Мацумото Хаято: другие произведения.

Заметки (2)

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 10, последний от 31/05/2007.
  • © Copyright Мацумото Хаято (burabai@alto.ocn.ne.jp)
  • Обновлено: 17/02/2009. 8k. Статистика.
  • Впечатления: Япония
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       С чего начинается день в Японии? Конечно же с айсацу. Просыпаясь и выходя из своей комнаты,дети говорят охаеугодзаймас. Родители же отвечают более сдержанно - охаё. Потом, после всех обязательных утренних процедур,начинается завтрак,перед началом которого все говорят - итадакимас,что в данном случае можно перевести как: спасибо за угощение,с удовольствием покушаю. Произнося эти слова руки складываются перед лицом в ладоши,делается легкий поклон.После приезда в Японию мне объясняли,что и хаси,палочки для еды,в таких случаях надо ложить между большим и указательным пальцами,поперек ладони.Но потом объяснили,что это было раньше и сейчас это правило соблюдается лишь в некоторых семьях.Мои два сына каждое утро перед завтраком стали делать обязательное утреннее айсацу.Конечно,я не против айсацу,но ведь большую (и надо сказать не худшую)часть жизни я прожил в Казахстане и России.А потому решил,что для того что бы дети все же не забыли русский язык можно и видоизменить айсацу.Я им предложил говорить по русски - приятного аппетита. На следующее утро,после того как все уселись на свои места и приготовились завтракать,дети сложили руки в ладоши,покланялись и сказали на ломаном русском...-"Приятный аппетит".Настроение у меня было на несколько дней вперед прекрасное.Конечно,в этот же вечер я отменил свое диктаторское постановление и дети ,по-моему, этому больше обрадовались чем огорчились.После окончания трапезы обязательно надо сказать - готисоусамадесита (спасибо за угощение). Не зависимо от того в гостях,дома или же просто на пикнике на природе айсацу перед едой и после еды обязательны. Потом начинаются будни.Дети одеваются в свою униформу и спешат в садик,в школу.Уже в двери они кричат - иттекимас ! Если переводить дословно,то получиться как бы- я пошел и вернусь.Родители отвечают - иттеирассяй(иди и возвращайся).Вобще-то и взрослые так говорят,когда уходят на работу,выходят из дома за покупками и т.п. Айсацу занимают очень важное место в жизни японца.Айсацу надо соблюдать везде - у себя дома,особенно когда принимаешь гостей,когда сам приходишь в гости,на работе,и т.д.Например,на многих фирмах перед началом работы все сотрудники фирмы собираются в специальной комнате,в офисе или же просто на улице перед фирмой. Выстроившись в ряд они выслушивают своего начальника,который сообщает всем последние новости фирмы и обязательно всем напаминает,что бы не забывали делать айсацу между собой и конечно же перед клиентами, окякусама.Игнорировать,не соблюдать айсацу нельзя. Их очень много и от того конечно же легко запутаться и ошибиться.Можно любить или не любить айсацу,но делать их надо.Это наверное и есть один из тех элементов ,законов японского общежития,благодаря которому все как бы сливаются в одну огромную семью.А потому и приучают к айсацу уже с раннего детства. Во дворе детского садика возле ворот каждое утро детей и родителей встречает сенсей.Дети же ,постречавшись с сенсеем,делают поклон и говорят : "Охаеугодзаймас!".Сенсей отвечает,после чего обязательно интересуется здоровьем и позавтракал ли он дома. - Охаеугодзаймас !(Доброе утро!) - Охаеу ! Генки (Доброе утро ! Как здоровье?) - Ун.( Хорошо ) - Асагохан о табета ?(Позавтракал?) - Ун.(Да) - Кё ганбатте не !Сегодня старайся, хорошо...) - Хай !(Хорошо!) Я бы не сказал,что дети любят эту процедуру.Ведь во дворе садика уже играют пришедшие чуть раньше друзья,встреча с которыми куда более интересна.Потому и отвечают они сенсею быстро и отрывисто, последнее хай ребенок кричит уже на ходу,убегая в сторону игровой площадки.Уже буквально через пару дней мой сын так же стал исправно исполнять утреннее айсацу в садике.А еще примерно через месяц и дома он и старший сын,которому так же в школе постоянно напаминают об айсацу,стали выполнять необходимые айсацу . Об айсацу здесь не возможно практически забыть. В начальной школе каждое утро перед началом занятий ученики и учителя выстраиваются на спортивной площадке перед школой и в течении тридцати минут слушают директора школы.Всем так же сообщаются последние новости,планы на будущее и т.п.Но и конечно же напаминает о необходимости айсацу и о том какую полезную роль в жизни эти айсацу выполняют . Как то я читал,что японцы не любят выделяться.В какой-то мере это может быть и так.Но лишь в той части,что японцы ни когда не выступят против воли и желания коллектива.Желание коллектива,общества в котором ты учишься ,работаешь,живешь - составная и главная часть в принятии каких-либо решений.Если в садик все приходят в кроссовках даже в 40 градусов жары,то и мой сын ни за что не оденет сандалии.Он скажет что-то вроде : "...я понимаю,что так лучше,что в кроссовках жарко...Но ведь ни кто не приходит в сандалиях..."Взрослые так же придерживаются таких правил и в выборе одежды,и в своих поступках.Да и униформа в Японии не просто рабочая одежда в нашем понимании смысла этого слова.Своя униформа есть в каждом садике,школе,фирме.По форме можно без труда определить в какой садик,школу ходит ребенок.Форма дисциплинирует,показывает всем окружающим и напаминает лишний раз самому обладателю формы,что я такой же как все,я тоже частичка этого коллектива.Но обязательный атрибут детсадовской формы и формы начальной школы - легкие шапочки.Эти шапочки можно одевать "с двух сторон".Одна сторона обязательно яркая , например красного цвета.На красный цвет одевают шапочки в том случае,если идут всей групой,классом на экскурсию,которых проводится здесь не мало.В этом случае шапочка не просто предохраняет от солнечного удара,но и служит как бы сигналом для водителей автомашин,мотоциклистов и велосипедистов.Либо же при проведении праздничных мероприятий. На другую сторону,менее ярко окрашенную,одевают когда просто играют,проводят какие - либо мероприятия внутри садика или же школы. Жизнь ребенка в детском садике Японии очень активна,интересна и познавательно полезная.Перед поступлением в садик с родителями проводятся всевозможные собеседования.Будущий сенсей пытается подготовиться к приходу новичка как можно основательнее.Сенсея интересует вся информация о ребенке - любимые блюда и не очень,а что вообще он не может кушать,особенности характера,способности и увлечения и т.п. Кроме формы (а это повседневная,парадная и спортивная форма) в необходимый перечень вещей,которые приобретаются тут же в садике, входят музыкальные инструменты,пластилин,краски и карандаши и прочее. Скажу откровенно,сначало я даже усомнился в том,что все это приготиться сыну в садике . Но со временем конечно же понял,что все это действительно вещи необходимые . Дело в том,что детский садик здесь действительно рассматривается как подготовительная ступень перед поступлением в школу.Детей учат лепить,мастерить поделки из всевозможных материалов,читать хирагану, катакану и легкие кандзи. Учат математике и конечно же учат петь,играть на всевозможных музыкальных инструментах.Много внимания уделяется физическому развитию . Но главное - с ними не просто проводят занятия,а готовят к будущей жизни,терпеливо и доходчиво объясняют "что такое хорошо и что такое плохо".Но что лично меня больше всего удивило - так это уроки рика в школах.В переводе такой урок означает "естествознание".На этих уроках,кроме всего того,что необходимо изучать на естествознании,детей учат просто наблюдать за цветами, растениями и т.п.Наблюдать не только в смысле вести что-то вроде научных наблюдений,но и как бы любоваться,восхищаться красотой и прелестью окружающего мира природы.Нечто подобное проводится и в детских садиках.На уроке сякай(обществоведение) изучают наверное тоже , что и в России.Но проводят здесь эти уроки уже с начальной школы.Очень часто учеников возят на экскурсии на заводы,фабрики и различные организации и фирмы.На экскурсии сотрудники фирм в доходчивой и простой форме объясняют детям технологию производства и другие подробности работы фирмы.Ученики же делают себе записи в специальных записных книжках и уже дома должны составить что-то вроде отчета. Подобные уроки и экскурсии проводятся и в садике.Таким образом,придя в школу дети продолжают начатые ими занятия в детском садике.Конечно в садике учитывается возраст детей,но все же они уже хоть не много , но готовы к школе.Это и нам,родителям,хорошо.Например,нам не надо покупать теперь младшему сыну музыкальные инструменты.Так как используемые им в садике музыкальные инструменты так же используются и в школе.
      
      
      
  • Комментарии: 10, последний от 31/05/2007.
  • © Copyright Мацумото Хаято (burabai@alto.ocn.ne.jp)
  • Обновлено: 17/02/2009. 8k. Статистика.
  • Впечатления: Япония
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка