За почти семнадцать лет жизни в Новой Зеландии мне довелось поработать в самых разных учебных и воспитательных заведениях. Надо сказать, это разнообразие оказалось очень полезным и интересным
Был шестилетний период работы в группе малышей при женском клубе здоровья. Женщины приходили позаниматься в тренажерном зале, а детишек от 0 до 5 лет могли оставить в нашей группе на пару часов.
Воспитатели, здесь их называют - учитель, не просто приглядывали за детишками, но, по установленному режиму дня, и кормили их, и укладывали поспать, и проводили самые разные занятия.
Я в этой группе несколько лет работала супервайзером - ответственным за все происходящее, в то же время я выполняла всю положенную работу воспитателя - ответственность большая. Нас было, в зависимомти от дня недели, от 3 до 5 взрослых человек на группу, наше количество менялось в зависимости от количества детей, мы всегда знали, кто придет и какого возраста.
Со временем в Новой Зеландии появился закон, что на такой позиции должен работать не просто человек с педагогическим образованием, а именно с образованием воспитателя для дошкольного возраста. Это было правильно. Каждый возраст требует своего подхода и своих знаний. Это было время больших изменений в работе дошкольных учреждений.
К нам в группу пришла молодая и очень опытная женщина с двумя образованиями. Первое, которое требовалось для работы супервайзером в этой группе, и второе - натуропат. Я же осталась просто работать в этой группе. Ответственности стало меньше, зарплата не пострадала - если человека оставляют на работе, но ставят на более низкую позицию, ему не имеют права снизить зарплату. Меня это очень устраивало. Тем более. У меня была возможность поучиться новому.
Однажды сижу со своими малышами-трехлетками, а на одного воспитателя положено не больше пяти человек, и рисую им воздушные шарики, раскрашиваю их, придумываю историю. У них тоже есть бумага и всякие фломастеры и пастельные карандашики. Они смотрят на мой рисунок и пытаются изобразить нечто подобное: кружочек с ниточкой и раскрасить его.
В конце дня мы с Меган, так звали супервайзера, как всегда обсуждали прошедший день. Мне нравилось общаться с ней и учиться у нее. Темы были всегда очень разные: и воспитательная работа, и натуропатия.
В этот день она мне сказала:
- Никогда не учи ребенка до 5 лет рисовать и раскрашивать. У них свое восприятие и видение мира. Просто дай им все, что нужно - на чем рисовать, чем рисовать, и скажи, что нарисовать. Ты увидишь, какие фантазии появятся на бумаге. А если мы их учим в этом возрасте, мы их ограничиваем в их развитии. Они намного умнее и богаче нас по восприятию мира.
И это - правильно.
Вот такое получилось длинное предисловие ради последнего абзаца.