Марир: другие произведения.

С новым, хозяйственным!

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 02/01/2010.
  • © Copyright Марир (yehudinfo-1@nana10.co.il)
  • Обновлено: 02/01/2010. 7k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    У нас в Израиле по четвертой координате, по времени, есть определенная раздвоенность - официально или полуофициально мы живем по двум календарям: еврейскому и общепринятому в цивилизованном мире, к которому, надеюсь, Израиль относится - григорианскому.


  •    Реувен Миллер
       Дорогие читатели! Обращаюсь к тем из вас (а таких, полагаю, большинство), ощущающих сегодня душой и телом наступление Нового года, нового десятилетия не столь уж давно ставшими новыми века и тысячелетия по григорианскому календарю.
       Тем же, кто считает, что григорианский Новый год - это плохо для евреев, советую прекратить чтение и переключиться на что-нибудь другое.
      
       Скажу только, что у нас в Израиле по четвертой координате, по времени, есть определенная раздвоенность - официально или полуофициально мы живем по двум календарям: еврейскому и общепринятому в цивилизованном мире, к которому, надеюсь, Израиль относится - григорианскому.
      
       В еврейском календаре есть, аж, четыре Новых года, причем ни один из них не приходится на первое января. Так уж, сложилось у нас, что во времена, предшествовавшие рассеянию еврейского народа, возникли несколько важных для всего народа годичных циклов, отсчет которых начинался от определенных дат. Правила, устанавливающие эти циклы, со временем обрели статус заповедей. Существовало 4 таких цикла и, следовательно, и четыре Новых года:
      
       Первый отсчитывается, согласно Торе, с 1 нисана - месяца Песаха, памяти Исхода из Египта. 1-й месяц - нисан, 2-й - ияр и т. д.
       Кроме того, эта дата считалась Новым годом для отсчета правления царей: если, например, некий царь начал царствовать, скажем, в адаре, то с 1 нисана начинается 2-й год его царствования. Поэтому с 1 нисана - новый год для отсчета месяцев и всего, что связано с еврейскими царями.
      
       С другой стороны, во времена Храма, по крайней мере, в один из трех праздников года (Песах, Шавуот и Сукот), еврей совершал паломничество в Иерусалим. Отсчет этого года, года, в течение которого следовало совершить паломничество, также начинается с 1 нисана.
       В те же времена Храма каждый еврей должен был отделить десятую часть своего скота, чтобы съесть его в Иерусалиме. Отсчет года, в течение которого надо было отделить эту десятину, начинался 1 элула.
      
       ТУ бе-шват, 15 швата - это Новый год для деревьев, начало года для отсчета урожая деревьев для отделения от него десятины.
      
       И, собственно, Новый год, по-еврейски - Рош а-Шана, 1 тишрея - это Новый год для счета годов (то есть, именно 1 тишрея отсчитывают, сколько лет прошло от Сотворения мира) и для суда Создателя над всеми людьми и странами.
      
       Таким образом, получается, что первый по счету месяц - это месяц нисан, который приходится на весну (март-апрель), а один год сменяет другой в месяце тишрее - седьмом по счету (сентябрь-октябрь).
      
       Так вот, нравится это кому-то или нет, но 1 января в Государстве Израиль, наступает пятый из Новых годов. Назову его хозяйственным. Ибо это - реперная дата для налоговиков. Данные о хозяйственной деятельности бизнесов и отдельных граждан подаются им именно по состоянию на эту дату. Скажу больше. Даже те граждане, которые в общественно-хозяйственной жизни не участвуют, а григорианское исчисление на духу не признают и другим не советуют, тем не менее, пособия от Государства, из средств, собранных налоговиками с общества, не отказываясь от них, регулярно получают, привязанными к графику григорианского календаря.
      
       Потому Новый год по-григориански, сегодня ничуть не менее важная дата, чем ТУ бе-шват и Алеф бе-элуль в древности. И это ничуть не противоречит канонам иудаизма.
      
       Мне далеко за примерами ходить не надо. На кошернейшей ("ля меадрин") мельнице, где я зарабатываю себе на хлеб насущный, создавая главный продукт хлеба насущного для жителей Иерусалима и окрестностей, уже вторую неделю проводятся направленные действия на оптимизацию экономических показателей, дабы предприятие наше в новогоднее утро выглядело, как можно лучше в глазах налоговиков. И это, без всяких покушений на качество продукции и его кошерность.
      
       И, как обычно, 31-го декабря, в четверг, начиная с вечера, в данном случае, предновогоднего, и до предшабатного закрытия фирменного магазина расположенного рядом завода-пекарни "Анджел", жители Иерусалима будут бесперебойно снабжаться всевозможными видами хал, испеченных из нашей с коллегами муки, к шабатному кидушу, который произносят менее, чем через сутки после звона полуночных бокалов с шампанским!
      
       Вот такой дуализм существования.
      
       Лет пятнадцать назад, на заре зеленой олимской юности, я с удивлением прочитал на заборе, окружавшем малюсенькую тогда, совершенно не по-столичному занюханную, иерусалимскую тахану мерказит (центральную автобусную станцию), некое дадзыбао, которое, как узнал позднее, называется в еврейской традиции "пашквиль", гласивший по-русски, что не гоже евреям встречать григорианский Новый год, ибо 1 января отмечается христианами как день рождения папы римского Сильвестра, махровейшего юдофоба.
      
       До того мне доводилось, в силу жизненных обстоятельств встречаться с христианами. Такими же христианами, как я - иудей, хотя нет, наверняка, в большей мере, ибо мы, в силу советского воспитания были пропитаны духом русской литературы, несущей мед и яд православия, но не были настолько же знакомы с еврейской традицией и культурой. То есть, чуждое нам, было органично для них. Тем не менее, встретив в их компании не один десяток Новых годов, никогда от них не слышал ни о каком Сильвестре. Про Деда Мороза - да, про Снегурочку - да, а, вот, по Сильвестра - никогда! И само собой - мои-то "христиане" были православными, как и подавляющее большинство их в СССР. А про Сильвестра, может, и слыхали где-нибудь в Прибалтике? Так, ведь, только там. Но, само собой, из-за повышенной концентрации еврейских гаонов (гениев) в прибалтийских краях, пугало Сильвестра пытаются втянуть в общееврейскую традицию.
       Я многократно задавал разным борцам с празднованием Нового года простой вопрос: "А вот, скажите, уважаемые, если например, Песах придется на 20-е или 22-е апреля, что вполне реально, то следует ли его праздновать в эти дни? Ведь это даты рождения таких юдофобов как Гитлер и Ленин? Или Хануку, если она выпадет на 21 декабря, годовщину рождения Сталина?" Ответа нет.
       Может, кто из вас, читатели мои, разъяснит?
      
       А, ведь, по уму, если, уж, и связывать как-то идеологически празднование Нового Года с галутными гойскими рудиментами, то это - максимум, тоска по исчезнувшему советскому галуту, в котором далеко не сразу после рождения новой империи придумали общенародный праздник, перелицованный из рожденственских атрибутов, но без всякой тени их христианского смысла. Это - ностальгия по детству и молодости, которые не вернешь, да и не нужно. Просто, приятно вспомнить!
      
       Так, с наступающим Новым хозяйственным 2010 годом, дорогие читатели!
       За наши и ваши парнасот и ахнасот, за окончание мирового кризиса вкупе с глобальным потеплением и исламским джихадом!
       Чтобы вы были нам, и главное себе, здоровы, остальное - купите!
       И зол зайн нахес ин де киндерс!
       Подымаю бокал с кармельской шипучкой.
       Лехаим, идн!
      
       От имени и поручению Антипартийной Группы Товарищей - Реувен Миллер.
      
       Иерусалим 31.12.09
  • Комментарии: 1, последний от 02/01/2010.
  • © Copyright Марир (yehudinfo-1@nana10.co.il)
  • Обновлено: 02/01/2010. 7k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка