Аннотация: Хочешь мира - готовься к войне. Мы воюем за мир. У террора - женское лицо. Преступления израильской военщины... израильский агрессор... - это все плохо забытая ностальгия. Вспомнить это все и многое другое позволяют картинки с выставки
Картинки с выставки: женщины - убийцы
Художественная выставка на тему "Женский терроризм" - "Ferror" (Female Terror) Галины Блейх и Лилии Чак открылась в Тель-Авивском Доме Журналистов "Бейт Соколов" 3 сентября и буквально тут же закрылась. Экспозиция выставленных картин вызвала у посетителей бурю негодования. Бурю настолько сильную, что администрация "Бейт Соколов" решила выставку закрыть. И вот по каким причинам.
Галина Блейх использовала в семи своих картинах традиционные образы богоматери, только вместо лица мадонны, изображенного в оригинале, подставила в каждую картину фотографию одной из семи террористок-самоубийц. Для подчеркивания связи с тем, что совершили убийцы, на картинах наклеен слой "раненой" земли, взятой с места, где каждая из семерых арабок убила то количество евреев, которое ей удалось убить. Момент сбора земли документально запечатлела в видеофильме Лилия Чак. Вот только у меня возникает вопрос: где на городском асфальте или внутри городского автобуса можно было найти землю?
Сравнение женщин-убийц с мадонной должно было, по замыслу художниц, подчеркнуть чудовищное деяние, которое убийцы женского пола совершили. Однако... человек предполагает, а Бог располагает. Предположение о том, что в нашей стране подобное искусство будет воспринято положительно, в воспитующем ключе, не сработало. Возможно, более "правильные" эмоции возникли бы у тех, кто посылает "дочерей" и "сыновей" своего народа убивать евреев, а потом причисляет своих убийц (без пола, без возраста) к великомученикам.
Посыл художниц был направлен на осуждение террора, в конкретном случае - женского. Публике попытались объяснить несовместимость двух полюсов: женщины как личности, дающей жизнь, и женщины как существа, эту жизнь отбирающего (причем с особой жестокостью). Видимо, для того, чтобы эту суть осветить и объяснить, стоило использовать другие средства, а не увековечение арабской (называя вещи своими именами) женщины, матери реальной или потенциальной, злонамеренно и идеологически выдержанно совершившей убийство людей, и детей в их числе.
Реакция возмущения, негодования, протеста многих людей по отношению к творчеству подобного рода возникает не впервые. Многие из нас хорошо помнят случай, произошедший в 2004 году в Стокгольме. Тогда, в январе, посол Израиля в Швеции Цви Мазель во время своего посещения выставки, связанной с программой по борьбе с геноцидом, испортил один из ее главных экспонатов. Композиция "Белоснежка и безумие правды", автор которой - в прошлом гражданин Израиля, еврей Дрор Фейлер, представляла собой плавающую в бассейне с кроваво-красной водой лодочку с портретом террористки-самоубийцы Ханади Джарадат, убившей 4 октября 2003 года в Хайфе, в ресторане "Максим", 21 человека. В их числе было пятеро членов одной семьи, трое членов другой семьи. Среди раненых - мальчик Орен Альмог, потерявший пятерых близких - в их числе отца, деда, бабушку - и зрение. Цви Мазель, увидев беспредельное по своему цинизму освящение (и освещение) теракта, выключил и сбросил в воду несколько ламп. За это его удалили из помещения, где происходила экспозиция. Художник же заявил, что "выступает против апартеида" и что в Швеции он может, в отличие от Израиля, изъясняться свободно.
Кстати, о свободе слова. Председатель Союза журналистов Йоси Бар-Муха, оправдываясь перед публикой о размещении получившей скандальную славу выставки, сообщил, что художницы заранее и полностью заплатили за представление своих работ, о содержании которых он не знал. Вместе с тем он подчеркивает, что Союз журналистов придерживается свободы слова и выражения. Сразу вскоре после открытия выставки Союз журналистов был буквально бомбардирован телефонными звонками. Звонившие (в их числе были арабы-христиане) требовали немедленного закрытия экспозиции. Среди звонивших были также родственники (большей частью родители) жертв терактов, политики, общественные деятели. Доктор Арье Бахрах, председатель движения "Альмагор", объединяющего семьи жертв арабского террора, направил дирекции "Бейт-Соколов" письмо протеста. В письме он обвиняет организаторов выставки в поощрении террора "путем придания ему легитимации с использованием религиозных мотивов".
Послушаем теперь людей, чьи судьбы теснейшим и ужасным образом оказались связаны с терактами, совершенными в Израиле арабами-самоубийцами. Несколько человек, чьи родные погибли в терактах, решили подать жалобу в полицию. Свои требования они сформулировали как "удар по чувствам пострадавших и подстрекательство к убийству". Йоси Цур, житель Хайфы, сын которого, Асаф, погиб в теракте в 37-м автобусе в 2005 году (он был в числе 17 погибших, в основном молодежи): "Одна из художниц заявила, что представляет террористку-смертницу в виде святой великомученицы по той причине, что такой ее видит палестинский народ. Если принять такую позицию, то на другой стороне оказываются наши дети, погибшие от рук террористки, потому что они захватчики и агрессоры". Вместе с ним в полицию обратился Рон Керман, чья дочь Таль была убита в том же автобусе в том же теракте: "Когда я узнал об этой потрясшей мои чувства выставке, то понял, что мы, евреи, будучи народом, страдающим от террора, не имеем права позволить такую "свободу слова". Это удар по множеству пострадавших, по десяткам тысяч родных и близких. Не могу даже представить себе, как можно смотреть на эти картины".
Статья журналистов Ахия Рабад и Даниэля Эдельсона, размещенная на сайте YNET, вызвала, как и можно было предполагать, огромное количество откликов. Причем отрицательная и положительная реакции разделились примерно поровну. Мое внимание привлек один из ответов Алекса из Маале Адумим: "Я был на выставке, которая не открылась. Видел журналистов, осознавших свою ошибку. Надеюсь, что они сделают и публичное признание. Почему же статья так неточна? Ведь под каждой картиной, изображающей террористку в виде мадонны, есть подпись: "Это чудовище убило столько-то невинных людей". В статье об этом не упоминается. Разве читателям сообщили, что одна из художниц собрала землю с тех мест, где были убиты люди? Выставка сделана с целью воздействовать на чувства, на сознание людей, пробудить их (нас - М. Я.) от спячки".
Сайт YNET, как известно - интернетный вариант газеты "Едиот ахронот", в которой журналист Реувен Вайс тоже опубликовал материал на эту тему, с удовольствием поиграв словом "мадонна" в связи с только завершившимся артистическим визитом "королевы поп-музыки" в нашу страну. Он сообщает о том, что назавтра после скандала открытия выставки Союз журналистов инициировал срочное заседание, пригласив на него юриста Илана Бомбаха, который подтвердил, что закрытие выставки законно. Художниц уведомили о том, что их картины будут сняты со стен, а деньги, уплаченные за аренду зала, возвращены.
И все же воображение среднего человека (и мое в том числе) отказывается воспринимать сравнение убийц, убийц женского пола, убийц-матерей, некоторые из которых оставили сиротами собственных детей, с образом великомученицы, центральным образом христианства. Да еще если мы вспомним, что и Мария, мать Христа, была еврейкой... равно как и он сам. Все это сложнейшим, парадоксально безнравственным образом накладывается на чувства, на боль людей, потерявших самых близких в результате терактов, в результате множественных убийств, совершенных особями женского пола.
В информации о работах "Ferror" и выставке, полученной мною для размещения на сайте http://ru.local.co.il/ (статья находится здесь: http://ru.local.co.il/EventPage.asp?nav=3,71,1,4,28063), дан адрес сайта поддержки художниц: http://www.jerusalemsummit.org/eng/. Примечательно, что дружественный сайт Palestinian Media Watch приводит список палестинских "черных вдов", террористок-самоубийц. Не перечисляя по понятным причинам имен, напомню лишь, что "черная вдова" - один из наиболее ядовитых разновидностей каракурта.