Мариан Бэйкер: другие произведения.

Исповедь конформиста

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мариан Бэйкер (inessaarm@yahoo.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 20k. Статистика.
  • Эссе: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Исповедь конформиста.
      
       Прочитав два труда нашего знаменитого писателя, журналиста и публициста Петра Ефимова "Кто мы были меж славян" и "Эмиграция и эмигранты", я задумалась. Последовавшие события, в частности, встреча с журналисткой Элеонорой Полтинниковой-Шифрин из Иерусалима, углублённое изучение истории исхода евреев из СССР и стран постсоветского пространства привели меня к интересным выводам.
      
       Чтосамое главное для человеа в жизни? Умение приспосабливаться.
       Поле боя после битвы принадлежит мародёрам. Кому принадлежит всё после развала Советского Союза - тем, которые своей кровью, своей жизнью и жизнью своих близких оплатили этот развал? Или тем, кто своей кровью, своей жизнью и жизняи своих близких пробивал брешь в стене, отделявшей десятки лет большой концлагерь под названием Союз Советских Социалистических Республик от свободного мира? Отнюдь нет. Кому же оно принадлежит?
       Я не говорю об олигархах и партийных функционерах, разделивших между собой плоды труда миллионов заключённых, ставших лагерной пылью в Норильске и Магадане, Караганде и Джезказгане. Я не говорю о миллионах безвестных тружеников, батрачивших на полях за палочки, о сталеварах у пылающих печей, о шахтёрах, рубающих уголёк, о рабочих, стоящих у станка, об учителях в классах или о врачах, в любую погоду спешащих к больным...
       Речь нас пойдёт о рядовых советских людях, родившихся евреями, но понявших, что надо делать, чтобы жить хорошо. Об этом нам рассказывает Пётр Ефимов в своих книгах. Делится опытом, так сказать.Оказывается, чтобы жить ХОРОШО, надо было только продать своё первородство за миску чечевичной похлёбки.
      
       Мы все жили между славянами, также, как и между другими народами, но, как оказалось при пристальном изучении жизненных историй многочисленных выходцев из советского и постсоветского пространства, очень по-разному. Петя Ефимов жил хорошо, о чём бесхитростно и откровенно рассказывает нам в своих книжках. Он также печатает многочисленные опусы на страницах русскоязычной прессы, демонстрируя всем своё кондовое совковое миропонимание и невежество
       в исторических вопросах, неподобающее кандидату исторических наук, и старается показать, на этот раз приютившей и обеспечивающей ему приятное существование Америке, что он и здесь вполне идеологически правильный.
       Автор предисловия, Вера Зубарева, соседка в Одессе и подруга дочерей Петра Ефимова Оксаны и Аниты, пишет, как безискусно его повествование - "отца, мужа, гражданина". В книге "Как мы жили меж славянами" - "свидетельства историка и юриста, журналиста и солдата".
       Петр Ефимов пишет обо всём. Исследованию истории и корней Холокоста посвящена его книга "Зов памяти". В книге "Эмиграция и эмигранты" т.н. "военный авиатор, военный журналист, юрист, кандидат исторических наук, доцент Юридического факультета Одесского университета" спрашивает, что же случилось с Россией, и что происходит с Америкой. С "большим гневом" пишет Пётр Ефимов обо всём. " И здесь виден знакомый творческий почерк Ефимова ... бичующего пошлость, особенно, когда она распространяется с экранов и страниц русских газет". Очень активный товарищ, этот наш Петро...Продолжает бичевать.
       Совсем не прост Пётр Ефимов. Он - один из тех, кто мастерски приспосабливался всю жизнь, был хитёр и напорист. Продолжает маскироваться и сейчас. Солдатом не был никогда, хотя всю советскую жизнь носил военный мундир. Историк он тоже никакой. А уж как журналист - пишет в единственно освоенном им стиле газеты "Защитник родины" Одесского Военного Округа. На каждой странице книг идёт перечисление имён и фамилий, правда, с приговоркой "Да благословенна будет память о них(о нём, о ней)".
       В одной из своих книжек Пётр Ефимов размышляет об эмиграции как об "исходе". Для Ефимова и его семьи эмиграция - несомненно переход на более высокий уровень жизни, тем более что на родине произошла революция и потребовались другие навыки выживания, когда "журналисты и солдаты" и даже историки, юристы и доценты оказались не у дел и лишились социальных благ, когда дочери с дипломами плохоньких вузов оказались без работы...
       К тому же для людей старше шестидесяти лет эмиграция - способ с удобствами усесться на шею американским налогоплательщикам, что Петя Ефимов сделал очень быстрои эффективно. Он с семейством не приехал на пустое место, к фонарному столбу, поэтому точно знал, что и как делать, чтобы в Америке ему было даже лучше, чем в Советском Союзе.
      
