Сколько людей приезжают в Японию , столько же и мнений высказывают об этой все еще загадочной стране и не понятных ее обитателях.
- Ни как в толк не возьму , как японцы с таким средневековым мышлением сумели еще чего-то добиться?
- Да ни чего они сами не добивались . Все что имеют - все благодаря Америке . Сами же не на что не способны...
- Ты посмотри на их медицину : они ведь и лечить толком не умеют. На все один ответ - надо худеть , надо больше двигаться, меньше кушать жирного...Все каллории считают...
- Вот , вот . А в школах посмотри как над детьми издеваются . Это ж надо додуматься - каждое утро детей на солнцепеке держать и ради чего ? Только для того что б о своих айсацу поговорить...
- И не говори, достали они меня уже с этими айсацу . Недавно звонок в дверь, открываю стоят парочка (наверное муж и жена) протягивают мне сверток какой-то и говорят,что они не так давно переехали из Nagasaki, сказали как их зовут, что у них есть младенец Akatyan и тем самым они теперь могут причинить нам беспокойство. И еще всякую ерунду несли и в конце как всегда Ima kara yoroshiku o negai shimasu(с этого момента прошу любить и жаловать) .
- А в свертке то что было?
- Да ни чего такого . Несколько кусков мыла дешевого и маленькая пачка стирального порошка.
- М-м ?
- Но ты представь себе сколько соседей живет в округе и каждому надо купить,принести и нагородить ту околесицу, которую и мне пришлось выслушать.
- И что ж , если и я буду куда переезжать и мне так надо будет делать?! Это ж какие деньги то ?
- А ты как думала ? Это ж ихние айсацу. Ни сделаешь , так коситься будут... На всю жизнь гайдзином (иностранец в грубой форме)будут называть.
- Во - во , а в глаза то все улыбаются...
Вот такие , или примерно такие диалоги приходиться слышать здесь не редко. Ну что можно сказать в ответ? Наверное лишь напомнить слова старой пословицы - " Со своим уставом в чужой монастырь не ходят"
Почему вспомнил вдруг это? По приезду в Японию и мне пришлось выслушивать подобные мнения "специалистов" , но к счастью не очень продолжительное время...
Для себя же мы в семье решили , что нам нужно понять мышление {kangaekata} японцев, их привычки и обычаи {syuukan} и не причиняя беспокойства соседям и окружающим начать свое обустройство здесь .
И вот так, как-то совсем не заметно для нас дети освоились в школе, увлеклись спортом и начали обычную жизнь среди обычных японских друзей. Старший в этом году пошел уже в последний, шестой класс { roku nen sei} начальной школы {syougakkou} . Младший после окончания детского садика, по случаю которого ему был торжественно вручен диплом об окончании онного, так же успешно закончил первый класс и учиться сейчас в той же школе , что и старший,но во 2-ом классе{ni nen sei}. В каждом районе города обязательно имеется начальная и средняя школа . У них нет номеров , а называются по названию района в котором находится. Район , в котором живем мы, называеатся [Meiwa], а потому и школа носит название Meiwa Syogakkou. В начальной школе учаться до шестого класса . Тут же,через дорогу такое же типичное школьное здание, но это уже средняя школа, где обучаются три года . И уже потом моих детей ждет высшая школа (так же 3 года), но вот о ней пока не очень хочется говорить. Расходы на образование ростут пропорционально возрасту детей , а высшая школа это как раз тот уровень , с которого затраты увеличатся в несколько раз. Потому и не хочется пока о грустном...
В первый класс младший сын пришел уже уверенным в себе и без тени той растерянности,которая была у него в начальный период в садике. Но как и не быть уверенным - читать и писать хирагану и катакану научили, легкие кандзи освоил, считать, играть на музыкальных инструментах простые мелодии, мастерить поделки и т.п. - все это было для него уже не ново. Первый и важный шаг на сложном и длинном пути образования был сделан именно в детском садике. Благодаря простым воспитателям детского садика сын, как и его друзья, получил ту необходимую базу знаний, без которой начинать дальнейшее образование ( пусть даже и с первого класса начальной школы) совсем не просто. В школе, так же как и в садике, очень много внешкольных мероприятий,спортивных состязаний,походов и экскурсий. Младшие классы так же не редко выезжают на отдых, но обязательно совмещенный с учебой. Но не так далеко и лишь на один день. Например на ближайшую речку, музей, завод или фирму, рисовое поле и т.п. Там сенсей обязательно расскажет почему вода в реке течет быстро, как долго и хлопотно выращивать рис. И в заключении дети с огромным удовольствием покапаются по колено в воде в рисовом поле и посадят собственноручно пару саженцев. Возвращаются дети из таких экскурсий, как правило, уставшие,но полные прекрасных впечатлений и радости. Но отдыхать некогда, надо еще и отчет о походе составить и ответить письменно на вопросы сенсея. Старшие классы (начальной школы) выезжают уже на несколько дней и подальше. В прошлом году,например, старший сын с классом ездил в одно из красивейших мест юга Японии в город{Kirishima} . Два дня они жили в горах , ночевали в палатках. По ночам ловили жуков и просто развлекались,смеялись и играли до самого почти рассвета. Но вот в походы такие нельзя брать с собой фотоаппараты и видиокамеры. Что б не выделиться среди остальных и не сравнивать чей аппарат лучше. Ведь у кого-то может вообще не быть ни какой,даже самой простой камеры. Потому и фотографий с таких походов почти нет. Есть только групповое фото класса , сделанное сенсееем. И опять же все дети в шапочках,одетых на красную сторону. Хотя старшеклассники начальной школы и не очень любят одевать их. Ведь вроде уже как взрослыми хочется выглядеть , но таков порядок школы. В этом году шестиклассники собираются в поездку еще подальше, в другой город . Но на нашем же острове, на острове {Kyuusyuu}. А станут постарше, поедут по другим островам и городам по-крупнее. Не редко выезжают дети в подобные экскурсии и в другие страны,но в последнее время из-за нестабильности в мире таких экскурсий стало меньше.
С первых дней обучения в школе мы заметили, что многие дети занимаются в секциях и клубах. Практически в каждой школе есть футбольные команды, бейсбольные и пр. Очень много секций большого тенниса и плавания . Но на мое удивление редко найдешь школу, где были бы секции дзюдо, айкидо, каратэ или кендо. По совету одной из родительниц мы пришли в секцию дзюдо под названием{Seidoukan} правильный путь ,где и продолжают вот уже почти два года заниматься мои дети . Тренировки проходят в обычном режиме: три - четыре раза в рабочие дни {heizitsu}, и обязательно в выходные. В обычные дни с детьми занимается полицеский. В выходные {doniti}- сам сенсей.Очень часто проходят соревнования, на которые приходиться выезжать в другие города. Как правило они проводяться в воскресные дни . Выезжать надо рано утром и даже забавно получается: возле школ , на трасссах скопление машин, в которых заботливые родители {oyatati} везут своих детей на очередные соревнования. Только вот едут все в разные места и в разные города - кто на дзюдо, кто на футбол, кто на теннис и т.п.
В Японии очень много внимания уделяется спорту вообще, а дзюдо и другим японским видам в особенности . Часто спонсорами и организаторами таких соревнований выступают полицеские{Keisatsu}. И уж в этом случае все будет организовано действительно на высшем уровне. Ребенок, добившийся успехов в дзюдо (кендо и т.п.) имеет не плохие шансы в продолжении образования на очень выгодных льготных условиях. А в перспективе и в трудоустройстве на престижную работу. Потому многие родители пытаются вовлечь своих детей в такой спорт. Хотя надо признать, что сама молодежь больше стремиться попасть в бейсбольную или футбольную команду, или же заняться боксом и т.п.
В то время , когда в Европе и Америке все больше становяться популярными восточные виды борьбы и единоборства , в Японии все больше молодежи увлекается европейскими видами спорта . Впрочем , ведь это вполне нормально. Молодежи всегда свойственно желание познать не известное и до селе мало изученное. А что тут творилось во время чемпионата мира по футболу! Вдруг все кинулись скупать в магазинах футбольные мячи, засели за экраны телевизоров и выучили на изусть неизвестные для многих до сих пор имена ведущих игроков различных команд. Даже старший сын надумал как-то в тот момент забросить дзюдо и пойти в футбол. Каждое утро со своими товарищами он встречался во дворе и тренировался правильному обращению с мячом . Но вскоре этот бум угас и все вернулось на круги своя.