осведомляться, о чем идет речь.
Во-первых, Нью-Йорк (New York) - это целый штат. Город Нью-Йорк - часть этого штата. И город, и штат обозначаются одинаковой аббревиатурой NY, так что адреса в городе Нью-Йорке включают эту аббревиатуру дважды (не забывайте, в почтовом адресе указывать ее дважды обязательно). Сверх собственно Нью-Йорка в штате есть и другие города. Расположен город на побережье Атлантического океана примерно на тридцать восьмой параллели.
Во-вторых, Нью-Йорк сам по себе состоит из пяти географических районов (borough). Ранее это были отдельные города, но с течением времени они разрослись и были объединены в одно административное образование. Это следующие районы: Манхаттан (Manhattan, читается на голландский манер через "а", а не на английский через "э", как почему-то принято в России), Бруклин (Brooklyn), Бронкс (Bronx), Квинс (Quins) и Стейтен Айленд (Staten Island). Все, кроме Бронкса, расположены на островах. Бронкс тоже расположен на острове, но этот остров очень велик, и Бронкс занимает только его небольшую часть. Когда говорят о Нью-Йорке, чаще всего имеют в виду Манхаттан или, как его называют местные, Сити (City). Именно здесь сосредоточена основная масса знаменитых небоскребов, именно сюда в первую очередь водят туристов, и именно о нем и пойдет речь дальше.
География Манхаттана довольно проста. Это относительно небольшой остров, вытянутый с севера на юг (точнее, с юга на север), и на картах его длинные стороны ориентируются именно так: параллельно направлению "север-юг". В нем выделяются следующие основные районы:
1) Даунтаун (Downtown) - южная часть. В отличие прочих американских городов, где downtown - это просто центральная часть города, Даунтаун Манхаттана - именно нижняя (по карте), южная часть. Здесь находится финансовый район, включающий знаменитую Уолл-Стрит (Wall street), и здесь же сосредоточена значительная часть небоскребов. Здесь в свое время возвышались башни-близнецы Мирового торгового центра (World Trade Center, WTC), уничтоженные в 2001-м террористами с помощью самолетов, а до того являвшиеся самыми высокими зданиями не только Манхаттана, но и всего мира. Возле этого места стоит небольшая церковь, в которой осенью 2001-го располагался штаб по ликвидации последствий обрушения башен. Церковь действующая, но открыта для публики, и в ней расположен небольшой мемориал жертв теракта.
Даунтаун - это то место, с которого начинался Нью-Йорк. Именно здесь в свое время был заложено голландское селение, давшее городу начало (именно поэтому Манхаттан читается на голландский манер). В отличие от остальной более-менее структурированной части города в самой южной его части, называющейся Финансовым районом (Financial District), улицы могут идти вкривь и вкось, пересекаясь под неперпендикулярными углами. Здесь начинающему туристу без языка крайне не рекомендуется оказываться без карты - запросто заблудитесь. Местные с удовольствием подскажут, куда идти, вопрос лишь в том, поймете ли вы их. Ситуация ухудшается тесно стоящими небоскребами, которые делают затруднительной даже ориентацию по солнцу.
Севернее финансового района начинается структурированная система стритов и авеню, образующих правильную перпендикулярную сетку. Стриты (street, улицы) идут с востока на запад и пронумерованы цифрами. Авеню (avenue, проспект) идут с юга на север. Подробнее об авеню - чуть ниже.
Даунтаун кончается на 14-й стрит. Ниже нее расположены два примечательных места - Чайнатаун (Chinatown, Китай-город) и Гринвич Виллидж (Greenwich Village). Гринвич Виллидж - это тихий университетский район, зеленый и сонный. Чайнатаун, как следует из названия, это район, оккупированный китайцами. Когда-то севернее его располагалась еще и Маленькая Италия (Little Italy), которая до сих пор помечена на картах, но фактически давно поглощена Чайнатауном. О них мы еще поговорим.
2) Мидтаун (Midtown) - это центральная часть Манхаттана, которая расположена между 14 и 59 стритами, до Центрального парка (Central Park). Южная часть Мидтауна ничем не примечательна, зато северная - самый что ни на есть рассадник буржуазного загнивания. Именно здесь расположен театральный район с его мюзик-холлами а также второй массив небоскребов (Diamond District), включающий Empire State Building, Rockefeller Plaza и другие знаменитые здания. Сверх того здесь находятся штаб-квартиры новостных корпораций CNN и Fox News, центральный вокзал Нью-Йорка Grand Central, здание ООН и прочие интересные вещи.
3) Аптаун (Uptown) - верхняя часть города от 59 до 110 стрит. Включает в себя Центральный парк, а также кучу самых разных музеев наподобие гигантского Музея естественной истории или Музея еврейского наследия, примостившихся по его периметру.
4) Гарлем (Harlem) - район между 110 и 220 стрит. Как хорошо известно из советской прессы, истинное лицо американского империализма, заселенное преимущественно неграми. Несмотря на большое количество улиц, район относительно маленький и узкий.
Итак, Даунтаун (до 14-й стрит), Мидтаун (до 59-й), Аптаун (до 110-й) и Гарлем (после 110-й) - четыре основных района Манхаттана. Запомните их хорошенько, это имеет важное практическое значение. Направление движения поездов всех линии подземки на указателях описывается именно так: линия такая-то, направление движения - такое-то (Uptown & Bronx, например).
Теперь про авеню. Авеню - это длинные улицы, идущие с юга на север. Некоторые из них нумерованы, некоторые имеют собственное название. Некоторые, такие как Avenue of Americas, она же Шестая авеню, имеют и номер, и название. Нумерация авеню идет с востока на запад. Чтобы запомнить, откуда нумеруются улицы и авеню, используйте простое правило: американцы - антиподы, используют мили и пинты вместо километров и литров, и нулевая точка отсчета у них тоже не слева вверху, как у нормальных людей, а справа внизу.
Помимо авеню имеется еще и знаменитый Бродвей (Broadway). Не ожидайте от него многого, он далеко не broad. Вполне заурядная по ширине улица, основной особенностью которой является ее расположение. В отличие от юго-северных авеню он идет наискосок снизу справа вверх влево, по пути пересекая под острым углом большую часть авеню. Эта остроугольность имеет следствием некоторые забавные вещи типа знаменитого треугольного здания "Утюг" (Flatiron building) на углу Бродвея и Пятой авеню (примечание: нифига это не небоскреб, в нем всего 19 этажей, пусть и высоких).
Основной авеню города является Пятая. Она идет посредине Манхаттана, разделяя его на две части: восточную (Ист-Сайд, East Side) и западную (Вест-Сайд, West Side - помните "Вестсайдскую историю"?) Это тоже весьма важно помнить: дома на стритах по обе стороны Пятой авеню могут иметь одни и те же номера. Поэтому адреса в Нью-Йорке выглядят примерно так: 27 West Side 11th St NY NY, а "27 West Side" и "27 East Side" - это совершенно разные дома. Если вы куда-то направляетесь, всегда точно запоминайте сторону, где расположен искомый дом.
Для туриста наиболее интересной частью является Вест-Сайд. Там сосредоточена основная масса магазинов и достопримечательностей, и там же хорошая прогулочная набережная по берегу Гудзона. В Ист-Сайде интересного мало, и там же расположены основные массивы домов из разряда социального жилья.
Наконец, можно (хотя и не обязательно) запомнить названия проливов, омывающих берега Манхаттана. С восточной стороны расположена Восточная река (East River), с западной - Гудзон (Hudson River). С северо-востока есть еще и Гарлемская река (Harlem River). Все это - действительно океанические проливы, хотя в устной традиции называются реками. Через Восточную реку в Квинс и Бруклин перекинуто несколько мостов, а под ней идут несколько автомобильных туннелей. В даунтауне и мидтауне через Гудзон мостов нет, есть только подземные туннели, но в аптауне от 178-й улицы начинается мост Вашингтона (George Washington Bridge), соединяющий Нью-Йорк и Джерси. Поезда подземки могут пересекать реки и по мостам, и по туннелям.
На этом, пожалуй, о географии все. Далее по тексту дополнительные сведения будут приводиться по необходимости.
Основное, чем занимается турист, - перемещается по местности во всевозможных направлениях. Если вас куда-то везут в рамках организованной экскурсии, напрягать мозги вам не надо: погрузят в автобус у гостиницы и выгрузят у нее же. Однако если вы хотите прочувствовать город по-настоящему, вам потребуется перемещаться по нему самостоятельно. Как именно можно это делать в Нью-Йорке, мы сейчас и поговорим.
Основным методом перемещения для туриста является, разумеется, пеший. Он совершенно бесплатен и позволяет в полной мере насладиться всеми городскими соблазнами. На самом деле Манхаттан - довольно маленький район. С южного побережья до Центрального парка без особого напряжения можно дойти часа за полтора-два, даже если ходьба не является вашим коньком. Пеший путь от восточного побережья до западного в зависимости от части города занимает от получаса на юге до сорока-сорока пяти минут в средней части. Поэтому за два-три дня Манхаттан можно исходить вдоль и поперек, если, конечно, вы в состоянии пройти в день километров пятнадцать-двадцать, пусть и с перерывами.
При перемещении вам необходимо ориентироваться на местности. Вашим основным спутником, по крайней мере, на первых порах, должна быть карта. Бесплатные карты карманного формата навалом лежат во всех отелях. На них прорисованы не только улицы, но и станции подземки и автобусные остановки, которые мы обсудим чуть ниже. Названия улиц, в отличие от России и Европы, приводятся только на указателях, прикрепленных на столбах на перекрестках. Табличек на домах с названиями улиц нет в принципе. Разве что на каком-нибудь заведении гордо будет указан его полный адрес, включающий название улицы. Поэтому на каждом перекрестке сверяйтесь с указателями и картой. Впрочем, кварталы в Манхаттане до чрезвычайности короткие, так что пропущенный указатель будет стоить вам не более пяти минут пути.
В Нью-Йорке есть автомобили (удивительно, ага?) Там, где есть автомобили, имеются и светофоры, а также правила, регулирующие переход улицы. Если автомобильные светофоры там традиционные, с тремя цветами, то пешеходные светофоры сильно отличаются от российских и европейских. Они состоят из двух частей: зеленого или белого идущего человечка и красной растопыренной пятерни. Человечек означает разрешение идти. Ровно горящая красная ладошка означает запрет движения. Но вот МИГАЮЩАЯ красная ладошка означает РАЗРЕШЕНИЕ идти. Собственно, человечек обычно долее нескольких секунд не горит. Вместо него почти сразу начинает мигать пятерня, которая и позволяет переход в течение достаточно продолжительного времени.
Впрочем, если вам сложно запомнить эту систему, не заморачивайтесь. Нью-Йорк отличается затюканными водителями и чрезвычайно наглыми пешеходами. Если вы видите на перекрестке человека, дисциплинированно стоящего на красном сигнале, это почти наверняка иностранец. Местные педестрианы руководствуются следующим простым правилом: подойди к перекрестку, посмотри, нет ли в непосредственной близости быстро едущей машины, и если нет, топай напропалую. Какой при этом горит свет, значения не имеет: даже если красный, то вовремя затормозить - проблема водителя, а не пешехода. Полицейских также игнорируют в упор. Страшно подумать, что случилось бы с местными пешеходами на первом же московском или екатеринбургском перекрестке, но здесь такое поведение в порядке вещей. Водители даже сигналить не пытаются. Единственные, кто отваживается робко побибикивать топающим на красный свет пешеходам сиреной, это полицейские машины, но и те не рискуют идти на это слишком часто. И вообще, там повсюду висят знаки "No horn honking" с угрозами оштрафовать за бибиканье на сумму от 350 до 1000 долларов.
Кстати, раз зашла речь об автомобилях, в плане транспортных пробок Нью-Йорк на удивление приятный город. Средняя скорость движения невелика, километров тридцать в час, пешеходы так и лезут под колеса, но пробок практически нет. Возможно, дело в том, что на большинстве улиц одностороннее движение. Этот факт тоже можно использовать для ориентации: понять, в какую сторону идет нумерация домов, крайне сложно, но если улица знакомая, можно просто запомнить, в какую сторону по ней движутся машины.
Но если в своих исследованиях вы все-таки заблудились (особенно это просто ночью), то не отчаивайтесь. Аборигены весьма доброжелательны и с удовольствием подскажут вам дорогу, если ее знают. Главное - это понять, что они отвечают...
Ноги - это хорошо. Это важно. Однако не всегда это средство передвижения адекватно. Иногда оно просто отказывает, а иногда недостаточно быстро. И тогда приходится использовать общественный транспорт.
Разновидностей общественного транспорта в Нью-Йорке два: метро (вернее, подземка, subway) и автобусы. Стоимость однократного проезда и на том, и на другом одинакова: два доллара. Автобусами я не пользовался, а потому могу про них сказать только, что их довольно много, а остановки часты. В дальнейшем мы сосредоточимся на подземке.
Сеть подземных дорог достаточно развита. Однако нужно понимать, что это не московское метро. Идеология этого вида транспорта отличается от российской - немного, но достаточно, чтобы на первых порах попортить кровь.
Итак, нью-йоркская подземка (сабвей, subway) - это сеть подземных железных дорог, в которой отсутствует однозначное соответствие поезда и станции. Если в Москве на любой станции вы всегда прекрасно знаете, куда отвезет вас поезд, даже если вы сядете на него вслепую, то в Нью-Йорке такой подход, скорее всего, кончится печально.
Подземка состоит из энного количества линий, каждая из которых помечена цветом: синим, красным, зеленым и так далее. На каждой линии обычно ходят поезда более одного маршрута, которые помечаются цифрами и буквами, например 1, 2, С, Е и т.п. Зачастую поезда разных линий и маршрутов прибывают на одну и ту же станцию подземки. Наконец, нечасто, но случается так, что на конкретной станции вы можете сесть на нужный поезд, следующий только в одном направлении, а для обратного направления следует либо проехать до другой станции и там перейти на другую сторону платформы, либо выйти из метро и зайти снова (заплатив за вход заново). Поэтому при входе на станцию внимательно смотрите не только на цвет и номер поездов, но и на доступные через этот вход направления (Uptown, Downtown и т.п.) На самой же станции, если на ней пересекаются несколько маршрутов, обращайте внимания на номер поезда: он указывается у него на морде, на табличках в боковых окнах, а также внутри салона.
Подробные схемы подземки обычно приводятся на всех туристических картах. Кроме того, полную (по всему Нью-Йорку, не только Манхаттану) схему можно бесплатно получить на любой станции, где есть киоск по продаже билетов, то есть практически везде. Однако пользование ими осложняется тем фактом, что объявление остановок хотя и ведется, но не автоматизированной системой с надиктованными хорошим диктором сообщениями, а живыми кондукторами с профессионально-невнятными голосами, разнообразными местечковыми акцентами и по сиплому радио. Разобрать эти объявления бывает достаточно сложно даже местным. Иногда в вагонах присутствуют электронные карты и информационные табло, указывающие следующую станцию и маршрут, но это скорее исключение. Поэтому во время поездки следует тщательно следить за названиями остановок, которые обычно крупно, четко и многократно написаны на стенах всех станций.
Кондуктор, кстати, едет в среднем вагоне. Если вас занесло в метро поздно ночью, как объясняла нам гид, садитесь в этот вагон - и будете гарантированно застрахованы от неприятностей.
Метро работает круглосуточно. Однако поздней ночью (после двенадцати) некоторые поезда ходить прекращают. Об этом уведомляют объявления на станциях, так что читайте их внимательно. Некоторые поезда, например поезд маршрута В до Бруклина в целом и до знаменитого Брайтон-Бича в частности, не ходят по выходным.
Существует три способа купить билет в метро (MetroCard): через автомат, в билетном киоске и в некоторых магазинах возле входа в подземку. Билет представляет собой картонную карточку с магнитной полосой, которую нужно вручную протаскивать через щель-считыватель. Карту при этом следует держать магнитной полосой к себе. Если турникет отказывается вас пропускать, попробуйте провести картой еще раз, быстрее или медленнее: у разных автоматов разные вкусы.
Билетный автомат - весьма примечательное произведение современной технологии. Это массивная конструкция с сенсорным экраном, которая управляется через последовательность нажатий нарисованных на этих экранах кнопок. Общая последовательность такая: выбрать язык (для россиянина, скорее всего, English), выбрать тип билета (см. ниже), выбрать тип покупки (новая карта или пополнить старую), указать тип карты (как правило, туристу нужен простой MetroCard), тип оплаты (наличные, то есть cash, или банковской картой), указать сумму и расплатиться. Банкноты в приемную щель вставляются лицевой стороной (портретом президента) вверх. Автоматы дают сдачу, но, как правило, не более 6 долларов. Я платил бумажками, а банковской картой, которую в США упорно называют "кредитной", даже если она обычная дебетная, я расплачиваться не рискнул: не дай бог не вернет... Впрочем, уже после возвращения мне разъяснили, что система устроена так, что не вернуть карту аппарат не может в принципе: это не банкомат, там нет автономной механики.
Цены и типы билетов следующие.
Однократная поездка в метро (single-ride ticket) стоит два доллара. Такие билеты можно купить только в билетных автоматах. Карта бумажная, действует только два часа после покупки, после употребления выбрасывается.
Многократные поездки также стоят 2 доллара за штуку. Однако карта для них пластиковая, и ее, как я понял, можно пополнять. Можно и не пополнять, а выбросить после того, как на ней кончатся деньги, и взять в автомате новую. Сумма, которая кладется на карту, указывается при ее заказе в автомате или киоске, однако она составляет не менее 4 долларов. Если кладете на карту больше 7 долларов, получаете скидку в 15%. Еще этот тип билета может каким-то образом использоваться для бесплатного автобусного трансфера между станциями метро, если какие-то участки подземки недоступны, но это я не прояснял.
Еще два типа карт, о которых я знаю только теоретически. Первый - Fun Pass стоимостью в 7,5 доллара, позволяющий неограниченное количество поездок в течение одного дня (карта истекает в три часа утра в день, следующий за покупкой, независимо от времени ее покупки). Второй - проездной на неделю, две или месяц (начинают действовать в день покупки, а не с круглой даты), стоят 25, 47 и 81 доллар соответственно.
Метро очень важно еще и потому, что существует дешевый способ с его помощью добираться из Манхаттана в международный аэропорт и обратно. Подробно он описан в разделе 4.4, посвященном аэропорту JFK.
Напоследок следует заметить, что полная схема метро и автобусных линий доступна на официальном сайте http://www.mta.info. Перед поездкой настоятельно рекомендую скачать ее и как следует над ней помедитировать. Это полезно.
Следующий способ перемещаться по городу, это такси. Способ недешевый, я лично им ни разу не пользовался.
Такси в Манхаттане примечательные - ядовито-желтого цвета. Ездят и стоят повсюду, хотя не факт, что свободное подвернется именно тогда, когда это потребуется. На крыше такси всегда есть табличка с его номером. Если номер горит, такси свободно, его можно останавливать и ехать. Если не горит, оно с пассажиром, и останавливать его бесполезно.
Расчет стоимости проезда сложный. Он приведен на табличках на дверцах такси, но здесь я его быстро перескажу. Во-первых, за посадку вы платите 2,5 доллара. Во-вторых, дальше вы платите за пятую часть мили или за минуту стояния в пробке/медленного движения. В-третьих, эта оплата зависит от времени суток (в первой трети дня - одна цена, во второй - другая, ночью - третья). В-четвертых, водителю принято давать чаевые - 15-20% от счетчика.
Единственное исключение в этой системе - поездки между Манхаттаном и аэропортом JFK. Здесь применяется фиксированная цена (flat rate): 45 долларов до/из любого района Манхаттана. Дают ли при этом чаевые, я не в курсе. Наверное, дают. Но стоит ли пользоваться такси, когда дорога до аэропорта может обойтись всего в семь долларов (см. разд. 4.4), решать вам.
Туристов в Нюь-Йорке любят и лелеют. Одним из методов выражения этой любви являются автобусы City tour. Это двухэтажные экскурсионные автобусы, открытые в хорошую погоду и закрытые в дождь и холод, непрерывно курсируют по городу. Двухдневный билет, кажется, стоит 50 долларов. У них частые остановки, причем вы можете выйти на любой, побродить по окрестностям, после чего забраться в следующий автобус и поехать дальше.
Еще одна экскурсионная линия - это кораблики Circle Line. Они крутятся вокруг Манхаттана, причем и по малому, и по большому кругу. Большой круг мне не рекомендовали, потому что на сервере Манхаттана нет ничего интересного. Цену на билет я не выяснял.
Наконец, для особо богатых туристов имеется воздушное вертолетное такси. Цену на него я тоже не выяснял, но летают эти вертолеты над городом и проливами постоянно.
В Нью-Йорке три аэропорта: JFK (ДжейЭфКей, то есть имени Джона Кеннеди, если вы не помните эту аббревиатуру по фильму Стоуна), LaGuardia и Newark. Из Европы вы прибудете в JFK, отбытие в Европу, соответственно, произойдет оттуда же.
Аэропорт большой, состоит из восьми терминалов, но нас волнуют только первые три. Терминалы 2 и 3 (на деле это один терминал из двух соединенных частей) - вотчина Дельты. Если вы летите в Штаты этой компанией, то обязательно окажетесь там. Терминал номер один - для европейских перевозчиков, в частности, оттуда летают Люфтганза и Аэрофлот. Терминалы большие, каждый размером с Домодедово, и расположены на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга, так что если вас встречают, точно обговаривайте место заранее. Ситуация резко усугубляется тем, что мобильная связь там работает крайне скверно. Мой телефон, например, подключенный к Билайну, в роуминге там ловил только сеть Cingular, причем прозвониться куда бы то ни было, равно как и отправить SMS, мне не удалось ни разу. У людей с другими операторами ситуация была аналогичной. Поэтому если вы с встречающими не определите место четко и однозначно, найтись потом окажется практически нереально.
Важная особенность аэропорта в целом - недружелюбность к пешеходам. То есть ходить между терминалами можно - там есть и дорожки, и даже светофоры, но это крайне неудобно: кое-где приходится топать прямо по проезжей части. Основной метод перемещения - это поезд Air Train. Он ходит по большой бетонной эстакаде, проходящей возле терминалов. Из первого терминала на станцию поезда можно пройти напрямую, по системе коридоров и эскалаторов, из второго/третьего придется выйти на улицу и немного попетлять по стрелкам, чтобы найти поднимающий на нее лифт.
Air Train представляет собой замкнутую петлю с двумя ответвлениями. По ней ходит три поезда. Один так и циркулирует по кругу против часовой стрелки (от первого терминала к второму, и так далее), другой объезжает петлю и уходит куда-то к бесплатным автостоянкам, а вот интересующий нас третий также объезжает петлю и уходит к станции метро.
Я обещал описать, как добраться из аэропорта до города за семь баксов вместо сорока пяти. Все просто: в аэропорту вы садитесь на поезд, который идет до станции метро, называемой Sutphin Blvrd (бульвар Сатфин). Через эту станцию проходят три поезда: синий Е и зеленые J и Z. Первый идет в Манхаттан через Квинс, приходит в северный Мидтаун чуть южнее Центрального парка, после чего сворачивает к югу, проходит через Мидтаун и Даунтаун и оканчивается в финансовом районе. J и Z идут через Бруклин, приходят сразу в Даунтаун и заканчиваются возле южных паромов. Собственно, если вы намерены остановиться в гостинице в одном из перечисленных районов, это полностью удовлетворяет ваши нужды.
Сам по себе Air Train бесплатен. Однако выйти из него на станцию Sutphin стоит пять долларов. Сверх того на вход в метро нужно еще два доллара. В стоящих у выхода автоматах можно приобрести специальный билет MetroPass+Air Train на 7 долларов, по которому можно как раз выйти из поезда и спуститься в метро. Ну, и получить 15% скидки, разумеется. При этом можете положить на карту и больше денег, после чего пользоваться ей дольше.
Имейте в виду - здесь нет будки кассира, так что нет и бесплатных бумажных карт метро. Так что заранее поймите, на какой станции в Манхаттане вам выходить, используя карту на http://www.mta.info. И еще - когда вы садитесь возле одного из терминалов, помните, что поезда три, а к метро идет только один. Над дверями при посадке горит табло, указывающее, куда идет поезд, и еще на платформах дежурят служащие, которые с удовольствием подскажут, на какой поезд нужно сесть. Сверх того на платформах есть стенды с буклетами, содержащими схему Air Train.
Двигаясь от Air Train, не перепутайте железную дорогу, идущую на Long Island, с метро. Спуск к железной дороге - раньше и по лестницам/эскалаторам. Спуск к подземке - в конце пути с помощью лифта.
Обратный путь из города в аэропорт аналогичен. Садитесь на один из указанных маршрутов, убеждаетесь, что он идет до Jamaica Center, и едете до Sutphin Blvrd. Там лифтом поднимаетесь до Air Train и едете к нужному терминалу.
Помимо дешевизны этот метод имеет и еще одно преимущество: предсказуемость времени перемещения. На такси вы доберетесь за час при оптимальных дорожных условиях, но если не повезет, и вы встанете в пробке, можете потратить и два часа, и больше. Весь же путь на двух поездах с учетом перехода между ними занимает часа полтора (плюс-минус, зависит от того, куда/откуда в Манхаттане вы направляетесь), причем от пробок они не зависят. Но набросьте еще полчаса на неожиданности - когда я ехал из города, где-то в Квинсе поезд встал намертво посреди тоннеля и минут двадцать-тридцать стоял, ожидая, пока впереди не исправят какую-то "механическую проблему".
Напоследок - приятная новость: в терминале номер один есть Wi-Fi. Я не подключался, но знак видел. Электророзетки найти проблематично, но возле сидений около моего посадочного гейта стояла высокая столбовидная конструкция с несколькими розетками по периметру - вероятно, как раз для целей пользования пассажирами.
Особенно раздувать секцию путеводителя я не намерен. Во-первых, обычно я брожу по городу в гордом одиночестве, так что на достопримечательности натыкаюсь лишь случайно. Во-вторых, в каждом отеле вы обязательно найдете бесплатные city guide, карты с указанием интересных мест, и так далее, так что разберетесь сами по ходу дела. В-третьих, Гугл по запросу "new york city guide" вывалит вам кучу ссылок. В-четвертых, кто-то любит арбуз, а кто-то - свиной хрящик, так что мои интересы с вашими могут и не совпасть. Но несколько интересных, на свой вкус, точек я перечислю.
Первое. Разумеется, Статуя Свободы, расположенная на Liberty Island. С юга Манхаттана, с пристани в историческом Батарейном парке (Battery Park), туда ходят экскурсионные паромы. Помимо Статуи Свободы они заходят на Ellis Island, где в свое время работало иммиграционное бюро, а теперь расположен музей иммиграции. Стоит поездка двенадцать долларов на человека (просто поездка) или восемнадцать (с аудиотуром, русского языка нет), детям скидки. Она предваряется усиленным досмотром по классу аэропортового, то есть с выворачиванием карманов, сниманием поясов и курток и так далее. Плюс к тому там большие очереди - минимум на двадцать-тридцать минут. На самом острове делать особенно нечего, кроме как пофотографировать Статую и походить по сувенирным лавкам. Подняться в саму Статую нельзя, можно только на постамент и за отдельную плату. Ровно те же сувениры можно купить и на берегу возле пристани, и по всему городу. Единственная уникальная вещь, которую я там обнаружил, это машина, которая за три бакса выгравирует вам большую сувенирную монету из меди.
Держите в уме, что, как и всегда на открытой воде, на острове холодно. Существенно холоднее, чем в Манхаттане. Если на корабле вы еще можете спуститься в закрытое помещение, то на самом острове сильный, ничем не сдерживаемый ветер способен быстренько вас заморозить. Обязательно возьмите с собой что-нибудь из дополнительной одежды, как если бы рассчитывали на по крайней мере десятиградусное понижение температуры.
Если вам не хочется тратить время, деньги и нервы на осмотр Статуи вблизи, существует совершенно бесплатный, быстрый и ненапряжный метод - паром на Staten Island. Он отправляется из того же Батарейного парка, только пристань расположена немного восточнее. Над зданием пристани огромными двухметровыми буквами написано "STATEN ISLAND FERRY", так что не пропустите. Прямо в здании пристани расположена конечная станция маршрута метро за номером 1 ("South Ferry"). Отходит паром каждые пятнадцать минут, идет до точки назначения минут двадцать и по пути проходит метрах в трехстах от Liberty Island. Вполне достаточно, чтобы разглядеть Статую и нафотографироваться вдоволь, особенно если камера с хорошим трансфокатором. При погрузке в Манхаттане на пароме следует встать у окон по правому борту. Ехать смотреть лучше в первой половине дня: после обеда солнце светит ей в правую подмышку (рука с факелом), так что большая часть статуи оказывается в тени, и хороших снимков вы не получите.
Когда вы приедете на Staten Island, то можете просто подождать обратного парома и уехать. Но там висят карты местных достопримечательностей, в частности музея Staten Island, так что если есть желание, можете походить по окрестностям. У меня к тому моменту уже не было сил, так что я не пошел.
И еще с парома издали видно то, что можно назвать одним из чудес света: мост Веррацано (Verrazano или Verrazano-Narrows Bridge), соединяющий Стейтон Айленд и Бруклин. Это подвесной мост длиной в четыре с половиной километра, стоящий всего на двух пилонах по краям пролива. Длина центрального висячего пролета - тысяча триста метров. Это самый длинный подвесной мост в США, длиннее даже знаменитого моста Золотые Ворота (Golden Gate) в Калифорнии, и восьмой по длине в мире (на момент постройки в 1964-м он был самым длинным и в мире тоже, а на сегодня самый длинный мост - двухпилонный Акаси-Кайкё в Японии, его средний пролет почти ровно 2000 метров). К сожалению, близко посмотреть на этот шедевр инженерной мысли мне не удалось, о чем я страшно жалею.
Второе. Небоскребы финансового района и, в частности, место, где до 2001-го года стояли башни WTC. После того, как руины башен расчистили, место назвали Ground Zero и поставили там памятник жертвам. Но теперь планы изменились, и на этом месте планируется возвести новый комплекс сооружений. По состоянию на осень 2008-го там идут работы над подземными ярусами, первые здания должны быть возведены к 2011-му году. По нашим меркам темп строительства невероятный, но должны успеть.
От этого места, кстати начинается так называемый Path - специализированная линия подземки, соединяющей Манхаттан с районами Нью-Джерси по ту сторону Гудзона. Я не ездил, но если у вас есть необходимость (например если вы живете в гостинице в Джерси), то это полезная штука.
В самом начале Бродвея (не перепутайте с Broad street, там совсем рядом есть и такая) стоит знаменитый бык - символ Нью-Йоркской биржи. Среди туристов почему-то почитается правильным подержаться за него как спереди (за рога и морду), так и сзади, за части, которые американцы скромно называют balls. Вроде бы это приносит какую-то удачу.
Знаменитая Уолл-стрит (Wall street) и ее биржа находятся там же. Биржу вы не пропустите: это такое относительно невысокое здание, на котором вывешен гигантский, в несколько этажей высотой и полста метров в длину, американский флаг. Возле нее всегда толпится куча туристов, а вот шеренги безработных брокеров с табличками "Готов работать за еду", несмотря на мировой финансовый кризис, я почему-то не заметил.
На восточном конце Уолл-Стрит имеется пристань, возле которых покачивается несколько парусников (без парусов). Зрелище любопытно, но не слишком. На парусники можно пройти с билетом Морского музея, но я не ходил. Там же стоит приличных размеров торговый центр, где можно пообедать и затариться покупками.
Через восточную реку из Даунтауна в Бруклин переброшены два длинных моста: Бруклинский и Манхаттанский. По обоим можно гулять. Предпочтительнее Бруклинский мост (он самый южный). По нему пешеходы идут по дорожке по центру, причем высоко над потоком машин, так что с него открывается красивый вид на все стороны. Можно пройти и по Манхаттанскому мосту, но там пешеходные дорожки проложены по бокам моста на одном уровне с дорогой и рельсами подземки, так что вид открывается только в одну какую-то сторону, да еще и сквозь частую решетку.
Здесь же, в Даунтауне, расположен Китай-город, он же Чайнатаун. В ходе прогулки прямо в его сердце можно попасть, если прийти из Бруклина по Манхаттанскому мосту. Если хотите китайской экзотики, то здесь ее море. Ну, и куча дешевых китайских ресторанчиков присутствует, в них можно пообедать.
Наконец, по западному побережью Манхаттана, вдоль Гудзона, тянется очень хорошая набережная, по которой приятно гулять.
Третье примечательное место - это север Мидтауна. Там тоже куча небоскребов, включая знаменитый Empire State Building, первый (построен в 1931-м) и до сих пор один из самых высоких небоскребов Нью-Йорка и мира. На этот небоскреб можно подняться - наверху есть смотровая площадка для всех желающих. Входите со стороны Бродвея и следуйте за общим потоком народа. Придется, правда, постоять в очередях, заплатить 19 долларов за билет и подвергнуться досмотру. Еще при входе вас обязательно щелкнут на фотоаппарат с тем, чтобы при выходе попытаться впарить за 25 баксов вашу фотку на фоне небоскребов (монтаж) в комплекте с парой DVD. И держите в уме, что на вершине здания очень сильный ветер, так что одевайтесь тепло, как если бы направлялись на открытую воду.
Этот район носит название Бриллиантового (Diamond District). Здесь хорошо гулять, в том числе по магазинам, которых очень много.
Рядом расположен Театральный район с его знаменитыми мюзик-холлами. Чесслово, "Мама миа!" по уровню постановки ничем не превосходит спектакли нашей екатеринбургской Музкомедии, а то и уступает ей, декорации откровенно убогие, а цена в 120 долларов за билет... м-м-м, кусается. Москвичи тоже пожали плечами: ничем не лучше того же мюзикла, который сейчас идет в Москве, только на русском.
Еще одно место, где можно хорошо погулять, это Центральный парк (это уже Аптаун). Это очень большой парк к северу от Мидтауна, где куча асфальтированных дорожек, больших полей и лужаек для занятий спортом и просто ничегонеделания, а также несколько прудов, включая большой центральный пруд. Здесь есть лодочная станция, а также контора по прокату велосипедов и зоопарк (до которого я, к сожалению, не дошел). Лодочную станцию я видел, а велосипедную контору так и не нашел, хотя, в общем, и не искал сильно. Но на карте она помечена, и указатели висят. Кстати, это еще один вариант перемещения по городу: взять байк напрокат и наездиться вдоволь. Правда, с магазинами будет напряг.
По периметру парка расположены музеи. На картах они помечены. Самый большой из них - Музей естественной истории на западной границе парка (прямо возле него - станция подземки). Там три уровня и куча тематических залов. К сожалению, я до него дошел уже ближе к вечеру, и в этот день несколько залов закрывались рано, так что внутрь я не пошел. Вход в музей... хм, платный, но странно платный. Для билетов помечена предполагаемая цена - начиная от 15 долларов. Но эта цена, как поясняла гид, именно что предполагаемая, то есть вы платите ее добровольно. Можете заплатить меньше, можете - больше. Можете заплатить вообще один доллар.
Это те точки, которые я обошел ногами. Если вы тоже решите гулять самостоятельно, имейте в виду: наиболее интересны Пятая и Шестая авеню, а также Бродвей. Именно там самая большая концентрация магазинов, именно там расположено большинство городских скверов. К востоку от Пятой авеню (в Ист-сайде - не забыли?) магазинов и достопримечательностей становится резко меньше. Там расположены основные массивы социального жилья, которое разрешают снимать только людям с низкой зарплатой и у которого устойчивая репутация места для неудачников и криминальных элементов. В целом для общего знакомства с Манхаттаном требуется два-три дня, за которые нужно намотать на ботинки километров пятьдесят-шестьдесят.
Кстати, еще вы можете смотаться на знаменитый Брайтон-Бич (Brighton Beach), центр крупной русской общины в Нью-Йорке. Он расположен на юге Бруклина, и там, говорят, красивая деревянная пристань, а также неповторимая совковая атмосфера. Туда идут поезда маршрутов В и Q, но первый из них вроде бы в выходные не ходит.
Еще одна важная проблема для путешественника - это добыча пропитания. Разумеется, с голода в Штатах вы не умрете: кафе, ресторанчики, пиццерии и так далее попадаются на каждом шагу. Вопрос лишь в том, что именно вам подадут, а также в цене.
Граждане, имейте в виду два следующих факта. Факт первый: если блюдо в меню не помечено как острое, много перца и горчицы в него не положат, и есть его, скорее всего, можно. Ну, пожжет немного во рту в крайнем случае. Но если оно помечено как острое, трижды подумайте, стоит ли его заказывать. Оно ДЕЙСТВИТЕЛЬНО острое, причем настолько, что с непривычки прожжет ваш желудок насквозь. Если у вас проблемы с ЖКТ, сразу забудьте про такие блюда, как бы невинно ни выглядели их описания. Данная проблема особенно актуальна в отношении мексиканской и китайской кухни.
Второй факт: в Штатах просто обожают класть лед в напитки. Если не хотите льда, говорите об этом сразу. Не факт, правда, что вас послушают.
Стоимость питания зависит от места. На оживленной улице вам могут за четыре-пять долларов впарить хот-дог, который в другом месте стоит доллар. Стоимость полулитровой емкости с напитком колеблется в районе 2-3 долларов. В заведениях быстрого питания типа БургерКинга большой бутерброд со стаканом напитка обойдется вам в 5-7 долларов в зависимости от размера. Стоимость блюд в китайских ресторанах в среднем колеблется в районе 9-15 долларов, плюс к ним бесплатно подаются чайничек настоящего зеленого чая (без сахара, разумеется) и предсказательное печенье. Имейте в виду: размеры порций в китайских ресторанах таковы, что ими можно просто обожраться, так что, скажем, жареный рис с креветками (shrimps) можно брать на двоих.
В целом с учетом своего туристического статуса, незнания дешевых мест и нежелательности использования быстропита можно закладывать на питание (и, что немаловажно, питье в промежутках) примерно 50 долларов в день на человека. Если в гостинице приличный завтрак по типу шведского стола, который в США называют continental breakfast, то тогда 30-40 долларов. Но еще имейте в виду, что неизбежные чаевые (которые сегодня принято называть не tips, а gratitude) увеличат эту сумму процентов на пятнадцать.
К разряду золотников, которые малы, да дороги, можно отнести следующее.
Первое. Для звонка с мобильного телефона в роуминге можно использовать те же номера, что и в России, если номер записан в телефонной книге через "+7". В качестве альтернативы вместо "+" можно использовать код "011", т.е. "+7" трансформируется в "0117". Удостоверьтесь, что у вас на счету достаточно средств для роуминга: так, в "Билайне" минута звонка из США в Россию стоит сто рублей, причем примерно на шестистах рублях ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО баланса роуминг отрубается. И не забывайте, что в роуминге вы платите как за входящие, так и за исходящие звонки.
Второе. Электрические вилки в США - двухштырьковые, с плоскими контактами. Напряжение - 110 вольт/60 Гц. Перед поездкой удостоверьтесь, что блоки питания ваших устройств поддерживают это напряжение, а также обзаведитесь соответствующими адаптерами для вилок. Адаптеры, впрочем, можно купить и аэропортах, а иногда даже и на самолетах. Стоимость - 2-7 евро, если в Европе.
Третье. Ценники в магазинах не являются окончательными. Они не включают налог с продаж, составляющий 7,5%, а иногда также и дополнительные налоги. Эти суммы будут добавлены к чеку в момент оплаты, и пусть это не явится для вас неожиданностью. Налог, однако, не добавляется в заведениях общепита, так что тамошняя цена на еду - окончательная.
Четвертое. Нью-Йорк - безопасный город. По улицам можно ходить без опаски даже после наступления ночи. Но учтите, что полицейским там принято подчиняться безоговорочно, а во многих публичных местах (как в упомянутом выше Empire State Building) вам придется проходить полный досмотр по типу аэропортового. И я не думаю, что соваться глубокой ночью в районы Гарлема или социального жилья будет удачным способом времяпровождения.
Пятое. Забудьте слово "негр". Оно считается оскорбительным. Некоторые местные негры понимают по-русски, и, оговорившись в публичном месте, вы можете внезапно для себя получить по морде - ныне свободные дети африканских саванн не станут разбираться, откуда вы приехали и как на самом деле относитесь к чернокожим. Вслух используйте только "afro" или "black".
Шестое. Учтите, что в Нью-Йорке временной сдвиг - минус восемь часов от Москвы. И когда в Москве (и на остальной территории России) уже ночь, в Нью-Йорке все еще день. А потому до хотя бы частичной акклиматизации (первую пару суток) ни в коем случае не планируйте ничего, требующего концентрации внимания, на вечерние часы. Все равно будете не столько делом заниматься, сколько отчаянно бороться со сном - и не факт, что вы победите. Заснете даже в мюзик-холле под музыку любой громкости. Вообще же заложите на акклиматизацию не менее четырех дней.
И еще одно. Если у вас по какой-то причине нет платежной (дебетной или кредитной) карты - Visa, MasterCard, American Express или любой другой, настоятельно рекомендую обзавестись таковой перед поездкой. Желательно - двумя, от разных банков, на тот случай, если одна внезапно откажет (угу, случается такое - лично напарывался; особенно это забавно, когда пытаешься оплатить отель). Расплачиваться картой можно практически везде. Для поездки в Штаты лучше иметь долларовую или мультивалютную карту Visa - это позволит избежать снятия дополнительных комиссий при конвертировании из расчетной валюты платежной системы в местную.
Гостиницы в Нью-Йорке дороги. На Манхаттане ниже чем за 200 долларов в день (без налога) найти комнату можно лишь с большим трудом (точнее, мне говорили, что это очень просто, но, похоже, просто лишь для знающих людей). Возможно, следует искать отель в Квинсе, Бруклине, Стейтон Айленде или Джерси, там цены ниже (например, в Ньюарке можно найти гостиницу за 130 долларов в сутки за одноместный номер, включая налоги). Поиск гостиниц можно вести по сайту http://www.nyc.com (там хорошая поисковая система), но имейте в виду: это коммерческая контора, осуществляющая посредничество при бронировании, и отелей ниже трех звезд там просто нет.
В Нью-Йорке я жил в двух гостиницах.
Первая, которую оплачивала Олли, называется Millenium Hiltom. Высоченный черно-стеклянный кирпич через дорогу от строительства на месте бывшего WTC. Скоростные лифты - при подъеме на сороковой этаж просто закладывает уши. Континентальный завтрак включен в цену номера. Интернет по кабелю или через Wi-Fi: 6 долларов в час или 13 долларов в день. Всем хорош, но дорогой: за двухместный номер - 250 долларов в день с человека.
Поскольку получилось так, что в Нью-Йорке я побывал в два приема с недельным перерывом, дешевую гостиницу на второй срок я нашел сам в Гринвич Виллидж. Называется Larchmont Hotel, расположена на 11-й улице (27 West 11th St.) Номера разные по цене, но самые дешевые одноместные - от 90 долларов в сутки. Обстановка дешевых номеров спартанская: кровать, письменный столик, шкаф, пара стульев, телевизор и умывальник... ага, еще кондиционер в окне. Туалет и душ - в коридоре, мыло-шампунь-полотенца-халат предоставляются. По европейской системе - 1,5-2 звезды. При бронировании, заразы, блокируют на карте на 50 долларов больше - на случай повреждения или покражи обстановки, а завтрак, включенный в цену номера, смехотворен: стакан сока или кофе и булочка. Там довольно тихо (если только вам не достанется номер по соседству с туалетом), и если вы не намереваетесь сидеть в номере круглые сутки, то для ночевки комната вполне сойдет, тем более что она расположена в ста метрах от Пятой авеню и в трехстах - от Шестой. Что удивительно - есть бесплатный Wi-Fi.
Ну, и напоследок - некоторый набор несистематизированных впечатлений, задержавшихся в памяти.
Мне повезло оказаться в Нью-Йорке 31-го октября. Для тех, кто не в курсе: последняя ночь октября (с 31 октября на 1 ноября) - это Хеллоуин. Соответственно, в Гринвич Виллидже я стал свидетелем классических американских сцен: выставленные в окошках и пришпиленные к стенам привидения, скелеты и ведьмы, детишки в костюмчиках, бегающие за конфетами, и так далее. На башне публичной библиотеки на Шестой авеню, этакого домищи в стиле средневекового замка с башней, повис огромный шевелящийся паук. Часов в семь по Шестой авеню двинулся Хеллоуинский парад: толпа народа в костюмах (от сложных и проработанных вплоть до самых примитивных типа наклеенного шрама), некоторые сами по себе, некоторые группами. Шли вполне профессиональные оркестры, ехали грузовики и прочие транспортные средства, на которых плясали развлекающиеся аборигены в тематических костюмчиках, а возле выстроенных вдоль авеню барьеров толпился народ. Спустя какой-то час толкания в толпе мне удалось пробиться к самому барьеру и рассмотреть это шествие в подробностях. К огромному сожалению, без вспышки и с рук моя камера четких снимков ночью не дает, а вспышка далеко не доставала. Закончилось шествие в одиннадцать, а мне так и не удалось поужинать, поскольку в одиннадцать уже и спать пора.
Что удивительно - температура на улице была хоть и не совсем низкой, но вряд ли выше пятнадцати градусов. А народ, особенно девушки, сплошь и рядом щеголял обнаженными плечами, торсами и ногами. Вот и говори после этого, что американцы - южные создания и холод переносить не умеют...
Вопреки широко известным штампам о том, что Нью-Йорк - каменные джунгли без единого зеленого листочка, должен ответственно заявить: это весьма зеленый город. Тут и там попадаются скверы и скверики, деревья вдоль улиц, и это даже не упоминая огромный Центральный парк. Просто в отличии от России за зеленными насаждениями здесь принято ухаживать, а потому невозможны ситуации, когда деревья беспорядочны натыканы вдоль улиц и домов, сорят по осени листьями, а по лету пухом, разрастаются, гниют и обрушиваются на линии электропередач. По скверам ездят машины-пылесосы, собирающие опавшие листья, трава под деревьями ухожена и выстрижена, а земля вокруг корней, если деревья растут на тротуарах, заложена каменными кирпичами и не дает окружающей грязи. В скверах живут беспардонно-наглые, почти как местные пешеходы, белки. Подачек они не просят, кормить их, кажется, запрещено, но по дорожкам и газонам прямо под носом у людей они шныряют постоянно. Голуби, кстати, там тоже наглые. И чайки тоже.
Еще считается, что в Америке куча страдающих ожирением людей, едва ли не каждый второй, и все это - из-за их вредной жирной пищи. Бред. Специально обращал внимание - страдающих ожирением людей, то есть ненормально тучных, практически нет. Люди с некоторым лишним весом есть, но их на глаз ничуть не больше, чем в России, а то и меньше. Больше всего толстяков, кажется, среди негров. Раскормленных жирных теток, в каких у нас превращается половина женщин старше тридцати, я вообще видел исключительно среди негритянок, белые женщины как на подбор спортивные и подтянутые независимо от возраста. Уже потом мне говорили, что Манхаттан - не Америка, как Москва - не Россия, но сейчас я описываю то, что видел своими глазами.
Вообще в Штатах популярен здоровый образ жизни. Действительно популярен, не на уровне пропаганды, а на бытовом уровне. На улицах Нью-Йорка огромное количество бегунов и велосипедистов (и даже самокатчиков). Больше всего их встречается в парках и на набережных, но попадаются они в любом месте, вплоть до центральных улиц. В Центральном парке мне попалась девица лет тридцати, которая бежала шустрой трусцой, толкая перед собой коляску с младенцем. Типовые газировки - из разряда diet. На всех упаковках продуктов указана их калорийность и состав по белкам, жирам, углеводам, соде, растительным волокнам и фиг знает чему еще. Практически нет курильщиков. Курение в отелях и людных местах запрещено практически повсеместно, и хотя на улицах нет-нет да смолят папироски, в целом курильщик там большая редкость. И, соответственно, практически нет магазинов, где продаются сигареты - за все время я заметил только один. Ситуация типа российской, когда пачками сигарет увешаны огромные стенды у каждой магазинной кассы, там немыслима. Граждане-курильщики, делайте выводы, чьим уделом в современном мире является курение.
Кстати, о велосипедах. Как я уже сказал, их там море. Те, на которых не ездят, оставляют на улице. Повсюду велосипеды, пристегнутые к самым разным местам цепями огромной толщины, едва ли не якорными, с увесистыми навесными замками (замок европейского стиля - тросик в пластике и с кодовым замком - мне не попался ни разу). У некоторых снято седло, у других - еще и переднее колесо. То ли их так обворовывают, то ли хозяева сами снимают, уходя, от греха подальше. Особенно забавно смотрятся байки, пристегнутые к перилам у входа в метро, прямо рядом с табличками вида "Велосипеды не ставить, прикрепленные к этим перилам велосипеды будут изъяты и эвакуированы в бюро находок по такому-то адресу".
По байкам очень много можно сказать о качестве дорог если не в стране, то в городе. Например, в России типичный велосипед - это горный или псевдогорный хардтейл с толстенными ребристыми шинами, амортизированной передней вилкой и, как следствие, почти нулевым накатом, вынуждающий счастливого владельца без устали работать ногами даже на гладком асфальте. Без передних амортизаторов у нас продаются разве что китайские велосипеды за сто баксов в "Монетке" и аналогичных супермаркетах. И это логично: даже на "хорошей" дороге без амортизатора руль в любой момент может выбить из рук на незамеченной колдобине. В Штатах же типичный велосипед - это тот же хардтейл, но с жесткой передней вилкой и тонюсенькими гладкими шинами-сликами. Ну не нужны на их дорогах амортизаторы и толстые шины. Типовые велосипеды - это либо откровенно гоночные конструкции, либо не менее откровенные односкоростные ситибайки с корзиной на руле. И это отнюдь не дешевые модели: стоимость велосипедов с жесткой вилкой в одном магазинчике на 6 Авеню начиналась от 500 долларов, один такой я углядел аж за две с половиной тысячи (типа настоящий гоночный), а единственный замеченный мной горный байк стоил в районе презрительных полутора сотен.
Еще одно наблюдение по поводу законопослушности американцев, точнее, ее отсутствия. Вдоль всех обочин стоят машины, и крайние полосы проезжей части, кажется, перманентно задействованы под стоянки. Кинофильмы про Штаты говорят правду - на этих обочинах попадаются счетчики платной парковки. Однако я ни разу не видел, чтобы они были задействованы. То есть машины рядом с ними стоят совершенно спокойно, но скормить счетчику денежку даже в голову никому не приходит. Уже после того, как я выложил первый вариант этой статьи, несколько человек указали мне, что на самом деле эти счетчики весьма уважают и всегда их используют, но я излагаю то, что видел сам. Может, мне просто так повезло.
О языке. Способность понять говорящего американца, по моим наблюдениям, зависит от множества индивидуальных факторов этого говорящего. Я не блещу разговорным английским, но мне попадались люди, которых я почти не понимал даже при размеренной речи, и люди, которых я прекрасно понимал даже тогда, когда они тараторили на повышенной скорости. В целом понимать американцев проще, чем англичан - у них более резкое и жесткое произношение, делающее слова более понятными для русско... хм, русскоговорящего? Русскослышащего? В общем, для российского уха. Кстати, "большое спасибо" там звучит как "thank you a lot", а не "thank you very much", как учат у нас в школе.
Вопреки еще одному распространенному штампу в Нью-Йорке также хватает и симпатичных девиц. Не обязательно красивых, но именно симпатичных. Чесслово, ничуть не меньше, чем в России. Возможно, дело в том, что я мало видел там людей с неприветливой физиономией и опущенными вниз в тоскливой угрюмости уголками рта. Любая более-менее красивая девушка в России все время настороже, все время готова дать решительный и окончательный отпор любому зарвавшемуся хаму, зыркая по сторонам с напряженной, а то и откровенно затравленной миной. Если попытаться с ней заговорить, то для начала придется пробить толстую броню настороженности и ожидания подвоха, и хорошо если в ходе пробивания вас не отправят в одиночное эротическое путешествие. Американцы же в целом и американки в частности хотя и замкнуты сами по себе и редко лезут с вопросами, но гораздо более открыты, когда к ним обращаешься. Они не носят постоянно фирменную широкую улыбку, это тоже миф, но доброжелательно помочь в ответ на "Excuse me, may I ask a question please?" и улыбнуться в ответ на улыбку не отказывается никто.
Да, у американцев, как и во всем мире, хватает проблем, в том числе проблем серьезных. Но в целом это вполне приятные в общении люди, куда более близкие к нам по менталитету, чем якобы вполне реальные альтернативы в Китае и Азии. И барьеры, которые политики в последнее время вновь искусственно возводят между нашими странами через нагнетание антиамериканской пропаганды, глупы до невозможности.
Ребята, давайте жить дружно, а?
|
|