       Всю жизнь я считала, что нам, евреям, между славянами живётся плохо. В Беларуси, в столице которой Минске я родилась и жила до отьезда в самом начале 1989 года, погиб во время Второй Мировой войны каждуй четвёртый житель
       республики., т.е 25 %. Но это в общем. Погибло 70% еврейского населения. Вся семья моей мамы - около 40 человек - погибла в Минском гетто.
       Евреи Беларуси имеют гораздо больше общего в ментальности с беларусами, чем с галицийскими евреями. Навыки выживания и приспособления у них были развиты слабо. Выживали они только силой духом и чисто человеческой порядочностью. Мои родители гордились тем, что, несмотря на все гонения и тяготы, не оказались от своего еврейства, не побежали покупать "русские паспорта".
      
       Пётр Ефимов родился осенью 1931 году в местечке Кодыма. Евреи, живущие в этой местности, называются галицийскими евреями. Считаясь ашкенази, они тем не менее, ведут своё происхождение от евреев Хазарского каганата и сильно отличаются от литваков, происходящих от западноевропейских евреев.
       Территории отошли к Российской Империи в результате войн с Оттоманской Империей. После развала империй, последовавших за русской революцией, и поражением держав Оси в Первой Мировой войне, по Версальскому договору часть территорий отошла к Румынии и находилась в её составе до конца июня 1940 года. Граница проходила по Днестру и по Дунаю. По договору Риббентропа- Молотова в 1940 году территория Бессарабии отошла к Советскому Союзу. Образовалась Молдавская ССР. Граница с Молдавией прошла по Днестру, с Румынией - по Дунаю. Местечко Кодыма, которое находится на реке Кодыма, впадающей в Южный Буг, стало районным центром Одесской области. На реке Кодыма находится и знаменитая Балта, которая к Румынии не отходила никогда.
      
       Эти места издавна были густо населены процветающими общинами галицийских евреев, чему весьма способствовали благодатные природные условия. Евреи занимались торговлей. Было среди них и множество ремесленников. Население было смешанное - украинцы , русские, евреи, поляки, молдаване, татары... Антисемитизма не знали до Гражданской войны. Знаменитая Умань, где возникла южная ветвь хасидизма, находится всего в 60 км.
       В девичестве Пётр Ефимов назывался Пиня Файнгерш. Родился в осенью 1931 года. Отцом его был Файнгерш Ефим Маркович(1902-1959), мать - Грекина Мария (Малка, Матля) Кисилевна (1902 - 1991). Даже дедушки и бабушки выглядят на фотографиях вполне цивилизованно, никаких традиционных еврейских нарядов, бород и пейсов.
       При румынах Пиня(Пинхус) успел поучиться года два. Потом пришла Советская власть со всеми её прелестями, правда, всего на 1 год, так как летом 1941 года началась очередная война. В советской школе Пине довелось учиться всего год. Был ещё у него брат, родившийся в 1937 году.
       Семья по советским меркам была суперзажиточной, ещё с румынских времён имелось солидное хозяйство - сад, огород, и ещё отдельный участок в другом месте. Во дворе были сарай и курятник, держали свинью (евреи!), кроликов, кур и гусей. Правда, один из дедушек с приходом Советской власти лишился большей части своего имущества. Но он помалкивал.
       Папа Файнгерш заведовал перевалочным пунктом, где собирались, упаковывались и готовились к отправке овощи и фрукты со всего района. С соседями - врачом и районным прокурором - полезными людьми - дружились изо всех сил. В Кодыме стоял большой военный гарнизон, было много развлечений.
       Пете запомнилось, как проходили советские праздники. "Разве можно забыть праздники с с выездом в лес, т.н.маёвки?..." "Всей семьёй мы гордо вышагивали в праздничных колоннах, громко пели...". Это все длилось один год, но так запомнилось! Семья сразу же с большим энтузиазмом начала принимать самое активное участие во всех мероприятиях новой власти.
      
