День идет своим порядком, солнце припекает, но надо поторапливаться, а не то останемся в прошлом навсегда.
Ребята побывали в школе восемнадцатого века, затем познакомились с домашним приготовлением масла и теперь при необходимости и при наличии всех составляющих: корова, маслобойка и прочее необходимое, - не пропадут, собьют вкусное маслице и намажут его на кусочек хлеба.
Следующая небольшая часть сегодняшнего дня - познакомиться с бытом первых поселенцев, узнать, кто мог претендовать на эту роль, пережить эмиграцию тех лет. Мы переходим в единственный в этой деревне двухэтажный дом.
На втором этаже нас уже ожидает тетушка Саманта. На ней старомодное тёмное, как и принято было в то время, в клеточку, длинное платье, белый чепец, высокие черные ботиночки на невысоких каблуках и со шнуровкой. Она сидит перед раскрытым сундуком, перебирая вещи. Увидев ребят, предложила всем рассесться поудобнее на ковре и начала рассказывать:
- Когда началась колонизация Новой Зеландии, потребовалось много сильных, здоровых, выносливых мужчин среднего возраста, прошедших воинскую службу. Им предстояло не просто создавать первые поселения, но и защищать их от набегов маорийских племён, живших в Новой Зеландии, и от французов, которые приплывали периодически с Таити и Новой Каледонии.
Соллдатами-поселенцами были люди, прошедшие войны за Великобританию в 1830-1840 годах и уже отошедшие от дел, они получали военные пенсии.
Эти люди были сравнительно молоды - 35-40 лет. Им предложили новую жизнь в Новой Зеландии. бесплатный переезд с их семьями. Каждому полагался коттедж с акром земли, который оставался в их пользовании после семи лет службы в Королевском Новозеландском Оборонительном Корпусе. Ввозвращение на действительную военную службу включало в себя даже обязательное участие в воскресных церковных парадах.
Тётушка Саманта открывает сундук, стоящий рядом с ней, и продолжает рассказывать:
- Путь из Англии в Новую Зеландию предстоял долгий: три месяца морем. На корабли грузили всё: скот, сельскохозяйственные машины, зерно, продукты. Для всех, кто хотел переехать, были очень строгие нормы объема багажа. Независимо от количества человек в семье, разрешалось взять только один дорожный сундук определенного размера. Мы сейчас заглянем в этот сундук и посмотрим, что же везли будущие поселенцы.
Перед ребятами стоит открытый сундук и тётушка Саманта вытаскивает оттуда один за другим предметы, предлагая угадать название и назначение их.
Что-то угадать было нетрудно, так как вещи, хоть и выглядели иначе и сделаны из других материалов, но были узнаваемы:
топор с очень длинным топорищем,
ведро небольшое, но очень тяжелое, сделанное из дерева,
большой медный чайник,
чугунные утюги большие и маленькие,
подсвечники,
кастрюли, посуда,
необычные ножницы, как оказалось, такие использовали для стрижки овец.
А некоторые предметы были настолько другими, что невозможно было определить их назначение в домашнем обиходе.
Например, плоский круглый металлический сосуд с завинчивающейся крышкой на одной из плоскостей, диаметром примерно сорок сантиметров и толщиной три-пять сантиметров - Что это?
- Может быть это сосуд для горячей воды? Только зачем он такой нужен?
Оказалось, они были правы. Это - грелка для кровати. Дома раньше, да и сейчас в Новой Зеландии, не отапливались, ночами было очень холодно зимой, в домах были камины, но камин - не печка, да и камин обычно находился в жилой комнате только, но никак не в спальне. Наливали в эту грелку горячую воду, клали в постель под одеяло, постель нагревалась в том месте, где лежала эта грелка, её потом передвигали в другое место, так до момента укладывания в постель её немного нагревали.
Нагревали постель и раскаленным кирпичем, обернутым в вязанный толстый мешочек. Кто к чему приспособился.
А пока идет процесс нагревания постели ко сну, надо и самому подготовиться. Показывает тётушка Саманта ребятам нечто белое с оборочками, длинное и довольно тяжелое и спрашивает:
- Что это?
Ну тут сомнений не было, все сказали, что это - ночная рубашка. Тогда возник второй вопрос:
- Мужская или женская?
- Конечно, женская, вон сколько оборочек и рюшечек...
- Нет, не угадали. Это - мужская. Ну-ка, иди сюда, - подзывает она одного из мальчишек.
- Пока нагревается постель, ты наденешь эту рубашку и приготовишься ко сну, как это делали раньше.
Она помогла мальчику надеть эту рубашку, доходившую до самого пола, завязала тесемочки на рукавах и у горла. Дала ему в руки подсвечник:
- Держи, тебе придется идти в спальню, а в доме уже темно. Тебе понадобиться еще одна вещь, очень важная, - и тётушка протягивает нашему герою некий сосуд, похожий на кастрюлю с одной ручкой, - как ты думаешь, что это?
- Я думаю, это кастрюля для горячей воды, я поставлю её под кровать, чтобы тепло шло вверх.
- Нет, это ночной горшок, в домах не было туалетов, ночью темно и никто не выходил в туалет по ночам.
Мальчишка несколько опешил - с такими вещами наши дети вообще не знакомы. Он чуть брезгливо отодвинул от себя эту ночную вазу, но тетушка Саманта его несколько успокоила:
- Держи-держи, без этого ни одна ночь не проходит. Одно могу сказать тебе, утром тебе не придется выносить горшок. Этим занимались только девочки, это было их прямой обязанностью. Помните, в школах учатся только мальчики, а девочки помогают по хозяйству. Готовятся быть женами, хозяйками, поэтому им приходится делать всю работу по дому, и в частности, выносить за всеми горшки по утрам.
Мальчишкам это понравилось...
- Итак, ночь прошла. Пора вставать, приводить себя в порядок.
Из сундука извлекается небольшая симпатичная фарфоровая посудинка, похожая на чашку, но почему-то она разделена на две части, одна побольше. Другая поменьше, и перегородка не доходит до дна.
- Что же это такое?
- О!. Я знаю, - кричит один из наших "поселенцев", - это чашка для чая с молоком. В бОльшую часть наливают чай, а в меньшую - молоко.
- Ну, нет, чашки раньше были обычными и какой смысл наливать чай и молоко в разные части чашки, ведь, чай с молоком приятно пить смешаный. Не угадал... Это - чашка для разведения пены для бритья. В неё наливается немного воды, в большей части лежит кусок простого хозяйственного мыла - раньше не было всяких пенок для бритья и мужчины взбивали помозком пену из такого вот серого недушистого мыла, пена проникала под перегородкой в меньшую часть чашки, откуда её и брали тем же помазком для намазывания на лицо. А щетину вместе с этой пеной соскабливали вот такой бритвой, - и тетушка Саманта достает из сундука опасную бритву, так же незнакомой нашим мальчишкам.
- А теперь немного поговорим об одежде того времени. Вы сегодня оделись очень похоже на ваших сверстников 18-ого века. Девочки же носили длинные платья, башмачки, непременно шляпки. Довольно замысловатой была женская одежда. Вы сегодня видели в основном женщин и обратили внимание на их длинные платья, чепцы или шляпы, высокие башмаки. Под платье, - и тут тетушка Саманта чуть приподнимает подол, - женщины надевали белую нижнюю юбку, а под нее, - и она опять чуть приподнимает подол нижней юбки, из-под которой виден край красной оборки, - обязательно что-нибудь красное, чаще всего что-то из нижнего белья, потому что в старину люди знали, что-нибудь красное на теле улучшает кровообращение. Сейчас об этом забыли, к сожалению. О многом забыли, а жаль...
Пора нам прощаться с тетушкой Самантой. Осталось не так много времени, чтобы мальчишки могли пробежаться по деревне, заглянуть во все закоулочки и домики, поиграть в игры, которыми развлекались их сверстники 200 лет назад и успеть вернуться домой, в настоящее время..