Небольшая заметка о системе оценок в начальных школах в Новой Зеландии.
- Ничего не понимаю, - обычно говорят родители, привыкшие к другой системе оценок, когда видят отчеты об успеваемости своих детей раз в полгода.
В течение каждого семестра родители вообще не видят отметок. Бывают встречи с учителями, где в приватной беседе учитель расскажет об учебе ребенка, его поведении, отношениях с одноклассниками и учителями, выскажет свое мнение об ученике.
Пытаясь понять буквы, которые видят в отчете, родители обычно приводят их в соответствие с российскими (привычными всем нам) отметками:
А = 5, В = 4, С = 3, D = 2, E = 1.
На самом деле все эти буквы означают несколько другое. Нет в новозеландских школах троек-двоек-единиц.
Оценки по предметам выглядят и означают следующее:
А - Excellent (Отлично)
B - Very Good (Очень хорошо)
C - Good (Хорошо)
D - Need to improve (Нужно улучшить)
E - Specific Issues (Специфические дети)
Обратите внимание: В - это не "4", а "ОЧЕНЬ ХОРОШО", С - это не "3", а "ХОРОШО", и т.д.
Каждая отметка - это не просто буква или, как у нас цифра от 1 до 5. Каждая отметка расшифрована в отчете для конкретного ученика, написан целый абзац, с какими трудностями на данном этапе 'борется' ребенок и чего достиг за очередные полгода, и подписана учителем. (К сожалению, сосканированная страничка отчета выглядит не четко).
Я прошу вас, дорогие родители, не ругайте вашего ребенка за отметки D и E. Просто подумайте, чем вы можете помочь ему. Ваш ребенок нуждается в вашем внимании и помощи.
Есть еще и другой вид оценок: за коммуникабельность, прилежание и социальные навыки, поведение, умение управлять собой, поведение в работе...
S - Strength (Стабилен, устойчив)
D - Developing (В стадии развития)
N - Need attention (Требует внимания)
Я расшифрую для вас, что оценивают этими буквами.
Коммуникабельные навыки (Выставляется 4 отметки)
насколько хорошо : работает и сотрудничает с одноклассниками; оказывает уважение другим;
насколько позитивно сотрудничает в групповых занятиях;
насколько уверен.
Умение участвовать в совместной работе (6 отметок):
насколько способен к самодисциплине;
внимательность в классе; ответственность; надежность;
умеет ли заканчивать работу вовремя и гордиться работой.
Умение показать себя (3 отметки):
работает независимо;
демонстрирует инициативу;
уровень самоорганизация.
Отношение к работе (2 отметки):
насколько опрятен внешний вид и отношение к школьной форме;
насколько следует установленным порядку и правилам в классной комнате.
Существуют оценки и в процентах. Если ученик получил 50% за тест или экзамен, считается, что он его сдал. Но говоря о процентном способе оценки, надо отметить, что всегда рассматривается соотношение прогресс/регресс, выраженное в процентах для одного ученика, по отношению к множеству параметров: к своим успехам, к успехам класса, к успехам школы (показатели для данного возраста) и к успехам страны в целом по данному возрасту и данному предмету. И все это представлено в виде специального графика для каждого ученика, где можно увидеть его позицию в классе, в школе, в стране.
В отчете за полгода родители обязательно прочитают об особенностях своего ребенка. О том, что ему удается лучше, что - хуже и почему. Какие отношения у ребенка с одноклассниками и стоит ли на что-то обратить внимание. И уж в любом случае, в отчете будет достаточно слов о том, какой хороший ваш ребенок - учителя всегда находят , за что похвалить любого ученика.
Эта небольшая заметка написана для родителей русскоязычных детей в Новой Зеландии. Но мне кажется, сейчас, когда очень активно обсуждается вопрос о системе оценок учащихся в России, стоит обратить внимание на позитивный и всесторонний подход к оценкам в Новой Зеландии и не "гнобить" ребенка за "2" и "1". К этому следует отнестись как к сигналу о необходимости большего внимания ребенку. В отдельных случаях (при необходимости) к работе с такими детьми подключаются психологи и врачи.
И маленькое добавление в конце. Все течет, все изменяется в нашем мире. Вот и здесь, в Новой Зеландии, сейчас пришло время для пересмотра системы оценок. Возможно, в ближайшем будущем (год-два) мы получим новую систему .
Выражаю благодарность в подготовке этой маленькой статьи очень молодому, но очень талантливому педагогу Ксении Вахрушевой.