       Бодрая советская жизнь была прервана войной. Кодыму начали бомбить через десять дней после её начала. Семья собралась в эвакуацию. Мама захватила с собой швейную машинку. Более трёх месяцев скитались на телеге по дорогам юга. Направление держали на Сталинград. Из Сталинграда получили направление в Палласовку, в автономную республику немцев Поволжья, откуда немцев уже вывезли в Казахстан и выбросили из теплушек в голых степях. Мама работала в колхозе. Было голодно, но выручала швейная машинка - за шитьё маме платили продуктами и вещами. Когда немцы подошли к Сталинграду, семья решила уехать в Среднюю Азию. Поселились в Рыбачьем, на берегу озера Иссык-Куль.
       Из эвакуации вернулись в 1944 году. Дом оказался цел. Вскоре вернулся и отец, который работал вместе со своими сёстрами в Йошкар-Оле на военном заводе(завод давал бронь). Послевоенная жизнь долго не налаживалась, отцу пришлось пойти работать на известковый завод. Дом, хоть и сохранился, оказался разграбленным.
       После окончания семи классов украинской школы Пиня пошёл работать на табачную фабрику и поступил в техникум. Был комсомольским активистом на уровне райкома комсомола. Посещал аэроклуб, очень хотел стать лётчиком.
       Забрали Пиню в армию в весной 1951 года. Уже при отправке в авиационное училище Пиня Файнгерш получил первый серьёзный удар от антисемитов - в райкоме комсомола, где он так активничал, не хотели подписывать характеристику. Пришло понимание, что с таким именем и фамилией и такими скромными способностями в жизни далеко не продвинешься. Начав учёбу в школе младших авиационных специалистов, закончил через два года. Потом служил в авиации, учился в высшем авиационном училище, по окончании которого стал офицером. Где-то мне попался рассказ одного еврея-ветерана, что по окончании авиационного училища им предложили поменять еврейские имена и фамилии, и военный билет - основной документ военнослужащего в СССР - был выдан на новые имя и фамилию. Графы "национальность" в военном билете не было. Именно тогда Пиня Файнгерш трансформировался в Петра Ефимова. Невыраженная еврейская внешность делала такую маскировку доступной.
       После окончания училища Пётр Ефимов служил в Толмачёво под Новосибирском, но недолго. Очень ладил с начальством, выпивали вместе. Решил двигаться дальше, подал документы в военную академию. В приёме ему было отказано. Хотел уже поставить крест на военной карьере, но тут появилась возможность совершить большой шаг вперёд. Петя вступил в Коммунистическую партию, как он пишет, по зову сердца. В этом месте книги идут долгие рассуждения об антисемитизме и реакции на него разных людей. По моему мнению, реакции и поведение самого Петра Ефимова на явления окружающей его в Советском Союзе действительности никак не характеризуют его как порядочного человека.
       Он пишет, что прослужил в авиации более тридцати лет. Фактически служил только пять лет, налаживал контакты и искал пути-дороги к лучшей жизни. И нашёл, был направлен на учёбу в Военно-Политическую Академию, которая располагалась в Риге. Местечковый парень попал в Европу. В Риге в 1958 году женился на еврейской, правда, девушке по имени Зоя(урождённая Зельда). Родилась девочка, назвали Александрой. Потом родилась ещё одна девочка, которую назвали почему-то Анитой.
       По окончании академии Пётр исхитрился получить направление в Одесский военный округ. Правда, хорошо помыкался, но, использую свои умения устанавливать контакты и разыскивать связи, в конце концов осел в окружной газете "Защитник Родины" в отделе авиации. Поступил на вечернее отделение Одесского университета, на юридический факультет (почему не на факультет журналистики или филологический?). В 1965 году получил от округа хорошую квартиру. С начальством ладил хорошо, правильно вёл себя в коллективе.
      
