Эти театральные деятели оставляют за собой право определять, что есть Израиль, а что - нет...
Закулисная жизнь мастеров лицедейства, иногда выплескивающаяся на просцениум к зрителю в виде какого-нибудь "Льва Гурыча Синичкина" или актерских мемуаров, дает нашему брату-потребителю высокого искусства представление о неизбежном институте зазнавшихся прим, кое-где у нас порой командующих закулисьем и сценой - будь то водевильная Раиса Минична Сурмилова или реальная, средней руки, актриска Зинаида Райх, однако супруга хозяина театра и великого реформатора сцены, или какой-то спившийся от рыночных невзгод неврастеник-премьер из новорусского сериала, живейше сыгранный Домогаровым...
Понятное дело, люди искусства - не мы! Богатыри духа, и нелегка их доля: страдать за себя, за тебя и за того парня. Ибо вы с парнем толстокожи, и не разжуй они для вас отравленные плевелы жизни и не проглоти их, и не помри в муках на глазах ваших, ни ты, ни тот парень так и помрете, не узнав истинного смысла жизни.
Ясное дело, что, неся на плечах своих эту ужасную тяжесть перевоплощения, они имеют право быть капризными. Ибо снимают груз со зрителей своих.
А мы-то, простонародье, наградим их аплодисментами, и - вперед, в буфет, или просто в серые будни. Насколько проще! Отбарабанил свои часы на работе, слупил бабки, заплатил налоги и - иди, гуляй, как ни в чем не бывало! А мне родственница как-то рассказывала, столкнувшись с одним из великих питерских актеров, как он, еще часа за три до спектакля, настраивал себя на трагическую роль, которую предстояло сыграть, "накручивался", по ее выражению.
Другая жизнь!..
А вот недавнее сообщение IzRus:
"12.11.2010 08:30. Три крупнейших творческих союза Израиля - Объединение драматургов, Актерский союз и объединение театральных постановщиков соберутся в Тель-Авиве на чрезвычайную конференцию, чтобы обсудить решение министра культуры Лимор Ливнат об изменении правил выделения государственных субсидий театральным и творческим коллективам. Как сообщает радиостанция "Голос Израиля", вчера Форум деятелей культуры призвал министра Ливнат отменить ее решение, по которому театральные коллективы смогут получить государственные дотации лишь после подписания обязательств выступать в любом населенном пункте Израиля. В заявлении Форума говорится, что его члены готовы выступать в любом месте при уважении прав деятелей культуры на свободное высказывание своего мнения. Решение министра культуры Лимор Ливнат обусловить выдачу государственных дотаций театральным коллективам было принято после того, как группа творческих деятелей, костяк которой составили представители труппы театра "Габима", обратились с призывом к своим коллегам бойкотировать выступления в новом Дворце культуры в Ариэле и в залах, расположенных за пределами т.н. "зеленой черты".
В связи с этим я впервые за 50 лет перечитал подзабытую хрестоматийно-школьную статью великого циника Ленина, написанную 105 лет назад, когда волна 1-й русской революции создала у него иллюзию близости захвата власти. Впрочем, захватив ее через 12 лет, большевики полноценно воплотили программу в жизнь. Вот наиболее любопытные и циничные заявления великого вождя:
"...господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие. В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть "свободы" реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде "дополнения" к "святому" сценическому искусству? Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность). Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания".
И меня потому совершенно не удивляет, что Лимор Ливнат, стоящая у крана представительница правящей сегодня партии, требует от очереди с кружками соблюдения порядка. Такова логика правления, пусть она даже выражена самим Лениным. В сообщении же о предстоящем демарше театральных деятелей выделю некоторые моменты.
Первый. Не хотят они, утонченные, подписывать некие бюрократические обязательства. Хотят быть хозяевами своего слова. Ведь кто знает? - Сегодня Ливнат поставлена на разлив, а завтра - Сарид или, скажем, новоиспеченная Абесадзе? Сегодня слово дал, завтра - забрал. А что написано пером... Вот, к примеру, напутали что-то в водопроводной компании и упорно, несмотря на мои многочисленные протесты и вносимые ими исправления, продолжают приделывать к моей фамилии имя тетушки, покинувшей мир сей много лет назад...
Второй. Судя по тексту, театральные деятели оставляют за собою право определять, что есть Израиль, а что - нет. Государство (кормящее), само собою - им не указ!
Третий. Откровенное словоблудие, пытающееся отождествить понятия "уважение прав деятелей культуры на свободное высказывание своего мнения" и "призыв к своим коллегам бойкотировать выступления в новом Дворце культуры в Ариэле и в залах, расположенных за пределами т.н. "зеленой черты".
По-моему, первое реализуется трепом на дружеской пирушке или, максимум, статьей "Не могу молчать!" в газете для единомыслящих людей, где автор или авторы мазохистски возмущаются "незаконной оккупацией палестинских земель". Но никак не отказом работать и подстрекательством к этому других. Господа деятели искусств имеют полное право на свободу выражения мыслей. Но политической деятельностью в демократическом государстве, коим считается Израиль, допустимо заниматься исключительно в рамках политической системы. И никакой писатель Алеф или актер Бет в одиночку не имеет никакого права заниматься политической деятельностью, не будучи делегированным в установленном порядке в законные органы власти. Впрочем, так же, как и мельник Гимел, и бизнесмен Далет! Идите на выборы, господа, побеждайте и - вперед! Бе-ацлаха!
А уж принцип "кто платит деньги, тот и заказывает музыку" хоть и ужасно жесток и циничен, но как своевремен! Ведь единомыслящие никогда не возмущаются, скажем, Даниэлем Баренбоймом, формально - нашим согражданином, недавно награжденным каким-то микронобелем мира за исполнение именно той музыки, которую проплачивает ему мировая юдофобщина. Если он играет ее в пределах "зеленой черты", то уж не упустит шанса сыграть Вагнера "аф целухэс" почтеннейшей публике, у которой она почему-то ассоциируется с Шоа. А если - за пределами "зеленой" - то силами своих "палестинских" воспитанников. Еврейских, похоже, ему не надо. Но госдотации своему камерному фестивалю, куда он затаскивает внутрь "зеленой черты" - в центр Иерусалима Западного, своих палестинцев - это вам пожалуйста! И еще какие госдотации!
Но это музыкант-класик, по определению, человек без границ и мультигражданин. А вы-то, актеры и писатели, впряженные в иврит, ваша-то аудитория где? Кому вы нужны за пределами Страны? Кому нужны ваши куцые римейки вулканов Запада? Вот, напереводили на русский лучших и талантливейших писателей нашей постсионисткой эпохи. В расчете на два эффекта. Первый - русскоязычных понаехало с миллион, и с привычкой читать, читать... И пока новая поросль не выросла уже без родительских привычек, надо этот рынок окучивать. Второй эффект - идеологический. Перевоспитать этих "русских", отучить от имперской ментальности, от наведенной ею склонности к патриотизму, от чувства возвращения к своей Земле, к своему народу из юдофобской атмосферы стран рождения... Вот и Клинтон это свойство их подметил... Но, судя по всему, когда зайдя в русский книжный магазин, где видишь на полках лишь новорусские опусы, и на общем фоне их звездой кажется какая-нибудь Маринина, а израильтяне представлены переводами знаменитой тройки-четверки "лучших и талантливейших" и неугомонной труженицей-пчелой Диной Рубинной, ясно, что затея внедрить в "русские" мозги, не постесняюсь этого слова, скудоумие Амоса Оза, Давида Гроссмана и их коллег по обойме, провалилась - причем, с треском. А провалилась из-за старой традиции русскочитающих, привычных к литературе умной, еще с позапрошлого века, где царствовали такие великие умницы и оригиналы, как Пушкин и Лев Толстой, где даже ничем не примечательный, кроме изысканности языка, Тургенев был принужден пыжиться как мыслитель до высот своего яснополянского приятеля.
Говорят, что у обоймы "лучших и талантливейших" невероятно изысканный иврит. Очень даже возможно. Но не знаю, как кому, мне уже этого не ощутить. Как бы ни старались переводчики. Мне много довелось прочесть переводной литературы. В покойном многонациональном Союзе качество переводов было на высоте. Достаточно, навскидку вспомнить имена Пастернака, Маршака, Лозинского, Липкина, Волжиной и Калашниковой, поднявших для нас пласты чужеязычных литератур, Айтматова и Быкова, занимавшихся самопереводом. Но все они знакомили нас с творениями чужих культур. А здесь пусть и не освоенный вполне, но родной язык, язык ТАНАХа. И надо родиться в нем, надо купаться в ТАНАХе с детства, чтобы оценить красоту и изящество нашего Языка, древнего и современного. Увы, это уже не дано...
И еще. Ситуация с обоймами назначенных "лучших и талантливейших" очень напоминает нравы 30-х годов в СССР. Именно 30-х. Потому что в 20-х, досталинских, была какая-то относительная свобода творчества и печати. Но в начале 30-х, под знаменами Красного джихада, развернутого Сталиным внутрь страны, все это было попросту уничтожено (читайте позднего Грина и ранних Булгакова и Эренбурга). Заказчиком и спонсором искусств монопольно стало Государство. И оно назначало "лучших и талантливейших" - сообразуясь как с левой ногой великого вождя, так и со степенью холуйства, проявленной талантом. И эта система просуществовала почти до конца советской власти. Но были сороковые-роковые, когда не было бы счастья, так несчастье помогло. Великая трагедия страны привела к ненормативному выбросу талантливой продукции, и государство, конечно, использовало его в своих целях. Но стоило закончиться войне, как с новой силой разыгралась другая война - на уничтожение - вокруг государственной кормушки, от которой, как водится, первым делом отогнали евреев, и еще хорошо, если просто отогнали... Но когда Сталин издох, то, начиная с "оттепели" и последующие лет 30 коммунистической диктатуры, цековская инквизиция даже в моменты самых свирепых ее вспышек, вроде второй половины 60-х - начала 70-х, старалась выдерживать относительную умеренность. Люди моего поколения могли читать на выбор: кто - "Юность" и "Новый мир", а кто - "Октябрь" и "Молодую гвардию". Кому-то нравились Вознесенский и Трифонов, а кому-то - Боков и Белов. И была открытая журнальная полемика - естественно, обкуцанная цензурой. Но была!
А что в Израиле? Слово и право имеют только несколько местных Шолоховых, намертво присосавшихся к кормушке. Посторонним вход воспрещен! Плавайте, если хотите самостоятельности, в рыночных потоках!
И ориентация у присосавшихся - исключительно "ла-хуц" (наружу), лишь бы там понравиться новым бумажным или киноплачем о зверствах израильской военщины на оккупированных территориях... Но на деньги израильского налогоплательщика.
Так что пожелаю Лимор Ливнат сил и решительности выполнить свое намерение. И не только против политбастующих театров, но и против писателей-подстрекателей. А вот мы, простые потребители культуры, несущие свои шекели в книжные магазины и кассы зрелищных мероприятий, должны бы последовать предложению Л.Луцкого о бойкоте путающих свободу слова с подстрекательством (http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=14154 ).
И в завершение. Было это в разгар "интифады Аль-Акса" лет 8-9 назад, когда в Иерусалиме чуть ли не ежедневно взрывались шахиды, унося жизни десятков людей. Была пятница, около полудня. Я проезжал через Французскую площадь (Кикар царфати). На пешеходном островке в ее центре, как обычно в это время, дежурили дюжины две "демонстранток", нанятых на почасовку "Шалом ахшав". В руках у них были этакие черные, вздернутые вверх, "руки" на палках, с надписью "Прекратить оккупацию". За день до этого шахидка взорвалась в кафе "Сбарро", убив и покалечив немало детей и взрослых. Я, человек простой и эмоциональный, умеющий ругаться на нескольких языках, негромко выматерился - кажется, по-арабски. Рядом со мной сидела девушка, с виду студентка.
- Чем ты не доволен? - спросила она меня. - Тем, что эти б... обзывают меня оккупантом!. - Но ведь мы и вправду оккупируем палестинцев, - возразила собеседница. - Ты действительно так считаешь? - Да! Я тоже оккупантка, и это очень плохо! - Так почему же ты здесь живешь, не уедешь? Ты против оккупации - начни с себя, освободи от себя несчастных! - Но у меня нет другой страны! - сказала она с горечью. - Аз эйн лирок ля-беэр! - перевел я ей, как сумел: "Так не плюй в колодец!"
И то же самое хочу сказать доморощенным Шолоховым и Раисам Миничнам, даже если они ходят в основателях преступных Женевских инициатив!
13.11.2010
| 14.11.2010 00:59
Авторское дополнение после публикации.
Из-за получившегося немалого размера статьи, да и спешки, забыл отметить еще один интересный эпизод.
Приезжает в нашу Страну некая "артисточка" - модель Плэйбоя, по сути, представительница древнейшей профессии, а по интеллекту - классическая блондинка из новорусского фольклора.
Приезжает судить конкурс себе подобных. Ладно бы, так она бесцеремонно вмешивается во внутренние дела суверенного Государства!
Девушка, видите ли - правозащитница. Защищает права животных и, разумеется, несчастных "палестинцев". Ну, занялась бы "палестинцами", нам не привыкать, тут их защитники стаями носятся, как собаки нерезаные! А она лезет в хозяйство, в наш еврейский быт! И императивным тоном требует от наших руководителей навести, с ее, блондинской точки зрения, порядок в торговле, определяя, чего нам носить, чего есть и как курочек содержать! Один шаг до популярного плача об иудейском издевательстве над животными путем кашерного забоя... И, самое главное, что ее выслушивают! Вместо того, чтобы без лишних разговоров воткнуть в ближайший самолет со штампом в паспорте, запрещающим навеки въезд в Святую Землю!
Единственный, кто в этой истории повел себя нормально, хотя, на мой взгляд, тоже избыточно деликатно - это Эли Ишай, заявивший, что не желает контактировать с неизвестно кем.
И какого отношения к себе и Стране можно ожидать после такого наглого вытирания ног об нас?