       Петя имел далеко идущие планы. Закончивая вуз в 1966 году, в возрасте 34 лет, уже имел за плечами 16 лет армейского стажа. Надо было позаботиться о будущей перспективе. Ещё 9 лет, и можно выйти в отставку. Куда потом? Не на стройку же или к станку? В 1971 году удалось даже защитить диссертацию на звание кандидата исторических наук. Почему исторических? Были крепкие связи, которые позволили сделать это. Тема - полный отстой: " Героико-патриотическая тематика в средствах массовой информации -опыт, поиски, проблемы". Такие вот клепались диссертации, такого качества были кандидаты исторических наук. Как говорят у нас в Беларуси: "Смеху варта". Планировалась даже докторская!!! По истории редакции газеты "Защитник Родины"!!! Ну и Петя, ну и прохиндей!!! Ни стыда, ни совести.
       Вообще Петя был парень суперпробивной. Куда он только не находил ходы - и к писателю Анатолию Рыбакову, и к Сергею Смирнову, автору книги о Брестской крепости, и ко многим другим... Учитесь, евреи и неевреи... "Довелось пройти многие ступени, в том числе на комсомольской работе, пока не определился..."- пишет Пётр Ефимов о поисках дороги к хорошей жизни непосредственно после окончания Военно-Политической академии.
       Да, многие ступени прошёл наш герой в его пути наверх, не осознавая, что это были ступени полной нравственной деградации, полной интеграции в идеологическую систему оболванивания людей, которую он так страстно обличает сейчас в Америке.
      
       После 33 лет службы в армии, из которых 25 лет служил, и хорошо служил в армейской газете, иначе бы давно отправили в отставку, в 1984 году Пётр Ефимов вышел в отставку в чине полковника в возрасте 52 лет, полный сил и энергии. Полковничья пенсия была рублей 250, инженер получал в два раза меньше.
       И устроился на должность доцента!!! В университет, на исторический факультет, потом передвинулся на кафедру теории и истории государства и права юридического факультета, стал заместителем завкафедры!!! Это ещё рублей 300. Писал в газеты - тоже капало.
       Жизнь полковника-доцента- корреспондента и его семьи среди славян шла славно. Дочери выросли, правда, учились слабо. Но высшее образование получили. Геолого-географический факультет - не бог весть что. Папа расстарался и пристроил на непыльные местечки. Выдал замуж. Устроил квартиры. Всё было в шоколаде. Жизнь удалась!
      
       И тут такой облом - в конце 1991 года разваливается Советский Союз.
       Пете - 60 лет. Скоро попросили на пенсию. Пенсий хоть две, да платят не аккуратно, а то и вовсе не платят. Система рухнула.... Цены растут. Жизнь дорожает. Дочери с семьями в 1990 году попали в Израиль. В 1996 году Петя с супругой Зоей прибыл в американский городок Спригфилд как еврейский беженец. Место было уже "нагрето", не пришлось скитаться и бедствовать, как многим. Подгадали, что бы уж прямо, без проблем, сесть на SSI. Помогали спонсоры...
       Петя Ефимов сызмальства был мастер налаживать контакты.
      
       Рассказы о жизни Пётр Ефимов перемежает рассуждениями по разным вопросам, в том числе и по вопросу о сталинских репрессиях, и осуждает он даже тех, "кто просто молчал, боясь "высовываться"". А разве в брежневские времена не было репрессий? По моему, Ефимова можно отнести не только к молчальникам, но и к активным обличателям диссидентов.
       В книге "Эмиграция и эмигранты" Ефимов пытается ответить на "вопрос -откуда и почему уехали, куда и зачем приехали". Со смаком рассказываются всякие истории.. кто и как уезжал, "в 1990 году из СССР было вывезено и спрятано за рубежом 234 тонны золота". Ефимов знает.. Когда наша семья уезжала в самом начале 1989 года, то разрешали вывозить по два места багажа на человека. Нас отправляли точно также, как фашисты депортировали западноевропейских евреев.
      
       Пётр Ефимов и подобные ему, которым хорошо жилось и среди славян, и при советской власти, собрались на выезд только тогда, когда стало ясно - полковнику, журналисту, доценту больше ничего не светит, и никакие связи уже не помогут...
       Ефимов пишет историю эмиграции. Что вы, Ефимов, знаете? Из вашей родной Одессы первые ласточки в свободный мир полетели в начале 70-х годов. Эти люди задыхались в удушливой атмосфере СССР в то время, когда вы пробивали путь наверх, и с успехом. Не могли вы не заметить массового отьезда в конце 70-х. Тогда вы задумывались, почему люди уезжают, бросая всё нажитое? Нет, конечно. Вы были при кормушке, вам и вашей семье было хорошо. А уезжать вы собрались, когда эта кормушка приказала долго жить, а другой, кроме как в Америке, не предвидилось.
      
       Большая часть книги "Эмиграция и эмигранты" - совершенная бредятина или цитаты. Господин Ефимов обижен на русскоязычную прессу. Не все редакторы газет и журналов в восторге от его писаний. Ещё он очень беспокоится о России и судьбе демократии в ней...
       Самый интересный вывод делается по близкому ему вопросу: " ...многим приходилось менятьфамилии, имена, национальность, а порой и отрекаться от своих корней". Не все так делали, господин Ефимов! И нет вам и вам подобным никакого оправдания...Напрасно вы считаете себя порядочным человеком и правильным евреем!
      
       Несколько слов о Вере Зубаревой, вдохновительнице книг Петра Ефимова.
       Родилась в Одессе в 1958 году. Подружка старшей дочери Саши. Интересна как ещё один пример наличия и практического употребления навыков выживания и пробивания. Вера Кимовна. А папа звался Кива. Мама - Нинель, 1935 г.р. Интересно, как звали маму в девичестве?
       Вера закончила филологический факультет Одесского университете. В школу работать учителем, конечно, не пошла.Устроили в университете почасовиком. Готовила диссертацию, надеялась защищаться как соискатель, т.е. сдать экзамены, а потом защитить диссертацию без отрыва от производства. Стать кандидатом, а затем доктором наук. Хорошая была у кандидатов и докторов наук жизнь в СССР. Лёгкая.
       Писала стихи. Познакомилась со знаменитой поэтессой Беллой Ахмаддлиной. Устанавливала связи, что-то там печатала даже.
       В Америку приехала в январе 1990 года с мужем Вадимом Зубаревым. Вере был 31 год. Но как действовать, знала чётко. Каким-то образом познакомилась с Ароном Каценеленбогеном (1927 -2005), учёным- экономистом и социологом из Мосвы, эмигрировавшим в 1973 году, с 1977 года - полным профессором Walton School of Economics, University of Pennsylvania, очень влиятельным человеком.
       Арон Каценеленбонен разработал теорию предиспозиции. Вере Зубаревой он жизнь наладил легко, так как был серьёзным спонсором в полном смысле этого слова. Приложили теорию предиспозиции к литературе и исскуству, Вера была принята как Graduate Student в этот университет. Там же, в университете, она одновременно начала работать как преподаватель русского языка. В предисловиях к книженциям "дяди Пети" Вера Зубарева называет себя доктором филологических наук. Защитила ли она докторскую диссертацию?
       Выпрашивая денежки у евреев для напечатания своих книжек, Вера Зубарева плачет о своей несчастной еврейской доле в СССР. Доля была совсем не еврейская, а похоже, что христианская, потому что писала и пишет Верочка об ангелах, о боге, о душе, о поэзии - атрибутах отнюдь нееврейских.
       Или ещё одна боевая дама - Сарра Хургина рассказала нам историю своей жизни. Не лишена способностей, закончила физико-математический факультет университета. А трудилась на ниве торговли, заведующей магазином. И вся книга состоит из рассказов о её деловой активности и поливания грязью людей, которые оказались "неблагодарными".
       Как то мне на одном вечере довелось слушать господина по имени Юрий Сокол, бывшего лётчика, который, разливаясь соловьём, говорил о возрождении еврейской культуры в России и просил у присутствовавших американцов жертвовать на это деньги. Он рассказывал о своей маме, которая пела ему в детстве еврейские песенки. После собрания я подошла к нему и спросила, какова же была его фамилия в девичестве. "Шварцбург" - ответил он. "А зачем вы её сменили?" Он так удивился моему вопросу - такая непонятливая. "У меня росли сыновья, им же надо было делать карьеру..." - был его ответ...
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мариан Бэйкер (inessaarm@yahoo.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 20k. Статистика.
  • Эссе: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка